УДК 339.543:620.2:343.148 ББК 65.428
А.Ф. КОЛПАКОВ
Таможенная экспертиза в Евразийском экономическом союзе
Анализируются нормы Таможенного кодекса Таможенного союза и предложенного Евразийской экономической комиссией проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Дается оценка изменений таможенного законодательства о таможенной экспертизе.
Ключевые слова: таможенная экспертиза, таможенный эксперт, заключение таможенного эксперта, отбор проб и образцов.
A.F. Kolpakov
Customs Expertise in the Eurasian Economic Community
The paper gives the comparative analysis between the Customs Code of the Customs Union and the draft of the Customs Code of the Eurasian Economic Community proposed by the Eurasian Economic Commission. The author gives its own assessment to the changes in the Customs legislation with regard to the customs expertise.
Keywords: customs expertise, customs expert, expert assessment, sampling.
Евразийская экономическая комиссия решением Коллегии от 18.12.2014 № 233 одобрила проект Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС; Кодекс) [1]. В настоящее время проект ТК ЕАЭС направлен на согласование в правительства государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государств -членов Союза). Правовой регламентации таможенной экспертизы в Кодексе посвящена глава 52 «Таможенная экспертиза, назначаемая таможенными органами». В соответствии с главой 45 (раздел 6) ТК ЕАЭС - «Проведение таможенного контроля» - таможенная экспертиза отнесена к числу мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, но статьи, посвященные таможенной экспертизе, почему-то не входят в данную главу, в отличие от других мер, перечисленных в ст. 338 Кодекса. Глава 52 ТК ЕАЭС включена в раздел 7
КОЛПАКОВ Александр Федорович — кандидат химических наук, доцент кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
48
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(70)/2015
«Таможенные органы», тогда как в ТК ТС статьи, посвященные таможенной экспертизе, отнесены к разделу 3 «Таможенный контроль».
Глава 20 «Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля» ТК ТС содержит восемь статей, глава 52 ТК ЕАЭС - девять статей, определяющих порядок назначения и проведения таможенной экспертизы в ЕАЭС (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение названия статей ТК ТС и ТК ЕАЭС по таможенной экспертизе
Глава 20 ТК ТС Глава 52 ТК ЕАЭС
Статья 137. Термины, используемые в настоящей главе Статья 386. Определения, используемые в настоящей главе
Статья 138. Назначение таможенной экспертизы Статья 387. Назначение и проведение таможенной экспертизы
Статья 139. Порядок и срок проведения таможенной экспертизы Статья 388. Срок и порядок проведения таможенной экспертизы
Статья 140. Права и обязанности таможенного эксперта (эксперта) Статья 389. Заключение таможенного эксперта
Статья 141. Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, и их представителей при назначении и проведении таможенной экспертизы Статья 390. Дополнительная и повторная таможенные экспертизы
Статья 142. Заключение таможенного эксперта (эксперта) Статья 391. Отбор проб и (или) образцов товаров, изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов для проведения таможенной экспертизы
Статья 143. Виды таможенной экспертизы Статья 392. Права и обязанности таможенного эксперта при проведении таможенной экспертизы
Статья 144. Пробы и образцы товаров Статья 393. Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, при назначении и проведении таможенной экспертизы
- Статья 394. Сотрудничество в области экспертной деятельности
Как видно из табл. 1 в ТК ЕАЭС наблюдается незначительное изменение названия статей и очередность их расположения, новая статья определяет порядок сотрудничества с организациями и учреждениями, осуществляющими экспертную деятельность, в целях проведения совместных исследований, обмена научной и методической информацией, профессиональной подготовки и повышения квалификации таможенных экспертов.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
49
ТК ЕАЭС вносит значительные изменения в нормы законодательства о таможенной экспертизе, анализ которых, прежде всего, следует начать с изменений, коснувшихся основных определений терминов, введенных ранее в оборот ст. 137 ТК ТС. Без изменений в ТК ЕАЭС вошли определения терминов «образец» и «таможенный эксперт», изменения определений других терминов представлены в табл. 2.
Таблица 2
Сравнение определений терминов по таможенной экспертизе в ТК ТС и ТК ЕАЭС
ТК ТС ТК ЕАЭС
«заключение таможенного эксперта»
- документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы, оформленный в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза - таможенный документ, содержащий результаты и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы
«проба»
- товар или часть товара, оптимально необходимая, установленная документацией по стандартизации, характеризующая состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара - часть товара, характеризующая состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара, отбор которой производится в установленном порядке
«таможенная экспертиза»
- организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования - исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы
Понятие термина «заключение таможенного эксперта» практически не претерпело существенных изменений, за исключением того, что изменился статус заключения таможенного эксперта, которое в ТК ТС рассматривалось как документ, содержащий в себе определенную информацию, то в соответствии с ТК ЕАЭС - это таможенный документ, т. е. документ, используемый исключительно в таможенных целях1.
Определение термина «проба» стало более простым для понимания, потому что перестало содержать ссылку на неопределенную «документацию по стандартизации», которая никогда не применялась при отборе проб в таможенных целях.
1 Таможенные документы - таможенная декларация и иные документы, составляемые исключительно для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, а также в ходе и по результатам совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля (ст. 2 ТК ЕАЭС).
50
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(70)/2015
Наибольшему изменению, на наш взгляд, подверглось определение термина «таможенная экспертиза». В ТК ЕАЭС таможенная экспертиза - это действия, включающие в себя только исследования и испытания, проводимые таможенным экспертом, а организационные вопросы назначения и производства таможенной экспертизы не входят в это понятие. Проведение таможенной экспертизы в соответствии с ТК ЕАЭС, в отличие от ТК ТС, включает в себя проведение таможенным экспертом не только исследований представленных объектов, но и их испытание. Для того чтобы разобраться с причиной введенных изменений, следует обратиться к толкованию слов «исследование» и «испытание» в словарях русского языка. Так, «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова определяет: исследование - это действия по глаголу исследовать, что означает подвергнуть научному изучению или внимательно, с тщательностью осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь, а слово «испытание» означает проверка, исследование каких-нибудь качеств, пригодности к чему-нибудь [8]. Исходя из приведенных понятий можно заключить, что исследование - это научный метод поиска новых знаний или процесс изучения чего-либо в научных целях, а испытание в большей степени имеет отношение к опытному определению количественных и (или) качественных свойств предмета испытаний. Проведение испытаний объектов таможенной экспертизы является нововведением таможенного законодательства Евразийского экономического союза, в российском законодательстве, предусматривающем назначение экспертизы по уголовным, гражданским и административным делам, в качестве доказательства может использоваться заключение эксперта, подготовленное по результатам проведенных исследований.
На практике таможенные эксперты в основном проводят именно испытания представленных на экспертизу проб и образцов товаров с использованием аттестованных методик определения конкретных характеристик и свойств объектов экспертизы, но иногда бывают случаи, когда на экспертизу представляются товары, изготовленные из новых материалов, обладающие новыми свойствами, для определения которых необходимо разрабатывать новые методики, т. е. проводить научные исследования.
Введение новых терминов в законодательный акт должно предусматривать их применение во всех соответствующих местах текста документа. Поэтому термин «испытание», включенный в определение понятия таможенной экспертизы и характеризующий одно из действий, которое может проводить эксперт при выполнении таможенной экспертизы, должен использоваться во всех статьях главы 52 ТК ЕАЭС. Однако часть статей этой главы оперируют исключительно только термином «исследования», например, подпункт 7 п. 2 ст. 389, пункты 1 и 2 ст. 390, п. 2 ст. 293. Только в подпункте 7 п. 1 ст. 392 Кодекса говорится о праве таможенного эксперта «использовать результаты собственных испытаний и исследований проб и (или) образцов» при выполнении таможенной экспертизы. Однако далее в этом же подпункте говорится,
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
51
что таможенный эксперт может использовать «результаты исследований проб и (или) образцов, проведенных другими исследовательскими или экспертными организациями». Тем самым авторы проекта Кодекса наводят на мысль, что таможенные эксперты могут проводить испытания и исследования проб и (или) образцов, а другие исследовательские или экспертные организации -только исследования.
Исходя из приведенных выше толкований слов «исследование» и «испытание» становится понятной причина введения в определение понятия «таможенная экспертиза» в ТК ТС и ТК ЕАЭС в дополнение к устоявшемуся термину «специальные познания (знания)» еще и словосочетание «научные познания (знания)». Разделение в таможенном законодательстве познаний (знаний), которыми обладают таможенные эксперты, на специальные и научные, очевидно, связано с тем, что большинство задач, решаемых таможенными экспертами, требуют определения конкретных характеристик перемещаемого через таможенную границу товара с целью их сопоставления с информацией о товаре в документах, предоставляемых декларантом в таможенный орган [3].
Таким образом, можно заключить, что в таможенном законодательстве к специальным познаниям (знаниям) относятся знания из различных отраслей человеческой деятельности, прежде всего, из области естественных наук, техники, товароведения и т. п., которые используются таможенными органами для решения практических задач.
Продолжая исследование изменений, внесенных ТК ЕАЭС в определение понятия «таможенная экспертиза», следует отметить резкий переход от использования в данном определении и в главе 52 Кодекса словосочетания «специальные познания» на «специальные знания». На протяжении более двух десятилетий таможенное законодательство Российской Федерации, а также Таможенный кодекс Таможенного союза использовали термин «специальные познания». Данные словосочетания как устоявшиеся термины на протяжении многих десятилетий применяются в законодательных актах, в основном в кодексах, определяющих порядок назначения и проведения экспертиз. Специальными познаниями (знаниями) должны обладать физические лица, которых привлекают в качестве эксперта. В настоящее время одни кодексы (УПК РФ, ГПК РФ) применяют словосочетание «специальные знания», другие (КоАП РФ, ТК ТС) - «специальные познания»2.
В завершение обсуждения изменений в терминологии о таможенной экспертизе следует отметить введение нового термина «уполномоченный таможенный орган» - таможенный орган, уполномоченный в соответствии с законодательством государств - членов Союза на проведение таможенной экспертизы. Данное нововведение устраняет двусмысленность, существующую в ТК ТС, когда из содержания некоторых статей трудно понять, о каком
2 Более подробно о соотношении понятий специальных знаний и познаний можно ознакомиться в статье [7].
52
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(70)/2015
таможенном органе идет речь - о проводящем таможенную экспертизу или ее назначающем. Иногда для такого разъяснения приходится многократно использовать в тексте нормативного документа длинные словосочетания, такие как «таможенный орган, назначающий таможенную экспертизу» и «таможенный орган, проводящий таможенную экспертизу», как это имеет место в решении Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 [2]. Согласно данному решению в Российской Федерации таможенным органом, уполномоченным на проведение таможенной экспертизы, является Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ) ФТС России. С момента вступления в силу ТК ЕАЭС уполномочивание ЦЭКТУ на право проведения таможенных экспертиз должно будет определено новым федеральным законом о таможенном регулировании в Российской Федерации, потому что большинство положений федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» будут противоречить ТК ЕАЭС.
Введение термина «уполномоченный таможенный орган» должно было найти отражение в определении понятия «таможенный эксперт», которое необходимо было бы изложить в виде «таможенный эксперт - должностное лицо уполномоченного таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы». О существующей в настоящее время проблеме уполномочивания таможенного эксперта на право проведения таможенной экспертизы подробно изложено в статье [5].
При изложении основных положений нормативного регулирования таможенной экспертизы в законодательном акте, кроме введения терминов, которыми будет оперировать нормативный документ, важным является определение цели назначения таможенной экспертизы, объектов и субъектов этой экспертизы, а также сам порядок назначения и производства таможенной экспертизы.
Целью назначения таможенной экспертизы в Евразийском экономическом союзе является решение задач, возложенных на таможенные органы (ст. 386 ТК ЕАЭС), или разъяснение вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля (ст. 387 ТК ЕАЭС). Принципиальным является вопрос о том, что же является целью таможенной экспертизы: решение задач или же разъяснение вопросов. Согласно «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова [9] решение - это действие по глаголу решить, т. е. найти нужный ответ, определить искомое, а разъяснение - это действие по глаголу разъяснить, т. е. растолковать, сделать более ясным, понятным. По нашему мнению, разъяснение вопросов - это изложение их в иной, более понятной для восприятия формулировке, что, естественно, не может быть целью назначения таможенной экспертизы. Эта проблема изложения цели назначения таможенной экспертизы в ТК ТС ранее уже была рассмотрена [3].
Существенным отличием в определении цели таможенной экспертизы по ТК ЕАЭС по сравнению с ТК ТС также является расширение перечня
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
53
действий, при осуществлении которых в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу, таможенные органы могут назначать таможенную экспертизу. Так, если ТК ТС определяет, что таможенная экспертиза назначается, «если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания» (ст. 138 ТК ТС), то в соответствии со ст. 387 ТК ЕАЭС назначение таможенной экспертизы возможно как при проведении таможенных операций, так и при проведении таможенного контроля. Положения ТК ТС и ТК ЕАЭС о том, что назначение таможенной экспертизы возможно при совершении таможенных операций без проведения при этом таможенного контроля являются спорными. Даже если руководствоваться положением п. 2 ст. 338 ТК ЕАЭС о том, что меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться как самостоятельно, так и для обеспечения применения форм таможенного контроля, назначение таможенной экспертизы при совершении таможенных операций без проведения контрольных мероприятий не соответствует законодательству Российской Федерации [3].
Субъектами таможенной экспертизы в ТК ЕАЭС так же, как и в ТК ТС, являются уполномоченное должностное лицо таможенного органа, назначающего таможенную экспертизу, и таможенный эксперт, т. е. «должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы» (статья 386 ТК ЕАЭС). При этом в Кодексе сохранено право таможенного органа назначить проведение таможенной экспертизы иной экспертной организацией государства - члена Союза в случае невозможности проведения таможенной экспертизы уполномоченным таможенным органом. Единственным изменением данной нормы является требование, чтобы иная организация была экспертной, т. е. в ее правоустанавливающих документах должно быть определено право на проведение экспертиз определенного вида. При таком требовании к статусу иной организации становится очевидным, что невозможно поручить проведение таможенной экспертизы, например, научно-исследовательскому учреждению, обладающему современным оборудованием и специалистами, необходимыми для проведения исследований, но которые по каким-то причинам не могут провести таможенные эксперты. В то же время в подпункте 7 п. 1 ст. 392 ТК ЕАЭС говорится, что таможенный эксперт при проведении таможенной экспертизы вправе использовать результаты исследований проб и (или) образцов, проведенных другими исследовательскими или экспертными организациями. Тем самым можно заключить, что Кодекс допускает возможность привлечения исследовательских организаций только к проведению отдельных исследований проб и (или) образцов, а не к производству таможенной экспертизы.
Объектами таможенной экспертизы в соответствии с п. 3 ст. 387 Кодекса являются товары, таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, а также средства идентификации таких товаров и документов. При сравнении содержания данной нормы с текстом аналогичного пункта ст. 138 ТК ТС - «Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров,
54
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(70)/2015
в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации» - выявляем, что при перечислении объектов таможенной экспертизы из текста статьи исключено словосочетание «в том числе транспортных средств», тем самым устранено ранее высказанное нами замечание о некорректном использовании этого словесного оборота [3].
Назначение таможенной экспертизы, порядок и срок ее проведения. В соответствии с п. 5 ст. 387 ТК ЕАЭС «решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа и оформляется таможенным документом установленной формы». Содержание данной нормы практически соответствует положению ТК ТС о порядке назначения таможенной экспертизы. Отличиями являются отнесение оформляемого при этом документа к категории таможенных документов, но без указания на то, кем будут установлены его форма и изменение содержания этого документа, который, очевидно, сохранит свое название - Решение о назначении таможенной экспертизы (далее -Решение).
По сравнению с ТК ТС в Решении не будет указываться фамилия, имя и отчество эксперта, а только наименование уполномоченного таможенного органа, а также не будет указываться срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта в таможенный орган. Кроме того, в Решении не будет указываться о предупреждении таможенного эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта, поскольку ТК ЕАЭС в отличие от ТК ТС не содержит данного указания. Также ТК ЕАЭС законодательно закрепляет, что в Решении должно быть указано о даче разрешения таможенному эксперту на изменение проб и (или) образцов товаров, их частичное или полное уничтожение, разрушение при проведении таможенной экспертизы. Сейчас порядок дачи разрешения на применение разрушающих методов контроля определяется решением Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза от 11.06.2014 № 11/8.
Порядок проведения таможенной экспертизы уполномоченным таможенным органом будет определяться законодательством государств - членов Союза, тогда как в настоящее время этот порядок установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 [2]. Срок проведения таможенной экспертизы законодательство ЕАЭС не планирует изменять, сохраняя 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов и документов. В случае невозможности завершения таможенной экспертизы в назначенное время, срок ее проведения может продлеваться в порядке, который должен быть установлен Евразийской экономической комиссией (ст. 388 ТК ЕАЭС).
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
55
При назначении таможенной экспертизы должностное лицо таможенного органа должно определиться с видом назначаемой экспертизы. Статья 143 ТК ТС дает несколько вариантов классификации таможенных экспертиз в зависимости от отрасли специальных познаний, предмета и объекта экспертизы, от количества и состава экспертов, принимающих участие в их производстве и от последовательности проведения таможенных экспертиз [6]. ТК ЕАЭС вносит существенные изменения в перечень видов таможенных экспертиз. Прежде всего, в Кодексе нет статьи «Виды таможенной экспертизы», поэтому виды таможенных экспертиз, проводимых уполномоченным таможенным органом, перечислены в п. 4 ст. 387 Кодекса. При этом по сравнению с ТК ТС из этого перечня исключен такой вид таможенной экспертизы, как идентификационная экспертиза. В Кодексе в отличие от ТК ТС также отсутствуют понятия о единоличной, комиссионной, комплексной и первичной таможенных экспертизах. Исключение единоличной и первичной экспертиз из ТК ЕАЭС вполне обоснованно, потому что в решении о назначении таможенной экспертизы эти виды, как правило, не указываются, и о них обычно говорят, когда нужно сослаться на результаты ранее проведенных экспертиз. Исключение понятий и, соответственно, возможности назначения и проведения комиссионной и комплексной таможенных экспертиз, т. е. экспертиз, выполняемых двумя или более таможенными экспертами одной или разных экспертных специальностей, соответственно, является не вполне понятным и обоснованным. Более того, в п. 3 ст. 389, п. 2 ст. 390 и в подпункте 2 п. 1 ст. 392 Кодекса напрямую указывается на возможность проведения таможенной экспертизы комиссионно.
Порядок назначения дополнительной и повторной таможенных экспертиз, определяемый ст. 390 ТК ЕАЭС, практически не отличается от регламентации назначения аналогичных экспертиз в ТК ТС, единственным отличием является изменение оснований для их назначения.
Дополнительная таможенная экспертиза в соответствии с ТК ТС назначается по вновь открывшимся обстоятельствам, а в Кодексе основанием для ее назначения является возникновение новых вопросов в отношении ранее исследованных объектов таможенной экспертизы.
В ТК ЕАЭС основанием для назначения таможенным органом повторной таможенной экспертизы является несогласие декларанта с результатами таможенной экспертизы, в том числе дополнительной, тогда как в ТК ТС определено, что данная экспертиза может назначаться в случае несогласия, как декларанта, так и таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с заключением таможенного эксперта. Проведение таможенной экспертизы завершается оформлением заключения таможенного эксперта по установленной форме. Каким документом будет определена форма этого таможенного документа - Кодекс не устанавливает, но вносит изменения, согласно которым заключение таможенного эксперта может оформляться в виде электронного или письменного документа. В случае оформления заключения таможенного
56
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(70)/2015
эксперта в виде письменного документа такой документ оформляется в трех экземплярах, один из которых остается в уполномоченном таможенном органе, а два других направляются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу. В соответствии с ТК ТС заключение таможенного эксперта оформляется в виде письменного документа в двух экземплярах. Увеличение количества оформляемых экземпляров заключения таможенного эксперта объясняется возможностью реализации декларантом права «получать заключение таможенного эксперта в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу» (ст. 393 ТК ЕАЭС) в оригинальном, а не копированном виде.
Нововведением в порядок подготовки заключения таможенного эксперта является возможность его оформления в электронном виде. Электронный документооборот в настоящее время активно применяется при совершении таможенных операций, прежде всего, при таможенном декларировании, а возможность использования таможенных документов в виде электронных документов установлена ст. 8 ТК ЕАЭС. Для реализации этого нововведения необходимо обеспечить каждого таможенного эксперта цифровой подписью. Направление в таможенный орган заключения таможенного эксперта в электронном виде, заверенного цифровой подписью, позволит должностному лицу таможенного органа не сомневаться в подлинности этого документа и принимать на его основе юридически значимое решение, но такой документ не будет иметь юридической силы, если заключение таможенного эксперта необходимо будет представить судебным органам. В этом случае заключение таможенного эксперта должно быть оформлено в виде письменного документа, подписанного собственноручно экспертом, подпись которого должна быть заверена печатью таможенного органа, проводившего таможенную экспертизу.
Кодекс внес незначительные изменения в содержание заключения таможенного эксперта: не нужно будет указывать время начала и завершения проведения таможенной экспертизы, достаточно указать только дату, также меняются требования к форме подписки таможенного эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта. Так, согласно ТК ТС таможенный эксперт своей подписью удостоверяет, что он предупрежден об административной или уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта. Данное положение противоречит, например, законодательству Российской Федерации [3]. В соответствии с ТК ЕАЭС таможенный эксперт дает подписку, о том, что он предупрежден об ответственности, установленной законодательством государства - члена Таможенного союза, за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта при проведении таможенной экспертизы, т. е. без конкретизации вида законодательства, по которому можно привлечь к ответственности.
Назначение таможенной экспертизы должно сопровождаться предоставлением таможенному эксперту объектов для исследования. Согласно ТК ЕАЭС, если таможенная экспертиза будет назначаться в отношении партии товара, перемещаемой или перемещенной через таможенную границу,
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
57
то эти объекты направляются на исследование, как правило, в виде проб или образцов. Основные положения их отбора определены в ст. 391 ТК ЕАЭС и аналогичны порядку отбора проб и образцов, изложенному в ТК ТС. Единственным различием между двумя кодексами является количество экземпляров Акта отбора проб и образцов товаров, оформляемого при этом. ТК ТС определяет, что их должно быть два, а ТК ЕАЭС - три.
Отбор проб или образцов товаров должностным лицом таможенного органа должен производиться в присутствии одного из лиц, обладающих полномочиями в отношении товара. В ТК ТС определено, что таким лицом может быть декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители. ТК ЕАЭС ограничивает категорию этих лиц, оставляя только декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров. Лишение представителей декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, права присутствовать при отборе проб и образцов, что приводит к коллизии норм, изложенных в статьях 391 и 328 ТК ЕАЭС. Отбор проб и образцов товара может производиться при проведении такой формы таможенного контроля, как таможенный досмотр, поскольку в этом случае допускается вскрытие грузовых мест и упаковки товара. Статья 328 ТК ЕАЭС «Таможенный досмотр» определяет, что «по требованию должностного лица таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие».
Таким образом, при сравнении положений статей 328 и 391 ТК ЕАЭС следует, что если при проведении таможенного досмотра присутствует не декларант, а его представитель и при этом таможенным органом принимается решение о проведении отбора проб или образцов товара, то этот представитель не имеет права присутствовать при этом и, тем более, удостоверять своей подписью Акт отбора проб и образцов.
ТК ЕАЭС и ТК ТС определяют случаи, когда пробы и образцы товаров могут отбираться должностными лицами таможенных органов в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, но в присутствии двух понятых. В обоих кодексах эти случаи идентичны. Различия в процедуре отбора наблюдаются только в случае пересылки товаров в международных почтовых отправлениях. ТК ТС определяет, что пробы и образцы отбираются в присутствии двух понятых, а согласно ТК ЕАЭС таможенный орган имеет право произвести отбор в присутствии представителя назначенного оператора почтовой связи, и только при его отсутствии - в присутствии двух понятых.
Нововведением ТК ЕАЭС является регламентация изъятия таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для направления их на таможенную экспертизу, что отсутствует в ТК ТС. При изъятии должностное лицо
58
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(70)/2015
таможенного органа должно составить таможенный документ - акт об изъятии документов, средств идентификации документов и товаров установленной формы.
ТК ЕАЭС так же, как и ТК ТС, содержит статьи, определяющие права и обязанности таможенного эксперта и декларанта.
По сравнению с ТК ТС исключены следующие права таможенного эксперта:
- «получать необходимые для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта) материалы и документы, в том числе пробы и образцы для исследования». Исключение данной нормы вполне обоснованно, потому что в ТК ТС и ТК ЕАЭС закреплено право таможенного эксперта «запросить в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения материалов для таможенной экспертизы дополнительные материалы и документы, в том числе пробы и (или) образцы, необходимые для проведения таможенной экспертизы». Поэтому, если таможенный эксперт имеет законодательно закрепленное право запросить что-либо, то, естественно, должен иметь право получить то, что он запросил. В этом случае, на наш взгляд, не требуется закрепление этого права в виде нормы, иначе запрос на получение материалов не имеет смысла;
- «участвовать в проведении таможенного контроля». Исключение этого права обусловлено содержанием ст. 338 ТК ЕАЭС, которая устанавливает перечень мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в том числе назначать проведение таможенной экспертизы. Таким образом, участие таможенного эксперта в проведении таможенного контроля уже отражено в Кодексе в виде проведения экспертизы.
Что касается обязанностей таможенного эксперта, то в Кодекс добавлен новый пункт, который обязывает таможенного эксперта «отказаться в течение трех рабочих дней со дня получения материалов, документов, проб и (или) образцов от ее проведения, если количество проб и (или) образцов не является недостаточным для проведения таможенной экспертизы».
Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, при назначении и проведении таможенной экспертизы также претерпели изменения.
Кодекс предоставил декларанту право «представлять информацию и (или) документы, необходимые для проведения таможенной экспертизы», в то же время ТК ЕАЭС исключает право декларанта «знакомиться с заключением таможенного эксперта (эксперта) и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу», изложенное в ст. 141 ТК ТС. Данное изменение обусловлено включением в Кодекс нормы, дающей декларанту право «получать заключение таможенного эксперта в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу», т. е. один из трех оформляемых экземпляров заключения таможенного эксперта.
Существующие в ТК ТС права декларанта ходатайствовать о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту для получения по ним
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
59
заключения таможенного эксперта и о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы сохранены в ТК ЕАЭС, но при условии, что эти ходатайства должны быть мотивированными.
Проведенный анализ изменений в нормативном правовом регулировании таможенной экспертизы, вносимых проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, показывает, что реализация этих поправок потребует принятия новых законодательных актов. Это обусловлено тем, что глава 52 ТК ЕАЭС содержит две отсылочные нормы, конкретизация которых должна быть реализована Комиссией Евразийского экономического союза, и девять отсылочных норм к законодательству государств - членов Союза. Для документального оформления процедуры назначения и проведения таможенной экспертизы необходимо установить формы четырех таможенных документов: решение о назначении таможенной экспертизы, акт отбора проб и образцов товаров, акт изъятия документов, средств идентификации документов и товаров, заключение таможенного эксперта. Кто и каким образом будет устанавливать формы этих документов, Кодекс не определяет.
Список литературы
1. О проекте Договора о Таможенном кодексе Евазийского экономического союза [Электронный ресурс]: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.12.2014 № 233. Режим доступа: http://www. eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635545976546244230.pdf.
2. О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля [Электронный ресурс]: решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258. Режим доступа: КонсультантПлюс.
3. Колпаков А.Ф. Изменения в таможенном законодательстве об экспертизе // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 1.
4. Колпаков А.Ф. О разрушающих методах исследования объектов таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 3.
5. Колпаков А.Ф. Проблемные вопросы процедуры назначения таможенной экспертизы // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 4.
6. Колпаков А.Ф. Экспертиза при проведении таможенного контроля: учеб. пособие / Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2014.
7. Нестеров А.В. О соотношении понятий специальных знаний и познаний эксперта // Эксперт-криминалист. 2010. № 1. С. 11-13.
8. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Ушакова. Т. 1. М.: ТЕРРА, 1996.
9. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Ушакова. Т. 3. М.: ТЕРРА, 1996.