Мотивационная составляющая этнографического туризма в контексте психологических особенностей безопасности личности путешествующих
ТУРИЗМ / TOURISM
УДК - 379.85
DOI: 10.24411/2413-693X-2020-10102
Мотивационная составляющая этнографического туризма в контексте психологических особенностей безопасности
личности путешествующих
ПТУХА Николай Иванович
кандидат психологических наук, доцент, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Россия, г. Москва. E-mail: nik706@mail.ru
ШАРОНОВ Михаил Александрович
кандидат технических наук, доцент, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Россия, г. Москва. E-mail: mik2059@yandex.ru
ИЛЮХИНА Галина Ивановна
кандидат социологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Россия, г. Москва. E-mail: giimos@mail.ru
Аннотация: В данной статье в качестве предмета исследования рассматриваются мотивационные аспекты этнографического туризма в контексте психологических особенностей безопасности личности путешествующих. По мнению авторов именно эти аспекты часто влияют на выбор направленности туристского путешествия. Более того, анализ накопленного опыта и исследование имеющихся на эту тему опубликованных работ говорит нам о том, что изменив свое отношение к проработке такого важного вопроса как безопасность личности путешествующих можно существенно увеличить долю востребованности такого рода путешествий и добиться серьезного расширения количества самих направлений. Что может стать существенным объективным толчком к экономическому развитию, за счет повышения инвестиционной привлекательности целого ряда регионов нашей страны, ориентированных на внутренний туризм. По мнению авторов статьи привлечение инвестиций позволит создать дополнительные рабочие места и расширит рынки сбыта для сельскохозяйственных, сервисных и торговых предприятий, в частности, и для предприятий потребительской кооперации.
Ключевые слова: этнографический туризм, этнотур, безопасность туриста, личная безопасность в туризме, инфраструктура, сфера услуг, потребительская кооперация, рекреация, предпринимательская деятельность
Для цитирования: Птуха Н.И., Шаронов М.А., Илюхина Г.И. Мотивационная составляющая этнографического туризма в контексте психологических особенностей безопасности личности путешествующих // Сервис Plus. 2020. Т.14. №1. С. 11-17. DOI: 10.24411/2413-693X-2020-10102.
Статья поступила в редакцию: 28.01.2020.
Статья принята к публикации: 28.02.2020.
Motivational component of ethnographic tourism in the context of psychological features of travelers' personal security
Motivational component of ethnographic tourism in the context of psychological features of travelers' personal security
Nikolai I. PTUKHA, Cand. Sc. (Psychology), Associate Prof., nik706@mail.ru Academy of Public Administration, Moscow, Russian Federation
Mikhail A. SHARONOV, Cand. Sc. (Technical Sciences), Associate Prof., mik2059@yandex.ru Academy of Public Administration, Moscow, Russian Federation
Galina I. ILYUKHINA, Cand. Sc. (Sociology), Associate Prof., giimos@mail.ru Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
Abstract. This article examines the motivational aspects of ethnographic tourism in the context of psychological characteristics of personal security of travelers. According to the authors, these aspects often influence the choice of direction of tourist travel. Moreover, the analysis of the accumulated experience and research of published works on this topic tells us about changing our attitude to the study of such an important issue as the security of the identity of travelers. Due to these changes, we can significantly increase the share of demand for this type of travel and achieve a serious expansion of the number of destinations themselves. This can become a significant objective boost to economic development by increasing the investment attractiveness of several regions of our country focused on domestic tourism. According to the authors of the article, attracting investment will create additional jobs and expand sales markets for agricultural, service and trade enterprises for consumer cooperation enterprises.
Keywords: ethnographic tourism, ethnotour, tourist safety, personal security, infrastructure, services, consumer cooperation, recreation, business
For citation: Ptukha, N. I., Sharonov, M.A., & Ilyukhina, G.I. (2020). Motivational component of ethnographic tourism in the context of psychological features of travelers' personal security. Service plus, 14(1), 11-17. DOI: 10.24411/2413-693X-2020-10102 (In Russ.).
Submitted: 2020/01/28.
Accepted: 2020/02/28.
Основа этнотуристской деятельности берет начало из запроса личности на удовлетворение культурно-познавательных или культурно-оздоровительных потребностей. Осуществление этнотуристской деятельности возможно лишь в условиях наличия этнографических объектов, которые составляют часть социально-культурных ресурсов, содержащих информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры. Этнографические объекты часто являются памятниками истории и архитектуры, использование которых в качестве туристских ресурсов влечет за собой необходимость комплексной их охраны, своевременного проведения реставрационных работ и соблюдения норм туристического посещения объекта.
Эффективная система безопасности в этнографическом туризме обязана учитывать специфику органи-
зации и осуществления этнотуристской деятельности, особенности психологии туриста и сущность этноту-ристских путешествий. Структурируя систему обеспечения безопасности личности туриста в период его нахождения в путешествии, необходимо рассмотреть все аспекты, связанные со спецификой этнотуризма. Специфика этнографического туризма предполагает как узкоспециализированную категорию туристов, проявляющих интерес к изучению конкретных этносов, их культуры, поведения, особенностей быта, так и людей, стремящихся дополнить новыми впечатлениями путешествие, отдых, оздоровительные процедуры. В зависимости от личностных потребностей туриста формируется этнотуристский продукт, система безопасности путешествующего, как составляющий элемент в совокупности туристских услуг.
Мотивационная составляющая этнографического туризма в контексте психологических особенностей безопасности личности путешествующих
Рассматривая предпочтения туристского выбора конкретных видов туризма, необходимо обратить внимание на ряд личностных и внешних обстоятельств человека, планирующего путешествие. Личностные обстоятельства, влияющие на предпочтения туристского выбора, характеризуются как:
• свободное личное время;
• круг личных интересов и хобби;
• потенциальные финансово-экономические возможности личности.
Свободное личное время человека — это время, которое остаётся после выполнения важных и необходимых дел, сопряженных с теми или иными обязательствами и может распределяться личностью по своему усмотрению. Реализация свободного времени человека рассматривается исходя из мотивационной направленности личности и индивидуальных потребностей как резерв времени, который можно использовать в удовлетворении остронуждающихся нужд, не входящих в круг основных обязательных дел. В большинстве случаев данный резерв времени личностью используется, как возможность погрузиться в комфортное состояние рекреации и восстановления жизненных сил для дальнейшего бытия в окружающем социуме и повышения качества жизни. Одним из важнейших факторов комфортности путешествия является уверенность в собственной безопасности. В зависимости от типа личности, круга интересов, системы личностных обязательств и потребностей человек выбирает для себя оптимальный способ свободного времяпрепровождения, ориентируясь на собственный потенциал обеспечения личной безопасности или доверяясь туристскому предприятию, организовавшему конкретный этнотур.
Типология свободного времяпровождения и личностного волеизъявления может осуществляться в следующих направлениях, требующих разноплановых подходов к обеспечению безопасности туриста:
• активный отдых, сопряженный со спортивными увлечениями;
• активный отдых с рекреационно-познаватель-ными аспектами;
• активный отдых, включающий восстановительно-оздоровительные мероприятия;
• активный отдых как элемент творческого самовыражения;
• пассивный отдых (как пример — ничего не делать);
• свободное время как способ активного развлечения;
• свободное время как возможность получения дополнительного образования;
• свободное время как возможность улучшить профессиональные дела или личностное материальное благосостояние;
• свободное время как период решения внезапно возникших проблем и др.
Предрасположенность человека к тому или иному виду реализации свободного времени зависит от мировоззренческих, культурно-интеллектуальных, морально-волевых, психологических и иных особенностей личности. Круг личных интересов обусловлен стремлением, способностью и возможностью человека реали-зовывать свои индивидуальные потребности в жизненной деятельности, получая психологический комфорт и эмоциональное удовлетворение. Личностные интересы и стремление к психологической комфортности, включая собственную безопасность, можно определить как потребности, желания, мотивы, присущие конкретной личности с ее субъективным понятиям и мировоззренческими взглядами, которые направлены на достижение индивидуального общего жизненного комфорта.
В зависимости от стремления человека одни виды интересов человека могут способствовать появлению других, или видоизменяться под воздействием обстоятельств или состояния внешней среды, но при этом всегда сохраняется стремление к личностной безопасности. Прямой (непосредственный) интерес проявляется как стремление личности достичь непосредственного конкретного результата от того или иного обстоятельства, факта, действия. При выборе вида туризма человек стремится чётко определить и структурировать место для времяпровождения согласно его личной цели, потенциальных возможностей в конкретный вид отдыха. В этой ситуации проявление интереса потребителя четко выражено на конкретный вид этнографического туризма. В этих условиях интерес проявляется как желание достичь эффекта от результата конкретной деятельности посредством реализации определенной возможности. Примером проявления такого интереса может служить факт выбора конкретного вида путешествия с учетом выбора объекта этнографического туризма. При этом, выбор объекта этнографического туризма, на наш взгляд, обусловлен наличием потенциальной возможности в процессе путешествия также реализовать свои познавательные потребности в виде
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №1 in 13
WWW.PHILOSOPH.RJ
Motivational component of ethnographic tourism in the context of psychological features of travelers' personal security
интересных экскурсий, лекций, участия в событийном мероприятии и т.п.
Сам факт приобретения тура этнографического туризма в этом случае осуществляется под влиянием конкретных обстоятельств, внешних или внутренних факторов, финансовых возможностей, духовных интересов, стремлений, хобби и т.п.
Материальный интерес при этом проявляется как стремление к получению экономической выгоды. Также материальные интересы отображают финансовые возможности и потребности личности. Взаимосвязь материальных интересов человека и выбора определенного вида туристского продукта прослеживается в стремлении потенциального туриста получить максимум выгодных возможностей от путешествия с минимальными финансовыми издержками.
Духовный интерес характеризует стремление потребителя к самосовершенствованию, расширению кругозора, культурному росту. Данный вид интереса не предусматривает каких-либо финансовых изменений или обогащений. Духовные интересы выражаются в стремлении получения индивидом психологической гармонии посредством эмоционального удовлетворения. При реализации духовных интересов потребитель, выбирая тур этнографического туризма, ориентируется на культурно-познавательные аспекты самого тура, его новизну и насыщенность культурно-эстетическими объектами и мероприятиями.
Социальный интерес проявляется как потребность потребителя в причастности к действиям, которые приняты в конкретной социальной группе. Интересы конкретных социальных групп зависят от социально-экономической и социально-политической ситуации, их положения в социально-профессиональной сфере. Зачастую социальный интерес личности связан с определенной степенью престижности, карьерным ростом и мнением конкретной группы населения и т.п. [1,2]. При выборе конкретного этнопутешествия, туристы, имеющие социальный интерес, ориентируются на выбор направлений и видов отдыха, распространенный в данный момент среди определенной группы по общению с целью сопричастности к данной группе и подтверждения своей состоятельности в рамках личностного престижа и самоутверждения. Приобретая этнотур, такие туристы отдают предпочтение престижным курортам и видам отдыха, полагая, что информация о совершенном ими путешествии дополнит их личностный авторитет успешного человека.
Хобби (от английского hobby - увлечение, любимое дело), проявляется как увлечение или как вид человеческой деятельности, конкретное занятие, которым человек с удовольствием и интересом занимается в личное свободное время, для получения определенного эмоционального удовлетворения. Хобби зачастую взаимосвязано с личностной компенсацией деятельностной сферы в рамках самовыражения или самосовершенствования. При этом потенциальные финансово-экономические возможности личности в свою очередь связаны с ориентированностью на личную финансовую безопасность туристов.
Личные финансы туриста представляют совокупность всех наличных и электронных денежных средств, которыми располагает конкретное лицо в путешествии. Сохранность финансового потенциала и реализация плана турпоездки, согласно психологическим ожиданиям личности и предвкушением положительных эмоциональных состояний от этнотура, напрямую зависят от организации комплексной системы обеспечения безопасности туристского путешествия.
Географические и климатические условия в системе обеспечения безопасности туриста играют важную роль в выборе конкретного этнотуристского маршрута, влияют на общую стоимость и мотивацию путешествия. Также в рамках безопасности в конкретных случаях возможны некоторые ограничения для туристов, не обладающих определенными навыками, снаряжением или имеющим медицинские противопоказания по состоянию здоровья.
Сезонность в этнографическом туризме определяется возможностью и доступностью посещения туристских объектов в определенное время ввиду ряда следующих особенностей:
• климатические и географические (транспортная доступность);
• организационные (экспонирование этнографических объектов на открытой местности в летний период);
• событийные (по случаю конкретного события).
Событийность в системе этнотуризма обусловлена
разнообразными значимыми событиями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие потоки туристов. Событийный туризм включат в себя ряд мероприятий культурного, этнографического, фольклорного, и обще познавательного плана. При этом событийные туристские мероприятия должны в полном объеме обеспечить безопасность
Мотивационная составляющая этнографического туризма в контексте психологических особенностей безопасности личности путешествующих
всех участников и, как правило, в рамках обеспечения безопасности таких событий концентрируются все службы и подразделения, которые в силу своей компетенции могут пресечь любые агрессивные действия, способствующие доставить дискомфорт отдыхающим и нарушить их личностную безопасность.
Познавательный этнотуризм включает посещение этнотуристских объектов с познавательными целями (экскурсия). Показ туристских объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста-гида, экскурсовода, который передает туристам конкретное видение этнографического объекта, характеризует оценку места, понимание исторического события, связанного с посещаемым этнографическим объектом, а также инструктаж по специфике личностной безопасности при посещении конкретных объектов. Особенностью познавательного этнотуризма является взаимодействие туриста и руководителя показа этнографического объекта (экскурсовода, гида). Их совместные действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, вопросы, пояснения. В большинстве случаев турист полностью доверяет в рамках безопасности экскурсоводам, гидам, проводникам. При этом он находиться в психологически расслабленном состоянии, восхищаясь созерцанием объектов иногда забывая элементарные правила личностной безопасности. Поэтому, максимальный объем ответственности за безопасность туристов возлагается на сопровождающих лиц (гидов, проводников и т.д.).
Научный этнотуризм — посещение различных этнотуристских объектов с целью ознакомления с их природой в научно-исследовательских аспектах без извлечения туристом материальной выгоды. Научный этнотуризм может быть экспедиционным и самостоятельным.
Экспедиционный научный этнотуризм - непосредственная работа в составе научных экспедиций, когда принимают участие в археологических раскопках, реставрации древних памятников и сооружений, в поиске пропавших экспедиций прошлых эпох, в реконструкции древних празднеств, обрядов и танцев, наблюдают за редкими животными в заповедниках, других полевых работах и научных исследованиях.
Самостоятельный научный этнотуризм подразумевает посещение различных этнотуристских объектов энтузиастами с научно-познавательной миссией для последующего информирования общественности
о научной специфике исследуемого этнотуристского объекта. Самостоятельный научный этнотуризм может быть личным и коллективным. Особенностью безопасности научного этнотуризма является целевая направленность личности на осознание и предупреждение условий и факторов, от которых могут исходить угрозы безопасности исследователя при посещении этнотури-стского объекта с научно-познавательным и исследовательским подходом.
Приключенческий этнотуризм является своеобразным видом отдыха и обеспечивает не только пребывание туриста на привлекательном для него этнотурист-ском объекте, но и предполагает занятие необычным видом деятельности, характерным для данного объекта. Например, посещение средневекового замка со стилизованной «королевской охотой», где целью является участие туриста в охоте. География и тематика приключенческих этнотуров довольно большая и разнообразная. Специфической чертой приключенческого этнотуризма является наличие или получение различных лицензий, позволяющих охоту, рыбалку, вывоз трофеев и т.д. Приключенческий этнотуризм связан с определенным риском, поэтому для обеспечения безопасности этнотуристских путешествий необходимы высококвалифицированные инструкторы.
Приключенческий туризм обладает высокой степенью риска, сопряженного с всевозможными угрозами безопасности туриста. Обеспечение безопасности личности путешествующего в рамках приключенческого туризма требует разнопланового подхода к обеспечению безопасности.
Мотивации к этнографическим путешествиям имеют физиологические, психологические, культурологические и другие первоосновы, которые можно систематизировать как внутренние факторы этнотуризма, иногда игнорирующие или преуменьшающие степень потенциальных угроз безопасности личности в конкретном путешествии. Здесь же необходимо упомянуть и безопасность с точки зрения развития инфраструктурной составлявшей сферы услуг в целом [3].
Внешними факторами этнотуризма будут являться организационные аспекты туристской деятельности, определяющие направление турпотоков, технологию их организации, уровень организованности, объем информированности и систему личной безопасности туриста.
Безопасность туристов при совершении путешествия регулируют следующие факторы: жизнь, здоровье, личную неприкосновенность туриста (экскурсанта),
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №1 in 15
WWW.PHILOSOPH.RJ
Motivational component of ethnographic tourism in the context of psychological features of travelers' personal security
включая физическое (телесное) и психическое (моральное) состояние, а также частную жизнь; имущество туриста (экскурсанта), в том числе предметы туристского снаряжения и инвентаря, багаж, предметы личного обихода и другие предметы, которые используются и (или) приобретены туристом (экскурсантом) во время путешествия. Основные факторы, влияющие на безопасность туристов, характеризуют: географические и природные особенности этнотуризма (морская, горная, пустынная местности, климат, наличие специфических животных и насекомых и т.д.); культурную, социальную среду временного пребывания, особенности местной пищи, язык, культурные, религиозные и этнические традиции и т.п.; особенности видов этнотуризма (экстремальный туризм, спортивно-оздоровительный туризм и др.); уровень качества и безопасности оказываемых услуг; соблюдение туристами правил личной безопасности, в том числе законов, правил и традиций (культурных, религиозных и др.) страны (места) временного пребывания, санитарно-эпидемиологических норм и правил специальных предписаний, указаний и инструкций органов власти, специализированных служб МЧС, сопровождающих гидов и инструкторов-проводников, а также использование средств индивидуальной защиты.
Виды факторов опасности и рисков этнотуризма при оказании туристских услуг могут проявляться в форме следующих источников опасности: природного характера; техногенного характера; социального характера; в чрезвычайных ситуациях и т.п. Особенности обеспечения безопасности туристов при осуществлении туристских маршрутов в выездном туризме устанавливают, что туроператоры, работающие в сфере этнотуризма, при формировании и реализации турпро-дуктов должны:
• обеспечить четкое взаимодействие с консульскими учреждениями страны выезда российских туристов в чрезвычайных ситуациях;
• предусматривать при заключении договоров с принимающей стороной ответственность за обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества российских туристов и возмещение причиненного ущерба, а также предоставление медицинской и правовой помощи;
• оформить необходимые страховые документы со страховым покрытием, обеспечивающим оказание туристам необходимой медицинской помощи [6].
Что же может дать этнотуризм территории? Это увеличение числа рабочих мест, обширные возможности для развития событийного туризма, активизацию возможностей по международному сотрудничеству, интеграции местных жителей, работающих в сфере предоставления услуг туристам. И это только в первом приближении.
В дальнейшем возможно и внедрение прогрессивных технологий туристского обслуживания (например: он-лайн бронирования, размещение портала в сети Интернет о ресурсах этнотуризма в районе, что можно будет отнести к рекламе рекреационных ресурсов определенной территории и т.д.), осуществление комплекса научных исследований и мониторинга, развитие системы подготовки кадров и т.д. [4,5].
Таким образом, можно отметить, что эта ниша для инвестиций в этнотуризм практически свободна, поэтому актуально рассматривать этнотуризм как инструмент для активизации малого и среднего бизнеса в современной экономической ситуации и в обществе в целом.
Список используемых источников:
1. Птуха Н.И. Этнографический туризм. - М. Грифон, 2019. — 90 с.
2. Птуха Н.И., Вашукевич Ю.Е., Кушнирык В.В. Формирование управленческих команд на предприятиях сферы услуг (на примере охотничьих хозяйств): Монография. — Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2009.-188 с.
3. Шаронов М.А. Использование мотивационной составляющей в процессе развития внутреннего туризма// Кон-ференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016.№ 4. С. 375-380.
4. Шаронов М.А., Герасимова Г.В., Илюхина Г.И. Сервисная деятельность. Учебное пособие//под общ. редакцией Шаронова М.А. - М.: КноРус, 2020. - 284 с.
5. Шаронов М.А., Шаронова В.П., Некоторые аспекты технологии организации сервисной инфраструктуру туристских кластеров // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 6. С. 75-78.
6. Порядок безопасности маршрутов туризма в Российской Федерации, РФ ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские
Птуха Н. И., Шаронов М. А., Илюхина Г И. ВШЕШЦЦЦЩЦЦШЦЕш
Мотивационная составляющая этнографического туризма в контексте психологических особенностей безопасности личности путешествующих
услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 773-ст) (Tourist services. Requirements provided for tourist's security) с изменениями и дополнениями.
1. Ptukha, N. I. (2019). Ethnographic tourism. Moscow: Publishing house «Grifon». (In Russ.).
2. Ptukha, N. I., Vashukevich, Yu. E., & Kushniryk, V. V. (2009). Formation of management teams in the service sector (on the example of hunting farms): Monograph. Irkutsk: Publishing house «IrGSKHA». (In Russ.).
3. Sharonov, M. A. (2016). Using the motivational component in the development of domestic tourism. Konferencium [Conference]: proceedings of scientific and practical conferences, 4, 375-380. (In Russ.).
4. Sharonov, M. A., Gerasimova, G. V., & Ilyukhina, G. I. (2020). Service activity. Textbook. Moscow: Publishing house «KnoRus». (In Russ.).
5. Sharonov, M. A., & Sharonova, V. P. (2016). Some aspects of the technology organization of service infrastructure tourism clusters. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki [Basic and applied research of the cooperative sector of the economy], 6, 75-78. (In Russ.).
6. Order of safety of tourism routes in the Russian Federation, RF GOST R 50644-2009 "Tourist services. Requirements provided for tourist's security" (approved and put into effect by the order of the Federal Agency for Technical regulation and Metrology dated on December 15, 2009 N 773-st) (Tourist services. Requirements provided for tourist's security) with changes and additions.
References
SCIENTIFIC JOURNAL
WWW.PHILOSOPH.RJ