Типологизация профессионально ориентированных задач в туристском вузе
Арсений Роман Михайлович
старший преподаватель, Российская международная академия туризма, кафедры туроперейтинга, [email protected]
В статье представлен анализ нормативно-правовых актов с целью систематизации подходов к профессиональным задачам специалистов сферы туризма и гостеприимства и выявления на их базе возможных к применению типов профессионально ориентированных задач в туристском вузе.
В настоящее время требования к уровню знаний специалистов, работающих в туристской индустрии, их умениям и квалификации установлены целым рядом нормативных правовых актов. Среди таких документов выделяются федеральные государственные образовательные стандарты, утвержденные профессиональные стандарты в области туризма и гостеприимства, национальные стандарты в системе «ГОСТ Р». Базовые трудовые функции или профессиональные задачи представлены в квалификационных характеристиках должностей работников организаций сферы туризма в рамках Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Статья отражает результаты анализа профессиональных задач, перечисленных в вышеуказанных нормативных правовых документах, которые систематизированы и объединены в три основные группы: управленческие, производственные и сервисные задачи. Типологизация профессионально ориентированных задач, применяемых на учебных занятиях в ходе обучения будущих специалистов сферы туризма, базируется на выявленных типах профессиональных задач специалистов отрасли и формирует у студентов необходимые для решения этих задач профессиональные компетенции. Ключевые слова: профессиональная задача, профессиональная деятельность, профессионально ориентированная задача, типологизация, управленческие задачи, производственные задачи, сервисные задачи, туризм, гостеприимство
о
Е
£
в) ^
0
(Ч
п
01 г
Активное развитие индустрии туризма в России порождает необходимость подготовки профессиональных кадров для этой отрасли экономики. О серьезных намерениях государства в отношении развития туризма свидетельствует пересмотр роли этой отрасли и передача управления ею из Министерства культуры, где она являлась дотационной статьей, в Министерство экономического развития [1]. Это значит, что туризм стал серьезно рассматриваться как катализатор экономического развития многих городов и регионов страны. Сразу после получения полномочий Министерство экономического развития инициировало ряд мероприятий по совершенствованию отрасли. В частности, предъявляются новые требования к туроператорам, турагентам; разрабатываются профессиональные стандарты для сотрудников санаторно-курортных предприятий; формируются новые положения оценки коллективных средств размещения и т.д. Следствием будет являться необходимость обеспечения отрасли новыми квалифицированными кадрами и повышения квалификации уже работающих специалистов.
В связи с этим, а также учитывая вступившие в силу Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и разрабатывающиеся профессиональные стандарты в области туризма и гостеприимства, в настоящий момент актуально в процессе подготовки специалистов использовать профессионально ориентированные задачи, рассматриваемые как разновидность проблемных ситуаций, моделируемых в процессе профессионального образования, соответствующих основным профессиональным функциям деятельности специалиста и содержащих необходимые и достаточные данные для их разрешения при условном воспроизведении на учебном занятии.
При этом, проблемная ситуация рассматривается как «сложное психическое состояние интеллектуального затруднения человека, возникающее в случае, когда он не может достичь цели (объяснить решение, решить задачу и т.д.) известными ему способами» [2].
Преподавателю следует учитывать, что проблемная ситуация возникает в следующих ситуациях:
- при обнаружении несоответствия между уже имеющимися системами знаний и новыми требо-
ваниями, возникшими в ходе решения новых задач;
- когда перед обучающиеся возникает многообразие выбора из совокупности полученных ранее знаний;
- когда обучающиеся сталкиваются с новыми условиями практического применения уже имеющихся знаний [3].
При этом типология проблемных ситуаций детерминирована спецификой изучаемого предмета. Для дисциплин естественнонаучного цикла - это: выявление границ применения закона и рассмотрение его частных случаев; графическая интерпретация явления или закона; выдвижение гипотез; проведение сравнений, аналогий; классификация, систематизация, обобщение. Применительно к гуманитарным дисциплинам - это: определение современных тенденций и закономерностей развития; выявление причинно-следственных связей между событиями; установление преемственности между фактами, событиями или явлениями и т.д. [4].
Особенностью применения профессионально ориентированной задачи в учебном процессе является то, что проблемная ситуация, являющаяся ее основой, моделирует (условно воспроизводит) основные функции профессиональной деятельности специалиста. Это отличает ее от других видов проблемных ситуаций и свидетельствует о том, что в основу типологизации профессионально ориентированных задач должен быть положен иной принцип - принцип соответствия профессиональным функциям специалиста.
Чтобы произвести отбор профессионально ориентированных задач для конкретного учебного занятия, преподаватель должен отталкиваться от соответствующих профессиональных функций специалиста, выполняемых им в ходе профессиональной деятельности.
В настоящее время разработан ряд нормативно-правовых документов, содержащих профессиональные требования и перечни функциональных обязанностей для специалистов сферы туризма и гостеприимства. Среди них: Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (направление подготовки «Туризм», «Гостиничное дело»), профессиональные стандарты (например, профстандарты «Руководитель гостиничного комплекса», «Работник по приему и размещению гостей», «Официант и бармен», «Горничная», «Экскурсовод» и др.), Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Также требования к знаниям, умениям, навыкам и должностные функции специалистов представлены в национальных стандартах Российской Федерации (система ГОСТ).
Требования к специалистам предъявляются со стороны различных министерств и ведомств Российской Федерации, среди них: Минздрав, Минтруд, Минобрнауки, Минпромторг.
Одним из основополагающих документов в области установления требований к специалистам
является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России [5]. Положения справочника рекомендовано применять на всех предприятиях в целях обеспечения квалифицированного подбора, расстановки и использования кадров. Основным назначением данного справочника является обеспечение рационального разделения труда, создания эффективного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности сотрудников на базе точного описания их трудовой деятельности.
В 2012 году Минздравсоцразвития в рамках Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвердило раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» [6]. Представленный документ характеризует квалификации должностей работников различных организаций туриндустрии, а именно -осуществляющих деятельность по предоставлению экскурсионных услуг, турагентских и туроператорских услуг, а также оказывающих гостиничные услуги.
Также в 2012 году Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Мин-промторга РФ был утвержден национальный стандарт России, фиксирующий требования к персоналу туристских компаний [7]. Национальный стандарт, разработанный Министерством культуры Российской Федерации совместно с ОАО «ВНИИС», закрепил общие требования к персоналу туроператорских и турагентских организаций. Положения данного стандарта предложено использовать в процессе подбора и расстановки кадров в туристских организациях. Нормы стандарта необходимо использовать при аттестации, разработке должностных инструкций, стандартов работы персонала туроператорских и агентских компаний. Национальный стандарт разрабатывался на базе Единого квалификационного справочника профессий работников сферы туризма, поэтому он лишь дополняет и конкретизирует некоторые нормы. В приложении к национальному стандарту в табличной форме представлены функции и должности персонала туроператоров и турагентов.
Стоит отметить, что в период с 2011 по 2013 год также были утверждены национальные стандарты, устанавливающие требования к персоналу коллективных средств размещения [8], предприятий общественного питания [9], экскурсионным организациям [10]. В 2017 году был утвержден еще один стандарт, устанавливающий требования к гидам [11]. Однако национальные стандарты в России носят добровольных характер и используются для сертификации услуг.
В конце 2012 года в Трудовой кодекс Российской Федерации было включено понятие «профессиональный стандарт», характеризующее квалификацию, необходимую работнику для того, чтобы он мог работать по той или иной профессии [12]. Правила применения профстандартов утверждены
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
0
(Ч
м
01 г
постановлением Правительства Российской Федерации №23 от 22 января 2013 г. Статья № 195.3, касающаяся профессиональных стандартов, вступила в силу с 1 июля 2016 г. Согласно статье, работодатели обязаны применять положения профессиональных стандартов, если требования к квалификации, необходимой работнику компании для выполнения его трудовых функций, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами 13]. Для прочих специалистов профессиональные стандарты носят рекомендательный характер. В планах Министерства труда и социальной защиты - разработка порядка 2000 профессиональных стандартов.
Таблица 1
Типологизация профессиональных задач специалистов сферы туризма и гостеприимства ^
Рис.1. Типологизация профессионально ориентированных задач в туристском вузе
В настоящий момент разработан ряд профессиональных стандартов для работников сферы туризма. К ним относятся: руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц; руководитель предприятия питания; экскурсовод (гид); инструктор-проводник; официант/бармен; повар; кондитер; пекарь; соме-лье/кавист; горничная; работник по приему и размещению гостей. Таким образом, гостиничные, ресторанные предприятия, а также экскурсионные бюро в настоящее время предъявляют к работникам требования, представленные в вышеуказанных профстандартах. При этом профессиональных стандартов для работников туроперсторских и ту-рагентских организаций пока нет. Проекты таких профессиональных стандартов предложены Федерацией рестораторов и отельеров и Федеральным агентством по туризму, однако ни один из вариантов пока не утвержден.
Изучив многообразие профессиональных функций и различные подходы к ним в сфере туризма и гостеприимства, на основе систематизации сведений из всех вышеперечисленных документов, можно предложить типологизацию профессиональных задач, а соответственно, и типологиза-цию профессионально ориентированных задач в процессе подготовки специалистов в туристском вузе, состоящую из трех основных типов: управленческие, производственные и сервисные задачи (рис. 1).
На примере организаций гостинично-туристского бизнеса и предприятий, специализирующихся на организации туристского отдыха, представим базовые профессиональные задачи специалистов на основе предложенной типологи-зации (табл.1).
Управленческие задачи (организационные)
• организация и контроль;
• управление персоналом;
• организация производственной и технологической деятельности гостиниц и иных средств размещения;
• управление текущей деятельностью департаментов;
• контроль и оценка эффективности деятельности департаментов;
• стратегическое управление развитием гостиничного комплекса;
• постановка целей и задач проектирования в гостиничной деятельности и др.
Гостинично-ресторанный бизнес
Организация туристского бизнеса
• управление процессами формирования и реализации турпродукта;
• управление функциональным подразделением организации;
• стратегическое управление деятельностью туристской организации;
• стратегическое управление и пространственная организация туристской индустрии региона;
• определение целей проектирования турпроекта и др.
Производственные задачи (технологические)
• бронирование номеров и прочих услуг;
• прием, размещение и выписка гостей;
• организация обслуживания гостей;
• продажи гостиничного продукта;
• осуществление встречи и проводов гостей;
• оказание услуг по доставке багажа гостей;
• оказание информационных услуг и выполнение запросов гостей по услугам;
• комплексные исследования рынка гостиничных услуг и др.
• формирование туристского маршрута, графика туристского похода и плана мероприятий;
• оценка экономической эффективности туристских продуктов;
• консультационная деятельность, осуществление приема и оформления заказов на тур-продукт;
• деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта;
• проектирование и осуществление досуговых программ;
• информационные услуги и йр_
Сервисные задачи
• обслуживание гостей в процессе проживания;
разработка и внедрение стандартов гостиничной деятельности;
• взаимодействие с потребителями и заинтересованными сторонами;
• поддержание высокого уровня обслуживания;
• осуществление регулярного контроля списка приезжающих гостей;
• анализ жалоб и претензий гостей и принятие оперативных решения по их устранению и др._
• деятельность по формированию и внедрению стандартов обслуживания;
проектирование систем безопасности;
• руководство и обслуживание туристской группы;
• опрос туристов с целью выявления наиболее удобных туристам направлений отдыха и путешествий;
• осуществляет зональные и целевые культурно-досуговые программы и др.
В таблице 1 представлен далеко не исчерпывающий перечень профессиональных задач специалистов сферы туризма и гостеприимства. Современные Федеральные государственные образовательные стандарты предписывают образовательным учреждениям опираться при формулировании профессиональных компетенций на требования профессиональных стандартов. Представленные в профстандартах трудовые функции также могут быть определены к тому или иному типу профессиональных задач. Например, на учебных
занятиях для отработки группы трудовых функций «Управление текущей деятельностью департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса» [14] рекомендуется использовать профессионально ориентированные задачи управленческого типа, разработанные в образовательном учреждении. Таким образом, каждая компетенция в учебном плане соотнесена соответствующему типу профессионально ориентированных задач и может формироваться у студентов как на отдельных дисциплинах, так и на междисциплинарном уровне.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2018 № 514 «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности»;
2. Зверева Н. М. Как активизировать обучение в вузе / Н. М. Зверева. Горький, 1989;
3. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1975;
4. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-методическое пособие. 3-е изд.,испр.и доп. - М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
5. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37);
6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 220н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2012 N 23681);
7. ГОСТ Р 55318-2012 «Туристские услуги. Общие требования к персоналу туроператоров и ту-рагентов»;
8. ГОСТ Р 54603-2011 «Услуги средств размещения. Общие требования к обслуживающему персоналу»;
9. ГОСТ 30524-2013 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу;
10. ГОСТ Р ЕН 15565-2012 «Туристские услуги. Требования к обеспечению профессиональной подготовки туристских гидов и программам повышения квалификации»;
11. ГОСТ Р 57807-2017 «Туристские услуги. Требования к экскурсоводам (гидам)»;
12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
13. Ст. 11, ст. 73 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
14. Приказ Минтруда России от 07.05.2015 N 282н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц».
15. Кормишова А.В. Проблемы и перспективы инновационного развития туристских предприятий в России // Инновации и инвестиции. 2017. № 2. С. 7-10.
16. Кормишова А.В. Управление экономической деятельностью в сфере туризма в современных условиях в РФ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 2. С. 124-126.
17. Кормишова А.В. Факторы развития и динамика международного туризма // Инновации и инвестиции. 2012. № 3. С. 238-240.
Typology of professionally oriented tasks in tourist university Arseniy R.M.
Russian International Academy for tourism
The article presents the analysis of legal acts with the purpose of systematization of approaches to professional tasks of the professionals in tourism and hospitality to identify their basis for the possible use of the types of professionally oriented tasks in the tourism University. Currently, the requirements for the level of knowledge of specialists working in the tourism industry, their skills and qualifications are set by a number of regulations. Among these documents are Federal state educational standards, approved professional standards in the field of tourism and hospitality, national standards in the «GOST R» system. Basic job functions or professional tasks are presented in the qualification characteristics of the positions of employees of tourism organizations in the framework of A single qualification directory of positions of managers, specialists and employees. The article reflects the results of the analysis of professional tasks listed in the above regulatory legal documents, which are systematized and combined into three main groups: management, production and service tasks. Typologization of professionally oriented tasks used in the classroom during the training of future specialists in the field of tourism, based on the identified types of professional tasks of industry professionals and forms students necessary to solve these problems of professional competence. Key words: professional task, professional activity, professionally oriented task, typology, management tasks, production tasks, service tasks, tourism, hospitality References
1. Decree of the President of the Russian Federation of September
14, 2018 No. 514 "On some issues of improving public administration in the field of tourism and tourist activities";
2. Zvereva N. M. How to activate learning in high school / N. M.
Zvereva. Gorky, 1989;
3. Kudryavtsev T.V. Psychology of technical thinking. - M .: Peda-
gogy, 1975;
4. Pityukov V.Yu. Fundamentals of educational technology: a teach-
ing aid. 3rd ed., Rev. and ext. - M .: Publishing house "Dwarf and D", 2001;
5. Qualification directory of positions of managers, specialists and
other employees (approved by the Resolution of the Ministry of Labor of Russia dated August 21, 1998 N 37);
6. Order of the Ministry of Healthcare and Social Development of
the Russian Federation of 12.03.2012 N 220n "On approval of the Unified Qualification Directory of managers, specialists and employees, section" Qualification characteristics of employees of tourism organizations "(Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 02.04.2012 N 23681);
7. GOST R 55318-2012 "Tourist services. General requirements for
the staff of tour operators and travel agents ";
8. GOST R 54603-2011 "Accommodation facilities services. Gen-
eral requirements for service personnel ";
9. GOST 30524-2013 "Catering services. Staff requirements;
10. GOST R EN 15565-2012 "Tourist services. Requirements for the provision of professional training of tourist guides and advanced training programs ";
11. GOST R 57807-2017 "Tourist services. Requirements for guides (guides) ";
12. Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 197-FZ;
13. Art. 11, Art. 73 Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ;
14. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 07.05.2015 N 282n "On approval of the professional standard" Manager / Manager of the hotel complex / hotel chain ".
15. Kormishova A.V. Problems and prospects of innovative development of tourism enterprises in Russia // Innovations and Investments. 2017. No. 2. P. 7-10.
16. Kormishova A.V. Management of economic activity in the field of tourism in modern conditions in the Russian Federation // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. No.
2. P. 124-126.
17. Kormishova A.V. Development factors and the dynamics of international tourism // Innovations and Investments. 2012. No.
3. S. 238-240.
о о и n m 5 m
О m n m й А
X £ m О
x О m
О DI n А ы о и А X X m