Святоха Н.Ю., Филимонова И.Ю.
Оренбургский государственный университет E-mail: filimo-irina@yandex.ru
ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
В статье представлены различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых на сущность и структуру этнического туризма. Разработан авторский вариант классификации этнического туризма, выделены его основные виды. Отмечены ключевые мировые центры этнотуров.
Ключевые слова: этнический туризм, классификация этнотуров, ностальжи-туры, этнографический туризм, джайлоо-туры
Современная индустрия туризма, как одна из высокодоходных отраслей экономики, в последние годы испытывает резкий подъем (рисунок 1), и, по данным Всемирной туристской организации, будет продолжать стремительно расти [1].
К наиболее характерным тенденциям развития туризма в настоящее время можно отнести расширение спектра туристических направлений (рисунок 2), а также диверсификацию туристического продукта. Все более популярными становятся такие виды туризма как экотуризм, агротуризм, экстремальный туризм и т. д. По Van den Berghe [2] любой вид туризма -это, в частности, и форма межэтнических взаимоотношений, следовательно, практически каждый туризм включает в себя элементы этноту-ризма.
В настоящее время во всем мире растет интерес к этнической культуре, и в нашей стране наблюдается рост этнического самосознания. Повышенное внимание уделяется вопросам со-
хранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры [3].
В 2013 году Министерством культуры Российской Федерации был разработан проект Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, согласно которому одной из предпосылок развития этно-куль-турного и познавательного туризма должна стать разработка комплекса мер по поддержанию и развитию традиционных ремесел и промыслов народов России, что соответствует ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России» (2014-2020).
Развитие туризма, в частности этнического туризма, особенно значимо в многонациональных регионах с благоприятными климатическими условиями и богатым историко-культурным наследием [4], [5].
В последнее время появляется много работ, посвященных этническому туризму (например,
11OO
1O5O
1OOO
95O
9OO
85O
8OO
75O
7OO
65O
6OO
со
Ш VO Г' 00 о
<N со
<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N I 1мпнчрдпврг ....линия тренда
Рисунок 1. Динамика международных туристских прибытий, млн. человек (составлено по [1])
Рисунок 2. Среднегодовой (с 2005 по 2012 гг.) прирост международных туристских прибытий,% (составлено по [І])
[6], [7], [8], [9], [10] и др.). Существует большое количество определений этнического туризма (Таблица 1).
Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что в научной среде до сих пор нет единого мнения, о том, что следует понимать под этническим туризмом. Зачастую под этнотуризмом понимают один конкретный его вид.
Существуют разные точки зрения на соотношение этнического и этнографического туризма. Так А.И. Щукин в своем диссертационном исследовании отмечает, что основные участники этнографических туров - люди, профессионально занимающиеся этнографией. В свою очередь участники этнического туризма - широкая аудитория туристов, главной целью которых является удовлетворение духовных потребностей [8]. В.Н. Пресняков и М.А. Жулина считают этнический и этнографический туризм синонимами [19]. В советское время термин «этнический» туризм не использовался, было распространено понятие «этнографический» туризм (связанное с наукой «этнографией»), который и сейчас употребим в научной среде. В иностранной литературе В. Смит отделяет этнический туризм от культурного и исторического [20].
В последнее время стали говорить об этнокультурном, джайлоо, антропологическом туризме, с последним перекликается аборигенный туризм.
В российской и зарубежной научной литературе близким к этнотуризму понятием явля-
ется «культурный туризм» («cultural heritage tourism», «heritage tourism» или «diaspora tourism»). Национальный Фонд Охраны Памятников Истории в США определяет культурный туризм как «посещение исторических мест, а также знакомство с достопримечательностями, отражающими историю человечества» [21]. Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) дает свое определение культурному туризму: «это особый вид туризма, целью которого (среди множества других целей) является также открытие памятников и достопримечательностей» [22].
Наиболее близким понятием к этнотуризму можно, на наш взгляд, считать этнокультурный туризм (ethnocultural tourism) - понятие не часто встречающееся в отечественной литературе [3], [23]. А.Г. Бутузов включает в него этнографический, антропологический, этнический, ностальгический туризм [3].
Подробнее охарактеризуем все перечисленные подвиды этнического туризма (рисунок 3).
Ностальгический туризм, генеалогический туризм (nostalgic tourism, genealogy tourism, ancestral tourism). Этот специфический вид туризма подразумевает либо посещение мест своего рождения, либо мест, где жили предки. Данное направление туризма получило импульс к развитию в 1999 году, когда Британское туристическое управление (BTA) призвало потомков иммигрантов и вывезенных арестантов вернуться на родину и изучить свою родословную [24].
Таблица 1. Подходы к определению категории «этнический туризм»
Этнотуризм - это Источник
часть культурного туризма, который направлен на знакомство с отдельными народами и их изучение с целью культурного или языкового обмена [11], [12]
посещение исторической родины или мест рождения родственников [13], [14]
путешествие, полностью или частично реализуемое с целью посетить сообщество с первобытной культурой [15]
путешествие, мотивированное, прежде всего, контактом с людьми, этническое и/или культурное наследие которых отличается от культурного (и/или этнического) наследия туриста [16]
особая разновидность культурного туризма, подразумевающая любую экскурсию, которая фокусируется в большей степени на людях, а не на природе, а также раскрывает образ жизни местного населения [17]
вид туризма, в котором главная цель для туристов - знакомство с «экзотическими» народами («экзотические» в данном контексте - проживающие в отдаленных от места проживания туриста районах) [18]
В настоящее время этот вид туризма особенно популярен в странах Центральной Европы, где Вторая мировая война привела к массовой миграции населения. Примерами также являются поездки финнов в Карелию, Ленинградскую область, немцев в Калининградскую область, японцев на Сахалин.
Генеалогический туризм согласно исследованиям Университета Иллинойса - один из наиболее быстро растущих секторов туризма. Особенно активно он развивается в Шотландии, куда ежегодно приезжает более 1 млн туристов с целью найти своих родственников [25]. По оценкам экспертов [26] доход шотландской туристической индустрии от реализации активной политики по развитию данного вида туризма в перспективе может составить около 2,4 млрд. долл. США.
Этнографический туризм (ethnographic tourism) осуществляется с познавательной и развлекательной целью, знакомит с культурой и бытом определенного народа, его костюмами, языком, фольклором, традициями, обычаями, этническим творчеством, рассчитан на широкий круг туристов.
Этот вид туризма предусматривает посещение исторических сельских поселений, сохранивших свой планировочный и архитектурный облик, традиционные виды землепользования, элементы народной культуры в повседневной жизни и творчестве людей.
Поселения бывают демонстрационными (где жители на самом деле живут в других населенных пунктах, приходя в поселение на работу) и реальными. Примером демонстрационного поселения может быть деревня племени карен с длинношеими женщинами (Таиланд).
Подобные туристические маршруты существуют во многих странах. Этнографический
туризм широко распространен в мире, туристам предлагается посетить жилища местного населения, попробовать национальные блюда вместе с местными жителями.
Ярким примером может быть посещение бедуинов в Египте, экскурсия включает в себя поездку на квадроциклах, ужин, приготовленный на костре, катание на верблюдах, национальные песни, танцы, участие в церемониях.
Антропологический туризм (anthropological tourism) как одно из направлений этнографического туризма предполагает изучение культур исчезнувших этнических общностей, посещение страны их прежнего проживания с целью знакомства с современной культурой; а также посещение мест компактного проживания народов, находящихся под угрозой исчезновения, и малочисленных народов [3].
Яркими примерами изучения исчезнувших общностей могут быть экскурсии в Перу с целью знакомства с культурой инков, в Крыму - с культурой скифов. Популярны экскурсии к караимам (Крым), находящимся под угрозой исчезновения. В Панаме организуют туры к индейцам племени эмбера.
Аборигенный туризм (aboriginal tourism, indigenous tourism) - вид туризма, в котором коренные народы непосредственно вовлечены в организацию туристической индустрии. Данному виду этнографического туризма посвящены, в частности, работы C. Ryan и M. Aicken [27], C. Notzke [28]. Этнокультурные туры к аборигенам популярны в Австралии, в частности, по южной части страны. Экскурсионная программа проводится коренными жителями Австралии, в ходе 1-5 дневных туров туристы посещают деревни аборигенов, знакомятся с их историей и культурой, а также ос-
f
Этнический о Этнокультурный
туризм туризм
Ностальгический
(генеалогический)
туризм
Этнографический
туризм
Антропологический туризм |<-
_____________ф_____________
Джайлоо-туризм
_____________Ф_____________
Аборигенный туризм )<■
Рисунок З. Классификация этнического туризма
матривают местные природные достопримечательности.
На северном побережье Гондураса общины народа гарифуна организуют туры в свои деревни и знакомят туристов с традиционной рыбацкой культурой, танцами, музыкой и национальной кухней.
В деревне Akha Hill Tribe, расположенной в северной части Таиланда, туристам предлагают остановиться в бамбуковых бунгало с видом на долину, окруженную чайными плантациями, рисовыми полями, водопадами и джунглями. Местные гиды сопровождают гостей поселения на рыбалку, организуют катание на слонах, а также туры к соседним горным племенам. Вся полученная от туриндустрии прибыль остается в местном сообществе и расходуется на развитие образовательной системы.
Джайлоо-туризм - это один из самых молодых подвидов этнического туризма (разновидность этнографического туризма), Название происходит от киргизского слова «джай-лоо», означающего альпийский луг, горное пастбище. Это отдых вдали от благ цивилизации в условиях примитивного быта. Джайлоо-туризм зародился в Кыргызстане в конце 1990-х годов, когда местный туроператор предложил туристам пожить некоторое время в юртах жизнью горного чабана. Первыми джайлоо-туры опробовали туристы из Швейцарии, Германии, Великобритании и России. До настоящего времени Кыргызстан является лидером джайлоо-ту-ризма. Наиболее популярные туристические
маршруты проложены вокруг берегов высокогорного озера Иссык-Куль, примером может быть тур Бишкек - село Корчкорка - Сарала-Саз - Бишкек. Здесь туристы знакомятся с кочевой культурой, национальными играми, катаются на лошадях, учатся ткать ала-киизы и ширдаки - национальные войлочные ковры.
Этнический туризм, представляя собой самостоятельное направление туризма, в российской и зарубежной научной литературе изучен крайне мало по сравнению с такими видами туризма как агротуризм, экотуризм, спортивный туризм и др. Недостаточно внимания уделено вопросам классификации этнотуров, а также географическим особенностям их организации.
Важная специфическая особенность этнического туризма - диверсификация его структуры, обусловленная дифференциацией интересов и потребностей туристов.
На наш взгляд, выделенные нами ностальгический (генеалогический), этнографический, аборигенный (туземный), антропологический и джайлоо-туризм являются частью этнического туризма (этнотуризма), однако его деление на перечисленные виды является условным. Иногда один и тот же тур можно причислить сразу к нескольким видам этнического туризма.
Важно отметить, что туризм является общепризнанной прибыльной отраслью экономики и источником занятости местного населения. Этнотуризм позволяет населению лучше познать как свою, так и культуру других народов и укрепляет толерантные отношения.
26.02.2014
Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Оренбургской области (грант 14-12-56002)
Список литературы:
1. UNWTO Tourism Highlights, 2013 Edition [Electronic resource] // The UNWTO World Tourism Organization [Official website]. URL: http://mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-highlights-2013-edition (accessed: 15.02.2014).
2. Van den Berghe, P. L. (1994). The quest for the other: ethnic tourism in San Cristobal, Mexico. University of Washington Press.
3. Бутузов, А. Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации / А.Г. Бутузов // Сервис в России и за рубежом. - 2009. - №4. - С. 11-15
4. Чепасов, В.И. Forecast days with zero values of the average daily air temperature in the harmonic model of tidal gravity change / В.И. Чепасов, О.Б. Попова, И.А. Подосенова // Вестник Оренбургского государственного университета. - №9 (145), 2012. - С. 156-167.
5. Любичанковский, А.В. Географический и культурологический подходы к дифференциации объектов культурного наследия / А.В. Любичанковский // Вестник Оренбургского государственного университета. - №6, 2008. - С. 17-24.
6. Барлукова, А.В. Методический подход к формированию структуры системы управления этническим туризмом / А.В. Барукова // Известия Иркутской государственной академии, 2010. - №6. Электронный научный журнал. URL: http://eizvestia.isea.ru
7. Севастьянов, Д.В. Предпосылки развития экологического и этнического туризма на северо-западе России / Д.В. Севастьянов, А.И. Щукин // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер.7, Геология. География. 2001. Вып.3. С. 37-43
8. Щукин, А.И. Предпосылки и факторы развития этнического туризма на Северо-Западе Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. геогр. наук / А.И. Щукин. - СПбГУ, СПб., 2002. - 22 с.
9. Wood, R. E. (1984). Ethnic tourism, the state, and cultural change in Southeast Asia. Annals of Tourism Research, 11(3), 353374
10. King, B. (1994). What is ethnic tourism? An Australian perspective. Tourism management, 15(3), 173-176.
11. Биржаков, М.Б. Введение в туризм Изд. 9-е перераб. и доп. / М.Б. Биржаков. - СПб: Издательский дом «Герда», 2007. -576 с.
12. Сундучев, Ч.Б. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма / Ч.Б. Сундучев, Л.В. Хы-шиктуева // Вестник Бурятского государственного университета, 2009. - №2009. - С.53-56
13. Матова, Н.А. Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. [Электронный ресурс] / Н.А. Матова. - Режим доступа: URL: http://tourlib.net/ statti_tourism/malova.htm
14. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
15. Define Ethnotourism [Electronic resource] // Travel Industry Dictionary [Official website]. URL: http://www.travel-industry-dictionary.com/ethnotourism.html (accessed: 15.01.2014).
16. Harron, S., Weiler, B., & Hall, C. M. (1992). Ethnic tourism. Special interest tourism., 83-94.
17. Bolnick, S. (2003). Promoting the culture sector through job creation and small enterprise development in SADC countries: the ethno-tourism industry. ILO.
18. Petroman, I., Petroman, C., Buzatu, C., Marin, D., Dumitrescu, A., Statie, C., & Rus, I. (2011). A Religious and Ethnic Tourism Profile of Europe. Scientific Papers Animal Science and Biotechnologies, 44(2), 490-493.
19. Пресняков, В.Н. Народные промыслы республики Мордовия и этнический туризм / В.Н. Пресняков, М.А. Жулина // География и туризм. Сборник научных трудов. - Пермь, 2010. - С. 156-166
20. Smith V. Hosts and Guests / University of Pennsyvania Press. - Philadelphia, 1977.
21. Heritage Tourism [Electronic resource] // National Trust for Historic Preservation [Official website]. URL: http:// www.preservationnation.org/information-center/economics-of-revitalization/heritage-tourism/#.Uu85ePl_unJ (accessed: 15.01.2014)
22. Charter of Cultural Tourism [Electronic resource] // ICOMOS International Scientific Committee on Cultural Tourism [Official website]. URL: http://www.icomos.org/tourism/tourism_charter.html (accessed: 15.01.2014)
23. Курдюков В. Н., Перспективы развития этнокультурного туризма Байкальского региона / В.Н. Курдюков // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Науки о Земле» 2011. Т. 4. - №2. - С. 151-160.
24. Birtwistle, M. (2013). Genealogy tourism. Niche Tourism, 59.
25. A trip back to your roots / Nick Easen // BBC [Official website]. URL: http://www.bbc.com/travel/feature/20120404-a-trip-back-to-your-roots (accessed: 15.01.2014)
26. Scots firms urged to benefit from ancestral tourism [Electronic resource] / Alistair Munro // The Scotsman [Official website]. URL: http://www.scotsman.com/lifestyle/scots-firms-urged-to-benefit-from-ancestral-tourism-1-3021419 (accessed: 15.01.2014)
27. Ryan, C., & Aicken, M. (Eds.). (2005). Indigenous tourism: The commodification and management of culture. Elsevier.
28. Notzke, C. (2004). Indigenous tourism development in southern Alberta, Canada: Tentative engagement. Journal of Sustainable Tourism, 12(1), 29-54.
Сведения об авторах:
Святоха Наталья Юрьевна, преподаватель кафедры географии и регионоведения Оренбургского государственного университета, е-mail: osugeo@yandex.ru
Филимонова Ирина Юрьевна, доцент кафедры географии и регионоведения Оренбургского государственного университета, кандидат географических наук, доцент
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1407, тел. (3532) 372542, е-mail: filimo-irina@yandex.ru