Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ СПОРТИВНЫХ КРОССОВЫХ МОТОЦИКЛОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДГОТОВЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ'

К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ СПОРТИВНЫХ КРОССОВЫХ МОТОЦИКЛОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДГОТОВЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОТОЦИКЛ / КРОССОВЫЙ МОТОЦИКЛ / МОТОТЕХНИКА / ПИТБАЙК / ДОРОГА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / ПАСПОРТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / УЧЕТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копыл Д. В.

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования эксплуатации на дорогах общего пользования кроссовых мотоциклов, являющихся спортивным инвентарем, и классификации административных правонарушений управляющих ими лиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PARTICIPATION IN ROAD TRAFFIC OF SPORTS CROSS-COUNTRY MOTORCYCLES INTENDED FOR USE IN SPECIAL PREPARED TERRITORIES

The article deals with the problems of legal regulation of the operation of cross motorcycles on public roads, which are sports equipment, and the classification of administrative offenses, the persons driving them.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ СПОРТИВНЫХ КРОССОВЫХ МОТОЦИКЛОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДГОТОВЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»

»3

OPEN ACCESS

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

»Q

OPEN ifTl ACCESS

УДК 342.9 ББК 67.7

Научная специальность 12.00.14 Административное право; административный процесс

DOI 10.53039/2079-4401.2021.5.3.011 © Д.В. Копыл, 2021

К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ СПОРТИВНЫХ КРОССОВЫХ МОТОЦИКЛОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ

ПОДГОТОВЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Дмитрий Владимирович Копыл,

старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России, кандидат исторических наук Контакты: ул. Ярославская, д. 128, Краснодар, Россия, 350005

E-mail: [email protected] Тел. 8(918)4126060

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы правового регулирования эксплуатации на дорогах общего пользования кроссовых мотоциклов, являющихся спортивным инвентарем, и классификации административных правонарушений управляющих ими лиц.

Ключевые слова: мотоцикл, кроссовый мотоцикл, мототехника, Питбайк, дорога общего пользования, спортивный инвентарь, специальная площадка, паспорт транспортного средства, судебная практика, учет дорожно-транспортных происшествий

ON THE ISSUE OF PARTICIPATION IN ROAD TRAFFIC OF SPORTS CROSS-COUNTRY MOTORCYCLES INTENDED FOR USE IN SPECIAL PREPARED TERRITORIES

Dmitriy V. Kopyl,

senior lecturer department of administrative activities of the Internal affairs bodies of the Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of historical sciences

Contacts: ul. Yaroslavskaya, d. 128, Krasnodar, Russia, 350005

Abstract. The article deals with the problems of legal regulation of the operation of cross motorcycles on public roads, which are sports equipment, and the classification of administrative offenses, the persons driving them.

Keywords: motorcycle, cross-country motorcycle, motorcycle equipment, Pit bike, public road, sports equipment, special platform, vehicle passport, judicial practice, accounting of road accidents

Для цитирования: Копыл Д.В. К вопросу об участии в дорожном движении спортивных кроссовых мотоциклов, предназначенных для использования на специальных подготовленных территориях. // Современная наука. 2021;(3): 65-67.

Привычное в современном обиходе слово «мотоцикл» произошло от французского motocycle, сложившегося из латинского motor (приводящий в движение) и греческого кокХо^ (круг).

С момента создания в 1885 году немецкими инженерами Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом первого мотоцикла с двигателем внутреннего сгорания (Daimler Reitwagen) данный вид техники серьезно эволюционировал. Мотоцикл давно стал не просто удобным и наиболее доступным скоростным средством передвижения, но и целым культом среди мотолюбителей. Поражает воображение модельный ряд выпускаемых в настоящее время множеством фирм-производителей мотобайков и расширение областей их применения, давших название целым классам мототехники: «Спортбайк», «Чопер», «Турер», «Дорожник», «Спорттурист», «Родстер», «Нейкед», «Неоклассик», «Классик», «Супермотард», «Пауэр-круизер», «Скутер», «Мак-сискутер», «Кросс», «Эндуро» и др.

В настоящей статье хотелось бы остановиться на мотоциклах, относимых к классам «Кросс» и «Эндуро» (далее - Питбайки). Это категории ис-

ключительно спортивных мотоциклов, предназначенных для езды в условиях бездорожья или на специально подготовленных трассах.

По сути, это мотоджипы, не предназначенные для езды по дорогам общего пользования, их стихия - бездорожье, высокая скорость, затяжные эффектные прыжки.

Отличительными чертами указанного мотокласса являются проходимость, максимальная облегчен-ность конструкции, отсутствие подножек, багажников, оптических и измерительных приборов (фар, указателей поворотов, стоп-сигналов, спидометров, одометров и т.д.), мощный и легкий двигатель с рабочим объемом до 500 куб. см., подвеска с ходом до 300 мм и более, прямоточная выхлопная система.

Названные выше параметры и назначение указанных транспортных средств подсознательно провоцируют их владельцев на агрессивное вождение, нарушение правил дорожного движения (далее - ПДД) (превышение скорости, передвижение без ближнего света фар, нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, маневрирование, указатели поворотов и т.д.).

OPEN ACCESS

Таким образом, Питбайки - спортивные мотоциклы, в большинстве своем имеющие технические характеристики транспортного средства, подлежащего регистрации в ГИБДД (рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см. и конструктивная скоростью более 50 км/ч.) Для управления такими ТС необходимо наличие водительского удостоверения категории «А» или «А1», в некоторых случаях «М» и постановка на учет в Госавтоинспекцию. Однако в соответствии с документами, выдаваемыми заводами-изготовителями, Питбайки являются спортивным инвентарем, не предназначенным для использования на дорогах общего пользования. При покупке Питбайка владелец получает только договор купли-продажи, сервисную книжку и гарантийный талон.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством документом, подтверждающим соответствие транспортного средства требованиям безопасности для допуска к участию в дорожном движении, является одобрение типа транспортного средства, выданное органом по сертификации [1], присвоенный ему заводом-изготовителем или таможенным органом Паспорт транспортного средства (далее - ПТС) либо Паспорт самоходной машины [2].

Следовательно, Питбайк можно сравнить с гантелей, скакалкой или гирей. Возникает вопрос о возможности эксплуатации такой техники в условиях дорожного движения. С одной стороны, по всем параметрам Питбайк - это быстрое мощное транспортное средство, подлежащее учету со стороны правоохранительных органов, способное двигаться по дорогам общего пользования наравне с иным транспортом, а значит, управляющие им лица могут допускать нарушения ПДД, с другой - это спортивный инвентарь, не подлежащий государственному учету.

По своей сути проблема не новая и имеет давнюю историю, но в свете колоссального роста популярности мотоциклов в настоящее время приобретает новую стадию в организации их государственного учета и обеспечения безопасности дорожного движения.

Для ее решения необходимо ответить на следующие вопросы:

• является Питбайк спортивным инвентарем или транспортом;

• лицо, управляющее Питбайком, является водителем или спортсменом, и подлежит ли оно наказанию за нарушение ПДД;

• допустимо ли появление Питбайка на дорогах общего пользования.

OPEN £ ACCESS

Представим, что по краю проезжей части в попутном транспорту направлении передвигается спортсмен, прыгая через скакалку или перенося на плече спортивную штангу, то есть использует спортивный инвентарь, следовательно, его действия можно квалифицировать как нарушение п. 4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ), которым предусматривается, что пешеход (в нашем случае спортсмен) должен идти навстречу движению транспорта [3].

В таком случае, что нарушает спортсмен, передвигающийся на спортивном снаряде - Питбайке?

Мотоциклы класса «Кросс» и «Эндуро» не получают от завода-изготовителя или при прохождении российской таможни ПТС, а согласно заводским и таможенным документам классифицируются как спортивный инвентарь, не предназначенный для движения по дорогам общего пользования, не имеют обязательных для участия в дорожном движении внешних световых приборов, выхлопная система не соответствует допустимым параметрам шума.

Таким образом, решение вопроса о постановке спортивного инвентаря на учет в ГИБДД возможно при условии его соответствия требованиям, предъявляемым к транспортным средствам, допущенным к участию в дорожном движении, и наличии ПТС. При осуществлении первого условия второе - выдача ПТС - может быть выполнено только Государственным научным центром Российской Федерации ФГУП «НАМИ» (для большинства россиян данное условие является практически невыполнимым).

В результате можно сделать вывод, что Питбайк согласно российскому законодательству не является транспортным средством, предназначенным для движения по дорогам общего пользования, следовательно, управляющее им лицо не может быть привлечено к ответственности по ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке...) [4]. В подтверждение этому в современной судебной практике имеется ряд решений.

В то же время анализ судебной практики показывает и противоположное: Постановлением Верховного Суда РФ от 22.07.2019 № 11-АД19-17 по жалобе Сибгатуллина Р.Т., подвергнутого наказанию по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, Питбайк в соответствии с пунктом 1.2 ПДД РФ определен транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей и имеющим все параметры транспортного средства, описанные в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ [5].

LEGAL SCIENCES

№ 3/2021

MODERN SCIENCE

66

OPEN£ ACCESS

В практической деятельности также вызывает вопрос применения к мотоспортсменам положения ст. 12.7 КоАП РФ (Управление ТС водителем, не имеющим такого права). Согласно ПДД РФ водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, но мы снова возвращаемся к тому, что Питбайк, несмотря на технические характеристики полноценного мотоцикла, согласно российскому законодательству, таковым быть не может и предназначен для движения вне дорог. Суды нередко отменяют материалы, составленные сотрудниками полиции по указанной статье КоАП РФ, ссылаясь на то, что Питбайк не является транспортным средством [6], следовательно, исключает наличие в действиях граждан, управляющих им, признаков административного правонарушения, связанного с управлением ТС, ответственность за которое предусмотрена вышеуказанной статьей.

Сделанные выводы наталкивают на мысль о нецелесообразности дальнейшего рассмотрения действий лиц, управляющих Питбайками, в свете Главы 12 КоАП РФ, заведомо исключая их привязку к эксплуатации спортивной техники как транспортного средства.

Немало вопросов возникает по классификации передвижения Питбайков по дороге - обустроенной или приспособленной для движения транспортных средств полосе земли, которой может являться любая укатанная поверхность земли (ПДД РФ). Следовательно, где бы он не передвигался, следуя к специальной кроссовой площадке, он будет нарушать правила пользования спортивным инвентарем.

Несмотря на некоторое несовершенство законодательства, противоречия в практике его применения, в подходе к оценке действий лиц, управляющих мототехникой класса «Кросс» и «Эндуро», проблема остается на виду и приобретает все большие масштабы.

В настоящее время все больше россиян становятся владельцами спортивного инвентаря в виде Питбайков и рано или поздно выезжают на дороги общего пользования, где наравне с другими участниками дорожного движения обязаны соблюдать

ПДД.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что популярность мототехники, в том числе спортивных кроссовых мотоциклов, растет с каждым днем, сотрудники полиции, осуществляющие надзор за дорожным движением, все чаще сталкиваются с проблемой классификации лиц, управляющих Питбайками, как участников дорожного движения. Данная техника, являясь спортивным инвентарем, не предназначенным для движения по дорогам общего пользования, все чаще появляется на улицах и дорогах страны, технически не соответствуя требованиям по допуску к участию в дорожном движении. При этом четкий порядок привлечения к ответственности за выезд на дороги общего пользования или нарушение ПДД лицами, управляющими Пит-байками, в рамках российского законодательства не определен, разрозненная судебная практика дает возможность квалифицировать действия таких лиц индивидуально в каждом конкретном случае. Су-

OPENQ ACCESS

ществующая система учета дорожно-транспортных происшествий не позволяет провести анализ ДТП с участием кроссовых мотоциклов с акцентом на спортивном инвентаре.

По нашему мнению, в настоящее время необходимо рассмотреть указанную проблему на государственном уровне, определить статус лиц, управляющих кроссовыми мотоциклами на дорогах общего пользования, законодательно определить и закрепить нарушения, а также ответственность за них при управлении такой техникой вне спортивных площадок, организацию учета дорожно-транспортных происшествий по классам (видам) мотоциклов. Немаловажным будет определение полномочий служб и подразделений полиции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил эксплуатации Питбайков.

Литература:

1. О безопасности колесных транспортных средств: Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877.

2. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (вступ. в силу с 01.03.2021): Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения».

3. О правилах дорожного движения^иЬ_0 Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 // Доступ из информационно-правовой портал «Гарант.ру».

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ (в ред. от 24 февраля 2021 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. -№ 1 (часть I). - Ст. 1.

5. Постановление Верховного Суда РФ от 22 июля 2019 г. № 11-АД19-17 по жалобе гражданина Сибгатуллина Р.Т., на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 по Приволжскому судебному району г. Казани Республики Татарстан от 14 декабря 2018 года, решение судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 05 февраля 2019 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 14 марта 2019 г., вынесенные в отношении Сибгатуллина Радика Талгатовича (далее - Сибгатуллин Р.Т.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ.

6. Решение Авиастроительного районного суда города Казани от 26 июня 2018 г. по делу № 12561/2018 по жалобе гражданина Ефремова А.А. на постановление начальника отделения по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам г. Казани ОГИБДД Управления МВД России по г. Казани А.Ю. Кожевникова, которым Ефремов А.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.