УДК 34
А. Ф. Колпаков1
Владивостокский филиал Российской таможенной академии Владивосток. Россия
Законодательные новеллы о таможенной экспертизе
В статье сравнивается содержание норм Таможенного кодекса Таможенного союза и предложенного Евразийской экономической комиссией проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определяющих порядок назначения и проведения таможенной экспертизы. Дается оценка изменений законодательства об экспертизе, назначаемой при проведении таможенного контроля.
Ключевые слова и словосочетания: таможенная экспертиза, таможенный эксперт, заключение таможенного эксперта, отбор проб и образцов.
A. F. Kolpakov
Vladivostok branch of the Russian Customs Academy
Vladivostok. Russia
Legislative developments on customs examination
The article compares the content of the norms of the Customs code of the Customs Union and the proposed Eurasian economic Commission of the Customs code of the Eurasian economic Union, governing the appointment and conduct of customs examination. Assesses changes in legislation on the examination prescribed under the customs control.
Keywords: customs examination, customs expert, the conclusion of the customs expert, sampling and samples.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС, Союз) [1], который был создан на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства. В статье 32 Договора определяется, что в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза. Кроме того, в соответствии с положениями Договора предусматривается, что до вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза (ТК ТС) от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Вступление в силу ТК ЕАЭС планируется с 1 января 2016 года. В настоящее время текст проекта Кодекса [2] Евразийская экономическая комиссия направила для согласования в правительства государств - членов Союза. Проект ТК ЕАЭС предусматривает большое количество новелл, вносящих определенные изменения во взаимоотношения государств - членов Союза, таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в полномочия таможенных органов.
1 Колпаков Александр Федорович - канд. хим. наук, доцент кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля; e-mail: [email protected]. 40
Колпаков А.Ф. Законодательные новеллы о таможенной экспертизе...
Цель данной статьи - сравнительный анализ нормативного регулирования применения таможенной экспертизы таможенными органами, изложенного в ТК ТС и в проекте ТК ЕАЭС.
В ТК ТС порядок назначения и проведения таможенной экспертизы определяется гл. 20 «Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля». Правовой регламентации таможенной экспертизы в проекте ТК ЕАЭС посвящена гл. 52 «Таможенная экспертиза, назначаемая таможенными органами». В соответствии с гл. 45 разд. 6 Кодекса «Проведение таможенного контроля» таможенная экспертиза отнесена к числу мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Сравнение содержания глав ТК ТС и ТК ЕАЭС, посвященных таможенной экспертизе, показывает различие в количестве статей, незначительном изменении их названия и очередности расположения, а также появление в ТК ЕАЭС новой статьи, которая определяет порядок сотрудничества с организациями и учреждениями, осуществляющими экспертную деятельность, в целях проведения совместных исследований, обмена научной и методической информацией.
Изменения коснулись терминологии по таможенной экспертизе. Наибольшему изменению подверглось определение термина «таможенная экспертиза». В ТК ТС «таможенная экспертиза - организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования». В ТК ЕАЭС «таможенная экспертиза - исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы». При сравнении определений видно, что в Кодексе таможенная экспертиза - это действия, включающие в себя только исследования и испытания, проводимые таможенным экспертом, а организационные вопросы назначения и производства таможенной экспертизы не входят в это понятие. При этом следует отметить, что если согласно ТК ТС таможенный эксперт проводил исследования объектов таможенной экспертизы, то по новому законодательству он будет проводить еще и испытания. В чем заключается принципиальное различие между исследованиями и испытаниями, Кодекс разъяснений не дает. Следующее изменение в определении термина «таможенная экспертиза» касается резкого перехода от использования в данном определении словосочетания «специальные познания» на «специальные знания». Более подробно о соотношении понятий специальных знаний и специальных познаний можно ознакомиться в статье [3].
Незначительно изменились определения терминов «заключение таможенного эксперта» и «проба». Проект Кодекса предполагает, что документы, оформляемые при назначении и проведении таможенной экспертизы, а именно: решение о назначении таможенной экспертизы, акт отбора проб и образцов товара, заключение таможенного эксперта, будут иметь статус таможенного документа. В соответствии со ст. 2 проекта ТК ЕАЭС к ним относятся документы, составляемые исключительно для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, а также в ходе и по результатам совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля.
Следует отметить использование в гл. 52 ТК ЕАЭС нового термина «уполномоченный таможенный орган» - таможенный орган, уполномоченный в соответствии с законодательством государств - членов Союза на проведение таможенной экспертизы. Данное нововведение устраняет двусмысленность, существующую в ТК ТС, когда из содержания некоторых статей трудно понять, о каком таможенном органе идет речь -проводящем таможенную экспертизу или её назначающем.
Назначение таможенной экспертизы должно осуществляться в соответствии с какой-то целью. ТК ЕАЭС определяет в ст. 386, что таможенная экспертиза назначается для решения задач, возложенных на таможенные органы, но далее в ст. 387 цель сводится к разъяснению вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля. Что же действительно
41
Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. №1(28)
является целью таможенной экспертизы: решение задач или разъяснение вопросов? Согласно Толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова [4] решение -это действие по глаголу решить, т.е. найти нужный ответ, определить искомое, а разъяснение - это действие по глаголу разъяснить, т.е. растолковать, сделать более ясным, понятным. По нашему мнению, разъяснение вопросов - это изложение их в иной, более понятной для восприятия формулировке, что, естественно, не может быть целью назначения таможенной экспертизы.
В ТК ЕАЭС, так же как и в ТК ТС, определено, что таможенные органы могут назначать таможенные экспертизы как уполномоченному таможенному органу (в Российской Федерации - Центральному экспертно-криминалистическому таможенному управлению), так и иной организации в случае невозможности проведения таможенной экспертизы таможенными экспертами. Единственным изменением данной нормы в Кодексе является установление требования, чтобы иная организация была экспертной, т.е. в её правоустанавливающих документах должно быть определено право на проведение экспертиз определенного вида.
Объектами таможенной экспертизы являются товары, таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, а также средства идентификации таких товаров и документов. Единственное изменение, вносимое ТК ЕАЭС, коснулось перечисления объектов таможенной экспертизы. Из текста ст. 138 ТК ТС исключено словосочетание «в том числе транспортных средств», которое по непонятным причинам выделяло транспортные средства из общей массы товаров, перемещаемых через таможенную границу, в отношении которых может назначаться таможенная экспертиза.
Изменения, которые планирует внести ТК ЕАЭС в нормы таможенного законодательства о назначении таможенной экспертизы, устанавливают, что при оформлении решения о назначении таможенной экспертизы достаточно будет указать только наименование уполномоченного таможенного органа, которому будет поручаться проведение таможенной экспертизы, без указания фамилии, имени и отчества эксперта. Также в этом документе не будет указываться срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта в таможенный орган и о предупреждении таможенного эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта.
При назначении таможенной экспертизы должностное лицо таможенного органа должно определиться с видом назначаемой таможенной экспертизы. В ТК ЕАЭС в отличие от ТК ТС нет статьи «Виды таможенной экспертизы», а предлагаемый в п. 4 ст. 387 Кодекса перечень видов экспертиз значительно сокращен: исключена идентификационная таможенная экспертиза, отсутствуют понятия о единоличной, комиссионной, комплексной и первичной таможенных экспертизах.
Нововведением ТК ЕАЭС является положение о том, что основанием для назначения таможенным органом повторной таможенной экспертизы может служить только несогласие декларанта с результатами таможенной экспертизы, в том числе дополнительной. В ТК ТС определено, что данная экспертиза может назначаться в случае несогласия как декларанта, так и таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с заключением таможенного эксперта.
Проведение таможенной экспертизы завершается оформлением заключения таможенного эксперта. Проект Кодекса определяет, что заключение таможенного эксперта может оформляться не только в письменном, но и в электронном виде, что не предусматривалось в ТК ТС. При оформлении в письменном виде такой документ должен готовиться в трех экземплярах (в ТК ТС - в двух).
Проект ТК ЕАЭС вносит незначительные изменения в содержание заключения таможенного эксперта: не нужно будет указывать время начала и завершения проведения таможенной экспертизы, достаточно указать только дату, также меняются требования к форме подписки таможенного эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта.
Колпаков А.Ф. Законодательные новеллы о таможенной экспертизе.
Назначение таможенной экспертизы должно сопровождаться предоставлением таможенному эксперту объектов для исследования, как правило, в виде проб или образцов товара. Отбор проб или образцов должен сопровождаться оформлением Акта отбора проб или образцов. ТК ТС определяет, что необходимо оформлять два экземпляра Акта, а ТК ЕАЭС - три.
Объектами таможенной экспертизы могут быть не только пробы или образцы товара, но и документы и средства таможенной идентификации. Нововведением ТК ЕАЭС является регламентация изъятия таких объектов, что отсутствовало в ТК ТС. При изъятии должностное лицо таможенного органа должно составить таможенный документ - акт об изъятии документов, средств идентификации документов и товаров установленной формы.
Проект Кодекса вносит незначительные изменения в права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, при назначении и проведении таможенной экспертизы. ТК ЕАЭС исключает право декларанта «знакомиться с заключением таможенного эксперта и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу», изложенное в ст. 141 ТК ТС. Данное изменение обусловлено включением в Кодекс нормы, дающей декларанту право «получать заключение таможенного эксперта в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу», т.е. один из трех оформляемых экземпляров заключения таможенного эксперта.
Существующие в ТК ТС права декларанта ходатайствовать о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту для получения по ним заключения таможенного эксперта и о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы сохранены в ТК ЕАЭС, но при условии, что эти ходатайства должны быть мотивированными.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.12.2014 № 233 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org-/ru/Lists/EECDocs/635545976546244230.pdf.
3. Нестеров, А.В. О соотношении понятий специальных знаний и познаний эксперта / А.В. Нестеров // Эксперт-криминалист. - 2010. - № 1. - С. 11-13.
4. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 3 / под ред. Д. Ушакова. - М.: ТЕРРА, 1996. - 712 с.
Сорокин, М.А.
Теория таможенного регулирования как экономика экономики: монография. -М.: Креативная экономика, 2014. - 216 с.
Монография является результатом и итогом размышлений автора об особенностях научного познания таможенного регулирования как явления. В работе приводятся авторские выводы относительно таможенного регулирования как объекта научного исследования, его влияния как национального и наднационального инструмента управления конкурентоспособностью предпринимательских структур. Дан анализ направлений диссертационных исследований в области таможенного дела, таможенной политики, таможенно-тарифного регулирования. Выявлены противоречия и угрозы перспектив таможенного регулирования в условиях глобализации.
Предназначено для всех, интересующихся проблемами таможенного регулирования и таможенной политики.
СОВЕТУЕМ ПРОЧЕСТЬ
43