Научная статья на тему 'Оценка состояния туристского продукта в Камчатском крае'

Оценка состояния туристского продукта в Камчатском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / КАМЧАТСКИЙ КРАЙ / ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ ТУРИЗМА / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ТУРИСТ / ТУРИСТСКАЯ ФИРМА / УНИКАЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогалева Н.Л.

В данной статье рассматривается рынок туризма Камчатского края, представлены результаты оценка основных показателей туризма Камчатского края, определяются и графически отображаются их темпы прироста, что в дальнейшем формирует портрет рынка туризма Камчатки. Далее в статье представлены результаты маркетингового исследования целью которого являлось определение особенностей туристского продукта для развития и продвижения этих продуктов на внутренний, внешний и международный рынки. Маркетинговое исследование также определило преимущества и недостатки потребительских свойств туристского продукта Камчатского края, в частности это отдаленность региона и высокие цены на экскурсии. Преимуществами туристского продукта Камчатского являются насыщенность разнообразие экскурсионных программ от стационарного отдыха до эксклюзивных туров, представленных охотничьими и рыболовными программами, конными, орнитологическими путешествиями, круизами по Авачинской бухте, дайвингом. Туристические маршруты создаются с учетом их познавательной ценности. В списке туристических возможностей имеются: восхождения на вулканы и горные вершины, горнолыжный туризм, спуск с вулканов с применением вертолетов, дайвинг, рафтинг по горным и равнинным рекам совмещенный со спортивно-любительской рыбалкой, треккинг, экотуризм, фотосафари, экскурсии и морские экспедиции на Командорские и Курильские острова, облеты действующих вулканов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния туристского продукта в Камчатском крае»

Оценка состояния туристского продукта в Камчатском крае

Рогалева Надежда Леонидовна

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Экономика», Камчатский государственный технический университет (Камчат-ГТУ), nadya.6425@mail.ru

В данной статье рассматривается рынок туризма Камчатского края, представлены результаты оценка основных показателей туризма Камчатского края, определяются и графически отображаются их темпы прироста, что в дальнейшем формирует портрет рынка туризма Камчатки. Далее в статье представлены результаты маркетингового исследования целью которого являлось определение особенностей туристского продукта для развития и продвижения этих продуктов на внутренний, внешний и международный рынки. Маркетинговое исследование также определило преимущества и недостатки потребительских свойств туристского продукта Камчатского края, в частности это отдаленность региона и высокие цены на экскурсии. Преимуществами туристского продукта Камчатского являются насыщенность разнообразие экскурсионных программ от стационарного отдыха до эксклюзивных туров, представленных охотничьими и рыболовными программами, конными, орнитологическими путешествиями, круизами по Авачин-ской бухте, дайвингом. Туристические маршруты создаются с учетом их познавательной ценности. В списке туристических возможностей имеются: восхождения на вулканы и горные вершины, горнолыжный туризм, спуск с вулканов с применением вертолетов, дайвинг, рафтинг по горным и равнинным рекам совмещенный со спортивно-любительской рыбалкой, треккинг, экотуризм, фотосафари, экскурсии и морские экспедиции на Командорские и Курильские острова, облеты действующих вулканов. Ключевые слова: туризм, туристский продукт, Камчатский край, показатели отрасли туризма, факторы развития туризма, территория опережающего развития, турист, туристская фирма, уникальность туристского продукта.

Развитие внутреннего и въездного туризма в регионах России происходит неравномерно в связи с местной спецификой территорий и их природного и социально-экономического потенциала, туристской привлекательности конкретной дестинации.

Северные и дальневосточные регионы являются труднодоступными, а поэтому дорогими туристскими направлениями. Неразвитость инфраструктуры и сезонность спроса сдерживают рост индустрии туризма, не позволяют привлекать инвестиции в развитие северных и дальневосточных туристских территорий.

Уникальное положение Камчатского полуострова, с одной стороны, обусловливает природный потенциал, а с другой - является сдерживающим фактором развития туризма. Отсутствие наземных транспортных коммуникаций с другими регионами и удаленность края негативно отражаются на входных и внутренних этапах стоимостной цепи туристского продукта. Помимо транспорта, туристская сезонность и низкий среднегодовой коэффициент загрузки гостиниц ограничивают развитие индустрии гостеприимства, а недостаток средств размещения в высокий сезон приводит к «разогреву» рынка и, как правило, к несоответствию цены качеству предоставляемых услуг. Вместе с тем спрос на камчатское направление продолжает расти, а по версии журнала «МайопаЮеодгарЫсТше1ег», Камчатский край вошел в тройку самых желанных туристских направлений 2012 года.

Основные показатели отрасли туризма Камчатского края за 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годы представлены в таблице 1.

Для более полного представления основных показателей туризма Камчатского края был посчитан темп прироста.

В последние годы количество туристов, посетивших Камчатку, неизменно увеличивается. Так в 2012 году полуостров посетило 54 900 туристов, что на 3,78% больше, чем в предыдущем году, в 2013 - 59 300 и 8,01%, в 2014 - 66500 и 12,14%, соответственно. 2015 год стал рекордным для Камчатки по посещаемости.По сравнению с 2014 годом число гостей увеличилось почти в 3 раза (темп прироста составил 176,46%).

Несмотря на общий рост туристской посещаемости Камчатки в наблюдаемый период численность иностранных гостей в 2012 году снизилась по сравнению с предыдущим годом на 6,79%. В 2013 и 2014 годах ситуация стабилизировалась и прирост

Таблица 1

Основные показатели отрасли туризма Камчатского края за 2011 - 2015 гг.

Источник: Камчатский статистический ежегодник. - Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2016.

462 с.

1 Указатель 2011 2012 2013 2014 2015

Количество туристов, посетивших Камчатку, чел. 52 900 54 900 59 300 66 500 183850

из них иностранных туристов 10 300 9 600 11 400 14 500 14 ООО

Число туристских фирм (на конец года) 68 66 68 82 79

Число реализованных населению туристских пакетов 8750 10179 11116 10459 9101

Число гостиниц и аналогичных средств размещения 36 38 50 47 46

Число санаториев и пансионатов для лечения 2 2 2 2 2

Число баз отдыха и туристских баз 8 10 11 10 8

Единовременная вместимость гостиниц и аналогичных средств размещения, мест 1203 1199 1472 1436 1422

Число организаций кул ьту pi го-досурового типа 82 82 80 80 80

О À

es

S

i? 2

см см £

Б

а

2 ©

составил 18,75% и 27,19%, соответственно. Однако в 2015 году число туристов из-за рубежа, посетивших Камчатку, снизилось на 3,44%.

Туристская фирма - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие сбыт туристических услуг, что особенно актуально для иностранных туристов, которым трудно самостоятельно ориентироваться на Камчатском рынке туристских услуг. Поэтому показатель «число туристских фирм» напрямую связан с показателем «численность иностранных туристов». Так число туристских фирм, осуществляющих деятельность на Камчатке, в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилась на 2,94%. В 2013 и 2014 годах наблюдался рост на 3,03% и 20,58%, соответственно, а в 2015 году - снижение на 3,65%.

Несмотря на снижение числа туристских фирм в 2012 году, количество реализованных туристских пакетов населению выросло на 2,94%.В 2013 году рост составил 16,33%,в 2014 году - снижение на 5,91%, в 2015 - на 12,98%.

В 2012 году на Камчатке функционировало 38 гостиниц и аналогичных средств размещения, что на 5,55% больше, чем в 2011 году. В 2013 году их число выросло почти на треть и составило 50 единиц. Начиная с 2014 года, наблюдался спад (в 2014 году на 6,00%, в 2015 году - на 2,12%).

В период с 2011 по 2015 годы на полуострове работало 2 санатория и пансионата для лечения.

В 2012 году число баз отдыха и туристских баз по сравнению с предыдущим годом выросло на четверть, в 2013 году рост замедлился и составил 10,00%. В 2014 году число баз отдыха и туристских баз снизилось на 9,09%, в 2015 году - 20,00%.

Единовременная вместимость гостиниц и аналогичных средств размещения ежегодно падала. Исключение составил 2013 год, в котором наблюдался рост на 22,76%. Наибольшее падение зафиксировано в 2014 году (на 2,44%).

В 2011 -2015 годах число организаций культурно-досугового типа почти не менялось и на конец 2015 года составило 80 единиц (в 2013 году произошло снижение на 2 единицы).

Важным аспектом, влияющим на поток туристов на полуостров, является стоимость услуг. Отдых на Камчатке недешевое удовольствие, что ограничивает многих людей, желающих увидеть неповторимую природу. По результатам мониторинга электронных ресурсов турис-

200,00% 180,00% 160,00% 140,00% 120,00% 100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

2012 год 2013 год 2014 год

Рис. 1. Прирост туристов посетивших Камчатку, в процентах

176,46%

2015 год

27,19%

30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

2012 г/д -5,00% /

-6,79%

-10,00%

Рис. 2. Прирост иностранных туристов посетивших Камчатку, в процентах

Рис. 3. Прирост туристских фирм, в процентах

Рис. 4. Прирост реализованных туристских пакетов населению, в процентах

35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00% -5,00% -10,00%

31,57%

2012 год

2013 год

■6,00%

Рис. 5. Прирост гостиниц и аналогичных средств размещения, в процентах

30,00%

25,00% 4*^25,00%

20,00% 15,00%

10,00%----^¡10,00%-

5,00% 0,00%

-5,00% 2012 год 2013 год

-10,00« -15,00% -20,00% -25,00%

Рис. 6. Прирост баз отдыха и туристских баз, в процентах

314 год

2015 год

-9,09%

-20,00%

25,00% 20,00% 15,00%

10,00%

5,00% 0,00%

22,76%

2012 год

2013 год

-2,44%

-5,00%

Рис. 7. Прирост единовременной вместимости гостиниц и аналогичных средств размещения, в процентах

-3,00%

Рис. 8. Прирост организаций культурно-досугового типа, в процентах

тских компаний Камчатского края можно дать приблизительную оценку средней стоимости туров и экскурсий [26; 40; 41; 42; 43; 44].

Средняя минимальная и максимальная стоимость популярных туров и экскурсий по Камчатскому краю приведена на рис. 9.

Средняя стоимость туров и экскурсий на Камчатке имеет большой разброс, в зависимости от длительности, транспорта, места проживания, количества обслуживающего персонала и числа экскурсионных объектов. Высокая стоимость отдельных туров и экскурсий в основном обусловлена отдаленностью и труднодоступностью объектов посещения, что подразумевает дорогостоящий трансфер.

В период с ноября 2016 года по февраль 2017 года было проведено маркетинговое исследование, объектом которого явились предпочтения потребителей туристских услуг в Камчатском крае. В ходе маркетингового исследования было опрошено 100 жителей Камчатского края. Анкета в приложении в.

В результате опроса было выявлено, что больше половины опрошенных респондентов (60%) хотели бы посетить Долину гейзеров, 43% - вулкан Мутновс-кий, 17% - Командорские острова, 14% -Голубые озера. Менее привлекательными местами отдыха для камчадалов стали -Авачинский вулкан (10%),Курильское озеро (10%) и вулкан Горелый (8%).

Любой тур, как правило, включает комплекс различных туристических услуг, предоставляемых туристу. В число таких услуг входят:

• организация питания;

• экскурсионное обслуживание;

• организация проживания туриста;

• обеспечение транспортного обслуживания.

В результате анкетирования мы выяснили значимость отдельных составляющих тура. Учитывая особенности Камчатского туризма, наиболее высоко по значимости респонденты оценили безопасность и наличие гида (5 баллов), на втором месте достаточное количество времени для осмотра объектов, большое количество экскурсионных объектов, наличие комфортабельного транспорта (4 балла). Далее следуют питание (3 балла) и условия проживания (2 балла).

По качеству оказываемых услуг оценки распределились несколько иначе. Самая высокая средняя оценка была выставлена компетенции гида -4 балла. На 3 балла оценено питание, комфортабель-

О £

ю

5

2

сч сч £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б

а

2 ©

ность транспорта, условия проживания и безопасность.

Большинство жителей Камчатского края путешествуют 1 раз в два года и ежегодно (34%). 17% респондентов за последние два года путешествовали 3 раза, 6% - 4 раза, 5% - более 4 раз. И только 4% не путешествовали.

Наиболее предпочтительным видом туризма для респондентов стал пляжный, его отметили 29% опрашиваемых. 18% респондентов выбрали лечебно-оздоровительный туризм, 13% - культурно-познавательный, по 10% пришлось на событийный и экологический виды туризма, по 7% -на круизный и приключенческий, по 3% - на спортивный и гастрономический. Следует отметить, что образовательный и религиозный виды туризма не заинтересовали никого из опрошенных.

На тур по Камчатскому краю 38% его жителей готовы потратить от 5 до10 тыс. рублей, 21% - от 11до 25 тыс. рублей, и такое же количество людей - от 26 до 50 тыс. рублей. 16% респондентов могут потратить на тур от 51 до 100 тыс. рублей, а тур, стоимостью более 100 тыс. рублей могут позволить себе лишь 4% опрошенных.

Учитывая отдаленность и труднодо-ступность многих Камчатских достопримечательностей, 68% респондентов предпочитают путешествовать с гидом, 32% -самостоятельно.

Как выявил наш опрос, большинство респондентов (40%) путешествуют вдвоем, 37% - с семьей, 14% - в компании друзей, 9% - в одиночку.

74% опрошенных составили женщины. 39% респондентов - молодежь в возрасте 18-25 лет, 29% - люди в возрасте 36-45 лет, 14% - в возрасте 46-60 лет и по 9% пришлось на возрастные категории 26-35 лет и старше 60 лет.

Подводя итог маркетингового исследования, можно сказать, что для жителей Камчатского края самым привлекательным объектом посещения оказалась Долина гейзеров, что обусловлено уникальным явлением природы, которое очень редко встречается в мире.

Учитывая сложные природные условия Камчатского края и труднодоступ-ность экскурсионных объектов, туристы более всего нуждаются в безопасности и наличии квалифицированного гида. При этом компетентность экскурсионных гидов респонденты оценили высоко, а вот обеспечение безопасности все еще остается на невысоком уровне.

Во много благодаря законодательству, позволяющему раз в два года ле-

Тысяч рублей

рублей

Л"

г-

7,5

I Максимальная стоимость

469

■ Минимальная стоимость

50 100 150 200 250 300 350 400 450 500

Рис. 9. Средняя минимальная и максимальная стоимость популярных туров и экскурсий по Камчатскому краю, в тыс. руб.

70%

60«

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

У7

143%

17Й 14%

н I II I 8% I

£

я-

ж

«г

у

/ у /

/

Рис. 10. Ответы на вопрос:«Какие туристские места в Камчатским крае Вам хотелось бы посетить?»

Рис. 11. Оценка респондентами значимости услуг, по пятибалльной шкале

Рис. 12. Оценка респондентами качества услуг, по пятибалльной шкале

ъ% 4«

Л

I Ни одного I Один

Дез I Три I Четыре Более четырех

Рис. 13. Ответы на вопрос «Сколько раз Вы совершали путешествия за последние 2 года?»

Рис. 14. Ответы на вопрос «Какой из видов туризма Вы предпочитаете?»

тать в другие регионы за счет бюджетных средств, жители Камчатки много путешествуют. Так треть опрошенных совершают путешествия 1 раз в два года, и столько же - ежегодно[1].

Конечно же, после холодной камчатской зимы людям хочется отдохнуть на море, поэтому наибольшее количество респондентов предпочитают пляжный отдых, чуть меньше - лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный.

Как уже отмечалось выше, отдых на Камчатке не дешевое удовольствие. И даже, не смотря на более высокие доходы по сравнению с центральной частью России, большинство камчадалов не готовы тратить большие суммы на туры по Камчатскому краю. Большинство из них могут позволить себе тур за 5-10 тыс. рублей, и лишь небольшой процент респондентов готовы оплатить тур стоимостью более 100 тыс. рублей.

Литература

1. Распоряжение Правительства Камчатского края от 22.03.2011 N 122-РП «Об утверждении Стратегии развития туризма в Камчатском крае на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://Www.consul1ant.ru (дата обращения: 11.03.2017)

2. Безрутченко Ю. В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: уч. пособие - М.: Дашков и К, 2013. -232 c.

3. Инвестиционная стратегия Камчатского края до 2020 года - Петропавловск-Камчатский: Правительство Камчатского края, 2012. - 429 с.

4. Камчатский статистический ежегодник. - Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2016. - 462 с.

5. KamchatkaLand. [Электронный ресурс]. URL: http://kamchatkaland.ru (дата обращения: 6.03.2017)

6. TourFAQ туристический бизнес. [Электронный ресурс]. URL: http:// tourfaq.net (дата обращения: 27.02.2017)

7. Видение Камчатки. [Электронный ресурс]. URL: http://kamchatka.org.ru (дата обращения: 29.03.2017)

8. Все о туризме. Туристическая библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net (дата обращения: 26.02.2017)

9. Интернет-журнал о нашем прекрасном мире. AwesomeWorld.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://awesomeworld.ru (дата обращения: 27.03.2017)

10. Информационно-туристическая система tourfinder. [Электронный ресурс].

О

ю

S

* 2

см см £

Б

а

2 ©

URL: http://www.tourfinder.ru (дата обращения: 03.02.2017)

11. Камчатка. [Электронный ресурс]. URL: http://aboutkamchatka.narod.ru(дата обращения: 25.04.2017)

12. Камчатский край краеведческий сайт. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kamchatsky-krai.ru (Дата обращения: 10.04.2017)

13. Камчатский сайт историка и краеведа Александра Петровича Пирагиса. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.piragis.ru (дата обращения: 24.04.2017)

14. Камчатский туристический портал. [Электронный ресурс]. URL: http:// new.visitkamchatka.com (дата обращения: 3.05.2017)

15. Край. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kamchatka.info (дата обращения: 7.04.2017)

16. Кроноцкий заповедник. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kronoki.ru(дата обращения: 2.04.2017)

17. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. UNESCO. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.ru(дата обращения: 23.04.2017)

18. Природный парк Вулканы Камчатки. [Электронный ресурс]. URL: http:/ /www.vuicanikamchatki.ru (дата обращения: 15.04.2017)

19. Туристическая компания Витязь-Тревел. [Электронный ресурс]. URL: http:/ /vityaz.travel (дата обращения: 5.03.2017)

20. Туристическая компания Камчатка-тур. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kamchatka-tour.com (дата обращения: 6.03.2017)

21. Туристическая компания Камчатский тур. [Электронный ресурс]. URL: http://kamchattour.ru (дата обращения: 5.03.2017)

22. Туристическая компания Реальная Камчатка. [Электронный ресурс]. URL: http://reaikamchatka.com (дата обращения: 5.03.2017)

23. Туроператор Гранд. [Электронный ресурс]. URL: http://tokamchatka.ru (дата обращения: 6.03.2017)

24. Фонд «Охрана природного наследия». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nhpfund.ru (дата обращения: 15.04.2017)

Assessment of the tourism product in the

Kamchatka region Rogaleva N. L.

Kamchatka state technical University (Kamchatka

state Technical University) This article discusses the tourism market of the

Kamchatka territory, presents the results of

I От 5 ДО 10 ТЫС. руб. i От 11 до 25 тыс. руб.

От2б до 50 тыс. руб, I От51 до 100 тыс. руб. Более 100 тыс. руб.

21»

Рис. 15. Ответы на вопрос «Сколько Вы готовы потратить на тур по Камчатскому краю?»

12%

| Самостоятельно I С гидом

63%

Рис. 16. Ответы на вопрос «Вы предпочитаете путешествовать самостоятельно или с гидом?»

37%

■ Один

■ в вдвоем

В компании друзей I С семьей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14%

Рис. 16. Ответы на вопрос «С кем Вы обычно путешествуете?»

the assessment of the main indicators of tourism of the Kamchatka territory, determines and graphically displays their growth rates, which further forms a portrait of the tourism market of Kamchatka. Further, the article presents the results of marketing research aimed at determining the characteristics of the tourist product for the development and promotion of these products in the domestic, foreign and international markets. Marketing research also identified the advantages and disadvantages of consumer properties of the tourist product of the Kamchatka territory, in particular, the remoteness of the region and

high prices for excursions. The advantages of the tourist product of Kamchatka are the richness of a variety of excursion programs from stationary rest to exclusive tours, represented by hunting and fishing programs, horse, ornithological trips, cruises on the Avacha Bay, diving. Tourist routes are created taking into account their cognitive value. The list of tourist opportunities includes: climbing volcanoes and mountain peaks, ski tourism, descent from volcanoes using helicopters, diving, rafting on mountain and plain rivers combined with sports and Amateur fishing, trekking, ecotourism, photo Safari, excursions

and sea expeditions to the commander and Kuril Islands, flights of active volcanoes. Key words: tourism, tourist product, Kamchatka territory, indicators of tourism industry, factors of tourism development, territory of advanced development, tourist, tourist firm, uniqueness of tourist product. References

1. Order of the Government of the Kamchatka

Territory of March 22, 2011 No. 122-RP "On Approval of the Strategy for the Development of Tourism in the Kamchatka Territory for the Period up to 2025". [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru (appeal date: 11.03.2017)

2. Bezrutchenko Yu. V. Marketing in the socio-

cultural service and tourism: uch. allowance -M .: Dashkov and K, 2013. - 232 p.

3. Investment strategy of the Kamchatka Territory

until 2020 - Petropavlovsk-Kamchatsky: Government of the Kamchatka Territory, 2012. - 429 p.

4. Kamchatka Statistical Yearbook. - Petropavlovsk-

Kamchatsky: Kamchatstat, 2016. - 462 p.

5. KamchatkaLand. [Electronic resource]. URL: http:/

/kamchatkaland.ru (appeal date: 03/03/2017)

6. TourFAQ travel business. [Electronic resource].

URL: http://tourfaq.net (accessed: February 27, 2017)

7. Vision of Kamchatka. [Electronic resource]. URL:

http://kamchatka.org.ru (appeal date: 03/29/ 2017)

8. All about tourism. Tourist Library. [Electronic

resource]. URL: http://tourlib.net (appeal date: 02/26/2017)

9. Online magazine about our beautiful world.

AwesomeWorld.ru. [Electronic resource]. URL: http://awesomeworld.ru (appeal date: 03/27/ 2017)

10. Tourist information system tourfinder. [Electronic resource]. URL: http:// www.tourfinder.ru (access date: 03.02.20l7)

11. Kamchatka. [Electronic resource]. URL: http:// aboutkamchatka.narod.ru (access date: 04/25/ 2017)

12. Kamchatka Krai local history site. [Electronic resource]. URL: http://www.kamchatsky-krai.ru (access date: 04/10/2017)

13. Kamchatka site of the historian and ethnographer Alexander Petrovich Piragis. [Electronic resource]. URL: http:// www.piragis.ru (access date: 04.24.2017)

14. Kamchatka tourist portal. [Electronic resource]. URL: http://new.visitkamchatka.com (access date: 05.03.2017)

15. Edge. [Electronic resource]. URL: http:// www.kamchatka.info (access date: 04.04.2017)

16. Kronotsky Reserve. [Electronic resource]. URL: http://www.kronoki.ru (appeal date: 2.04.2017)

17. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. UNESCO. [Electronic resource]. URL: http://www.unesco.ru (appeal date: 04/23/2017)

18. Natural Park Volcanoes of Kamchatka. [Electronic

resource]. URL: http://www.vulcanikamchatki.ru (access date: 04/15/2017)

19. Travel company Vityaz-Travel. [Electronic resource]. URL: http://vityaz.travel (appeal date: 03/05/2017)

20. Travel company Kamchatka tour. [Electronic resource]. URL: https://www.kamchatka-tour.com (access date: 03/03/2017)

21. Travel company Kamchatka tour. [Electronic resource]. URL: http://kamchattour.ru (appeal date: 03/05/2017)

22. Travel company Real Kamchatka. [Electronic resource]. URL: http://realkamchatka.com (appeal date: 03/05/2017)

23. Tour operator Grand. [Electronic resource]. URL: http://tokamchatka.ru (appeal date: 03/ 03/2017)

24. The Foundation for the Protection of Natural Heritage. [Electronic resource]. URL: http:// www.nhpfund.ru (access date: 04/15/2017)

О À

BS

I

i? N

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.