Научная статья на тему 'Изменения в 2014 году и пути совершенствования нормативной правовой базы по вопросам защиты населения, критически важных и потенциально опасных объектов'

Изменения в 2014 году и пути совершенствования нормативной правовой базы по вопросам защиты населения, критически важных и потенциально опасных объектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЙ ОБЪЕКТ / ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / CRITICAL AND POTENTIALLY HAZARDOUS FACILITY / REGULATORY FRAMEWORK / SAFETY / SECURITY / UNIFIED STATE SYSTEM OF PREVENTION AND LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азанов Сергей Николаевич, Баньщикова Зоя Ефимовна, Глебов Владимир Юрьевич, Савченков Сергей Николаевич

Проведен анализ работы по развитию нормативной правовой базы в сфере повышения защиты населения, критически важных, потенциально опасных объектов и территорий Российской Федерации в 2014 году. Отражены основные направления развития правового регулирования в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Азанов Сергей Николаевич, Баньщикова Зоя Ефимовна, Глебов Владимир Юрьевич, Савченков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Normative-Legal Regulation in the Sphere of Improving the Protection of People, Critical and Potentially Dangerous Objects of the Russian Federation in 2014

The analysis work on the development of legislative and other normative legal base in the sphere of improving the protection of people, critical, potentially dangerous objects and territories of the Russian Federation in 2014. Reflects the main directions of further development of legal regulation in the field.

Текст научной работы на тему «Изменения в 2014 году и пути совершенствования нормативной правовой базы по вопросам защиты населения, критически важных и потенциально опасных объектов»

/26 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 3 (45) УДК 81.93.21

Изменения в 2014 году и пути

совершенствования нормативном правовой базы по вопросам защиты населения, критически важных и потенциально опасных объектов

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2015

С.Н. Азанов, З.Е. Баньщикова, В.Ю. Глебов, С.Н. Савченков

Аннотация

Проведен анализ работы по развитию нормативной правовой базы в сфере повышения защиты населения, критически важных, потенциально опасных объектов и территорий Российской Федерации в 2014 году. Отражены основные направления развития правового регулирования в данной области.

Ключевые слова: критически важный объект; потенциально опасный объект; нормативная правовая база; безопасность; защищенность; единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС).

Improvement of Normative-Legal Regulation in the Sphere of Improving the Protection of People, Critical and Potentially Dangerous Objects of the Russian Federation in 2014

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2015

S. Azanov, Z. Banshchikova, V. Glebov, S. Savchenkov

Abstract

The analysis work on the development of legislative and other normative legal base in the sphere of improving the protection of people, critical, potentially dangerous objects and territories of the Russian Federation in 2014. Reflects the main directions of further development of legal regulation in the field.

Key words: critical and potentially hazardous facility; regulatory framework; safety; security; unified state system of prevention and liquidation of emergency situations.

В соответствии с Основами государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных (далее — КВО) и потенциально опасных объектов (далее — ПОО) от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденными Президентом Российской Федерации от 15 ноября 2011 г. № Пр-3400 [1], целями государственной политики в рассматриваемой области является, в том числе, повышение уровня защищенности КВО и ПОО от угроз различного характера. В 2014 году внесены изменения в базовые законодательные акты в этой области деятельности, относящейся к компетенции МЧС России, с учетом социально-экономических и политических преобразований, а также на федеральном уровне были приняты десять федеральных законов, два указа Президента Российской Федерации, более 20 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и более 40 подзаконных актов федеральных органов исполнительной власти.

Одной из первоочередных задач МЧС России является повышение эффективности действующей нормативной правовой базы в целях реализации госполитики в области защиты населения путем обеспечения защищенности КВО, безопасности ПОО и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — ЧС). В соответствии с Федеральным планом повышения защищенности КВО Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на период до 2020 года, принятым Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 2.07.2012 г. № 3) [2], и поручением Президента Российской Федерации от 19 апреля 2013 г. № Пр-901 по этим вопросам был разработан и внесен в Правительство РФ проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [3], предусматривающий законодательное закрепление понятийного аппарата. Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 38-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [6] поправки к ФЗ-68 были утверждены, одновременно были утверждены три основных термина.

Критически важный объект — это объект, нарушение (или прекращение) функционирования которого приведет к потере управления экономикой страны, региона или административно-территориальной единицы региона, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Потенциально опасный объект — это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на

котором возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек.

Территория, подверженная риску возникновения быстро развивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов — это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения ЧС и оценки социально-экономических последствий ЧС. Имеются в виду негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения ЧС, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств РСЧС.

Изменениями установлены дополнительные полномочия Правительства Российской Федерации в части утверждения требований, предъявляемых к защищенности КВО и ПОО; порядка формирования и утверждения перечней КВО и ПОО; порядка разработки паспортов безопасности КВО и ПОО.

К задачам РСЧС поправками отнесены также прогнозирование угроз возникновения ЧС и оценка социально-экономических последствий ЧС.

В развитие норм указанного Федерального закона в 2014 г. МЧС России разработан и прошел процедуру общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающий критерии отнесения объектов всех форм собственности к КВО и ПОО, порядок формирования и утверждения перечней КВО и ПОО, а также обязательные для выполнения требования к КВО и ПОО в области защиты населения и территорий от ЧС. С принятием Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 38-Ф3 указанный проект постановления Правительства Российской Федерации приобрел особую актуальность, в настоящее время он находится в стадии согласования.

Для решения задач нормативного правового регулирования в области обеспечения пожарной безопасности и совершенствования порядка и правил осуществления государственного пожарного надзора с учетом современных социально-экономических условий Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [11] скорректирован Перечень работ, выполняемых на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности. В него внесли технологии хранения или переработки растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Также сюда включены хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию на объектах.

С целью осуществления модернизации (уточнения) норм и нормативов первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС с учетом анализа

/28 См! SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, N0. 3 (45)

проводимых мероприятий по ликвидации ЧС межрегионального и федерального характера приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.07.2014 № 326 «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)» (НП-016-05), утвержденные по становлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 декабря 2005 г. № 11», скорректированы названные федеральные нормы и правила. Уточнены обязанности эксплуатирующей организации по обеспечению безопасного обращения с жидкими, твердыми и газообразными радиоактивными отходами (далее - РАО). Установлено, что пункты размещения особых РАО должны быть переведены в пункты их консервации, а последние - в пункты захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО). Отдельно закреплены требования пожаровзрывоопасности, которые должны соблюдаться при проектировании объектов ЯТЦ. При эксплуатации ядерной установки, пункта хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ или РАО, в т. ч. пункта размещения и (или) консервации особых РАО, а также ПЗРО на основании разрешения (лицензии), выданного на срок более чем 10 лет, эксплуатирующая организация должна обеспечить проведение периодической оценки безопасности таких объектов.

В соответствии с приказом Го сударственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 14.02.2014 г. № 1/4-НПА «О внесении изменения в Порядок формирования, учета и расходования средств резервов, предназначенных для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития, аккумулированных Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» [9], расширен перечень источников формирования средств названных резервов. Это также средства, отчисляемые соответствующими организациями на формирование резерва для финансирования расходов по обеспечению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, содержания и оснащения аварийно-спасательных формирований, приобретения их работ (услуг) по предотвращению и ликвидации последствий ЧС. Речь идет об организациях, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, эксплуатирующих особо ра-диационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), по отношению к которым Госкорпорация «Росатом» является органом управления использованием атомной энергии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. № 867 «Об аварийно-спасательных работах» [8] к аварийно-спасательным работам отнесены работы по ликвидации последствий радиационных аварий.

С целью совершенствования мероприятий надзора на опасных производственных объектах и гидротех-

нических сооружениях (далее — ГТС), отнесенных к КВО, принят приказ Ростехнадзора от 03.07.2014 № 290 «О внесении изменений в Правила формирования и ведения надзорного дела в отношении опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, на которых установлен режим постоянного государственного надзора, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.05.2012 г. № 319» [10]. Этим приказом изменен порядок формирования и ведения надзорного дела в отношении опасных производственных объектов и ГТС, на которых установлен режим постоянного государственного надзора. Надзорные дела ведутся, в том числе, в электронном виде с помощью комплексной системы информатизации Ростехнадзора (ежегодным заполнением до 25 декабря текущего года итоговой формы о результатах и динамике изменений на конкретном объекте). Изменилось содержание общей части надзорного дела. Упрощен порядок ведения надзорной документации. Органом надзора в отношении опасного производственного объекта и ГТС ведутся два журнала (вместо 11, заполняемых ранее).

В области обеспечения промышленной безопасности, 31 декабря 2014 г. принят Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [12]. Он определяет новые принципы господдержки промышленности, соответствующие требованиям Всемирной торговой организации (ВТО). Пересмотрены меры стимулирования промышленной деятельности.

В соответствии с правовыми нормами закона, целями промышленной политики являются, в том числе, обеспечение обороны страны и безопасности государства, а одной из задач промышленной политики — снижение риска ЧС техногенного характера на объектах промышленной инфраструктуры.

В соответствии с данным законом, поддержка научно-технической и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем предоставления финансовой поддержки организациям, осуществляющим инновационную деятельность при оказании инжиниринговых услуг, при реализации проектов по повышению уровня экологической безопасности промышленных производств, в том числе посредством использования наилучших доступных технологий.

С целью регулирования вопросов повышения защищенности КВО и ПОО топливно-энергетического комплекса (далее — ТЭК), по инициативе Минэнерго России подготовлен и подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О полиции» [4] и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [7]. В него внесены изменения, возлагающие на полицию обязанности по осуществлению контроля обеспечения безопасно-

сти объектов ТЭК. Издан Указ от 28 октября 2014 г. № 693 «Об осуществлении контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» [5], которым полномочия по осуществлению контроля обеспечения безопасности объектов ТЭК возложены на МВД России.

Приказом Рослесхоза Минприроды России от 20.03.2014 г. № 83 утвержден Межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования на 2014 г. Он включает подробный трехуровневый план переброски (между соседними субъектами, в пределах федерального округа, в целом по территории Российской Федерации), что обеспечило быстрое реагирование и защищенность КВО и ПОО, расположенных вблизи лесных массивов.

В завершение анализа состояния в 2014 году нормативной правовой базы следует отметить, что в соответствии с п. 15а) [1] к задачам по совершенствованию нормативной правовой базы отнесены также:

обеспечение гармонизации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

разработка и внедрение технических регламентов по вопросам обеспечения безопасности населения, безопасности эксплуатации (функционирования) и защищенности КВО и ПОО от угроз различного характера.

В 2014 г. были завершены административные процедуры, необходимые для включения проектов технических регламентов Таможенного союза. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2014 г № 79 был утвержден План разработки технических регламентов Таможенного союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза. В соответствии с этим планом (пп. 14, 15) в 2014 г. предусмотрена разработка технических регламентов Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» и «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны». Ответственным разработчиком технических регламентов назначена Российская Федерация, со-разработчиками - Республика Беларусь и Республика Казахстан. Руководствуясь названным решением, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И. Шувалов поручением от 28 ноября 2014 года № ИШ-П7-8781 возложил обеспечение разработки (согласования) проектов названных технических регламентов на МЧС России. Параллельно ведется разработка стандартов, являющихся доказательной базой названных технических регламентов, 33 стандарта приняты в 2014 г.

В целом работа федеральных органов исполнительной власти в области совершенствования государственного регулирования и нормативной правовой базы обеспечения защищенности КВО и ПОО от угроз природного, техногенного характера и терро-

ристических проявлений позволяет поддерживать их безопасность на требуемом уровне.

Основной задачей на ближайшую перспективу в области обеспечения защищенности КВО и ПОО от угроз природного и техногенного характера является реализация Основ государственной политики [1], Федерального плана [2], решений Правительства Российской Федерации и Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности [13—15].

Необходимо создать и закрепить законодательными актами механизмы государственного лицензирования, надзора и контроля в сфере обеспечения безопасности КВО; создать базы данных КВО и ПОО; завершить корректировку Перечня КВО Российской Федерации, осуществить переработку планов повышения защищенности КВО и контроль их реализации и Федерального плана повышения защищенности КВО [2, 15].

Литература

1. Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года. Утверждены Указом Президента Российской Федерации 15 ноября 2011 г № Пр-3400.

2. Федеральный план повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на период до 2020 года. Принят Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 2.07.2012 г. № 3).

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О полиции».

5. Указ от 28 октября 2014 г. № 693 «Об осуществлении контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

6. Федеральный закон от 8.03.2015 № 38-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечения безопасности объектов ТЭК.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. № 867 «Об аварийно-спасательных работах».

9. Приказ Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 14.02.2014 № 1/4-НПА «О внесении изменения в Порядок формирования, учета и расходования средств резервов, предназначенных для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития, аккумулированных Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

10. Приказ Ростехнадзора от 3.07.2014 № 290 «О внесении изменений в Правила формирования и ведения надзорного дела в отношении опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, на которых установлен режим постоянного государственного надзора, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.05.2012 № 319».

11. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

12. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

13. Сломянский В.П., Глебов В.Ю., Степаненко Д.В. и др. Справочник руководителя гражданской обороны. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.

/30 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 3 (45)

13. Глебов В.Ю., Назаренко Е.К. Методические рекомендации территориальным органам мЧс России по применению нормативных правовых и нормативно-технических документов при создании, эксплуатации и развитии системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте. М: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013.

14. Ежегодные государственные доклады «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Сведения об авторах

Азанов Сергей Николаевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. отд.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 1170-9015.

Баньщикова Зоя Ефимовна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]

Глебов Владимир Юрьевич: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 4442-2188.

Савченков Сергей Николаевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 7589-7998.

Information about authors

Azanov Sergey N.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Department Head.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-SCIENTIFIC —1170-9015.

Banschikova Zoe E.: Candidate of Technical Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Senior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-SCIENTIFIC —1170-9015.

Glebov Vladimir Y.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Leading Researcher.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-SCIENTIFIC —4442-2188.

Savchenko Sergey N.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Senior Researcher.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-SCIENTIFIC — 7589-7998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.