Научная статья УДК 347.4
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-175-182 NIION: 2003-0059-4/22-374 MOSURED: 77/27-003-2022-04-573
Реализация прав российского государства в отношении малого бизнеса, обоснованных его экономическим суверенитетом
Галина Алексеевна Прокопович
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия,
Аннотация. Исследуются вопросы развития малого бизнеса в условиях принятия в отношении России специальных экономических мер; анализируется состояние нормативно-правовой основы предпринимательской деятельности; рассматриваются условия открытия нового бизнеса на льготных условиях.
Ключевые слова: экономика, бизнес, законодательство, экономический суверенитет
Для цитирования: Прокопович Г. А. Реализация прав российского государства в отношении малого бизнеса, обоснованных его экономическим суверенитетом // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 175-182. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-175-182.
Original article
Realization of the rights of the Russian state in relation to small business justified by its economic sovereignty
Galina A. Prokopovich
Russian Academy of National Economy and
Public Service under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The development of small businesses in the context of the adoption of special economic measures against Russia is explored; analysis of the legal and regulatory framework of entrepreneurial activity is made; conditions for opening a new business on preferential terms are considered.
Keywords: economy, business, legislation, economic sovereignty
For citation: Prokopovich G. A. Realization of the rights of the Russian state in relation to small business justified by its economic sovereignty. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):175-182. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-175-182.
Уход (приостановка деятельности) транснациональных корпораций, принятие в отношении России специальных экономических мер (санкций) — это то, что даёт возможность активизироваться малому бизнесу, заняв освободившиеся ниши.
Вопросы развития малого бизнеса не всегда освещаются широко. Однако, данная тематика в ближайшие годы станет одной из самых актуальных на российской повестке.
Реализация прав на региональном межгосударственном (международном) уровне.
Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (далее СНГ) от 17 января 1997 г. является примером не ратифицированного, но подписанного международного договора, который действует в режиме временного применения (ст. 25 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. [1], ст. 23 Федерального закона «О международных договорах РФ» [2]. Данный международный договор подписан всеми государствами СНГ за исключением Республики Узбекистан. Что же каса-
© npoKonoBHH r. A., 2022
ется вышедшей из СНГ Республики Грузии, то, в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ «Об участии Грузии в международных договорах и решениях органов Содружества Независимых Государств» от 9 октября 2009 г. [3].
Грузия, несмотря на выход из СНГ, продолжает участвовать в данном международном договоре как в международном договоре с неограниченным составом государств-участников. Однако, и в подписавших данный международный договор государствах СНГ его положение существенно варьируется — на территории Республики Азербайджан и Республики Туркмении он так и не вступил в юридическую силу. Кроме того, государства, на территории которых он действует, сделали при присоединении к нему ряд оговорок.
Суть данного Соглашения состоит в том, что правовой статус субъекта малого предпринимательства лица на территории государств-участников СНГ приобретают в силу факта регистрации в этом качестве на территории соответствующего государства СНГ (ст. 1 Соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах участниках СНГ). Таким образом, если лицо зарегистрировано в качестве малого предпринимателя на территории Республики Молдова, то оно не нуждается в приобретении этого статуса на территории Российской Федерации и любого другого государства, на территории которого применяется данное Соглашение.
Также данным международным договором определены формы сотрудничества в сфере малого предпринимательства и создан Консультативный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ, положение о котором является неотъемлемой частью этого Соглашения.
Несколько позднее более узким кругом особо тесно связанных с Россией государств СНГ (Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном) совместно с Российской Федерацией было принято и подписано Соглашение о создании благоприятных условий для занятий малым предпринимательством в государствах-участниках Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. от 24 ноября 1998 г. [4]. При этом, согласно пункту 2 статьи 3 Договора о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2014 г., это Соглашение продолжает действовать в части, не противоречащей Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [5].
Согласно данному международному договору, его государства-участники взяли на себя обязательство выработать общие юридические критерии отнесения субъектов предпринимательских отношений к категории субъектов малого предпринимательства.
Вместе с тем, как свидетельствуют современные исследования в сфере правового регулирования от-
ношений малого предпринимательства на территории государств СНГ, эта задача до сих пор не полностью выполнена. Статья 2 указывает на взаимное признание документов о статусе субъекта малого предпринимательства, а статья 3 этого международного соглашения вводит национальный режим для субъектов малого предпринимательства. Наконец, в статье 4 указано на необходимость разработки программы совместных действий по поддержке и развитию малого предпринимательства и определены ее основные направления.
Межгосударственная программа поддержки малого предпринимательства в рамках Содружества Независимых Государств была утверждена Решением Совета глав правительств СНГ через год после заключения данного международного договора 8 октября 1999 г. которое, впрочем, было отменено менее чем через 10 лет Решением Совета глав правительств СНГ «О прекращении действия решений Совета глав правительств Содружества Независимых Государств» [6], принятым в Кишиневе (Республика Молдова) 14 ноября 2008 г.
Параллельно правовое регулирование поддержки малых предприятий развивалось в более успешном интеграционном объединении на территории бывшего СССР по сравнению с СНГ — Союзе России и Белоруссии.
Далее рассмотрим реализацию прав российского государства в сфере поддержки малых предприятий на рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и проведение согласованной государственной политики по развитию рыночных отношений и конкуренции, обеспечению прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, применению единообразных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты МСП).
В рамках ЕАЭС проводится согласованная макроэкономическая политика, которая предусматривает меры по осуществлению скоординированных действий стран ЕАЭС [5] в целях достижения сбалансированного развития экономики государств-членов. При этом относительно субъектов МСП основное внимание уделяется созданию единых правил и механизма их участия в государственных и муниципальных закупках, а также закупках юридических лиц, регулируемых государством.
Система критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к малому и среднему бизнесу в государствах-членах ЕАЭС несколько отличается. И основное отличие связано не с количественным критерием числа работников у субъекта, который в основном совпадает, а с критерием финансовых результатов, поскольку установленные в законодательстве государств-членов ЕАЭС экономи-
ческие показатели — прибыль, среднегодовой доход или валовый доход — могут существенно повлиять на определение статуса и категории субъектов.
Так, в Российской Федерации замена в законе категории «выручка», применявшейся ранее для характеристики финансового показателя деятельности субъекта МСП, на категорию «доход», привело к искусственному росту в 2015 г. числа субъектов малого и среднего бизнеса [см. подробнее: 7].
Международная кооперация в сфере поддержки малого и среднего бизнеса особенно актуальна в сегодняшних условиях экономической нестабильности, связанной с применением к России специальных санк-ционных мер. Как следствие, вовлеченность в процессы глобализации и расширение межрегиональных и международных связей, увеличение импорта и экспорта продукции предприятий МСП являются необходимой составляющей для развития национальных экономик стран Шанхайской Организации Сотрудничества (далее ШОС) и БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — группа из пяти стран: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР [8].
Национальный уровень.
Необходимо отметить, что к настоящему моменту законодатель ввел ряд мер, которые направлены на поддержку данной категории предпринимателей.
1. Конституция Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 34 Конституции РФ: «каждый
имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [9].
2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [10].
К значимым положениям данного закона можно отнести:
• ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства, которые получают поддержку;
• различные формы поддержки (финансовая, консультационная, информационная, имущественная).
В 2015 г. на основании данного закона была образована Корпорация развития малого и среднего предпринимательства. К ее задачам Закон отнес:
• оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
• привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
• организацию системы мер информационной, маркетинговой, финансовой и юридической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
• организацию мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, в годовом объеме закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
• обеспечение информационного взаимодействия корпорации развития малого и среднего предпринимательства с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
• подготовку предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере [11].
Кроме того, несколько расширен субъектный состав малых и средних предприятий — в него включены потребительские кооперативы — единственная категория некоммерческих организаций, имеющих юридическую возможность являться субъектом малого и среднего предпринимательства.
3. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [12].
Закон предусматривает облегченный режим приобретения недвижимости предпринимателями. В свое время (2010 г.) положения закона оспаривались в Конституционном Суде РФ. Суть закона сводится к следующему: субъекты малого и среднего предпринимательства (за исключением ряда видов) при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Законы, так или иначе направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства:
1. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [13] относит к вопросам органов субъектов разработку и реализацию государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» [14] содержит ряд гарантий для субъектов малого предпринимательства: а) внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства (по ряду оснований) проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации. Иные же проверки инициируются приказом руководителя антимонопольного органа; б) возможности предоставления государственных преференций;
3. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [15] предусматривает возможность установления особенностей участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками.
Соответственно, Правительством РФ установлено, что «годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 25 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок» [16] и др.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 19 августа 2016 г. № 819 [17], с 1 января 2018 г. общая стоимость договоров, заключенных за год по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, должна составлять не менее 15 % от совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
Представляется, что увеличение количественных показателей, на которое направлено развитие действующего российского законодательства, в реальности будет менее эффективным, нежели качественные изменения правового статуса субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [18] предусматривает ряд положений.
Например, статья 30 Закона предусматривает, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов
малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок.
Можно отметить также и Указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» [19].
5. Федеральный закон от 25.02.2022 № 25-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [20].
6. Федеральный закон от 09.03.2022 № 50-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [21] и др.
Постановления и распоряжения органов исполнительной власти:
1. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») [22].
2. Приказ Минэкономразвития России от 21.01.2022 № 25 «Об утверждении Методики расчета показателя «Объем консолидированной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [23].
3. Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 297 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок» [24], а также ряд других нормативно-правовых актов.
Можно отметить Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» [25].
В заключение отметим, что реализация прав российского государства в отношении малого бизнеса позволит предпринимателям открыть собственное дело в 2022 году на упрощённых условиях. Государство тратит большие средства на развитие малого и среднего бизнеса — это кредитные и налоговые льготы, субсидии на аренду, обновление основных средств,
обучение персонала и др. Необходимо только ознакомиться с доступными опциями и иметь настойчивое желание стать предпринимателем.
Список источников
1. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2022).
2. Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О международных договорах Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации Ы^р:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2022).
3. Решение Совета глав государств СНГ «Об участии Грузии в международных договорах и решениях органов Содружества Независимых Государств» (Вместе с «Перечнями № 1 и 2 договоров с неограниченным и ограниченным субъектными составами, подписанных в рамках СНГ») (Принято в г. Кишиневе 09.10.2009) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2022).
4. Соглашение о создании благоприятных условий для занятий малым предпринимательством в государствах-участниках Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года (Заключено в г. Москве 24.11.1998) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2022).
5. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) (ред. от 01.10.2019 с изм. и доп., вступ. в силу с
28.10.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2022).
6. Решение Совета глав правительств СНГ «О прекращении действия решений Совета глав правительств Содружества Независимых Государств» (Вместе с «Перечнем решений...») (Принято в г. Кишиневе 14.11.2008) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:
20.03.2022).
7. Прокопович Г. А. Пути совершенствования юридической ответственности в публичном и частном праве. Монография / Г. А. Прокопо-вич; Московский экономико-лингвистический ин-т (МЭЛИ), Каф. гос.-правовых дисциплин. Москва, 2009.
8. Борисова В. И. Институты государственной
поддержки малого предпринимательства // Экономика и социум. 2019. № 6 (61). С. 207-210.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2022).
10. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2022).
11. Официальный информационный портал Малого Бизнеса в РФ URL: http://мойбизнес.рф (дата посещения: 20.03.2022).
12. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации Ы^:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2022).
13. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // «Российская газета», № 206, 19.10.1999 (дата обращения: 20.03.2022).
14. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 16.02.2022) «О защите конкуренции» // «Российская газета», № 162, 27.07.2006 (дата обращения: 20.03.2022).
15. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2022).
16. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352 (ред. от 29.12.2021) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с «Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», «Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) (дата обращения: 20.03.2022).
17. Постановление Правительства РФ от 19 августа 2016 г. № 819 «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2022)
18. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.03.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2022).
19. Указание Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У (ред. от 05.10.2020) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 г. № 32404) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2022).
20. Федеральный закон от 25.02.2022 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru — 25.02.2022 (дата обращения: 20.03.2022).
21. Федеральный закон от 09.03.2022 г. № 50-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru — 09.03.2022 (дата обращения: 20.03.2022).
22. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.12.2020).
23. Приказ Минэкономразвития России от 21.01.2022 N 25 «Об утверждении Методики расчета показателя «Объем консолидированной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (дата обращения 20.03.2022).
24. Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 г. № 297 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru — 08.03.2022 (дата обращения: 20.03.2022).
25. Указ Президента РФ от 02.03.2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// pravo.gov.ru — 02.03.2022 (дата обращения 20.03.2022).
References
1. Vienna Convention on the Law of International Treaties (Concluded in Vienna on 23.05.1969) // Official Internet Portal of Legal Information http:// www.pravo.gov.ru (accessed: 20.03.2022).
2. Federal Law № 101-FZ of 15.07.1995 (as amended on 08.12.2020) «On International Treaties of the Russian Federation» // Official Internet Portal of Legal information http://www.pravo.gov.ru (accessed: 20.03.2022).
3. Decision of the Council of CIS Heads of State «On Georgia's participation in international treaties and decisions of the bodies of the Commonwealth of Independent States» (Together with «Lists № 1 and 2 of Treaties with Unlimited and limited subject compositions signed within the CIS») (Adopted in Chisinau on 09.10.2009) // Official Internet Portal of Legal Information http://www. pravo.gov.ru (accessed: 20.03.2022).
4. Agreement on the creation of favorable conditions for small business in the member States of the Agreement on Deepening Integration in the Economic and Humanitarian Fields of March 29, 1996 (Concluded in Moscow on 11/24/1998) // Official Internet Portal of Legal Information http:// www.pravo.gov.ru (accessed: 20.03.2022).
5. Treaty on the Eurasian Economic Union (signed in Astana on 29.05.2014) (ed. from 01.10.2019 with amendments and additions, ent. effective from 28.10.2021) // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru (accessed: 20.03.2022).
6. The decision of the Council of Heads of Government of the CIS «On the termination of the decisions of the Council of Heads of Government of the Commonwealth of Independent States» (Together with the «List of decisions ...») (Adopted in Chisinau on 14.11.2008) // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov. ru (accessed: 20.03.2022).
7. Prokopovich G. A. Ways to improve legal responsibility in public and private law. Monograph / G. A. Prokopovich ; Moscow Economic and Linguistic Institute (MELI), Department of State and Legal Disciplines. Moscow, 2009.
8. Borisova V. I. Institutes of state support of small business // Economy and society. 2019. № 6 (61). P. 207-210.
9. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) // Official Internet Portal of Legal Information http://www.pravo.gov.ru (accessed: 20.03.2022).
10. Federal Law № 209-FZ of 24.07.2007 (as amended on 02.07.2021) «On the Development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2021) // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov. ru (accessed: 20.03.2022).
11. Official information portal of Small Business in the Russian Federation URL: http://MOHÔH3Hec.p$ (accessed: 20.03.2022).
12. Federal Law № 159-FZ of 22.07.2008 (as amended on 08.06.2020) «On the specifics of Alienation of immovable Property owned by the state or municipal Property and Leased by small and Medium-sized businesses, and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Official Internet Portal of Legal Information http://www.pravo.gov.ru (accessed: 20.03.2022).
13. Federal Law № 184-FZ of 06.10.1999 (as amended
on 21.12.2021) «On the General principles of the Organization of Legislative (Representative) and Executive bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2022) // «Rossiyskaya Gazeta», № 206, 19.10.1999 (accessed: 20.03.2022).
14. Federal Law № 135-FZ of 26.07.2006 (ed. of 16.02.2022) «On Protection of Competition» // «Rossiyskaya Gazeta», № 162, 27.07.2006 (accessed: 20.03.2022).
15. Federal Law № 223-FZ of 18.07.2011 (as amended on 02.07.2021) «On procurement of goods, works, services by certain types of legal entities» // Official Internet Portal of Legal Information http:// www.pravo.gov.ru (accessed: 20.03.2022).
16. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 11.12.2014 № 1352 (ed. dated
29.12.2021) «On the specifics of the participation of small and medium-sized businesses in the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities» (together with the «Regulation on the specifics of the participation of small and medium-sized businesses in the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities, the annual volume of such purchases and the procedure for calculating the specified volume», «Requirements for the content of the annual report on the purchase of goods, works, services by certain types of legal entities from small and medium-sized businesses») (with amendments and additions, intro. effective from
01.01.2022) (accessed: 20.03.2022).
17. Decree ofthe Government ofthe Russian Federation № 819 dated 19.08.2016 «On Amendments to the Regulation on the Specifics of Participation of Small and medium-sized businesses in the Procurement of Goods, works, services by Certain Types of legal entities, the annual volume of such purchases and the procedure for calculating the specified volume» // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru (accessed: 20.03.2022)
18. Federal Law № 44-FZ of 05.04.2013 (as amended on 30.12.2020) «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for State and municipal needs» (with amendments and additions, intro. effective from 08.03.2022) // Official Internet portal of legal information http:// www.pravo.gov.ru (accessed: 20.03.2022).
19. Instruction of the Bank of Russia dated 11.03.2014 № 3210-U (ed. dated 05.10.2020) «On the procedure for conducting cash transactions by legal entities and the simplified procedure for conducting cash transactions by individual entrepreneurs and
small businesses» (registered with the Ministry of Justice of Russia on 23.05.2014 № 32404) // Official Internet Portal of Legal Information http:// www.pravo.gov.ru (accessed: 20.03.2022).
20. Federal Law № 25-FZ of 25.02.2022 «On Amendments to the Federal Law «On Joint Stock Companies» and on Suspension of Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation» // Official Internet Portal of Legal Information http://pravo.gov.ru — 25.02.2022 (accessed: 20.03.2022).
21. Federal Law of 09.03.2022 № 50-FZ «On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation» // Official Internet Portal of Legal Information http://pravo.gov.ru — 09.03.2022 (accessed: 20.03.2022).
22. Decree of the Government of the Russian Federation № 1083-r dated 02.06.2016 (as amended on 30.03.2018) «On approval of the Strategy for the Development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030» (together with the «Action Plan (roadmap) for the implementation of the Strategy for the Development of Small and medium-sized Enterprises in the Russian Federation for the period until 2030») // Official Internet portal
of legal information http://www.pravo.gov.ru (accessed: 03.12.2020).
23. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation № 25 dated 21.01.2022 «On approval of the Methodology for Calculating the indicator «Volume of consolidated financial support for Small and medium-sized Businesses» of the federal project «Acceleration of Small and Medium-sized Businesses» of the national project «Small and Medium-sized Entrepreneurship and support for Individual Entrepreneurial Initiative» (accessed 20.03.2022).
24. Decree ofthe Government ofthe Russian Federation № 297 dated 06.03.2022 «On establishing the size of the initial (maximum) contract price and the annual volume of purchases for the purchase of certain names of medical devices by conducting an electronic request for quotations» // Official Internet Portal of Legal Information http://pravo. gov.ru — 08.03.2022 (accessed: 20.03.2022).
25. Decree of the President of the Russian Federation № 83 dated 02.03.2022 «On measures to ensure the accelerated development of the information technology industry in the Russian Federation» // Official Internet Portal of Legal Information http:// pravo.gov.ru — 02.03.2022 (accessed 20.03.2022).
Информация об авторе
Г. А. Прокопович — профессор кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор юридических наук.
Information about the author G. A. Prokopovich — Professor of the Department of Theory of State and Law of G.V. Maltsev of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation.
Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принята к публикации 11.07.2022.
The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 11.07.2022.