Столыпинский вестник №3/2023
Научная статья Original article УДК: 342
ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ
ORGANIZATION OF PUBLIC AUTHORITY IN THE FIELD OF CIVIL
DEFENSE
Туева Дарья Викторовна, студентка, Оренбургский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» (460000 Россия, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. 50), тел.: 89033626553, tueva. dasha2013 @yandex.ru
Tueva Daria Viktorovna, student, Orenburg Institute (branch) of the Kutafin Moscow State Law University (MSLA), (50 Komsomolskaya st., Orenburg, 460000 Russia), tel. 89033626553, [email protected]
Аннотация. Гражданская оборона прошла большой путь становления и развития, превратилась в важную составную часть общегосударственных оборонных мероприятии" В современном обществе сформирован новый облик гражданской обороны, особенность которого заключается в осуществлении мероприятии" по защите населения не только от опасностей военного времени, но и от чрезвычайных ситуации" природного и техногенного характера в мирное время. В статье рассматривается деятельность органов
Столыпинский вестник
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере гражданской обороны. Особое внимание уделяется анализу публичной власти на примере Оренбургской области. В частности, рассматриваются положения постановлений Правительства Оренбургской области, указа Губернатора Оренбургской области. Отдельно исследуются положения законодательства о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения.
Annotation. Civil defense has passed a long way of formation and development, has become an important component of national defense measures. In modern society, a new image of civil defense has been formed, the peculiarity of which is the implementation of measures to protect the population not only from the dangers of wartime, but also from natural and man-made emergencies in peacetime. The article examines the activities of state authorities of the Russian Federation, state authorities of the subjects of the Russian Federation, local self-government bodies in the field of civil defense. Special attention is paid to the analysis of public power on the example of the Orenburg region. In particular, the provisions of the resolutions of the Government of the Orenburg region, the decree of the Governor of the Orenburg region are considered. The provisions of the legislation on the regional automated system of centralized notification of the population are studied separately.
Ключевые слова: гражданская оборона, система оповещения населения, чрезвычайные ситуации, государственная тайна, защита населения.
Keywords: civil defense, public notification system, emergency situations, state secret, protection of the population.
Федеративное устройство Российской Федерации оказывает существенное воздействие как на структуру законодательства о защите от чрезвычайных ситуации" и гражданской обороне, так и на институциональные
основы их реализации. Необходимость использования потенциала региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, помимо федеральных органов государственной власти, в решении соответствующих вопросов вызвана главным образом требованием быстрого реагирования в условиях гражданской обороны и на чрезвычайную ситуацию, в том числе, посредством нормативно-правового регулирования. Кроме того, такой подход позволяет полнее учитывать в организации данной деятельности особенности территорий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона - система мероприятии" по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [2].
В п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий» [1].
Как указано в постановлении Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 № 922-пп «Об утверждении государственной программы «Защита населения и территории Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Оренбургской области» Оренбургская область, как один из крупных промышленных регионов России, требует особого внимания в вопросах защиты ее населения, территорий и экономического потенциала от чрезвычайных ситуаций [8].
В соответствии с Законом Оренбургской области от 30.09.2020 «О регулировании отдельных вопросов в области гражданской обороны на территории Оренбургской области» Губернатор Оренбургской области в
сфере гражданской обороны осуществляет ее руководство на территории Оренбургской области [4]. В указе Губернатора Оренбургской области от 28.12.2009 № 254-ук «Об организации и введении гражданской обороны в Оренбургской области» сказано, что основными мероприятиями, осуществляемыми в Оренбургской области в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями, являются:
а) в целях решения задачи по подготовке населения в области гражданской обороны: планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;
б) в целях решения задачи по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы: организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
в) в целях решения задачи по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;
г) в целях решения задачи по проведению мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки: определение перечня объектов, подлежащих маскировке [5].
В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 14.02.2022 № 117-пп «О силах гражданской обороны Оренбургской области» к субъектам, обязанным осуществлять данные мероприятия, относятся: подразделения Государственной противопожарной службы, осуществляющие деятельность на территории Оренбургской области; аварийно-спасательные формирования Оренбургской области, спасательные службы гражданской обороны, осуществляющие деятельность на территории области; нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, осуществляющие деятельность на территории
области; специальные формирования, создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны [7].
Кроме упомянутого полномочия Губернатора Оренбургской области, он также утверждает план гражданской обороны и защиты населения Оренбургской области. На 2023 год такой план пока отсутствует, но при этом уже утвержден план основных мероприятий муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2023 год. В соответствии с постановлением Администрации Октябрьского района Оренбургской области от 21.02.2023 № 149-п можем привести пример, что, помимо участия в различных мероприятиях в течение года департамента гражданской обороны и иных субъектов, 01.03.2023 должна была проведена комплексная проверка региональной автоматизированной системы централизованного оповещения. Ее проведение также в данном муниципальном образовании планируется 01.10.2023 [9].
Нерешенной проблемой в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций в Оренбургской области до 2022 года являлась низкая эффективность региональной автоматизированной системе
централизованного оповещения населения ввиду ее значительного износа, так как она находится в эксплуатации с 1977 года, практически исчерпала свой ресурс и не соответствовала требованиям законодательства Российской Федерации и Оренбургской области.
На федеральном уровне требования к системе оповещения населения закреплены в приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (далее -
Положение). Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности [3]. На региональном уровне действует постановление Правительства Оренбургской области от 25.10.2022 № 1108-пп «Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Оренбургской области», которое разрешило упомянутую проблему Оренбургской области [6]. Детально регламентируется данный вопрос и на муниципальном уровне, например, 19 января 2023 года принято постановление Администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области «Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения населения муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области» (далее -постановление). В соответствии с п. 1.2 постановления муниципальная система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области и Бузулукского районного муниципального звена Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [10].
Стоит отметить, что сведения о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства составляют государственную тайну, поэтому мы не можем узнать о степени обеспеченности Оренбургской области объектами гражданской обороны. Но 23 февраля 2022 года начальник управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации г. Оренбурга М.М. Серазетдинов заверил, что «для оренбуржцев в настоящее время нет никакой опасности, а вот
сооружения гражданской обороны имеются, причем в достаточном количестве».
Решение задач обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях будет достигнуто совместной и эффективной реализацией полномочий, как на федеральном уровне, так и органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.
В современных условиях, а именно в период проведения специальной военной операции мероприятия по гражданской обороне становятся все более востребованными, что обуславливает необходимость повышения готовности гражданской обороны к функционированию в мирное и военное время, ее совершенствования и дальнейшего развития.
Литература
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1991 г.: по состоянию на 04 октября 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2022. - № 41. - Ст. 6933.
2. Федеральный закон О гражданской обороне: офиц. текст: принят 26 декабря 1997 г.: по состоянию на 14 июля 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2022. - № 29. - Ст. 5318.
3. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 №2 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http: //pravo. gov.ru (дата обращения: 28.02.2023).
4. Закон Оренбургской области от 30.09.2020 «О регулировании отдельных вопросов в области гражданской обороны на территории Оренбургской области» // Официальный интернет-портал правовой информации
[Электронный ресурс]. URL: http: //pravo. gov.ru (дата обращения: 28.02.2023).
5. Указ Губернатора Оренбургской области от 28.12.2009 № 254-ук «Об организации и введении гражданской обороны в Оренбургской области» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http: //pravo. gov.ru (дата обращения: 28.02.2023).
6. Постановление Правительства Оренбургской области от 25.10.2022 № 1108-пп «Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Оренбургской области» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 28.02.2023).
7. Постановление Правительства Оренбургской области от 14.02.2022 № 117-пп «О силах гражданской обороны Оренбургской области» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http: //pravo. gov.ru (дата обращения: 28.02.2023).
8. Постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 № 922-пп «Об утверждении государственной программы «Защита населения и территории Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Оренбургской области» // Департамент пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: https://gochs.orb.ru (дата обращения: 28.02.2023).
9. Постановление Администрации Октябрьского района Оренбургской области от 21.02.2023 № 149-п «Об утверждении плана основных мероприятий муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2023 год» //
Администрация муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: https://ok.orb.ru (дата обращения: 01.03.2023).
10. Постановление Администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области от 19.01.2023 № 26-п «Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения населения муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области» // Правовой интернет-портал Бузулукского района [Электронный ресурс]. URL: http://pp-bz.ru (дата обращения: 28.02.2023).
References
1. The Russian Federation. Constitution (1993). The Constitution of the Russian Federation: adopted by Popular vote on December 12, 1991: as of October 04, 2022 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. - 2022. - No. 41. - Article 6933.
2. Federal Law On Civil Defense: ofic. text: adopted on December 26, 1997: as of July 14, 2022 // Collection of Legislation of the Russian Federation. Federation. - 2022. - No. 29. - Article 5318.
3. Order of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters and the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation dated 31.07.2020 No. 578/365 «On approval of the Regulations on public Notification systems» // Official Internet Portal of Legal Information [Electronic resource]. URL: http://pravo.gov.ru (accessed: 28.02.2023).
4. The Law of the Orenburg region of 30.09.2020 «On the regulation of certain issues in the field of civil defense on the territory of the Orenburg region» // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL: http://pravo.gov.ru (date of appeal: 28.02.2023).
5. Decree of the Governor of the Orenburg Region dated 28.12.2009 No. 254-CC «On the organization and introduction of civil defense in the Orenburg region» // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL: http://pravo.gov.ru (accessed: 28.02.2023).
6. Resolution of the Government of the Orenburg Region dated 25.10.2022 No. 1108-pp «On approval of the Regulations on the regional automated system of centralized notification of the population of the Orenburg region» // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL: http://pravo.gov.ru (date of appeal: 28.02.2023).
7. Resolution of the Government of the Orenburg Region dated 14.02.2022 No. 117-pp «On Civil Defense Forces of the Orenburg Region» // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL: http://pravo.gov.ru (accessed: 28.02.2023).
8. Resolution of the Government of the Orenburg Region dated 29.12.2018 No. 922-pp «On approval of the state program «Protection of the population and territory of the Orenburg Region from emergency situations, ensuring fire safety and human safety on water bodies of the Orenburg region» // Department of Fire Safety and Civil Protection of the Orenburg region [Electronic resource]. URL: https://gochs.orb.ru (accessed: 28.02.2023).
9. Resolution of the Administration of the Oktyabrsky district of the Orenburg region dated 21.02.2023 No. 149-p «On approval of the plan of main activities of the municipality of the Oktyabrsky district of the Orenburg region in the field of civil defense, prevention and liquidation of emergency situations, fire safety and safety of people on water bodies for 2023» // Administration of the municipality of the Oktyabrsky district of the Orenburg region [Electronic resource]. URL: https://ok.orb.ru (accessed: 01.03.2023).
10. Resolution of the Administration of the municipality of Buzuluksky district of the Orenburg region dated 19.01.2023 No. 26-p «On approval of the Regulations on the municipal notification system of the population of the
municipality of Buzuluksky district of the Orenburg region» // Legal Internet portal of Buzuluksky district [Electronic resource]. URL: http://pp-bz.ru (accessed: 28.02.2023).
© Туева Д.В., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 3/2023.
Для цитирования: Туева Д.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 3/2023.