Научная статья на тему 'Некоторые аспекты международного опыта политико-правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму'

Некоторые аспекты международного опыта политико-правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
506
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / ТЕРРОРИСТ-СМЕРТНИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манукян Алине Романовна

Статья раскрывает общие характеристики и тенденции международного опыта политико-правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму. В рамках статьи рассматриваются, вопросы политико-правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму и основное внимание автор акцентирует на том, что для борьбы с проблемой экстремизма на международном уровне, следует более качественно ее изучать и рассматривать не только правовые аспекты, но им социально-политические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE POLITICAL AND REGULATORY SYSTEM COMBAT EXTREMISM AND TERRORISM

The article reveals the common characteristics and trends of the international experience of legal regulation of the political system to counter extremism and terrorism. As part of the article discusses, questions the political and regulatory system to counter extremism and terrorism, and focuses on the author emphasizes that in order to combat the problem of extremism at the international level should be more qualitative study it and consider not only the legal aspects, but they are socio-political

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты международного опыта политико-правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму»

Бизнес в законе

2’2014

16.3. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

Манукян Алине Романовна, кандидат педагогических наук

Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарский университет МВД России

Аннотация: Статья раскрывает общие характеристики и тенденции международного опыта политико-правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму. В рамках статьи рассматриваются, вопросы политико-правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму и основное внимание автор акцентирует на том, что для борьбы с проблемой экстремизма на международном уровне, следует более качественно ее изучать и рассматривать не только правовые аспекты, но им социально-политические Ключевые слова: экстремизм, террористический акт, психологическое воздействие на личность, международный опыт противодействия, террорист-смертник

SOME ASPECTS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE POLITICAL AND REGULATORY SYSTEM COMBAT EXTREMISM AND TERRORISM

Manukyan Alina Romanova, Ph.D.

Work place: North-Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of Krasnodar University Affairs of Russia

Annotation: The article reveals the common characteristics and trends of the international experience of legal regulation of the political system to counter extremism and terrorism. As part of the article discusses , questions the political and regulatory system to counter extremism and terrorism , and focuses on the author emphasizes that in order to combat the problem of extremism at the international level should be more qualitative study it and consider not only the legal aspects , but they are socio-political

Keywords: extremism, terrorist act, the psychological impact on the individual, international experience in combating suicide bomber

Глобальной проблемой, требующей координации усилий различных государств на современном этапе является борьба с терроризмом и религиознополитическим экстремизмом, приобретающим сегодня транснациональный характер.

К концу XX столетия международный терроризм окончательно избрал минно-взрывные устройства и системы в качестве излюбленного оружия, и они стали самым распространенным средством совершения терактов не только в политических, но и в сугубо криминальных целях. Причина - в сочетании различных тактико-технических характеристик ВУ, отличающих их от других видов носимого вооружения, прежде всего сочетание уровня разрушительных последствий взрывов, большой площади поражения и низкой вероятности опознания и поимки подрывника на месте совер-

шения преступления или в ходе оперативных мероприятий по горячим следам [5].

Это относится к совершенствованию нормативноправовой базы по законодательному регулированию противодействия и пресечения возбуждения национальной и религиозной вражды, выработке эффективных правовых механизмов профилактики различных видов экстремизма, планированию и осуществлению антитеррористических предупредительных, оперативно-розыскных, политических, экономических и иных мероприятий.

Отличительной особенностью современного религиозно-политического экстремизма является преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей - насильственного изменения государственного строя, захвата власти, нарушения территориальной целостности государства.

При этом религиозный экстремизм практически не встречается в «чистом виде», но тесно переплетается и блокируется с терроризмом национальнополитической направленности, который использует религиозно-правовые нормы и догмы.

Правовое обеспечение противодействия различным формам экстремизма требует комплексного правового, социологического и политологического анализа этого сложнейшего социально-политического феномена.

Подписанная Российской Федерацией 15 июня 2001 г. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом регулирует взаимодействие правоохранительных ведомств и спецслужб госу-дарств-участников в с борьбе терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также регламентирует такие ключевые направления и формы сотрудничества, как обмен информацией, осуществление оперативнорозыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим группировкам, их финансирования и мер по прекращению деятельности центров подготовки боевиков.

Особая роль в обеспечении согласованных действий мирового сообщества по полному и безусловному исполнению всеобъемлющих резолюций Совета Безопасности ООН 1368 и 1373 по борьбе с международным терроризмом принадлежит парламентам.

Международное сообщество отрицает экстремизм и терроризм как средство для достижения политических целей. К настоящему времени за рубежом сложились три точки зрения на сей счет:

1. Не вступать ни в какие переговоры с террористами и немедленно проводить полицейскую или войсковую операцию - предельно жесткая линия. Вину за возможные жертвы среди заложников полностью возлагать на террористов. Не должны быть исключением и те случаи, когда опасности подвергается жизнь послов и дипломатических представителей. Такой позиции придерживаются Израиль, Аргентина, Колумбия, Иордания, Турция, Уругвай и близкую к ней позицию до недавнего времени занимали США. К отказу от удовлетворения требований террористов склонны правительства и других стран. Во многих странах Европы и Латинской Америки принимаются санкции против тех фирм, которые страхуют своих сотрудников на случай похищения террористами и соглашаются на выкуп захваченных или похищенных представителей.

В некоторых странах частным лицам и компаниям разрешено вести переговоры и выплачивать выкуп при

254

Манукян А. Р.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

условии, что террористы отказываются от дополнительных политических требований. Данный подход к решению проблемы проявляется и в международных соглашениях. Так, в июле 1978 г. Канада, Франция, Италия, Англия, США и ФРГ договорились о принятии санкций против тех государств, которые будут удовлетворять требования террористов в случае захвата последними транспортных средств.

2. Многие страны, придерживаясь концепции «никаких уступок террористам» как основополагающего принципа, тем не менее, склонны к использованию более гибкой тактики в отношениях с террористами. Они считают, что наиболее эффективным методом разрешения конфликтных ситуаций, особенно, если в них вовлечено несколько государств, является ведение переговоров.

Обобщая опыт ведения таких переговоров, западные специалисты подчеркивают, что важно не упустить момент наступления кризиса, когда возникает реальная угроза жизни похищенного. Они предлагают также учитывать, что при чрезмерной затяжке переговоров террористы изыскивают различные способы оказания дополнительного давления. Это требует принятия необходимых мер по предотвращению новых террористических акций и похищения родственников или близких похищенного.

3. Третий принцип: при выборе способа действий в условиях акта терроризма исходить из национальной принадлежности его участников. Если, например, заложники являются гражданами страны, на территории которой совершен захват, то к операции по их освобождению приступают немедленно. В случае, если ими являются иностранцы, то действия местных властей должны согласовываться с правительствами стран, гражданами которых они являются. Действия антитеррористических подразделений должны строиться в зависимости от позиций этих правительств. Этой точки зрения придерживается, в частности, Бельгия. Столь мягкий подход, может быть, применим в странах с низким уровнем терроризма, и представляется неприемлемым для России.

В настоящее время в экономически развитых странах Европы и Америки существует два вида особых подразделений, предназначенных для борьбы с терроризмом: подразделения, непосредственно подчиненные спецслужбам и сформированные из числа сотрудников этих служб, и подразделения типа «коммандос», которые комплектуются из военнослужащих войск специального назначения и поступают в оперативное подчинение спецслужбам на период проведения конкретной операции.

Примерами того рода спецподразделений могут служить британская CAC, германская ГСГ - 9, итальянский Отряд R, французский отряд ГИГН, израильское «Подразделение общей разведки 269», американская «Дельта Форс» и другие. Создаются также специальные подразделения и в структуре криминальной полиции. Оперативные подразделения данной категории обычно создаются или непосредственно в структуре криминальной полиции или же действуют в ее интересах и под ее оперативным руководством.

Учитывая усиление угрозы терроризма миру и стабильности всех государств, безопасности, благосостоянию всех граждан и международному сотрудничеству, Генеральная Ассамблея Организации Объеди-

ненных Наций 9 декабря 1994 г. приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма.

15 декабря 1997 г. на 52-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, призванная укрепить международное сотрудничество между государствами в разработке и принятии эффективных мер по предупреждению актов терроризма с использованием взрывных устройств и уголовному преследованию виновных в совершении таких деяний.

Приоритетной задачей государства в борьбе с экстремизмом и терроризмом является совершенствование эффективных правовых механизмов пресечения и профилактики различных видов экстремизма и терроризма.

Список литературы:

1. Законодательное регулирование противодействия религиозному экстремизму: российский и зарубежный опыт. Аналитический вестник аппарата Государственной Думы. Выпуск 15. М., 2009. С. 4.

2. Ханбабаев К.М. Зарубежный опыт политико - правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму./ Безопасность за рубежом и в России. №7. 2012. http://ohranka.com/2012/07.

3. Манукян А.Р. Противодействие экстремизму и терроризму: проблемы и перспективы // «Социально - гуманитарный вестник Юга России» №4. 2013 г. АНО «Премьер» - 234.

4. Манукян А.Р. Молодежный религиозный экстремизм в современной России: пути его преодоления и профилактики (на примере Северо-Кавказского региона). // «Пробелы в Российском законодательстве». №1. Изд. «ЮР-ВАК», 2014. с. 247.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Некоторые аспекты международного опыта политико-правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму» Манукян Алинэ Романовны Представленная статья раскрывает общие характеристики и тенденции международного опыта политико-правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму.

В рамках статьи автором достаточно подробно рассматриваются, вопросы политико-правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму и основное внимание автор акцентирует на том, что для борьбы с проблемой экстремизма на международном уровне.

Автор отмечает, что особая роль в обеспечении согласованных действий мирового сообщества по полному и безусловному исполнению всеобъемлющих резолюций Совета Безопасности ООН 1368 и 1373 по борьбе с международным терроризмом принадлежит парламентам. Положительным моментом рецензируемой статьи является то, что Манукян А.Р. указывает в статье, что следует более качественно изучать и рассматривать не только правовые аспекты, но им социально-политические этой проблемы.

Статья Манукян А.Р. «Некоторые аспекты международного опыта политико-правового регулирования системы противодействия экс терроризму» может быть рекомендована к публикации.

Профессор кафедры ОД кандидат юридических наук

А.Т. Бозиев

255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.