А.Ф. КОЛПАКОВ
О развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы по таможенной экспертизе
Анализируется развитие законодательных и подзаконных актов Российской Федерации, регламентирующих различные аспекты назначения и производства таможенной экспертизы, дается оценка несовершенства рассматриваемых документов.
Ключевые слова: таможенная экспертиза, Таможенный кодекс Таможенного союза, нормативные правовые акты.
Со времени вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) получен некоторый опыт применения нового таможенного законодательства на практике, выявлены его неточности и пробелы, требующие устранения. Так, определенные поправки в ТК ТС были внесены в соответствии с Протоколом от 16.04.2010 «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года».
Нами уже рассматривались изменения и нововведения в ТК ТС, связанные с нормами, регламентирующими назначение и проведение таможенной экспертизы в действовавшем на территории России таможенном законодательстве, — Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ): были отмечены положительные стороны проведенных изменений, указаны нормы кодекса, которые требуют корректировки [1, 2].
Главным отличием таможенного законодательства Таможенного союза от других законодательств является то, что к числу законодательных актов в дополнение к ТК ТС и международным договорам государств-членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном
КОЛПАКОВ Александр Федорович — кандидат химических наук, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
союзе, отнесен новый вид законодательного акта — решения Комиссии Таможенного союза (КТС).
Анализ гл. 20 ТК ТС «Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля» показывает наличие большого количества отсылочных положений, которые должны быть раскрыты либо решением Комиссии Таможенного союза (3 отсылочные нормы), либо законодательством государств-членов Таможенного союза (11 отсылочных норм), и только в одном случае дается ссылка на другую статью данного кодекса. Для сравнения: гл. 36 ТК РФ «Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля» содержала 9 отсылочных норм на статьи данного кодекса и 3 отсылочных нормы, положения которых должны были реализовываться в соответствии с иным действующим законодательством.
В связи с тем, что значительная часть норм ТК ТС, посвященных таможенной экспертизе, должна раскрываться законодательством государств-членов Таможенного союза (так называемые отсылочные нормы), то следует подчеркнуть, что в данной статье будут рассматриваться в основном только нормативные правовые акты Российской Федерации. К числу таких актов относится федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 311) и подзаконные нормативные акты — приказы Федеральной таможенной службы России, подготовленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Рассмотрим развитие положений статей ТК ТС в других законодательных и подзаконных актах:
1. Схема раскрытия положения ст. 137 ТК ТС:
Таким образом, в данном случае мы видим, что международный кодифицированный правовой акт — ТК ТС, давая определение термина «заключение
таможенного эксперта», предоставляет право государствам-членам Таможенного союза установить форму этого документа. В Российской Федерации форма заключения эксперта в соответствии с ФЗ № 311 введена в действие приказом ФТС России от 25.02.2011 № 396 [10].
2. Схема раскрытия положения ст. 138 ТК ТС:
3. Схема раскрытия положения п. 1 ст. 139 ТК ТС:
В связи с тем, что решение КТС от 20.05.2010 № 258 (далее — решение КТС № 258) содержит в себе несколько пунктов, имеющих отсылочный характер, рассмотрим схемы раскрытия положений каждого пункта отдельно: — Пункт 5 решения КТС № 258:
* Содержание документа (статьи) не приводится из-за большого объема текста.
— Пункт 12 решения КТС № 258:
— Пункт 13 решения КТС № 258:
— Пункт 14 решения КТС № 258:
— Пункт 19 решения КТС № 258:
— Пункт 22 решения КТС № 258:
В связи с тем, что п. 22 решения КТС № 258 определяет только один порядок направления заключения эксперта и возврата оставшихся после проведения таможенной экспертизы материалов, проб и образцов в таможенный орган, назначавший экспертизу, — это вручение их под расписку лично должностному лицу таможенного органа, назначившему таможенную экспертизу, то это создает определенные трудности для должностных лиц таможни. Отправка заключения эксперта и всех материалов в таможню, как это было ранее, например, курьером или фельдъегерской почтой будет возможна только после издания соответствующего законодательного акта Российской Федерации или внесения изменения в решение КТС № 258. 4. Схема раскрытия положения ст. 139 ТК ТС: — Пункт 2 ст. 139 ТК ТС:
— Пункт 2 ст.139 ТК ТС:
— Пункт 3 ст. 139 ТК ТС:
5. Статья 140 ТК ТС содержит две отсылочные нормы:
— Пункт 2 пп. 4: «эксперт обязан не разглашать сведения, полученные в результате проведения таможенной экспертизы, не использовать их в иных целях и не передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов Таможенного союза».
Информация, составляющая профессиональную (служебную) тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. К числу таких федеральных законов можно, например, отнести федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», в соответствии с которыми требования прокурора, сотрудника следственного комитета о предоставлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами.
— Пункт 3 ст. 140 ТК ТС: «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей таможенный эксперт (эксперт) несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза».
В Российской Федерации таким законодательным актом является КоАП РФ, ст. 2.4 которого говорит об административной ответственности должностных лиц в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих
служебных обязанностей, к числу которых относятся таможенные эксперты в соответствии со ст. 137 ТК ТС. Эксперты иных уполномоченных организаций, которым может поручаться проведение таможенной экспертизы, будут нести гражданско-правовую ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей, поскольку назначение экспертизы в эти организации должно сопровождаться заключением договора между таможенным органом, назначающим экспертизу, и организацией на оказание услуг в соответствии с гражданским законодательством.
6. Схема раскрытия положения п. 2 ст. 142 ТК ТС:
7. Следующая отсылочная норма содержится в ст. 143 ТК ТС, где говорится, что порядок проведения повторной таможенной экспертизы на таможенной территории Таможенного союза определяется решением Комиссии Таможенного союза. В развитии этой нормы было принято решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 [4], в разделе 6 которого установлен порядок проведения повторной таможенной экспертизы.
8. Схема раскрытия положения ст. 144 ТК ТС: — Пункт 1 ст. 144 ТК ТС:
— Пункт 2 ст. 144 ТК ТС:
Норма ст. 144 (п. 5) ТК ТС, говорящая о том, что «по окончании таможенной экспертизы пробы и образцы товаров возвращаются декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям либо в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, за исключением случаев, когда такие пробы и образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза», не нашла своего развития до настоящего времени в законодательстве Российской Федерации.
Как видно из информации, представленной на вышеприведенных схемах, большинство норм ТК ТС получило свое дальнейшее развитие в нормативных правовых актах более низкого с юридической точки зрения уровня. Не нашло дальнейшего толкования положение одной статьи из гл. 20 ТК ТС: ст. 144 (п. 5) и трех пунктов (13, 19 и 22) решения КТС № 258. Кроме того, ряд положений ТК ТС, посвященных таможенной экспертизе, в дополнении к уже ранее отмеченным в статьях [1, 2], требует разъяснений и дополнений.
Прежде всего следует подчеркнуть, что в действующих документах нет определений о том, что следует понимать под «иной уполномоченной организацией», которой может быть назначено проведение таможенной экспертизы в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами (п. 2 ст. 138 ТК ТС). Вступивший в силу приказ ФТС России от 28.07.2011 № 1541 [9] не дает разъяснений по этому вопросу. Кроме того, привлечение экспертов иной уполномоченной организации для проведения таможенной экспертизы возможно двумя способами. Первый способ регламентируется отмеченным выше приказом ФТС России от 28.07.2011 № 1541 [9], когда проведение экспертизы полностью поручается иной уполномоченной организации. Второй способ заключается в том, что таможенный эксперт мотивированно ходатайствует должностному лицу таможенного органа, принявшему решение о назначении таможенной экспертизы, о необходимости привлечения эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации соответствующей
экспертной специальности или квалификации с указанием оснований для привлечения к проведению таможенной экспертизы. Этот порядок установлен приказом ФТС России от 21.07.2011 № 1500 [8]. Единственный вывод, который можно сделать из анализа содержания вышеуказанных приказов, сводится к следующему: иная уполномоченная на проведение таможенной экспертизы организация должна иметь одну из организационно-правовых форм некоммерческой организации, в правоустанавливающих документах которой должна быть отражена цель создания этой организации — проведение экспертиз.
При проведении любой экспертизы, назначенной уполномоченным должностным лицом правоохранительного или контролирующего органа, а также судом или судьей, эксперт несет ответственность, предусмотренную соответствующим законодательством, за дачу заведомо ложного заключения. О том, что в ТК ТС есть нелогичность, касающаяся этого вопроса, было показано [1, 2]. В данной статье отмечалось, что таможенный эксперт (эксперт) при выполнении таможенной экспертизы не может нести административную или уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения при выполнении экспертизы, назначенной при проведении такого вида государственного контроля как таможенный контроль. В ТК ТС об ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения говорится в двух статьях. Так, в ст. 138 (п. 4) просто говорится об ответственности без указания того, в соответствии с каким законодательством она может быть наложена, а в ст. 142 (пп. 4 п. 1) уже конкретизируется, что это может быть административная или уголовная ответственность.
Несмотря на то, что ТК ТС в этих статьях не содержит отсылок к другим нормативным актам, вопросы ответственности таможенного эксперта (эксперта) получили свое дальнейшее рассмотрение. В п. 12 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 [4] говорится, что «руководитель таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, разъясняет таможенному эксперту (эксперту) его права и ответственность, предусмотренные законодательством государства-члена Таможенного союза», а в п. 17 указывается, что в заключении таможенного эксперта (эксперта) должна быть «отметка, удостоверенная подписью таможенного эксперта (эксперта), о том, что он предупрежден об административной или уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы» без ссылки на законодательство государства-члена Таможенного союза. Таким образом, можно заключить, что таможенное законодательство Таможенного союза содержит в себе норму, предусматривающую разную юридическую ответственность таможенного эксперта (эксперта) за одно и то же действие.
Для окончательного решения вопроса о том, какую ответственность должен нести таможенный эксперт (эксперт) за дачу заведомо ложного заключения при проведении таможенной экспертизы, следует обратиться к иным
законодательным актам. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 25.9 говорит, что «эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения». Дача заведомо ложного заключения эксперта при производстве по делу об административном правонарушении (ст. 17.9) и при осуществлении государственного контроля (надзора) (ст. 19.26) влечет наложение административного штрафа. Уголовную ответственность эксперт (ст. 57 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) несет в соответствии со ст. 307 Уголовного кодекса РФ и за дачу заведомо ложного заключения в суде либо при производстве предварительного расследования уголовного дела. Положение об ответственности эксперта содержится также в федеральном законе от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в Арбитражном и Гражданском процессуальных кодексах Российской Федерации, т. е. во всех законодательных актах Российской Федерации, в соответствии с которыми должностные лица таможенных органов могут назначать экспертизы при решении вопросов, входящих в компетенцию таможенных органов, или в соответствии с которыми судебные органы могут рассматривать дела по обжалованию действий (бездействий) должностных лиц таможенных органов. Следует подчеркнуть, что эксперт, выполняющий экспертизу, назначенную в соответствии с вышеупомянутыми процессуальными кодексами, имеет статус судебного, а не таможенного эксперта.
В связи с тем, что ТК ТС содержит в себе двусмысленную норму об ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения, а законодательство Российской Федерации о таможенном деле не дает разъяснений по этому вопросу, то следует руководствоваться нормами действующего в России процессуального законодательства, рассмотренными выше. Исходя из этого следует внести изменения в ТК ТС и в решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 [4], указав, что таможенный эксперт (эксперт) несет административную ответственность за дачу заведомо ложного заключения при проведении таможенной экспертизы. Необходимость и очевидные намерения ФТС России сделать это подтверждаются текстом бланков «Решения о назначении таможенной экспертизы» и «Заключения таможенного эксперта (эксперта)», утвержденных приказом ФТС России от 25.02.2011 № 396 [10], где в подписке эксперта говорится, что он предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст. 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В национальных законодательных актах о таможенном деле Республики Казахстан и Республики Беларусь также нет однозначного подхода к мере ответственности таможенного эксперта (эксперта) за дачу заведомо ложного заключения. Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» [5], введенный в действие законом Республики Казахстан
от 30.06.2010 № 298-ГУ, практически дублирует нормы ТК ТС по рассматриваемому вопросу. Законодательный акт Республики Беларусь о таможенном деле только планируется к принятию, а действующий в настоящее время Указ Президента Республики Беларусь от 18.07.2011 № 319 [3] не устанавливает нормы и меры ответственности таможенного эксперта.
Согласно ст. 138 ТК ТС таможенная экспертиза назначается должностным лицом таможенного органа, ее производство поручается таможенному эксперту или эксперту иной уполномоченной организации. Права и обязанности этих субъектов таможенной экспертизы изложены в соответствующих статьях ТК ТС. Так как таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, и документов, предъявляемых декларантом для совершения необходимых таможенных операций, то во всей процедуре назначения и производства таможенной экспертизы нельзя забывать о правах и обязанностях третьего участника, заинтересованного в результатах этой экспертизы. Таким участником может являться декларант или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении перемещаемых товаров. Таможенный орган в соответствии с п. 7 ст. 138 ТК ТС не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы. Данная редакция статьи не конкретизирует, каким образом декларант или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, сможет реализовать свои права, изложенные в ст. 141 ТК ТС, а именно, заявлять ходатайство о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту (эксперту). Кроме того, в ТК ТС по сравнению с ТК РФ отсутствует норма, обязывающая должностное лицо таможенного органа разъяснить декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, его права.
Результаты практической деятельности таможенных экспертно-крими-налистических подразделений показывают, что в предыдущие годы в тех редких случаях, когда декларант реализовывал свое право на постановку дополнительных вопросов, они были изложены в документе о назначении первичной экспертизы (тогда этот документ назывался постановлением о назначении экспертизы). Это означало, что декларант лично с ним знакомился. Для этого должностное лицо таможенного органа устно или письменно (заказным письмом) уведомляло декларанта о необходимости прибытия в таможенный орган для письменного подтверждения в документе о назначении экспертизы об ознакомлении со своими правами. Очевидно, что такой порядок должен реа-лизовываться также и в Таможенном союзе, тем более, что в бланке Решения о назначении таможенной экспертизы предусмотрено, что в этом документе должна стоять подпись одного из трех лиц: декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителей. Подписью подтверждается, что лицо ознакомлено со своими правами и что оно дает или
не дает разрешение на «видоизменение, частичное или полное уничтожение, разрушение материалов, документов проб и образцов, направленных на исследование». Без этой подписи, дающей право применять разрушающие методы исследования, эксперт не должен приступать к производству экспертизы, если поставленные перед ним вопросы требуют применения таких методов исследования.
Большая часть назначаемых таможенных экспертиз предусматривает отбор проб или образцов товара для направления их на исследование. ТК ТС устанавливает в ст. 144, что пробы или образцы отбирают должностные лица таможенных органов. В соответствии с п. 3 этой статьи «декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители принимают участие при отборе проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов». Стиль изложения данной статьи показывает, что вышеуказанные лица должны присутствовать и принимать участие в отборе проб и образцов, тем более, что далее в этой же статье говорится, что «указанные лица обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе проб и образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет необходимые грузовые и иные операции». Положение этой статьи входит в противоречие с нормами статей 141 и 187 ТК ТС, посвященных исключительно правам декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товара, в которых говорится, что эти лица «вправе присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами». Таким образом, если присутствие рассматриваемых лиц при отборе проб и образцов является все-таки их правом, то возникает вопрос, как эти лица должны исполнять обязанности оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе проб и образцов товаров, если они имеют право при этом не присутствовать.
Отбор проб и образцов товара всегда сопровождается оформлением акта отбора проб и образцов в двух экземплярах (п. 2 ст. 144 ТК ТС). Далее в этой же статье говорится, что второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям. Текст этой статьи, по сути, аналогичен тексту ст. 383 ТК РФ (2003 г.). В то же время ТК ТС не регламентирует, кто и что должен делать с первым экземпляром акта. Информацию об этом можно найти в приказе ФТС России от 25.02.2011 № 396. Из этого приказа видно, что «первый экземпляр акта направляется в таможенный орган или иную уполномоченную организацию для проведения таможенной экспертизы, а копия первого экземпляра акта остается в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу, и хранится вместе с первым экземпляром таможенной декларации и документами к ней».
Второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены.
Если сопоставить вышеизложенный порядок подготовки и направления (вручения) двух оформляемых экземпляров акта отбора проб и образцов с текстом бланка этого акта, введенной в действие решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 [6], то видно некоторое несоответствие. В конце текстовой части бланка этого акта указано: «Копию настоящего акта получил», далее должны быть вписаны фамилия, инициалы, подпись лица, получившего копию. Исходя из содержания вышеуказанного приказа ФТС России от 25.02.2011 № 396 [10], копия акта остается в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу, в таком случае представляется не вполне логичным, что должностное лицо таможенного органа должно расписываться в бланке оригинального экземпляра акта, который сам же составил, в получении копии этого документа. Причина выявленного несоответствия заключается в следующем.
ТК РФ (1993 г.) в ст. 135 определял, что «о взятии проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, составляется акт по форме, устанавливаемой Государственным таможенным комитетом Российской Федерации». О количестве оформляемых экземпляров в кодексе ничего не говорится. Порядок взятия проб и образцов и форма документа, который оформляется при этом, были впервые введены в действие приказом ГТК России от 25.06.1993 № 264 [7]. Согласно п. 7 приложения 2 к этому приказу «взятие проб и образцов товара оформляется актом по прилагаемой форме № 1. Копия или второй экземпляр этого акта вручается или высылается лицу, обладающему полномочиями в отношении товара». Текст акта взятия проб и образцов также завершался фразой «Копию настоящего акта получил». При сравнении текстов акта взятия проб и образцов, форма которого была введена в действие приказом ГТК РФ от 25.06.1993 № 264 [7], и акта отбора проб и образцов, введенного в действие решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 [6], видно, что они мало отличаются друг от друга. Таким образом, можно предположить, что при подготовке решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 [6] была использована ранее действовавшая форма акта с небольшой корректировкой текста, коснувшейся только незначительного изменения названия самого акта и Таможенного кодекса, а также некоторых терминов. Разработчики этого документа не учли положения ТК ТС, устанавливающего новый, по сравнению с ТК РФ, порядок направления оригинальных и копированных экземпляров акта. В двух оригинальных экземплярах акта отбора проб и образцов декларант должен ставить свою подпись после фразы «Экземпляр акта получил», которая должна заменить фразу «Копию настоящего акта получил». Копия акта с подписью декларанта, которая остается в таможенном органе, будет служить, в том числе, подтверждением того, что должностное лицо таможенного органа выполнило требования ТК ТС о вручении декларанту оригинала акта отбора проб и образцов.
Завершая обсуждение темы, касающейся порядка обращения с пробами и образцами, направляемыми на экспертизу, следует отметить, что в п. 5 ст. 144
ТК ТС говорится, что по окончании таможенной экспертизы пробы и образцы товаров возвращаются декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, либо в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, за исключением случаев, когда такие пробы и образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза. Кроме того, в соответствии с п. 19 решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 [4] хранение материалов, документов, проб и образцов, поступивших на таможенную экспертизу, должно осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза. Законодательного акта Российской Федерации, регламентирующего указанные положения по порядку обращения с пробами и образцами, до настоящего времени нет.
Список литературы
1. Колпаков А.Ф. Изменения в таможенном законодательстве об экспертизе // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 1. С.40-46.
2. Колпаков А.Ф. Новеллы законодательства о таможенной экспертизе // Актуальные проблемы науки, практики и вероисповеданий на современном этапе: сб. материалов VII заоч. международ. науч.-практ. конф. от 21 марта 2011 г. / под ред. А.Н. Попова. Вып. 1. Красноярск, 2011. С. 103-108.
3. О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах: указ Президента Республики Беларусь от 18.07.2011 № 319 [Электронный ресурс]. URL: http://president.gov.by/press124218.html
4. О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля: решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 [Электронный ресурс]. URL: КонсультантПлюс.
5. О таможенном деле в Республике Казахстан: кодекс Республики Казахстан: [утв. законом РК от 30.06.2010 № 298-IV] [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakon.kz/tamozhenniy_kodeks.html
6. О формах таможенных документов: решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 [Электронный ресурс]. URL: КонсультантПлюс.
7. Об утверждении нормативно-методических документов, принятых Коллегией по вопросу «О программе развития таможенных лабораторий ГТК России» (вместе с «Положением о порядке взятия таможенными органами Российской Федерации проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации», «Положением об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях Государственного таможенного комитета Российской Федерации»): приказ ГТК России от 25.06.1993 № 264 [Электронный ресурс]. URL: КонсультантПлюс.
8. Об утверждении Порядка принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной
экспертизы: приказ ФТС России от 21.07.2011 № 1500 [Электронный ресурс]. URL: КонсультантПлюс.
9. Об утверждении порядка согласования с таможенным органом, проводящим таможенную экспертизу, назначения таможенной экспертизы таможенным органом в иную уполномоченную организацию, проводящую таможенную экспертизу: приказ ФТС России от 28.07.2011. № 1541 [Электронный ресурс]. URL: КонсультантПлюс.
10. Об утверждении формы решения о назначении таможенной экспертизы, формы заключения таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы (вместе с «Порядком отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы»): приказ ФТС России от 25.02.2011 № 396 [Электронный ресурс]. URL: КонсультантПлюс.