Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЛЬГОТНЫЙ КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтярева Е. Г.

В статье рассмотрены проблемы получения государственной поддержки малым и средним бизнесом во время пандемии и в постпандемический период. Рассмотрены причины, препятствующие получению мер поддержки, а также материальные и нематериальные меры государственной поддержки для бизнеса в Московской области и меры поддержки, представленные банками и кредитными организациями. Приведены данные авторитетных исследований источников по выявлению трудностей, вызванных государственными и негосударственными мерами поддержки, в частности, проблемы отказов банков предприятиям малого и среднего бизнеса в отсрочке начисленных процентов по льготной ставке. Проблемой стало распределение поддержки малых и средних предприятий в зависимости от вида экономической деятельности, поскольку не все предприятия подходят под необходимые виды деятельности. Приведены примеры отраслей, перестроивших свой бизнес в новых условиях. Предложен перечень мер поддержки для малых и средних предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE MOSCOW REGION UNDER CURRENT CONDITIONS

The article considers the сhallenges for small and medium-sized businesses in obtaining government support during the pandemic and post-pandemic period. The reasons preventing people from obtaining support measures, as well as tangible and non-tangible state support measures for businesses in the Moscow region and the support measures provided by banks and lending institutions have been reviewed. Data from reputable source studies on identifying the difficulties caused by state and non-state support measures, in particular the problem of banks refusing to allow small and medium-sized businesses to defer accrued interest at a concessionary rate have been presented. The problem has been the distribution of support to small and medium-sized enterprises according to the type of economic activity, as not all enterprises fit the required activities. Examples have been given of sectors that have restructured their business in the new environment. A list of support measures for small and medium-sized enterprises has been proposed.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 338.246 JEL N12, N25 Дегтярева Екатерина Григорьевна

аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», ген. директор, ООО «Люберецкое районное телевидение», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]

В0110.26425/1816-4277-2021-11-66-72

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы получения государственной поддержки малым и средним бизнесом во время пандемии и в постпандемический период. Рассмотрены причины, препятствующие получению мер поддержки, а также материальные и нематериальные меры государственной поддержки для бизнеса в Московской области и меры поддержки, представленные банками и кредитными организациями. Приведены данные авторитетных исследований источников по выявлению трудностей, вызванных государственными и негосударственными мерами поддержки, в частности, проблемы отказов банков предприятиям малого и среднего бизнеса в отсрочке начисленных процентов по льготной ставке. Проблемой стало распределение поддержки малых и средних предприятий в зависимости от вида экономической деятельности, поскольку не все предприятия подходят под необходимые виды деятельности. Приведены примеры отраслей, перестроивших свой бизнес в новых условиях. Предложен перечень мер поддержки для малых и средних предприятий. Ключевые слова: пандемия, COVID-19, экономика, экономический кризис, Правительство Российской Федерации, меры поддержки бизнеса, малый и средний бизнес, льготный кредит

Для цитирования: Дегтярева Е.Г. Государственная поддержка предприятий малого и среднего предпринимательства московской области в современных условиях//Вестник университета. 2021. № 11. С. 66-72.

Ekaterina G. Degtiareva

Postgraduate student, State University of Management, Moscow, General Director, Lyubertsy District Television LTD., Lyubertsy, Russian Federation e-mail: ketrin200 [email protected]

STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE MOSCOW REGION UNDER CURRENT CONDITIONS

Abstract. The article considers the ^allenges for small and medium-sized businesses in obtaining government support during the pandemic and post-pandemic period. The reasons preventing people from obtaining support measures, as well as tangible and non-tangible state support measures for businesses in the Moscow region and the support measures provided by banks and lending institutions have been reviewed. Data from reputable source studies on identifying the difficulties caused by state and non-state support measures, in particular the problem of banks refusing to allow small and medium-sized businesses to defer accrued interest at a concessionary rate have been presented. The problem has been the distribution of support to small and medium-sized enterprises according to the type of economic activity, as not all enterprises fit the required activities. Examples have been given of sectors that have restructured their business in the new environment. A list of support measures for small and medium-sized enterprises has been proposed. Keywords: pandemic, COVID-19, economy, economic crisis, Government of the Russian Federation, business support measures, small and medium-sized businesses, preferential loans

For citation: Degtiareva E.G. (2021) State support for small and medium-sized enterprises in the Moscow region under current conditions. Vestnik universiteta, no. 11, pp. 66-72. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-11-66-72

© Дегтярева Е.Г., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Degtiareva E.G., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

Одним из важных приоритетов экономической политики Российской Федерации является развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). С этой целью в последние два десятилетия активно реализуются программы поддержки МСП в России: финансовой (субсидии, льготы и гранты для бизнеса), имущественной (право на льготное использование государственного имущества), информационной (федеральные, а также региональные информационные системы для бизнеса), консультационной (помощь в создании и ведении бизнеса), образовательной (подготовка и переподготовка персонала). В 2018 г. начата реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который рассчитан на период с 2018 г. по 2024 г. [1]. Цель этого проекта - поддержка МСП в каждом этапе развития. Ранее, в 2016 г. была принята «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [2].

В 2020 г. экономика России пострадала от пандемии коронавируса, предприятия малого и среднего бизнеса в каждом регионе испытывали трудности и Московская область - не исключение. Предприятия МСП Московской области в пандемию сокращали производство из-за карантина и ограничений, а также по причине прекращения поставок необходимых комплектующих или нехватки рабочей силы, так как работники либо находились в отпуске по болезни, либо были вынуждены заботиться о детях из-за закрытия школ и ограничений движения. Предприятия МСП наиболее уязвимы в кризисной ситуации, в основном они не имеют достаточной финансовой устойчивости, и по этой причине им необходима государственная поддержка [13].

Наиболее пострадавшими отраслями от пандемии стали, согласно Постановлению Правительства РФ № 434 от 3 апреля 2020 г.:

- деятельность аэропортов, автомобильный транспорт;

- сфера культуры, организации досуга и развлечений;

- физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность;

- туристические агентства и другие организации, предоставляющие услуги в сфере туризма;

- сфера гостиничного бизнеса;

- сфера общественного питания;

- организации дополнительного образования, негосударственные образовательные учреждения;

- предприятия, организующие конференции и выставки;

- компании, оказывающие бытовые услуги населению (ремонт, стирка, парикмахерская, салон красоты и т.д.) [3].

К концу 2020 г. этот список был увеличен.

Этим сферам бизнеса была оказана адресная поддержка в первую очередь (компенсации, субсидии и т. д.) [17].

Анализ мер поддержки МСП

Правительство России в связи с экономическим кризисом, вызванным пандемией СОУГО-19, 11 марта 2020 г. приняло небывалые меры материальной и нематериальной поддержки для МСП, однако быстро решить проблемы не удалось, большинство предприятий столкнулось с трудностями при оформлении субсидий и компенсаций [7].

В Московской области мерами поддержки МСП, по данным Министерства инвестиций Московской области, стали:

- компенсация до 50 % затрат на приобретение оборудования, но не более 10 млн руб.;

- компенсация до 70 % затрат от первого взноса на лизинг оборудования, но не более 5 млн руб.;

- компенсация затрат социальным предприятиям до 85 % затрат, но не более 2 млн руб.;

- компенсация затрат предприятиям физкультуры и спорта до 50 % затрат на подключение инженерных сетей и др., но не более 10 млн руб.;

- льготные микрозаймы для предприятий МСП до 5 млн руб. до 3-х лет по ставке от 4,25 % годовых;

- налоговые льготы. Предприятиям была дана отсрочка на 6 месяцев по всем налогам, кроме налога на добавленную стоимость;

- льготное кредитование и др. [4; 5; 16].

Банкам и кредитным организациям правительство Московской области давало рекомендации о введении мер поддержки бизнесу:

- реструктуризация кредитов и займов МСП;

- не взимать с заемщика неустойку, штрафы или проценты за ненадлежащее исполнение кредитного договора;

- предпринимателям, чей ежемесячный доход уменьшился более чем на 30 %, предоставлено право временно приостановить обслуживание своей задолженности без штрафных санкций и т. д. [12].

В июле 2020 г. президентом России В. В. Путиным правительству было дано поручение подготовить предложения по уточнению национального проекта по поддержке МСП. На заседании проектного комитета 29 сентября 2020 г. был утвержден новый паспорт национального проекта. В нем сократилось количество федеральных проектов до четырех вместо пяти, в модернизированном виде сохранились такие федеральные проекты поддержки, как «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», а также «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса». Были добавлены новые федеральные проекты поддержки: 1) проект, направленный на создание цифровой платформы для дистанционного доступа МСП к мерам господдержки; 2) федеральный проект, позволяющий создавать благоприятные условия для работы самозанятых граждан.

На первый взгляд, пандемия коронавируса подтолкнула государство и бизнес к сближению, поскольку государство ищет для предприятий МСП варианты выхода из кризиса, с другой стороны, лишь немногие предприятия смогли воспользоваться ими. По данным РБК со ссылкой на опрос Центра стратегических разработок, 38 % опрошенных представителей малого и среднего бизнеса в пик пандемии заявили, что не могут получить беспроцентные ссуды для выплаты заработной платы сотрудникам. Были сложности у МСП с получением отсрочки по кредитам: с банками не согласны почти треть опрошенных, а четверть банков отказались отсрочить начисленные проценты по льготной ставке, 54 % МСП в пандемию не могли ожидать снижения страховых взносов [21].

Проблема заключается в очень небольшой выборке компаний, имеющих право на льготы и субсидии. Заявленные меры поддержки нацелены на МСП, которые классифицируются как наиболее пострадавшие, а это узкий список, поэтому распределение поддержки в зависимости от ОКВЭД было неудачным подходом. Было бы намного эффективнее оценить степень снижения выручки компаний по их финансовой отчетности и на основании этих данных оказать поддержку предприятиям. Однако Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) на это не пошло, так как отчетность предприятий МСП квартальная и ожидалась только к июлю - августу 2020 г., а предприятиям необходима была поддержка уже весной. Центр стратегических разработок отметил, что наиболее распространенными препятствиями для государственной поддержки МСП являются бюрократия и отсутствие понятного механизма помощи, отказ банков и отсутствие снисходительности со стороны налоговых органов [8].

Институтом комплексных стратегических исследований подсчитано, что только четверть всех МСП могут извлечь выгоду из текущих мер поддержки, остальные 75 % - это организации, которые потеряли подрядчиков из-за пандемии или организации, которые фактически работают в отрасли, они были признаны наиболее пострадавшими, но ОКВЭД отрасли указан в качестве дополнительного [22].

Глава Минэкономразвития России в мае 2020 г. предложил расширить категории предпринимательского сообщества (ОКВЭД), которым оказывается помощь, поскольку принятая модель для определения по кодам ОКВЭД компаний, пострадавших от пандемии коронавируса, не решает проблему получения предприятиями мер поддержки, но и в расширенный перечень, по-прежнему, вошли не все предприятия, нуждающиеся в помощи. Вместе с тем 13 июня 2020 г. ТАСС сообщил, что глава Торгово-промышленной палаты России направил премьер-министру М. В. Мишустину письмо с просьбой устранить возникший правовой конфликт [22].

Исследование уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б. Ю. Титова показало, что более половины предприятий МСП находятся в кризисном состоянии и сегодня. В его опросе приняло участие 5 000 предприятий МСП, при этом многие собственники бизнеса заявили, что хотели бы получить государственную поддержку в виде снижения налоговой нагрузки, а также отсутствия новых карантинов. Подчеркивается, что 1,7 % компаний, принявших участие в опросе, заявили о банкротстве в 2020 г. В 2021 г. риск обанкротиться имеют около 11 % предпринимателей [15].

По данным Единого реестра субъектов МСП - получателей поддержки в Центральном федеральном округе на 5 февраля 2021 г. составило 453 284 предприятия, размер оказанной поддержки составил 192 581 521 270 руб. [14]. В исследовании РБК при этом говорится о 35,7 % предприятий МСП, которые находятся в критическом положении из-за пандемии коронавируса и не планируют возобновлять работу в ближайшем будущем [18].

Анализ опыта МСП в преодолении кризиса

Несмотря на последствия экономического кризиса, вызванного пандемией, некоторые сферы МСП выиграли от нее, например, сфера производства медицинского оборудования и фармацевтики, а также сфера легкой промышленности. Эти предприятия выдержали все трудности и увеличили свой доход через наращивание объемов производства.

Кроме того, в Московской области в пандемию высокий уровень дохода имела онлайн-торговля, в Московской области количество доставок еды выросло на 50 %. На онлайн-продажи переориентировались в пандемию и строительные предприятия, которые стали доставлять товары на дом, тем самым поддерживая уровень продаж. Сельское хозяйство Подмосковья выстояло в пандемию и на начало 2021 г., предприятия экспортировали продукцию на 740 млн долл. [19].

На сегодня имеется много примеров, когда компании переформатировали свой бизнес, разработали новые каналы сбыта и смогли сохранить штат сотрудников и выплачивать заработную плату сотрудникам. Это значит, что и в 2021 г. эти компании найдут новые возможности для развития.

Для предприятий МСП серьезной проблемой может стать проведение Федеральной налоговой службой проверок по истечении моратория в конце 2021 г., поскольку государственные деньги тратятся на услуги и субсидии, государственная казна опустошается, а это значит, что после окончания моратория и стабилизации ситуации начнутся налоговые проверки с целью ее пополнения. Мораторий был наложен на проверки для снижения на МСП административной нагрузки, но он действует не всегда и не для всех предприятий [11]. От проверок освобождены полностью некоммерческие объединения со штатом не более 200 человек (кроме иностранных агентов), индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью, являющиеся МСП. Эти предприятия могут быть проверены внепланово по причине угрозы жизни или здоровью граждан из-за государственного мониторинга бизнеса либо нарушений. Минэкономразвития предложило продлить мораторий на проверки МСП до конца 2022 г. В проекте изменений к Федеральному закону № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» содержатся соответствующие положения [9]. На сегодня изменения в законе еще не вступили в силу.

С апреля 2020 г. Корпорацией МСП и Генпрокуратурой совместно была проведена работа по отмене более 100 результатов проверок предприятий, которые проводились во время действующего моратория, это говорит о том, что МСП даже в условиях установленных запретов не имеют полной защиты и возможностей для оптимизации средств и развития. Необходимо обеспечение между МСП и государством комфортных взаимоотношений, например, Корпорация МСП на Петербургском международном экономическом форуме презентовала новую стратегию развития для МСП до 2025 г. [14].

Помимо поддерживающих мер, были продлены и некоторые ограничительные меры для МСП по рекомендации Роспотребнадзора. Необходимость обновления санитарных требований к предприятиям общественного питания уже была давно очевидна, поскольку последние обновления были утверждены более 20 лет назад, они не имели конкретного срока своего действия и не были рассчитаны на пандемическую ситуацию. В 2020 г. эти требования обновились, для них теперь установлены конкретные сроки действия. Например, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32, в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 содержатся требования к медицинскому осмотру персонала, который должен регистрироваться в гигиеническом журнале предприятия [19].

В постпандемический период возникает также проблема обнищания населения и снижения покупательской активности на рынках второстепенных товаров, поскольку у большинства граждан практически нет сбережений. Поэтому предполагается, что меры социальной поддержки (пособия для семей с детьми, увеличение пособия по безработице и др.) необходимо продлять, пока не стабилизируется экономическая ситуация [10].

Выводы

Таким образом, для обеспечения эффективной работы малых и средних предприятий требуется реализация таких мер государственной поддержки, как:

- оценка степени снижения выручки компаний по их финансовой отчетности, на основании этих данных оказание соответствующей поддержки;

- расширение количества видов деятельности для получения мер поддержки всеми нуждающимися малыми и средними предприятиями;

- продление моратория на проверки малого и среднего бизнеса Федеральной налоговой службой до конца 2022 г.;

- продление социальной поддержки населения до стабилизации экономической ситуации в стране для обеспечения покупательской активности населения.

Библиографический список

1. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)) // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400564238/ (дата обращения: 08.09.2021).

2. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/ (дата обращения: 08.09.2021).

3. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 (ред. от 16.10.2020) «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/73846630/ (дата обращения: 08.09.2021).

4. Постановление Правительства МО от 25 октября 2016 г. № 788/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» на 2017-2021 годы» // Официальный сайт Правительства и Губернатора Московской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/ prinyato-pravitelstvom/20-12-2016-17-24-07-postanovlenie-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-ot-2 (дата обращения: 08.09.2021).

5. Закон Московской области от 24 ноября 2004 г № 151/2004 - ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» (принят Постановлением Московской областной Думы от 24 ноября 2004 г. № 10-118/П) (ред. от 25.12.2020) // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/28927856/ (дата обращения: 08.09.2021).

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74791586/ (дата обращения: 10.09.2021).

7. Глоба, А. П., Соколов, А. П. Малое и среднее предпринимательство в период пандемии в России: государственная поддержка и оценка влияния на экономику // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 39-44. https://doi.org/10/47576/2712-7559_2020_3_39

8. Зайцева, А. О., Кокина, А. А., Печерица, Е. В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на малый и средний бизнес России // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2020. - № 3. - С. 1459-1465.

9. Лобанов, Д. И., Петелина, Е. А., Багреева, Е. Г. Адаптация предпринимателя в период пандемии // Образование и право. - 2020. - № 4. - С. 448-453. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10471

10. Татаринова, Л. В., Ященко, Т. С. Малый и средний бизнес в период пандемии в России: поддержка со стороны государства и банковского сектора в частности // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. - 2020. - № 3. -С. 420-428.

11. Черняков, М. К., Осипов, А. А. Программы, направленные на поддержку малого бизнеса в связи с пандемией 2020 года. // Финансовые рынки и банки. - 2020. - № 2. - С. 19-21.

12. Дайджест. Поддержка МСП в контексте COVID-19 // Департамент международного и регионального сотрудничества СП РФ. Счетная палата Российской Федерации, 2020. - 40 с.

13. Антикризисные меры поддержки бизнеса совместно с банками // Министерство экономики и финансов Московской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mef.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/20-04-2020-12-13-41-antikrizisnye-mery-podderzhki-biznesa-sovmestno-s (дата обращения: 11.09.2021).

14. Корпорация МСП планирует к 2025 году оказать поддержку каждому пятому предпринимателю // Корпорация МСП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://corpmsp.ru/pres_slujba/news/korporatsiya_msp_planiruet_k_2025_godu_ okazat_podderzhku_kazhdomu_pyatomu_predprinimatelyu/?sphrase_id=104905 (дата обращения: 10.09.2021).

15. В России каждый десятый частный бизнес заявил, что готовится к закрытию в 2021 году // ТАСС [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/10776161?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 01.09.2021).

16. Меры поддержки предпринимателей в Московской области // Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mii.mosreg.ru/deyatelnost/mery-podderzhki-v-moskovskoi-oblasti (дата обращения: 10.09.2021).

17. Мининвест Подмосковья рассказал, какие отрасли бизнеса относятся к наиболее пострадавшим // Официальный сайт Правительства и Губернатора Московской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mosreg.ru/sobytiya/ novosti/news-submoscow/mininvest-podmoskovya-rasskazal-kakie-otrasli-biznesa-otnosyatsya-k-naibolee-postradavshim (дата обращения: 09.09.2021).

18. Полякова, В., Гальчева, А. Половина малых и средних компаний назвали свое положение катастрофой // РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/22/05/2020/5ec742969a79470ab2d31eb9 (дата обращения: 17.09.2021).

19. Солдатов, Р. Андрей Разин - о влиянии пандемии на онлайн-торговлю и сельское хозяйство Подмосковья // РИАМО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://riamo.ru/article/459151/andrej-razin-o-vliyanii-pandemii-na-onlajn-torgovlyu-i-selskoe-hozyajstvo-podmoskovya.xl?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 17.09.2021).

20. Статистика оказания поддержки // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp-pp.nalog.ru/statistics.html?t=1613589172794#fo=ФО1&statda te=05.02.2021 (дата обращения: 17.09.2021).

21. Таиров, Р. Бизнес назвал главные проблемы при получении господдержки // Forbes.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/400877-biznes-nazval-glavnye-problemy-pri-poluchenii-gospodderzhki (дата обращения: 11.09.2021).

22. Филоненко, В. Бизнес требует разобраться с ОКВЭД // Парламентская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/biznes-trebuet-razobratsya-s-okved.html (дата обращения: 11.09.2021).

References

1. Passport of the National Project "Small and Medium-Sized Entrepreneurship and Support for Individual Entrepreneurial Initiative" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects (Protocol No. 16 dated on December 24, 2018)), Information and legal portal "Garant". Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400564238/ (accessed 08.09.2021).

2. Order of the Government of the Russian Federation dated on June 2, 2016 No. 1083-r (as amended dated on March 30, 2018) "On Approval of the Strategy for the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation for the Period up to 2030" (together with the "Action Plan ("Road Map") for the Implementation of the Strategy for the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation for the Period up to 2030"), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/ (accessed 08.09.2021).

3. Resolution of the Government of the Russian Federation dated on April 3, 2020 No. 434 (as amended dated on October 16, 2020) "On Approval of the List of Sectors of the Russian Economy that are Most Affected by the Deterioration of the Situation as a Result of the Spread of a New Coronavirus Infection", Information and legal portal "Garant". Available at: https://base.garant.ru/73846630/ (accessed 08.09.2021).

4. Resolution of the Government of the Moscow Region dated on October 25, 2016 No. 788/39 "On Approval of the State Program of the Moscow Region "Entrepreneurship of the Moscow Region" for 2017-2021", Official website of the Moscow Region Government and Governor. Available at: https://mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/prinyato-pravitelstvom/20-12-2016-17-24-07-postanovlenie-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-ot-2 (accessed 08.09.2021).

BecmuuK yuueepcumema № 11, 2021

5. The Law of the Moscow Region dated on November 24, 2004 No. 151/2004-OZ "On Preferential Taxation in the Moscow Region" (adopted by the Resolution of the Moscow Regional Duma dated on November 24, 2004 No. 10-118/P) (as amended dated on December 25, 2020), Information and legal portal "Garant". Available at: https://base.garant.ru/28927856/ (accessed 08.09.2021).

6. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation No. 32 dated on October 27, 2020 "On Approval of Sanitary and Epidemiological Rules and Norms of the SanPiN 2.3/2.4.3590-20 "Sanitary and Epidemiological Requirements for the Organization of Public Catering of the Population", Information and legal portal "Garant". Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/74791586/ (accessed 10.09.2021).

7. Globa A. P., Sokolov A. P. Small and medium businesses during the pandemic period in Russia: state support and assessment of the impact on the economy, Industrial Economics, 2020, no. 3, pp. 39-44. (In Russian). https://doi.org/10/47576/2712-7559_2020_3_39

8. Zaitseva A. O., Kokina A. A.. Pecheritsa E. V Analysis of the influence of the COVID-19 pandemic on small and medium-sized businesses in Russia, Health — Base of Human Potential: Problems and Ways to Solve Them, 2020, no. 3, pp. 1459-1465. (In Russian).

9. Lobanov D. I., Petelina E. A., Bagreeva E. G. Adaptation of an entrepreneur during a pandemic, Obrazovanie i pravo, 2020, no. 4, pp. 448-453. (In Russian). https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10471

10. Tatarinova L. V, Yashchenko T. S. Small and medium-sized businesses during the pandemic in Russia: support from the state and the banking sector in particular, International Journal of Applied Sciences and Technology "Integral", 2020, no. 3, pp. 420-428. (In Russian).

11. Chernyakov M. K., Osipov A. A. Programs aimed to support small businesses concerning the 2020 pandemy, Financial Markets and Banks, 2020, no. 2, pp. 19-21. (In Russian).

12. Digest. Supporting SMEs in the context of COVID-19, Department of International and Regional Cooperation of the Joint Venture of the Russian Federation. Accounts Chamber of the Russian Federation, 2020, 40 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Anti-crisis measures to support businesses together with banks, Ministry of Economy and Finance of the Moscow Region. Available at: https://mef.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/20-04-2020-12-13-41-antikrizisnye-mery-podderzhki-bizne-sa-sovmestno-s (accessed 11.09.2021).

14. The SME Corporation plans to support one in five entrepreneurs by 2025, SME Corporation. Available at: https://corpmsp. ru/pres_slujba/news/korporatsiya_msp_planiruet_k_2025_godu_okazat_podderzhku_kazhdomu_pyatomu_predprinimately-u/?sphrase_id=104905 (accessed 10.09.2021).

15. In Russia, one in ten private businesses said they were preparing to close in 2021, TASS. Available at: https://tass.ru/ekonomi-ka/10776161?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (accessed 01.09.2021).

16. Measures to support entrepreneurs in the Moscow Region, Ministry of Investment, Industry and Science of the Moscow Region. Available at: https://mii.mosreg.ru/deyatelnost/mery-podderzhki-v-moskovskoi-oblasti (accessed 10.09.2021).

17. The Ministry of Investment of the Moscow Region told which business sectors are among the most affected, Official website of the Moscow Region Government and Governor Available at: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/minin-vest-podmoskovya-rasskazal-kakie-otrasli-biznesa-otnosyatsya-k-naibolee-postradavshim (accessed 09.09.2021).

18. Polyakova V., Galacheva A. Half of small and medium-sized companies called their situation a disaster, RBC. Available at: https://www.rbc.ru/business/22/05/2020/5ec742969a79470ab2d31eb9 (accessed 17.09.2021).

19. Soldatov R. Andrey Razin - about the impact of the pandemic on online commerce and agriculture in the Moscow Region, RIAMO. Available at: https://riamo.ru/article/459151/andrej-razin-o-vliyanii-pandemii-na-onlajn-torgovlyu-i-selskoe-hozya-jstvo-podmoskovya.xl?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (accessed 17.09.2021).

20. Support Delivery Statistics, Unified Register of Small and Medium-Sized Businesses — Recipients of Support. Available at: https://rmsp-pp.nalog.ru/statistics.html?t=1613589172794#fo=®01&statdate=05.02.2021 (accessed 17.09.2021).

21. Tairov R. Business called the main problems in obtaining state support, Forbes.ru. Available at: https://www.forbes.ru/newsroom/ biznes/400877-biznes-nazval-glavnye-problemy-pri-poluchenii-gospodderzhki (accessed 11.09.2021).

22. Filonenko V. The business requires to deal with NACE, Parlamentskaya gazeta. Available at: https://www.pnp.ru/politics/ biznes-trebuet-razobratsya-s-okved.html (accessed 11.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.