Научная статья на тему 'Совершенствование и гармонизация системы технического регулирования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в рамках Евразийского экономического союза'

Совершенствование и гармонизация системы технического регулирования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в рамках Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
398
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / TECHNICAL REGULATION / CIVIL DEFENSE / EMERGENCY SITUATION / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сосунов Игорь Владимирович, Олтян Ирина Юрьевна, Бабусенко Михаил Сергеевич, Чумичева Оксана Борисовна

Проведен анализ системы технического регулирования Российской Федерации. Изложена и прокомментирована история разработки проектов технических регламентов Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны» и «О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сосунов Игорь Владимирович, Олтян Ирина Юрьевна, Бабусенко Михаил Сергеевич, Чумичева Оксана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving and Harmonizing the System of Technical Regulation in Civil Defense and Disaster Management Within the Eurasian Economic Union

The authors analyse the system of technical regulation in the Russian Federation. They describe the development of the draft technical regulations of the Eurasian Economic Union “On the safety of products for civil defense” and “On the safety of products for protection of population from emergency situations of natural and manmade nature”.

Текст научной работы на тему «Совершенствование и гармонизация системы технического регулирования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в рамках Евразийского экономического союза»

/58 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 4 (54) УДК 327.7:341.24

Совершенствование и гармонизация системы технического регулирования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в рамках Евразийского экономического союза

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2017

И.В. Сосунов, И.Ю. Олтян, М.С. Бабусенко, О.Б. Чумичева

Аннотация

Проведен анализ системы технического регулирования Российской Федерации. Изложена и прокомментирована история разработки проектов технических регламентов Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны» и «О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Ключевые слова: техническое регулирование; технический регламент; гражданская оборона; чрезвычайная ситуация; Евразийский экономический союз.

Improving and Harmonizing the System of Technical Regulation in Civil Defense and Disaster Management Within the Eurasian Economic Union

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2017

I. Sosunov, I. Oltyan, M. Babysenko, O. Chumicheva

Abstract

The authors analyse the system of technical regulation in the Russian Federation. They describe the development of the draft technical regulations of the Eurasian Economic Union "On the safety of products for civil defense" and "On the safety of products for protection of population from emergency situations of natural and manmade nature".

Key words: technical regulation; civil defense; emergency situation; Eurasian Economic Union.

Важнейшим элементом государственной технической политики любого промышленно развитого государства, в том числе в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), является система технического регулирования.

Создание в Российской Федерации системы технического регулирования, в т.ч. реформирование национальной системы стандартизации, было начато в 2003 г. после вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ под техническим регулированием понимается «.. .правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

Основной целью проводимой в России реформы технического регулирования является углубление международной кооперации и полноправное включение России в мировую экономику путем отмены зачастую необоснованных ограничений к объектам технического регулирования (ОТР), введенных действующими нормативными техническими документами.

За истекший период в сфере технического регулирования произошли существенные перемены. Теперь

к документам, содержащим обязательные требования к безопасности ОТР, относятся только технические регламенты, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, отражающие вопросы обеспечения безопасности. Положения же иных действующих федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, касающихся сферы технического регулирования, могут применяться только в части, не противоречащей Федеральному закону № 184-ФЗ. Национальным же стандартам, сводам правил, правилам и методам исследований (измерений), необходимым для применения технических регламентов, и стандартам организаций отведена лишь роль документов, обеспечивающих соблюдение требований разрабатываемых технических регламентов.

Целью публикации является ознакомление широкой научной общественности с современной системой технического регулирования в России.

Системные элементы технического регулирования и их функциональные задачи представлены на рис. 1.

Схематично созданную систему технического регулирования, в т. ч. систему подтверждения продукции установленным требованиям, можно представить следующим образом (рис. 2).

Безусловно, ядром созданной и развивающейся системы технического регулирования в России, являются технические регламенты—документы, принятые международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указами Президента Российской Федерации, или постановлениями Правительства Российской Федерации, или нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по техническому

Стандарты

/

•О

Наличие системы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий

_ Устанавливают минимально необходимые

требования безопасности, не создавая излишних барьеров для модернизированной и инновационной продукции

Отражают достигнутый уровень и обеспечивают трансферт технологий, способствуют обеспечению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции

Устанавливает необходимый уровень компетентности в сфере сертификации и испытаний

Наличие системы подтверждения соответствия

\

Наличие системы метрологического обеспечения испытаний и измерений

Осуществляет допуск продукции на рынок (испытания, сертификация и декларирование) Подтверждает качество продукции и обеспечивает доверие потребителей к новой продукции (добровольная сертификация)

Обеспечивает сопоставимость результатов измерений в различных испытательных ^ — лабораториях

Функциональные задачи

Рис. 1. Системные элементы технического регулирования и их функциональные задачи

Рис. 2. Принципиальная схема системы технического регулирования

регулированию (Минпромторг России). Они устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к продукции и связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Кроме того, положениями статьи 4 Федерального закона № 184-ФЗ отмечено, что федеральные органы исполнительной власти теперь вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев установления требования к оборонной продукции (работам, услугам) и продукции (работам, услугам), сведения о которой составляют государственную тайну.

Таким образом, система технического регулирования Российской Федерации, созданная Федеральным законом «О техническом регулировании», состоит из: Федерального закона № 184-ФЗ; федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, принимаемых в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ;

законов и иных нормативных правовых актов РФ, касающихся сферы технического регулирования,

в части, не противоречащей Федеральному закону № 184-ФЗ;

технических регламентов, принятых международными договорами РФ, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ;

проектной и конструкторской документации, соответствующей требованиям технических регламентов;

эксплуатационной документации производителей оборудования;

документации эксплуатирующих организаций, в т.ч. технологических регламентов, инструкций по технике безопасности, охране труда и др.

Иерархия нормативно-технических и нормативных документов в сфере технического регулирования представлена на рис. 3.

Развитию в Российской Федерации системы технического регулирования новый импульс придало подписание 6 октября 2007 года в Душанбе договора о создании в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС), объединяющего Россию, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Киргизию и Казахстан, Единого экономического (таможенного)

Рис. 3. Иерархия регламентирующих документов

пространства, объединяющего на начальном этапе только Россию, Белоруссию и Казахстан.

В последующие годы на уровне глав государств и правительств России, Белоруссии и Казахстана были приняты и ратифицированы более 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза, а с июля 2010 г., с момента вступления в силу Таможенного кодекса, Таможенный союз начал функционировать на территории указанных трех государств.

Полноценное техническое регулирование в рамках Таможенного союза было невозможно при наличии национальных технических регламентов, устанавливающих различные требования к одной и той же продукции и услугам. Поэтому 18 ноября 2010 г. было подписано трехстороннее Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, которое установило, что:

1) стороны должны проводить согласованную политику в области технического регулирования;

2) на таможенной территории Таможенного союза должны разрабатываться и приниматься технические регламенты Таможенного союза в целях обеспечения защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения;

3) технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза;

4) для формирования нормативной правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования Стороны должны формировать единый перечень

продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования.

Таким образом, Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации выдвинуло на передний край уже не национальные технические регламенты Российской Федерации, а регламенты Таможенного союза.

Разработанные до этого времени национальные технические регламенты, в том числе технические регламенты Российской Федерации, принятые федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, сохраняли свое действие только до момента утверждения соответствующих технических регламентов Таможенного союза.

Всего технических регламентов Таможенного союза было разработано более 30, в т.ч. такие, как:

Технический регламент ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря

2011 г. № 878 и вступил в силу с 1 июня 2012 г.);

Технический регламент ТС «О безопасности машин

и оборудования» (ТР ТС 010/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 и вступил в силу с 15 февраля 2013 г.);

Технический регламент ТС «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г № 825 и вступил в силу с 15 февраля 2013 г.);

Технический регламент ТС «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня

2012 г. № 33 и вступил в силу с 1 февраля 2014 г.);

Технический регламент ТС «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. № 41 и вступил в силу с 1 февраля 2014 г.);

Технический регламент ТС «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» (ТР ТС 028/2012) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г № 57 и вступил в силу с 1 июля 2014 г.).

Следует отметить, что после вступления в силу в 2010 г. договоренности о создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в декабре того же года на саммите ЕврАзЭС было достигнуто соглашение о создании Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России.

19 октября главы стран ЕврАзЭС приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.

18 ноября в Москве президентами России, Белоруссии и Казахстана были подписаны документы следующего этапа интеграции:

Декларация о Евразийской экономической интеграции;

Договор о Евразийской экономической комиссии;

Регламент работы Евразийской экономической комиссии.

В Декларации о Евразийской экономической интеграции было заявлено о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечной целью явилось создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

3 сентября 2013 г., по итогам переговоров на высшем уровне Президентов России и Армении, президент Республики Армения Серж Саргсян заявил о решении его страны вступить в Таможенный союз.

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) был подписан договор о создании Евразийского экономического союза. Документ вступил в силу с 01 января 2015 года.

Основные требования к осуществлению технического регулирования на территории Союза содержатся в приложении № 9 «Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС» к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Реализация Договора о ЕАЭС осуществляется в форме разработки технических регламентов ЕАЭС, в т.ч. технического регламента в области гражданской обороны и защиты населения от ЧС природного и техногенного характера.

Необходимость разработки технического регламента, устанавливающего требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны (ГО) и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обусловлена тем, что Федеральным законом от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ

«О техническом регулировании» законодательно закреплено, что обязательные для исполнения требования к любой продукции и связанным с ней процессам могут устанавливаться в Российской Федерации только техническими регламентами, принимаемыми в форме международных договоров, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Иные требования, не включенные в технические регламенты, а содержащиеся в нормативных документах федеральных органов исполнительной власти (в СНиПах, ГОСТах, Сводах правил и др.) не являются обязательными и имеют только рекомендательный характер.

Такая постановка вопроса вызвала необходимость переработки нормативно-технических документов МЧС России, потерявших обязательность исполнения, в технические регламенты. В противном случае очевидной была угроза того, что требования в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера прекратят исполняться ввиду их необязательности, что повлечет снижение уровня и качества решения установленных законодательством Российской Федерации задач и затруднение деятельности органов государственного надзора в данной сфере.

Усилия МЧС России и ведущих научно-исследовательских организаций министерства, со дня вступления в силу Федерального закона № 184-ФЗ, были направлены на создание межотраслевой, а в последующем — межгосударственной (в рамках Таможенного союза и ЕАЭС) системы технического регулирования, устанавливающей обязательные требования к продукции, предназначенной для ГО, защиты от ЧС, а также к связанным с ней процессам (далее — продукция ГОЧС).

При разработке системы технического регулирования в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, создаваемой при непосредственном участии МЧС России, были учтены:

общее количество продукции ГОЧС и существующее ее деление по видам (типам), группам и т.п.;

совокупность требований технического регулирования с учетом необходимости их актуализации и гармонизации, действующая для групп продукции ГОЧС;

общий достигнутый в России уровень обеспеченности продукцией ГОЧС населения, а также сил и средств как гражданской обороны, так и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

ограниченность финансовых и других ресурсных возможностей;

совокупность факторов, определяющих приоритет обновления существующих требований к продукции ГОЧС или разработки новых, т. е. очередность разработки нормативных документов, учитывающих: приоритеты социально-экономического развития; результаты оценки риска ЧС и опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

необходимость актуализации действующих требований безопасности;

интересы национальной безопасности; уровень развития производственной базы страны; уровень научно-технического развития России; уровень гармонизации отечественных нормативных документов с международно признанными нормами и правилами;

результаты мониторинга результатов ежегодной разработки документов в сфере технического регулирования.

При разработке системы технического регулирования в области ГО и защиты от ЧС были учтены положения:

Федерального закона «О техническом регулировании», а в последующем — Договора о Евразийском экономическом союзе;

норм действующего законодательства в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС;

международных обязательств Российской Федерации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

документов международных организаций, членами которых является Россия;

установившейся международной практики обеспечения безопасности объектов технического регулирования.

В качестве примера использования международных документов следует отметить, что требования к средствам индивидуальной защиты спасателей и населения в особых условиях радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения разрабатывались с учетом Директивы Совета Европейского Союза 89/686/ЕЭС от 21.12.1989 «О сближении законодательства государств-членов ЕС в отношении персонального защитного оборудования». А общие требования к продукции, предназначенной для защиты населения от природных и техногенных опасностей,— на основе следующих Директив Европейского Союза:

1) № 2001/95/ЕС от 3.12.2001 г. «Об общей безопасности продукции»;

2) № 1999/5/ЕС от 9 марта 1999 г. «О радиооборудовании и телекоммуникационном терминальном оборудовании и взаимном признании их соответствия»;

3) № 96/82/ЕС от 9 декабря 1996 г. «О контроле за крупными авариями, связанными с распространением опасных веществ (SEVESO II)»;

4) № 96/29/Евратом от 13 мая 1996 г., устанавливающей базовые стандарты безопасности для защиты здоровья работников и общественности от опасностей, вызванных ионизирующим излучением;

5) № 94/9/ЕС от 23 марта 1994 г. по сближению законодательства Государств-членов ЕС в отношении оборудования и защитных систем, предназначенных для применения в потенциально взрывоопасных атмосферах;

6) № 89/686/ЕЭС от 21 декабря 1989 г. «О сближении законодательства государств-членов ЕС в отношении персонального защитного оборудования»;

7) № 89/656/ЕЭС от 30 ноября 1989 г «О минимальных требованиях к охране здоровья и безопасности при

использовании работниками средств индивидуальной защиты на рабочих местах»;

8) № 2007/60/ЕС от 23 октября 2007 г. «Об оценке и управлении рисками, связанными с наводнениями» и других Директивах ЕС.

Структура системы технического регулирования, создаваемая под руководством МЧС России и при участии специалистов ВНИИ ГОЧС, видится как упорядоченное определенным образом множество видов (типов) продукции ГОЧС, для которых требования и формы оценки соответствия сгруппированы в следующие блоки: обязательных требований (с указанием форм и способов обязательной оценки соответствия этим требованиям) и добровольных требований (с указанием способов оценки соответствия).

Блок обязательных требований представляет собой совокупность характеристик (параметров) объектов технического регулирования, распределенных по техническим регламентам, в которые они включаются.

Блок добровольных требований представляет собой совокупность характеристик (параметров) объектов технического регулирования, распределенных по национальным и межгосударственным стандартам, стандартам организаций и сводам правил, в которые они включаются.

На основе результатов деятельности по созданию системы технического регулирования в области ГО и защиты от ЧС к концу 2010 г. в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) был создан фундамент этой системы в виде разработанных проектов федеральных законов «О техническом регламенте «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону» и «О техническом регламенте «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основе Программы разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6.11.2004. № 1421-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2007 № 1930-р).

Дальнейшее продвижение разработанных проектов федеральных законов — технических регламентов было приостановлено тем, что 6 июля 2010 г. на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации вступил в силу Таможенный кодекс, послуживший началом полноценного функционирования Таможенного союза, создаваемого в целях углубления и ускорения интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического сообщества и формирования Единого экономического пространства. Разработка национальных технических регламентов была признана нецелесообразной и усилия Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан были сосредоточены на разработке технических регламентов Таможенного союза.

С момента подписания Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации техническое регулирование, в т. ч. в области ГО и защиты от ЧС, не только не потеряло

своей актуальности, но и приобрело новый межгосударственный импульс.

Проблема защиты населения и территорий от природных, техногенных и военных опасностей и, следовательно, актуальность технического регулирования в области ГО и защиты от ЧС присущи не только Российской Федерации, но и всем государствам-участникам Таможенного союза. Это связано с тем, что активно развивающиеся интеграционные процессы привели к расширению номенклатуры и объемов продукции, характеристики и качество которой оказывают существенное влияние на обеспечение безопасности граждан Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь.

Таким образом, на территории Таможенного союза сложилась необходимость установления единых требований к продукции, предназначенной для обеспечения защиты населения и территорий от ЧС, а также от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.

Приобретенный ранее МЧС России опыт разработки проектов технических регламентов Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС позволил сформировать окончательный перечень продукции, предназначенной для ГО и защиты от ЧС на территории Таможенного союза, который включает:

средства индивидуальной защиты спасателей и населения в особых условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения;

приборы химической разведки и радиационного контроля;

технические средства оповещения и информирования населения об угрозе и возникновении ЧС;

технические средства мониторинга и прогнозирования ЧС;

технические средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС; технические средства связи и управления ГО; технические средства и инженерные системы, предназначенные для инженерной защиты и жизнеобеспечения населения в зонах ЧС.

Итоги ежегодно проходящих в мае в г. Москве Международных салонов «Комплексная безопасность» подтвердили, что в странах-участницах Таможенного союза сформировалась группа однородной продукции, предназначенной для ГО и защиты от ЧС, а также соответствующая отрасль промышленности и услуг, обеспечивающая устойчивое функционирование стран и регионов в условиях кризисов и катастроф. Развитие этого направления сопровождается увеличивающимся трансграничным обменом продукцией и услугами, а также расширяющейся производственной кооперацией в области разработки и производства соответствующей продукции. Отсутствие установленных и обязательных для исполнения требований к указанной продукции способно привести к:

1) снижению уровня защиты населения от аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий;

2) повышению риска травматизма и гибели людей;

3) снижению оперативности и эффективности оперативного реагирования сил и средств ликвидации ЧС;

4) увеличению количества пострадавших, значительному материальному ущербу и нарушению условий жизнедеятельности людей;

5) к созданию барьеров на пути осуществления свободного обращения (перемещения) указанной продукции по территории таможенного пространства Таможенного союза.

В этой связи МЧС России, как федеральный орган исполнительной власти, на который в Российской Федерации возложена функция по разработке технических регламентов в области ГО и защиты от ЧС, инициировало разработку в установленном порядке технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих требования к продукции, предназначенной для ГО и защиты от ЧС, и связанным с ней процессам.

Следует отметить, что МЧС Республики Беларусь и Республики Казахстан поддержали инициативу МЧС России по разработке технических регламентов в области ГО и защиты от ЧС. Данное решение было закреплено 15 мая 2012 г Протоколом о взаимопонимании в области установления обязательных требований к продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подписание указанного Протокола о взаимопонимании оказало существенную помощь МЧС России при отстаивании консолидированной позиции МЧС Республики Беларусь, Республики Казахстан и России в Евразийской экономической комиссии.

Заручившись поддержкой МЧС Республики Беларусь и Республики Казахстан 9 июля 2012 г. МЧС России инициировало рассмотрение вопроса об установлении обязательных требований к продукции, предназначенной для ГО и защиты населения от ЧС на заседании подкомиссии по техническому регулированию Правительственной комиссии Российской Федерации по экономическому развитию и интеграции.

Предложения МЧС России по разработке технических регламентов в области ГО и защиты от ЧС были одобрены, принято решение о вынесении на заседание Консультативного комитета по техническому регулированию при ЕЭК вопроса о включении продукции, предназначенной для ГО и защиты от ЧС в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.

23 ноября 2012 г. решением Совета ЕЭК указанная продукция была включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.

В целях реализации решений Таможенного союза, по заказу Минпромторга России в МЧС России была инициирована работа по подготовке проектов технических регламентов уже не Российской Федерации, а Таможенного союза, устанавливающих требования в области ГО и защиты от ЧС.

Целью разработки данных технических регламентов являются:

1) защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также от поражающих факторов аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий;

2) установление на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к продукции, предназначенной для ГО и защиты населения и территорий от ЧС;

3) обеспечение свободного перемещения продукции, предназначенной для ГО и защиты о ЧС, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза;

4) гармонизация требований национального законодательства государств-членов Таможенного союза в области ГО и защиты от ЧС;

5) содействие всесторонней интеграции государств-членов Таможенного союза.

Технические регламенты «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны» и «О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» были включены в План разработки технических регламентов Таможенного, а в последующем — Евразийского экономического союза, решением Совета Евразийской экономической комиссии.

Ответственным разработчиком технических регламентов была назначена Российская Федерация, соразработчиками — Республика Беларусь и Республика Казахстан. Первый заместитель Председателя Правительства РФ И. Шувалов поручением от 28 ноября 2014 года № ИШ-П7-8781 возложил обеспечение разработки (согласования) проектов этих технических регламентов на МЧС России.

Важно отметить значительный вклад, внесенный в разработку проектов технических регламентов рабочей группой, созданной распоряжением МЧС России от 27.4.2014 № 255 и состоящей из представителей ЕАЭС, представителей органов государственной власти, общественных объединений и представителей бизнес-сообщества государств-членов ЕАЭС.

К 2017 г. разработка проектов технических регламентов Евразийского экономического союз «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны» и «О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» учеными ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) была завершена, на основе этих регламентов, в соответствии с решением ЕАЭС, был подготовлен проект объединенного (единого) технического регламента «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от ЧС природного техногенного характера», который проходит процедуры внутригосударственного, межгосударственного обсуждения и оценки регулирующего воздействия.

Проект объединенного (единого) технического регламента содержит следующие основные положения: цели принятия технического регламента; ограничения на применение технического регламента в отношении определенных групп продукции, предназначенной для ГО и защиты от ЧС;

основные термины, необходимые для понимания требований технического регламента, и их определения;

правила и порядок идентификации продукции для установления принадлежности продукции к области применения технического регламента;

правила обращения продукции, предназначенной для ГО и защиты от ЧС, на рынке Евразийского экономического союза;

требования к продукции, предназначенной для ГО и защиты от ЧС;

порядок обеспечения соответствия продукции требованиям технического регламента;

порядок, правила и формы оценки соответствия продукции, предназначенной для ГО и защиты от ЧС, требованиям технического регламента;

порядок и правила маркировки продукции, предназначенной для ГО и защиты от ЧС единым знаком обращения на рынке Евразийского экономического союза.

В 2018 г. ожидается принятие технического регламента ЕАЭС «О безопасности продукции, предназначенной для ГО и защиты от ЧС природного техногенного характера» при наличии уже созданной базы стандартов, будет означать завершение создания цельной системы («вертикали») технического регулирования в области ГО и защиты от ЧС.

Таким образом, усилиями ученых ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и специалистов МЧС России, а также чрезвычайных ведомств государств-членов ЕАЭС, практически завершена подготовка к созданию на территории Евразийского экономического союза межгосударственной и межотраслевой системы технического регулирования требований к продукции, предназначенной для ГО и защиты населения от ЧС природного и техногенного характера.

Принятие технического регламента ЕАЭС ««О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера» позволит открыть новую страницу в деятельности государств-членов ЕАЭС, в т.ч. и Российской Федерации, направленной на обеспечение защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов, вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Таким образом, цель, заявленную авторами публикации, можно считать полностью достигнутой.

Однако с принятием указанного технического регламента работа по техническому регулированию не будет считаться завершенной. Система технического регулирования должна постоянно совершенствоваться, развиваться, оперативно реагируя не только на новые риски и угрозы для жизнедеятельности населения, но и на современные научно-технические разработки,

повышающие эффективность защиты при одновременном сокращении затрат бюджетов различного уровня и административных барьеров на пути развития предпринимательского климата и международного взаимодействия в области предупреждения и ликвидации опасностей различной природы.

Литература

1. Проблемные вопросы разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проектной документации объектов капитального строительства: Моногр. / Под общ. ред. В. А. Акимова и И. В. Сосунова. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 372 с.

2. Бабусенко М.С. Некоторые аспекты повышения защищенности объектов экономики в современных условиях // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1-2. С. 65-68.

3. Акимов В. А., Сосунов И. В., Федченко В. В., Алымов А. В., Аюбов Э. Н., Бабусенко М. С., Батырев В. В., Брык Д. И., Буевич О. Е., Глебов В. Ю., Головач Д. Ю., Горячев Е. А., Гуль Н. Н., Земцов О. Э., Иваненко А. О., Козача В. М., Ковтун О. Б., Косырев П. Н., Котосонов А. С., Крапухин В. В. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. В 2-х т. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. Т. 1. Т. 2.

Сведения об авторах

Сосунов Игорь Владимирович: к. т н., доц., ФГБУ ВНИИ

ГОЧС (ФЦ), зам. нач. ин-та.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7.

е-таН: [email protected]

SPIN-код — 1892-6061.

Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

нач. научно-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

е-таН: [email protected]

SPIN-код — 3476-5213.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Сосунов И.В. и др. Проблемные вопросы разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проектной документации объектов капитального строительства. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=28414015

Пучков В.А. и др. Мы первыми приходим на помощь: литературно-художественный публицистический сборник https://elibrary.ru/item.asp?id=29281817

Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Монография. В 2-х т., т. I. https://elibrary.ru/item.asp?id=29741180

Пучков В.А. и др. Огнеборцы: литературно-художественный публицистический сборник https://elibrary.ru/item.asp?id=29281821

Афлятунов Т.И. и др. Сборник примерных программ курсового обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций http://elibrary.ru/item.asp?id=29013219

Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2016 году» https://elibrary.ru/item.asp?id=29313622

Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2016 году https://elibrary.ru/item.asp?id=29110822

Бабусенко Михаил Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таН: [email protected] SPIN-код — 1352-7271.

Чумичева Оксана Борисовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таН: [email protected] SPIN-код — 8449-2477.

Information about the authors

Sosunov Igor V.: Cand. Sci. (Engineering), Associate Professor, Deputy Head of All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 1892-6061.

Oltyan Irina J.: Cand.Sci. (Engineering), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of Research Center.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3476-5213.

Babysenko Mihail S.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Research Center Researcher.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 1352-7271.

Chumicheva Oksana B.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Center Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 8449-2477.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.