УДК 343.375
Воробьева Юлия Григорьевна, магистрант 2 курса юридического факультета, Курский государственный университет
e-mail: sergeev.kbm@yandex.ru
ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РОССИИ
Аннотация: в статье сделана попытка проанализировать систему ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в России. Выдвинута гипотеза о том, что уровень различного рода нарушений законодательства о налогах и сборах, негативно влияющих на финансово-экономическую ситуацию в стране, остается значительным. В статье рассмотрены специальные нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы налогообложения в России.
Ключевые слова: налог, налоговая система, налоговое преступление.
Vorobyova Yulia Grigoryevna, undergraduate 2 courses of law department, Kursk state university
e-mail: sergeev.kbm@yandex.ru
CONCEPT AND EVOLUTION OF TAX CRIMES OF RUSSIA
Summary: in article the attempt to analyse the system of responsibility for violation of the legislation on taxes and fees in Russia is made. The hypothesis that different level of violations of the law about the taxes and fees having negative effect on a financial and economic situation in the country remains considerable is made. In article special normative legal acts which regulate questions of the taxation in Russia are considered.
Keywords: tax, tax system, tax crime.
Налоги выступают в качестве основного звена экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства в подавляющем большинстве случаев предопределяет преобразование налоговой системы1.
Следует согласиться с А.А. Пилипенко, что основным источником бюджетных доходов России, как и многих других государств, являются налоги. В условиях мирового финансового кризиса повышение уровня их собираемости и обеспечение наполнения бюджета являются важной гарантией стабильности экономики2.
По уверению вышеназванного автора, уклонение от уплаты налогов продолжает оставаться весьма распространенным явлением. Масштабы налоговой преступности в нашем государстве на сегодняшний день реально угрожают безопасности экономики страны. Это обусловлено количественной характеристикой налоговых преступлений, а также явной тенденцией проникновения в сферу налогообложения организованной преступности и элементов коррупции.
Проводя краткий исторический экскурс необходимо отметить, что действующая система ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в нашем государстве сложилась не сразу.
Что касается налоговых преступлений, то, по справедливому мнению, О.Ш. Петросяна3 и Н.И. Пикурова4 до прихода большевиков к власти в России данные преступления были связаны, в первую очередь, с реализацией подакцизных товаров без соответствующих ярлыков, подтверждающих уплату
1 Андреев, В. Д. Налог на прибыль: судебная практика, комментарии, рекомендации, риски и возможности: справочное пособие / В. Д. Андреев. [Текст] — Москва: Статут, 2007. — 747 с.
Пилипенко А.А. Налоговое право: Учебное пособие [Текст] Мн., 2006.
Петросян О.Ш. Налоговые преступления [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / О.Ш. Петросян, Ю.А. Артемьева. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 191 с.
3
Пикуров Н.И. Налоговые преступления как предикатные в отношении легализации преступных доходов: подходы к реализации международных стандартов: Монография [Текст] М., 2014.
4 Рагозина И.Г., Аксенов Р.Г. Субъект налогового преступления и тактическая операция по его изобличению: Монография (Библиотека криминалиста) [Текст] М.: Юрлитинформ, 2009.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (16), 2017 акцизного сбора.
Четко обозначенный уголовно-правовой запрет, и уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений появилась в законодательстве российского государства только в конце девятнадцатого века. В 1898 году Правительство утвердило Положение о государственном промысловом налоге. Данный налог просуществовал практически до Октябрьской революции 1917 года и занимал одно из ведущих мест в налоговой системе России. В соответствии нормами Положения, промысловые свидетельства обязаны были приобретать физические и юридическими лица. Выдавались они на каждое промышленное предприятие, а также торговое заведение. Объектом обложения признавался не предприниматель, а предприятие. Данное обстоятельство предопределяло развитие направления в создании системы подоходно-прогрессивного налогообложения5.
Октябрьская революция 1917 года практически свела на нет эволюционное развитие капиталистических отношений в государстве. Придя к власти, большевики пытались осуществить переход к социализму.
Необходимо отметить, что основной причиной постепенного сокращения частной торговли и промышленности в данный период, являлись высокие налоговые ставки. Все это естественно приводило к резкому непринятию налогоплательщиками положений налогового законодательства, а также к массовому уходу от уплаты налогов.
В ответ на эти действия налогоплательщиков государство, стремясь пресечь и искоренить подобные негативные для него явления, усилило уголовные репрессии, направленные против налоговых преступлений. Уклонение от налоговых платежей принимает форму и начинает рассматриваться государством как скрытое противодействие советской налоговой политике. Более того, преступления в сфере налогообложения считаются преступными действиями, подрывающими мероприятия советской
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (16), 2017
6
власти, при этом жестоко караются .
Заменив рыночные отношения, основанные на частной собственности на политику внеэкономического принуждения, в основе которой лежала монополия государственной собственности, а также санкционировав начало репрессий, большевики практически свели на нет роль и значение налоговых отношений в финансовой и экономической системе страны.
Одним из основных охраняемых объектов в Советской России объявлялась система социалистического хозяйствования, где главенствовала социалистическая собственность. Существовало централизованное управление экономикой на основе государственных плановых заданий. Конкуренция фактически отсутствовала, а хозяйственные проблемы решались административным способом.
Следует согласиться с Е.В. Баркаловой, что в послевоенное время государство проводило такую экономическую политику, что в дальнейшем выразилось в окончательном «огосударствлении» налоговой сферы. Это способствовало ликвидации частных предприятий, выступавших в качестве потенциальных налогоплательщиков. В качестве основных плательщиков налогов выступали государственные предприятия. У них не было заинтересованности в том, чтобы производить сокрытие объектов налогообложения. Указанное способствовало тому, что уголовное законодательство того периода практически не содержало составов налоговых преступлений. Однако единичные случаи совершения налоговых преступлений все же имели место. Здесь, отмечает вышеназванный автор, имеет место привлечение к уголовной ответственности лиц за уклонение от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуальной трудовой деятельности либо об иных доходах, облагаемых подоходных налогом, и в других случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством. Также граждане несли вышеуказанную
6 Дармаева В.Д. Уголовно-правовая характеристика преступлений в форме уклонения от уплаты налогов и сборов / В. Д. Дармаева, Н. А. Двуреченская, Т.Н. Демьянова [Текст] // Право и экономика. 2007. № 3. С. 87— 90.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (16), 2017 ответственность за несвоевременную подачу декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения
7
административного взыскания за такие преступления .
Во второй половине восьмидесятых годов двадцатого века, в период перестройки, в СССР появляются первые проблески либерализации экономической политики. В то же время произошло усиление уголовной ответственности за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество. Если лица занимались запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности, они могли быть привлечены к уголовной ответственности. Запрещалось занятие промыслами или другой индивидуальной трудовой деятельностью с использованием наемного труда. Была введена специальная норма в уголовное законодательство, которая устанавливала уголовную ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах.
После распада Советского Союза в России наблюдается активный процесс, направленный на реформирование системы налогообложения, который сопровождался постоянным внесением большого числа изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах в части усовершенствования порядка исчисления и уплаты обязательных платежей.
Следует согласиться с Н.А. Лопашенко, что обеспечение устойчивого сбора налогов в современных условиях - одно из важнейших условий эффективности экономической системы России. Вместе с тем, по мнению автора, анализ состояния законности и правоприменительной практики, складывающейся в различных регионах, свидетельствует о том, что уровень различного рода нарушений законодательства о налогах и сборах, негативно влияющих на финансово-экономическую ситуацию в регионах округа, остается
7 Баркалова Е.В. Криминалистические аспекты противодействия налоговым преступлениям [Текст] : учебное пособие / Е.В. Баркалова. — СПб. : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2013. — 102 с. — 2227-8397.
значительным8.
Грань между правонарушением и преступлением определяется наличием умысла, общественной опасностью преступления, корыстной или иной личной заинтересованностью субъекта преступления и ущербом, причиненным в крупном или особо крупном размере. В иных случаях, содеянное может повлечь за собой только гражданско-правовую, налоговую или административную ответственность.
Рассматривая проблему дифференциации юридической ответственности, необходимо согласиться с С.С. Витвицкой, что уголовная ответственность является формой реагирования государства на деяние, которое выходит за рамки отношений личности с исполнительной властью и приобретает общесоциальное значение, становится общественно опасным и поэтому вторгается в сферу уголовно-правовых отношений9.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ, от 5.02.2014г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014г. № 11-ФКЗ) (далее - Конституция РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы10.
Следует согласиться с Н.О. Бугаевской, что Конституция РФ провозглашает принцип законного установления обязательных платежей. Данный принцип включает в себя требования, обращенные к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной обязательный платеж, и к процедуре его принятия, т.е. должны быть установлены федеральным законодательным
8
Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ / Под общей редакцией Председателя Верховного Суда РФ, д.ю.н., проф. В.М. Лебедева; Отв. ред. канд. юрид. наук, проф. А.В. Галахова [Текст] М.: Городец, 2009. Витвицкая, С. С. Преступления в сфере экономической деятельности (уголовно-правовой аспект) / С. С.
Витвицкая, А. А. Витвицкий [Текст] Ростов- на-Дону, 2008. — 103 с.
10
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] //URL: http://consultant.ru
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (16), 2017 органом в надлежащей форме11.
Вопросы налогообложения в России регулируются специальными нормативно-правовыми актами. Так в соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (Редакция от 18.07.2017 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога12.
На основании ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Следует разграничивать понятие налогового правонарушения и налогового преступления13.
Так, в соответствии со ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) (далее - УК РФ) преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания14.
Исходя из определения преступления по УК РФ, можно дать определение налоговому преступлению. Итак, налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние в сфере налогообложения, которое выражается в действии или бездействии, запрещенном УК РФ под угрозой наказания.
Ответственность за налоговые преступления предусмотрена статьями 198-199.4 УК РФ. Так, 29.07.17г. были внесены изменения и дополнения в
11 Бугаевская Н.О. К вопросу о понятии налогового преступления // [Текст] Вестник МГУ. Серия:
Юриспруденция. 2016. N 2. С. 5 - 9.
12
Пепеляев С.Г., Сосновский С.А. Налогообложение доходов и прибыли [Текст] М., 2015.
13
Нагорная Э.Н. Налоговые споры: оценка доказательств в суде: Монография [Текст] М., 2012.
14 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 01.07.2017) [Электронный ресурс] //URL: http://consultant.ru
статьи 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, касающиеся установления ответственности плательщиков страховых взносов (в части вносов, уплачиваемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах). Помимо этого, ввелись новые статьи - 199.3 и 199.4 УК РФ, предусматривающие специальные составы преступлений за уклонение страхователя (ФЛ и ЮЛ соответственно) от уплаты страховых взносов на "травматизм", администрируемых ФСС РФ15.
Одним из основополагающих документов, раскрывающих признаки, особенности и иные содержательные характеристики налоговых преступлений, является Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года №64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее -Пленум ВС РФ от 28 декабря 2006 года № 64)16.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), а также за сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки (статьи 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ), Пленум ВС РФ от 28 декабря 2006 года № 64 обращает внимание судов на то, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему
17
Российской Федерации (п.1 Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 года № 64) .
15 Александров И.В. Расследование налоговых преступлений: Учебное пособие для магистров. [Текст] М.: Юрайт, 2014. 405 с.
16 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2007. N 3. С. 18 - 23. [Электронный ресурс] //URL: http://consultant.ru
17 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2007. N 3. С. 18 - 23. [Электронный ресурс] //URL: http://consultant.ru
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (16), 2017
В п. 1 Пленум ВС РФ от 28 декабря 2006 года № 64 указано, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).
Под сбором (п. 2 ст. 8 НК РФ) понимается установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Следует согласиться с И.Н. Соловьевым, что Пленум ВС РФ от 28 декабря 2006 года № 64 готовился на основе анализа практики применения налоговых статей УК РФ. Существенным отличием постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам налоговых преступлений является то, что в них вопросы квалификации преступлений тесно переплетаются с положениями налогового законодательства, без учета которых невозможно представить себе предметный анализ судебной практики по статьям 198 - 199.4 УК РФ18.
Вполне естественно, что положения Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 года № 64 во многом повторяют нормы НК РФ, которые интегрированы в него. Однако это не механическое дублирование, а системный анализ с учетом уголовно-правовой специфики налоговых преступлений.
В международно-правовых отношениях, в частности, в рамках СНГ, приняты специальные международно - правовые акты в исследуемой сфере отношений, например, Соглашение о сотрудничестве государств-участников
18
Соловьев И.Н. Преступные налоговые схемы и их выявление: Учебное пособие. М.: Проспект, 2010, 232 с.
ISSN: 2414-0309 9
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (16), 2017 Содружества Независимых Государств в борьбе с налоговыми преступлениями, заключенное в г. Тбилиси 3 июня 2005 года (далее - Соглашение). Для нашего государства данное Соглашение вступило в силу 24 апреля 2006 года.
Согласно ст. 1 Соглашения термин «налоговое преступление» означает виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, запрещенное уголовным законодательством Сторон. Стороны в соответствии с Соглашением, национальным законодательством и международными обязательствами осуществляют сотрудничество в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии налоговых преступлений по таким основным направлениям, как: анализ состояния преступности в сфере налогообложения; совершенствование правовой базы сотрудничества Сторон в борьбе с налоговыми преступлениями, гармонизация национального законодательства в этой области с учетом положений международных договоров; разработка совместных программ по борьбе с налоговыми преступлениями; осуществление согласованных мер для выполнения положений международных договоров, направленных на борьбу с налоговыми преступлениями (ст. 2 Соглашения)19.
Привлечение к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах представляет собой стадийный процесс возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Субъектами данных отношений являются, с одной стороны, государство в лице властных органов, а с другой, - лицо,
совершившее такое нарушение и обязанное претерпевать лишения в виде мер
20
ответственности .
Таким образом, налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние в сфере налогообложения, которое выражается в действии или бездействии, запрещенном УК РФ под угрозой наказания.
19 Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с налоговыми преступлениями, заключенное в г. Тбилиси 3 июня 2005 года [Электронный ресурс] //URL: http://consultant.ru
20 Сальников А.В. Комментарий к постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» от 28 декабря 2006 года № 64 [Текст] / А.В. Сальников, В.Ф. Щепельков, Н.А. Ермолаева. —СПб. : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2012. — 68 с. — 2227-8397.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (16), 2017 Проблема неисполнения налогоплательщиками своей конституционной обязанности по уплате налогов и сборов сегодня стоит в России как никогда остро. На данном этапе необходимо произвести научный и практический анализ положений уголовного законодательства нашего государства в части ответственности за налоговые преступления, выявить пробелы и противоречия, обозначить проблемные ситуации и слабые стороны законодательно установленных составов, пересмотреть концептуальные основы понятия «налоговые преступления».
Список источников:
1. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с налоговыми преступлениями, заключенное в г. Тбилиси 3 июня 2005 года [Электронный ресурс] //URL: http://consultant.ru
2. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] //URL: http://consultant.ru
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2017) [Электронный ресурс] //URL: http://consultant.ru
4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2007. N 3. С. 18 - 23. [Электронный ресурс] //URL: http://consultant.ru
5. Александров И.В. Расследование налоговых преступлений: Учебное пособие для магистров. [Текст] М.: Юрайт, 2014. 405 с.
6. Андреев, В. Д. Налог на прибыль: судебная практика, комментарии, рекомендации, риски и возможности: справочное пособие / В. Д. Андреев. [Текст] — Москва: Статут, 2007. — 747 с.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (16), 2017
7. Баркалова Е.В. Криминалистические аспекты противодействия налоговым преступлениям [Текст] : учебное пособие / Е.В. Баркалова. — СПб. : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2013. — 102 с. — 2227-8397.
8. Бугаевская Н.О. К вопросу о понятии налогового преступления // [Текст] Вестник МГУ. Серия: Юриспруденция. 2016. N 2. С. 5 - 9.
9. Витвицкая, С. С. Преступления в сфере экономической деятельности (уголовно-правовой аспект) / С. С. Витвицкая, А. А. Витвицкий [Текст] Ростов- на-Дону, 2008. — 103 с.
10. Дармаева В.Д. Уголовно-правовая характеристика преступлений в форме уклонения от уплаты налогов и сборов / В. Д. Дармаева, Н. А. Двуреченская, Т.Н. Демьянова [Текст] // Право и экономика. 2007. № 3. С. 87— 90.
11. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ / Под общей редакцией Председателя Верховного Суда РФ, д.ю.н., проф. В.М. Лебедева; Отв. ред. канд. юрид. наук, проф. А.В. Галахова [Текст] М.: Городец, 2009.
12. Нагорная Э.Н. Налоговые споры: оценка доказательств в суде: Монография [Текст] М., 2012.
13. Пепеляев С.Г., Сосновский С.А. Налогообложение доходов и прибыли [Текст] М., 2015.
14. Петросян О.Ш. Налоговые преступления [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / О.Ш. Петросян, Ю.А. Артемьева. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 191 с.
15. Пикуров Н.И. Налоговые преступления как предикатные в отношении легализации преступных доходов: подходы к реализации международных стандартов: Монография [Текст] М., 2014.
16. Пилипенко А.А. Налоговое право: Учебное пособие [Текст] Мн.,
2006.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (16), 2017
17. Рагозина И.Г., Аксенов Р.Г. Субъект налогового преступления и тактическая операция по его изобличению: Монография (Библиотека криминалиста) [Текст] М.: Юрлитинформ, 2009.
18. Сальников А.В. Комментарий к постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» от 28 декабря 2006 года № 64 [Текст] / А.В. Сальников, В.Ф. Щепельков, Н.А. Ермолаева. —СПб. : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2012. — 68 с. — 2227-8397.
19. Соловьев И.Н. Преступные налоговые схемы и их выявление: Учебное пособие. М.: Проспект, 2010, 232 с.