DOI 10.47643/1815-1337_2022_12_131 УДК 336.02
ПРОБЛЕМНЫЕ МОМЕНТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЬГОТ ДЛЯ IT-КОМПАНИЙ В 2022 ГОДУ
PROBLEMATIC ISSUES THAT ARISE IN CONNECTION WITH THE APPLICATION OF BENEFITS FOR IT COMPANIES IN 2022
ШИПИКА Лидия Васильевна,
старший преподаватель, Таганрогский институт управления и экономики. 347905, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 45. E-mail: [email protected];
Shipika Lidiya Vasilievna,
Senior Lecturer, Taganrog Institute Management and Economics. Petrovskaya str., 45, Taganrog, Rostov region, 347905, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: События первой половины 2022-го года потребовали перестройки как всей экономики, так и налоговой системы, в связи с чем уже через месяц с начала специальной военной операции на Украине Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным был подписан указ «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации», расширивший перечень мер поддержки, предоставляемых участникам IT-отрасли. В настоящей статье автором проанализированы льготы, предоставляемые в 2022 году IT-компаниям, и выявлены проблемные моменты, возникающие при применении таких льгот.
Abstract: The events of the first half of 2022 required a restructuring of both the entire economy and the tax system, in connection with which, a month after the start of the special military operation in Ukraine, President of the Russian Federation Vladimir Vladimirovich Putin signed a decree «On measures to ensure the accelerated development of the information industry technologies in the Russian Federation», which expanded the list of support measures provided to participants in the IT industry. In this article, the author analyzes the benefits provided to IT companies in 2022 and identifies problematic issues that arise when applying such benefits.
Ключевые слова: IT-сфера, IT-компании, льготы, меры поддержки, проблемы.
Keywords: IT-sphere, IT-companies, benefits, support measures, problems.
Для цитирования: Шипика Л.В. Проблемные моменты, возникающие в связи с применением льгот для IT-компаний в 2022 году // Право и государство: теория и практика. 2022. № 12(216). С. 131-133. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_131.
For citation: Shipika L. V. Problematic issues that arise in connection with the application of benefits for IT companies in 2022 // Law and state: theory and practice. 2022. No. 12(216). pp. 131-133. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_131.
Статья поступила в редакцию: 20.11.2022
События первой половины 2022-го года потребовали перестройки как всей экономики, так и налоговой системы, в связи с чем уже через месяц с начала специальной военной операции на Украине Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным был подписан указ «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» [7], расширивший перечень мер поддержки, предоставляемых участникам IT-отрасли. Среди таких мер:
- снижение административной нагрузки. Так, аккредитованные IT-компании освобождены на 2022-2024 годы от контрольных и надзорных мероприятий, за исключением профилактических [2]. Кроме того, до 3 марта 2025 года включительно приостановлено проведение выездных налоговых проверок таких организаций;
- финансовая поддержка. Например, в соответствии с пп. «б» п.3, п.4 Постановления Правительства «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий, и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2021 №785» [10] IT-компании могут получить льготные кредиты по ставке не более 3% годовых при условии, что минимум раз в год индексируют зарплату сотрудникам, смогут обеспечить сохранение занятости - в период действия кредитного договора численность работников должна составлять не менее 85% от соответствующего показателя по состоянию на 1 марта 2022 года, и на срок действия договора откажутся от выплаты дивидендов;
- преференции для сотрудников IT-компаний: льготная ипотека со ставкой до 5% годовых [11], отсрочка от призыва на военную службу [9], упрощенный порядок получения вида на жительство в РФ для иностранных IT-специалистов и членов их семей [5].
Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [4] установлено, что ставка по налогу на прибыль для российских IT-компаний, соответствующих определенным критериям, за налоговые периоды 2022-2024 годов будет составлять 0% (вместо 3%).
А с 14 июля текущего года [6] изменились и требования к аккредитованным организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, которые на три года освобождаются от уплаты налога на прибыль (п. 1.15 ст. 284 НК РФ [1]).
Исключено условие о минимальном количестве сотрудников - до 14 июля было установлено, что применять льготную ставку по налогу на прибыль вправе компании со среднесписочной численностью работников в соответствующем налоговом периоде не менее семи человек.
Установлено, что доходы от профильной деятельности, учитываемые при определении налоговой базы, по итогам отчетного периода должны составлять не менее 70% всех доходов организации, а не 90%, как было установлено ранее.
Скорректирован перечень доходов, признаваемых доходами от профильной деятельности для целей применения нулевой ставки по
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 12(216)
налогу на прибыль. Доходы от реализации экземпляров собственных программ и баз данных, от передачи исключительных прав на них, предоставления прав их использования, в том числе удаленного, признаются профильными. Относятся к профильным и доходы от выполнения работ или оказания услуг по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных, а появившиеся в результате программы и базы данных считаются в соответствии со ст. 284 НК РФ [1] заказными. Также доходами от профильной деятельности признаются доходы от оказания услуг по установке, тестированию и сопровождению как собственных, так и заказных программ и баз данных.
Кроме того, теперь в качестве профильных учитываются доходы от:
- разработки, реализации, адаптации, модификации, тестирования и сопровождения программно-аппаратных комплексов;
- предоставления доступа к музыке на стриминговых сервисах, а также к контенту на ресурсах, включенных в реестр аудиовизуальных
сервисов;
- распространения интернет-рекламы;
-размещения и продвижения объявлений о приобретении (реализации) товаров, работ, услуг, имущественных прав, предложений о трудоустройстве, услуг по осуществлению поиска таких предложений и объявлений, предоставлению доступа к ним либо по заключению договоров;
- предоставления организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, доступа к электронным образовательным сервисам.
Обязательное условие - включение программного обеспечения, используемого для оказания перечисленных в вышеуказанном списке услуг, в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Ранее предоставление льгот по налогу на прибыль в принципе не связывалось с фактом нахождения программного обеспечения в данном реестре, включение в него программ и баз данных позволяло - и позволяет в настоящее время - получить освобождение от обложения НДС передачи исключительных прав на эти программы и базы данных и прав на их использование, в том числе путем предоставления к ним удаленного доступа (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ [1] ).
Установлено, что нулевую ставку по налогу на прибыль не могут применять организации с долей участия РФ - как прямого, так и косвенного - 50% и более, а также организации, реорганизованные или созданные в результате реорганизации, кроме преобразования, после 1 июля 2022 года. Однако для 1Т-компаний, аккредитованных и применявших льготную ставку до указанной даты, право на ее применение - в размере, установленном действующей редакцией п. 1.15 ст. 284 НК РФ [1], - сохраняется и в случае проведения реорганизации.
Аналогичным образом изменены условия применения аккредитованными 1Т-компаниями пониженных тарифов страховых взносов (размер их не изменился и составляет 7,6%).
На основании Письма ФНС России «О назначении ВНП в отношении аккредитованных 1Т-организаций» «проведение выездных, в том числе повторных, налоговых проверок аккредитованных 1Т-компаний приостановлено до 3 марта 2025 года включительно. Исключение составляют проверки, назначенные с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или его заместителя либо руководителя ФНС России или его заместителя» [12]. Назначенные до получения территориальными налоговыми органами данного письма проверки должны быть завершены в установленном порядке, но ни приостановление, ни продление срока их проведения не допускается.
Поручение о приостановке на указанный период выездных налоговых проверок аккредитованных 1Т-компаний дал Министр финансов РФ -во исполнение абз. 5 подп. «г» п. 1 Указа «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» [7]. Стоит отметить, что в данном пункте указа говорится об освобождении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, от налогового, валютного и других видов государственного и муниципального контроля на срок до трех лет.
В отличие от моратория на проведение плановых проверок и, в принципе, большинства контрольных и надзорных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [3] и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [2], установленного ст. 26.4 последнего закона и Постановлением Правительства РФ «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [8], положение о приостановке налоговых проверок 1Т-компаний в нормативные акты включено не было. Поэтому на практике возникают ситуации, когда налоговые органы все же приходят с проверками.
Несмотря на то, что в Указе «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» [7] упоминается освобождение от налогового контроля в принципе, Письмо ФНС России «О назначении ВНП в отношении аккредитованных 1Т-организаций» [12] касается только выездных проверок.
Резюмируя изложенное, отметим, что однозначно оценивать изменения порядка предоставления льгот 1Т-компаниям эксперты пока не берутся. Критерии применения, например, льготы по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов смягчены, а претендовать на них теперь могут и владельцы так называемого маркетингового программного обеспечения, онлайн-кинотеатров, стриминговых сервисов, образовательных онлайн-платформ - это безусловный плюс для участников отрасли. При этом по общему правилу реорганизованные компании права на эти льготы теперь лишены, и это проблема для компаний, планировавших реорганизацию.
Кроме того, в связи с предполагаемым ужесточением условий получения аккредитации, необходимой для получения большинства мер поддержки 1Т-отрасли, естественно, ожидается сокращение числа аккредитованных компаний.
Библиогра фия:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 11.10.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022). - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 03.11.2022).
2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 03.11.2022).
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 03.11.2022).
4. Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 03.11.2022).
5. Федеральный закон от 28.06.2022 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 03.11.2022).
6. Федеральный закон от 14.07.2022 № 321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 03.11.2022).
7. Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации». - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения -03.11.2022).
8. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 03.11.2022).
9. Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 490 «Об утверждении Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий». -Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения -03.11.2022).
10. Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 682 «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий, и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2021 №785». - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 03.11.2022).
11. Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 № 805 (ред. от 30.06.2022) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вклада в имущество акционерного общества «ДОМ.РФ», не увеличивающего его уставный капитал, на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий». - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения -03.11.2022).
12. Письмо ФНС России от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@ «О назначении ВНП в отношении аккредитованных IT-организаций» (вместе с Письмом Минфина России от 18.03.2022 № 03-02-06/21331). - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 03.11.2022).
References:
1. The Tax Code of the Russian Federation (Part Two) of 05.08.2000 No. 117-FZ (ed. of 14.07.2022, with amendments. from 11.10.2022) (with amendments and additions, intro. effective from 01.10.2022). - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 03.11.2022).
2. Federal Law No. 294-FZ of 26.12.2008 (as amended on 08.03.2022) "On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of State Control (Supervision) and Municipal Control". - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 03.11.2022).
3. Federal Law No. 248-FZ of 31.07.2020 (as amended on 14.07.2022) "On State Control (Supernsion) and Municipal Control in the Russian Federation". - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 03.11.2022).
4. Federal Law No. 67-FZ of 26.03.2022 "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Article 2 of the Federal Law "On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation". - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 03.11.2022).
5. Federal Law No. 207-FZ of 28.06.2022 "On Amendments to the Federal Law "On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation". - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 03.11.2022).
6. Federal Law No. 321 -FZ of 14.07.2022 "On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation". - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 03.11.2022).
7. Decree of the President of the Russian Federation No. 83 dated 02.03.2022 "On measures to ensure the accelerated development of the information technology industry in the Russian Federation". - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 03.11.2022).
8. Decree of the Government of the Russian Federation No. 448 dated 03/24/2022 "On the Specifics of State Control (Supervision), Municipal Control in Relation to Accredited Organizations Operating in the field of information technology, and on Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation". - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 03.11.2022).
9. Decree of the Government of the Russian Federation No. 490 dated 03/28/2022 "On Approval of the Rules for Granting the Right to Receive a Deferral from Conscription to Citizens of the Russian Federation Working in Accredited organizations Operating in the field of information technology". - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 03.11.2022).
10. Decree of the Government of the Russian Federation No. 682 dated 04/16/2022 "On Amendments to the Rules for Granting Subsidies from the Federal Budget in Order to Ensure Preferential Lending to Digital Transformation Projects Implemented on the Basis of Russian Solutions in the Field of Information technology, and Invalidation of a Separate provision of the Decree of the Government of the Russian Federation dated May 24, 2021 No. 785." - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 03.11.2022).
11. Decree of the Government of the Russian Federation No. 805 of 30.04.2022 (ed. dated 30.06.2022) "On approval of the Rules for Granting Subsidies from the Federal Budget to the joint-stock company "DOM.The Russian Federation" in the form of a contribution to the property of the joint-stock company "DOM.RF", which does not increase its authorized capital, for the purpose of reimbursing credit and other organizations for lost income on housing (mortgage) loans (loans) issued to employees of accredited organizations operating in the field of information technology, and the Rules for Reimbursement of credit and other organizations of lost income on housing (mortgage) loans (loans), issued to employees of accredited organizations engaged in activities in the field of information technology". - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 03.11.2022).
12. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 03/24/2022 No. SD-4-2/3586@ "On the appointment of GNP in relation to accredited IT organizations" (together with the Letter of the Ministry of Finance of Russia dated 03/02/2022 No. 03-02-06/21331). - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State System of Legal Information" http://pravo.gov.ru / (date of application - 03.11.2022).