АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА
Развитие туризма в Камчатском крае: состояние и перспективы правового регулирования
Завьялова Светлана Валерьевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры юриспруденции, ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» E-mail: [email protected]
Кормочи Елена Александровна,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и философии, ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» E-mail: [email protected]
В статье сформулировано положение о возможности формулирования органами исполнительной власти Камчатского края инициативных предложений в части регионального отраслевого законодательства о туризме и туристской деятельности в субъекте Российской Федерации. Представлены предложения по разработке корпуса нормативных правых актов Камчатского края, а также их содержания, охранительное и регулятивное воздействие норм которых обращено на сферу туризма в аспекте реализацией органами государственной власти края полномочий по созданию благоприятных условий для развития туризма в Камчатском крае. Выделены группы актов, принятие которых имеет первоочередное значение. Отмечена необходимость создания эффективно работающей, результативной и в достаточной степени гибкой системы органов и организаций, их объединений, обеспечивающей как реализацию закрепленных в документах стратегического планирования целей и задач, так и региональный государственный контроль (надзор) за исполнением и соблюдением законодательства о туризме и туристской деятельности на территории Камчатского края.
Ключевые слова: полномочия органов власти в сфере туризма, условия для развития туризма, приключенческий туризм, экологический туризм, лечебно-оздоровительный и рекреационный туризм, детский и социальный туризм, правовое обеспечение безопасности туризма.
Согласно высказыванию Губернатора Камчатского Края Солодова В.В. «Камчатка - это пилотный регион, на котором сейчас отрабатываются технологии внутреннего туризма, особенно на особо охраняемых природных территориях». Исследование положений Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [1], а также анализ документов стратегического планирования социально-экономического развития Камчатского края и действующих региональных нормативных правовых актов, охранительное и регулятивное воздействие норм которых обращено на сферу туризма, позволили нам оценить актуальное состояние условий для развития туризма в Камчатском крае [2]. Это также позволило согласиться с мнением Е.Л. Писаревского о том, что туризм это «...сложный межотраслевой комплекс («сфера туризма»), один из приоритетов социально-экономической, эколого-культурной политики государства.» [3, с. 28] и признать точность утверждения И.А. Чеботаревой о происходящем в настоящее время изменении «.парадигмы национальной туристской политики.» [4, с. 22], выраженном в выведение туризма (сферы туризма) за пределы признанной ранее исследователями области исключительно гражданско-правовых (обязательственных) отношений туристов (экскурсантов) и/или иных заказчиков и субъектов туристской деятельности [5].
На основе выше сказанного, видится возможным формулирование и формирование органами исполнительной власти Камчатского края инициативных предложений в части регионального отраслевого законодательства о туризме и туристской деятельности в рамках осуществления взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации с Федеральным агентством по туризму (далее - Ростуризм), а также с Правительственной комиссией по развитию туризма в Российской Федерации. Последняя, в силу норм Положения о Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации, является координационным органом, одной из задач которого выступает подготовка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в целях обеспечения развития туризма [6].
Анализ норм широкого круга федеральных нормативных правых актов и нормативных пра-
5 -о
сз
<
см оо
вовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе дальневосточных регионов, о туризме и туристской деятельности, а также других актов [2] и положений проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях организации деятельности по осуществлению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях» [7] позволил констатировать необходимость формирования в Камчатском крае системы нормативных правых актов, регулятивное и охранительной воздействие норм которых обращено непосредственно на сферу туризма (за исключением регулирования вопросов исключительной компетенции Российской Федерации).
Основу правового регулирования сферы туризма в Камчатском крае должен составить соотнесенный с актуальными нормами федерального законодательства Закон Камчатского края «О туризме и туристской деятельности в Камчатском крае», устанавливающий в целях создания благоприятных условий для развития туризма в крае не только принципы, основные цели, задачи и компетенцию органов власти, но и определяющий ключевые аспекты регулирования отношений в сфере туризма на территории Камчатского края.
Полагаем, что в Законе Камчатского края «О туризме и туристской деятельности в Камчатском крае» необходимо:
- признать приключенческий, экологический, лечебно-оздоровительный и рекреационный туризм приоритетными видами туризма в Камчатском крае; раскрыть цели каждого из видов с указанием подвидов (например, подвиды приключенческого туризма: спортивный и экстремальный туризм, рыболовно-охотничий туризм, этнографический туризм); закрепить общие положения их правового регулирования, а также основы правового регулирования детского, социального и самодеятельного туризма на территории Камчатского края;
- закрепить нормы о туристско-рекреационном планировании и туристско-рекреационном зонировании в Камчатском крае, о паспортизации туристских и экскурсионных маршрутов в соответствии с действующими государственными стандартами [8], о реестре туристских ресурсов и туристской индустрии Камчатского края, определить цели, принципы и общие правила эксплуатации туристских ресурсов Камчатского края;
- закрепить нормы об осуществлении на территории Камчатского края регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью туроператоров и турагентов в сфере въездного и внутреннего туризма, оказывающих услуги на территории Камчатского края, нормы об аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков и о порядке взаимодействия органов государственной власти Камчатского края с Ассоциацией туриндустрии Камчатки;
- закрепить нормы об информационном обеспечении, системе навигации и ориентирования в сфере туризма на территории Камчатского края, об обеспечении доступности туристских ресурсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и людей пожилого возраста, а также о взаимодействии органов государственной власти Камчатского края, органов местного самоуправления, общественных, научных, образовательных и иных организация в целях обеспечения развития туризма, о международном и межрегиональном сотрудничестве;
- урегулировать порядок обеспечения безопасности туризма и привлечения к ответственности за нарушение требований безопасности в Камчатском крае, и другое.
В целях обеспечения реализации положений Закона Камчатского края «О туризме и туристской деятельности в Камчатском крае» и развернутой регламентации отрасли на территории края необходимой видится разработка и утверждение Правительством Камчатского края целого ряда актов, в частности Положения о порядке создания зон туристско-рекреационной деятельности и утверждении формы паспорта зоны туристско-рекреационной деятельности и Правил об организации и осуществлении в Камчатском крае каждого из видов туризма: приключенческого, экологического, лечебно-оздоровительного и рекреационного, самодеятельного, детского и социального. Каждый из них требует отдельной детализации правового регулирования в том числе в соответствии с действующими государственными стандартами [9], в пределах всего объема полномочий (компетенции) органов государственной власти Камчатского края как субъекта Российской Федерации с учетом региональной специфики края. Особое внимание необходимо уделить вопросам урегулирования экологического туризма [10], а также обеспечения безопасности туристов и активных видов туризма на территории Камчатского края не только в соответствии с требованиями государственных стандартов [11], но и с учетом сезона, в пределах которого проходит путешествие. Обеспечение безопасности туристов не может ограничиваться «памятками» [12].
Кроме указанных актов во исполнение ч. 3 ст. 1 Федерального закон от 20.04.2021 № 93-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» [13] Министерством туризма Камчатского края должна быть создана аттестационная комиссия для аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, должна быть утверждена форма нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика, а также должно быть обеспечено внесении сведений об экскурсоводах (о гидах) и о гидах-переводчиках в еди-
ный федеральный реестр экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, должно быть разработано и утверждено «Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, которые оказывают услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников».
Не менее значимым в аспекте регулирования отношений в сфере туризма и туристской деятельности на территории Камчатского края является мониторинг состояния туристских ресурсов и туристской индустрии Камчатского края. В целях обеспечения возможности ведения такого мониторинга Министерству туризма Камчатского края необходимо разработать и утвердить «Положение о ведении реестра туристских ресурсов и туристской индустрии Камчатского края». Содержание такого Положения следует соотнести с положениями федеральных актов о классификации гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей [14], а также с положениями Приказа Ростуризма от 27.11.2020 № 443-Пр-20 «Об утверждении порядка уведомления аккредитованными организациями о планируемом ими осуществлении классификации гостиниц, классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется осуществлять соответствующую классификацию, а также формы такого уведомления» [15]. Кроме того, необходима разработка и утверждение «Положения об организации и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью туроператоров и турагентов в сфере въездного и внутреннего туризма, оказывающих услуги на территории Камчатского края» и «Положения о системе навигации и ориентирования в сфере туризма на территории Камчатского края».
В завершении отметим, что было бы ошибкой признать перечень указанных актов исчерпывающим, равно как и то, что само наличие системы нормативных правовых актов является гарантией развития туризма на территории Камчатского края. Нормы так и останутся нормами на бумаге, если не будет выстроена эффективно работающая, результативная и в достаточной степени гибкая система органов и организаций, их объединений, обеспечивающая как реализацию закрепленных в документах стратегического планирования целей и задач, так и региональный государственный контроль (надзор) за исполнением, соблюдением законодательства о туризме и туристской деятельности на территории Камчатского края.
Литература
1. В Москве состоялась презентация национального проекта «Туризм и индустрия туризма». - [Электронный ресурс]. - URL: https://
tourism.gov.ru/news/17319/ (дата обращения: 16.07.2021).
2. Завьялова С.В., Кормочи Е.А. Создание благоприятных условий для развития туризма в Камчатском крае: состояние и перспективы правового регулирования (часть 1) // Теория и практика общественного развития. -2021. -№ 9.
3. Писаревский Е.Л. Предложения Федерального агентства по туризму к концепции проекта федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации» // Туризм: право и экономика. - 2013. - № 2. -С. 28-32.
4. Чеботарева И.А. Компетенция субъектов РФ в сфере туризма: состояние правового регулирования и перспективы развития в свете новой Стратегии // Административное и муниципальное право. - 2020. - № 1. - С. 22.
5. См.: Волошин Н.И. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности // Журнал российского права. - 2002. - № 11. -С. 38-45; Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности в РФ». - М.: Изд-во Фонд «Правовая культура», 1998. - С. 12; Писарев-ский Е.Л. Туристская деятельность: проблемы правового регулирования. - Владивосток: НОУ «Ин-т междунар. туризма г. Владивосток», 1999. - С. 79; Чененов А.Ю. Оформление отношений с туристом: правовые аспекты применения информационного листка, ваучера, турпутевки // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 1999. - № 2. - С. 9; Завьялова С.В. К вопросу о легитимности существования регионального законодательства о туристской деятельности (на примере Камчатского края) // Модернизация и перспективы современного экономический, философский, правовой аспекты. - Саратов: КУБиК, 2010. - Ч. 1. -С.189-191.
6. п. 4 Положения о Федеральном агентстве по туризму (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 901: в ред. от 16.06.2021 № 918 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 2. - Ст. 1594; О совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности: указ Президента РФ от 05.06.2020 № 372 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. -№ 23. - Ст. 3627; пп. «д» п. 3 Положения о Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11.09.2020 № 1398: в ред. от 09.02.2021 № 141) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 38. - р Ст. 5877. ^
7. О внесении изменений в некоторые законода- Е тельные акты Российской Федерации в целях К организации деятельности по осуществлению ё экологического туризма на особо охраняемых у природных территориях: проект федерально- А
го закона ID проекта 01/05/06-20/00105338 (подготовлен Минприроды России). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=19 6555#XSEdzgS2QFMqzoJG (дата обращения: 20.07.2021).
8. ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 580-ст). - М.: Стандартин-форм, 2011; ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Рос-стандарта от 08.12.2011 № 738-ст). - М.: Стан-дартинформ, 2012.
9. ГОСТ Р 56642-2015 Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 14.10.2015 № 1562-ст). - М.: Стандартин-форм, 2016; ГОСТ Р 57287-2016 Туристские услуги, предоставляемые на особо охраняемых природных территориях. Требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.11.2016 № 1798-ст). - М.: Стандартин-форм, 2016; ГОСТ Р 57854-2017 Услуги оздоровительного туризма. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстан-дарта от 31.10.2017 № 1560-ст). - М.: Стандар-тинформ, 2017; ГОСТ Р 54605-2017 Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.10.2017 № 1562-ст). -М.: Стандартинформ, 2017; ГОСТ Р 578062017 Туристские услуги в области самодеятельного туризма. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 20.10.2017 № 1467-ст) М.: Стандартинформ, 2017; ГОСТ Р 57286-2016 Услуги социального туризма. Туристские услуги для людей пожилого возраста. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.11.2016 № 1797-ст). - М.: Стандартинформ, 2016; ГОСТ 32613-2014 Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 26.03.2014 № 230-ст). -М.: Стандартинформ, 2015 и др.
10. См.: Абрамченко В.В. В России урегулируют вопросы экологического туризма. - [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/ news/41169/ (дата обращения: 18.07.2021); Об особо охраняемых природных территориях а Камчатском крае: закон Камчатского края от 29.12.2014 № 564: в ред. от 13.06.2018 № 224 // Официальные ведомости. - 2015. -№ 1.
5Е 11. ГОСТ 32611-2014 Туристские услуги. Требо-2 вания по обеспечению безопасности туристов S (введен в действие Приказом Росстандар-° та от 26.03.2014 № 228-ст). - М.: Стандартин-1 форм, 2014; ГОСТ Р 56643-2015 Туристские
услуги. Личная безопасность туриста (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 14.10.2015 № 1563-ст). - М.: Стандартинформ, 2016; ГОСТ Р 54601-2011 Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 № 735-ст). - М.: Стандартинформ, 2012.
12. Камчатка включена National Geographic в топ-25 лучших направлений для путешествии. - [Электронный ресурс]. - https://www. nationalgeographic.com/travel/article/best-trips-2020-1 (дата обращения: 10.07.2021).
13. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников: федеральный закон от 20.04.2021 № 93-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 17. - Ст. 2879.
14. Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей: постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2000 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. -№ 50 (ч. 4). - Ст. 8206; Об утверждении Положения о классификации гостиниц: постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 48. - Ст. 7721; Об утверждении Правил классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей: приказ Росту-ризма от 08.09.2020 № 287-Пр-20 // Официальный интернет-портал правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202011120031 (дата обращения: 29.07.2021).
15. Об утверждении порядка уведомления аккредитованными организациями о планируемом ими осуществлении классификации гостиниц, классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется осуществлять соответствующую классификацию, а также формы такого уведомления: приказ Ростуризма от 27.11.2020 № 443-Пр-20 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ruhttp://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202011300086 (дата обращения: 29.07.2021).
TOURISM DEVELOPMENT IN THE KAMCHATKA
TERRITORY: THE STATE AND PROSPECTS OF LEGAL
REGULATION
Zavyalova S.V., Kormochi E.A.
Vitus Bering Kamchatka State University
The article formulates a thesis about the possibility of formulating
initiative proposals by the executive authorities of the Kamchatka
Territory in terms of regional sectoral legislation on tourism and tour-
ist activity in the subject of the Russian Federation. Proposals are presented for the development of the corpus of normative legal acts of the Kamchatka Territory, as well as their content, the protective and regulatory impact of the norms of which is addressed to the tourism sector in the aspect of the implementation by the state authorities of the territory of the powers to create favorable conditions for the development of tourism in the Kamchatka Territory. Groups of acts are identified, the adoption of which is of primary importance. The necessity of creating an effective, efficient and sufficiently flexible system of bodies and organizations, their associations, ensuring both the implementation of the goals and objectives set out in the strategic planning documents, and regional state control (supervision) over the implementation and compliance with the legislation on tourism and tourist activities on the territory of the Kamchatka Territory, was noted.
Keywords: the powers of the authorities in the field of tourism, conditions for the development of tourism, adventure tourism, ecological tourism, medical and recreational tourism, children's and social tourism, legal support for the safety of tourism.
References
1. The presentation of the national project «Tourism and the tourism industry». - [Electronic resource]. - URL: https://tourism. gov.ru/news/17319/ (accessed: 16.07.2021).
2. Zavyalova S.V., Kormochi E.A. Creating favorable conditions for the development of tourism in the Kamchatka Territory: the state and prospects of legal regulation (part 1) // Theory and practice of social development. -2021. - № 9.
3. Pisarevsky E.L. Proposals of the Federal Agency for Tourism to the concept of the draft federal law «On tourism and tourist activity in the Russian Federation» // Tourism: law and Economics. - 2013. - № . 2. - pp. 28-32.
4. Chebotareva I.A. Competence of the subjects of the Russian Federation in the field of tourism: the state of legal regulation and development prospects in the light of the new Strategy // Administrative and municipal law. - 2020. - № 1. -p. 22.
5. See: Voloshin N.I. Legislation of the Russian Federation on tourist activity // Journal of Russian Law. - 2002. - № . 11. - pp. 38-45; Partiy Ya.E. Scientific and practical commentary of the Law «On the basics of tourist activity in the Russian Federation». - M.: Publishing house of the Foundation «Legal Culture», 1998. - p. 12; Pisarevsky E.L. Tourist activity: problems of legal regulation. - Vladivostok: NOU «In-t mezhdunar. tourism of Vladivostok», 1999. - p. 79; Chenenov A. Yu. Registration of relations with a tourist: legal aspects of the application of an information leaflet, voucher, travel package // Tourism: practice, problems, prospects. - 1999. - № . 2. - p. 9; Zavyalova S.V. On the question of the legitimacy of the existence of regional legislation on tourist activity (on the example of the Kamchatka Territory) // Modernization and prospects of modern economic, philosophical, legal aspects. - Saratov: KUBiK, 2010. - Part 1. - p. 189-191.
6. Item 4 of the Regulations on the Federal Agency for Tourism (approved by By the Decree of the Government of the Russian Federation № 901 of 31.12.2004: as amended. from 16.06.2021 № 918 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. -2005. - № 2. - Art. 1594; On improving public administration in the field of tourism and tourist activity: decree of the President of the Russian Federation № 372 of 05.06.2020 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. - 2020. - № 23. - Art. 3627; item «d» of item 3 of the Regulations on the Government Commission for the Development of Tourism in the Russian Federation (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation № 1398 of 11.09.2020: as amended. from 09.02.2021 № 141) // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. - 2020. -№ 38. - Art. 5877.
7. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation for the purpose of organizing activities for the implementation of ecological tourism in specially protected natural territories: draft federal law Project ID 01/05/06-20/00105338 (prepared by the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation). - [Electronic resource]. - URL: http://www.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=196555#X-SEdzgS2QFMqzoJG (accessed: 20.07.2021).
8. GOST R 50681-2010 Tourist services. Design of tourist services (approved and put into effect by the Order of Rosstandart
№ 580-st dated 30.11.2010). - M.: Standartinform, 2011; GOST R 54604-2011 Tourist services. Excursion services. General requirements (approved and put into effect by the Order of Rosstandart № 738-st dated 08.12.2011). - M.: Standartinform, 2012.
9. GOST R 56642-2015 Tourist services. Ecological tourism. General requirements (approved and put into effect by the Order of Rosstandart № 1562-st dated 14.10.2015). - M.: Standartinform, 2016; GOST R 57287-2016 Tourist services provided in specially protected natural territories. Requirements (approved and put into effect by the Order of Rosstandart № 1798-st dated
25.11.2016). - M.: Standartinform, 2016; GOST R 57854-2017 Health tourism services. General requirements (approved and put into effect by the Order of Rosstandart № 1560-st dated
31.10.2017). - M.: Standartinform, 2017; GOST R 54605-2017 Tourist services. Children's tourism services. General requirements (approved and put into effect by the Order of Rosstandart № 1562-st dated 31.10.2017). - M.: Standartinform, 2017; GOST R 57806-2017 Tourist services in the field of amateur tourism. General requirements (approved and put into effect by the Order of Rosstandart № 1467-st dated 20.10.2017). - M.: Standartinform, 2017; GOST R 57286-2016 Social tourism services. Tourist services for the elderly. General requirements (approved and put into effect by the Order of Rosstandart № 1797-st dated 25.11.2016). - M.: Standartinform, 2016; GOST 326132014 Tourist services. Tourism services for people with disabilities. General requirements (approved and put into effect by the Order of Rosstandart № 230-st dated 26.03.2014). - M.: Standartinform, 2015, etc.
10. See: Abramchenko V.V. In Russia, issues of ecological tourism will be regulated. - [Electronic resource]. - URL: http://gov-ernment.ru/news/41169/ (date of application: 18.07.2021); On specially protected natural territories in the Kamchatka Territory: law of the Kamchatka territory of 29.12.2014 № 564: as amended. dated 13.06.2018 № 224 // Official Gazette. - 2015. - № 1.
11. GOST 32611-2014 Tourist services. Requirements for ensuring the safety of tourists (put into effect by the Order of Rosstandart № 228-st dated 26.03.2014). - M.: Standartinform, 2014; GOST R 56643-2015 Tourist services. Personal safety of a tourist (approved and put into effect by the Order of Rosstandart № 1563-st dated 14.10.2015). - M.: Standartinform, 2016; GOST R 54601-2011 Tourist services. Safety of active types of tourism. General provisions (approved and put into effect by the Order of Rosstandart № 735-st dated 08.12.2011). - M.: Standartinform, 2012.
12. Kamchatka is included by National Geographic in the top 25 best travel destinations. - [Electronic resource]. - https://www. nationalgeographic.com/travel/article/best-trips-2020-1 (date of application: 10.07.2021).
13. On amendments to the Federal Law «On the Basics of tourist activity in the Russian Federation» regarding the legal regulation of the activities of guides (guides), guides-interpreters and instructors-guides: federal Law № . 93-FZ of 20.04.2021 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. - 2021. - № 17 - Art. 2879.
14. On approval of the Rules for accreditation of organizations that classify hotels, classify ski slopes, classify beaches: Decree of the Government of the Russian Federation № 2000 of 03.12.2020 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. - 2020. -№ 50 (part 4) -Art. 8206; On approval of the Regulations on the classification of hotels: Decree of the Government of the Russian Federation № 1860 of 18.11.2020 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. - 2020. - № . 48 -Art. 7721; On approval of the Rules for classification of ski slopes, classification of beaches: order of the Federal Tourism Agency № 287-Pr-20 of 08.09.2020 // Official Internet portal of legal information http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120031 (accessed: 29.07.2021).
15. On approval of the procedure for notification by accredited organizations about their planned implementation of the classification of hotels, classification of ski slopes, classification of beaches of the authorized state authorities of the subjects of the Russian Federation, on the territories of which it is planned to carry out the corresponding classification, as well as the form of such notification: order of the Federal Tourism Agency of 27.11.2020 № 443-Pr-20 // Official Internet portal of legal Information http://pravo.gov.ruhttp://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202011300086 (accessed: 29.07.2021).
5
"O
C3
<