ТРЕНЕР
УДК: 796.72
базовая модель техники прохождения поворотов в мотоциклетном спорте
Заслуженный деятель науки РФ, заслуженный тренер РФ, длн, профессор э.С. Цыганков Заслуженный тренер РСФСР, доцент Г.И. шулик
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
BASIC MODEL OF TURN TECHNIQUE IN MOTORCYCLING E.S. Tsygankov, professor, Dr.Hab., Honored trainer of the RF, Honored scientist of the RF,
G.I. Shulik, associate professor, Honored trainer of the RSFSR Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism, Moscow
Key words: categories of turns, ways of turning corners, racers' positions, system «racer - motorcycle, road». Formation of the educational model of teaching and training needs driver's control actions to be worked out in detail. The suggested technology of turning corners is especially complicated due to generalization of experience in diverse elements of motorcycling disciplines.
Turning corners is to be considered as the most complex element of technical skills. Racer's position on a motorcycle is defined by the specifics of the discipline, design of motorcycle, type of road surface (asphalt, gravel, soil, snow, ice). In most disciplines seat in the saddle is the original position on a motorcycle (2). In some disciplines (motocross, speedway, enduro, stuntriding) they use the pose of «standing on stands».
One is to allocate the methods of cornering such as: «with creep» «racking» «skidding». The categories of turns vary in sharpness, speed - «high-speed» and «slow» in width -«wide», «narrow» and in radius - «reverse» and «sharp». According to the complexity the categories of turns are divided into simple - «with constant radius» and «variable radius», into joint - «long» and the «S- shaped», into complex - «narrowing», «with break», «with change of friction coefficient», «on ramp». The categories of turns are divided «according to the degree of danger»: into requiring attention - «with incomplete view», «closed view»; into dangerous - «with leap into "dead zone», «with stability loss», «with loss of control»; and into very dangerous - «fall at maximum speed», «threat of running down somebody», «threat of hit with a motorcycle». The specifics of turning corners: 1. Athlete uses the front seat to reduce the overall center of gravity of the system «racer - motorcycle» regarding the track surface, loading the front wheel and increase of the coefficient of road adherence. 2. Finishing before turning the heavy braking of the system «racer - motorcycle». 3. Using stops and rutting of the track on the corner to maintain the desired speed. 4. Maintaining proper leaning of a motorcycle cornering via taxing. 5. Maintaining the optimum speed of turning corners by riding at favorable trajectories. 6. Ensuring using throttling effective acceleration turning out.
Ключевые слова: категории поворотов, способы прохождения поворотов, положения гонщиков, система «гонщик-мотоцикл, дорога».
Актуальность. Формирование педагогической модели обучения и тренировки требует детализации управляющих действий водителя. Особая сложность представленной технологии прохождения поворотов заключается в обобщении опыта в разнохарактерных элементах дисциплин мотоциклетного спорта.
Состояние вопроса. Прохождение поворотов (см. схему, позиция 1) следует рассматривать как наиболее сложный элемент технического мастерства. Положение гонщика на мотоцикле определяется спецификой дисциплины, конструкцией мотоцикла, характером дорожного покрытия (асфальт, щебень, грунт, снег, лёд). В большинстве дисциплин основным положением на мотоцикле является посадка в седле (2). В некоторых дисциплинах (мотокросс, спидвей, эндуро, стантрайдинг) используется поза «стоя на подножках» (3). Следует выделить такие способы прохождения поворотов:«со сносом» (4), «вкатыванием» (5), «с заносом» (6). Категории поворотов различаются по крутизне (7), по скорости -на «скоростные» (8) и «медленные» (9), по ширине - на «широкие» (10), «узкие» (11), а также по радиусу - на «обратные» (12) и «острые» (13). Категории поворотов делятся по сложности (14) на простые - «с постоянным радиусом» (15) и «с переменным радиусом» (16), на сочленённые - «длинные» (17) и «^-образные» (18), на усложнённые - «сужающие» (19), «с переломом» (20), «со сменой коэффициента сцепления» (21), «на трамплине» (22). Категории поворотов подразделяются «по степени опасности» (23): на требующие внимания - «с неполным
ния движения при прохождении S-образных поворотов. Концепция прохождения поворотов предполагает градацию степени опасности (внимание!, опасно!!, очень опасно!!!). Определение степени опасности зависит от объективных причин (низкий коэффициент сцепления, наличие неровностей на дуге, обратный уклон и др.) и субъективных факторов: неполный или закрытый обзор, подскок-подброс и прыжок на дуге поворота, боязнь падения, аварии, угрозы здоровью и жизни. Прохождение поворотов имеет фазовый характер:
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНИКИ МОТОЦИКЛЕТНОГО СПОРТА И/1
ПРОХОЖДЕНИЕ ПОВОРОТОВ 1
ПОЛОЖЕНИЯ НА МОТОЦИКЛЕ
СИДЯ В СЕДЛЕ 2 СТОЯ НА ПОДНОЖКАХ 3
обзором» (24), «с закрытым обзором» (25); на опасные - «с прыжком в «мёртвую зону» (26), «при потере устойчивости» (27), «при потере управляемости» (28); на очень опасные -«падение на максимальной скорости» (29), «угроза наезда на человека» (30), «угроза удара мотоциклом» (31).
Регулирование величины опрокидывающего момента в повороте происходит за счёт наклона корпуса и мотоцикла. Сохранение безопасности в системе гонщик-мотоцикл-дорога обеспечивается различными углами наклона мотоцикла, предельными в гонках по льду, в шоссейно-кольцевых мотоциклетных гонках (35), и комбинированными, когда углы наклона туловища и мотоцикла одинаковы (32), угол наклона туловища меньше, чем мотоцикла (33), и угол наклона корпуса больше, чем мотоцикла (34). Важным составляющим техники является регулирование наклона и скорости движения по заданной траектории при максимальном использовании коэффициента сцепления шин с дорогой. Среди дисциплин мотоциклетного спорта наибольшей вариативностью технологии прохождения поворотов отличаются мотокросс и другие дисциплины, связанные с прохождением неровностей. Различают разновидности поворотов на плоскости (36), на подъёме (37), на спуске (38), на косогоре (39), на упоре (40). Если использовать опыт автоспортсменов, то можно крутизну поворотов обозначить цифровыми значениями. Рациональна система из восьми категорий поворотов от нулевого значения до положения восемь, соответствующего разво-
СПОСОБЫ
СО сносом
ВКАТЫВАНИЕМ
С ЗАНОСОМ
КАТЕГОРИИ ПОВОРОТОВ
ПО КРУТИЗНЕ 7 ПО СЛОЖНОСТИ 14 ПО СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ 23
ПО СКОРОСТИ ПРОСТЫЕ ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ
СКОРОСТНЫЕ 8 С ПОСТОЯННЫМ РАДИУСОМ 15 С НЕПОЛНЫМ ОБЗОРОУ 24
МЕДЛЕННЫЕ 9 С ПЕРЕМЕННЫМ РАДИУСОМ 16 С ЗАКРЫТЫМ ОБЗОРОМ 25
ОПАСНЫЕ
ПО ШИРИНЕ
СОЧЛЕНЕННЫЕ
ШИРОКИЕ
10
ДЛИННЫЕ
17
УЗКИЕ
11
8-ОБРАЗНЫЕ
18
УСЛОЖНЕННЫЕ
ПО РАДИУСУ
СУЖАЮЩИЕ
19
С ПРЫЖКОМ В «МЕРТВУЮ ЗОНУ» 26
ПРИ ПОТЕРЕ УСТОЙЧИВОСТИ 27
ПРИ ПОТЕРЕ УПРАВЛЯЕМОСТИ 28
ОЧЕНЬ ОПАСНЫЕ
ОБРАТНЫЕ 12 С ПЕРЕЛОМОМ 20 ПАДЕНИЕ НА МАКСИ МАЛЬНОИ СКОРОСТИ 29
ОСТРЫЕ 13 СО СМЕНОЙ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ 21 УГРОЗА НАЕЗДА НА ЧЕЛОВЕКА 30
НА ТРАМПЛИНЕ 22 УГРОЗА УДАРА МОТОЦИКЛОМ 31
роту мотоцикла на 160-1700. В современном авторалли гонщики называют 18 категорий поворотов, однако этот подход слишком сложен для аккредитации в области мотоциклетного спорта.
Следующая градация поворотов определяется геометрией движения от простых поворотов со стабильным радиусом до сложных, в которых просматриваются сочленённые траектории разного радиуса и протяжённости дуги, смена направле-
УГЛЫ НАКЛОНА ТУЛОВИЩА И МОТОЦИКЛА ОДИНАКОВЫ
32
УГОЛ НАКЛОНА ТУЛОВИЩА БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОТОЦИКЛА
34
УГОЛ НАКЛОНА ТУЛОВИЩА МЕНЬШЕ, ЧЕМ МОТОЦИКЛА
33
УГЛЫ НАКЛОНА ТУЛОВИЩА И МОТОЦИКЛА ПРЕДЕЛЬНЫ
35
РАЗНОВИДНОСТИ
НА
ПЛОСКОСТИ
НА ПОДЪЁМЕ
37
НА СПУСКЕ 38 НА КОСОГОРЕ 39 НА УПОРЕ 40
ФАЗЫ
ПОДХОД К ПОВОРОТУ
41
ВХОД В ПОВОРОТ
42
ДВИЖЕНИЕ ПО ДУГЕ
ВЫХОД ИЗ ПОВОРОТА
43
44
СПОСОБЫ ДРОССЕЛИРОВАНИЯ
ПОСТОЯННОЕ
45
ПЕРЕМЕННОЕ
46
ВАРИАТИВНОЕ 47
КОМПЕНСА- ПЛАВНОЕ 49 ФОРСИРО-
ТОРНОЕ 48 ВАННОЕ 50
РЕЗКОЕ
51
подход (41), вход (42), движение по дуге (43), выход (44). В фазе подхода гонщик гасит скорость одним из приёмов торможения: двигателем, передним тормозом, задним тормозом, боковым соскальзыванием. Гонщик часто пытается выполнить предварительный манёвр -«заход», позволяющий построить траекторию максимального радиуса, который терминологически обозначается как «сглаживающая траектория»: вход в поворот (42) представляет собой переход от движения по прямой к движению по дуге заданного радиуса. Различают многообразие вариантов входа: плавный, резкий, глубокий, для движения способом вкатывания (5), а также перевод мотоцикла в управляемое скольжение после контрсмещения, контрзаноса или мощной пробуксовки в начале дуги. Движение по дуге (43) предполагает в идеальном случае построения сглаживающих траекторий, хотя не исключает дополнительных манёвров с вынужденным изменением траектории в ходе соревновательной борьбы. При движении по дуге особо значимы приёмы балансирования - сохранения устойчивости и управляемости. Баланс устойчивости достигается изменениями наклона корпуса вперёд, назад, в стороны. Баланс и страховка - внутренней ногой, нагружая другой ногой внешнюю подножку. В шоссейно-кольцевых мотоциклетных гонках и гонках по льду отмечается максимальный наклон мотоцикла внутрь поворота, при котором колено «внутренней» ноги может касаться поверхности трека. Особое внимание уделяется технике дросселирования, так как полное прекращение тяги провоцирует падение мотоцикла после заноса, бокового скольжения, вращения. В зависимости от конфигурации поворота, коэффициента сцепления, индивидуальных особенностей гонщика различают дросселирование постоянное (45), переменное (46), вариативное (47), а также плавное (49), форсированное (50) и резкое (51). Одной из разновидностей вариативного дросселирования является «компенсаторный» способ (48) как реакция на потерю устойчивости и управляемости. Движение по дуге сглаживающей траектории предусматривает «срезание», которое отмечается в зоне «апекса» (самая крутая часть дуги). При входе в поворот выбирается рациональная передача, ко-
торая может изменяться в фазе выхода, либо при потере устойчивости на дуге. Фаза выхода из поворота (44) связана с уменьшением крена мотоцикла, увеличением загрузки заднего колеса, увеличением радиуса движения - «распусканием». Когда необходимость страховки ногой исчезает, следует быстро вернуть её на подножку. В то же время нужно продолжать давление на внешнюю подножку, чтобы поддержать низкий центр тяжести, особенно при поворотах без упора.
Заключение Особенности прохождения поворотов:
1. Использование спортсменом передней посадки для снижения общего центра тяжести системы «гонщик-мотоцикл» относительно поверхности трассы, загрузка переднего колеса и увеличение коэффициента сцепления с дорожным покрытием.
2. Окончание до поворота интенсивного торможения системы «гонщик-мотоцикл».
3. Использование упоров и колейности трассы на повороте для поддержания необходимой скорости.
4. Поддержание необходимого наклона мотоцикла в повороте с помощью руления.
5. Поддержание оптимальной скорости прохождения поворота за счёт следования по выгодным траекториям.
6. Обеспечение с помощью дросселирования эффективного ускорения на выходе из поворота.
Литература
1. Семикс Гэрри, Бэйлз Донни. Профессиональные приемы вождения кроссового мотоцикла и эндуро / Гэрри Семикс, Донни Бэйлз, США, 2008.
2. Трофимец Ю.И. Мотокросс (обучение и тренировка) / Ю.И. Трофимец. - М.: ДОСААФ, 1990.
3. Цыганков Э.С. Высшая школа водительского мастерства: учебник для вузов / Э.С. Цыганков. - М.: Академкнига, 2007.
4. Шулик Г.И. Классификация дисциплин мотоциклетного спорта: метод. пособие / Г.И. Шулик. - М.: НРМФ, 2013. - 95 с.
References
1. Semics, Gary, Bales, Donnie. Pro Motocross and Enduro Motorcycle Riding Techniques / Gary Semics, Donnie Bales, USA, 2008.(In Russian)
2. Trofimets, Yu.I. Motocross (education and training) / Yu.I. Trofimets. - Moscow: DOSAAF, 1990. (In Russian)
3. Tsygankov, E.S. Higher drining school: textbook for universities / E.S. Tsygankov. - Moscow: Akademkniga, 2007. (In Russian)
4. Shulik, G.I. Classification of motorcycling disciplines: guide / G.I. Shulik. - Moscow: NRMF, 2013. - 95 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
тел. +7-495-7982487.
Поступила в редакцию 18.12.2013 г.
координаторы проекта:
Первый заместитель директора ФГБУ «ЦСП» с.в. Косилов
Замдиректора ФГБУ «ЦСП» Д.И. селиванов
выпуск готовили:
Шеф-редактор - Вадим Бальсевич Верстка - ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев