Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕДУРЫ НАЗНАЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕДУРЫ НАЗНАЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
288
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / CUSTOMS EXPERTISE / ТАМОЖЕННЫЙ ЭКСПЕРТ / CUSTOMS EXPERT / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / АКТ ОТБОРА ПРОБ И ОБРАЗЦОВ / THE ACT OF SAMPLING / ДЕКЛАРАНТ / DECLARANT / ПРОЦЕДУРА НАЗНАЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / CUSTOMS EXPERTISE SETTING PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колпаков Александр Федорович

В статье рассмотрены не урегулированные в должной мере законодательством Таможенного союза отдельные процедуры назначения таможенной экспертизы, отбора проб и образцов товаров. Предлагаются варианты изменения законодательных и подзаконных актов, регламентирующих назначение таможенной экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF CUSTOMS EXPERTISE SETTING PROCEDURE

The article discusses some customs expertise setting procedures and sampling of goods that are inadequately regulated by the legislation of the Customs Union. Options for changing the laws and regulations governing the setting of customs expertise are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕДУРЫ НАЗНАЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

9. Халипов С. В. Таможенное регулирование в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации // Евразийский экономический журнал. 2013. № 2 (57). С. 29-37.

10. Казанцев С. М. Решения органов конституционного контроля государств - членов Таможенного союза как источник международного права [Электронный ресурс]. Официальный сайт Суда Евразийского экономического сообщества. URL: http://sudevrazes.org/main. aspx?guid=21651.

11. Козырин А. Н. Международные договоры и национальное законодательство в правовом механизме Таможенного союза ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. № 2. С. 21-29.

12. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. 348 с.

13. Пащенко А. В. Институты ЕврАзЭС: Межгосударственный совет и Высший Евразийский экономический совет // Реформы и право. 2013. № 3. С. 12-18.

14. Пащенко А. В. Международно-правовая база таможенно-тарифного регулирования в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС [Электронный ресурс]. URL: http:// lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2671.

15. Agreement on Trade Facilitation. WT/MIN(13)/W/8 Ministerial Conference Ninth Session Bali, 3-6 December 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://wto.org/english/thewto_e/ minist_e/mc9_ e/balipackage_e.htm.

16. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19.05.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru / act/trade/dotp/SiteAssets/wto/freddy-rus.pdf.

17. Смбатян А. С. ВТО и региональные интеграционные объединения: соотношение «правовых сил» в урегулировании торговых споров // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 8. С. 72-78.

18. Лукашук И. И. Международное «мягкое» право // Государство и право. 1994. № 8-9. С. 34-41.

А. Ф. Колпаков

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕДУРЫ НАЗНАЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В статье рассмотрены не урегулированные в должной мере законодательством Таможенного союза отдельные процедуры назначения таможенной экспертизы, отбора проб и образцов товаров. Предлагаются варианты изменения законодательных и подзаконных актов, регламентирующих назначение таможенной экспертизы.

Ключевые слова: таможенная экспертиза; таможенный эксперт; таможенный контроль; акт отбора проб и образцов; декларант; процедура назначения таможенной экспертизы.

Таможенная экспертиза как метод таможенного контроля активно используется должностными лицами таможенных органов в профессиональной деятельности при возникновении вопросов, решение которых возможно только с помощью

- 57

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2014

лиц, обладающих специальными познаниями. Порядок назначения таможенной экспертизы и совершение иных необходимых при этом действий, в том числе ознакомление декларанта с решением о назначении таможенной экспертизы, отбор проб и образцов товара, регламентируется таможенным законодательством Таможенного союза. В то же время есть еще ряд проблемных, на наш взгляд, моментов в процессуальной регламентации назначения таможенной экспертизы, которые недостаточно урегулированы нормативными актами.

Деятельность таможенных органов достаточно многогранна. Согласно Положению о Федеральной таможенной службе, введенному в действие постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 [1], ФТС России осуществляет ряд полномочий, в том числе имеющих отношение к экспертной деятельности или предусматривающих назначение таможенных экспертиз. К числу таких полномочий относятся: осуществление контроля и надзора в установленной сфере деятельности; совершенствование методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля; принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы, а также формы решения о назначении таможенной экспертизы, заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы. Кроме того, ФТС России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право «организовывать проведение таможенных, судебных экспертиз, исследований, а также осуществление научно-методического обеспечения экспертной деятельности таможенных органов».

Согласно определению, данному в ст. 137 гл. 20 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), «таможенная экспертиза - организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования». Тем самым ТК ТС определяет, что областью применения таможенной экспертизы является таможенное регулирование. В ст. 1 ТК ТС говорится, что «таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами». Другими словами, таможенное регулирование представляет собой правовое регулирование различных отношений, возникающих между должностными лицами таможенных органов, участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), иными лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела при перемещении товаров через таможенную границу. Любые правоотношения предусматривают возможность совершения определенных действий со стороны субъектов правоотношений.

В этой связи уместно поставить вопрос: «При совершении каких действий и при реализации каких полномочий из области таможенного регулирования у должностных лиц таможенных органов могут возникнуть вопросы, решение которых требует назначения таможенной экспертизы?»

Если обратиться к содержанию норм последующих статей гл. 20 ТК ТС, то согласно п. 1 ст. 138 ТК ТС «таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания», т.е. область применения таможенной экспертизы в данном случае существенно сужается только до оказания помощи таможенным органам при совершении таможенных операций. Такой подход вызывает некоторое недоумение, потому что гл. 20 ТК ТС, посвященная исключительно таможенной экспертизе, включена в разд. 3 ТК ТС «Таможенный контроль» и это подразумевает, что таможенная экспертиза должна проводиться именно при проведении таможенного контроля. Сложившуюся неопределенность в регламентации области (сферы) применения таможенной экспертизы законодатель пытается решить внесением изменений в ТК ТС. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.07.2013 № 151[2] одобрен Проект протокола о внесении изменений в Договор о ТК ТС от 27.11.2009 и в ТК ТС, являющийся неотъемлемой частью Договора. Согласно этому Проекту предусматривается внесение дополнения в ст. 138 ТК ТС, в результате чего редакция статьи будет следующей: «Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля требуются специальные и (или) научные познания». Это дополнение предполагает, что областью применения таможенной экспертизы будет деятельность должностных лиц таможенных органов как при совершении таможенных операций, так и при проведении таможенного контроля. Для того чтобы окончательно определиться, на каких этапах деятельности таможенных органов, контролирующих законность перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза, должна назначаться таможенная экспертиза, необходимо проанализировать порядок ее назначения. Для этого, прежде всего, проанализируем этот порядок с точки зрения соблюдения такого обязательного процессуального момента, как предупреждение таможенного эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта при проведении таможенной экспертизы. О том, что таможенный эксперт за дачу заведомо ложного заключения может быть привлечен только к административной ответственности, а не к административной или уголовной ответственности, как это предусматривается подп. 4 п. 1 ст. 142 ТК ТС, нами было рассмотрено ранее в статье [3].

Предупреждение эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения при проведении экспертизы предусматривается гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным, уголовно-процессуальным и административным законодательствами РФ. К уголовной ответственности эксперт привлекается по ст. 307 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) при проведении судебной экспертизы, назначаемой при осуществлении гражданского, административного и уголовного судопроизводства. К административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт привлекается при проведении экспертизы как при производстве по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), так и при осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствии со ст. 19.26 КоАП РФ.

Таможенный контроль, определение которого дается в ТК ТС как «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза», является одним из видов государственного контроля. Этот вывод можно сделать из содержания Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294), в ст. 3.1 которого говорится, что «положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): ... 6) таможенный контроль ...».

Административная ответственность таможенного эксперта за дачу заведомо ложного заключения выступает гарантией достоверности сведений, получаемых должностным лицом таможенного органа, назначившим таможенную экспертизу, от таможенного эксперта в результате проведения им таможенной экспертизы. Эта ответственность является также одним из составляющих элементов правового статуса таможенного эксперта и важным средством обеспечения законности его деятельности. Сведения о предупреждении таможенного эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения обязательно заносятся в заключение таможенного эксперта, а также указываются в решении о назначении таможенной экспертизы.

Заключение таможенного эксперта, подготовленное по результатам проведения таможенной экспертизы, является источником информации о товаре, его свойствах и характеристиках, имеющим доказательное значение для принятия должностным лицом таможенного органа юридически значимого решения в отношении перемещаемого через таможенную границу товара. Кроме того, заключение таможенного эксперта в соответствии со ст. 171 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ФЗ № 311) может быть допущено в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

- предупреждение таможенного эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения является обязательным процессуальным действием при назначении таможенной экспертизы;

- в соответствии с действующим законодательством таможенный эксперт при проведении таможенной экспертизы может быть привлечен только к административной ответственности в соответствии со ст. 19.26 КоАП РФ;

- таможенная экспертиза не может назначаться при совершении таможенных операций, потому что действия должностных лиц при этом не относятся к проведению таможенного контроля. Таможенная экспертиза может назначаться только при применении определенных форм таможенного контроля, в том числе и во время совершения таможенных операций;

- необходимо внести изменения в ст. 138 ТК ТС, исключив из п. 1 этой статьи словосочетание, определяющее, что таможенная экспертиза назначается «при совершении таможенных операций», и включить предложение, внесенное

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии [2] о том, что таможенная экспертиза назначается для разъяснения возникающих вопросов при проведении таможенного контроля (с оговоркой, о которой будет сказано ниже, касающейся применения слова «разъяснения»).

Следует отметить, что обсуждаемая проблема имеет отношение только к ст. 138 ТК ТС, потому что в остальных статьях гл. 20 ТК ТС, посвященной таможенной экспертизе, а также в решении Комиссии Таможенного союза № 258 [4] и приказах ФТС России, определяющих различные аспекты процессуальных действий назначения и проведения таможенной экспертизы, говорится о назначении таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля.

Продолжая обсуждение процессуального порядка назначения таможенной экспертизы, следует определить цель ее назначения. Согласно определению понятия таможенной экспертизы, данному в ст. 137 ТК ТС, она назначается для решения задач в области таможенного регулирования, тогда как согласно п. 1 ст. 138 ТК ТС целью назначения таможенной экспертизы является разъяснение возникающих вопросов при совершении таможенных операций. В данном случае, как и с ранее рассмотренной областью применения результатов таможенной экспертизы, мы имеем неоднозначное указание цели назначения таможенной экспертизы. Разъяснение возникающих вопросов, согласно «Толковому словарю русского языка» [5], подразумевает толкование сути вопросов, чтобы сделать их более ясными и понятными, что, естественно, никак не может быть целью таможенной экспертизы. На наш взгляд, более приемлемой является цель, направленная на решение задач, возложенных на таможенные органы в соответствии со ст. 6 ТК ТС и имеющих непосредственное отношение к проведению таможенного контроля, с использованием специальных и (или) научных познаний.

Другим важным процессуальным моментом назначения таможенной экспертизы в соответствии с п. 7 ст. 138 ТК ТС является письменное уведомление декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы. Каким образом должно осуществляться это уведомление, не определяется ни законодательными актами Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза, ни их подзаконными актами. Очевидно, в этой связи Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.07.2013 № 151 [2] предлагается изложить редакцию этой части ст. 138 ТК ТС в следующем виде: «Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, обязан ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представителей с решением о назначении таможенной экспертизы путем вручения (направления) его копии с разъяснением прав, предусмотренных ст. 141 настоящего Кодекса». Следует отметить, что форма бланка решения о назначении таможенной экспертизы, введенная в действие приказом ФТС России от 25.02.2011 № 396 [6], предусматривает наличие на оригинальном экземпляре бланка подписи декларанта, подтверждающей факт его ознакомления с содержанием решения о назначении таможенной экспертизы, а также с правами декларанта, предусмотренными ст. 141 ТК ТС при назначении таможенной экспертизы. Реализация нормы рассматриваемой статьи ТК ТС в действующей или предлагаемой редакции не должна вызывать затруднений в случае, когда должностное лицо таможенного органа имеет возможность лично ознакомить декларанта, попросив

его явиться в таможенный орган для ознакомления с решением о назначении таможенной экспертизы.

Иная ситуация складывается, если декларант не может явиться в установленное время в таможенный орган. В этом случае таможенный орган, назначающий таможенную экспертизу, должен в соответствии с ТК ТС письменно уведомить декларанта путем направления ему копии решения о назначении таможенной экспертизы. Реализация в таком виде обязательной процессуальной нормы ТК ТС об ознакомлении декларанта с решением о назначении таможенной экспертизы не будет являться исполненной, поскольку в данном случае факт действительного вручения декларанту указанного документа не подтверждается никаким образом. В этом смысле было бы целесообразным дополнить норму п. 7 ст. 138 ТК ТС следующим текстом, аналогичным содержанию п. 9 ст. 132 ТК ТС: «Таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, направляет декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям копию решения о назначении таможенной экспертизы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица, обладающего полномочиями в отношении товара, по месту его нахождения, не является основанием для отмены назначения таможенной экспертизы».

Назначение таможенной экспертизы предусматривает предоставление таможенному эксперту объектов для исследования. В большинстве случаев это реализуется путем отбора проб или образцов от партии товара, перемещаемой через таможенную границу, в отношении которой принято решение о назначении таможенной экспертизы, и направление их таможенному эксперту. Согласно первому абзацу п. 2 ст. 144 ТК ТС при отборе проб и образцов товаров составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 [7]. Второй абзац этого пункта статьи гласит, что второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены. Кому направляется первый экземпляр акта, ТК ТС не определяет. В данном случае законодатель использует прием, встречающийся, например, в ст. 115-118 ТК ТС, предусматривающих оформление процессуальных документов в двух экземплярах при проведении отдельных форм таможенного контроля. Таможенный контроль проводит должностное лицо таможенного органа в присутствии лица, обладающего полномочиями в отношении товара. В нормах этих статей указывается только лицо, которому вручается второй экземпляр документа, оформляемый по результатам проведения таможенного контроля, подразумевая при этом, что первый экземпляр остается в таможенном органе.

При оформлении акта отбора проб и образцов для назначения таможенной экспертизы количество лиц, заинтересованных иметь этот документ, больше. Прежде всего, это лицо, обладающее полномочиями в отношении товара, которому нужно документальное подтверждение факта уменьшения количества перемещаемого через границу товара на величину количества отобранных проб или образцов; таможенный эксперт, который обязан сопоставить информацию об отобранных пробах и образцах, отраженную в акте отбора, с фактически представленными ему пробами и образцами для проведения таможенной экспертизы; должностное лицо

таможенного органа, который обязан приложить к экземпляру декларации на товар документ, подтверждающий факт отбора проб и образцов товара. Подробная, а не частичная, как это сделано в ТК ТС, детализация распределения оформленных экземпляров акта отбора проб и образцов должна быть указана в ТК ТС, но сделано это только в приказе ФТС России [6], хотя ТК ТС не содержит отсылочных норм по этому вопросу. В приказе указано, что первый экземпляр акта направляется в экспертную организацию. Копия первого экземпляра акта остается в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу, и хранится вместе с первым экземпляром таможенной декларации и документами к ней. Второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены. В то же время в заключительной части текста бланка этого акта при его оформлении должна быть поставлена подпись лица, получившего копию акта отбора проб и образцов, но согласно указанному приказу ФТС России копия акта остается в таможенном органе, отобравшем пробы или образцы товара. Выявленное несоответствие объясняется тем, что при разработке формы бланка отбора проб и образцов в качестве образца, очевидно, была использована форма акта взятия проб и образцов, которая впервые начала применяться в период действия ТК РФ (1991 г), предусматривавшего, что декларанту вручается копия этого акта. Вручение копии этого документа декларанту подтверждалось его подписью на оригинальном экземпляре. Для приведения формы акта отбора проб и образцов к виду, соответствующему нормам ТК ТС, и необходимо внести изменение в его текст, исключив последний абзац:

Копию настоящего акта получил _ _

(фамилия, инициалы) (подпись)

«_»___20_г.

_(дата получения копии акта)_

и заменить его на текст следующего содержания:

Экземпляр акта получил:

(должность, фамилия, инициалы лица, получившего экземпляр акта) (подпись)

« » 20 г.

(дата получения экземпляра акта)

Следующим проблемным вопросом, не урегулированным на законодательном уровне, является правомочие таможенного эксперта на проведение таможенной экспертизы. Права таможенного эксперта изложены в п. 1 ст. 140 ТК ТС, но их перечень не определяет, при каких условиях таможенный эксперт получает право на проведение таможенной экспертизы. Разъяснение этому дается в п. 13 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 [4], устанавливающем, что проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, получившими право на самостоятельное проведение таможенных экспертиз по соответствующей специальности в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза. В настоящее время ни один

законодательный акт РФ, включая ФЗ № 311, не определяет порядок получения таможенными экспертами права самостоятельного проведения таможенных экспертиз. Это означает, что существующая в настоящее время система аттестации таможенных экспертов, установленная приказом Центрального экспертно-крими-налистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС России, не дает ни одному должностному лицу ЦЭКТУ юридически законного права на проведение таможенной экспертизы. Наиболее простым вариантом решения этой проблемы будет внесение в ст. 172 ФЗ № 311 дополнительного пункта о том, что таможенная экспертиза проводится таможенными экспертами, получившими право самостоятельного проведения таможенных экспертиз по соответствующей специальности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В соответствии с этим пунктом ФЗ № 311 впоследствии должен быть издан приказ ФТС России о порядке аттестации должностных лиц ЦЭКТУ на право самостоятельного проведения таможенных экспертиз.

Отмеченные проблемы регламентации назначения таможенной экспертизы требуют скорейшего разрешения путем внесения соответствующих изменений в законодательные и подзаконные акты.

Использованные источники

1. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе».

2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.07.2013 № 151 «О проектах протоколов об изменении и прекращении действия некоторых международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза» [Электронный ресурс]. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/docs/Pages/default.aspx.

3. Колпаков А. Ф. Изменения в таможенном законодательстве об экспертизе // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 1. С. 40-46.

4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля».

5. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 3 / под ред. проф. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996. 712 с.

6. Приказ ФТС России от 25.02.2011 № 396 «Об утверждении формы решения о назначении таможенной экспертизы, формы заключения таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы».

7. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.