Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПИТБАЙКОВ НА ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПИТБАЙКОВ НА ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ПИТБАЙК / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / TRAFFIC SAFETY / STATE REGISTRATION AND OPERATION OF VEHICLES / PIT BIKE / VIOLATION OF TRAFFIC RULES / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайдуков Андрей Александрович, Щеглов Александр Иванович

В статье поднимается проблема нормативного правового регулирования эксплуатации нового типа транспортных средств - питбайков. Авторы указывают на необходимость совершенствования административного законодательства, связанного с признанием питбайка транспортным средством, подлежащим обязательной государственной регистрации. Учитывая технические характеристики питбайка, авторы предлагают отнести данное транспортное средство к категориям: M - мопеды; А - мотоциклы или подкатегории A1 - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт. В целях реализации основного принципа обеспечения безопасности дорожного движения, связанного с приоритетом жизни и здоровья граждан, предлагается введение административной ответственности за эксплуатацию питбайков на дорогах общего пользования, в том числе без специального права, в состоянии опьянения и несовершеннолетними гражданами, не достигшими возраста 16 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гайдуков Андрей Александрович, Щеглов Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE OPERATION OF PIT BIKES ON PUBLIC ROADS

The paper raises the problem of normative legal regulation of the operation of a new type of vehicles, such as pit bikes. The authors point out the need to improve administrative legislation related to the recognition of a pit bike as a vehicle subject to mandatory state registration. Taking into account the technical characteristics of the pit bike, the authors propose to classify this vehicle into the following categories: M - mopeds; A - motorcycles or subcategories A1 - motorcycles with an internal combustion engine displacement not exceeding 125 cubic centimeters and a maximum power not exceeding 11 kilowatts. In order to implement the basic principle of road safety, associated with the priority of the life and health of citizens, it is proposed to introduce administrative responsibility for the operation of pit bikes on public roads, including those without a special right, in a state of intoxication and by underage citizens under the age of 16 years.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПИТБАЙКОВ НА ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ»

УДК 351.811

Гайдуков Андрей Александрович

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел

Барнаульского юридического института МВД России

Щеглов Александр Иванович

преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПИТБАЙКОВ НА ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация:

В статье поднимается проблема нормативного правового регулирования эксплуатации нового типа транспортных средств - питбайков. Авторы указывают на необходимость совершенствования административного законодательства, связанного с признанием питбайка транспортным средством, подлежащим обязательной государственной регистрации. Учитывая технические характеристики питбайка, авторы предлагают отнести данное транспортное средство к категориям: М - мопеды; А - мотоциклы или подкатегории А1 - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт. В целях реализации основного принципа обеспечения безопасности дорожного движения, связанного с приоритетом жизни и здоровья граждан, предлагается введение административной ответственности за эксплуатацию питбайков на дорогах общего пользования, в том числе без специального права, в состоянии опьянения и несовершеннолетними гражданами, не достигшими возраста 16 лет.

Ключевые слова:

обеспечение безопасности дорожного движения, государственная регистрация и эксплуатация транспортных средств, питбайк, нарушение Правил дорожного движения, административная ответственность

Gaidukov Andrey Alexandrovich

PhD in Law, Senior Lecturer, Administrative Law and Administrative Activities of Internal Affairs Bodies Department, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Shcheglov Alexandr Ivanovich

Lecturer, Administrative Law and Administrative Activities of Internal Affairs Bodies Department, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ON SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE OPERATION OF PIT BIKES ON PUBLIC ROADS

Summary:

The paper raises the problem of normative legal regulation of the operation of a new type of vehicles, such as pit bikes. The authors point out the need to improve administrative legislation related to the recognition of a pit bike as a vehicle subject to mandatory state registration. Taking into account the technical characteristics of the pit bike, the authors propose to classify this vehicle into the following categories: M - mopeds; A -motorcycles or subcategories A1 - motorcycles with an internal combustion engine displacement not exceeding 125 cubic centimeters and a maximum power not exceeding 11 kilowatts. In order to implement the basic principle of road safety, associated with the priority of the life and health of citizens, it is proposed to introduce administrative responsibility for the operation of pit bikes on public roads, including those without a special right, in a state of intoxication and by underage citizens under the age of 16 years.

Keywords:

traffic safety, state registration and operation of vehicles, pit bike, violation of traffic rules, administrative responsibility

Одной из приоритетных задач законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения является охрана жизни, здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) [1]. Снижение аварийности на дорогах общего пользования представляет собой важный фактор обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, достижение которого возможно в комплексе со знанием и обязательным соблюдением Правил дорожного движения (далее - ПДД) [2], а также с ужесточением требований к эксплуатации транспортных средств.

С каждым годом на дорогах России увеличивается количество разрешенных к эксплуатации транспортных средств, модельный ряд которых стремительно модернизируется в сторону повышения комфортности, а главное - безопасности водителей и пассажиров. Для этого усиливаются требования к их конструкции, техническим характеристикам, наличию обязательных устройств, способных сократить или исключить факты причинения смерти, тяжелых ранений при

совершении ДТП. Однако современные реалии демонстрируют иную ситуацию, связанную с незаконной эксплуатацией на дорогах общего пользования двухколесной мототехники, не относящейся ни к одной из установленных в Российской Федерации категорий и подкатегорий транспортных средств [3]. К данной мототехнике относятся различные модификации питбайков, которые в зависимости от комплектации могут передвигаться со скоростью более 50 км/ч и имеют определенное сходство с мопедами и мотоциклами. Их отличительными особенностями являются повышенная проходимость по бездорожью и меньший размер колес. В зависимости от модификации размер колес достигает от 14 до 17 дюймов. Как правило, у питбайка отсутствуют в комплектации габаритные огни, указатели поворотов, звуковой сигнал, а также полноценная выхлопная система (глушитель), установлены прямотоки. Указанные технические особенности питбайков противоречат основным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств, вследствие этого эти средства передвижения представляют серьезную опасность для всех участников дорожного движения. Кроме того, эксплуатация питбайков в населенных пунктах нарушает тишину и спокойствие проживающих там граждан. Это обусловлено оснащенностью питбайков прямоточными глушителями, уровень шума при агрессивной езде может достигать от 105 до 115 дБ.

Анализ технической документации, официальной информации от производителей питбайков указывает на то, что они предназначены для спортивных соревнований и их эксплуатация на дорогах общего пользования, улицах или шоссе запрещена. Для данного вида техники не предусмотрен паспорт транспортного средства, в связи с этим многие производители в сопроводительной документации по эксплуатации указывают, что питбайк - это спортивный инвентарь, который следует применять по назначению, например для соревнований по мотокроссу. Тем не менее питбайки в обход ПДД очень часто используются для передвижения на дорогах общего пользования лицами, не имеющими специального права на управление транспортными средствами категории М, А и подкатегории А1; гражданами, находящимися в состоянии опьянения; несовершеннолетними, не достигшими возраста 16 лет.

Опрос сотрудников ДПС ГИБДД МВД России Сибирского федерального округа указывает на то, что для большинства граждан питбайк - это одно из средств индивидуальной мобильности, которое находится в свободной продаже, не требует государственной регистрации и специального права на управление. Более того, действующее законодательство об административных правонарушениях не содержит норму, устанавливающую юридическую ответственность за эксплуатацию данного вида мототехники на дорогах, т.е., по сути, не по назначению. Убежденность граждан в том, что питбайк является средством индивидуальной мобильности, вызвана серьезным пробелом в административном законодательстве, регулирующем сферу обеспечения безопасности дорожного движения. В свою очередь, правовая неопределенность размывает четкую грань между статусом пешехода и водителем транспортного средства как участников дорожного движения, что в значительной степени затрудняет привлечение к юридической ответственности за нарушение ПДД. Действующее законодательство устанавливает четкие требования к водителям транспортных средств. В частности, водитель обязан иметь соответствующую квалификацию, подтвержденную удостоверением на право управления транспортным средством, обладать здоровьем, которое позволяет безопасно управлять транспортным средством, быть трезвым [4 , с. 66]. Кроме того, водителям предписывается иметь при себе регистрационные документы на транспортное средство (кроме мопедов) и страховой полис ОСАГО. К сожалению, ПДД не предусматривают для пешеходов каких-либо требований на предмет наличия специальных знаний, умений, состояния здоровья, отсутствия или наличия состояния опьянения, страховых документов. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в ст. 12.29-12.30 [5] предусматривает ответственность за нарушение обязанностей пешеходами, предписанных ПДД, и устанавливает наказание в виде предупреждения и административного штрафа.

Таким образом, фактические требования, обязанности и юридическая ответственность для водителей и пешеходов, предусмотренные ПДД и КоАП РФ, не в полной мере применимы к лицам, управляющим питбайками на дорогах общего пользования. В результате этого возникает казусная ситуация, когда не всем регулятивным нормам ПДД соответствуют охранительные нормы КоАП РФ, нарушение ПДД не влечет применения к нарушителю мер административного принуждения [6, с. 82].

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в ст. 19 предусматривает основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств [7]. К таким запретам относятся: наличие технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения; отсутствие полиса ОСАГО; нахождение водителя в состоянии опьянения. Прямой нормы, запрещающей эксплуатацию питбайков на дорогах общего пользования, в Законе не содержится. В ПДД также отсутствует норма, которая предусматривает запрет на их эксплуатацию. Это обусловлено правовым статусом питбайка, который представ-

ляет собой разновидность мини-мотоцикла, спортивного инвентаря, предназначенного для проведения спортивных соревнований, но не для передвижения по дорогам общего пользования [8]. Только техническая документация производителя содержит рекомендации по запрету эксплуатации питбайков не по назначению. Перечисленные нами доводы свидетельствуют о необходимости совершенствования действующего законодательства, так как эксплуатация питбайков на дорогах общего пользования не соответствует ПДД и создает угрозу обеспечения безопасности дорожного движения. Более того, это вызывает особые трудности в квалификации действий участников дорожного движения у сотрудников ГИБДД МВД России, участковых уполномоченных полиции, инспекторов по делам несовершеннолетних, представителей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В частности, возникают вопросы по привлечению к административной ответственности лиц, которые эксплуатируют питбайки на дорогах общего пользования, согласно ст. 12.1-12.3 и 12.7 КоАП РФ.

Анализ действующего законодательства позволяет нам сделать некоторые выводы относительно правового статуса питбайка. Во-первых, питбайк имеет техническую возможность для перевозки человека как по дороге, так и по бездорожью. Наличие двигателя внутреннего сгорания в качестве источника для движения указывает на то, что питбайк - это механическое транспортное средство с определенными техническими характеристиками. Однако производители умышленно навязывают питбайкам правовой статус спортивного инвентаря - предмета или приспособления, необходимого для осуществления физкультурно-спортивной деятельности во время занятий различными видами спорта. Инвентарь включает в себя предметы, с помощью которых осуществляется спортивный процесс (тренировочный или соревновательный) [9]. Это необходимо производителям и дилерам для свободной реализации данной техники по относительно небольшой цене. Основной сегмент покупателей питбайков - несовершеннолетние граждане возрастом от 12 до 17 лет, которые могут не знать или безответственно отнестись к ПДД в силу своего возраста или психофизиологических особенностей. В связи с этим несовершеннолетние могут не отдавать себе отчета в складывающейся дорожной ситуации и неадекватно реагировать на имеющиеся угрозы. Полагаем, что одной из мер, направленной на совершенствование законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, является введение определенных ограничений на продажу питбайков в качестве спортивного инвентаря. В частности, следует ограничить продажу данной мототехники только юридическим лицам (мото- и картинг-клубам и пр.), которые имеют необходимую территорию для их эксплуатации по назначению, и (или) профессиональным спортсменам, занимающимся мотоциклетным спортом. При этом следует установить обязательную государственную регистрацию указанного вида мототехники в целях ее учета и недопущения правонарушений, а также для обеспечения налоговых поступлений в бюджет.

Должностным лицам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, иным субъектам профилактики правонарушений следует усилить разъяснительную и профилактическую работу среди родителей. Содержание данной работы заключается в разъяснении информации о том, что питбайк, как и любое транспортное средство, является источником повышенной опасности как для подростка, так и для других людей. Более того, при помощи социальной рекламы следует развенчать созданный в сознании молодежи миф о том, что питбайк - это новое средство индивидуальной мобильности. Для этого необходимо выбирать информационные площадки и учитывать ориентацию на целевые группы, которые могут быть выделены в зависимости от их роли в дорожном движении - водители, пешеходы, пассажиры [10, с. 28].

Во-вторых, анализ сложившейся судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ, указывает на то, что независимо от правового статуса питбайка в случае признания лица виновным в совершении указанных правонарушений происходит его временное лишение специального права по всем открытым категориям и независимо от транспортного средства [11].

В-третьих, поддерживая позицию суда о том, что управление любым транспортным средством в состоянии опьянения запрещено, следует отметить, что лицо, управляющее питбайком на дороге общего пользования, автоматически становится участником дорожного движения и выступает в качестве водителя, а не пешехода. При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве [12].

В-четвертых, принимая во внимание технические характеристики питбайка, следует отнести данное транспортное средство к категориям: М - мопеды; А - мотоциклы или подкатегории А1 - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт, предназначенным для реали-

зации тренировочного или соревновательного спортивного процесса. При этом разрешить эксплуатацию питбайка по назначению необходимо после вступления в спортивный клуб, надлежащего обучения или при наличии специального права на управления мотоциклом или мопедом.

Предложенные нами административно-правовые меры не будут полноценными без закрепления в КоАП РФ соответствующих мер юридической ответственности, основной целью которой является общая и частная превенция нарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и иных обязательных требований физическими и юридическими лицами, участвующими в процессе дорожного движения [13, с. 564].

В целях реализации основного принципа обеспечения безопасности дорожного движения, связанного с приоритетом жизни и здоровья граждан, предлагается введение административной ответственности за эксплуатацию питбайков на дорогах общего пользования. Причем следует обратить внимание на целый ряд квалифицирующих признаков, которые будут формировать отдельные составы административных правонарушений, к которым относятся эксплуатация питбайка на дорогах общего пользования лицом, лишенным специального права на управление транспортным средством, без специального права, в состоянии опьянения, несовершеннолетними гражданами, не достигшими возраста 16 лет. Предложенные квалифицирующие признаки будут определять субъект правонарушения и вид административного наказания. В частности, за несовершеннолетних граждан, не достигших возраста 16 лет, юридическую ответственность будут нести родители или иные законные представители. Лиц, управляющих питбайком в состоянии опьянения, также следует привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

Таким образом, в целях более эффективного обеспечения безопасности дорожного движения на законодательном уровне следует отнести питбайк к механическим транспортным средствам. Лицо, управляющее данной мототехникой на дорогах общего пользования, следует признать водителем, который является участником дорожного движения, обязанным исполнять требования ПДД и нести соответствующую юридическую ответственность.

Ссылки:

1. О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О Правилах дорожного движения [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 10 декабря 1995 г.

4. Устинов А.Н., Якимова Е.М. Административные меры модернизации транспортной инфраструктуры с позиции обеспечения безопасности пешеходов // Административное право и процесс. 2020. № 4. С. 65-68.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Майоров В.И., Денисенко В.В. К вопросу о систематизации норм, регулирующих административную ответственность за правонарушения в области дорожного движения // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. № 4 (46). С. 81-87.

7. О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.

8. Решение Суда по интеллектуальным правам от 16.09.2020 г. по делу № СИП-113/2020 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Методические рекомендации по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения, с учетом факторов, препятствующих доступности услуг в сфере спорта и туризма (утв. Минспорттуризмом России) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Майоров В.И., Волошин П.В. Роль социальной рекламы в повышении безопасности дорожного движения // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2020. № 2 (60). С. 25-29.

11. Постановление Верховного Суда РФ от 22 июля 2019 г. № 11-АД19-17 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. № 20. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Майоров В.И., Бекетов О.И. Административная ответственность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: современные тенденции и перспективы // Сибирское юридическое обозрение. 2019. Т. 16. № 4. С. 563-567. https://d0i.0rg/10.19073/2658-7602-2019-16-4-563-567.

Редактор: Фетисова Ирина Викторовна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.