Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА ПАНДЕМИИ ВИРУСА СOVID-19 НА МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС'

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА ПАНДЕМИИ ВИРУСА СOVID-19 НА МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПАНДЕМИЯ / ЭКОНОМИКА / КОВИД-КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенкова Татьяна Александровна, Морозова Светлана Николаевна, Цыпин Александр Павлович

Введение. На всем протяжении существования Российской Федерации ее экономику непрерывно сотрясают кризисы. Не стал исключением и 2020 год, когда в стране начался ковид-кризис, в результате которого сильно пострадали предприятия сферы услуг. В этой связи считаем, что оценка влияния текущего кризиса на малый и средний бизнес, а также анализ мер государственной поддержки являются актуальными и своевременными задачами, решаемыми экономической наукой. Теоретический анализ. Во всем мире малый и средний бизнес является опорой экономики. Так, в развитых странах их доля занимает более 80%. Повышенное внимание и востребованность данной сферы обусловлены их высокой адаптивностью к кризисным ситуациям, а также вовлечением в бизнес значительного числа работников. Что касается российских реалий, то в начале 1990-х гг. востребованность предприятий данного типа была незначительной, сказывалось наследие Советского Союза в виде крупных монополий, но в процессе трансформации и перехода на цифровую экономику правительство страны формирует инфраструктуру, направленную на поддержку этого сектора. Эмпирический анализ. Ответными мерами на ковид-кризис в развитых странах мира (США, Германия, Италия, Великобритания) стала поддержка предпринимателей в форме беспроцентного кредитования, отсрочки выплат по кредитам и лизингу, пособия для работников. В России, с одной стороны, пакет мер был близок к мировому, но по факту многим предпринимателям не удалось воспользоваться им по причине высокой бюрократии и слабой нормативной и законодательной базы. Результаты. Ковид-кризис в значительной степени ударил по российской сфере услуг, в результате более 3 млн предпринимателей находятся на грани закрытия бизнеса, а часть уже стали банкротами. Отрицательными факторами, усугубившими ситуацию, также стали падение реальных доходов населения, снижение цен на нефть и экономические санкции против России. В результате стечения обстоятельств экономика погрузилась в кризис, и Правительство РФ было вынуждено разработать меры, направленные на поддержание малого и среднего бизнеса, но этих мер недостаточно и предприятия продолжают закрывается. Единственным положительным моментом является переход большинства предприятий на онлайн формат, что приближает переход страны к цифровой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC CRISIS ON SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Introduction. Throughout the existence of the Russian Federation, its economy is constantly being shaken by crises, and the year 2020 was no exception, when the Covid crisis broke out in the country, as a result of which service enterprises were badly affected. In this regard, we believe that assessing the impact of the current crisis on small and medium-sized businesses, as well as analyzing state support measures, is an urgent and timely task being solved by economic science. Theoretical analysis. Around the world, small and medium-sized businesses are the backbone of the economy, since in developed countries their share occupies more than 80%. The increased attention and demand of this sphere is due to their high adaptability to crisis situations, as well as the involvement of a significant number of employees in the business. As for Russian realities, in the early 1990s, the demand for this type of enterprise was insignificant, due to the legacy of the Soviet Union in the form of large monopolies, but in the process of transformation and the transition to the digital economy, the country’s government is forming infrastructure aimed at supporting this sector. Empirical analysis. The response in developed countries of the world (USA, Germany, Italy, UK) to the Covid-19 crisis was the support of entrepreneurs in the form of interest-free lending, deferral of loan and leasing payments, and employee benefits. In Russia, on the one hand, the rescue package was close to the world one, but in fact many entrepreneurs were unable to take advantage of them, due to high bureaucracy and a weak regulatory and legislative framework. Results. The Covid crisis has largely struck the Russian service sector, as a result, more than 3 million entrepreneurs are on the verge of closing their businesses, and some have already become bankrupt. The negative factors that aggravated the situation were also: a decrease in real incomes of the population, a decrease in oil prices and economic sanctions against Russia. As a result of a circumstances combination, the economy plunged into crisis and the Government of the Russian Federation was forced to develop measures aimed at maintaining small and medium-sized businesses, but these measures are not enough and enterprises continue to close. The only positive point is the transition of most enterprises to an online format, which brings the country closer to the digital economy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА ПАНДЕМИИ ВИРУСА СOVID-19 НА МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 392-397 Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021, vol. 21, iss. 4, pp. 392-397

Т. А. Власенкова1, С. H. Морозова2, А. П. Цыпин3

1Московский государственный университет пищевых производств, Россия, 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11 2Оренбургский государственный университет, Россия, 460018, г. Оренбург, просп. Победы, д. 13

3Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский просп., 49

Власенкова Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления бизнесом и сервисных технологий, vlasenkovata@mgupp.ru, https://orcid.org/0000-0003-4881-1446

Морозова Светлана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики и эконометрики, morozovasnik@rambler. ru, https://orcid.org/0000-0003-3229-6494

Цыпин Александр Павлович, кандидат технических наук, доцент департамента бизнес-аналитики, aptsypin@fa.ru, https://orcid. org/0000-0003-1914-0719

Аннотация. Введение. На всем протяжении существования Российской Федерации ее экономику непрерывно сотрясают кризисы. Не стал исключением и 2020 год, когда в стране начался ковид-кризис, в результате которого сильно пострадали предприятия сферы услуг. В этой связи считаем, что оценка влияния текущего кризиса на малый и средний бизнес, а также анализ мер государственной поддержки являются актуальными и своевременными задачами, решаемыми экономической наукой. Теоретический анализ. Во всем мире малый и средний бизнес является опорой экономики. Так, в развитых странах их доля занимает более 80%. Повышенное внимание и востребованность данной сферы обусловлены их высокой адаптивностью к кризисным ситуациям, а также вовлечением в бизнес значительного числа работников. Что касается российских реалий, то в начале 1990-х гг. востребованность предприятий данного типа была незначительной, сказывалось наследие Советского Союза в виде крупных монополий, но в процессе трансформации и перехода на цифровую экономику правительство страны формирует инфраструктуру, направленную на поддержку этого сектора. Эмпирический анализ. Ответными мерами на ковид-кризис в развитых странах мира (США, Германия, Италия, Великобритания) стала поддержка предпринимателей в форме беспроцентного кредитования, отсрочки выплат по кредитам и лизингу, пособия для работников. В России, с одной стороны, пакет мер был близок к мировому, но по факту многим предпринимателям не удалось воспользоваться им по причине высокой бюрократии и слабой нормативной и законодательной базы. Результаты. Ковид-кризис в значительной степени ударил по российской сфере услуг, в результате более 3 млн предпринимателей находятся на грани закрытия бизнеса, а часть уже стали банкротами. Отрицательными факторами, усугубившими ситуацию, также стали падение реальных доходов населения, снижение цен на нефть и экономические санкции против России. В результате стечения обстоятельств экономика погрузилась в кризис, и Правительство РФ было вынуждено разработать меры, направленные на поддержание малого и среднего бизнеса, но этих мер недостаточно и предприятия продолжают закрывается. Единственным положительным моментом является переход большинства предприятий на онлайн формат, что приближает переход страны к цифровой экономике. Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственная поддержка, пандемия, экономика, ковид-кризис

Для цитирования: Власенкова Т. А., Морозова С. Н., Цыпин А. П. Влияние кризиса пандемии вируса Covid-19 на малый и средний бизнес // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 392-397. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-4-392-397

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Impact of the Covid-19 pandemic crisis on small and medium-sized businesses T. A. Vlasenkova1, S. N. Morozova2, A. P. Tsypin3 K

1Moscow State University of Food Production, 11 Volokolamsk Highway, Moscow 125080, Russia 2Orenburg State University, 13 Pobedy Ave., Orenburg 460018, Russia

3Financial University under the Government of the Russian Federation, 49 Leningradsky Prospect, Moscow 125993, Russia

Tatyana A. Vlasenkova, vlasenkovata@mgupp.ru, https://orcid.org/0000-0003-4881-1446 Svetlana N. Morozova, morozovasnik@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-3229-6494 Alexander P. Tsypin, aptsypin@fa.ru,https://orcid.org/0000-0003-1914-0719

https://eup.sgu.ru

https://doi. org/10.18500/1994-2540-2021 -21 -4-392-397

Научная статья УДК 334.021

Влияние кризиса пандемии вируса ^^-19 на малый и средний бизнес

Abstract. Introduction. Throughout the existence of the Russian Federation, its economy is constantly being shaken by crises, and the year 2020 was no exception, when the Covid crisis broke out in the country, as a result of which service enterprises were badly affected. In this regard, we believe that assessing the impact of the current crisis on small and medium-sized businesses, as well as analyzing state support measures, is an urgent and timely task being solved by economic science. Theoretical analysis. Around the world, small and medium-sized businesses are the backbone of the economy, since in developed countries their share occupies more than 80%. The increased attention and demand of this sphere is due to their high adaptability to crisis situations, as well as the involvement of a significant number of employees in the business. As for Russian realities, in the early 1990s, the demand for this type of enterprise was insignificant, due to the legacy of the Soviet Union in the form of large monopolies, but in the process of transformation and the transition to the digital economy, the country's government is forming infrastructure aimed at supporting this sector. Empirical analysis. The response in developed countries of the world (USA, Germany, Italy, UK) to the Covid-19 crisis was the support of entrepreneurs in the form of interest-free lending, deferral of loan and leasing payments, and employee benefits. In Russia, on the one hand, the rescue package was close to the world one, but in fact many entrepreneurs were unable to take advantage of them, due to high bureaucracy and a weak regulatory and legislative framework. Results. The Covid crisis has largely struck the Russian service sector, as a result, more than 3 million entrepreneurs are on the verge of closing their businesses, and some have already become bankrupt. The negative factors that aggravated the situation were also: a decrease in real incomes of the population, a decrease in oil prices and economic sanctions against Russia. As a result of a circumstances combination, the economy plunged into crisis and the Government of the Russian Federation was forced to develop measures aimed at maintaining small and medium-sized businesses, but these measures are not enough and enterprises continue to close. The only positive point is the transition of most enterprises to an online format, which brings the country closer to the digital economy. Keywords: small and medium-sized businesses, state support, pandemic, economy, Covid crisis

For citation: Vlasenkova T. A., Morozova S. N., Tsypin A. P. Impact of the Covid-19 pandemic crisis on small and medium-sized businesses. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021, vol. 21, iss. 4, pp. 392-397 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-4-392-397

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

В настоящее время становится очевидным, что предприятия, осуществляющие свою деятельность в формате малого и среднего бизнеса, являются основой устойчивой экономической модели, так как именно на данный сектор опирается вся система. К сожалению, в России остается достаточно внушительной доля государственных предприятий, которые плохо адаптировались к условиям рынка и до сих пор проявляют признаки монополии.

По нашему мнению, роль малого и среднего бизнеса в российской экономике должна увеличиваться, так как данная группа предприятий во всем мире является источником пополнения бюджета и формирует подавляющее большинство рабочих мест, тем самым сокращая безработицу. Таким образом, изучение условий, в которых функционируют рассматриваемые предприятия, а также мер государственной поддержки является на сегодняшний момент актуальной темой. Особо остро данная проблема стоит в период выхода России из режима самоизоляции в период кризиса, вызванного пандемией вируса Covid-19. Очевидно, ускорить данный процесс помогут именно малые и средние предприятия (МСП), поскольку они обладают гибкостью и быстро адаптируются к текущей ситуации.

Теоретический анализ

Обращаясь к проблематике адаптивности МСП к стрессовым ситуациям, мы находим достаточно большое количество научных публика-

ций. Так, изучением рассматриваемой проблемы и поиском ее решения занимались эксперты Тор -гово-промышленной палаты, ученые Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и т.д.

Среди авторов, занимавшихся вопросами государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а также ее эффективности в условиях экономических кризисов, можно назвать С. Ю. Авакова [1], В. В. Безпалова [2], Е. С. Вылкову [3], В. Б. Да-сковского [4], С. П. Земцова [5], Н. В. Иночкину

[6]. В свою очередь, научная проблема влияния мер по сдерживанию распространения пандемии Covid-19 на предпринимательский сектор нашла отражение в работах Я. И. Куриновой

[7], Л. П. Лесновой [8], О. И. Образцовой [9], А. В. Петровской [10], Н. С. Степанова [11], М. А. Холоповой [12].

По нашему мнению, в сложных условиях экономического кризиса и выхода России из режима самоизоляции необходим новый драйвер, способный оживить экономику страны. Именно таким импульсом и должен стать малый и средний бизнес, который благодаря своим особенностям имеет все шансы создать новые направления, снизить безработицу, предоставить потребителям новые продукты.

Рыночные механизмы наилучшим образом функционируют лишь при большом числе малых и средних предприятий, которые формируют конкурентную среду; по этой причине необходимо формировать повышенное внимание и

всестороннюю поддержку рассматриваемому сектору со стороны как государства, так и частных инвесторов.

Трансформация российской экономики в 1990-х гг., со всеми негативными проявлениями в виде криминального и государственного давления, является хорошей школой для малого и среднего бизнеса. Предприниматели, работавшие в этих условиях, сумели адаптироваться и успешно выполняли свою основную задачу - получение прибыли, а также формировали рабочие места в регионах.

Малый и средний бизнес всегда существует в условиях дефицита ресурсов (воспроизводимых и человеческих) и высокой конкуренции, а поэтому вынужден находить новые схемы по увеличению эффективности имеющегося капитала. Также к особенностям МСП можно отнести высокую потребность в оборотном капитале, высокую закредитованность и ориентацию на узкую группу потребителей (покупателей).

Несмотря на то что предприятия МСП распространены в российской экономике повсеместно, наибольшее их количество (более 70%) сосредоточено в сфере услуг. При этом каждое десятое предприятие занимается производственной деятельностью; также данная форма хозяйствования распространена в транспорте, строительстве, сфере ЖКХ, а вот прогрессивные виды деятельности, к примеру информационные услуги, представлены незначительно, что объясняется высокой монополизацией этой сферы, где доминируют три компании - Яндекс, Mail.Ru Group и СБЕР.

Малый и средний бизнес благодаря своей способности адаптироваться к турбулентной экономике формирует значительную часть рабочих мест, позволяет выйти из кризиса крупным предприятиям и выводит на рынок новые товары (продукты, услуги).

Несмотря на высокое распространение МСП в экономике России, они по-прежнему не играют значительной роли, а до уровня развитых стран, где более 80% всех хозяйствующих субъектов приходится именно на этот вид и где занято примерно 90% работников, российским предприятиям еще далеко. Реалии таковы, что на текущий момент всего 10% ВВП страны создается малыми и средними предприятиями.

Оптимальная структура экономики развитых стран достигается различным сочетанием крупных и МСП, при этом в разных отраслях соотношение разное. Эта схема достаточно прогрессивная и дает хорошие результаты. Стоит отметить, что формирование структуры во многом зависит от государственной политики,

направленной на стимулирование передовых отраслей путем размещения крупных заказов. В отечественной практике в 1990-е гг. практически отказались от господдержки МСП, но переход к цифровой экономике вынуждает Правительство РФ пересмотреть данную политику.

Распространенность малого и среднего бизнеса в мировой практике обусловлена несколькими факторами: во-первых, данная форма хозяйствования не требует значительных инвестиционных вливаний; во-вторых, высокий уровень адаптации к быстроменяющимся условиям рыночной экономики. По нашему мнению, в сложившихся в России условиях указанные преимущества очень ценны и их необходимо использовать по максимуму.

Понимание важности МСП в нашей стране привело к тому, что были созданы институты, целью которых является разъяснительная работа, поиск инвесторов, поддержка в оформлении документации и многое другое. Среди наиболее известных можно выделить такие структуры, как Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, Ресурсный центр малого предпринимательства, Региональные гарантийные фонды, а также различные некоммерческие фонды по поддержке МСП.

В настоящий период, когда весь мир «замер» в режиме самоизоляции, когда экономики стран терпят колоссальные убытки, очень важно поддержать предприятия малого бизнеса, позволить им подняться с колен. В этих условиях, на наш взгляд, требуется мощная государственная поддержка этого сектора, что в долгосрочной перспективе приведет к переходу к новой структуре экономики, опирающейся на предприятия малого и среднего бизнеса.

Эмпирический анализ

В ходе проведенного исследования мы попытались подвести итоги тех мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса, которые были предприняты правительством России в качестве ответных мер на ковид-кризис.

Анализ мер государственной поддержки показал, что все предпринятые меры были направлены на поддержку предприятий, соответствующих следующим требованиям.

Во-первых, численность персонала предприятия не должна превышать 100 работников, а годовой оборот - 0,8 млрд рублей. Помимо этого, имеются ограничения на уставной капитал, в котором 51% должен принадлежать физическим лицам или МСП.

Во-вторых, у предприятий, подпадающих под статус «микро-», ограничения по уставному

капиталу такие же, как в предыдущей группе. Численность персонала не должна превышать 15 работников и годовой оборот - 120 млн рублей.

В-третьих, у предприятий, классифицирующийся как «средние», - такие же ограничения по капиталу, как у предыдущих групп. Средняя численность персонала за год не должна быть более 250 работников и оборот менее 2 млрд рублей.

Для вышеуказанных предприятий приняты следующие меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях кризиса, вызванного пандемией соу1^19[13]:

- продление сроков уплаты налогов;

- отсрочка налоговых санкций и остановка проверок со стороны контролирующих органов;

- беспроцентное и(или) льготное кредитование;

- продление срока предоставления отчетности на 3 месяца;

- отсрочка по страховым взносам на 6 месяцев;

- отсрочка по кредиту на 6 месяцев;

- программа рефинансирования кредитных капиталов;

- отсрочка платежей за арендуемые государственные и муниципальные помещения на 6 месяцев;

- кредитные каникулы сроком на 6 месяцев;

- снижение требований к обеспечению госконтрактов на 6 месяцев.

Анализ зарубежного опыта поддержки малого бизнеса во время пандемии показал, что в качестве мер поддержки правительства многих стран выбрали метод прямых субсидий бизнесу и населению.

Защищая малый бизнес от поглощения иностранными компаниями, Правительство Германии выдавало кредитные гарантии для обслуживания займов при условии наступления угрозы банкротства.

Предусмотрены прямые кредиты для пострадавших от пандемии предприятий. Предприятия с численностью персонала до пяти человек единоразово получат субсидию до 9 тыс. евро, до десяти человек - до 15 тыс. евро. Данная государственная поддержка использовалась для поддержания предприятий «на плаву», а именно погашения процентов по кредитам и лизинговых обязательств. Работники предприятий получают от государства до 60% их среднего заработка, также была упрощена процедура получения пособия по безработице и наложен запрет на расторжение долгосрочной аренды квартир.

Власти Италии, понимая серьезность ситуации в сфере услуг в общем и туристической

сфере в частности, выплачивали работникам этих направлений пособие в размере 600 евро. Также были отложены налоги и сборы до 31.05.2021, предприятиям, работающим в сфере торговли, назначена компенсация в размере 60% арендной платы за март. Для гостиничного и ресторанного бизнеса, сферы туризма, культуры и развлечений, а также организации мероприятий предусмотрено освобождение от НДС и социальных платежей.

В США для поддержки корпоративного кредитования в рамках специальной программы банки получат рефинансирование под залог портфеля, и в рамках этих программ выдают кредиты для малого бизнеса. Также была разработана четырехлетняя программа по выдаче кредитов с высоким инвестиционным рейтингом для увеличения их финансовой устойчивости.

В Великобритании объявлена программа о предоставлении бизнесу гарантированных государством кредитов, для работников, испытывающих финансовые трудности, были введены «каникулы» на погашение ипотечных кредитов. Форма помощи - компенсация процентов и выплат тела кредита, выданного малому и среднему бизнесу, вынужденно сократившему деятельность в период карантина. Сумма кредита может составлять до 5 млн фунтов сроком до шести лет. Объем программ помощи бизнесу в стране составляет 15% ВВП [14].

Результаты

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

1. По прогнозам Торгово-промышленной палаты РФ, из-за пандемии короновируса более 3 млн предпринимателей могу потерять свой бизнес, а 8,6 млн человек - работу. Наиболее пострадавшими могут стать большей частью микро-, малый и частично средний бизнес. Под ударом в основном оказались предприятия сферы услуг, которые не имели «подушки безопасности» и были вынуждены сворачивать бизнес. Свою отрицательную лепту внесли общеэкономические факторы, такие как падение реальных доходов населения, нестабильность мировых цен на энергоносители и экономические санкции против России.

2. Адаптация предприятий малого и среднего бизнеса в стране вылилась в оптимизацию бизнес-процессов, сокращение издержек, сокращение персонала и переход на онлайн-торговлю. Последнее можно считать положительным фактом, ускоряющим процесс перехода на цифровую экономику.

3. Несмотря на высокий «иммунитет» к кризисам, предприятиям малого и среднего биз-

неса оперативно не удалось справиться с ковид-кризисом, что объясняется не экономическими, а биологическими факторами. В результате Правительство РФ было вынуждено разработать ряд мер, направленных на поддержание отечественного бизнеса, но, как показывает практика, данных мер было недостаточно, и многие предприятия МСБ были закрыты или в значительной степени сократили свой бизнес.

Однако, как считает А. С. Генкин, «... меры поддержки экономики неизбежно отзовутся не всегда очевидными эффектами. ... ставшие ответом на вызовы пандемии программы помощи будут способствовать деофшоризации экономики, так как реципиентами принятых программ могут являться только компании-резиденты» [15].

Изучение и использование опыта зарубежных стран в условиях ковид-кризиса может пригодиться и в разработке дополнительных мер защиты отечественной экономики. И в данной ситуации Россия, на наш взгляд, находится в приоритетном положении, так как российский бизнес столкнулся с этими проблемами несколько позже, чем, например, Евросоюз.

Список литературы

1. Аваков С. Ю., Зимовец А. В. Об эффективности поддержки субъектов предпринимательства органами муниципальной власти // Современная экономика : проблемы и решения. 2019. Т. 7. С. 42-52. М1р8:/Л1о1. о^/10.17308/шер8.2019.7/2156

2. Безпалов В. В., Васина Ия. В. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса как инструмент обеспечения экономической безопасности государства в условиях нестабильности // Экономические исследования и разработки. 2020. № 9. С. 104-114.

3. Вылкова Е. С. Поддержка экономических субъектов налоговыми способами и методами в зарубежных странах и РФ в условиях коронавируса // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26, № 5. С. 54-64. https://doi.org/10.21209/2227-9245-2020-26-5-54-64

4. Дасковский В. Б., Киселев В. Б. Оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности // Экономист. 2017. № 6. С. 64-82.

5. Земцов С. П., Чепуренко А. Ю., Баринова В. А., Красносельких А. Н. Новая предпринимательская политика для России после кризиса 2020 года // Вопросы экономики. 2020. № 10. С. 44-67. https://doi. о^/10.32609/0042-8736-2020-10-44-67

6. Иночкина Н. В., Цыпин А. П. Анализ развития малого предпринимательства в Оренбургской области // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12 (ч. 4). С. 282-287.

7. Куринова Я. И. Динамика развития сектора МСП в условиях пандемии COVID-19 // Наука и образование : хозяйство и экономика ; предпринимательство ; право и управление. 2020. № 9 (124). С. 11-14.

8. Леснова Л. П. Малый бизнес в условиях коронакризи-са, тактики адаптации к условиям неопределенности окружающей среды // Финансовые рынки и банки. 2020. № 4. С. 9-14.

9. Образцова О. И., Чепуренко А. Ю. Политика в отношении МСП в РФ : обновление после пандемии? // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 71-95.

10. Петровская А. В., Ермакова Ю. С. Малый бизнес в условиях пандемии : проблемы и пути решения // Экономика : теория и практика. 2020. № 2 (58). С. 133-139.

11. Степанов Н. С. Почему не работают институциональные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии (корона-вирусной инфекции) // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 243-247. https://doi.org/10.25683/ V0LBI.2020.52.349

12. Холопова М. А., Колесников Д. И., Курченко К. К. Эволюция бизнес-моделей в условиях эпидемии Covid-19 : тенденции и перспективы // Финансовая экономика. 2020. № 4. С. 214-216.

13. Мудревский А. Ю., Лебедева А. А. Государственная поддержка для малого и среднего бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 // Modern Science. 2020. № 10-2. С. 115-119.

14. Титов Д. «Черный лебедь» коронавируса может затормозить мировую экономику // Экономика и жизнь. 2020.№ 8 (9824). URL: https://www.eg-online. ru/article/415569/ (дата обращения: 01.08.2021).

15. Генкин А. С. Как спасти бизнес в пандемию : чему учит опыт Европы // Инвест-Форсайт. URL: https:// www.if24.ru/kak-spasti-biznes-v-pandemiyu-chemu-uchit-opyt-evropy/ (дата обращения: 01.08.2021).

References

1. Avakov S. Yu., Zimovets A. V. The effectiveness of support of subjects of entrepreneurship by the municipal authorities. Sovremennaya ekonomika: problemy i reshe-niya [Modern Economy: Problems and Solutions], 2019, vol. 7, pp. 42-52 (in Russian). https://doi.org/10.17308/ meps.2019.7/2156

2. Bezpalov V. V., Vasina Iya B. State support for small and medium-sized enterprises as a tool to ensure the economic security of the state in the context of instability. Economic Development Research Journal, 2020, no. 9, pp. 104-114 (in Russian).

3. Vylkova E. S. Support of economic entities by tax ways and methods in foreign countries and the Russian Federation in the conditions of coronavirus. Transbaikal State University Journal, 2020, vol. 26, no. 5, pp. 54-64 (in Russian). https://doi.org/10.21209/2227-9245-2020-26-5-54-64

4. Daskovsky V. B., Kiselev V. B. Evaluation of efficiency of production and economic activities. Ekonomist [Economist], 2017, no. 6, pp. 64-82 (in Russian).

5. Zemtsov S. P., Chepurenko A. Yu., Barinova V. A., Kras-noselkikh A. N. New entrepreneurship policy in Russia after the 2020 crisis. Voprosy Ekonomiki, 2020, no. 10, pp. 44-67 (in Russian). https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-10-44-67

6. Inochkina N. V., Tsypin A. P. The analysis of development of small business in the Orenburg region. Journal of Economics and Entrepreneurship, 2015, vol. 9, no. 12-4, pp. 282-287 (in Russian).

7. Kurinova Ya. I. Dynamics of SME sector development in pandemic conditions COVID-19. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie [Science and Education: Economy and Economy; Entrepreneurship; Law and Management], 2020, no. 9 (124), pp. 11-14 (in Russian).

8. Lesnova L.P. Small business under conditions of coronavirus crisis, tactics of adjustment to conditions of uncertainty of environment. Finansovye rynki i banki [Financial Markets and Banks], 2020, no. 4, pp. 9-14 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Obraztsova O. I., Chepurenko A. Yu. SME policy in the Russian Federation: renewal after the pandemic? Public Administration Issues, 2020, no. 3, pp. 71-95 (in Russian).

10. Petrovskaya A. V., Yermakova Yu. S. Small business in pandemic conditions: Problems and solutions. Ekonomika: teoriya ipraktika [Economics: Theory and Practice], 2020, no. 2 (58), pp. 133-139 (in Russian).

11. Stepanov N. S. Why the institutional mechanisms of support of small and medium entrepreneurship in the context of pandemic (coronaviruses infection) do not work. Business. Education. Law, 2020, no. 3, pp. 243-248 (in Russian). https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.52.349

12. Kholopova M. A., Kolesnikov D. I., Kurchenko K. K. Evolution of business models under the Covid-19 epidemic: Trends and prospects. Finansovaya ekonomika [Financial Economy], 2020, no. 4, pp. 214-216 (in Russian).

13. Mudrevsky A. Yu., Lebedeva A. A. State support for small and medium-sized businesses in the context of the spread of a new coronavirus infection COVID-19. Modern Science, 2020, no. 10-2, pp. 115-119 (in Russian).

14. Titov D. "Black Swan" coronavirus can slow down the global economy. Ekonomika i zhizn' (Ecomomy and Life). 2020, no. 8 (9824). Available at: https://www.eg-online.ru/article/415569/ (accessed 1 August 2021) (in Russian).

15. Genkin A. S. How to save business in a pandemic: What the experience of Europe teaches. Invest-Forsait. Available at: https://www.if24.ru/kak-spasti-biznes-v-pandemiyu-chemu-uchit-opyt-evropy (accessed 1August 2021) (in Russian).

Поступила в редакцию 06.09.2021, после рецензирования 09.09.2021, принята к публикации 06.10.2021 Received 06.09.2021, revised 09.09.2021, accepted 06.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.