Научная статья на тему 'К проблеме нормативного правового и нормативно-методического обеспечения гражданской обороны в организациях'

К проблеме нормативного правового и нормативно-методического обеспечения гражданской обороны в организациях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
333
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / МЕРОПРИЯТИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ / УГРОЗЫ ИНТЕРЕСАМ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CIVIL DEFENSE / MEASURES FOR CIVIL DEFENSE / THREATS TO THE INTERESTS AND SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глебов Владимир Юрьевич

Рассмотрены проблемные моменты реализации мероприятий по гражданской обороне в организациях с учетом существующих угроз интересам и безопасности страны, а также современного состояния ее социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Глебов Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Problem of Normative Legal and Normative- Methodical Provision of Civil Defence in Organizations

The article considers problematic issues of implementation of civil defense activities taking into account existing threats to the interests and security of the country, and the current state of its socio-economic development.

Текст научной работы на тему «К проблеме нормативного правового и нормативно-методического обеспечения гражданской обороны в организациях»

/94 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46) УДК 351.753.6

К проблеме нормативного правового и нормативно-методического обеспечения гражданской обороны в организациях

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2015

В.Ю. Глебов

Аннотация

Рассмотрены проблемные моменты реализации мероприятий по гражданской обороне в организациях с учетом существующих угроз интересам и безопасности страны, а также современного состояния ее социально-экономического развития.

Ключевые слова: гражданская оборона; мероприятия по гражданской обороне; угрозы интересам и безопасности Российской Федерации.

To the Problem of Normative Legal and Normative-Methodical Provision of Civil Defence in Organizations

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2015

V. Glebov

Abstract

The article considers problematic issues of implementation of civil defense activities taking into account existing threats to the interests and security of the country, and the current state of its socio-economic development.

Key words: civil defense; measures for civil defense; threats to the interests and security of the Russian Federation.

Особенности современного состояния военно-политической обстановки в мире, существующая социально-экономическая ситуация в стране [1, 2], научно-технический прогресс в области современных средств вооруженной борьбы [3], средств и методов защиты населения до последнего времени не находили своего отражения в существующих научно-практических подходах к организации и ведению гражданской обороны нашей страны, сформированных 30 и более лет назад.

Указанное обстоятельство не позволяет обеспечить эффективную защиту населения в условиях вооруженных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При этом существующие научно-практические подходы в рассматриваемой области зачастую создают серьезные административные и экономические барьеры на пути инновационного развития страны, свободы предпринимательской деятельности бизнес-сообщества.

В сложившейся ситуации одной из важнейших задач МЧС России, как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является существенное реформирование гражданской обороны в направлении приведения ее в соответствие со складывающейся социально-экономической ситуацией, новыми вызовами и угрозами безопасности страны, а также - устранения излишних преонов предпринимательской деятельности организаций, в том числе за счет совершенствования нормативного правового, нормативно-методического и нормативно-технического обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Материалы статьи предназначены для специалистов организаций, занимающихся планированием и осуществлением мероприятий по гражданской обо-

роне, и содержат описание основных, произошедших в последние годы, направлений совершенствования нормативного правового и нормативно-методического обеспечения в рассматриваемой области.

Реформирование гражданской обороны началось с научно обоснованного пересмотра законодательства в области гражданской обороны, и, в первую очередь, это касается внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В соответствии с принятием Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне» законодательно были закреплены понятия «управление гражданской обороны» и «система управления гражданской обороны», в том числе, уточнены полномочия организаций в области гражданской обороны.

В настоящее время организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

При этом, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне»» организации, эксплуатирующие, в том числе, опасные производственные объекты I и II классов опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Изменения, внесенные в Федеральный закон «О гражданской обороне», требуют дальнейшего научно обоснованного развития нормативной правовой базы в области гражданской обороны, в т.ч. пересмотра или даже отмены ряда нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также приказов МЧС России.

В рамках совершенствования подзаконных актов Российской Федерации в области гражданской обороны институтом проведены научные исследования, направленные на отнесение территорий и организаций к группам и категориям по ГО с учетом нового зонирования территории страны. В стадии работы находятся: формирование единых технических требований к комплексной маскировке объектов; регла-

ментация мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций, в т.ч. критически важных объектов страны при воздействии современных средств поражения и др.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) утвержден приказом МЧС России от 16 февраля 2012 г. № 70ДСП. Планы гражданской обороны определяют состав, объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера применительно к организациям, продолжающим работу в военное время и (или) отнесенным к категориям по гражданской обороне.

Уже переработано и утверждено приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. № 543 Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ), определяющее порядки организации и накопления, хранения, освежения и использования СИЗ для обеспечения населения с учетом новых подходов к организации и ведению гражданской обороны. Определено, в частности, что накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

Приказом МЧС России от 30 июля 2014 г. № 331 «О внесении изменений в порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований» уточнены основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований.

Кроме того, приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701 утверждён Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, содержащий, в том числе, примерный перечень создаваемых организациями нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также примерные нормы их оснащения (табелизации) спецтехникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Разработанный институтом свод правил [4] установил новые требования к инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, которые должны соблюдаться при подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территорий, при проектировании, строительстве и эксплуатации. в том числе, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов и объектов гражданской обороны.

Очевидно, что объем и содержание мероприятий гражданской обороны существенным образом зависят от зонирования территории Российской Федерации по видам опасности, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Результаты расчетов свидетельствуют о том, что при новых подходах площади зон возможных разру-

/96 ^П SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46)

шений, зон возможного радиационного загрязнения, химического и биологического заражения и следовательно объем мероприятий по гражданской обороне сократились более чем в 50 раз.

В настоящее время институтом осуществлено научное обоснование подходов к инженерной защите населения, которые нашли свое отражение в новой редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (в редакции постановления Правительства РФ от 18 июля 2015 г.), предусматривающего, что:

1) убежища создаются для защиты: работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

работников атомных станций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций;

2) противорадиационные укрытия создаются для защиты всех категорий населения, находящихся в зоне возможного опасного радиоактивного загрязнения, за пределами зон возможных разрушений и возможных сильных разрушений.

Кроме того, предусматривается такой новый вид защитных сооружений как укрытия, предназначенные для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности. Укрытия создаются для защиты, в том числе:

работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зоне возможных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, но не отнесенных к категориям по гражданской обороне;

работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, расположенных вне зоны возможных сильных разрушений и обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группе особой важности по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне.

В рамках реализации поручений Президента Российской Федерации от 19.04.2013 Пр-901 [5] Федеральным законом от 8 марта 2015 г № 38-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в том числе, в части, касающейся:

определения терминов «критически важный объект» и «потенциально опасный объект» (КВО и ПОО);

наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным и потенциально опасным объектам, порядка формирования и утверждения перечня критически важных и потенциально опасных объектов, порядка разработки и формы паспорта их безопасности, а также обязательных для выполнения требований КВО и

ПОО в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В развитие указанных норм федерального законодательства МЧС России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации по реализации указанных полномочий, прошедший процедуру общественного обсуждения и практически завершивший согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями бизнес-сообщества и подготовленный для представления установленным порядком в аппарат Правительства Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время проектом постановления Правительства Российской Федерации предложены:

критерии отнесения объектов всех форм собственности к КВО, включающие 33-и категории и вида объектов с соответствующими пояснениями критериев, в частности, регламентирующих возможность возникновения на них ЧС федерального, межрегионального или регионального характера в соответствии с классификацией, установленной Правительством Российской Федерации;

критерии отнесения объектов всех форм собственности к ПОО, включающие 13 категорий и видов объектов, в том числе: особо опасные и технически сложные объекты; уникальные объекты; объекты, на которых возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек с соответствующими пояснениями критериев. Предложено, что идентификация зданий и сооружений для отнесения соответствующих объектов к ПОО проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

перечень требований к критически важным объектам и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в целях повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях, снижение рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до критериев приемлемого риска и повышению уровня защищенности объектов от угроз различного характера;

порядок формирования и утверждения перечней критически важных и потенциально опасных объектов;

порядок разработки и формы паспорта безопасности критически важного объекта и паспорта безопасности потенциально опасного объекта.

Утверждение Правительством Российской Федерации указанного постановления предусматривает комплекс работ:

во-первых, по отмене ряда ведомственных нормативных правовых актов - приказов МЧС России, в том числе: от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»; от 4 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»;

во-вторых, по организации и проведению в соответствии с решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 02.07.2012 № 2) инвентаризации КВО и корректировке (формирование) нового перечня КВО;

в-третьих, по формированию перечня ПОО.

В настоящее время в МЧС России организована разработка Методических рекомендаций по реализации требований, предъявляемых к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регламентирующих вопросы по всем указанным направлениям проекта постановления Правительства Российской Федерации.

Важнейшим направлением научно-технического обеспечения гражданской обороны остается разработка новых эффективных принципов, методов и технологий защиты населения от опасностей, возникающих в мирное и военное время.

Результаты исследований по указанным направлениям находят практическое воплощение в сводах правил, стандартах и технических регламентах.

Институтом уже разработан целый блок проектов сводов правил в части ИТМ ГО, ЗС ГО, радиационной, химической и биологической защиты населения.

Базовым инструментом технической политики в сфере стандартизации является технический комитет по стандартизации (ТК 71) «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», функционирующий на базе ВНИИ ГОЧС.

В 2015 году техническим комитетом по стандартизации «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» разработано и утверждено Росстандартом 15 национальных стандартов, устанавливающих технические требования к средствам РХБ защиты, аварийно-спасательным средствам, средствам управления ГО, защитным сооружениям гражданской обороны, к их классификации и методам оценки соответствия установленным требованиям.

Применение указанных стандартов позволит обеспечить соблюдение требований технических регламентов Евразийского экономического союза в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в т.ч. путем установления методов исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения регламентов.

По результатам оценки эффективности деятельности технических комитетов по стандартизации в 2014 г., проведенной Росстандартом, ТК 71 занял 5 место среди 340 технических комитетов, функционирующих в Российской Федерации.

В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2014 года № 79 и поручением первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова МЧС России разработаны проекты технических регламентов Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны» и «О безопасности продукции, предназначенной

для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В настоящее время указанные технические регламенты прошли процедуру общественного обсуждения, представлены в Евразийский экономический союз для согласования и утверждения установленным порядком. Предполагаемый срок вступления в силу технических регламентов Евразийского экономического союза и завершения создания системы технического регулирования требований к продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты населения от ЧС - 2016 год.

Создание указанной системы технического регулирования позволит обеспечить производство и реализацию технических средств, обеспечивающих эффективную защиту населения и реагирование сил ГО на угрозы мирного и военного времени.

Таким образом, теоретические и экспериментальные исследования, выполняемые институтом, а также другими научными и учебными заведениями Министерства, являются базовым фундаментом развития гражданской обороны на современном этапе.

Новые подходы к организации и ведению ГО, учитывающие современные военно-политические и социально-экономические условия, такие, например, как новое зонирование территории страны по степени опасности, требования к обеспечению защищенности КВО и ПОО, требуют тесного диалога и совместной работы по совершенствованию нормативной правовой и нормативно-методической базы в рассматриваемой области всех заинтересованных органов власти и организаций, а также экспертного сообщества на всех стадиях работы - от проектов документов до использования их в практической деятельности.

Литература_

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г № 537.

2. Военная доктрина Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 25.12.2014 г

3. Результаты анализа и оценки возможных угроз национальной безопасности Российской Федерации на 30-ти летний период, подготовлены Минобороны России в рамках формирования Госпрограммы вооружений на 2018—2025 гг.

4. СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне» (актуализированной редакцией СНиП 2.01.51-90).

5. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 19.04.2013 Пр-901по вопросам совершенствования нормативно-правового регулирования в области обеспечения антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов.

Сведения об авторах

Глебов Владимир Юрьевич: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

E-mail:[email protected]

SPIN-код — 4442-2188.

Information about authors

Glebov Vladimir Y.: Federal Go-vernment Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Leading Researcher.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail:[email protected] SPIN-scientific — 4442-2188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.