УДК 339.5
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Борисова Елена Михайловна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, к.э.н., e-mail: [email protected]
Плахотнюк Макар Владимирович
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент факультета таможенного дела, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены информационные технологии, применяемые в таможенном деле. Авторы акцентируют внимание на перспективных таможенных технологиях, приводят ключевые этапы их внедрения на основе метрик расчета эффективности на примере Санкт-Петербургского центра электронного декларирования
Ключевые слова: таможенные технологии; центры электронного декларирования; внешнеэкономическая деятельность; блокчейн
PROBLEMS IN THE APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES BY CUSTOMS AUTHORITIES
Borisova Elena M.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Customs Operations and Customs Control, PhD, e-mail: [email protected]
Plahotniuk Makar V.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Student of Faculty of Customs, e-mail: [email protected]
The article deals with information technologies currently used in Customs. The authors formulate the concept of prospective customs technologies and cite the key stages of their introduction on the basis of the efficiency calculation metric using the example of the Saint-Petersburg Electronic Declaration Centre
Keywords: customs technologies; electronic declaration centers; foreign economic activity; blockchain
Для цитирования: Борисова Е.М., Плахотнюк М.В. Проблемные вопросы применения таможенными органами информационных технологий // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 4 (76). С. 33-38.
Современный этап развития всех сфер общественной деятельности невозможен без информационных цифровых технологий, которые приобретают все большую значимость как в повседневной жизни человека, так и в профессиональной деятельности. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632 утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которой предлагается последовательно модернизировать различные области национального хозяйства [1]. Информационные технологии активно применяются также и в таможенном деле - создаются федеральные и региональные платформы.
Массовое создание и технологическое обеспечение работы цифровых платформ, их интеграция в общегосударственную систему должна осуществиться период с 2019 по 2030 гг. Анализ экспертных мнений позволяет сделать вывод, что внедрение цифровых платформ позволит устранить характерные для настоящего времени проблемы обмена данными между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами, повысить ценностные оценки анализируемых цифровых данных, ввести обязательную проверку и контроль качества как входящих, так и исходящих информационных материалов [2]. Согласно принятой Стратегии развития таможенной службы до 2030 года,
своевременное внедрение цифровых технологий является фактором, без которого развитие таможенной службы не представляется возможным [1]. Подобный приоритет обусловлен рядом причин:
1. Во-первых, внедрение перспективных технологий ведет к упрощению таможенных процедур и сокращению времени на их осуществление, тем самым повышая привлекательность взаимодействия с Федеральной таможенной службой (ФТС) РФ для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В результате число участников ВЭД увеличивается, следовательно, и возрастает оборот внешней торговли.
2. Во-вторых, информационные технологии снижают трудозатраты должностных лиц таможенных органов (ДЛТО) посредством автоматизации труда, повышая тем самым их эффективность.
3. В-третьих, перспективные технологии являются ключом к качественному изменению работы таможенных органов: после полномасштабного внедрения электронного декларирования, доля бумажных деклараций сократилась до 1 % и продолжает оставаться на этом уровне и сегодня.
К теме применения перспективных таможенных технологий уже частично обращались в своих работах авторы: Алехина О.В., Игнатьева Г.В., Смирнова И.А, Дмитриева О.В. и другие. Однако единое понятие перспективных таможенных технологий
О ъ
а
н s
а
Ц
s
to s
у п
а
Cd >
hi
н s
hi а
е
hi н
н
О
S
>
hi я
H hi л
er н
О
n
H er
S
по-прежнему отсутствует. Не содержится оно и в основных нормативных документах, таких как:
1. Распоряжение от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 10.02.2018) Правительства Российской Федерации «О Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года» [3].
2. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года [4].
3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 г. № 1388-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [5].
4. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632 «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» [1].
5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [6].
Однако понятие активно применяется в докладах должностных лиц таможенных органов. Одним из таких документов является презентация, подготовленная в 2019 г. начальником службы организации таможенного контроля Дальневосточного таможенного управления, посвященная использованию электронных пассажирских деклараций и автоматической регистрации транзитных деклараций.
Данные доклада свидетельствуют о значительной динамике роста процента транзитных деклараций, регистрация которых осуществляется автоматически (рис. 1).
Аналогичная динамика наблюдалась и в отношении электронных пассажирских деклараций (рис. 2).
На основании приведенных данных можно сделать вывод, что в 2019 г. ежемесячно оформлялось в 12,4 раза больше электронных пассажирских деклараций, чем в 2016 г., при этом темп прироста с каждым годом замедлялся (рис.3).
Из представленных цифровых данных наглядно видно ежегодное увеличение освоения информационных технологий таможенными органами, а также участниками внешнеэкономический деятельности.
Перспективными таможенными технологиями можно назвать информационные цифровые технологии, которые применяются для эффективного управления таможенными процессами, преследуя цели ФТС - «приближение таможенного ведомства к выполнению целей-приоритетов, сформулированных в документах, регламентирующих развитие ФТС», поскольку данные технологии являются инструментами, направленными на упрощение совершения таможенных операций [3].
Перспективные таможенные технологии внедряются не только странами ЕЭАС. Так, в Болгарии активно применяется информационная технология -контроль импорта, которая способствует увеличению товарного оборота (рис.4).
Основной особенностью данной технологии является то, что она позволяет обрабатывать заявки на внесение изменений в документы уже
bfwibMlfr wnt№)r 2014 Г
Рис. 1. Доля автоматически зарегистрированных транзитных деклараций за три месяца [7]
f s
91» Zfill 2111» Я i
"WC
Рис. 2. Среднемесячное число электронных пассажирских деклараций, оформленных на постах Дальневосточного таможенного управления за 2016-2019 гг.
о-
Mir an au aii ми
гад
Рис. 3. Среднемесячное количество электронных пассажирских деклараций
загруженные в систему или их удаление, причем изменения можно вносить как до получения разрешения на выпуск товаров, так и после него [8, с. 101-114].
В последнее время достаточно активно обсуждается вопрос о применении в зарубежных странах, в том числе и в ЕАЭС, технологии блокчейн. В Индии эта технология уже используется в логистике. Так, на постоянной основе блокчейн внедрила компания СоВок в качестве стартапа в сфере логистических услуг. Подобное решение было обусловлено рядом причин [9]:
Рис. 4. Схема импортного контроля, применяемая таможенными органами Республики Болгария
1. Блокчейн позволяет более эффективно координировать поток документов.
2. Технология обеспечивает одновременно сохранность и целостность данных.
3. Использование «умных контрактов» сокращает время совершения таможенных операций.
Одним из наиболее ярких примеров перспективных таможенных технологий, успешно внедренных на и активно применяемых внутри ЕАЭС, является электронное декларирование, которое осуществляется посредством центров электронного декларирования.
Основные этапы внедрения и применения перспективных таможенных технологий (рис.5): сокращение времени на оформление деклараций, разработка технологии-решения, подготовка персонала и материально-технического обеспечения, тестирование, документированное оформление процессов и непосредственно процесс полномасштабного внедрения.
Принятие Федерального закона № 1 от 10.01.2002 «Об электронной цифровой подписи» можно считать началом процесса внедрения электронных технологий в таможенных органах РФ [10, с. 3]. Данному процессу способствовали проблемы, связанные с территориальной привязкой декларанта к таможенному посту, через который осуществляется ввоз товаров на территорию РФ. В 2008 г. был запущен пилотный проект по выпуску деклараций ЭД-2, следующим этапом стал переход на электронное декларирование, которое с 2014 г. стало обязательным.
Важным этапом является мониторинг и контроль эффективности работы, отражающийся через систему показателей, характеризующих
исследуемый функционал. В силу специфики существующих перспективных таможенных технологий, сложно выделить единые метрики для расчета их эффективности - насколько технология фактически решает проблему, для решения которой она изначально разрабатывалась.
Для расчета эффективности внедрения и применения перспективных таможенных технологий на примере Санкт-Петербургского ЦЭД (рис. 6), по мнению авторов, следует использовать следующие метрики:
- количество деклараций в электронной и бумажной форме;
- количество (процент) обработанных электронных деклараций;
- темп прироста электронных деклараций за отчетный период по отношению к базисному.
Из рисунка виден стабильный рост как общего числа электронных деклараций, так и их доли в общем декларационном массиве, т.е. наблюдается позитивная динамика в сфере электронного декларирования.
В Санкт-Петербургском ЦЭД в 2018 г. было зарегистрировано 39 % электронных деклараций от общего массива, поступившего в Санкт-Петербургскую таможню, а в 2019 - 69 %. Таким образом, в 2019 г. темп прироста составил 43 %, что говорит о высокой эффективности работы ЦЭД [11].
Тем не менее, говорить о том, что в работе центров электронного декларирования не существует проблем, было бы неверно.
По мнению авторов, для идентификации проблемной области целесообразно применять БЖОТ-анализ, адаптированный для электронного декларирования (рис. 7), из которого видно,
Рис. 5. Схема процесса внедрения и применения перспективных таможенных технологий на примере Санкт-Петербургского центра электронного декларирования (ЦЭД)
Рис. 6. Динамика изменения количества и доли электронных деклараций, обработанных в Санкт-Петербургском ЦЭД в 2014-2018 гг.
Сильны« стороны
1» учвстыщи в ЭД мое у* гкММл» декларации непосредственно с рйбйчвгй ИК 1й ИСПОЛЫуЯ сет» .Интернет.
2 С01раЦ№НН» 0уЧ4НИ9*О документооборот
1 Рамич» ЭД ломот«? виедрчт» перспективные
л Прозрачность процесса декларирования £ Снижаете« ВОЖОкнОСТь коррушионшх Про« «лен ий в Ра нише системы ЗД стало основой к]>н№иоеени* ЦЭД удален* •ыпусма томро* предварительного информирования «и^реииа автоматической регистрации декларации и реализации тпиопошн автоматического выпуска лтлараиий
Возможности
I Персг»ьти«и ЭД ■ области ускорение совершения таможенных Операций ыннини^ашш ч^^иясмуо
фактора И увд|ЦШУ1№ ТруДоВык затрат
г Увеличение товарооборота
} Оа>#цтц» ЭД лоно«»' *н»др4Т1 инье перспективнее гехнологин
а Вскш«ккП поквшении цни видое виимодействик декларанта с таможенными органами
Ъ Перспективы ■ речка* с о» постного внедрени« технологии со странами-участниками ЕАЭС третц*ц странами В Внедрение мероприятий на прав^енньл на рамип*« функционала гомологии
Слабь*« стороны
стжого контроле
1 нечОррлииоси м
передаваемой посети .Интерн 1 П*^и0й>нКи< ЮнжМи)! • документов в >ор"е
i Зависимость участнмюв бэд и таиаи»ишт орган начесан и наличия интерцт-соедине«»"
4 ручной мел данных • локумекты
5 Технологические пройлет
6 неоЛлшиностк полу тин тепронно* подписи
7 Отсутствие |Щ< согпесо*а***> стандартов ме«ду етрашвм-чл«! и ш Евра мйского жомоннчеендео
ост» прыосгмлажа •ж* орган« от
сок»
Угрозы
1 пОВЫ<лв«Ие Иен НА : О нпфюЛЖ}* Д1* ^р^рионкреичиа цпщдш
2 Наличие москц_н» ^хчнкк^ *арак*ер
3 Проблем« мшит* гьаредяащдй информации при ЭД по Открутим каналам сети Интернет
а Прекращение постваток оборудо1 ч¥ч—*~ Д"н работы гомологии а сети с мендунаров-ынч кон^пепачи
Рис. 7. Матрица SWOT-анализа выявления проблем электронного декларирования
что основная часть угроз технического характера. Следует отметить, серьёзной проблемой для таможенных органов, и в частности ЦЭДов, является зависимость таможенных органов от поставок оборудования и программного обеспечения из-за рубежа. Например, эффективность КПС «Портал Морской порт» ограничена возможностями ввода Web-интерфейса, что на сегодняшний день не позволяет использовать целиком все возможности этой системы [12, с. 19].
Наиболее очевидным решением подобной проблемы является развитие отечествен-ныхразработоквсфере оборудованияипрограммного обеспечения, которые смогли бы обеспечить работоспособность внедряемых перспективных таможенных технологий.
Программное обеспечение, необходимое ФТС, предусматривает взаимодействие с базами данных других внешних сервисов, например, с личным кабинетом участника ВЭД, с государственными контролирующими организациями. Думается, необходимо вести разработки именно отечественных программных средств. По мнению специалистов, занимающихся IT-технологиями, эти проекты можно отнести к продуктам средней сложности [13].
Кроме того, необходимо учитывать также стоимость лицензии на одного пользователя, которая, по сведениям компании Oracle, может составить порядка 482 525 руб., что эквивалентно 23 % от общей суммы, необходимой для разработки проекта [14]. Таким образом, в долгосрочной перспективе разработка и внедрение отечественного продукта позволит таможенным органам значительно сократить затраты, связанные с закупкой и использованием программных средств.
Следует также отметить проблему формирования единых баз данных, например, при создании электронного «досье» участника ВЭД в КПС «Постконтроль». В первую очередь речь идет о взаимодействии с налоговыми органами и обмене информацией между странами - участницами ЕАЭС.
КПС «Постконтроль» внедрен в апреле 2013 г., и на его разработку было потрачено свыше 35 млн руб. [15]. Основная цель проекта состояла в отслеживании всех этапов таможенной проверки, начиная с аналитической работы, а также проведения проверочных мероприятий и до принятия решения по результатам проверки. В программе имеется информация обо всех профилях риска в рамках контроля после выпуска. Именно в этой части таможенные органы сталкиваются с рядом проблем. Например, в программу может поступать слишком большой массив необработанной информации относительно участников ВЭД с высоким и средним уровнем риска, что затрудняет автоматизацию деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ). Не реализовано в программе КПС «Постконтроль» также направление «личный кабинет участника ВЭД».
Информационный обмен таможенных органов с иными госорганами необходим при реализации государственных услуг, для чего используются такие автоматизированные системы, как АИСТ-М, АС «Пограничный пункт пропуска», автоматизированные системы формирования, ведения и использования баз данных разрешительных документов и др. Для информационного взаимодействия ФТС России с Федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) был разработан КПС «Взаимодействие ИС», однако подключения к нему должностные лица службы таможенного контроля после выпуска товаров (ТК ПВТ) не имеют [16, с. 16-20]. Объединение в единые базы данных требует также наличия современного технического оборудования и программных средств, отвечающих высоким требованиям.
Возникает вопрос: за счет каких денежных средств можно реализовать все вышеупомянутые проекты? По мнению авторов, источником инвестиций может стать проект «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которого на федеральные направления «Кадры для цифровой экономики» и «Цифровые технологии» выделено 143,1 и 451,8 млрд руб. соответственно [15]. Именно в рамках государственного финансирования можно решить поставленную проблему.
Исходя из этого, следует констатировать, что в целях сокращения сроков совершения таможенных операций и оптимизации таможенных процессов таможенным органам необходимо постоянно развиваться, и основным инструментом в этом плане являются информационные цифровые технологии, основанные на передовом мировом опыте. Развитие таких технологий на современном этапе приобретает особую актуальность по ряду причин:
1. Применение перспективных технологий является приоритетом в соответствии с действующей Стратегией развития таможенных органов до 2030 года.
2. Активное внедрение и применение перспективных технологий ведут как государства - члены ЕАЭС, так и другие зарубежные страны (ЕС, Индия, Болгария, Сингапур и другие).
3. Применение данных технологий значительно повысит и эффективность работы таможенных органов и обеспечит реализацию их основных функций.
Для развития перспективных таможенных технологий ключевым шагом являются инвестиции в отечественные разработки оборудования и программного обеспечения, что необходимо для создания такого отечественного информационного продукта, который по своему функционалу не уступал бы зарубежным аналогам. Безусловно, первые шаги в этом направлении уже сделаны, однако основной объем работы еще предстоит выполнить согласно государственным программам развития до 2030 г.
Библиографический список:
1. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632 «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» (утратило силу, в настоящее время - Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. № 16). URL: http:// base.garant.ru/72190282/#ixzz6gol9B4ed (дата обращения: 16.12.2020).
2. На МТФ-2019 представлена Стратегия развития таможенной службы до 2030 года // Федеральная таможенная служба. URL: http://customs.ru/press/federal/ document/211549 (дата обращения: 05.05.2020).
3. Распоряжение от 28 декабря 2012 г. № 2575-р Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» URL: http:// base. garant.ru/72190282/#ixzz6gol9B4ed (дата обращения: 16.12.2020).
4. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года // Федеральная таможенная служба. URL: http://customs.ru/activity/programmy-razvitiya/razvitie-2020 (дата обращения: 04.11.2019).
5. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 г. № 1388-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20rs1388 (дата обращения: 16.12.2020).
6. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 16.12.2020).
7. Долгих О.Н. Эксперименты, направленные на развитие перспективных таможенных технологий, проводимые в таможенных органах дальнего Востока // Дальневосточное таможенное управление. URL: http://dvtu.customs.ru/storage/document/document_ file/2019-10/15/5.1.1%20%D0%B8 (дата обращения: 06.11.2019).
8. Antov, M. The role of information technologies in the development of customs control in the Republic of Bulgaria // World Customs Journal. 2017. № 11 (2). С. 101-114.
9. Blockchain Technology has been a promising game changer for Logistics - Sumit Sharma // Techxty. URL: https://www.techxty.com/interviews/blockchain-technology-promising-game-changer-logistics-sumit-sharma/ (дата обращения: 11.11.2019).
10. Шахунова Е.А. Развитие центров электронного декларирования в России // Аллея Науки. 2018. № 10 (26). С. 3.
11. Количество деклараций, поданных в электронной форме // Северо-Западное таможенное управление. URL: http://sztu.customs.ru/folder/7842 (дата обращения: 28.09.2020).
12. Денисова А.Н. Проблемы программного обеспечения института предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых морским (речным) транспортом // Информационные технологии в органах государственной власти: правовая регламентация, проблемы и перспективы применения: сборник научных работ студентов факультета таможенного дела. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. С. 19.
13. Сколько времени и денег нужно на создание мобильного приложения // VC.RU. URL: https://vc.ru/ flood/17286-app-creation-time (дата обращения: 28.04.2020).
14. Oracle Database 12c Enterprise Edition // Softline. URL: https://store.softline.ru/oracle/oracle-database-enterprise-edition/ (дата обращения: 30.04.2020).
15. Постконтроль // Информационно-новостной портал «TKS.RU». URL: https://www.tks.ru/news/ nearby/2016/03/11/0003
16. Агапова А.В. Разработка путей совершенствования применения программных средств, используемых ФТС России при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // БИТ. 2020. № 1 (13). С. 16-20.