Научная статья на тему 'Проблемы определения понятия и меры борьбы с международным терроризмом'

Проблемы определения понятия и меры борьбы с международным терроризмом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / АКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА / НАРУШЕНИЕ МИРНОГОСО СУЩЕСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ И НАРОДОВ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ / INTERNATIONAL TERRORISM / ACT OF INTERNATIONAL TERRORISM / VIOLATION OF PEACEFUL COEXISTENCE OF STATES AND PEOPLES / INTERNATIONAL LEGAL MEANS OF STRUGGLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савенко Ирина Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы правового содержания понятия «международный терроризм» и меры, предпринимаемые для борьбы с ним, как на международном уровне, так и российского уголовного законодательства. Автором отмечается, что основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, нарушение устоев общественного устройства, которые должны побудить, по замыслу террористов, правительство к изменению политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of definition and measures to combat international terrorism

The article deals with the legal content of the concept of international terrorism and measures taken to combat it, both at the international level and the Russian criminal legislation. The author notes that the dream targets of international terrorism are the disorganization of public administration, economic and political damage, violation of the foundations of the social order, which should induce, according to the plan terrorists, the government to change policy.

Текст научной работы на тему «Проблемы определения понятия и меры борьбы с международным терроризмом»

УДК 343

РСН 10.23672/БАЕ.2019.10.39032

Савенко Ирина Алексеевна

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры

уголовного права и криминологии, Краснодарский университет МВД России Milena.555@mail.ru

Проблемы определения

понятия и меры борьбы с международным терроризмом

Irina A. Savenko

Candidate of Law Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor of the Department

Criminal law and Criminology .

Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of the Russian Federation

Milena.555@mail.ru

Problems of definition

and measures to combat international terrorism

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового содержания понятия «международный терроризм» и меры, предпринимаемые для борьбы с ним, как на международном уровне, так и российского уголовного законодательства. Автором отмечается, что основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, нарушение устоев общественного устройства, которые должны побудить, по замыслу террористов, правительство к изменению политики.

Ключевые слова: международный терроризм, акт международного терроризма, нарушение мирногосо существование государств и народов, международно-правовые средства борьбы.

Annotation. The article deals with the legal content of the concept of international terrorism and measures taken to combat it, both at the international level and the Russian criminal legislation. The author notes that the dream targets of international terrorism are the disorganization of public administration, economic and political damage, violation of the foundations of the social order, which should induce, according to the plan terrorists, the government to change policy.

Keywords: international terrorism, act of international terrorism, violation of peaceful coexistence of States and peoples, international legal means of struggle.

Двадцатый век ознаменован возникновением и устойчивым существованием целой системы глобальных опасностей для личности, общества и государства, одна из которых приняла форму терроризма и представляет собой проявление еще более опасного явления - политического терроризма.

Угроза безопасности личности, общества и государства получила во многих странах мира воплощение в криминализации части, составляющих это явление, наиболее опасных действий, прежде всего, в форме принятия законодательства о борьбе с терроризмом.

Заинтересованность мирового сообщества в поддержании международной безопасности, а также в обеспечении невмешательства во внутренние дела других государств обусловила широкий поиск путей противодействия. Этим и вызвана необходимость изучения действующей системы международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств по борьбе с международным терроризмом, возможностей использования правового регулирования борьбы

с данным видом преступлений. Прежде всего, попробуем разобраться в понятии и сущности международного терроризма.

Международный терроризм - специфическая форма терроризма, зародившаяся в конце1960-х годов [5] и получившая значительное развитие к концу XX началу XXI века. Основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, нарушение устоев общественного устройства, которые должны побудить, по замыслу террористов, правительство к изменению политики [6].

В 1972 году в рамках Шестого (правового) комитета ГенеральнойАссамблеи ООН был учрежден специальный комитет по вопросам международного терроризма, на который была возложена задача выработки определения международного терроризма, изучения коренных причин, его порождающих, и разработки мер по их предотвращению. Оказалось, что разные государства толкуют понятие«международный терроризм» по-разному: в одних случаях, под этим термином

подразумевались террористические акты, осуществляемые государством, в других - насильственные действия, совершаемые частными лицами. Так, ряд неприсоединившихся стран употребляет термин «международный терроризм» для обозначения политики террора, проводимой правительством внутри страны и вовне, связанной с массовыми нарушениями основных прав и свобод человека, а также при оказании помощи наемникам, террористическая деятельность которых направлена против других суверенных государств. Ряд иностранных государств предлагает определять под этим термином не только насильственные действия государства, но и физических лиц, но таким образом, чтобы включить сюда и действия, предпринимаемые в ходе борьбы с организациями, борющимися за свое национальное освобождение. Освободившиеся государства акцентируют внимание на агрессивных действиях государств по отношению к другим субъектам международного права и, в первую очередь, против народов, борющихся за свое национальное освобождение, и государств, недавно добившихся своей независимости. Обращает на себя внимание то, что в ходе дискуссии термины «террор», «терроризм», «международный терроризм», «террористический акт» и «акт международного терроризма» употребляются как равнозначные понятия. Что касается определения «международный терроризм» как преступления международного характера, то высказанные по этому поводу в разное время в российской юридической литературе точки зрения можно условно разделить на две группы, в зависимости от квалификации его как международного преступления либо как преступления международного характера.

Некоторые юристы (Л.Н. Галенская, Е.Г. Ляхов) определяют международный терроризм как международное преступление. За основу берется степень опасности международного терроризма для коренных интересе всех народов и государств, а также прямое посягательства на мир и международные отношения субъектов международного права в этом случае выступает государство, а непосредственными исполнителями террористических акций являются физические лица

[7].

В качестве обязательного признака состава международного терроризма должно быть наличие прямо связи между непосредственным исполнителем террористического акта и государством. Иначе говоря, отсутствие такой связи между ними действия исполнителя не могут быть и не должны квалифицироваться как международный терроризм. Все террористические акты подобного рода объединяются под общим названием «государственный терроризм». Это приводит к освобождению государств, виновных в совершении терактов или причастных к ним, от международно-правовой ответственности, так как действующие в настоящее время международные соглашения, направленные на борьбу с преступлениями международного терроризма, такой ответственности государств не предусматривают.

С другой стороны, введение в качестве обязательного признака в состав преступлений международного терроризма наличие обязательной связи между исполнителями и государством не только осложняет квалификацию, но и позволяет преступникам, фактически, уклониться от ответственности, ибо, на практике, преступную связь между террористами, их организациями, государством, чаще всего, не только трудно, но, порой, невозможно доказать. В этой связи, определение международного терроризма как международного преступления, на наш взгляд, представляется неправомерным. Другие юристы определяют международный терроризм как преступление международного характера (И. П. Блищенко, Н.В. Жданов, Ю.Н. Малеев) [8]. К ним они относят террористические акты, представляющие существенную опасность для международных отношений, в составе которых имеется международный элемент, субъектами выступают индивиды или их организации, действующие вне связи с каким-либо государством. Выделение общего объекта посягательства дает возможностьраз-граничить преступления международного терроризма и террористическиеакты внутреннего характера. Кроме того, установление общего объ-ектапосягательства позволяет утверждать, что международный терроризм посвоей природе и направленности отличается от обще уголовных-преступлений, с которыми государства ведут борьбу (рабство и работорговля,торговля женщинами и детьми, подделка денежных знаков и ценных бумаг и др.)

Например, в последние годы резко возросло количество преступлений против гражданской авиации, дипломатов, официальных представительств иностранных государств.

Сначала, эту проблему рассматривали вне связи с международным терроризмом, однако впоследствии, Комиссией международного права в докладе Генеральной Ассамблее ООН эти преступления было предложено считать частью преступлений международного терроризма. В этой связи появились предложения, связанные с разработкой соглашений, направленных на борьбу с конкретными видами преступлений международного терроризма.

В настоящее время отсутствует общепризнанная классификацияпреступлений международного терроризма. Большинство государств, формулируя определение международного терроризма, чаще всего прибегаютк простому определению конкретных насильственных актов. К ним относят:

- захват и угон самолетов гражданской авиации;

- нападения на иностранные представительства и захват заложников;

- похищения и убийства дипломатов;

- поджоги иностранных представительств, административных и общественных зданий, промышленных объектов;

- покушения наруководящих деятелей различных стран;

- террористические акции на морских судах;

- использование для совершения террористических актов писем, бандеролей и посылок со взрывными устройствами.

Таким образом, независимо от того, на какие объекты посягают террористы, им всегда сопутствует такой объект, как жизнь и здоровье, честь и достоинство человеческой личности. Это обстоятельство берется за основу и им обычно ограничивается большинство ученых, пытающихся выработать определение понятия «международный терроризм». При этом игнорируется то обстоятельство, что насилие при международном терроризме осуществляется не ради насилия, а с целью удовлетворения выдвигаемых террористами различного рода требований к государству (группе государств), международным организациям и другим субъектам международного права. Проводя разграничения по непосредственным объектам посягательства, можно выделить конкретные виды преступлений международного терроризма, отличающихся друг от друга, как по характеру объекта, так и по степени опасности:

1. Посягательства на безопасность лиц, представляющих государства или международные организации, а также иностранцев, в связи с их общественной деятельностью и положением на международной арене, которые в целом пользуются правом на международную защиту.

2. Посягательства на безопасность дипломатических и иных официальных представительств иностранных государств и международных организаций.

3. При посягательстве на безопасность международных транспортных средств наносится ущерб их верховенству на своей территории и независимости в международных отношениях, независимости международных организаций. В этой связи, государства объективно заинтересованы в обеспечении своей безопасности путем принятия совместных мер в борьбе с международным терроризмом.

В основе любого акта международного терро-ризмалежит физическое насилие или угроза такого насилия над личностью, и в тех случаях, когда к действиям террориста причастно госу-дарствочерез свои органы, в соответствии с международным правом, квалифицируются не как международный терроризм, а как агрессия, вмешательство во внутренние дела и т.п.

Решение проблемы подобным образом позволяет шире использоватьмеждународно-правовые средства борьбы, поскольку традиционные меры попредупреждению и пресечению данных преступлений, принимаемые нанациональном уровне, не всегда являются достаточно эффективными.

Например, Монреальская конвенция достаточно подробно регулирует вопросы выдачи, оказания уголовно-правовой помощи, установления юрис-дикциигосударства и других действий, призван-

ных обеспечить неотвратимостьнаказания.В целях предотвращения наступления международных осложнений иуменьшения материального ущерба от совершаемых преступлений, вГааг-ской [1] и в Монреальской конвенциях нашла закрепление договоренность государств в кратчайшие сроки возвращать воздушное судно и грузы законным владельцам и содействовать дальнейшему следованию пассажирови экипажа [3].

Европейская конвенция вступила в силу в 1977 году и при всейположительной значимости имеет существенные недостатки. Главным из нихяв-ляется исключение из него положения о том, что мотивы совершения указанныхпреступлений не принимаются во внимание [5]. В связи с этим, открываютсявозможности принимать во внимание политические мотивы приюридической оценке деяния. А так как преступления международ-ноготерроризма, чаще всего, совершаются по политическим мотивам илимаскируются политическими лозунгами, то эти моменты могут быть-использованы для освобождения преступников от наказания. Несмотря на эти неувязки, можно констатировать, что в современных условиях необходимо заключить международные соглашения, направленные на борьбу с отдельными видами преступлений, входящими в системуме-ждународного терроризма. В этой связи нам представляется необходимым,опираясь на положения действующих в этой сфере соглашений, продолжить разработку новых международно-правовых норм. Они должны быть направлены, в первую очередь, против таких преступлений международного терроризма, вопросы борьбы с которыми в настоящее время неурегулированы, а сами они представляют серьезную угрозу для безопасности государств и международных отношений.

Таким образом, все международно-правовые договоры, конвенции, кодексы, касающиеся борьбы международного сообщества против международного терроризма, перечисляют конкретные виды преступных актов. Терроризм и международный терроризм определяются как уголовные преступления, совершаемые физическим лицом (лицами) против конкретного предмета внутригосударственных или международных отношений. Тем самым, субъект и объект преступления и его социально-политический характер определяются недостаточно полно и точно, что, в значительной степени, снижает эффективность борьбы с международным терроризмом.

Что касается приведения российского национального законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами, то в этом направлении сделаны определенные шагивпе-ред, хотя и здесь остается еще много нерешен-ныхпроблем.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ни в Федеральном законе «О противодействии терроризму», ни в уголовном законодательстве не раскрывается сущность термина «международный терроризм», однако, в 2016 году

была введена статья, предусматривающая ответственность за совершение акта международного терроризма.

Исходя из буквального толкования диспозиции ст. 361 УК РФ, следует, что наказуемы неправомерные действия, сопряженные с совершением акта международного терроризма, которые затрагивают интересы граждан России при условии, что место преступления находится вне пределов нашего государства. Данное преступление нарушает общественные отношения, ставящие под охрану жизнь здоровье свободу и неприкосновенность граждан РФ и интересы России. Размещение статьи 361 в главе 34 «Преступления против мира и безопасности человечества», затрагивающей сферу соблюдения норм международного права и основы мирного и безопасного сосуществования государств, нарушает структурно-логическую схему построения уголовного законодательства.

Также следует отметить, что законодатель при описании действий, входящих в объективную сторону состава ст. 361 УК РФ, использует фор-

Литература:

1. Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Заключена 16.12.1970) // Борьба с терроризмом касается каждого. Библиотечка «Российской газеты». Вып. 13. М., 2003. С. 145-150.

2. Конвенция от 14 декабря 1973 г. Генеральной Ассамблеи ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов // Действующее международное право. М. : Московский независимый институт международного права. 1997. Т. 3. С. 18-23.

3. Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Заключена 23.09.1971) // Борьба с терроризмом касается каждого. Библиотечка «Российской газеты». Вып. 13. М., 2003. С. 145-150.

4. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Принята 17.12.1979 Резолюцией 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник международных договоров СССР. М., 1989. С. 99-105.

5. Европейская конвенция о пресечении терроризма ЕТЭ N 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.). Ш1_ : //https://constitution.garant.ru/act/right/megdu паг/2541141/с1^ег/4с16сс5Ь8235Г826Ь2с67847Ь9 67Г8695/

6. Возжеников А.В. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. М. : Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2005. С. 504 56 с.

7. Куликов А. Современный международный терроризм - ответные меры // Глобальный терроризм и международная преступность: Мате-

мулировку «иные действия», которая включена в диспозицию ст. 205 УК РФ «Террористический акт». Учитывая, что в уголовное законодательство не содержит абсолютно идентичных норм, кажется логичным предположение о наличии различного содержания «иных действий», однако, это понятие в законе не раскрыто. Кроме того, учитывая, что обязательный признак субъективной стороны цель в рассматриваемом составе сформулирована как «нарушение мирного сосуществование государств и народов» и нарушение «интересов РФ» указанные формулировки тоже требуют конкретики.

Отсутствие следственно-судебной практики применения квалификации по ст. 361 УК РФ тормозит процесс выработки единообразного подхода к пониманию и применению уголовного законодательства. Во избежание в дальнейшем возможных ошибок необходимо раскрыть сущность вышеуказанных формулировок в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практике по уголовным делам о преступлениях террористической направленности».

Literature:

1. The Hague Convention for the suppression of unlawful seizure of aircraft (Concluded 16.12.1970) // The Fight against terrorism concerns everyone. A library of «Rossiyskaya Gazeta». Vol. 13. M., 2003. P. 145-150.

2. Convention of 14 December 1973 of the UN General Assembly on the prevention and punishment of crimes against internationally protected persons, including diplomatic agents / / Current international law. M. : Moscow independent Institute of international law. 1997. T. 3. P. 18-23.

3. Montreal Convention for the suppression of unlawful acts against the safety of civil aviation (Concluded 23.09.1971) // The Fight against terrorism concerns everyone. A library of «Rossiyskaya Gazeta». M., 2003. Vol. 13. P. 145150.

4. International Convention for the suppression of the taking of hostages (Adopted 17.12.1979 Resolution 34/146 of the UN General Assembly) / / Collection of international treaties of the USSR. M., 1989. P. 99 105.

5. European Convention for the suppression of terrorism ETS № 090 (Strasbourg, 27 January 1977). URL : //https://constitution.garant.ru/act/right/ megdunar/2541141/chapter/4d6cc5b8235f826b2c6 7847b967f8695/

6. Vasenkov A.V. international terrorism: the struggle for geopolitical dominance. M. : Russian Academy of public service under the President of the Russian Federation, 2005. P. 504. 56 p.

7. Kulikov A. Modern international terrorism-response measures // Global terrorism and international crime: Materials of the 4th world anti-

риалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. С. 39.

8. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М. : Междунар. отношения, 1991. 213 с.

9. Абашидзе А.Х. Международные организации : учебник / А.Х. Абашидзе, Н.С. Барчукова, А.Е. Бикулов, И.П. Блищенко, и др.; Под ред.: Блищенко И. П. М. : Изд-во РУДН, 1994. 305 с.

criminal and anti-terrorist forum.Herzliya: Institute for international policy on counter-terrorism, 2008. P. 39.

8. Lyakhov E.G. Terrorism and interstate relations. M. : Mezhdunar. relations, 1991. 213 p.

9. Abashidze A.H. International organization : textbook / A.H. Abashidze, N.S. Barchukova, A.E. Bikulov, I.P. Blishchenko, et al.; ed.: I.P. Blishchenko. M. : publishing house of RUDN, 1994. 305 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.