УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
УДК 343.3 DOI: 10.17277^^.2020.01^.048-054
Рассмотрены вопросы борьбы с международным терроризмом в современном мире, в частности Российской Федерации. Проведен уголовно-правовой анализ ст. 361 УК РФ «Акт международного терроризма», освещены проблемные вопросы квалификации рассматриваемой уголовно-правовой нормы. Предложена новая редакция ст. 361 УК РФ, а также дано определение понятия «мирное сосуществование государств и народов». Сделаны выводы о целесообразности включения в действующее законодательство понятия «<мирное сосуществование государств и народов».
Ключевые слова: международный терроризм; национальная безопасность; противодействие и профилактика проявлений международного терроризма.
Алексей Иванович Бельский, канд. юрид наук, доцент, кафедра уголовно-правовых дисциплин, полковник полиции, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина», Белгород, Россия;
Виктория Игоревна Якимова, слушатель факультета подготовки дознавателей, младший лейтенант полиции, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина», Белгород, Россия;
Олег Егорович Карпушин, начальник факультета подготовки дознавателей, полковник полиции, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина», Белгород, Россия;
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ АКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА
Введение. В настоящее время такие понятия, как «терроризм», «террористический акт», «террористическая организация», «террорист» звучат в средствах массовой информации все чаще и чаще, и не только в России, но и по всему миру. Террористическая деятельность всегда являлась наиболее опасным преступным проявлением, так как в результате совершения террористических актов погибало огромное число людей, а в современном мире данная деятельность набирает все большие обороты, становится более организованной и еще более жестокой. Упоминание о каком-либо террористическом проявлении всегда вызывает у людей страх и ужас, и это не удивительно, ведь терроризм является одной из форм проявления насилия, которое ни один живой человек не хотел бы испытать на себе.
В Российской Федерации, исходя из представленных МВД России данных о состоянии преступности в январе - ноябре 2019 г., зарегистрировано 1642 преступления террористического характера, что на 4,9 % больше, чем за аналогичный период 2018 г., тогда число зарегистрированных преступлений террористического характера составило 1463 преступления [3]. Рост числа совершения преступлений данной категории, говорит о недостатках законодательства и мерах борьбы с терроризмом, которые требуют незамедлительного устранения.
Специфической и наиболее опасной формой проявления терроризма является международный терроризм. Это обусловлено тем, что данный вид терроризма выступает угрозой мировой и национальной безопасности. За последние годы он стал одной из самых важных и глобальных проблем человечества. Численность международных террористических группировок растет с каждым днем. По всему миру политическими и националистическими радикалами, использующими в качестве способа достижения своих целей методы террора, создана и организована сеть подполья, складов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также система обеспечивающих структур и финансовых учреждений. Основными целями рассматриваемого преступного феномена выступают дезорганизация государственного устройства, нанесение значительного ущерба экономической и политической системе государств, воздействие на правосознание и правопонимание людей в целях изменения устоев общественного устройства, дестабилизации ситуации в стране и мире, а также воздействие на правительства государств.
Обсуждение. Международный терроризм на современном этапе развития человеческого общества проявляется во многих формах, таких как политические убийства, поджоги, избиения и издевательства, взрывы, похищения, ограбления банков, захват самолетов, кораблей, государственных учреждений, посольств и т.п. По мере того, как современное общество все больше погружается в информационное пространство, а повседневная жизнь людей всецело интегрируется с новейшими цифровыми технологиями, все чаще приходится сталкиваться с различными проявлениями новых видов преступных посягательств, совершенных в кибернетическом пространстве. Постоянное совершенствование глобальной сети Интернет, появление в ней все новых сервисов и огромного количества информации открывает для мирового сообщества не только дополнительные возможности развития, но и появление ряда новых глобальных угроз, к числу которых относится кибертерроризм, или как его по-другому называют -компьютерный терроризм, представляющий собой совершение террористического акта с использованием компьютерных технологий, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей.
Компьютеризация наиболее важных сфер жизнедеятельности общества, к которым относится энергетика, транспорт, финансовая и банковская системы, связь, переход на методы электронного управления технологическими процессами в производстве, обуславливает высокую вероятность совершения актов международного терроризма посредством методов компьютерного терроризма, например путем кибератаки, для совершения ко-
торой не нужны большие финансовые затраты, здесь необходим лишь персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, а также специальные программы и вирусы, например способные вывести из строя либо захватить систему управления атомной электростанции, систему навигационного управления аэропорта и т.п., что может привести к мировой катастрофе. К сожалению, такое глобальное разнообразие форм проявления международного терроризма является наиболее эффективным и действенным орудием устрашения и уничтожения. Борьба с данной проблемой требует международного сотрудничества и совершенствования законодательства в области противодействия данному явлению.
Действия террористов в Сирии, теракты, совершенные в Бразилии, Франции, Испании в 2014-2015 гг., жертвами которых стали граждане многих государств мира, но, прежде всего, граждане РФ, а также крупнейшая авиакатастрофа 2015 г. - крушение российского авиалайнера А321 над Синайским полуостровом, где погибло самое большое количество граждан РФ за всю историю мировой авиации, послужили предпосылками для принятия кардинальных антитеррористических мер. Так, в начале 2016 г. Ирина Яровая совместно с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Алексеем Пушковым, Надеждой Герасимовой и сенатором Виктором Озеровым разработали ряд предложений антитеррористического характера, которые были изложены в документе, наиболее известному российскому обществу как «Пакет Яровой», именно на его основе были приняты два федеральных закона, которые внесли важные поправки в уголовный закон РФ, уголовно-процессуальный закон РФ, а также ФЗ «О противодействии терроризму».
В связи с этим в 2016 г. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. претерпел существенные изменения. 6 июля 2016 г. в УК РФ введена новая статья «Акт международного терроризма», включенная в гл. 34 «Преступления против мира и безопасности человечества» под номером 361 [4]. Законодатель определил указанное преступление как совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий [5]. Но, стоит заметить, что законодательство не совершенно, и при квалификации данного преступления могут возникнуть проблемы, которые и рассмотрим далее.
Подробный уголовно-правовой анализ ст. 361 УК РФ выделяет следующие объекты посягательства: 1) основной непосредственный объект исследуемого преступного посягательства - общественные отношения, содержанием которых является мирное сосуществование государств и народов; 2) дополнительный объект - жизнь, здоровье, свобода или неприкосновенность граждан Российской Федерации, находящихся вне пределов территории Российской Федерации; интересы Российской Федерации.
Объективная сторона рассматриваемого преступного деяния состоит в альтернативных действиях: 1) совершение взрыва, поджога или иных
действий вне пределов территории РФ, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ, направленных на нарушение мирного сосуществования государств и народов, либо против интересов РФ; 2) угроза совершения указанных действий.
Обязательным признаками объективной стороны акта международного терроризма является место совершения преступления, то есть территория иностранного государства. Однако, по нашему мнению, действующая диспозиция ч. 1 ст. 361 УК РФ, оставляя за рамками уголовно-правовой охраны законные интересы иностранных граждан и иностранных государств, не вполне соответствует основной цели гл. 34 УК РФ, которой является защита мира и безопасности человечества.
Так, например, по ст. 361 УК РФ следовало бы квалифицировать ситуацию, когда террористический акт совершен на территории Российской Федерации в отношении иностранного гражданина в тех же целях, которые описаны в диспозиции ст. 361 УК РФ, буквальное толкование статьи не позволяет нам этого сделать. Исходя из этого, считаем целесообразным ч. 1 ст. 361 УК РФ изложить в следующей редакции: «Совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации, а равно те же действия, совершенные на территории Российской Федерации в отношении иностранного гражданина в тех же целях, а также угроза совершения указанных действий - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы».
Субъективная сторона акта международного терроризма характеризуется виной в виде прямого умысла. Также субъективная сторона рассматриваемого преступного деяния может характеризоваться как преступление, совершенное с двумя формами вины (ст. 27 УК РФ), то есть прямым умыслом по отношению к действиям, указанным в ч. 1 ст. 361 УК РФ, и неосторожностью, выражающейся в легкомыслии либо небрежности по отношению к указанным в ч. 3 ст. 361 УК РФ (совершение действий указанных в ч. 1 ст. 361 УК РФ, повлекшие причинение смерти человека) последствиям.
В международном праве закреплено, что проявлением международного терроризма являются акты, ставящие под угрозу дружественные отношения между государствами и народами, а также угрожающие территориальной целостности и безопасности государств [1]. На этом основании российский законодатель обязательным признаком субъективной стороны акта международного терроризма выделил специальную цель - нарушение мирного сосуществования государств и народов. Однако отсутствие официально закрепленного понятия «мирное сосуществование государств и народов» создает некоторые сложности для единообразного толкования рассматриваемой уголовно-правовой нормы практическими сотрудниками, тем самым создавая проблемы при квалификации совершенного общественно-опасного деяния по ст. 361 УК РФ.
Результаты. По-нашему мнению, понятие «мирное сосуществование государств и народов» следует закрепить в ст. 3 ФЗ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и изложить его как «отношения между государствами и народами, основанные на равноправии, справедливости, взаимопонимании и доверии между государствами, учете интересов друг друга, а также предполагающие улаживание либо разрешение международных споров или ситуаций мирными средствами; применение вооруженных сил не иначе как в общих интересах; невмешательстве во внутренние дела друг друга; свободное определение народами своего политического статуса и осуществление экономического, социального и культурного развития; строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран; осуществление международного сотрудничества на основе уважения основных прав и свобод человека и взаимной выгоды; развитие дружественных отношений государств независимо от политических, социальных и экономических систем и от уровня их развития».
Данное определение разработано на основе принципов мирного сосуществования, закрепленных в международном праве [2]. Рассмотренные принципы способствуют осуществлению целей Организации Объединенных Наций, закрепленных в Уставе ООН [6], и обеспечивают более эффективное применение их в рамках международного сообщества.
Исходя из предложенного определения, совершение акта международного терроризма может повлечь за собой: начало войны между государствами, подрыв суверенитета или нарушение территориальной целостности какой-либо страны (стран) и т.п. Указанные последствия нарушают мир и безопасность человечества.
Итак, подводя итог, следует сказать, что каждое государство стремится защитить себя от проявлений международного терроризма, создавая нормативно-правовую базу борьбы с ним, систему органов государственной власти, осуществляющие функции по противодействию и профилактике проявлений международного терроризма. Однако одной из наиболее важных составляющих в борьбе с международным терроризмом является международное сотрудничество, которое на данный момент далеко не совершенно, что не позволяет в полной мере осуществлять эффективное противодействие указанному преступному проявлению. Например, в июне 2004 г. в рамках англосаксонской оси США - Великобритания - Австралия - Канада - Новая Зеландия была создана система объединенных баз данных по террористам и обмену оперативной информацией. Подобные сети были образованы в странах, входящих в состав Европейского союза (ЕС) и Содружество независимых государств (СНГ). Но, здесь, огромным недостатком является то, что государства сотрудничают, как правило, в рамках одной международной организации или заключают двусторонние соглашения, в то время как такое сотрудничество должно осуществляться между всеми странами одновременно.
На сегодняшний день современная политическая арена не готова для принятия консолидированного решения, ее распирают споры и склоки. Но мировые лидеры должны понять, что пока они «дружат против» какой-то страны, то они упускают из виду тех, кто ни с кем не дружит и представляет угрозу миру и безопасности человечества.
Список литературы
1. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, 1994 год, и дополняющая ее Декларация 1996 года: принята 17.12.1996 на 88-м пленарном заседании 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/78180348-Deklaraciya-o-merah-po-likvidacii-mezhdunarodnogo-terrorizma-1994-god-i-dopolnyayushchaya-ee-deklaraciya-1996-goda.html (дата обращения 28.01.2020).
2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций»: принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года [Электронный ресурс] // Декларации. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_ principles.shtml (дата обращения 28.01.2020).
3. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - ноябрь 2019 года / Министерство внутренних дел Российской Федерации: офиц. сайт МВД России [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/19333347/ (дата обращения 28.01.2020).
4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности: федер. закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс: офиц. сат. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 201087/ (дата обращения 28.01.2020).
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.12.2019 г.) [Электронный ресурс] // Сборник основных федеральных законов РФ. URL: https://fzrf.su/kodeks/uk/ (дата обращения 28.01.2020).
6. Устав Организации Объединенных Наций и статут Международного суда (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций / Документы. URL: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения 28.01.2020).
References
1. Declaration, available at: https://docplayer.ru/78180348-Deklaraciya-o-merah-po-likvidacii-mezhdunarodnogo-terrorizma-1994-god-i-dopolnyayushchaya-ee-deklaraciya-1996-goda.html (accessed 28 January 2020). (In Russ.).
2. Declaration, available at: https://www.un.org/en/documents/decl_conv/ declarations/intlaw_principles.shtml (accessed 28 January 2020). (In Russ.).
3. Ministry of the Interior of the Russian Federation, available at: https://mvd.rf/reports/item/19333347/ (accessed 28 January 2020). (In Russ.).
4. ConsultantPlus, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_201087/ (accessed 28 January 2020). (In Russ.).
5. Collection of basic federal laws of the Russian Federation, available at: https://fzrf.su/kodeks/uk/ (accessed 28 January 2020). (In Russ.).
6. United Nations, Documents, available at: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (accessed 28 January 2020). (In Russ.).
Problematic Issues of Qualification of the Act of International Terrorism
A. I. Belsky, Candidate of Law, Associate Professor, Department of Criminal Law Disciplines, Police Colonel, I.D. Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Belgorod, Russia;
V. I. Yakimova, Trainee of the Faculty of Preliminary Investigations, Junior Lieutenant of Police, I.D. Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Belgorod, Russia;
O. E. Karpushin, Head of Department of Training of Investigators, Police Colonel, I. D. Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, Belgorod, Russia; [email protected]
The issues of the fight against international terrorism in the modern world, in particular the Russian Federation, are examined. A criminal law analysis of Article 361 of the Criminal Code of the Russian Federation "Act of International Terrorism", the problematic issues of classification of the criminal law under consideration are highlighted, a new edition Art. 361 of the Criminal Code is proposed, as well as the concept of "peaceful coexistence of states and peoples" is defined. Conclusions are drawn on the advisability of including in the current legislation the concept of "peaceful co-existence of states and peoples".
Keywords: international terrorism; National security; counteraction and prevention of manifestations of international terrorism.
© А. И. Бельский, 2020 © В. И. Якимова, 2020 © О. Е. Карпушин, 2020 Статья поступила в редакцию 26.01.2020
При цитировании использовать:
Бельский А. И., Якимова В. И., Карпушин О. Е. Проблемные вопросы квалификации акта международного терроризма // Право: история и современность. 2020. № 1(10). С. 48 - 54. doi: 10.17277/pravo.2020.01.pp.048-054