Научная статья на тему 'ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТЕПЕНИ ИХ ПРИОРИТЕТНОСТИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА'

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТЕПЕНИ ИХ ПРИОРИТЕТНОСТИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
124
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА / РАНЖИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА / ОБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ МЧС РОССИИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Акимов Валерий Александрович, Крапухин Вячеслав Всеволодович, Иванова Екатерина Олеговна, Сущев Сергей Петрович

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № 3183-р утвержден Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года [1], пунктом 26 которого предусмотрена разработка отраслевого плана адаптации к изменениям климата в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обязательными приложениями к отраслевому плану адаптации должны стать результаты оценки климатических рисков и результаты ранжирования адаптационных мероприятий. Данная статья посвящена предварительным результатам ранжирования адаптационных мероприятий по степени их приоритетности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Акимов Валерий Александрович, Крапухин Вячеслав Всеволодович, Иванова Екатерина Олеговна, Сущев Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRELIMINARY RANKING OF ADAPTATION MEASURES IN THE FIELD OF CIVIL DEFENSE, POPULATION AND TERRITORIES PROTECTION FROM NATURAL AND MAN-MADE EMERGENCIES BY THE DEGREE OF THEIR PRIORITY

By the Government of the Russian Federation order of December 25, 2019 № 3183-R the national action plan of the first stage of adaptation to climate change for the period up to 2022 [1] was approved, which paragraph 26 provides for the development of sectoral adaptation plan to climate change in the field of civil defense, protection of the population and territories from emergency situations of natural and man-made character. The results of the climate risk assessment and the results of adaptation measures ranking should be mandatory appendices to the sectoral adaptation plan.This article is devoted to the preliminary assessment of climate risks in the field of civil defense, protection of the population and territories from natural and man-made emergencies.

Текст научной работы на тему «ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТЕПЕНИ ИХ ПРИОРИТЕТНОСТИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

УДК 504.75

Предварительное ранжирование адаптационных мероприятий по степени их приоритетности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2021

В.А. Акимов, В.В. Крапухин, Е.О. Иванова, С.П. Сущев

Аннотация

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г № 3183-р утвержден Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года [1], пунктом 26 которого предусмотрена разработка отраслевого плана адаптации к изменениям климата в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обязательными приложениями к отраслевому плану адаптации должны стать результаты оценки климатических рисков и результаты ранжирования адаптационных мероприятий. Данная статья посвящена предварительным результатам ранжирования адаптационных мероприятий по степени их приоритетности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ключевые слова: адаптация к изменениям климата; ранжирование адаптационных мероприятий; гражданская оборона; защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; объекты системы МЧС России.

Работа, результаты которой использованы в данной научной публикации, выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках соглашения № 175-11-2019087 от 18.12.2019.

Preliminary Ranking of Adaptation Measures in the Field of Civil Defense, Population and Territories Protection from Natural and Man-Made Emergencies by the Degree of their Priority

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2021

V. Akimov, V. Krapukhin, E. Ivanova, S. Sushchev

Abstact

By the Government of the Russian Federation order of December 25, 2019 № 3183-R the national action plan of the first stage of adaptation to climate change for the period up to 2022 [1] was approved, which paragraph 26 provides for the development of sectoral adaptation plan to climate change in the field of civil defense, protection of the population and territories from emergency situations of natural and man-made character. The results of the climate risk assessment and the results of adaptation measures ranking should be mandatory appendices to the sectoral adaptation plan. This article is devoted to the preliminary assessment of climate risks in the field of civil defense, protection of the population and territories from natural and man-made emergencies.

Key words: climate change adaptation; adaptation measures ranking; civil defense; population and territories protection from natural and man-made emergencies; objects of the EMERCOM of Russia system.

The work, the results of which are used in this scientific publication, were carried out with the financial support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in the framework of agreement No. 175-11-2019-087 of 12/18/2019.

26.04.2021

Введение

Адаптация к изменениям климата на государственном уровне — это система мер политического, законодательного, нормативного правового, экономического, социального характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти меры направлены на уменьшение уязвимости системы обеспечения национальной безопасности страны, субъектов экономики и граждан к последствиям изменений планетарного климата, климата на территории Российской Федерации, на территориях соседних государств и на прилегающих к ним акваториях Мирового океана, а также на использование благоприятных возможностей, обусловленных указанными изменениями [2].

Основные элементы плана адаптации включают [3]: анализ и оценку современных и будущих климатических рисков, в том числе: (а) текущего состояния климатической системы и сценариев будущих изменений климата; (б) подверженности и уязвимости объекта под риском; (в) допустимых значений рисков с учетом экономических и социальных факторов;

оценку адаптационного потенциала, включая определение перечня сценариев (вариантов) адаптации, связанных с ними основных мер и располагаемых ресурсов, а также ограничений возможности (пределов) адаптации;

оценку социально-экономической эффективности (соотношения затрат, рисков (потерь) и выгод) реализации конкретных сценариев адаптации, установление их приоритетов и выбор наилучшего сценария по этому критерию;

составление детального плана адаптации, включая мониторинг, оценку хода и результатов реализации мероприятий, с учетом перечисленных выше принципов организации планирования и указанием конкретных мер, сроков исполнения, ответственных исполнителей, объемов и источников финансирования.

Актуальность, научная значимость вопроса с кратким обзором литературы

Актуальность исследований обусловлена необходимостью научно-методического обоснования системы мер и мероприятий по адаптации к климатическим изменениям в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью формирования соответствующего отраслевого плана адаптации к изменениям климата.

Ранжирование адаптационных мероприятий по степени их приоритетности осуществляется для объектов системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — система МЧС России), в которую входят [4]: центральный аппарат;

территориальные органы — органы, специально

уполномоченные решать задачи гражданской обороны

и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 19.12.2018 № 728) [5];

федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (в ред. Указа Президента РФ от 17.12.2010 № 1577) [6];

спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в ред. Указа Президента РФ от 30.09.2011 № 1265) [7];

Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в ред. указов Президента РФ от 06.05.2010 № 554, от 01.07.2014 № 483) [8].

Постановка задачи

Научно обосновать перечень адаптационных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для этого необходимо:

выявить адаптационные потребности объектов системы МЧС России;

определить варианты адаптации объектов системы МЧС России и сформировать комплекс мер для различных вариантов адаптации;

произвести ранжирование адаптационных мероприятий для объектов системы МЧС России.

Выявление адаптационных потребностей объектов системы МЧС России

Под «адаптационными потребностями» в данной статье понимаются обстоятельства, требующие принятия мер по обеспечению безопасности населения, сохранения имущества и природных объектов (экосистем) при воздействии изменений климата.

Для выявления адаптационных потребностей в первую очередь определяется перечень уязвимых объектов воздействия и проводится оценка климатических рисков [9]. В число адаптационных потребностей включаются объекты системы МЧС России, которые находятся на территории с катастрофическим и весьма опасным уровнем климатического риска. В число адаптационных потребностей включаются также объекты системы МЧС России, в отношении которых не обеспечена (не в полной мере обеспечена) защита от климатических рисков [10].

Перечень уязвимых объектов системы МЧС России, которые находятся на территориях с катастрофическим и весьма опасным уровнем климатического риска, представлен в табл. 1.

Определение вариантов адаптации объектов системы МЧС России и формирование комплекса мер для различных вариантов адаптации

В отношении объекта системы МЧС России с целью снижения климатической уязвимости могут быть применены следующие адаптационные меры (см. табл. 2) [11]:

планировочные (демонтаж объектов, повреждение которых ведет к недопустимому ущербу, дублирование жизненно важных элементов критической инфраструктуры, резервирование земель на случай эвакуации и переселения людей из района с очень высоким и катастрофическим риском) [12, 13];

оперативные (создание и развитие служб оповещения и быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, поддержание соответствующих уровню риска запасов продовольствия, топлива, медикаментов, организация страхования жизни и имущества) [14, 15];

инженерно-технические (использование специальных конструктивных решений, в том числе упрочнение

Таблица 1

Предварительный перечень объектов системы МЧС России, уязвимых к климатическим рискам

№ п/п Объект системы МЧС России Климатический риск Уровень опасности Прогнозируемый ущерб, руб.

1. ГУ МЧС России по Иркутской области Пучение грунта Чрезвычайно опасный 1 000 000

2. Спец. управление № 18 ФПС МЧС России (г. Северодвинск) Подтопление Весьма опасный 17 500 000

3. Амурский спасательный центр МЧС России (г. Хабаровск) Эрозия овражная Весьма опасный 900 000

4. Филиал Сибирского РПСО МЧС России (г. Дудинка) Таяние вечной мерзлоты - 446 500 (экспертиза)

5. Филиал Южного РПСО МЧС России (г. Тамань) Оползень Весьма опасный 300 000

Итого: 5 объектов 20 146 500

Таблица 2

Примеры возможных адаптационных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в зависимости от источника

климатического риска

Климатические риски Примеры адаптационных мероприятий

Экстремально высокая температура воздуха, засуха, жара городское планирование, направленное на уменьшение числа островов тепла; развитие систем промышленного и бытового кондиционирования, обеспечение комфортного температурного режима в организациях и учреждениях системы МЧС России; развитие рекреационных зон, расширение «зеленой» инфраструктуры; расширение массивов поливных земель, внедрение влагосберегающих технологий (снегозадержание, уменьшение непродуктивного испарения и т.д.); развитие водохозяйственной инфраструктуры и водохранилищ; диверсификация источников воды, сокращение утечек, повторное использование; охрана и расширение лесополос и других природных объектов и экосистем

Изменение темпера-турно-влажностного режима, деградация вечной мерзлоты реконструкция блочных и панельных зданий; мониторинг состояния оснований и покрытий зданий; расширение применения влагосберегающих технологий

Наводнения определение зон затопления и подтопления, запрет использования этих зон; инженерная зашита (плотины, отводные каналы, гидравлические препятствия); берегозащита, берегоукрепление, дноуглубление

Ураганы, смерчи, град, очень сильный ветер, гололедно-изморозевые явления демонтаж устаревших или непрочных зданий и сооружений, вырубка старых, подгнивших деревьев; укрепление зданий, погребов и убежищ; определение безопасных режимов в условиях сильного ветра; создание материальных резервов (продуктов, топлива, сырья); упрочнение линейных сооружений, мониторинг их обледенения; подготовка персонала спасательных служб; использование антигололедных наполнителей в асфальтобетонных смесях

Пожары природные контроль соблюдения требований и правил пожарной безопасности в лесах; регулирование состава древостоев, санитарные рубки; создание системы противопожарных барьеров, устройство лесных дорог и водоемов

Селевые потоки, водоснежные потоки, оползни регулирование стока поверхностных вод с помощью вертикальной планировки территории и устройства системы поверхностного водоотвода; агролесомелиорация, искусственное изменение рельефа склона; устройство противоселевых систем, удерживающих сооружений и конструкций; использование теплозащитных устройств и покрытий; установление охранных зон

Таблица 3

Предварительный перечень адаптационных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

№ п/п Наименование мероприятия Срок, год Ожидаемый результат Потребность в ресурсах, руб. Исполнитель

1. Понижение уровня подземных вод на территории здания ГУ МЧС России по Иркутской области 2023 Снижение показателя уязвимости 1 000 000 ГУ МЧС России по Иркутской области

2. Мониторинг состояния основания здания СУ № 18 ФПС МЧС России (г. Северодвинск) 2022 Снижение показателя уязвимости 2 000 000 ГУПО МЧС России

3. Укрепление зданий Амурского спасательного центра (г. Хабаровск) 2024 Снижение показателя уязвимости 1 500 000 ДСФ МЧС России

4. Проведение экспертизы здания филиала Сибирского РПСО (г. Дудинка) 2022 Оценка показателя уязвимости 450 000 Сибирское РПСО МЧС России

5. Регулирование стока поверхностных вод на территории филиала ЮРПСО (г. Тамань) 2023 Снижение показателя уязвимости 1 000 000 Южное РПСО МЧС России

Итого (за объекты системы МЧС России): 20222024 годы 5 950 000

скелета и оболочек, дублирование критически важных элементов, использование специальных материалов и легковосстановимых конструкций) [16-18];

технологические (включение различных сценариев нештатного режима в технологические схемы) [19, 20].

Ранжирование адаптационных мероприятий для объектов системы МЧС России

Ранжирование адаптационных мероприятий с целью снижения климатической уязвимости осуществляется объектом системы МЧС России на основе сопоставления следующих факторов: снижение показателя уязвимости; увеличение пороговых значений; использование страховых инструментов; обеспечение резервов.

Перечень адаптационных мероприятий для объектов системы МЧС России представлен в табл. 3.

Практическая значимость, предложения и результаты внедрения, результаты экспериментальных исследований

Внедрение результатов данных исследований планируется в третьем квартале 2021 года путем утверждения ведомственным актом МЧС России отраслевого плана адаптации к изменениям климата в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выводы

1. Анализ адаптационных потребностей системы МЧС России выявил 5 уязвимых объектов, которые находятся на территориях с катастрофическим и весьма опасным уровнем климатического риска, с прогнозируемым ущербом более 20 млн рублей.

2. С использованием экспертных оценок получен ранжированный перечень адаптационных мероприятий

по объектам системы МЧС, для реализации которых необходимо около 6 млн рублей.

3. Предварительный анализ показал, что реализация адаптационных мероприятий с целью снижения климатической уязвимости позволит сэкономить для системы МЧС России порядка 15 млн рублей.

Литература

1. Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № 3183-р.

2. Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп.

3. Доклад о научно-методических основах для разработки стратегий адаптации к изменениям климата в Российской Федерации (в области компетенции Росгидромета). СПб.; Саратов: Амирит, 2020. 120 с.

4. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г № 868 (ред. от 16 октября 2019 г.) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

5. Указ Президента РФ от 19 декабря 2018 г. № 728 «О некоторых вопросах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

6. Указ Президента РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и в Положение, утвержденное этим Указом» (с изменениями и дополнениями).

7. Указ Президента РФ от 30 сентября 2011 г. № 1265 (ред. от 29 июня 2020 г.) «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (вместе с «Положением о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).

8. Указ Президента РФ от 06 мая 2010 г. № 554 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

9. Акимов В. А., Арефьева Е. В., Иванова Е. О., Сущев С.П. Предварительная оценка климатических рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Технологии гражданской безопасности. 2021. № 2 (68). С. 4-8.

10. Акимов В. А., Дурнев Р. А., Соколов Ю. И. Защита населения и территорий Российской Федерации в условиях изменения климата. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 388 с.

11. Проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении методических рекомендаций и целевых показателей по вопросам адаптации к изменению климата. М., 2021. 54 с.

12. Методики оценки рисков чрезвычайных ситуаций и нормативы приемлемого риска чрезвычайных ситуаций (руковод-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ство по оценке рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе при эксплуатации критически важных объектов Российской Федерации) // Проблемы анализа риска. 2007. № 4. С. 347-367.

13. Россия в борьбе с катастрофами: в 3-х т. / Под общ. ред. С. К. Шойгу. Редакторы: Ю. Л. Воробьев, А. Н. Сахаров. М., 2007. Кн. 2. 272 с.

14. Безопасность России. Человеческий фактор в проблемах безопасности. М.: МГФ «Знание», 2008. 687 с.

15. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Техногенная, технологическая и техносферная безопасность. М.: МГОФ «Знание», 2018. 1016 с.

16. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Научные основы техногенной безопасности. М.: МГОФ «Знание», 2015. 936 с.

17. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Управление ресурсом эксплуатации высокорисковых объектов. М.: МГОФ «Знание», 2015. 600 с.

18. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Системные исследования чрезвычайных ситуаций. М.: Общество «Знание», 2015. 864 с.

19. Акимов В. А., Диденко С. Л., Смирнов А. С. Научные основы общей теории безопасности жизнедеятельности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2019. 252 с.

20. Акимов В. А., Диденко С. Л., Олтян И. Ю. Нелинейная наука для исследования аварий, катастроф и стихийных бедствий. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2020. 134 с.

Сведения об авторах

Акимов Валерий Александрович: д. т. н., проф., засл. деятель науки РФ, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с. института. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 8120-3446.

Крапухин Вячеслав Всеволодович: к. физ.- мат. н.,

ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в.н.с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

e-mail: [email protected]

SPIN-код: 4663-7700.

Иванова Екатерина Олеговна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

с. н. с. науч.-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

e-mail: [email protected]

SPIN-код: 5483-4886.

Сущев Сергей Петрович: д. т. н., проф., МГТУ им. Н.Э. Баумана, профессор кафедры. 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, 5, корп. 1. e-mail: [email protected] SPIN-код: 7843-5853.

Information about authors

Akimov Valery A.: ScD (Technical Sc.), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Researcher of the Institute.

7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 8120-3446.

Krapukhin Viacheslav V.: Cand. Sci. (Physics&Maths), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Department. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 4663-7700.

Ivanova Ekaterina O.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher, Research Center. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 5483-4886.

Sushchev Sergey P.: Doctor of Technical Sciences, Professor, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman, Professor of the Department.

5, bldg. 1, st. 2nd Baumanskaya, Moscow, 105005, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 7843-5853.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Батырев В.В. и др. Средства коллективной защиты. Оценка эффективности и качества защиты населения в чрезвычайных ситуациях https://elibrary.ru/item.asp?id=35283773

Кусилов В.К. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2017 году https://elibrary.ru/item.asp?id=35367271

Лутошкин А.В. и др. Творчество юных во имя спасения: Литературно-художественный альманах. Выпуск № 2 https://elibrary.ru/item.asp?id=37083240

Основные результаты развития и совершенствования МЧС России в 2012-2018 годах: Фотокнига https://elibrary.ru/item.asp?id=35201457

Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 6-е, ак-туализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=35027110

Разумов В.В. и др. Масштабы и опасность наводнений в регионах России https://elibrary.ru/item.asp?id=35108092

Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году» https://elibrary.ru/item.asp?id=35080759

Служба спасения. 2012-2017: Фотокнига https://elibrary.ru/item.asp?id=36688181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.