Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ, УПРАВЛЯЮЩИХ СПОРТИВНЫМ ИНВЕНТАРЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ, УПРАВЛЯЮЩИХ СПОРТИВНЫМ ИНВЕНТАРЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / СПОРТ ИНВЕНТАРЬ / МОПЕД / МОТОЦИКЛ / ДОРОГА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / VEHICLE REGISTRATION / SPORTS EQUIPMENT / MOPED / MOTORCYCLE / PUBLIC ROAD / ADMINISTRATIVE OFFENSE / PROCEEDINGS ON AN ADMINISTRATIVE OFFENSE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова Татьяна Алексеевна

В статье анализируются нормативно-правовая основа и правоприменительная практика привлечения к административной ответственности лиц, управляющих спортивным инвентарем. Рассматриваются такие аспекты темы как управление транспортным средством, не подлежащим регистрации по дорогам общего пользования, и особое внимание уделяется практике применения судами различных инстанций. Акцентируется внимание на законодательных пробелах, отсутствие в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность ГИБДД в области обеспечения безопасности дорожного движения определения транспортного средства, предназначенного для спортивных соревнований, а также непредусмотренное Кодексом об административных правонарушениях РФ административной ответственности за управление транспортным средством, не подлежащим регистрации (спортивным инвентарем).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федорова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY DRIVERS WHO MANAGE SPORTS EQUIPMENT

The article analyzes the legal framework and law enforcement practice of bringing to administrative responsibility persons who manage sports equipment. Such aspects of the topic as driving a vehicle that is not subject to registration on public roads are considered, and special attention is paid to the practice of application by courts of various instances. Focuses on the legal gaps, the lack of legal acts regulating the activities of traffic police in ensuring road safety the definition of a vehicle intended for sport competitions, as well as unintended by the Code of administrative offences of the Russian Federation administrative responsibility for driving a vehicle not subject to registration (sports equipment).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ, УПРАВЛЯЮЩИХ СПОРТИВНЫМ ИНВЕНТАРЕМ»

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ВОДИТЕЛЕЙ, УПРАВЛЯЮЩИХ СПОРТИВНЫМ ИНВЕНТАРЕМ

ФЕДОРОВА Татьяна Алексеевна,

адъюнкт Уральского юридического института МВД России.

E-mail: tanya.fedo2012@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье анализируются нормативно-правовая основа и правоприменительная практика привлечения к административной ответственности лиц, управляющих спортивным инвентарем. Рассматриваются такие аспекты темы как управление транспортным средством, не подлежащим регистрации по дорогам общего пользования, и особое внимание уделяется практике применения судами различных инстанций. Акцентируется внимание на законодательных пробелах, отсутствие в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность ГИБДД в области обеспечения безопасности дорожного движения определения транспортного средства, предназначенного для спортивных соревнований, а также непредусмотренное Кодексом об административных правонарушениях РФ административной ответственности за управление транспортным средством, не подлежащим регистрации (спортивным инвентарем).

Abstract: The article analyzes the legal framework and law enforcement practice of bringing to administrative responsibility persons who manage sports equipment. Such aspects of the topic as driving a vehicle that is not subject to registration on public roads are considered, and special attention is paid to the practice of application by courts of various instances. Focuses on the legal gaps, the lack of legal acts regulating the activities of traffic police in ensuring road safety the definition of a vehicle intended for sport competitions, as well as unintended by the Code of administrative offences of the Russian Federation administrative responsibility for driving a vehicle not subject to registration (sports equipment).

Ключевые слова: регистрация транспортного средства, спорт инвентарь, мопед, мотоцикл, дорога общего пользования, административное правонарушение, производство по делу об административном правонарушении, административная ответственность.

Keywords: vehicle registration, sports equipment, moped, motorcycle, public road, administrative offense, proceedings on an administrative offense, administrative responsibility.

Проблема безопасности дорожного движения не отходит на второй план. С каждым годом увеличение количества транспортных средств на дорогах общего пользования и их разновидностей приводит к огромному количеству дорожно-транспортных происшествий. Безусловно, законодатель разрабатывает и принимает большое количество нормативно правовых актов пытаясь урегулировать и предотвратить последствия, связанные с эксплуатацией транспортных средств, принимая при этом профилактические меры. Однако существующее большое количество нормативно правовых актов дает возможность избегать ответственности в области дорожного движения.

Россинский Б.В. говорит о том, что по статистке с каждым годом количество ДТП увеличивается, причиной тому служит то, что большинство водителей уходят от привлечения к административной ответственности. Поборы со стороны сотрудников ГИБДД, невозможность охватить нарядами ДПС все правонарушения в области дорожного движения, являются подспорьем в этом вопросе. Примером приводит правонарушения за превышения допустимого скоростного режима. При этом акцентируя внимание на то, что нарушения в области дорожного движения, которые действительно имеют большую степень опасности, выявляются реже. Государство предпринимает попытки ужесточения административной ответственности в области дорожного движения с целью снижения роста нарушений правил дорожного движения и как следствие ДТП, но такая мера как считает Россинский Б.В. мало эффективна, предлагая при несении службы экипажам ГИБДД использова-

нием современных, технические автоматизированные, средства для выявления наиболее опасных нарушений правил дорожного движения[3,133-137]

Безусловно, необходимо согласиться с мнением Россинского Б.В., что ужесточение ответственности не столь эффективно и сотрудников ГИБДД не хватает для оформления всех административных правонарушений, предложение об использовании современных, автоматизированных, технических средств является актуальным.

В настоящее время существующие подразделения ЦАФАПОБДД ГИБДД на примере Свердловской области за 6 месяцев обработали свыше 931467 правонарушений, это позволяет снять нагрузку с сотрудников ГИБДД, которые трудятся на дорогах городов пытаясь охватить огромный массив правонарушений. При этом существуют правонарушения в области дорожного движения, которые не могут быть отслежены и с помощью цифровых автоматизированных технических средств. Кроме того, законодательные пробелы, с которыми сталкиваются сотрудники ГИБДД, при производстве по делу об административном правонарушении являются не последней причиной, а может и самой основной для ухода от административной ответственности.

Согласно ПДД РФ, транспортное средство, приводимое в движение двигателем, есть механическое транспортное средство[6]. Так, от наличия специальных технических характеристик зависит тип транспортного средства. Предлагаем акцентировать внимание на двух-трехколесных транспортных средствах: мотоцикл, мопед и иные транспортные средства, не подлежащие специальной регистрации.

Завод изготовитель, выпуская транспортное средство в обязательном порядке, прикладывает: техническую документацию, с обязательным указанием объема двигателя внутреннего сгорания, максимальной скоростью движения, которую может выдержать конструкция транспортного средства и иной информацией.

Под мопедом понимается двух - или трехколесное транспортное средство максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 куб.см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВ [6].

Под мотоциклом понимается - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт[6].

Данные транспортные средства подлежат обязательному регистрационному учету. Так согласно пункта 117 Приказ МВД России от 21 декабря 2019 N 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств»[9] на зарегистрированные транспортные средства выдаются:

1) свидетельство о регистрации транспортного средства, соответствующее образцу, утвержденному в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России;

2) паспорт транспортного средства в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и Административным регламентом;

3) регистрационные знаки, соответствующие государственным стандартам Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России и Постановлением Правительства РФ Правительства РФ от 21 декабря 2019 N 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел» [7].

Любое транспортное средство, эксплуатируемое на дорогах общего пользования должно соответствовать техническому регламенту Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств [8], что является безусловным требованием общественной безопасности. А лицо его эксплуатирующее иметь право на управление транспортным средством определенной категории, либо специальное право на управление транспортным средством. Законодатель четко разъяснил, как и кому разрешено управлять транспортами средствами на дорогах общего пользования.

Однако, стоит отменить, что действие технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств не распространяется на транспортные средства, предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях. Такого рода транспортные средства, являются спортивным инвентарем, предназначены только лишь для тренировок и соревнований на специализированных трассах или треках. Заметим, что к таким транспортным средствам относятся, и транспортные средства рабочий объем двигателя, которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

При приобретении транспортного средства - спорт инвентаря паспорт транспортного средства не выдается, а все сведения технические характеристики вносятся в договор купли продажи при приобретении товара, имеющиеся в инструкции по эксплуатации завода изготовителя.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Игринского района УР 5-467/2019 от 16 .05.2019 [15] гражданин «ФИО» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев. ФИО не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратился с жалобой в районный суд, указав на тот факт, что управлял транспортным средством (питбайком), который является, спортивным инвентарем, не предназначен для дорог общего пользования и не подлежит регистрационному учету в органах Госавтоинспекции и вследствие чего он необоснованно был задержан и привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.12.26 КоАП РФ.

23.07.2019 решением судьи Якшур-Бодьинского районного суда (Удмуртская Республика) вышеуказанное постановление суда оставлено без изменения, а жалоба гражданина без удовлетворения. При вынесении решения

по данному делу судья руководствовался положениями ПДД РФ, КоАП РФ и техническими характеристиками транспортного средства Питбайка, где транспортным средством признается механическое транспортное средство приводимое движение двигателем и предназначенное для перевозки людей или оборудования. Технические характеристики Питбайка позволили судье сделать вывод, на основании ст.12.1 КоАП РФ, что данное транспортное средство является не зарегистрированным мотоциклом[12].

Как уже отмечалось выше транспортное средство - спортинвентарь имеет сходные характеристики с транспортными средствами обязательными для регистрации, что в данном случае на наш взгляд позволило судье не правильно интерпретировать ст.12.1 КоАП РФ[4].

Постановлением мирового судьи 249 судебного участка Солнечногорского судебного района Московской области от 14.12. 2018 года[14] гражданин ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000.00 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев. ФИО не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратился с жалобой в областной суд, ссылаясь на тот факт, что управлял транспортным средством (Хонда Дио), который является спортивным инвентарем, не предназначен для дорог общего пользования и не подлежит регистрационному учету в органах Госавтоинспекции, и вследствие чего он необоснованно был задержан и привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.12.26 КоАП РФ.

21.05.2019 постановлением Московского областного суда постановление вышеуказанного суда отменено, а дело возвращено на новое рассмотрение, в связи с тем, что при рассмотрении дела мировым судьей и судьей городского суда должным образом не были проверены данные является ли автомотосредство марки «Хонда Дио» транспортным средством, подлежащим регистрации в органах ГИБДД с оформлением паспорта транспортного средства, либо внедорожным транспортным средством, подлежащим регистрации в органах гостехнадзора, либо устройством, предназначенным для спортивных соревнований, то есть спортивным

инвентарем не требующим ни государственной регистрации, ни получения права управления транспортными средствами и следовательно не подпадающим под действие п.1 примечания к ст.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[13].

Стоит согласиться с выводами судьи Московского областного суда, не определив категории транспортного средства невозможно сделать вывод о том, требует ли оно государственной регистрации и как следует получения права на управление соответствующей категории.

Согласно 2 пункта постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное наказания в виде лишения права управления транспортными средствами применимо только лицам, имеющим такое право, либо лишенным его в установленном законом порядке, необходимым считает учитывать, когда субъектом является лицо не получившее право управления, либо его утратило, санкции в виде лишения права управления к данному лицу не применима[11].

Таким образом можно сделать вывод о том, что лица управляющие транспортными средствами, предназначенными для спортивного использования, фактически двигаясь по дорогам общего пользования избегают административной ответственности, либо привлечены не правомерно в связи с тем, что законодатель не учел того рода нарушения и не дал определения транспортному средству - спорт инвентарю.

Учитывая все вышеизложенное, для правомерного осуществления производства по делам об административных правонарушениях и практики применения в того рода делах считаем необходимым дать определение транспортным средствам, предназначенным для спортивного использования, с целью прекращения отождествления их с транспортными средствами категории М, А и других категорий.

Кроме того внести в КоАП РФ статью, предусматривающую запрет управления транспортными средствами не подлежащих регистрации, вне спортивных площадок и спортивных соревнований, применив к ним санкции в виде штрафа и конфискации транспортного средства.

Библиография:

Клепиков С.Н., Административная ответственность в субъектах Российской Федерации: Монография / Центральный филиал Российской академии правосудия; С. Н. Клепиков. - Воронеж: Научная книга, 2006. - 141с.

Административная ответственность: учебник для вузов / Д.В. Осинцев-3-е издание., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020.-466С.-( Высшее образование).

Россинский Б.В Актуальные проблемы административного права и административного процесса: Сборник научных статей / Отв. ред. М.А. Штатина. — М.: РГУП, 2017. — С.133-137.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.concultant.ru (дата обращения 08.06.2020).

5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»//[Электронный ресурс]. -URL:http://www.concultant.ru (дата обращения 02.07.2020).

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-Ф3 (последняя редакция) // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.concultant.ru(дата обращения.

6. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» [Электронный ресурс]. - URL:http://www.concultant.ru(дата обращения 02.07.2020).

7. Постановлением Правительства РФ Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. N 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел» (вместе с «Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») [Электронный ресурс]. - URL: http://www.concultant.ru (дата обращения 02.07.2020).

8. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 21.06.2019) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011). Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств») [Электронный ресурс]. - URL: http://www.concultant.ru (дата обращения 02.07.2020).

9. Приказ МВД России от 21 декабря 2019 г. N 950 « Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» [Электронный ресурс]. -URL:http://www.concultant.ru (дата обращения 02.07.2020).

10. Приказ Министерства спорта РФ от 8 декабря 2017 г. № 1060 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "мотоциклетный спорт» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.concultant.ru(дата обращения 02.07.2020).

11. Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.concultant.ru(дата обращения 08.06.2020).

12. Решение районного суда Якшур-Бодьинский районный суд (Удмуртская Республика) № 12-45/2019 от 23 июля 2019 года // [Электронный ресурс].-https://sudast.ru (дата обращения 08.06.2020).

13. Постановление Московского областного суда от 21.05.2019, дело №4а-947/2019[Электронный ресурс].-https://sudast.ru (дата обращения 08.06.2020).

14. Постановление мирового судьи 249 судебного участка Солнечногорского судебного района московской области от 14.12.2018 [Электронный ресурс] .-https://sudast.ru ( дата обращения 08.06.2020).

15. Постановление мирового суда судебного участка 1 Игринского района УР467/2019 от 16.05.2019 [Электронный ресурс].-https://sudast.ru (дата обращения 08.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.