Научная статья на тему 'Этапы проектирования этномаршрута: из опыта разработки экскурсии к коми-зырянам Тюменской области'

Этапы проектирования этномаршрута: из опыта разработки экскурсии к коми-зырянам Тюменской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
902
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАРШРУТА / ЭТНОЭКСКУРСИЯ / КОМИ-ЗЫРЯНЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ / ETHNIC TOURISM / TOURIST POTENTIAL OF THE REGION / DESIGNING THE ROUTE / ETHNO-EXCURSION / THE KOMIZYRYANS OF TYUMEN REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермакова Елена Евгеньевна

Статья посвящена достаточно новому феномену современной российской туристской практике этническому туризму. Рассматривается дефиниция данного вида туризма, причем автором отмечается, что уместно употреблять соответствующее современным научным тенденциям и мировой практике туризма название «этнический туризм», или «этнотуризм». Предлагается поэтапная научно-методическая разработка авторской экскурсии к коми-зырянам, проживающим в Тюменской области. Выделяются следующие этапы, важные для проектирования этноэкскурсии (на местном материале): анализ рынка этнических туров или экскурсий, реализуемых в Тюменской области; изучение ресурсов региона для создания этномаршрута; выезд на территорию будущего маршрута; изучение литературы и источников по этносу; планирование трассовой экскурсии; планирование экскурсии в месте проживания этноса; финансовые расчеты; апробация маршрута. Приводятся конкретные данные и примеры авторской этноэкскурсии «Наследники первопроходцев: в гости к коми-зырянам Тюменской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF THE ETHNOGRAPHIC ROUTE DESIGN: DEVELOPMENT OF TRIPS TO KOMI-ZYRYANS OF TYUMEN REGION

The article is devoted to the fairly new phenomenon of the modern Russian tourist practice of ethnic tourism. The author examines the definition of this type of tourism, and notes that it is appropriate to use the corresponding modern scientific trends and international practice of tourism called “ethnic tourism” or “ethno-tourism”. The author proposes a stepwise scientific-methodical development of the excursions in the Komi-Zyryans, living in the Tyumen region. There are the following stages which are important for the design of ethno-excursion (based on local material): analysis of the market for ethnic tours or excursions that are implemented in the Tyumen region; the study of resources of the region to create an ethnographic route; departure on the territory of the future route; the study of literature about the ethnic group; planning the route of the tour; planning the tour in the place of the ethnic group residence; financial calculations; testing of route. The article provides specific information and examples of the author’s ethno-excursion “Successors of the firsts discoverers: a visit to the Komi-Zyryans of Tyumen region.

Текст научной работы на тему «Этапы проектирования этномаршрута: из опыта разработки экскурсии к коми-зырянам Тюменской области»

УДК 338.48 001: 10.22412/1993-7768-11-2-2

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭТНОМАРШРУТА: ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ К КОМИ-ЗЫРЯНАМ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ермакова Елена Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры сервиса, туризма и индустрии гостеприимства, [email protected], ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Российская Федерация

Статья посвящена достаточно новому феномену современной российской туристской практике — этническому туризму. Рассматривается дефиниция данного вида туризма, причем автором отмечается, что уместно употреблять соответствующее современным научным тенденциям и мировой практике туризма название «этнический туризм», или «этнотуризм». Предлагается поэтапная на-учно-методическаяразработка авторской экскурсии к коми-зырянам, проживающим в Тюменской области. Выделяются следующие этапы, важные для проектирования этноэкскурсии (на местном материале): анализ рынка этнических туров или экскурсий, реализуемых в Тюменской области; изучение ресурсов региона для создания этномаршрута; выезд на территорию будущего маршрута; изучение литературы и источников по этносу; планирование трассовой экскурсии; планирование экскурсии в месте проживания этноса; финансовые расчеты; апробация маршрута. Приводятся конкретные данные и примеры авторской этноэкскурсии «Наследники первопроходцев: в гости к коми-зырянам Тюменской области.

Ключевые слова: этнический туризм, туристический потенциал региона, проектирование маршрута, этноэкскурсия, коми-зыряне Тюменской области

Российская Федерация — многонациональное государство: на его территории проживают представители более 190 национальностей1. В.А. Тиш-ков отмечает, что для России этнокультурная сложность, или мультикультурность (многонациональ-ность) — это исконное состояние, «единственно возможная форма существования государства» [8, с. 346, 495]. В связи с этим российское этническое разнообразие — «это в большей степени ресурс, а не источник риска» [7, с. 292]. Использовать этот этнический потенциал и сделать из него рыночный продукт — одна из задач, стоящих перед российской туриндустрией. Кроме получения прибыли, здесь можно решить, по меньшей мере, еще одну задачу, государственную — воспитывать толерантность и уважение к другим нациям.

Существование на территории Российской Федерации этнотуризма (синонимы — этногра-

1 Всероссийская перепись населения. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi 1612.htm (дата обращения:10.11.2016).

фический туризм, этнический туризм) как самостоятельного вида туризма зафиксировано самыми разными источниками: от научных тезисов, статей, учебных пособий до материалов в СМИ и номинации «Лучший этнографический маршрут» в рамках всероссийской туристической премии «Маршрут года»2. Однако применив элементарный наукометрический метод, в частности, подсчитав количество публикаций по ключевым словам в научной электронной библиотеке eLI-BRARY.ru, можно отметить немногочисленность материалов по этнографическому туризму: всего системой учтена 271 публикация (для сравнения — при введении термина «экологический туризм» система находит 2347 работ) 3 . О том, что теоретическое изучение, равно как и практическое функционирование данного вида туризма, только оформляется, свидетельствует контент-ана-

2 Конкурс существует с 2014 г., премию по этой номинации вручают с 2015 г.

3 Данные на 16.12.2016.

лиз заголовков публикаций, размещенных в этой библиотеке, где самыми частыми являются такие лексемы, как «перспективы», «развитие» («предпосылки развития») и «возможности». Таким образом, можно констатировать, что этнотуризм — это достаточно новый вид туризма в России как в плане туристской практики и терминологии, так и тех научных и учебно-методологических работ, которые ее обобщают. Для представителей турбиз-неса — это практически не освоенная и относительно свободная ниша для внедрения новых проектов. Для научного сообщества — это интересный и «живой», здесь и сейчас формирующийся материал для исследования и взвешенных рекомендаций по формированию грамотного турпродукта.

С целью адекватного анализа этнического туризма и грамотного проектирования этномаршру-та необходимо рассмотреть его видовое название, а точнее, названия. Этнический туризм, как правило, тесно сочетается с остальными видами туризма и присутствует в комплексном турпродукте, в связи с чем возникает необходимость его чёткого выделения среди большого количества видов туризма. В научно-учебной литературе и туристской практике употребляются три термина с корнем «этн(о)-»: этнографический туризм, этнический туризм, этнотуризм4. Само по себе многообразие терминологического ряда в таксономической практике естественно, когда речь идет о разном содержании, стоящем за разными понятиями. Однако в нашем случае в обозначении содержания того, что стоит за тем или иным «этно» в туристской практике, в специальной литературе нет единства.

Как отмечают Н.Ю. Святоха и И.Ю. Филимонова, до 1991 г. термин «этнический» туризм не использовался, было распространено понятие «этнографический» туризм (связанное с наукой этнографией), который и сейчас употребим в научной среде [6, с. 180]. Кроме «научной среды», термин этнографический туризм упоминается, например, в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)»5 или в вузовском курсе «Этнографический

4 Помимо этих терминов, можно также упомянуть следующие: индигенный туризм (indigenous tourism), аборигенный туризм (aboriginal tourism), джайлоо-туризм, ностальгический туризм (nostalgic tourism), сельский туризм (rural tourism), аграрный туризм (agro-tourism), объект и цель которых прямо или косвенно соприкасаются с объектом и целью этнотуризма, в связи с чем их можно рассматривать или как разновидности этноту-ризма, или как самостоятельные виды туризма.

5 Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и

въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)»

// Ростуризм. URL: http://www.russiatourism.ru/content/27

section/28/detail/28/ (дата обращения: 21.01.2017).

туризм», читаемом студентам-бакалаврам в ряде российских вузов. Действительно, в лексеме «этнографический» явно прочитывается название науки, предмет которой в настоящее время сведен к описанию (фиксации) бытовых особенностей жизни того или иного народа (аналитическая наука, в центре которой стоит этнос, — этнология). То есть в термине «этнографический туризм» можно: 1) «прочитать» наследие советского прошлого и конкретно примордиалистской теории с его центральным понятием «этнос» и наукой этнографией, его изучающей; 2) «увидеть» не соответствующие современной научной повестке ассоциации с устаревшей советской методологией, актуальной для прошлого, но неприемлемой в настоящем.

В последнее время в работах исследователей, посвященных «этно» в туризме, можно встретить термин «этнический туризм», или «этнотуризм»6. Считаем, что именно этим понятиям следует отдавать предпочтение при характеристике туризма, обращенного к тому или иному этносу и этничности. Во-первых, они свободны от груза ассоциаций с конкретной наукой — этнографией (лексически понятие «этнический» связано только с принадлежностью к какому-либо народу с его культурой). Во-вторых, они ближе к понятию этнокультурного туризма (ethnocultural tourism), т.е. того вида туризма, который представлен туристскими практиками как в нашей стране, так и за рубежом (соответственно, понятно, что в зарубежной туристской практике отсутствует понятие «этнографический туризм»). То есть термин «этнический туризм» соответствует мировой практике туризма и больше адаптирован к международной терминологии.

Что может послужить источником для формирования правильного, т.е. адекватного современному туризму, определения такого явления, как этнический туризм? Это прежде всего реальная туристская практика по организации этнотуров, этноэкскурсий или экскурсионных этнотуров.

В мае — июле 2015 г. мною была разработана экскурсия к коми-зырянам — народу, который компактно проживает в нескольких населенных пунктах Тюменской области. Первоначально данный этномаршрут имел скорее учебную цель и был сформирован с целью демонстрации студентам Тюменского государственного университета специфики этнотуризма, но отзывы

6 Научная электронная библиотека elibrary.ru по ключевому слову «этнотуризм» выдает 97 публикаций, по термину «этнический туризм» — 251 работу (на 24.12.2016).

по результатам апробации позволяют считать его еще и успешным бизнес-проектом. В связи с этим в настоящей статье мне хотелось бы поделиться опытом проектирования маршрута для этнического туризма, потому что считаю, что его можно с легкостью экстраполировать и на другие регионы Российской Федерации.

Перечислим этапы проектирования этно-маршрута.

I. Анализ рынка этнических туров или экскурсий, реализуемых в Тюменской области. В первую очередь здесь помогла работа с «первоисточниками» — сайтами, группами в социальных сетях туроператоров по внутреннему туризму, где предлагались готовые турпродукты. Можно было сделать вывод, что ни один турпродукт не удовлетворяет моим представлениям о качественном, полноценном современном этномаршруте. В туристской практике существовали главным образом выезды в музеи, чьи постоянные экспозиции раскрывают специфику русских (с. Нижняя Тавда — «Сибирское подворье», г. Ялуторовск — Ялуторовский острог), сибирских татар (с. Ембаево — музей-заповедник татарской культуры) и коренных народов Тюменского Севера — ханты и манси (Археологический музей-заповедник на оз. Андреевском). Пожалуй, единственной этноэкскурсией в регионе является театрализованная пешеходная экскурсия «Тюмень по-еврейски»7, этого явно недостаточно на рынке туруслуг как города, так и региона. Кроме того, это историческая экскурсия, а не «погружение» в этничность с народом здесь и сейчас.

Был проведен анализ публикаций в СМИ по ключевым словам («этнотуризм в Тюменской области» и подобным). Например, в публикации «Туризм как этно», вышедшей по итогам работы круглого стола по проблеме этнотуризма в регионе, был сделан вывод: «В настоящий момент в этнотуризме Тюменской области нет готовых турпродуктов»8. Некоторые заявления областных чиновников от туризма не соответствовали реальности, например, такие: «Особенным спросом пользуются туры в этнические деревни, где проживают татары, ханты и манси, зыряне и другие народности, сохранившие традиционный быт»9.

7 Тюмень по-еврейски // Мастерская путешествий «Рыжий слон». URL: https://vk.com/market-36400693?w=product-36400693_207005%2Fquery (дата обращения: 12.01.2017).

8 Туризм как этно // Тюменский бизнес-журнал. URL: http:// bmag72.ru/posts/079-turizm-kak-etno (дата обращения: 13.01.2017).

9 Тюменская область привлекает любителей этнотуризма // URL: http://www.travel.ru/news/2012/08/06/204121.html (дата обращения: 15.01.2017).

Изучена конъюнктура туристского рынка региона и России в целом, которая свидетельствовала о том, что мы находимся в идеальной «точке входа» на интенсивно развивающийся рынок внутреннего российского туризма10.

II. Изучение ресурсов региона для создания эт-номаршрута. Опыт участия в экспедициях к народам, проживающим в Тюменской области, конечно, способствовал знанию обстановки в небольших населенных пунктах — деревнях и селах, куда и предполагается отправлять туристов в рамках этномаршрута. Самые главные позитивные моменты следующие:

- существуют населенные пункты, где компактно проживают представители того или иного этноса;

- можно говорить о сохранности основных этнических маркеров (язык, пища, обряды, архитектура) многих этносов региона.

Среди негативных моментов выделим следующие:

- неразвитая инфраструктура препятствует развитию туризма «на местах» (отсутствие точек питания, общественных туалетов, гостиниц — за исключением некоторых райцентров);

- отсутствие опыта приема туристических групп у местного населения и др., есть и другие причины [2, с. 87].

Кроме того, в регионе только в отдаленной перспективе планируется формирование таких мощных туристских аттракторов, как этнопарк или этноде-ревня11. Благодаря им возможно было бы полное «погружение в этничность» и проектирование этно-туров выходного дня или многодневных этнотуров.

В результате изучения ресурсов был определен тот народ, который стал центром нового проекта в тюменском туризме — коми-зыряне. По данным последней переписи населения, в Тюменской области проживает 8469 коми (коми-зырян)12. Меня привлекли неплохое знание этого народа; компактное расселение зырян, причем относительно недалеко от областного центра; хорошая сохран-

10 Президент РФ Владимир Путин провел совещание с членами правительства // Ростуризм. URL: http://www.russiatourism.ru/ news/12036/ (дата обращения: 19.01.2017).

11 В Тюменском районе построят татарскую этнодеревню // Комсомольская правда. 23 декабря 2014 г. URL: http://www. tumen.kp.ru/online/news/1931560/ (дата обращения: 23.12.2016); Туризм как этно // Тюменский бизнес-журнал // http://bmag72. ru/posts/079-turizm-kak-etno (дата обращения: 13.01.2017).

12 Всероссийская перепись населения. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения:10.11.2016).

ность культуры; незнание большинством особенностей этого этноса, а значит, элемент неожиданности и экзотики на маршруте. Самый большой населенный пункт, где проживают коми-зыряне в Тюменской области — село Ивановка Ялуторовского района, расположенное в 130 км от областного центра. Всего в Ивановском сельском поселении проживает 663 человека, вместе с соседними с. Большое Тихвино и д. Малая Тихвина, также основанными коми в середине XIX в.

Города региона в качестве опорных точек маршрута не рассматривались, ввиду следующих причин: необходимости смены обстановки для туриста-горожанина (основная целевая аудитория для маршрута); включения в этнотуризм иных видов туризма — экологического и сельского; «стертой» этничности в тюменской городской агломерации.

III. Выезд на территорию будущего маршрута.

Проектирование этномаршрута, если это не посещение музейной экспозиции, невозможно без участия местного населения. Как правило, в любом населенном пункте — селе или деревне — есть местный актив (лидеры общественного мнения), с представителями которых и необходимо налаживать связи. Как правило, это интеллигенция — учителя, работники культуры, участники фольклорных ансамблей, врачи, фельдшеры, а также государственные служащие, административные работники сельского поселения. Кроме того, по моим наблюдениям, часто это пожилые люди, как правило, женщины пенсионного возраста.

На этом этапе необходимо наладить контакты с лидерами — теми, кто заинтересован в презентации своей этничности, и мотивировать их развивать туризм. Аргументы могут быть самые разные для разной целевой аудитории:

- сохранение национальной культуры, популяризация ее среди молодежи;

- получение финансовой выгоды от деятельности на маршруте (участие в мастер-классах, приготовление пищи, реализация сувениров и др.);

- медийная известность населенного пункта, т.к. журналисты будут рассказывать об этом маршруте («минута славы»);

- программа развития Тюменской области и каждого муниципалитета, формирование благоприятного инвестиционного климата, о чем неоднократно говорил губернатор В.В. Якушев в своих выступлениях13.

13 Послания губернатора // Губернатор Тюменской области. URL: http://gubernator.admtyumen.ru/governor_to/ru/interviews/ messages.htm (дата обращения: 15.01.2017).

IV. Изучение литературы и источников по этносу.

Этнический маршрут должен строиться на научной основе, поэтому необходимы подбор и изучение литературы по выбранному народу. Современные источники получения информации способствуют быстрому нахождению необходимых источников, практически не выходя из дома. Например, в библиотеке eLIBRARY.ru по поисковому запросу «коми» и «коми-зыряне» можно ознакомиться с 97 работами, часть из которых описывает культуру коми-зырян, проживающих в Тюменской области. Кроме того, после предварительного ознакомления с литературой можно воспользоваться консультацией этнологов, занимающихся изучением конкретного этноса.

Изучение научной литературы поможет в проектировании интерактивных мероприятий на маршруте. Например, одна из статей [5] подтолкнула к созданию интерактивной викторины «Как тучи развести граблями». Как отмечают этнографы, «у земледельческих групп коми, расселенных в более южных районах в бассейне Тобола и Иртыша, применялись способы борьбы с засухой и вызывания дождя либо остановки затяжных осадков, отведения грозы, вихря. Ритуальные действия проводили, как правило, индивидуально, в случае сильных бедствий (пожара или засухи) у всех групп коми практиковалось коллективное воздействие. Основные приемы — заговоры, использование острых предметов, поливание могил утопленников, замачивание могильного креста, табуирование некоторых действий, а также молебны, крестные ходы, использование церковной атрибутики и др.» [5, с. 146]. Для викторины около амбара частной усадьбы разложен реквизит: кочерга, грабли, вилы, окрашенные куриные яйца, литовка, ухват, икона, ведро с водой, лягушка (игрушка), ведро с тряпкой для мытья пола, ведро с ветками и водой и др. С помощью некоторых из этих предметов коми и воздействовали на погоду. Экскурсантам дается задание: определить, с помощью каких предметов происходило «управление» погодой и показать, как это происходило. Далее экскурсовод просит: остановить пожар, вихрь, дождь, вызвать дождь и определить погоду на завтра. Например, чтобы остановить вихрь, использовали вилы, направляя их зубьями навстречу крутящейся воронке ветра: «Когда вихрь сильный идет, вихрь крутит вот, прошлый год даже это бьло, П.З. пошел вилами навстречу. Когда вихрь поднимается и сено уносит через

речку на ту сторону, тогда надо вилами навстречу или чем-то острым. Навстречу делали» [5, с. 150]. Экскурсанты живо откликались на задание, причем некоторые дополняли ответы, передавая свои воспоминания о практиках воздействия на погодные явления.

В результате изучения источников, общения с местным населением и осмотра объектов сформировалась программа туристского путешествия — план последовательных мероприятий с указанием времени пребывания в пункте остановки, определением мест/объектов туристского интереса с целью их осмотра (экскурсии), питания, перемещения на маршруте. Исходной и конечной точками маршрута туристского путешествия стал г. Тюмень, цель путешествия — с. Ивановка.

V. Планирование трассовой экскурсии.

Переезд из г. Тюмени в с. Ивановку занимает чуть больше двух часов по отличной асфальтированной дороге. Во вступительной части экскурсии во время переезда экскурсовод знакомится с группой, сообщает о санитарных условиях поездки, рассказывает о специфике этноэкскурсии, а также о правилах поведения на частных подворьях. Впрочем, некоторое понимание специфики экскурсии сложилось у экскурсантов благодаря рекламным листовкам с таким текстом: «Почему этнографическая? Мы побываем в гостях у уникального народа — коми-зырян. Его по праву можно назвать народом-первопроходцем, народом-пионером: ведь первыми, задолго до прихода русских, за «Камень» начали ходить зыряне. Уже в 19 веке коми-зырянами было основано село с поэтичным названием Ивановка, куда и пролегает наш маршрут. Коми бережно сохраняли и передавали потомкам свой поэтичный язык, православную веру, приемы деревянного зодчества, национальные блюда, зажигательные и мелодичные песни, неповторимые праздники, среди которых главный — Иван Купала (в честь него и получило название поселение). Из простых, обыденных вещей зыряне умеют создать настоящую красоту и праздник!».

Основная часть рассказа посвящена этнической истории Тюменской области: сообщается о том, когда и кем происходило заселение региона в доисторическую эпоху и в наше время. Материал этот достаточно сложный, поэтому строгие научные факты перемежаются с «легкими» обобщающими конструкциями-переходами, например: «На территории Тюменской области были открыты следы многих исчезнувших народов и культур. Как вы понимаете, здесь условное поня-

тие границ — конечно, в палеолите не было ни Тюменской, ни Пратюменской или Палеотюменской областей. Границ не было вообще, и паспортов, и свидетельств о рождении, миграционной службы и обязательного экзамена на знание русского языка. Поэтому наши границы — это территория Западной Сибири (чего там мельчить!?). Хотя, в отличие от сегодняшних мигрантов, мигранты древние не очень жаловали наш регион: не было камня — это был дефицитный товар. Однако отдельные смельчаки проникали и сюда».

Затем идет речь уже непосредственно о коми-зырянах. Хотя точные сведения о начале проникновения коми за Урал отсутствуют, «однако многие исследователи полагают, что они давно знали «чрезкаменные» пути, по которым коми охотники на пушного зверя ходили далеко на восток — до бассейна Оби и далее». Например, коми-зыряне «принимали активное участие в военных походах на «югру» в составе новгородских и московских ратей в XII—XV вв. Коми выполняли функцию проводников, переводчиков, способных быстро и безопасно вступать в контакты с угро-самодийским населением» [4, с. 4]. По этим фактам названа и экскурсия — «Наследники первопроходцев: в гости к коми-зырянам Тюменской области». В дальнейшем в ходе трассовой экскурсии сообщаются сведения о численном составе коми в РФ, этнографических группах, этногенезе, территории их проживания, языке, характере этого народа и др. Далее идет речь о переселении коми в Западную Сибирь, местах их компактного проживания в Тюменской области, некоторых чертах культуры и быта, фамильном составе. С целью переключения внимания происходит и знакомство с фольклорно-песенным творчеством коми (включаю аудиозаписи песен «Марьямоль», «Зиль-зёль» и др.).

VI. Планирование экскурсии в месте проживания этноса.

В связи с тем, что этноэкскурсии — это инновационный продукт на российском рынке турус-луг, практика его обобщения в научных работах недостаточна. Было известно и понятно, что, как правило, такие экскурсии включают посещение этнографического объекта — музея с этнографической экспозицией, исполнение фольклорным коллективом народных песен и угощение национальными блюдами, иногда с мастер-классом по их приготовлению. В итоге маршрут экскурсии, объекты показа на нем и мероприятия выглядят следующим образом в хронологическом порядке с хронометражем.

1. Посещение краеведческого музея в Ивановской СОШ (филиал МАОУ «Новоатьялов-ская СОШ»). Рассказ об истории коми-зырян ведет создатель музея, краевед Л.Ф. Ворсина (рис. 1). 10 минут.

2. Интерактивное мероприятие «Урок коми-зырянского языка» в школьном классе. Каждый экскурсант становится учеником 1 «А» класса зырянской школы и постигает самые главные слова на коми-языке, а строгая, но добрая учительница в лице бывшего педа-

гога начальных классов Л.Ф. Ворсиной в конце «урока» проверяет тетради и ставит отметку. В конце урока учительница каждому выдает распечатанный текст частушки на коми-языке с переводом на русский — в классе экскурсанты ее читают, а в конце на встрече с фольклорным коллективом исполняют. Экскурсанты отмечали, что погружение в прошлое — а ведь все когда-то были учениками 1 класса! — один из самых удачных моментов экскурсии (рис. 2)14. 20 минут.

Рис. 1. В музее коми-культуры. Фото автора Fig. 1. In the Museum of the Komi culture. Photo by the author

Рис. 2. Урок коми-языка. Фото автора Fig. 2. The lesson of the Komi language. Photo by the author

14 Урок можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/ watch?v=EwzdyGQcHyI.

3. Переход из школы на ул. Большая и посещение частной усадьбы (Большая, 65), где сохранился амбар с сусеками. Заранее в сусеки хозяйка подворья насыпает зерно (пшеницу и овес), так что каждый экскурсант может, как в сказке, «по амбару помести, по сусекам поскрести». В амбаре также размещены предметы деревенского быта, а чтобы было светло, хозяйка зажигает керосиновую лампу. Кроме этого, экскурсантам предлагается залезть на сеновал и полежать на мягком и душистом сене под ретро-музыку. 15 минут.

4. На этой же усадьбе проходит интерактивная викторина «Как тучу развести граблями». О ней см. выше. 5 минут.

5. Пешеходная экскурсия по улице села и осмотр этнографических объектов — усадебных комплексов коми. Один из них — усадьба Гановых (ул. Большая, 24), построенная в 1901 г. — объект культурного наследия Ялуторовского района15. Дому Гановых присущи архаические черты жилища коми-зырян: высокое крыльцо, деление дома на летнюю и зимнюю половины и др. [3, с. 461]. В настоящее время дом является нежилым, доступ в него ограничен, однако возможен внешний осмотр строений усадьбы. Кроме усадьбы, в селе сохранились постройки XIX в.: один из первых домов села с односкатной крышей (ул. Большая, 20) и дом на ул. Большая, 57, построенный в 1860-е гг. По воспоминаниям старожилов, в этом доме мог останавливаться Григорий Распутин. По приезде в Ивановку Григорий Ефимович «любил париться в баньке, пить чай и сажать на колени молодых вдовушек» (воспоминания Р.Д. Мишариной). В ходе пешеходной экскурсии заходим также в выстроенную заново церковь Иоанна Предтечи Крестителя Господня. 20 минут.

6. В конце пешеходной историко-архитек-турной прогулки заходим еще на одну частную усадьбу (ул. Большая, 6). В этом доме первый этаж при перекатке хозяева сделали подпольем, так что размеры его позволяют вместиться в этом «лабиринте» практически всей группе (в дом не заходим, т.к. вход в подполье есть и со двора). Поскольку хозяева занимались извозом, то до сих пор в подполье можно увидеть отверстия в стене для втулок (палок), на которые вешали сбрую (вожжи, седёлки, хомуты,

15 Объекты культурного наследия Ялуторовского района // Тюменская область. Официальный портал органов государственной власти. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/society/culture/ object2/cultura_yalut_raion.htm (дата обращения: 12.01.2017).

уздечки, дуги). Однако наряду с осмотром впечатляющего сооружения экскурсанты кормят домового — керка олысь, ведь у коми до сих пор сохранились верования в этого мифологического персонажа. Желающим выдается угощение для домового — хлеб и водка, и сообщается, что лучше положить их в углах подполья [1, с. 152]. На подворье проходит мастер-класс по изготовлению традиционного для коми иван-чая с дегустацией напитка (в период цветения растения). 20 минут.

7. Встреча в клубе с фольклорным коллективом «Зыряночка». Коллектив в нарядных традиционных костюмах исполняет песни на коми-языке, организует шуточную игру под гармонь «Поцелуй под платочком» (вокруг двух ведущих, держащих над собой платки, образуется два круга, участники стоят лицом друг к другу; во время исполнения мелодии круги движутся, когда мелодия останавливается — тех, кто оказался рядом, ведущие накрывают платками, и они должны обняться и поцеловать друг друга). Так как экскурсия проходит в основном в летний период, туристы могут под руководством местных девушек сплести себе венок (из трав, иван-чая, березовых веток) и сфотографироваться с ним (рис. 3). 30 минут.

8. Обед с блюдами национальной кухни проходит в клубе (в селе нет точки общепита). По договоренности, умеющая хорошо готовить жительница села накрывает стол, обслуживает во время принятия пищи, убирает. В меню входят: первое блюдо — окрошка с мясом на квасе и сыворотке, традиционный для коми рыбный пирог черинянь, пироги с ягодами — местными дикоросами (брусника, клюква), травяной чай, сезонные ягоды с домашними сливками. 30 минут.

9. В конце маршрута экскурсантам выдается ленточка, повязывая которую на «Туристском дереве счастья» они загадывают желание. Кроме того, местные мастера изготавливают сувениры, в т.ч. популярные «магнитики» с видами села, которые можно приобрести на память об экскурсии. 10 минут.

Продолжительность экскурсии — 3 часа.

VII. Финансовые расчеты.

Финансовый расчет этой экскурсии включает несколько составляющих:

1) транспортные расходы;

2) оплата услуг экскурсовода;

3) оплата услуг принимающей стороны (жителей с. Ивановка и муниципальных учреждений).

Если первые два пункта не требуют особых комментариев (расценки на их услуги зависят от километража и времени ожидания группы — транспорт, почасовая оплата трассовой и обычной экскурсии — экскурсовод), то расчеты по последнему пункту вызвали некоторые затруднения, т.к. сюда входят следующие вознаграждения:

- школе (за посещение, в т.ч. пользование туалетом, музей, классный кабинет для урока);

- учителю за урок в школе;

- хозяевам за посещение двух частных подворий;

- повару за услуги питания (приготовление, сервировка, уборка, одноразовая посуда, продукты);

- фольклорному ансамблю за культурную программу;

- юным мастерицам за мастер-класс по плетению венков.

Оплата принимающей стороне оговаривается индивидуально, за исключением услуг школы и фольклорного ансамбля, потому что они относятся к государственным организациям — отделам образования и культуры. С ними заключены два договора, имеющих юридическую силу.

VIII. Апробация маршрута.

После планирования экскурсия прошла апробацию. В результате внесены некоторые коррективы: например, упрощен текст трассовой экскурсии, добавлены некоторые объекты (сеновал) и мастер-класс по изготовлению иван-чая. По итогам была проведена пресс-конференция для СМИ, которые активно откликнулись на новый турпродукт 16.

Конечно, в статье изложены лишь основные моменты по организации экскурсии к коми-зырянам, проживающим в с. Ивановка Тюменской области. По отзывам экскурсантов, погружение в этномир оставляет позитивное впечатление. Однако я как организатор вижу и перспективу данного проекта: оборудование отдельного помещения для принятия пищи, размещение памятных табличек на домах (например, на доме, где останавливался Г. Распутин), постановка верстового знака для фотографирования. Кроме практической реализации, данный этномарш-рут служит материалом для студентов, обучающихся по направлению «Туризм» в Тюменском государственном университете, на основании которого учащиеся проектируют новые этно-маршруты.

16 В Тюмени презентовали первый полноценный этнографический маршрут // Вести^и. URL: http://wwwvesti.ru/doc.html?id=2763979 (дата обращения: 09.01.2017); Видеосюжет «Погружение в этномир» // URL: https://www.youtube.com/watch?v=J-l0Eflj1GQ (дата обращения: 11.01.2017); Первая этнографическая экскурсия разработана в Тюменской области // Интерфакс. Туризм. URL: http://tourism. interfax.ru/ru/news/articles/34443 (дата обращения: 05.01.2017); Туристы отправятся в Ялуторовск по следам коми-зырян // Аргументы и факты. URL: http://www.tmn.aif.ru/culture/turisty_otpravyatsya_v_yalutorovsk_po_sledam_komi-zyryan (дата обращения: 10.01.2017); Ученые разработали первый этнографический маршрут для Тюменской области // ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/ ural-news/3354811 (дата обращения: 21.01.2017); Шарова И. На выходные в поселение коми-зырян: экскурсия в мир уникального народа // Региональный интернет-портал «Наш город». URL: http://wwwnashgorod.ru/otdih/guide/news90562.html (дата обращения: 12.11.2016) и др.

Литература

1. Байдуж М.И., Лискевич Н.А., Машарипова А.Х. Традиционные представления о домовом у коми юга Западной Сибири // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 3. С. 148—155.

2. Киросова Т.А., Шубницына Е.И. Этнографическая составляющая внутреннего туризма как составляющая инновационного развития Республики Коми // Финно-угорский мир. 2011. № 2/3. С. 86—89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области: иллюстрированный научно-практический каталог. Тюмень: Изд-во «Искусство», 2008. 488 с.

4. Королев К.С. Предки коми в Зауралье (по археологическим данным) // Историческая демография. 2014. № 1. С. 4-6.

5. Лискевич Н.А., Машарипова А.Х. Практики воздействия на погоду и защиты от стихийных бедствий у коми Западной Сибири // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2015. № 3. С. 146-153.

6. Святоха Н.Ю., Филимонова И.Ю. Подходы к классификации этнического туризма // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 6. С. 179-183.

7. Тишков В.А. Языки нации // Вестник РАН. Т 86. 2016. № 4. С. 291-303.

8. Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М.: Наука, 2013.

STAGES OF THE ETHNOGRAPHIC ROUTE DESIGN: DEVELOPMENT OF TRIPS TO KOMI-ZYRYANS OF TYUMEN REGION

Elena E. Ermakova, Cand. Sci. (Philology), Associate Prof., [email protected] Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation

The article is devoted to the fairly new phenomenon of the modern Russian tourist practice of ethnic tourism. The author examines the definition of this type of tourism, and notes that it is appropriate to use the corresponding modern scientific trends and international practice of tourism called "ethnic tourism" or "ethno-tourism". The author proposes a stepwise scientific-methodical development of the excursions in the Komi-Zyryans, living in the Tyumen region. There are the following stages which are important for the design of ethno-excursion (based on local material): analysis of the market for ethnic tours or excursions that are implemented in the Tyumen region; the study of resources of the region to create an ethnographic route; departure on the territory of the future route; the study of literature about the ethnic group; planning the route of the tour; planning the tour in the place of the ethnic group residence; financial calculations; testing of route. The article provides specific information and examples of the author's ethno-excursion "Successors of the firsts discoverers: a visit to the Komi-Zyryans of Tyumen region.

Keywords: ethnic tourism, tourist potential of the region, designing the route, ethno-excursion, the Komi-Zyryans of Tyumen region

References

1. Bajduzh M.I., Liskevich N.A., Masharipova A.H., Traditional notions of home from the South of Western Siberia. Vestnik arheologii, antropologii i jetnografii, no. 3, 2013, pp. 148—155. (In Russ.).

2. Kirosova T.A., Shubnicyna E.I., The ethnographic component of domestic tourism as a component of innovation development of the Komi Republic. Finno-ugorskij mir, no. 2/3, 2011, pp. 86—89. (In Russ.).

3. Kozlova-Afanas'eva E.M., The architectural heritage of the Tyumen region: an illustrated scientific-practical directory [Arhitekturnoe nasledie Tjumenskoj oblasti: illjustrirovannyj nauchno-prakticheskij katalog]. Tyumen: Izd-vo «Iskusstvo», 2008. 488 p. (In Russ.).

4. Korolev K.S., The ancestors of the Komi Republic in the Urals (according to archaeological data). Istoricheskaja demografija, no. 1, 2014, pp. 4—6. (In Russ.).

5. Liskevich N.A., Masharipova A.H., Practices of influencing weather and natural disasters with different ethnoareal Komi groups. Vestnik arheologii, antropologii i jetnografii, no. 3, 2015, pp. 146—153. (In Russ.).

6. Svjatoha N. Ju., Filimonova I. Ju., Ethnic tourism: essence approaches to classification, world experience. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 6, 2014, pp. 179—183. (In Russ.).

7. Tishkov V.A., Languages of the nation. Vestnik RAN, vol. 86, no. 4, 2016, pp. 291-303. (In Russ.).

8. Tishkov V.A., Russian people: the history and meaning of national identity [Rossijskij narod: istorija i smysl nacional'nogo samosoznanija]. Moscow: Nauka, 2013. (In Russ.).

Для цитирования:

Ермакова Е.Е. Этапы проектирования этномаршрута: из опыта разработки экскурсии к коми-зырянам Тюменской области // Сервис plus. Т. 11. 2017. № 2. С. 12-21. DOI: 10.22412/1993-7768-11-2-2. Дата поступления статьи: 25.01.2017.

For citations:

Ermakova E.E., Stages of the ethnographic route design: development of trips to Komi-Zyryans of Tyumen region. Servis plus, vol. 11, no. 2, 2017, pp. 12-21. DOI: 10.22412/1993-7768-11-2-2. Received on January 1st, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.