Научная статья на тему 'Кураторство как фактор успешной адаптации студентов'

Кураторство как фактор успешной адаптации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПЕРВОКУРСНИКИ / СТУДЕНТЫ / ЛИЧНОСТЬ / КУРАТОР / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / FRESHMEN STUDENTS / THE PERSONALITY / THE CURATOR / SOCIO-CULTURAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина Ольга Анатольевна

В статье говорится о роли куратора в процессе адаптации студентов первого курса к вузовской жизни, роли и функциях социокультурной адаптации первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supervision as a factor in the successful adaptation of students

The article discusses the role of facilitator in the process of adaptation of first-year students to university life, the role and functions of social and cultural adaptation of freshmen.

Текст научной работы на тему «Кураторство как фактор успешной адаптации студентов»

УДК 374.7

О.А. Калимуллина

КУРАТОРСТВО КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье говорится о роли куратора в процессе адаптации студентов первого курса к вузовской жизни, роли и функциях социокультурной адаптации первокурсников.

Ключевые слова: адаптация, первокурсники, студенты, личность, куратор, социокультурная адаптация. Kalimullina Olga Supervision as a factor in the successful adaptation of students

The article discusses the role offacilitator in the process of adaptation offirst-year students to university life, the role andfunctions of social and cultural adaptation of freshmen.

Keywords: adaptation, freshmen students, the personality, the curator, socio-cultural adaptation.

В настоящее время особую актуальность приобретают и активно обсуждаются проблемы модернизации социального бытия человечества, обращается самое серьезное внимание на проблемы адаптации новых поколений к быстро меняющимся процессам современности. Наиболее значимым и эффективным средством адаптации по праву считается образование, обеспечивающее необходимую меру соотношения традиций инноваций в знаниях, нормах и эталонах культуры. В условиях современного модернизирующегося мира сохранение и приращение культуры, всех значимых сфер бытия, его экономических, социальнополитических, коммуникативных

составляющих, непосредственно зависит от трансляции подрастающим поколениям тех культурных образцов, знаний, ценностей, норм и идеалов, которые в состоянии обеспечить не только разрешение многообразных глобальных проблем современности, но и сделать это гуманистическими средствами.

Сегодняшние студенты в недалеком будущем возглавят государство, будут определять судьбу России. Завтрашний день во многом будет зависеть от уровня

образования и профессиональной подготовки современного молодого поколения, его мировоззренческой позиции, желания и умения активно участвовать в возрождении России. Таким образом, сейчас образование должно стать не только средством получения знаний, но и фактором изменения отношения человека к трансформирующейся

социальной, культурной сфере, обеспечивать пригодность человека к деятельности в новых для него условиях труда и

производства.

Анализ современных научных работ, посвященных студенчеству, показывает, что большое значение молодые люди придают своему месту в обществе, возможности самостоятельно принимать решения и строить свою жизненную перспективу. Как результат социологи отмечают рост интереса к получению высшего образования. Ценность образования в иерархии ценностей современной молодежи снова возвращается на первые места.

Высшая школа в современной науке рассматривается как мощный фактор изменения общества, поэтому существенно изменились приоритетные цели, задачи и функции высшего образования, равно как и содержание учебной деятельности, и сами педагогические технологии, обеспечивающие эффективное включение подрастающих поколений в современные модернизационные процессы, идущие во всем мире.

Высшее образование включает в себя три взаимосвязанных процесса: воспитание, обучение и социализацию (усвоение прав, обязанностей, формирование стандартов поведения, связанных с их реализацией). Мы будем говорить о роли куратора в жизни и адаптации к вузу сегодняшних

первокурсников, о социокультурной адаптации студентов. Под социокультурной адаптацией в данном контексте понимается развитие у студентов осознанного отношения к себе как культурно-историческому субъекту, осознание им корней своей жизненной философии, этнических и социальных основ избранного стиля и образа жизни, а также развитие и обогащение

миропонимания и мировосприятия в отношении социальной ответственности и обязанностей личности в обществе, обучение самоанализу своих поступков, технологиям общения с представителями различных культур.

Работа с современной молодежью - это очень ответственная и сложная функция. Сегодня главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом, как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала. Все знают, с каким нравственным багажом из семьи и из школы приходит большая часть абитуриентов в вузы. Реальность зачастую калечит ребят, питая их не нравственными, а безнравственными принципами. Очевидно, что в этой усложнившейся ситуации резко возрастает роль кураторов академических групп, особенно на первом и втором курсах. В столь тонком деле вряд ли существуют готовые рецепты. Стили и формы работы преподавателя во многом зависят от его опыта, авторитета, характера. Но ясно одно: хороших результатов куратор может добиться только при каждодневной, добросовестной и неформальной работе.

Куратор учебной группы -профессионал-педагог, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в коллективе учебной группы, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого учащегося и осуществляющий

индивидуальный корректив разностороннего развития каждой личности.

В своей деятельности куратор руководствуется нормативными, правовыми, научно-методическими и педагогическими документами, которые регламентируют

отношения между куратором, учащимися и их родителями.

Кураторство - незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение.

Содержание работы куратора

студенческой академической группы в

последние годы существенно изменилось и включает в себя:

- постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении повседневных студенческих проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента;

- контроль за успеваемостью студентов;

- знание бытовых и семейных условий и состояния здоровья каждого студента в группе;

- помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;

- привлечение студентов к

исследовательской работе, изучение их научных интересов;

- приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;

- индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в университете, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин. Взаимоотношения с сокурсниками, преподавателями, личные проблемы так-же должны находиться в поле зрения куратора;

- доведение до сведения деканата и родителей необходимой информации об успеваемости, посещении занятий и поведении в учебном заведении;

- этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: беседы о поведении, этикете, привитие интереса к культуре, искусству. Контроль за соблюдением ими правил внутреннего распорядка как на факультете, так и в вузе.

Социально-педагогическая

деятельность куратора учебной группы это:

- работа куратора имеет множество направлений, основными из которых являются деятельность по оптимизации психологического климата в учебном коллективе, адаптация учащихся к условиям жизни учреждения образования. В процессе активного взаимодействия с учащимися перед кураторами стоит ряд задач;

- ускорение формирования из формальной

учебной группы сплоченного

работоспособного коллектива;

- создание климата свободы и доверия, позволяющего учащимся свободно обсуждать с куратором личностно значимые ситуации;

- помощь в адаптации к новым условиям;

- изучение индивидуальных особенностей учащихся для оказания им помощи в планировании индивидуального развития, работа по формированию личности учащегося и др.

Остановимся более подробно на деятельности куратора по формированию личности учащегося, так как она содержит в себе несколько взаимосвязанных и

взаимодополняющих направлений:

- формирование познавательных

интересов;

- разрядка накопившегося в течение учебного семестра нервного напряжения;

- через события, проходящие в учреждении образования;

- помощь учащимся в самопознании, открытии своего внутреннего мира;

- реализация творческого потенциала каждого учащегося, его знаний, умений в процессе создания, подготовки и проведения мероприятий;

- формирование эстетических

потребностей, воспитание художественного вкуса и интеллектуальной культуры;

- способствовать нравственному

воспитанию, усвоению принятых в обществе норм морали и ценностных ориентации;

- побудить задуматься о проблемах экологии, ответственности каждого человека за сохранение жизни на земле.

С помощью кураторских часов

первокурсники получают возможность

правильно сориентироваться в новой для них обстановке и, самое главное, в этот момент закладывается основа патриотизма к своему университету, факультету; происходит

знакомство с богатыми традициями вуза.

Литература

1. Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности вуза // Социол. исслед. -2000. - №

6.

2. Беликова Л.Ф. Проблемы адаптации первокурсников : методика и технология

социологической диагностики и проектирования. Материалы научно-методической конференции. Москва, 2003г.

3.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

4.Витенберг Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям в России. СПб, 1994.

5.Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб, 1994.

6.Вопросы психической адаптации человека. М., 1974.

7.Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол. журнал. - 1994. - Т.15, №3.

8.Данияров С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психол. журнал. - 1989. - №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.