9. Халипов С. В. Таможенное регулирование в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации // Евразийский экономический журнал. 2013. № 2 (57). С. 29-37.
10. Казанцев С. М. Решения органов конституционного контроля государств - членов Таможенного союза как источник международного права [Электронный ресурс]. Официальный сайт Суда Евразийского экономического сообщества. URL: http://sudevrazes.org/main. aspx?guid=21651.
11. Козырин А. Н. Международные договоры и национальное законодательство в правовом механизме Таможенного союза ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. № 2. С. 21-29.
12. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. 348 с.
13. Пащенко А. В. Институты ЕврАзЭС: Межгосударственный совет и Высший Евразийский экономический совет // Реформы и право. 2013. № 3. С. 12-18.
14. Пащенко А. В. Международно-правовая база таможенно-тарифного регулирования в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС [Электронный ресурс]. URL: http:// lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2671.
15. Agreement on Trade Facilitation. WT/MIN(13)/W/8 Ministerial Conference Ninth Session Bali, 3-6 December 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://wto.org/english/thewto_e/ minist_e/mc9_ e/balipackage_e.htm.
16. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19.05.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru / act/trade/dotp/SiteAssets/wto/freddy-rus.pdf.
17. Смбатян А. С. ВТО и региональные интеграционные объединения: соотношение «правовых сил» в урегулировании торговых споров // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 8. С. 72-78.
18. Лукашук И. И. Международное «мягкое» право // Государство и право. 1994. № 8-9. С. 34-41.
А. Ф. Колпаков
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕДУРЫ НАЗНАЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В статье рассмотрены не урегулированные в должной мере законодательством Таможенного союза отдельные процедуры назначения таможенной экспертизы, отбора проб и образцов товаров. Предлагаются варианты изменения законодательных и подзаконных актов, регламентирующих назначение таможенной экспертизы.
Ключевые слова: таможенная экспертиза; таможенный эксперт; таможенный контроль; акт отбора проб и образцов; декларант; процедура назначения таможенной экспертизы.
Таможенная экспертиза как метод таможенного контроля активно используется должностными лицами таможенных органов в профессиональной деятельности при возникновении вопросов, решение которых возможно только с помощью
- 57
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2014
лиц, обладающих специальными познаниями. Порядок назначения таможенной экспертизы и совершение иных необходимых при этом действий, в том числе ознакомление декларанта с решением о назначении таможенной экспертизы, отбор проб и образцов товара, регламентируется таможенным законодательством Таможенного союза. В то же время есть еще ряд проблемных, на наш взгляд, моментов в процессуальной регламентации назначения таможенной экспертизы, которые недостаточно урегулированы нормативными актами.
Деятельность таможенных органов достаточно многогранна. Согласно Положению о Федеральной таможенной службе, введенному в действие постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 [1], ФТС России осуществляет ряд полномочий, в том числе имеющих отношение к экспертной деятельности или предусматривающих назначение таможенных экспертиз. К числу таких полномочий относятся: осуществление контроля и надзора в установленной сфере деятельности; совершенствование методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля; принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы, а также формы решения о назначении таможенной экспертизы, заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы. Кроме того, ФТС России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право «организовывать проведение таможенных, судебных экспертиз, исследований, а также осуществление научно-методического обеспечения экспертной деятельности таможенных органов».
Согласно определению, данному в ст. 137 гл. 20 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), «таможенная экспертиза - организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования». Тем самым ТК ТС определяет, что областью применения таможенной экспертизы является таможенное регулирование. В ст. 1 ТК ТС говорится, что «таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами». Другими словами, таможенное регулирование представляет собой правовое регулирование различных отношений, возникающих между должностными лицами таможенных органов, участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), иными лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела при перемещении товаров через таможенную границу. Любые правоотношения предусматривают возможность совершения определенных действий со стороны субъектов правоотношений.
В этой связи уместно поставить вопрос: «При совершении каких действий и при реализации каких полномочий из области таможенного регулирования у должностных лиц таможенных органов могут возникнуть вопросы, решение которых требует назначения таможенной экспертизы?»
Если обратиться к содержанию норм последующих статей гл. 20 ТК ТС, то согласно п. 1 ст. 138 ТК ТС «таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания», т.е. область применения таможенной экспертизы в данном случае существенно сужается только до оказания помощи таможенным органам при совершении таможенных операций. Такой подход вызывает некоторое недоумение, потому что гл. 20 ТК ТС, посвященная исключительно таможенной экспертизе, включена в разд. 3 ТК ТС «Таможенный контроль» и это подразумевает, что таможенная экспертиза должна проводиться именно при проведении таможенного контроля. Сложившуюся неопределенность в регламентации области (сферы) применения таможенной экспертизы законодатель пытается решить внесением изменений в ТК ТС. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.07.2013 № 151[2] одобрен Проект протокола о внесении изменений в Договор о ТК ТС от 27.11.2009 и в ТК ТС, являющийся неотъемлемой частью Договора. Согласно этому Проекту предусматривается внесение дополнения в ст. 138 ТК ТС, в результате чего редакция статьи будет следующей: «Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля требуются специальные и (или) научные познания». Это дополнение предполагает, что областью применения таможенной экспертизы будет деятельность должностных лиц таможенных органов как при совершении таможенных операций, так и при проведении таможенного контроля. Для того чтобы окончательно определиться, на каких этапах деятельности таможенных органов, контролирующих законность перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза, должна назначаться таможенная экспертиза, необходимо проанализировать порядок ее назначения. Для этого, прежде всего, проанализируем этот порядок с точки зрения соблюдения такого обязательного процессуального момента, как предупреждение таможенного эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта при проведении таможенной экспертизы. О том, что таможенный эксперт за дачу заведомо ложного заключения может быть привлечен только к административной ответственности, а не к административной или уголовной ответственности, как это предусматривается подп. 4 п. 1 ст. 142 ТК ТС, нами было рассмотрено ранее в статье [3].
Предупреждение эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения при проведении экспертизы предусматривается гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным, уголовно-процессуальным и административным законодательствами РФ. К уголовной ответственности эксперт привлекается по ст. 307 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) при проведении судебной экспертизы, назначаемой при осуществлении гражданского, административного и уголовного судопроизводства. К административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт привлекается при проведении экспертизы как при производстве по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), так и при осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствии со ст. 19.26 КоАП РФ.
Таможенный контроль, определение которого дается в ТК ТС как «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза», является одним из видов государственного контроля. Этот вывод можно сделать из содержания Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294), в ст. 3.1 которого говорится, что «положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): ... 6) таможенный контроль ...».
Административная ответственность таможенного эксперта за дачу заведомо ложного заключения выступает гарантией достоверности сведений, получаемых должностным лицом таможенного органа, назначившим таможенную экспертизу, от таможенного эксперта в результате проведения им таможенной экспертизы. Эта ответственность является также одним из составляющих элементов правового статуса таможенного эксперта и важным средством обеспечения законности его деятельности. Сведения о предупреждении таможенного эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения обязательно заносятся в заключение таможенного эксперта, а также указываются в решении о назначении таможенной экспертизы.
Заключение таможенного эксперта, подготовленное по результатам проведения таможенной экспертизы, является источником информации о товаре, его свойствах и характеристиках, имеющим доказательное значение для принятия должностным лицом таможенного органа юридически значимого решения в отношении перемещаемого через таможенную границу товара. Кроме того, заключение таможенного эксперта в соответствии со ст. 171 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ФЗ № 311) может быть допущено в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях.
Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
- предупреждение таможенного эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения является обязательным процессуальным действием при назначении таможенной экспертизы;
- в соответствии с действующим законодательством таможенный эксперт при проведении таможенной экспертизы может быть привлечен только к административной ответственности в соответствии со ст. 19.26 КоАП РФ;
- таможенная экспертиза не может назначаться при совершении таможенных операций, потому что действия должностных лиц при этом не относятся к проведению таможенного контроля. Таможенная экспертиза может назначаться только при применении определенных форм таможенного контроля, в том числе и во время совершения таможенных операций;
- необходимо внести изменения в ст. 138 ТК ТС, исключив из п. 1 этой статьи словосочетание, определяющее, что таможенная экспертиза назначается «при совершении таможенных операций», и включить предложение, внесенное
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии [2] о том, что таможенная экспертиза назначается для разъяснения возникающих вопросов при проведении таможенного контроля (с оговоркой, о которой будет сказано ниже, касающейся применения слова «разъяснения»).
Следует отметить, что обсуждаемая проблема имеет отношение только к ст. 138 ТК ТС, потому что в остальных статьях гл. 20 ТК ТС, посвященной таможенной экспертизе, а также в решении Комиссии Таможенного союза № 258 [4] и приказах ФТС России, определяющих различные аспекты процессуальных действий назначения и проведения таможенной экспертизы, говорится о назначении таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля.
Продолжая обсуждение процессуального порядка назначения таможенной экспертизы, следует определить цель ее назначения. Согласно определению понятия таможенной экспертизы, данному в ст. 137 ТК ТС, она назначается для решения задач в области таможенного регулирования, тогда как согласно п. 1 ст. 138 ТК ТС целью назначения таможенной экспертизы является разъяснение возникающих вопросов при совершении таможенных операций. В данном случае, как и с ранее рассмотренной областью применения результатов таможенной экспертизы, мы имеем неоднозначное указание цели назначения таможенной экспертизы. Разъяснение возникающих вопросов, согласно «Толковому словарю русского языка» [5], подразумевает толкование сути вопросов, чтобы сделать их более ясными и понятными, что, естественно, никак не может быть целью таможенной экспертизы. На наш взгляд, более приемлемой является цель, направленная на решение задач, возложенных на таможенные органы в соответствии со ст. 6 ТК ТС и имеющих непосредственное отношение к проведению таможенного контроля, с использованием специальных и (или) научных познаний.
Другим важным процессуальным моментом назначения таможенной экспертизы в соответствии с п. 7 ст. 138 ТК ТС является письменное уведомление декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы. Каким образом должно осуществляться это уведомление, не определяется ни законодательными актами Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза, ни их подзаконными актами. Очевидно, в этой связи Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.07.2013 № 151 [2] предлагается изложить редакцию этой части ст. 138 ТК ТС в следующем виде: «Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, обязан ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представителей с решением о назначении таможенной экспертизы путем вручения (направления) его копии с разъяснением прав, предусмотренных ст. 141 настоящего Кодекса». Следует отметить, что форма бланка решения о назначении таможенной экспертизы, введенная в действие приказом ФТС России от 25.02.2011 № 396 [6], предусматривает наличие на оригинальном экземпляре бланка подписи декларанта, подтверждающей факт его ознакомления с содержанием решения о назначении таможенной экспертизы, а также с правами декларанта, предусмотренными ст. 141 ТК ТС при назначении таможенной экспертизы. Реализация нормы рассматриваемой статьи ТК ТС в действующей или предлагаемой редакции не должна вызывать затруднений в случае, когда должностное лицо таможенного органа имеет возможность лично ознакомить декларанта, попросив
его явиться в таможенный орган для ознакомления с решением о назначении таможенной экспертизы.
Иная ситуация складывается, если декларант не может явиться в установленное время в таможенный орган. В этом случае таможенный орган, назначающий таможенную экспертизу, должен в соответствии с ТК ТС письменно уведомить декларанта путем направления ему копии решения о назначении таможенной экспертизы. Реализация в таком виде обязательной процессуальной нормы ТК ТС об ознакомлении декларанта с решением о назначении таможенной экспертизы не будет являться исполненной, поскольку в данном случае факт действительного вручения декларанту указанного документа не подтверждается никаким образом. В этом смысле было бы целесообразным дополнить норму п. 7 ст. 138 ТК ТС следующим текстом, аналогичным содержанию п. 9 ст. 132 ТК ТС: «Таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, направляет декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям копию решения о назначении таможенной экспертизы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица, обладающего полномочиями в отношении товара, по месту его нахождения, не является основанием для отмены назначения таможенной экспертизы».
Назначение таможенной экспертизы предусматривает предоставление таможенному эксперту объектов для исследования. В большинстве случаев это реализуется путем отбора проб или образцов от партии товара, перемещаемой через таможенную границу, в отношении которой принято решение о назначении таможенной экспертизы, и направление их таможенному эксперту. Согласно первому абзацу п. 2 ст. 144 ТК ТС при отборе проб и образцов товаров составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 [7]. Второй абзац этого пункта статьи гласит, что второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены. Кому направляется первый экземпляр акта, ТК ТС не определяет. В данном случае законодатель использует прием, встречающийся, например, в ст. 115-118 ТК ТС, предусматривающих оформление процессуальных документов в двух экземплярах при проведении отдельных форм таможенного контроля. Таможенный контроль проводит должностное лицо таможенного органа в присутствии лица, обладающего полномочиями в отношении товара. В нормах этих статей указывается только лицо, которому вручается второй экземпляр документа, оформляемый по результатам проведения таможенного контроля, подразумевая при этом, что первый экземпляр остается в таможенном органе.
При оформлении акта отбора проб и образцов для назначения таможенной экспертизы количество лиц, заинтересованных иметь этот документ, больше. Прежде всего, это лицо, обладающее полномочиями в отношении товара, которому нужно документальное подтверждение факта уменьшения количества перемещаемого через границу товара на величину количества отобранных проб или образцов; таможенный эксперт, который обязан сопоставить информацию об отобранных пробах и образцах, отраженную в акте отбора, с фактически представленными ему пробами и образцами для проведения таможенной экспертизы; должностное лицо
таможенного органа, который обязан приложить к экземпляру декларации на товар документ, подтверждающий факт отбора проб и образцов товара. Подробная, а не частичная, как это сделано в ТК ТС, детализация распределения оформленных экземпляров акта отбора проб и образцов должна быть указана в ТК ТС, но сделано это только в приказе ФТС России [6], хотя ТК ТС не содержит отсылочных норм по этому вопросу. В приказе указано, что первый экземпляр акта направляется в экспертную организацию. Копия первого экземпляра акта остается в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу, и хранится вместе с первым экземпляром таможенной декларации и документами к ней. Второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены. В то же время в заключительной части текста бланка этого акта при его оформлении должна быть поставлена подпись лица, получившего копию акта отбора проб и образцов, но согласно указанному приказу ФТС России копия акта остается в таможенном органе, отобравшем пробы или образцы товара. Выявленное несоответствие объясняется тем, что при разработке формы бланка отбора проб и образцов в качестве образца, очевидно, была использована форма акта взятия проб и образцов, которая впервые начала применяться в период действия ТК РФ (1991 г), предусматривавшего, что декларанту вручается копия этого акта. Вручение копии этого документа декларанту подтверждалось его подписью на оригинальном экземпляре. Для приведения формы акта отбора проб и образцов к виду, соответствующему нормам ТК ТС, и необходимо внести изменение в его текст, исключив последний абзац:
Копию настоящего акта получил _ _
(фамилия, инициалы) (подпись)
«_»___20_г.
_(дата получения копии акта)_
и заменить его на текст следующего содержания:
Экземпляр акта получил:
(должность, фамилия, инициалы лица, получившего экземпляр акта) (подпись)
« » 20 г.
(дата получения экземпляра акта)
Следующим проблемным вопросом, не урегулированным на законодательном уровне, является правомочие таможенного эксперта на проведение таможенной экспертизы. Права таможенного эксперта изложены в п. 1 ст. 140 ТК ТС, но их перечень не определяет, при каких условиях таможенный эксперт получает право на проведение таможенной экспертизы. Разъяснение этому дается в п. 13 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 [4], устанавливающем, что проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, получившими право на самостоятельное проведение таможенных экспертиз по соответствующей специальности в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза. В настоящее время ни один
законодательный акт РФ, включая ФЗ № 311, не определяет порядок получения таможенными экспертами права самостоятельного проведения таможенных экспертиз. Это означает, что существующая в настоящее время система аттестации таможенных экспертов, установленная приказом Центрального экспертно-крими-налистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС России, не дает ни одному должностному лицу ЦЭКТУ юридически законного права на проведение таможенной экспертизы. Наиболее простым вариантом решения этой проблемы будет внесение в ст. 172 ФЗ № 311 дополнительного пункта о том, что таможенная экспертиза проводится таможенными экспертами, получившими право самостоятельного проведения таможенных экспертиз по соответствующей специальности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В соответствии с этим пунктом ФЗ № 311 впоследствии должен быть издан приказ ФТС России о порядке аттестации должностных лиц ЦЭКТУ на право самостоятельного проведения таможенных экспертиз.
Отмеченные проблемы регламентации назначения таможенной экспертизы требуют скорейшего разрешения путем внесения соответствующих изменений в законодательные и подзаконные акты.
Использованные источники
1. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе».
2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.07.2013 № 151 «О проектах протоколов об изменении и прекращении действия некоторых международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза» [Электронный ресурс]. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/docs/Pages/default.aspx.
3. Колпаков А. Ф. Изменения в таможенном законодательстве об экспертизе // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 1. С. 40-46.
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля».
5. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 3 / под ред. проф. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996. 712 с.
6. Приказ ФТС России от 25.02.2011 № 396 «Об утверждении формы решения о назначении таможенной экспертизы, формы заключения таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы».
7. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов».