КАНУННИКОВА Н.Г., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Кафедра организации правоохранительной деятельности; Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, 360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, Мальбахова, 123
KANUNNIKOVA N.G., Candidate of Legal Sciences, associate professor, [email protected] Chair of Organization of Law Enforcement Activities; North-Caucasus Advanced Training Institute (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Malbahova 123, Nalchik, 360016, Kabardino-Balkar Republic, Russian Federation
зарубежный опыт противодействия
МЕЖДУНАРОДНОМУ ЭКСТРЕМИзМУ И ТЕРРОРИзМУ
Реферат. Проявления экстремизма и терроризма во всех его формах несут страшную угрозу человечеству. Эти очень опасные явления современности влекут за собой такие негативные факторы, как военные провокации, межнациональная ненависть, сеют страх и недоверие между социальными группами. Ситуация противодействия экстремизму и терроризму осложняется еще и тем, что их довольно трудно спрогнозировать, что не всегда позволяет говорить об их своевременном предупреждении. Сегодня ни об одном государстве в мире нельзя с уверенностью сказать, что оно «свободно» от проблем, связанных с угрозой экстремизма и терроризма. Эти страшные социальные явления глубоко пустили свои корни и достигли мегамасштабов, охватив собой все международное сообщество. В свете сложившейся ситуации на передний план выходят проблемы совершенствования механизмов противодействия, в том числе и на законодательном уровне. Именно поэтому целью статьи является рассмотрение вопросов, связанных с развитием основных направлений международного противодействия, а также с использованием зарубежного опыта правового регулирования борьбы с экстремизмом и терроризмом путем создания законодательного «барьера», выполняющего функции защиты жизни и здоровья граждан, их прав, свобод и интересов. Перечисляются и анализируются международные нормативные акты, определяющие правовые средства борьбы с преступлениями экстремистской и террористической направленности. Приводятся основные направления противодействия экстремизму и терроризму на современном этапе. Формулируются предложения о новых формах противостояния данным явлениям как на законодательном уровне, так и на практике.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, правовое регулирование, противодействие, международное сообщество, контртеррористическая деятельность, конвенция, Организация Объединенных Наций.
FOREIGN EXPERIENCE OF COMBATING INTERNATIONAL EXTREMISM
AND TERRORISM
Abstract. Extremism and terrorism in all their forms pose a huge threat to the humanity. These very dangerous modern phenomena entail such negative factors as military provocations and ethnic hatred. They also spread fear and mistrust between social groups. Countering extremism and terrorism is complicated by the fact that they are difficult to predict, so it's not always possible to talk about their timely prevention. Today, no country in the world can say with certainty that it's "free" from the problems related to the threat of extremism and terrorism. These terrible social phenomena have put down their root deeply. They have acquired a global character, covering the entire international community. In such circumstances the problems of improving the mechanisms to counter international extremism and terrorism, including the legislative level, are of particular importance. The purpose of the article is to analyze the issues related to the development of the main directions of international counteraction. The use of foreign experience of legal regulation of combating extremism and terrorism by creating legislative "barrier" ensuring the protection of citizens' life and health, rights, freedoms and interests is also explored. International regulations determining the legal means of combating the crimes of extremist and terrorist nature are listed and analyzed. The main areas of combating extremism and terrorism at the present stage are described. The proposals for new forms of countering these phenomena both at the legislative level and in practice are formulated.
Keywords: extremism, terrorism, legal regulation, counteraction, international community, counter terrorism activities, Convention, United Nations.
Актуальность тематики статьи трудно переоценить, поскольку в свете существующего довольно большого количества научных разработок и публикаций нет необходимости говорить о том, какова опасность международному сообществу вообще и национальной безопасности России в частности от проявлений усиления экстремизма и терроризма в различных их формах.
К сожалению, эти очень опасные явления современности влекут за собой такие негативные факторы, как военные провокации, межнациональная ненависть, сеют страх и недоверие между социальными группами. Ситуация противодействия экстремизму и терроризму осложняется еще и тем, что их довольно трудно спрогнозировать и, соответственно, своевременно предупреждать.
Объектом исследования, проведенного в рамках статьи, выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, предметом - формы противодействия экстремизму и терроризму как на законодательном, так и на практическом уровне.
Целью статьи является рассмотрение вопросов, связанных с развитием основных направлений международного противодействия, а также использованием зарубежного опыта правового регулирования борьбы с экстремизмом и терроризмом.
Сегодня ни об одном государстве в мире нельзя с уверенностью сказать, что оно «свободно» от проблем, связанных с угрозой экстремизма и терроризма. Эти страшные социальные явления глубоко пустили свои корни и достигли мегамас-штабов, охвативших собой все международное сообщество.
В связи с этим наиболее актуальными и первостепенными являются задачи совершенствования основных направлений международного противодействия, а также использования зарубежного опыта правового регулирования противодействия этим страшным проявлениям современности путем создания законодательного «барьера», выполняющего функции защиты жизни и здоровья граждан, их прав, свобод и интересов.
По нашему мнению, исследуемые в статье явления будут более полно раскрыты, если мы обратимся к истокам слов «экстремизм» и «терроризм». Слово «экстремизм» происходит от французского
extremisme, от extreme - «крайний», от латинского extremus - «крайний; конечный» [1]. Согласно словарю С.И. Ожегова, «экстремизм (полит.) - приверженность к крайним взглядам, к использованию крайних мер (включая теракты и взятие заложников) для достижения своих целей» [2, с. 399]. В Большом энциклопедическом словаре дается следующая трактовка: «Экстремизм - приверженность к крайним взглядам, мерам» [3, с. 1213]. Как видим, все приведенные формулировки между собой схожи и отражают этимологическую составляющую, характеризующую «крайность» анализируемого явления.
Этимология слов «террор» и «терроризм» восходит к значению «страх», «ужас» в переводе с латинского. Истоки французского слова terreur, английского terror в латинском языке: terror - ужас, трепет, смятение. Возможные индоевропейские истоки tre - трепетать, дрожать, трястись [3, с. 809]. Дословный перевод раскрывает не само понятие террора, а лишь его прямое следствие на эмоциональном уровне. Со временем в понятие «террор» стали вкладывать не только значение прямого насилия, но и сам процесс, который вызывает страх и ужас.
В современной отечественной юриспруденции существует множество научных мнений, трактовок, подходов, определяющих сущность понятий «экстремизм» и «терроризм», которые имеют право на существование [4; 5; 6; 7; 8]. Мы не ставим своей целью дать новую формулировку сущности понятия данного явления. Следует лишь отметить, что указанные понятия, дополняя друг друга, обозначают опасные формы проявления противоправной деятельности человека либо группы лиц, объединенных в преступные сообщества и организации с целью причинения вреда личности, обществу и государству, насаждающие идеологию ненависти, страха, нетерпимости и т.п.
Именно поэтому государства всего мира активно противодействуют различным проявлениям экстремистской и террористической деятельности, не признавая экстремизм и терроризм так называемыми средствами для достижения политических целей. Главное направление в этой сфере деятельности - формирование нормативно-правовой базы по противодействию экстремизму и терроризму, которое на-
иболее активно проявилось в Европе после Второй мировой войны.
Так, в ряде стран были изданы законодательные акты, способствующие предупреждению фашистской угрозы во всех ее проявлениях. В частности, были приняты специальные законы, запрещающие деятельность профашистских и пронацист-ских организаций, например, австрийский конституционный закон о запрете Национал-социалистической рабочей партии Германии 1945 года*; итальянский закон о запрещении неофашистской деятельности 1952 года**; португальский закон о запрещении фашистских организаций 1978 года***; разработаны и международные стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова, информации, выражения своего мнения****.
Противодействие терроризму и экстремизму в различных их проявлениях представлено целым рядом международно-правовых документов (Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14.09.1963 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (гаага, 16.12.1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23.09.1971 г.); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14.12.1973 г.); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-йорк, 17.12.1979 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против морского судоходства (Рим, 10.03.1988 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-йорк, 15.12.1997 г.); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма
* Зарубежное законодательство против фашизма // Информационно-аналитический бюллетень общественного фонда «Антифашист». 1997. N 4.
** ТаН/вжеже.
*** URLUlRtttp^/t;/|W7//шгшгv.í)П(gl/./l^llu//ru/
**** См.,С^м^пfMlвпpрмtefкЖДумв^увирlоднваíc^пa)кт
гражданских и политических правах, принятый в 1966 г. и вступивший в силу в 1976 г. // Бюллетень ВС РФ. 1994. N 12.
(принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1999 г.); Шанхайская конвенция от 15 июня 2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом»; Международная конвенция по уничтожению всех форм расовой дискриминации от 21 декабря1965 г.)*****, которые свидетельствуют о том, что терроризм, сепаратизм и экстремизм, вне зависимости от их мотивов, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом. В большинстве зарубежных стран законодательно запрещены расистские выступления, а также провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к лицам на основании их расовой или этнической принадлежности, вероисповедания, национальности******.
Вместе с тем, несмотря на единый правовой подход международного сообщества к оценке опасности экстремизма и терроризма, создать защитную среду, противостоящую данным социальным явлениям, пока не удается. До настоящего момента сохраняется единое криминальное пространство, с одной стороны, и разрозненность усилий правоохранительных органов различных государств в оперативно-розыскном и информационном обеспечении борьбы в данном направлении, которые не всегда успевают реагировать на развитие криминальных процессов, - с другой.
В связи с этим существенная роль, по нашему мнению, должна отводиться уси-
***** сборнйбора»к|кумаждун»ароиом1£)вдршвэйо!рб1. СССР. М., 1990. Вып. XLIV. С. 218; Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1974. Вып. XXVII. С. 292; Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1975. Вып. XXIX; Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1979. Вып. XXXIII. С. 90; Сборник международных договоров СССР. М., 1989. Вып. XLIII. С. 99; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. N 48. Ст. 4469; 2001. N 35. Ст. 3513; 2003. N 12. Ст. 1059; 2003. N 41. Ст. 3947; URL: http://www. un.org/ru/
****** в частВоститнетсогидевсрардерл^лярватоястиюнсти-туциях таких государств, как Дания, Канада, Нидерланды, Германия.
лиям по осуществлению практических мер противодействия преступлениям такого рода, которые можно условно разделить на следующие составляющие:
1. Совершенствование профессиональной и организационно-управленческой подготовки кадров, задействованных на контртеррористическом направлении, включая парламентариев, сотрудников правоохранительных органов, судебной и пенитенциарной систем, криминалистов, юристов, адвокатов и т.д.
2. Открытие новых экспертных площадок для внедрения передовых уголовных и процессуальных стандартов в систему антитеррористического правосудия стран с так называемой высокой террористической активностью.
3. Противодействие пополнению рядов боевиков лицами из числа мирного населения.
Для более полного раскрытия темы статьи считаем целесообразным кратко охарактеризовать каждое из обозначенных направлений международного противодействия экстремизму и терроризму на современном этапе.
1. Попытки совершенствования международным сообществом профессиональной и организационно-управленческой подготовки кадров, задействованных на контртеррористическом направлении, уже имеют место. Так, например, в ходе организованной в посольстве Великобритании встречи послов стран - участниц глобального контртеррористического форума представители США и Великобритании проинформировали о реализации инициативы по созданию на Мальте международного института юстиции и верховенства права. На встрече было объявлено, что учреждение указанного института вступает в завершающую стадию.
Основной целью его учреждения является не только совершенствование профессиональной подготовки кадров, осуществляющих контртеррористическое противодействие, но и обмен опытом в антитеррористической сфере за счет налаживания в стенах института активных контактов между ведущими специалистами из различных государств в указанной области.
Учредители не скрывали, что, помимо исключительно профессиональных
целей, институт призван задать и определенный идеологический вектор контртеррористической деятельности, сориентировав ее на строгое соблюдение законов и основополагающих прав человека. В связи с этим подчеркивалось, что создание указанной структуры рассматривается как реализация позиций Плана действий глобальной контртеррористической стратегии ООН («меры по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы борьбы с терроризмом» [9]).
Предполагается, что аудиторией данного института будут в основном представители Северной и Восточной Африки, Сахеля, Африканского рога и расширенного Ближнего Востока с основным упором на так называемые переходные государства. Однако институт готов принимать слушателей и из других регионов. Имеется в виду, что каждый курс будет формироваться на индивидуальной основе, в зависимости от страны, для которой он предназначен. Преподаватели будут набираться из числа ведущих экспертов (криминалистов, судей, юристов и т.д.) как на долговременной основе, так и путем разовых приглашений.
Определены руководящие органы института: международный управляющий совет, в который входят: Мальта как принимающая сторона, ООН, Евросоюз, Африканский союз, а также - в качестве наблюдателей - и другие многосторонние организации соответствующего профиля; исполнительный секретариат во главе с исполнительным директором; консультативный совет.
2. Осенью 2013 года под эгидой контртеррористических структур ООН в Нью-Йорке открыта новая экспертная площадка для внедрения передовых уголовных и процессуальных стандартов в системы антитеррористического правосудия стран с так называемой высокой террористической активностью.
Управление по наркотикам и преступности ООН и контртеррористический исполнительный директорат ООН представили в Женеве «Глобальную инициативу» по повышению эффективности уголовного преследования террористов [10].
На первом этапе проект ставит целью оказать содействие странам Магри-
ба* в приведении их правовых систем в соответствие с передовыми стандартами. В дальнейшем планируется расширить географию проекта, сфокусировавшись на южно-азиатском, африканском и ближневосточном направлениях.
Западные эксперты на конкретных примерах изложили свои подходы к расследованию терактов, ведению судопроизводства, развитию взаимодействия в этой сфере с другими странами. Докладчики обращали внимание на некоторую задержку внедрения в развивающихся странах зафиксированных в документах ООН, Совета Европы и глобального контртеррористического форума принципов и рекомендаций, а также трудности при осуществлении международного сотрудничества (в том числе по вопросам экстрадиции и правовой помощи).
В качестве одного из полезных итогов мероприятия следует назвать составленный совместными усилиями список распространенных проблем, с которыми сталкивается гособвинение при раскрытии преступлений террористической направленности в обсуждаемом регионе. Высказана рекомендация о продолжении совместной работы в целях повышения взаимного доверия, консолидации политической воли, преодоления бюрократических и технических барьеров, мешающих эффективному международному взаимодействию судей и прокуроров.
3. Еще одним важным направлением международного противодействия экстремизму и терроризму выступает деятельность европейских правоохранительных структур, нацеленная на срыв работы по привлечению граждан в ряды боевиков, а также недопущение создания ячеек ваххабитов и совершения ими террористических актов. Наиболее важным считается уменьшение числа желающих выехать в Сирию. После выявления потенциальных кандидатов местные органы власти и общественные организации принимают меры по их переубеждению, используя для этого привлечение членов семей и другие методы, например изъятие паспортов, лишение социальных льгот и др. Кроме того, задействуются формы и способы противодействия в ин-
* В настоящее время так называемый Большой Магриб составляет группа арабских стран: Марокко, Алжир, Ливия, Тунис, Западная Сахара, Мавритания.
формационной сфере, например контрпропаганда исламизма, блокирование используемых для вербовки интернет-ресурсов, распространение альтернативных предложений, в частности, об участии в качестве волонтеров в гуманитарных проектах.
Таким образом, на основе вышеизложенного приходим к выводу о том, что основными направлениями противодействия экстремизму и терроризму на современном этапе являются:
- создание международной правовой базы как важнейшего условия для осуществления согласованных и результативных антитеррористических действий;
- формирование международных антитеррористических центров для борьбы с экстремизмом;
- активизация работы, препятствующей привлечению граждан в ряды боевиков;
- открытие новых экспертных площадок для внедрения передовых уголовных и процессуальных стандартов в систему антитеррористического правосудия стран с высокой террористической активностью;
- продолжение совместной работы в целях повышения взаимного доверия, консолидации политической воли, преодоления бюрократических и технических барьеров, мешающих эффективному международному взаимодействию судей и прокуроров при раскрытии преступлений террористической направленности;
- пресечение проявлений экстремизма в информационной сфере: контрпропаганда исламизма, блокирование интернет-ресурсов, используемых для вербовки;
- оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками вооруженных конфликтов.
Вместе с тем, по нашему мнению, формы и способы борьбы с экстремизмом и терроризмом необходимо развивать и совершенствовать. Международное сообщество не должно довольствоваться наработанными методами и средствами противодействия данным социальным проявлениям. Считаем важным продолжение работы в сфере совершенствования законодательства и направлений международного противодействия экстремизму и терроризму на современном этапе по следующим направлениям:
1. Заключение международных договоров о создании общеевропейской
системы сбора данных об авиапассажирах, призванной повысить эффективность борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью.
2. Создание единой нормативно-правовой базы, направленной на расширение сотрудничества следственных и судебных органов для разработки подозреваемых в терроризме, их уголовного преследования и принятия процессуальных решений, что будет способствовать обмену информацией в рамках международной антитеррористической деятельности с США, Россией, государствами Северной Африки и Ближнего Востока.
3. Разработка законопроектов об обязательном установлении административного надзора за гражданами, которые были осуждены за совершение экстремистских и террористических преступлений и освободились из мест заключения. В рамках таких проектов должно предусмат-
риваться усиление уголовной ответственности за правонарушения данного рода и распространение радикальных идеологий, в том числе с использованием новейших технологий.
4. Своевременное включение в списки зарубежных террористических организаций различных радикальных сект и групп.
5. Совершенствование профессиональной и организационно-управленческой подготовки кадров, задействованных на контртеррористическом направлении, включая парламентариев, сотрудников правоохранительных органов, судебной и пенитенциарной систем, криминалистов, юристов, адвокатов и т.д.
По нашему мнению, работа по данным направлениям позволит вести более эффективную борьбу с экстремизмом и терроризмом на современном этапе развития международно-правовых отношений.
Список литературы
1. Викисловарь. URL: http://ru.wiktionary.org/ (дата обращения: 12 мая 2014 г.).
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ОНИКС, 2009. 1376 с.
3. Большой энциклопедический словарь. М.: АСТ; Астрель, 2003. 1248 с.
4. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. Мн.: Харвест, 2004. 816 с.
5. Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений / под общ. ред. А.Е. Тараса. Мн.: Харвест, 2000. 448 с.
6. Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. 464 с.
7. Терроризм: борьба и проблемы противодействия: учеб. пособие для студентов юрид. вузов / под ред. В.Я. Кикотя, Н.Д. Эриашвили. М.: Юнити, 2004. 592 с.
8. Гундарь Е.С. Терроризм как форма политического экстремизма // Антитеррор. 2003. N 1. С. 101-109.
9. Informative overview of contemporary international counter extremism and terrorism (situation as on 1 of January 2014). URL: http://www.why.ind/ver (дата обращения: 12 мая 2014 г.).
10. URL: http://www.un.org/ru/terrorism/ctitf/pdfs/concept_note_geneva (дата обращения: 12 мая 2014 г.).
References
1. Vikislovar [Wiktionary]. Available at: http://ru.wiktionary.org/ (Accessed 12 May 2014).
2. Ozhegov S.I. Tolkoviyslovarrusskogoyazika [Dictionary of Russian language]. Moscow, ONIX Publ., 2009. 1376 p.
3. Bolchoy enciklopeditheskiy slovar [Encyclopedic Dictionary]. Moscow, AST Publ., 2003. 1248 p.
4. Trebin M.P. Terrorizm vXXI veke [Terrorism in the XXI century]. Minsk, Harvest Publ., 2004. 816 p.
5. Kozhushko E.P. Sovremenniy terrorizm: analiz osnovnih napravleniy [Modern terrorism: analysis of the major trends]. Minsk, Harvest Publ., 2000. 448 p.
6. Dikaev S.U. Terror, terrorizm iprestupleniya terroristicheskogoharaktera [Terror, terrorism and terrorist crimes]. St. Petersburg, Yuridicheskiy tsentr Press Publ., 2006. 464 p.
7. Terrorizm: bor'ba i problemy protivodeystviya [Terrorism: the struggle and problems of counteraction]. Moscow, Unity Publ., 2004. 592 p.
8. Gundar' E.S. Terrorizm kak forma politicheskogo ekstremizma [Terrorism as a form of political extremism]. Antiterror - Counterterrorism, 2003, no. 1, pp. 101-109.
9. Informative overview of contemporary international counter extremism and terrorism (situation as on 1 of January 2014). Available at: http://www.why.ind/ver (Accessed 12 May 2014).
10. Available at: http://www.un.org/ru/terrorism/ctitf/pdfs/concept_note_geneva (Accessed 12 May 2014).