Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом'

Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23666
2270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНВЕНЦИЯ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ООН / FIGHT AGAINST TERRORISM / INTERNATIONAL COOPERATION / COUNTER-TERRORISM STRATEGY / INTERNATIONAL CONVENTION / REGIONAL CONVENTION / UN COUNTER-TERRORISM STRATEGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Будаева Светлана Владимировна, Дегтярева Нина Вадимовна

Проблема терроризма прямо или косвенно затрагивает все, без исключения, страны, что предопределяет необходимость и заинтересованность многих государств в объединении своих усилий и совместном поиске наиболее действенных механизмов решения проблемы. В статье рассматривается международное сотрудничество как необходимый элемент антитеррористической деятельности - и в сфере выработки единой стратегии противодействия терроризму, и ликвидации его причин, и в сфере обмена разведывательными данными и иной специализированной информацией. Подчеркивается, что терроризм имеет свою специфику в различных регионах мира, что соответственно диктует необходимость адаптации унифицированных норм и стратегических положений к местным условиям. Актуализируется момент, что международно-правовая база борьбы с терроризмом уже обрела довольно четкую структуру, что позволяет скоординировать и объединить действия государств. Однако принятия международных конвенций, разумеется, недостаточно для победы над терроризмом, международно-правовые нормы лишь регламентируют основы и стратегические направления реальных действий, которые необходимо предпринимать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Cooperation in the Fight Against Terrorism

The problem of terrorism is an actual one in all countries without exception. It makes many states join their efforts in searching for the most effective mechanisms to solve the problem. The article deals with international cooperation as an essential element of counter-terrorism activities in the sphere of developing common strategy to counter-terrorism and getting rid of its causes, and in the sphere of specialized information exchange. The article emphasizes that terrorism has its own specific features in various regions of the world. Such features cause the need to adapt common rules to local conditions. International legal counter-terrorism framework has already quite a clear structure that allows coordinating and unifying the actions of states. However, the adoption of international conventions is not enough to defeat terrorism; international law only regulates the bases and strategic direction of real actions to be taken

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом»

Политические науки

УДК 327

Будаева Светлана Владимировна Svetlana Budaeva

Дегтярева Нина Вадимовна Nina Degtyareva

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIGHT AGAINST TERRORISM

Проблема терроризма прямо или косвенно затрагивает все, без исключения, страны, что предопределяет необходимость и заинтересованность многих государств в объединении своих усилий и совместном поиске наиболее действенных механизмов решения проблемы. В статье рассматривается международное сотрудничество как необходимый элемент антитеррористической деятельности — и в сфере выработки единой стратегии противодействия терроризму, и ликвидации его причин, и в сфере обмена разведывательными данными и иной специализированной информацией. Подчеркивается, что терроризм имеет свою специфику в различных регионах мира, что соответственно диктует необходимость адаптации унифицированных норм и стратегических положений к местным условиям. Актуализируется момент, что международно-правовая база борьбы с терроризмом уже обрела довольно четкую структуру, что позволяет скоординировать и объединить действия государств. Однако принятия международных конвенций, разумеется, недостаточно для победы над терроризмом, международно-правовые нормы лишь регламентируют основы и стратегические направления реальных действий, которые необходимо предпринимать

The problem of terrorism is an actual one in all countries without exception. It makes many states join their efforts in searching for the most effective mechanisms to solve the problem. The article deals with international cooperation as an essential element of counter-terrorism activities in the sphere of developing common strategy to counter-terrorism and getting rid of its causes, and in the sphere of specialized information exchange. The article emphasizes that terrorism has its own specific features in various regions of the world. Such features cause the need to adapt common rules to local conditions. International legal counter-terrorism framework has already quite a clear structure that allows coordinating and unifying the actions of states. However, the adoption of international conventions is not enough to defeat terrorism; international law only regulates the bases and strategic direction of real actions to be taken

Ключевые слова: борьба с терроризмом; международное сотрудничество; антитеррористическая деятельность; стратегия противодействия терроризму; международная конвенция; региональная конвенция; контртеррористическая стратегия ООН

Key words: fight against terrorism; international cooperation; counter-terrorism strategy; international convention; regional convention; UN Counter-Terrorism Strategy

В течение нескольких последних десятилетий мировая общественность выражает все большую обеспокоенность в связи с ростом активности террористических организаций и усилением ее деструктивных последствий. Проблема терроризма прямо или косвенно затрагивает все, без исключения, страны, что предопределяет необходимость и заинтересованность многих государств в объединении своих усилий и совместном поиске наиболее действенных механизмов решения проблемы. Международное сотрудничество является необходимым элементом антитеррористической деятельности — и в сфере выработки единой стратегии противодействия терроризму и ликвидации его причин, и в сфере обмена разведывательными данными и иной специализированной информацией. Терроризм имеет свою специфику в различных регионах мира, что соответственно диктует необходимость адаптации унифицированных норм и стратегических положений к местным условиям.

Одним из приоритетных направлений антитеррористической деятельности является выработка международно-правовых норм. На данный момент под эгидой Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений разработано 16 международных соглашений (11 конвенций и 5 протоколов), направленных на борьбу с терроризмом и открытых для участия всех государств мира.

К их числу относятся:

1) Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г.;

2) Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.;

3) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.;

4) Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.;

5) Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.;

6) Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.;

7) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г.;

8) Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.;

9) Международная Конвенция по борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г.;

10) Международная Конвенция по борьбе с финансированием терроризма 1999 г.;

11) Международная Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г.

Помимо разработки международных Конвенций, ООН большое внимание уделяет и работе по определению стратегических направлений и принципов борьбы с терроризмом. Так, в 1994 г., резолюцией А/ ИЕЯ/49/60 Генеральной Ассамблеи ООН принята Декларация о мерах по ликвидации терроризма. В данном документе содержится призыв для всех государств мира делать все возможное для предотвращения и ликвидации последствий террористических актов, а также обобщаются некоторые положения различных международно-правовых актов, посвященных данной проблематике. Наряду с этим, Генеральные секретари ООН последних лет Кофи Аннан и Пан Ги Мун неоднократно выступали с докладами, посвященными антитеррористической деятельности. В 2005 и 2006 гг. К. Аннан представил доклады «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» и «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии». В докладах бывший Генеральный секретарь ООН дал развернутые рекомендации в отношении основополагающих и стратегических направлений борьбы с терроризмом. Что касается Пан Ги Муна, то в 2010 г. на заседании Совета Безопасности ООН он представил свое выступление «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами», в котором заявил: «Если терроризм можно сравнить с надвигающейся бурей, то международное реагирование также набирает силу... Никакие причины или недовольства не могут оправдать терроризм. Позвольте

мне вновь подчеркнуть решимость Организации Объединенных Наций одержать верх над этой глобальной, трансграничной проблемой и связанным с ней стремлением причинить нам столько вреда» [13].

Значимым фактом стало также принятие в 2006 г. Глобальной Контртеррористической стратегии ООН, которая в настоящее время является основополагающим международным документом, направленным на борьбу с терроризмом. Стратегия включает резолюцию и План действий. Помимо указанных документов, существует множество региональных конвенций и итоговых документов международных конференций, которые способствуют предупреждению терроризма. К ним относятся Региональная конвенция Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) о пресечении терроризма 1987 г., Европейская конвенция о пресечении терроризма 1997 г., Арабская конвенция о борьбе с терроризмом 1998 г., Конвенция Организации африканского единства по предотвращению и борьбе с терроризмом 1999 г., Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом 1999 г., Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г., Межамериканская конвенция о борьбе с терроризмом 2002 г., Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма и Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 г.

Таким образом, действующие конвенции и иные международно-правовые акты охватывают все сферы борьбы с террористической деятельностью. На данный момент международно-правовая база борьбы с терроризмом уже обрела довольно четкую структуру, что позволяет скоординировать и объединить действия государств. Однако принятия международных конвенций недостаточно для победы над терроризмом, международно-правовые нормы лишь регламентируют основы и стратегические на-

правления реальных действий, которые необходимо предпринимать.

Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом осуществляется также и на таком важнейшем направлении, как создание и обеспечение функционирования различных специализированных международных организаций. Пожалуй, важнейшей из них является Контртеррористический Комитет (КТК) ООН, созданный в соответствии с резолюцией 1373 в 2001 г. Основной целью Комитета является обеспечение исполнения резолюции 1373, которая обязывает государства:

1) ввести уголовную ответственность за финансирование терроризма;

2) безотлагательно заблокировать любые средства, связанные с лицами, которые замешаны в террористических актах;

3) не предоставлять ни в какой форме финансовую поддержку террористическим группам;

4) не допускать предоставления убежища, помощи или поддержки террористам;

5) вести обмен информацией с другими правительствами в отношении любых групп, совершающих или планирующих совершить террористические акты;

6) сотрудничать с другими правительствами в расследовании, обнаружении, аресте, выдаче и преследовании лиц, замешанных в таких актах;

7) установить в национальном праве уголовную ответственность за активное и пассивное содействие терроризму и предавать нарушителей суду [11].

Помимо КТК, противодействию терроризму посвящена деятельность СБ ООН и Глобального контртеррористического форума в рамках ООН, открывшегося в Нью-Йорке в сентябре 2011 г., планируется создание Центра по борьбе с терроризмом в ООН. В связи с чем Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отметил: «Мы придаем все большее значение поддержке региональных и субрегиональных усилий. Мы приветствуем предстоящий Глобальный контртеррористический форум и ум-

ножим наши усилия по заключению Всеобъемлющей конвенции против терроризма. Эффективное противодействие терроризму требует сочетания социальных, образовательных, экономических и политических инструментов, которые нацелены на факторы, делающие терроризм привлекательным» [14].

Большую роль в сфере определения основных направлений борьбы с терроризмом играет «Группа восьми». Основным документом «Большой Восьмерки» в данной области является «Декларация саммита «Группы восьми» о борьбе с терроризмом», принятая в 2006 г. в Санкт-Петербурге. В качестве приоритетных выделены такие области, как совершенствование и обеспечение исполнения международного и национального законодательства по борьбе с терроризмом, предупреждение террористических атак на энергетические и ядерные объекты, активизация усилий по противодействию финансирования терроризма, развитие продуктивного диалога с гражданским обществом.

Одним из основных субъектов антитеррористической деятельности на данный момент является ИНТЕРПОЛ — Международная организация уголовной полиции, членство в которой имеют 187 государств.

Антитеррористическая деятельность является одним из приоритетных направлений и в Содружестве Независимых Государств. В целях предотвращения терроризма в рамках СНГ решением Совета глав государств-участников СНГ от 21 июня 2000 г. создан Антитеррористический Центр (АТЦ СНГ). АТЦ является постоянно действующим специализированным органом Содружества Независимых Государств и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Что касается Европейского Союза, то в нем существуют следующие антитеррористические органы:

1) координатор по борьбе с терроризмом — Жиль де Кершов;

2) единая Европейская полиция (Ев-ропол), а именно департамент по борьбе с серьезными преступлениями и управление по борьбе с терроризмом;

3) специальная комиссия по борьбе с терроризмом Совета Европы;

4) комитет экспертов по борьбе с терроризмом Совета Европы CODEXTER.

В Шанхайской Организации Сотрудничества борьба с терроризмом находится в ведении Региональной антитеррористической структуры (РАТС). Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, разработке предложений по борьбе с терроризмом, сборе и анализе информации, формировании банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействии в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий, поддержании контактов с международными организация -ми и т. д. По заявлению главы Исполкома РАТС ШОС Д. Джуманбекова, «приоритетными направлениями деятельности Шанхайской организации сотрудничества для нашей структуры были и остаются вопросы поддержания и укрепления мира, обеспечения безопасности и стабильности в регионе, в первую очередь, путем организации совместного противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму, как мы говорим — против «трех зол» [7].

На саммитах глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества неоднократно акцентировалось внимание на необходимости налаживания тесного взаимодействия со странами — наблюдателями и партнерами по диалогу, а также с другими заинтересованными международными организациями с целью создания широкой партнерской сети по противодействию современным глобальным вызовам и угрозам, в числе которых одно из основных мест занимает терроризм.

Помимо международных организаций, практически во всех странах мира учреждены национальные структуры, ответственные за борьбу с терроризмом.

Таким образом, в настоящее время международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом осуществляется в рамках выработки единых норм международного законодательства и приведения их в соответствие с нормами национальных законодательств, и в рамках координации своих усилий и инициатив в различных международных антитеррористических организациях, как на глобальном, так и на региональном уровне. Каркас системы борьбы с терроризмом сформирован, далее

необходимо обеспечение эффективности функционирования существующих международно-правовых норм и международных организаций. Для эффективной и действенной борьбы с терроризмом требуется, чтобы все конвенции, декларации, постановления и решения международных организаций носили не исключительно декларативный характер, как это часто происходит, а имели реальное широкое практическое применение.

Литература_

1. Ашимбаев М.С., Косиченко А.Г. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии. Алма-ты: Дайк-Пресс, 2012. 213 с.

2. Будаева С.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. Чита, ЗабГУ, 2013. 129 с.

3. Бутков П.П. Современный терроризм и проблема безопасности в современном мире. СПб.: СПбГУАП, 2004. 56 с.

4. Вишняков Я. Д. Основы противодействия терроризму. М.: Академия, 2006. 240 с.

5. Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970 г. // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международно-правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. М.: Эксмо, 2007. 768 с.

6. Возжеников А.В. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России. М.: Изд-во РАГС, 2008. 244 с.

7. Джуманбеков Д. По линии борьбы с «тремя злами». [Электронный ресурс]. Режим доступа : http : //www .centrasia.ru/ne ws A. php ? st=1297028340.

8. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23.09.1971 г. // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международно-правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. М.: Эксмо, 2007. 768 с.

_References

1. Ashimbaev M.S., Kosichenko A.G. Sovremen-ny terrorizm: vzglyad iz Tsentralnoy Azii. (Modern Terrorism: View of Central Asia). Almaty: Dyke Press, 2012.213 p.

2. Budaeva S.V. Sovremenny terrorizm: sushh-nost, tipologiya, problemy protivodeystviya. (Modern Terrorism: Nature, Types, Problems of Counteraction: textbook). Chita, TSU, 2013. 129 p.

3. Butkov P.P. Sovremenny terrorizm i problema bezopasnosti v sovremennom mire. (Modern Terrorism and security problem in the modern world). St. Petersburg: SPbGUAP, 2004. 56 p.

4. Vishnyakov Ya. D. Osnovy protivodeyst-viya terrorizmu. (Basis of opposition to terrorism). Moscow: Academy, 2006. 240 p.

5. Gaagskaya konventsiya o borbe s nezakon-nym zahvatom vozdushnyh sudov ot 16.12.1970 g. (The Hague Convention for the suppression of unlawful capture of aircraft of 16.12.1970). M.: Eksmo, 2007. 768 p.

6. Vozzhenikov A.V. Globalnye vyzovy, ugrozy i opasnosti sovremennosti. Prioritety politiki obe-specheniya natsionalnoy bezopasnostiRossii. (Global challenges, threats and dangers in modern world. Policy priorities for Russia's national security). Moscow: Publishing House of RAGS, 2008. 244 p.

7. Dzhumanbekov D. Po linii borby s «tremya zlami». (Struggle against the "Three evils"). Available at: http://www.centrasia.ru/newsA. php?st=1297028340.

8. Konventsiya o borbe s nezakonnymi aktami, napravlennymi protiv bezopasnosti grazhdanskoy avi-atsii ot23.09.1971 g. (Convention for the suppression of unlawful acts against the safety of civil aviation on 23.09.1971). M.: Eksmo, 2007. 768 p.

9. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14.12.1973 г. // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международно-правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. М.: Эксмо, 2007. 768 с.

10. Конвенция о физической защите ядерного материала от 03.03.1980 г. // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международно-правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. М.: Эксмо, 2007. 768 с.

11. Контртеррористический комитет СБ ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.un.org/ru/sc/ctc/aboutus.html.

12. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17.12.1979 г. // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международно-правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. М.: Эксмо, 2007. 768 с.

13. Пан Ги Мун. Выступление на заседании Совета Безопасности ООН «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/sg/messages/2010/ pv6390.shtml.

14. Пан Ги Мун. Создание Центра по борьбе с терроризмом в ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trend.az/regions/world/ ocountries/1933949.html.

15. Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14.09.1963 г. // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международно-правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. М.: Эксмо, 2007. 768 с.

16. Федеральный Закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» / / Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международно-правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. М.: Эксмо, 2007. 768 с.

17. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом от 15 июня 2001 г. // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международно-правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. М.: Эксмо, 2007. 768 с.

9. Konventsiya o predotvrashhenii i nakazanii prestupleniy protiv lits, polzuyushhihsya mezhdunar-odnoy zashhitoy, v tom chisle diplomaticheskih agen-tov ot 14.12.1973 g. (Convention for the prevention and punishment of crimes against internationally protected people, including diplomatic agents dated 14.12.1973). M.: Eksmo, 2007. 768 p.

10. Konventsiya o fizicheskoy zashhite yader-nogo materiala ot 03.03.1980 g. (Convention for the physical protection of nuclear material dated by 03.03.1980). M.: Eksmo, 2007. 768 p.

11. Kontrterroristicheskiy komitet SB OON. (Counter-Terrorism Committee of the UN Security Council). Available at: http: //www.un.org/ru/sc/ ctc/aboutus.html.

12. Mezhdunarodnaya konventsiya o borbe s za-hvatom zalozhnikov ot 17.12.1979 g. (International convention against the taking hostages dated 17.12.1979). M.: Eksmo, 2007. 768 p.

13. Pan Gi Mun. Vystuplenie na zasedanii Sove-ta Bezopasnosti OON «Ugrozy mezhdunarodnomu miru i bezopasnosti, sozdavaemye terroristicheskimi aktami». (Speech at the UN Security Council «Threats to international world and security caused by terrorist acts»). Available at: http://www.un.org/ru/sg/mes-sages/2010/pv6390.shtml.

14. Pan Gi Mun. Sozdanie Tsentra po borbe s terrorizmom v OON. (Creation of counter-terrorism center in UN). Available at: http://www.trend.az/re-gions/world/ocountries/1933949.html.

15. Tokiyskaya konventsiya o prestupleniyah i nekotoryh drugih aktah, sovershaemyh na bortu voz-dushnyh sudov ot 14.09.1963 g. (Tokyo convention for offences and some other certain acts committed on board aircraft dated 09/14/1963). M.: Eksmo, 2007. 768 p.

16. Federalny Zakon ot 6 marta 2006 g. «O pro-tivodeystvii terrorizmu». (Federal Law dated March 6, 2006 «On opposition to terrorism»). M.: Eksmo, 2007. 768p.

17. Shanhayskaja konventsiya o borbe s ter-rorizmom, separatizmom, ekstremizmom ot 15 iyu-nya 2001 g. (Shanghai convention on opposition to terrorism, separatism and extremism dated 15 June 2001). M.: Eksmo, 2007. 768 p.

Коротко об авторах_

Будаева С.В., канд. филос. наук; доцент каф. «Международное право и международные связи», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ [email protected]

Научные интересы: новейшая политика в условиях мирового кризиса

Дегтярева Н.В., доцент каф. «Международное право и международные связи», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ [email protected]

Научные интересы: новейшая политика в условиях мирового кризиса

_Briefly about the authors

S. Budaeva, candidate of philosophical sciences, associate professor, International Law and International Relations department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: modern policy in conditions of the world crisis

N. Degtyareva, associate professor, International Law and International Relations department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: modern policy in conditions of the world crisis

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.