Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8712
932
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСТОЧНИК ПРАВА / НАЛОГОВОЕ ПРАВО / ЗАКОН / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / КОНСТИТУЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хайруллина Светлана Ринатовна

В статье проведен комплексный анализ источников налогового права Российской Федерации. Исследована трехуровневая иерархия законодательства о налогах и сборах, приведена система источников налогового права. Рассмотрены сущность и особенности специального налогового законодательства и общего налогового законодательства. Исследовано значение Налогового кодекса РФ в правовом регулировании налогообложения. Детально изучены подзаконные нормативные правовые акты в сфере налогов и сборов, их разделение на акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции. Преимуществом статьи является приведение конкретных примеров для каждого вида источников налогового права Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF TAX LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article provides a comprehensive analysis of the sources of tax law in the Russian Federation. The three-level hierarchy of the legislation on taxes and fees is investigated, the system of sources of tax law is given. The essence and features of special tax legislation and general tax legislation are considered. The significance of the Tax Code of the Russian Federation in the legal regulation of taxation has been studied. Sub-legislative normative legal acts in the field of taxes and fees, their division into acts of bodies of general competence and acts of bodies of special competence have been studied in detail. The advantage of the article is to provide specific examples for each type of source of tax law in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья Original article УДК 336, 347.73

ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

SOURCES OF TAX LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

Хайруллина Светлана Ринатовна, Магистр, Институт права, Башкирский государственный университет, Россия, г. Уфа

Khairullina Svetlana Rinatovna, Master, Institute of Law, Bashkir State University, Russia, Ufa

Аннотация

В статье проведен комплексный анализ источников налогового права Российской Федерации. Исследована трехуровневая иерархия законодательства о налогах и сборах, приведена система источников налогового права. Рассмотрены сущность и особенности специального налогового законодательства и общего налогового законодательства. Исследовано значение Налогового кодекса РФ в правовом регулировании налогообложения. Детально изучены подзаконные нормативные правовые акты в сфере налогов и сборов, их разделение на акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции. Преимуществом

v

Столыпинский вестник

2213

статьи является приведение конкретных примеров для каждого вида источников налогового права Российской Федерации.

Annotation

The article provides a comprehensive analysis of the sources of tax law in the Russian Federation. The three-level hierarchy of the legislation on taxes and fees is investigated, the system of sources of tax law is given. The essence and features of special tax legislation and general tax legislation are considered. The significance of the Tax Code of the Russian Federation in the legal regulation of taxation has been studied. Sub-legislative normative legal acts in the field of taxes and fees, their division into acts of bodies of general competence and acts of bodies of special competence have been studied in detail. The advantage of the article is to provide specific examples for each type of source of tax law in the Russian Federation.

Ключевые слова: источник права, налоговое право, закон, нормативно-правовой акт, Конституция.

Key words: source of law, tax law, law, normative legal act, Constitution.

Источники права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, т.е. формы внешнего содержания налогового права3.

В Российской Федерации источники налогового права образуют многоуровневую, иерархическую систему, которая включает в себя нормативно-правовые акты, международные договоры и так называемые «вспомогательные акты» - судебные прецеденты.

Система источников налогового права РФ включает в себя множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Источником налогового права может считаться нормативный правовой акт, содержащий положения, касающиеся

3 Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право России : учебник. М.: Юрайт, 2021. С. 80.

2214

установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения4.

Систему источников налогового права можно представить следующим образом:

1) Конституция РФ;

2) Международные договоры РФ;

3) Федеральные конституционные законы, регулирующие налоговые вопросы;

4) Специальное налоговое законодательство, включающее в себя:

- федеральное законодательство о налогах и сборах,

- региональное законодательство о налогах и сборах,

- нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах;

5) Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, которые содержат нормы налогового права);

6) Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:

- акты органов общей компетенции,

- акты органов специальной компетенции.

Не решенным до конца остается вопрос отнесения решений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ к источникам налогового права.

Все источники без исключения базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ - документ прямого действия, содержащий основные начала налогового права, базовые нормы, регулирующие основы налоговой системы Российской Федерации. Так, статья 57 Конституции РФ закрепляет уплату каждым лицом

4 Крохина Ю.А. Налоговое право : учебник. М.: Юрайт, 2019. С. 66.

2215

законно установленных налогов и сборов в качестве конституционной обязанности. При этом закреплено, что «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной илы не имеют». Именно Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между РФ, субъектами РФ и местным самоуправлением.

Следующими по значимости в системе источников налогового права являются международные договоры РФ. Положения ч.4 ст.15 Конституции РФ предусматривают, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Следует отметить, что в ст. 7 Налогового кодекса РФ содержится аналогичное положение о применении международных договоров. Важный момент состоит в том, что в соответствии с Конституцией РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации. Среди данной категории источников налогового права выделяют международные акты, устанавливающие общие принципы регулирования налоговых отношения и налогообложения, такие как Европейская социальная хартия (пересмотренная)5, и международные конвенции по вопросам налогообложения. К последним относят, например, соглашения об избежании двойного налогообложения, международные договоры о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. Подобные договоры могут иметь как двухсторонний, так и многосторонний характер, а также регулировать вопросы двойного налогообложения универсальным образом или в отношении отдельных категорий объектов налогообложения6. Примерами

5 Европейская социальная хартия (пересмотренная). Принята в г. Страсбурге 3 мая 1996 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Ваймер Е.В. Налоговое право (общая часть) : учебное пособие. М. : Берлин, 2017. С. 47.

2216

таких договоров являются Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики от 13 октября 2014 г. «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»7, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики от 18 января 2016 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»8.

Конституция РФ прямо устанавливает вопросы, по которым принимаются федеральные конституционные законы (например, порядок деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114), полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ, ВС РФ и иных федеральных судов (ч.3.с.128)). Положения многих из действующих в настоящее время федеральных конституционных законов содержат налогово-правовые нормы.

Так, в соответствии со ст. 19 ФКЗ от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»9, разработка и реализация налоговой политики отнесена к полномочиям Правительства РФ в финансовой сфере.

Также ст. 19 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»10 и ст. 30 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»11 содержат изъятия из общего режима

7 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы». Заключено в г. Москве 13 октября 2014 г. (с посл изм. и доп. от 8 мая 2015 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы». Заключено в Гонконге 18 января 2016 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9 Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

10 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 2-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

11 Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

2217

налогообложения доходов физических лиц, установленного НК РФ, частично или полностью освобождая от обложения НДФЛ соответственно пребывающих в отставке судей Конституционного Суда и судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ.

В соответствии с п. 6 ст.1 НК РФ, нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения, именуются «законодательство о налогах и сборах».

Законодательство о налогах и сборах, согласно п. 1 ст. 1 НК РФ, включает акты трех уровней: законодательство РФ о налогах и сборах; законодательство субъектов РФ о налогах и сборах; нормативные правовые акты муниципальных образований. Три уровня правового регулирования обусловлены тем, что налоговое законодательство не отнесено Конституцией РФ к исключительному ведению РФ.

Законодательство РФ о налогах и сборах включает основной законодательный акт в данной сфере - Налоговый кодекс РФ, а также федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Налоговый кодекс РФ занимает ведущее место в системе налогового законодательства и является единым законодательным актом, структурирующим сферу налогового права. Правоведы отмечают, что систематизирующий акт призван исключить неоднородность, внутренние противоречия механизма налогообложения12. Все иные федеральные, региональные и местные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия НК РФ.

Первая часть НК РФ содержит основные понятия, определен действующий на территории РФ перечень налогов, закреплены права и обязанности участников налоговых отношений, установлены виды и сроки налоговых проверок, и другие общие положения. Во второй части НК РФ13

12 Марченко М.Н. Источники права : учебное пособие. М. : Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. С. 45.

13 Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

2218

даны положения по механизму исчисления и уплаты конкретных налогов, сборов, специальных налоговых режимов, страховых взносов, действующих на территории России.

К иным федеральным законам о налогах и сборах, принятым в соответствии с НК РФ и составляющим вместе с ним федеральное законодательство о налогах и сборах, относятся:

1) Федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ и действующие в настоящее время в части, не противоречащей НК РФ. В первую очередь это Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»14.

2) Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ. Например, Федеральный закон от 27 ноября 2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»»15.

Региональное законодательство о налогах и сборах состоит из принятых в соответствии с НК РФ законов о налогах субъектов Федерации. К таковым относятся законы субъектов РФ, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги, а также иные законы, принятие которых предусмотрено НК РФ. В качестве примера можно привести Закон Республики Башкортостан от 27 ноября 2020 г. № 365-з «О транспортном налоге»16.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ. Например, к таким местным актам относятся акты представительных органов муниципальных образований

14 Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 9 ноября 2020 г. № 371-Ф3) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

15 Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 305-Ф3) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

16 Закон Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 г. № 365-з «О транспортном налоге» (с посл. изм. и доп. от 5 мая 2021 г. № 402-з) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».

2219

(местных парламентов, законодательных собраний, советов депутатов и т.д.), которыми на территории соответствующих муниципальных образований вводятся установленные федеральным законодательством о налогах и сборах местные налоги. В качестве примера приведем Решение Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 17 ноября 2005 г. № 2/6 «Об

17

установлении земельного налога»17.

Общее налоговое законодательство - эта группа актов законодательства включает в себя иные федеральные законы, которые не выходят в объем понятия «законодательство о налогах и сборах», т.е. в «специальное налоговое законодательство», но содержат в налогово-правовые нормы. Данную группу источников регулирования налоговых отношений составляют федеральные законы, направленные в первую очередь на регулирование иных, не налоговых отношений, но содержащие отдельные положения о налогообложении. К таким законам, в частности, относятся: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (представляющий собой приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)18, Бюджетный кодекс РФ19 (далее - БК РФ), ежегодные федеральные законы о бюджете, Уголовный кодекс РФ20, Федеральный закон «О бухгалтерском учете»21 и ряд других.

Наряду с федеральными законами источниками налогового права являются подзаконные нормативные правовые акты. Не входят в систему законодательства о налогах и сборах акты органов исполнительной власти и исполнительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Их

17 Решение Совета Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 17 ноября 2005 г. № 2/6 «Об установлении земельного налога» (с посл. изм. и доп. от 3 июля 2020 г. № 63/2) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».

18 Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Подписан в г. Москве 11.04.2017 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».

19 Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 251-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

20 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 292-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

21 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с посл. изм. и доп. от 26 июля 2019 г. № 247-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

2220

применение в регулировании налоговых отношений ограничено. Согласно п. 1 ст. 4 НК РФ Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела (Минфин России и ФТС России), органы исполнительной субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Таким образом, законодатель признает подзаконные акты источниками правового регулирования налогообложения, но вместе с тем подчеркивает, что данный источник носит не основной, а дополнительный, вспомогательный характер, поскольку он не может изменять или дополнять нормы Налогового кодекса РФ. Подзаконные акты издаются в случаях, прямо предусмотренных НК РФ, и не должны входить в противоречие с его предписаниями. КС РФ применительно к подзаконным актам, регулирующим вопросы налогообложения, указал, что они не могут допускать ограничение прав или

возлагать на налогоплательщиков дополнительные обязанности по сравнению

22

с тем, как они определены законом22.

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, можно разделить на акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции.

К актам органов общей компетенции относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами

22 Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. № 319-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческой организации - учреждения по управлению персоналом «Персона» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации» // Официальный сайт Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс]. URL:http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision 32928.pdf

2221

исполнительной власти субъектов РФ, подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления.

Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконными актам. Указы Президента могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), в том числе по вопросам регулирования налоговых отношений, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с НК РФ может быть урегулирован только законом. Примером может служить Указ Президента РФ от 14 декабря 1996 № 1680 «Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты»23.

В соответствии с п. «б» ч.1 ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнения НПА, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

Правительство РФ вправе в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и в пределах своей компетенции издавать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Примером может служить Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»24.

23 Указ Президента РФ от 14 декабря 1996 г. № 1680 «Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты» (с посл. изм. и доп. от 25 ноября 2003 г. № 1389) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).

24 Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (с посл. изм. и доп. от 7 ноября 2020 г. № 1791) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

2222

Органы исполнительной власти субъектов РФ в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают НПА по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1. ст.4 НК РФ). К таким актам, в частности, относится Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 г. № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как

25

кадастровая стоимость, и его уточнения»25.

В соответствии с ч.1 ст. 4 НК РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Примером соответствующих нормативных правовых актов может служить Постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 3 июля 2020 г. № 777 «Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности планируемых к установлению налоговых льгот и пониженных ставок налогов по местным налогам»26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актами органов специальной компетенции являются ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Данные нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

25 Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 г. № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения» (с посл. изм. и доп. от 6 сентября 2021 г. № 444) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».

26 Постановление Администрации Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 3 июля 2020 г. №777 «Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности планируемых к установлению налоговых льгот и пониженных ставок налогов по местным налогам» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».

2223

Органами специальной компетенции являются ФНС России, Минфин России и другие федеральные органы исполнительной власти.

К числу таких ведомственных актов относятся, например, Приказ Минфина России от 28 декабря 2015 № 217н «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации»27, Приказ ФНС России от 10 сентября 2015 № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов»28.

Таким образом, основными источниками правового регулирования налоговой системы Российской Федерации являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, первостепенное значение среди которых имеет Налоговый кодекс РФ, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, принятые на их основе законы субъектов РФ, а также акты представительных органов местного самоуправления.

Литература

1. Европейская социальная хартия (пересмотренная). Принята в г. Страсбурге 3 мая 1996 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Подписан в г. Москве 11.04.2017 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».

27 Приказ Министерства финансов РФ от 28 декабря 2015 г. № 217н «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).

28 Приказ ФНС от 10 сентября 2015 г. № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» (с посл. изм. и доп. от 28 сентября 2021 г. № ЕД-7-11/844@) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).

2224

3. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы». Заключено в г. Москве 13 октября 2014 г. (с посл изм. и доп. от 8 мая 2015 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы». Заключено в Гонконге 18 января 2016 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 2-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo. gov.ru/

6. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

7. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с посл. изм. и доп. от 26 июля 2019 г. № 247-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http: //pravo .gov.ru/

8. Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

2225

9. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

10. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 292-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

11. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 251-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

12. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http: //pravo .gov.ru/

13. Закон РФ от 21 марта 1991 г. №2 943 -I «О налоговых органах Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 9 ноября 2020 г. № 371 -ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/

14. Указ Президента РФ от 14 декабря 1996 г. № 1680 «Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты» (с посл. изм. и доп. от 25 ноября 2003 г. № 1389) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http: //pravo .gov.ru/

15. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (с посл. изм. и доп. от 7 ноября 2020 г. № 1791) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL :http://pravo.gov.ru/

16. Приказ Министерства финансов РФ от 28 декабря 2015 г. № 217н «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и

2226

Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).

17. Приказ ФНС от 10 сентября 2015 г. № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» (с посл. изм. и доп. от 28 сентября 2021 г. № ЕД-7-11/844@) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).

18. Закон Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 г. № 365-з «О транспортном налоге» (с посл. изм. и доп. от 5 мая 2021 г. № 402-з) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».

19. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 г. № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения» (с посл. изм. и доп. от 6 сентября 2021 г. № 444) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Кодекс».

20. Постановление Администрации Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 3 июля 2020 г. №777 «Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности планируемых к установлению налоговых льгот и пониженных ставок налогов по местным налогам» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».

21. Решение Совета Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 17 ноября 2005 г. № 2/6 «Об установлении земельного налога» (с посл. изм. и доп. от 3 июля 2020 г. № 63/2) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».

2227

22. Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. № 319-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческой организации - учреждения по управлению персоналом «Персона» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации» // Официальный сайт Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс]. URL:http://doc.ksrfru/decision/KSRFDecision 32928.pdf

23. Ваймер Е.В. Налоговое право (общая часть) : учебное пособие. М. : Берлин, 2017. 240 с.

24. Крохина Ю.А. Налоговое право : учебник. М.: Юрайт, 2019. 429 с.

25. Марченко М.Н. Источники права : учебное пособие. М. : Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 760 с.

26. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право России : учебник. М.: Юрайт, 2021. 411 с.

Literature

1. The European Social Charter (revised). Adopted in Strasbourg on May 3, 1996 [Electronic resource]. Access from help.-legal system "ConsultantPlus".

2. Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union. Signed in Moscow on 11.04.2017 [Electronic resource]. Access from help.- the legal system "Code".

3. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the People's Republic of China "On the Avoidance of Double Taxation and on the Prevention of Tax Evasion with respect to Income Taxes". Concluded in Moscow on October 13, 2014 (with the post of amendments and additions. dated May 8, 2015) [Electronic resource]. Access from help.- the legal system "ConsultantPlus".

4. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Hong Kong Special Administrative Region of the People's Republic of China "On Avoidance of Double Taxation and Prevention of Tax

2228

Evasion with respect to Income Taxes". Concluded in Hong Kong on January 18, 2016 [Electronic resource]. Access from help.- the legal system "ConsultantPlus".

5. Federal Constitutional Law No. 1 -FKZ of July 21, 1994 "On the Constitutional Court of the Russian Federation" (with the following amendments and additions). dated July 1, 2021 No. 2-FKZ) // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL:http://pravo.gov.ru /

6. Federal Constitutional Law No. 1-FKZ of June 23, 1999 "On Military Courts of the Russian Federation" (with the following amendments and additions). dated December 8, 2020, No. 7-FKZ) // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL:http://pravo.gov.ru/

7. Federal Law No. 402-FZ of December 6, 2011 "On Accounting" (with amendments and additions). dated July 26, 2019, No. 247-FZ) // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL: http: //pravo .gov.ru /

8. Federal Law No. 422-FZ of November 27, 2018 "On conducting an experiment to establish a special tax regime "Tax on professional income"" (with the following amendments and additions. No. 305-FZ dated July 2, 2021) // Official Internet portal of legal Information [Electronic resource]. URL: http: //pravo .gov.ru/

9. Federal Constitutional Law No. 4-FKZ of November 6, 2020 "On the Government of the Russian Federation" // Official Internet portal of Legal Information [Electronic resource]. URL:http://pravo.gov.ru/

10. The Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of June 13, 1996 (with the following amendments and additions). No. 292-FZ dated July 1, 2021) // Official Internet portal of legal Information [Electronic resource]. URL: http: //pravo .gov.ru/

2229

11. Budget Code ofthe Russian Federation No. 145-FZ ofJuly 31, 1998 (with post-amendments and addenda). dated July 1, 2021, No. 251-FZ) // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL:http://pravo.gov.ru/

12. The Tax Code of the Russian Federation (Part Two) of August 5, 2000 No. 117-FZ (with amendments and additions). No. 305-FZ dated July 2, 2021) // Official Internet portal of legal Information [Electronic resource]. URL : http : //pravo .gov.ru/

13. Law of the Russian Federation No. 943-I of March 21, 1991 "On Tax Authorities of the Russian Federation" (with the following amendments and additions). dated November 9, 2020 No. 371-FZ) // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL:http://pravo.gov.ru/

14. Decree of the President of the Russian Federation No. 1680 of December 14, 1996 "On the participation of the Internal Affairs bodies of the Russian Federation in the work to ensure the receipt of taxes and other mandatory payments to the budgets" (with post. ed. and add. dated November 25, 2003, No. 1389) // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL : http : //pravo .gov.ru/

15. Decree of the Government of the Russian Federation No. 409 of April 2, 2020 "On measures to ensure sustainable economic development" (with the following amendments and additions). dated November 7, 2020, No. 1791) // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL : http : //pravo .gov.ru/

16. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 217n dated December 28, 2015 "On the Introduction of International Financial Reporting Standards and Clarifications of International Financial Reporting Standards into Effect on the Territory of the Russian Federation and on the Invalidation of Certain Orders (Individual Provisions of Orders) Ministry of Finance of the Russian Federation" // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL:http://pravo.gov.ru / (date of request: 10.11.2021).

2230

17. Order of the Federal Tax Service of September 10, 2015 No. MMV-7-11/387@ "On approval of codes of types of income and deductions" (with post. ed. and add. dated September 28, 2021, No. ED-7-11/844@) // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL:http://pravo.gov.ru / (date of request: 10.11.2021).

18. The Law of the Republic of Bashkortostan dated November 27, 2002 No. 365-z "On transport tax" (with the following amendments and add. dated May 5, 2021, No. 402-z) [Electronic resource]. Access from help.- the legal system "Code".

19. Resolution of the Government of the Republic of Bashkortostan dated May 23, 2018 No. 233 "On measures to organize the process of determining the list of real estate objects for which the tax base is defined as cadastral value, and its clarifications" (with the following amendments and additions. dated September 6, 2021, No. 444) [Electronic resource]. Access from help.- the legal system "Code".

20. Resolution of the Ufa City District Administration of the Republic of Bashkortostan dated July 3, 2020 No. 777 "On Approval of the Procedure for Assessing the Effectiveness of Planned Tax Benefits and Reduced Tax Rates for Local taxes" [Electronic resource]. Access from help.- the legal system "Code".

21. Decision of the Council of the Ufa City District of the Republic of Bashkortostan dated November 17, 2005 No. 2/6 "On the establishment of land tax" (with the following amendments and add. dated July 3, 2020 No. 63/2) [Electronic resource]. Access from help.- the legal system "Code".

22. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation dated November 5, 2002 No. 319-O "On refusal to accept for consideration a complaint of a nonprofit organization - personnel management institution "Persona" for violation of constitutional rights and freedoms by the provisions of paragraph 2 of Article 4 of the Tax Code of the Russian Federation" // Official website of the

2231

Constitutional Court of the Russian Federation [Electronic resource]. URL:http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision 32928.pdf

23. Vaymer E.V. Tax law (general part) : textbook. Moscow: Berlin, 2017. 240 p.

24. Krokhina Yu.A. Tax law : textbook. M.: Yurayt, 2019. 429 p.

25. Marchenko M.N. Sources of law : textbook. M. : Norm: SIC INFRA-M, 2014. 760 p.

26. Tedeev A.A., Parygina V.A. Tax law of Russia : textbook. M.: Yurayt, 2021. 411 p.

© Хайруллина С.Р., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2022

Для цитирования: Хайруллина С.Р. ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2022

2232

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.