Научная статья на тему 'Автоматизация процесса разработки и корректировки планов мероприятий гражданской обороны'

Автоматизация процесса разработки и корректировки планов мероприятий гражданской обороны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
462
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ / АПТК-ГО / РЕЕСТРЫ / ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / CIVIL DEFENSE / ASSESSMENT / INDICATORS OF THE STATE OF CIVIL DEFENSE / MAIN INDICATORS OF CIVIL DEFENSE / ESTIMATION PROCEDURE / ESTIMATION METHODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полторанов Денис Владимирович, Винникова Диана Германовна

Изложена структура автоматизированной системы по планированию мероприятий ГО в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полторанов Денис Владимирович, Винникова Диана Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF THE DEVELOPMENT AND ADJUSTMENT OF CIVIL DEFENSE ACTION PLANS

Presented structure GO automated planning activities in the system of federal bodies of executive power of the Russian Federation, municipalities and organizations

Текст научной работы на тему «Автоматизация процесса разработки и корректировки планов мероприятий гражданской обороны»

УДК 351.861

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Д.В. Полтаранов, Д.Г. Винникова

Изложена структура автоматизированной системы по планированию мероприятий ГО в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях.

Ключевые слова: гражданская оборона, оценка состояния, АПТК-ГО, реестры, основные показатели.

Стремительно меняющаяся геополитическая обстановка, интенсификация промышленного производства и изменение логистических схем, ускорение темпов строительства и ввода в эксплуатацию жилых и промышленных объектов на территории субъектов Российской Федерации приводит к необходимости пересмотра планирующих документов в области ведения мероприятий гражданской обороны. Сложившаяся ситуация ставит жесткие временные ограничения на разработку и корректировку планов гражданской обороны и мероприятий по защите населения. Стоит отметить, что в МЧС России в настоящее время широко используются программные продукты, позволяющие рассчитывать различные виды обстановок (при авариях на ПОО, РОО, пожаро- и взрывоопасных объектах и т.д.). Наряду с этим отмечается отсутствие единого подхода в использовании информационных ресурсов, несовместимость данных, недостаточная открытость информации и многое другое.

Создание единой информационно-коммуникационной среды с возможностью передачи информации в реальном масштабе времени, с интегрированной системой программно-аппаратных комплексов для решения задач гражданской обороны на различных уровнях (федеральном, межрегиональном и региональном) даст возможность рационально управлять всеми видами ресурсов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, моделировать различные варианты развития возможной обстановки в результате нападения противника, а также в результате возникновения ЧС природного и техногенного характера и т.д.

Ведение гражданской обороны осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), которые определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе её с мирного на военное время, в ходе её ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера.

Поскольку ресурсы всегда ограничены, а важность конечной цели планирования мероприятий гражданской обороны - защита населения, не вызывает сомнений, что ключевым фактором качественной разработки планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) является принятие правильного управленческого решения о концентрации ресурсов для достижения наибольшего эффекта от выполнения каждого мероприятия ГО.

Учитывая большой объем задач, решаемых при планировании мероприятий гражданской обороны, а также необходимость в зависимости от складывающейся обстановки в оперативном порядке вносить коррективы, либо переработки планов, именно информационные технологии позволяют осуществить концентрацию ресурсов в нужное время и нужном месте для решения главных задач.

Основными блоками автоматизированной системы по планированию мероприятий ГО являются: система управления базами данных, блок моделирования и аналитический блок. Система управления базами данных занимает ключевое место в разработке плана гражданской обороны, поскольку все расчётные и аналитические задачи должны опираться на реальные данные по всем имеющимся ресурсам ГО.

В целях обеспечения разработки, уточнения и корректировки планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется сбор информации и обмен ею. Целесообразно автоматизировать этот процесс, причём с использованием единого информационного пространства.

Примерный перечень баз данных единого информационного пространства в области ГО следующий:

- «Нормативные правовые акты и методические документы по вопросам ГО и защиты населения и территорий»;

- «Территории, отнесённые к группам по

ГО»;

- «Организации, отнесённые к категориям по

ГО»;

- «Организации, продолжающие работу, переносящие деятельность, прекращающие деятельность в условиях военного времени»;

- «Технические средства системы централизованного оповещения ГО, локальные системы оповещения, ОКСИОН»;

- «Учебно-методические центры субъектов Российской Федерации, курсы ГО муниципальных образований, ВУЗы»;

- «Защитные сооружения ГО»;

- «Пункты хранения и выдачи СИЗ»;

- «Территории (объекты) эвакуации»;

- «Места хранения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного обеспечения населения»;

- «Пункты временного размещения, пункты (места) размещения населения в загородной зоне»;

- «Пункты специальной обработки, станции обработки транспорта, санитарные обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, пункты хранения запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов»;

- «Учреждения, силы и средства СНЛК, зоны обслуживания»;

- «Системы мониторинга ПОО объектов, отнесённых к группам по ГО»;

- «Силы и средства ГО»;

- «Территории (объекты), подлежащие световой и другим видам маскировки»;

- «Места возможных захоронений трупов» и

т.д.

Данные базы данных формируются на основе форм регламента сбора и обмена информацией в области гражданской обороны, в соответствии с рекомендациями МЧС России.

Блоки моделирования и аналитики должны представлять собой комплекс математических моделей и реализующих их компьютерных программ, обеспечивающих решение задач ГО, моделирования опасностей военного и мирного времени и прогнозирования их последствий. При этом при работе данные модули должны использовать одни и те же данные: атрибутивные из распределённой базы данных, картографические из ГИС, что обеспечит сопоставимость конечных результатов.

В течение 2011-2013 годов в рамках государственного оборонного заказа Институтом был разработан Автоматизированный программно-технический комплекс по планированию и проведению мероприятий гражданской обороны - АПТК ГО.

АПТК ГО предназначен для автоматизации деятельности центрального аппарата и территориальных органов МЧС России по планированию и проведению мероприятий гражданской обороны на территории Российской Федерации и позволяет

осуществлять: ведение баз данных объектов, имущества и сил ГО; формирование сценариев развития возможной обстановки при применении противником современных средств поражения; моделировать последствия чрезвычайных ситуаций; а также позволяет осуществлять формирование планирующих документов в области гражданской обороны.

Уровни ведения АПТК-ГО:

- федеральный;

- межрегиональный - РЦ МЧС России;

- региональный - ГУ МЧС России по субъектам РФ.

Функционирование АПТК-ГО в системе МЧС России предусматривает их совместную работу с объектовыми комплексами закрытых контуров автоматизированной связи национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России (ОК ЗК АС НЦУКС).

АПТК-ГО обладает следующими функциональными возможностями.

Подсистема «Учёт» предназначена для ведения баз данных и реестров в области ГО и ЗНТ, таких как объектов, зон, территорий, сил и средств, затрагивающих параметры и вопросы организации мероприятий ГО. Предусмотрен поиск и вывод сведений из реестров в формат Excel или на печать.

Занесение объектов учета в БД АПТК-ГО предусмотрено в подсистеме «Ввод объектов» и включает в себя 3 этапа:

- занесение объекта учета и его показателей в БД АПТК-ГО;

- выбор местоположения объекта на карте, с нанесением принятого для данного объекта условного обозначения;

- «связывание» параметров объекта учета в БД с объектом на карте.

Реестры АПТК-ГО предназначены для представления оператору системной информации по типам и классам объектов, зон, территорий, а также сил и средств ГО.

Ведение реестров предусматривает обеспечение работы подсистем «Аналитик», «Модель» и «План».

В подсистеме «Учет» предусмотрены функции поиска по типу, классу по имени, части имени объекта «учета», возможности вывода сведений из реестров в формат Excel или на печать.

Подсистема «Аналитик» - ведение четырёх отдельных аналитических задач: моделирования процессов эвакуации, определения режимов радиационной защиты населения при авариях на РОО, зон покрытия системами оповещения, правильности отнесения территорий (организаций) к группам (категориям) по ГО.

Ведение аналитических задач осуществляется на основании требований действующих нормативных документов по ведению ГО. Возможно расширение системы по ведению аналитических задач, таких как проведение инвентаризации ЗС

ГО, КВО и других.

Подсистема «Справка» предназначена для ведения справочников имущества и средств ГО, функционально распределенных в справочные реестры, содержащие их тактико-технические характеристики, графическую и видеоинформацию о них.

Подсистема «Модель» предназначена для моделирования параметров возможной обстановки при применении противником обычных и массовых средств поражения, а также при возникновении ЧС на ПОО (РОО, ПВОО, ХОО, ГТС, БОО и ТА).

Все они выполнены по типовому алгоритму, на основе утвержденных руководящих документов и методик расчета возможных обстановок.

Подсистема «План» предназначена для формирования и ведения планирующих документов (планов гражданской обороны и защиты населения (планов наращивания инженерной защиты населения, и планов распределения и выдачи населению средств индивидуальной защиты, в составе планов ГО), планов эвакуации и планов маскировки на соответствующих уровнях ведения ГО.

В информационном окне планирования тестовая часть плана, сам план и его приложения в формате Word могут быть открыты оператором и откорректированы после его формирования и сохранены, такая же функция предусмотрена к картографическим приложениям плана, где дополнительно с использованием Ресурса ГИС-оператор может быть внесена любая другая необходимая при планировании информация на карту и произведена ее распечатка или сохранение после его редактирования.

Предусмотрены также:

- подсистема «Карта» - отображение объек-

Библиографический список

1. О гражданской обороне: Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ.

2. О введении в действие Инструкции по инспектированию и проверке территориальных подсистем РСЧС: Приказ МЧС России от 13.06.1995 № 408.

3. Об утверждении Инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России: Приказ МЧС России от 15 января 2014 г. № 12.

4. О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1998 г. № 1115.

5. Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, утв. МЧС России 13 декабря 2012 г. № 2-4-87-30-14.

тов учета на картах, работы с картами, формирование отчетных картографических документов функциональных программных подсистем, входящих в состав АПТК-ГО.

- подсистема «Интеграция» обеспечивает информационный обмен данными и картографической информацией с ПТК «Аналитик», «Защита», «БД ЗС ГО», «СОУ НЦКУС», «Интеграция»;

- подсистема «Связь» - обеспечение обмена и репликации данных между АПТК-ГО соответствующих уровней, посредством автоматизированной передачи данных по защищенным каналам связи;

- подсистема «Администрирование» -обеспечение «конфигурирования» системы АПТК-ГО, по настройке уровней ведения АПТК-ГО, разграничения прав доступа пользователей к ресурсам системы, ведения резервного копирования и восстановления баз данных.

С использованием АПТК-ГО разработан План ГО и защиты населения Российской Федерации, План ГО МЧС России, планы ГО Росархива, ГФС и др.

В 2015 году проводится постановка АПТК-ГО на снабжение в УРЦ, ПРЦ, СКРЦ МЧС России и ГУ МЧС по г. Москве, тем самым АПТК-ГО будет полностью развернут на межрегиональном уровне.

Кроме того, в этом году проведена работа над созданием функциональной подсистемы учета защитных сооружений гражданской обороны в составе автоматизированного программно-технического комплекса по планированию и проведению мероприятий гражданской обороны. Данный модуль обеспечивает ведение реестров ЗС ГО, а также обрабатывать результаты инвентаризаций ЗС ГО.

References

1. O grazhdanskoj oborone: Federal'nyj zakon RF ot 12 fevralja 1998 goda № 28-FZ.

2. O vvedenii v dejstvie Instrukcii po inspektirovaniju i proverke territorial'nyh podsistem RSChS: Prikaz MChS Rossii ot 13.06.1995 № 408.

3. Ob utverzhdenii Instrukcii po proverke i ocenke dejatel'nosti territorial'nyh organov MChS Rossii: Prikaz MChS Rossii ot 15 janvarja 2014 g. № 12.

4. O porjadke otnesenija organizacij k kategorijam po grazhdanskoj oborone: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19 sentjabrja 1998 g. № 1115.

5. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i vedeniju grazhdanskoj oborony v sub'ekte Rossijskoj Federacii i municipal'nom obrazovanii, utv. MChS Rossii 13 dekabrja 2012 g. № 2-4-87-30-14.

AUTOMATION OF THE DEVELOPMENT AND ADJUSTMENT OF CIVIL DEFENSE ACTION PLANS

Presented structure GO automated planning activities in the system of federal bodies of executive power of the Russian Federation, municipalities and organizations.

Keywords: Civil defense, assessment, indicators of the state of civil defense, main indicators of civil defense, estimation procedure, estimation methods.

Полторанов Денис Владимирович,

научный сотрудник, ФГБУВНИИГОЧС (ФЦ), Россия, Москва. Poltoranov D. V, researcher,

FGBU Institute of Civil Defense (FC) Russia Moscow.

Винникова Диана Германовна,

младший научный сотрудник, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Россия, Москва. e-mail: d.vinnikova@bk.ru. Vinnikovа D. G., junior researcher,

FGBU Institute of Civil Defense (FC)

Russia Moscow.

e-mail: d.vinnikova@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.