ББК 74.480.0+88.3 УДК 378:159.923
Е. А. Петухова
Проблемы адаптации студентов первого курса и значение роли куратора в их решении
E. A. Petukhova
Problems of Adaptation of First Year Students and the Role of the Head of the Year in Their Solution
В статье рассматриваются проблемы адаптации студентов первого курса в вузе. Раскрываются несколько аспектов адаптации. Акцент делается на дидактической адаптированности. Выделяются и раскрываются несколько уровней адаптации студентов в вузе: ориентировочный, неустойчивой адаптации, относительно устойчивой, поздней адаптации и дезадаптации. Поднимаются проблемы адаптации в новом коллективе. В статье перечисляются признаки, функции коллектива и пути его формирования. Уделяется внимание проблемам создания коллектива у студентов первого курса и роли куратора в решении этих проблем. Также в статье описывается такая распространенная проблема студентов первого курса, как самостоятельная работа. Поднимается еще одна немаловажная психолого-педагогическая проблема первокурсников — умение общаться, выстраивать диалог с преподавателями, однокурсниками и окружающими их людьми. Указывается, что особая роль в решении проблем первокурсников принадлежит куратору. Дается характеристика куратора студенческой группы, раскрываются его основные функции: курирование учебной деятельности первокурсников, воспитательная деятельность, работа с родителями.
Ключевые слова: адаптация, студенты первого курса,
куратор, коллектив, функции куратора.
Б01 10.14258/1гуа8и(2014)2.1-09
Студенты-первокурсники, поступая в вуз, переживают ряд проблем, связанных с юношеским возрастом и началом обучения в вузе, не похожим на школьное.
Юность — завершающий этап первичной социализации. Это предполагает наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которых затруднителен выбор профессии, развитие интегративных механизмов самосознания, выработку мировоззрения и жизненной позиции, а также ценностного отношения к учебной деятельности и усвоению знаний, связанных с будущей профессией.
В этой связи особое место занимает вопрос адаптации студентов-первокурсников. Повышенный интерес исследователей к начальному периоду обучения студентов оправдан, поскольку именно первокурсни-
This article discusses the adaptation of the first year students at the university. Several aspects of adaptation have been revealed. Emphasis is mace on didactic adaptation. Several levels of adaptation of students in high school have been allocated and disclosed: indicatively unstable adaptation, relatively stable, later adaptation and maladjustment. The problems of adjusting to a new team have been raised. The article lists the features, functions and collective way of its formation. The focus is made on issues of team-building among first-year students and the role of the head of the year in solving these problems. The article also describes such a common problem of the first-year students as independent work; rises some important psycho- pedagogical problem of freshmen, such as the ability to communicate, to build a dialogue with teachers, classmates and people around them; indicates that a special role in solving the problems of freshmen belongs to the head of the year. A characteristic of head of the year reveals its main functions: supervising freshmen learning activities, educational activities, work with parents.
Key words: adaptation, first-year students, head of the year.
ки имеют более низкую успеваемость по сравнению со студентами других курсов, у них оказываются пониженными многие физиологические и психологические показатели, чаще наблюдается ухудшение здоровья, соматические и психические заболевания. От успешности адаптации студентов во многом зависят результаты дальнейшего обучения в вузе и профессионального самоопределения будущего специалиста [1, с. 88].
В литературе выделяют несколько аспектов адаптации: профессиональный, социальный, психофизиологический, медицинский, адаптацию к новой культурной среде. Многие авторы акцентируют внимание на проблемах, связанных с новой организацией обучения и большим объемом самостоятель-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ной работы, с которой большинство первокурсников не справляется.
Дидактическая адаптированность оценивается по академической успеваемости. Хотя отдельные студенты, имеющие хорошие оценки, продолжают учиться «по-школьному», затрачивая для их получения слишком много усилий, переутомляясь. При этом утомление, постоянно накапливаясь, может привести к ухудшению здоровья.
Дидактическая адаптация затрудняется также неумением правильно работать с литературой, конспектировать, что чаще всего отражается на плохой самостоятельной подготовке первокурсников к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Для многих первокурсников стрессовой оказывается ситуация сдачи экзамена (особенно устного). Это связано и с возросшей ролью тестирования в средней школе и сдачей ЕГЭ после ее окончания.
Своевременная адаптация помогает студентам быстро овладеть вузовскими формами и приемами познавательной деятельности, что и создает предпосылки ее эффективного выполнения. «Процесс адаптации личности характеризуется самоопределением ее в коллективе, обретением «своего лица», реализацией индивидуальных возможностей. Наблюдающееся во время этого периода внутреннее неприятие окружения, отчужденность от него являются показателями неадаптивности, которая может привести личность к психической дискомфортности, подавленности, тревожности и к их следствию — снижению познавательной и общественной активности студентов» [2, с. 5].
Л. Д. Демина выделяет несколько уровней адаптации студентов в вузе: ориентировочный, неустойчивой адаптации, относительно устойчивой, поздней адаптации и дезадаптации.
Ориентировочный уровень адаптации характерен для 1-4-й недель обучения. В этот период происходит рассогласование психических функциональных систем, сформированных в прошлом опыте, с решением новых и более сложных для личности познавательных целей и задач.
В период неустойчивой адаптации (5-8-я недели учебы) отмечается сдвиг пиков работоспособности и продуктивности.
Уровень относительно устойчивой адаптации сопровождается нарастанием параметров работоспособности (количественных и качественных), формированием режимов труда и отдыха.
В период поздней адаптации (до 14 недель) студенты длительное время не могут выработать адекватные способы для новых видов деятельности.
К сожалению, есть студенты-первокурсники, у которых не наблюдается стабилизация показателей адаптации. Такие студенты либо слабо успевают, либо испытывают трудности с соблюдением дисциплины.
У них, как правило, повышена ранимость и проявляется болезненность самолюбия [2, с. 7-9].
Одной из проблем для вчерашнего школьника является проблема адаптации в новом коллективе.
Слово «коллектив» происходит от латинского со1^о, что означает «объединяю», а латинское соПес^уш означает «собирательный». Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений.
О создании коллектива можно говорить, если есть в наличии следующие его признаки: общественно значимые цели, общие задачи, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, наличие актива, подчинение дисциплине, отношения ответственной зависимости. Должна также реализовываться воспитательная функция коллектива — разностороннее развитие личности.
К сожалению, не все студенческие группы можно назвать коллективами. Чаще всего все зависит от коммуникативных способностей каждого студента и работы куратора по созданию коллектива. Если развиты коммуникативные способности, то студент-первокурсник быстро адаптируется в коллективе и находит единомышленников. Если же студент менее активен или замкнут, то ему достаточно сложно учиться в коллективе. Он становится, как в школе, изгоем, а следовательно, адаптация у такого студента затягивается.
В создании коллектива особая роль принадлежит куратору студенческой группы. В начале учебного года ему необходимо провести психолого-педагогиче-ские игры и упражнения, направленные на запоминание имен и установление контакта в группе, что будет способствовать развитию доверия в группе и быстрой адаптации первокурсников.
В педагогической литературе выделяют три пути формирования коллектива: выдвижение перспективных линий, создание традиций, создание общей деятельности.
Перспектива — практическая цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников (А. С. Макаренко).
Традиции — устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают выработать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
В ученическом коллективе должны быть три вида деятельности: трудовая, учебная и деятельность общения. Когда будут организованы все три вида деятельности в равной степени, тогда и будет коллектив.
Таким образом, процесс адаптации первокурсников в вузе многоаспектен, сложен и имеет большое значение для дальнейшего успешного обучения в нем.
Другой, не менее важной проблемой для студента первого курса является проблема самостоятельной работы. Организация процесса обучения в вузе значительно отличается от школьного. Поступают, чтобы овладеть определенной профессией, специальностью. В вузе отличная от школы методика учебной работы и значительная часть времени отводится на самостоятельную подготовку. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Если студент не будет научен на первом курсе самостоятельной работе, то знания, которые он будет получать на протяжении всего учения в вузе, будут для него лишь информацией и никогда не станут подлинным знанием.
Овладение самостоятельной работой в вузе несет в себе и воспитательную функцию. Она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.
Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей.
По данным социологических исследований, у студентов первого курса большие затруднения вызывает именно самостоятельная работа. Как правило, первокурсники не умеют конспектировать лекции, работать с учебником, первоисточниками, анализировать информацию, четко и логично выстраивать свою речь, выступая на семинарских занятиях [1, с. 2].
Еще одной немаловажной психолого-педагогиче-ской проблемой первокурсников является умение общаться, выстраивать диалог с преподавателями, однокурсниками и окружающими их людьми. Диалог является одним из ведущих компонентов современной гуманистической парадигмы, универсальным принципом бытия, определяющим посредством общения всю жизнедеятельность человека [3].
Уже на начальном этапе обучения в вузе необходимо не допускать пустой траты времени на поиск студентами путем «проб и ошибок» нужных им познавательных и организационных изменений, а формировать их целенаправленно. В решении многих проблем первокурсников особую роль играет куратор.
Куратор является первым человеком, преподавателем и старшим товарищем, с которым сталкиваются бывшие абитуриенты, ставшие студентами первого курса. От того, насколько куратор проявит себя как личность, насколько хорошо он будет выполнять свои обязанности, зависит дальнейшее обучение первокурсников в вузе.
Куратор студенческой группы — это не обязанность, а призвание, так как куратор должен быть авторитетом во всех вопросах. Тогда и студенты-первокурсники будут уважать своего куратора, что благоприятно скажется на межличностных отношениях в группе.
Что же входит в функции куратора? Во-первых, это курирование учебной деятельности первокурсников: посещаемость занятий, успеваемость, информирование о практической стороне жизни и деятельности университета. Во-вторых, воспитательная деятельность: формирование морально-психологического климата в группе, ознакомление и соблюдение традиций университета, обучение правилам достойного поведения, основам культуры поведения, внедрения навыков общения. А также совместная разработка и организация внеучебных мероприятий. В-третьих, немаловажной функцией является работа с родителями. Чаще всего в вузе на данный аспект обращают мало внимания, и это негативно сказывается на учебном и воспитательном процессах.
Таким образом, роль куратора студенческой группы на первом курсе вуза значительна. Куратор помогает первокурсникам в вопросах адаптации, учебной деятельности, взаимодействия с преподавателями и формирования межличностных отношений в группе, что способствует росту профессиональной культуры будущих специалистов.
Библиографический список
1. Психолого-педагогические проблемы оптимизации 3. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия
деятельности преподавателя вуза : межвуз. тематич. сб. — и социология науки и техники : ежегодник. 1984-1985. — Ярославль, 1984. М., 1986.
2. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе и вузе : сб. ст. — Барнаул, 1973.