Научная статья на тему 'О новых походах к организации совершенствования задач гражданской обороны на примере скорректированной задачи гражданской обороны — проведение мероприятий по комплексной маскировке объектов и территорий'

О новых походах к организации совершенствования задач гражданской обороны на примере скорректированной задачи гражданской обороны — проведение мероприятий по комплексной маскировке объектов и территорий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
399
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / CIVIL DEFENSE / ЗАДАЧА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / CIVIL DEFENSE TASK / НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ / TECHNICAL STANDARD DOCUMENTS / КОМПЛЕКСНАЯ МАСКИРОВКА ТЕРРИТОРИЙ / КОМПЛЕКСНАЯ МАСКИРОВКА ОБЪЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ / DECEPTIVE DISPLAY OBJECTS / СВЕТОВАЯ МАСКИРОВКА / ВЫСОКОТОЧНОЕ ОРУЖИЕ / DECEPTIVE DISPLAY TERRITORIES / BLACKOUT / PRECISION WEAPON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курличенко Игорь Владимирович, Близнюк Мария Сергеевна

В статье рассматривается системный подход к гармонизации законодательных, нормативных и методических документов, определяющих порядок организации и ведения маскировочных мероприятий на объектах и территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курличенко Игорь Владимирович, Близнюк Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

he article presents the system approach of improving legislative normative and guidance documents determinative deceptive display objects and territories.

Текст научной работы на тему «О новых походах к организации совершенствования задач гражданской обороны на примере скорректированной задачи гражданской обороны — проведение мероприятий по комплексной маскировке объектов и территорий»

ФУНДАМЕНТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

УДК 351.753.6

И.В. Курличенко, М. С. Близнюк

О НОВЫХ ПОХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ПРИМЕРЕ СКОРРЕКТИРОВАННОЙ ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ - ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОМПЛЕКСНОЙ МАСКИРОВКЕ ОБЪЕКТОВ И ТЕРРИТОРИЙ

В статье рассматривается системный подход к гармонизации законодательных, нормативных и методических документов, определяющих порядок организации и ведения маскировочных мероприятий на объектах и территориях.

Ключевые слова: гражданская оборона, задача гражданской обороны, нормативно-технические документы, комплексная маскировка территорий, комплексная маскировка объектов организаций, световая маскировка, высокоточное оружие.

I. Kurlichenko, М. Bleeznyuk

NEW WAYS OF IMPROVING THE ORGANIZATION OF CIVIL DEFENSE TASKS, ON THE EXAMPLE OF THE ADJUSTED TASK - DECEPTIVE DISPLAY OBJECTS AND TERRITORIES

The article presents the system approach of improving legislative normative and guidance documents determinative deceptive display objects and territories.

Keywords: civil defense, civil defense task, technical standard documents, deceptive display territories, deceptive display objects, blackout, precision weapon.

Мероприятия гражданской обороны (далее по тексту - ГО) должны планироваться и своевременно уточняться (корректироваться) с учётом политических, социально-экономических и других преобразований, а также изменений форм и методов ведения военных конфликтов [1,2].

Наиболее точные критерии, обеспечивающие эффективное «прогнозирование» развития системы ГО, достигаются на основе среднесрочной перспективы развития государства и анализа вероятных угроз на тот же период. Такой подход значительно сократит «риски» принимаемых решений и обеспечит «синхронность» развития нормативной правовой и методической базы в области ГО, обеспечивающей соответствие проводимых мероприятий с учётом предъявляемых к ним требований. При этом на ближайшую перспективу основополагающим документом, определяющим направления совершенствования нормативной правовой базы, являются Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года.

Актуальным также является вопрос о своевременности переработки нормативных правовых документов в области ГО. В настоящее время данная работа ведётся без системного подхода к существующей законодательной базе в области ГО, что в итоге приводит к ряду нестыковок в реализации и ведении мероприятий. Целесообразно проводить глубокий анализ всех документов, в которые необходимо внести изменения в связи с корректировкой какой-либо задачи или мероприятия ГО, тем самым будет достигнут наибольший максимальный эффект и исключены правовые коллизии в понимании и выполнении отдельных требований.

Опираясь на вышеуказанный подход, была проанализирована нормативная правовая и методическая база в части соответствия современным требованиям ведения задачи ГО - проведение

- 3

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'3

мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, и эффективности реализации мероприятий, предусмотренных самой задачей. В целом анализ показал, что:

при возникновении крупномасштабной войны с применением высокоточного оружия и ограниченного применения ядерного оружия защита объектов вероятного поражения противником должна предусматривать их комплексную маскировку в сочетании с комплексной маскировкой территорий вероятного пролёта средств поражения к целям либо развёртывание систем ведения радиоэлектронной борьбы (далее по тексту - РЭБ) на данных направлениях. Комплексная маскировка только самих объектов неэффективна;

при возникновении военных конфликтов, от локального до регионального включительно, системы противовоздушной обороны (далее по тексту - ПВО) Минобороны России в состоянии обеспечить прикрытие объектов, требующих проведения маскировочных мероприятий, зональными и объектовыми системами ПВО, с учётом перегруппировки систем ПВО с одних стратегических направлений на другие. При таких вариантах ведения военных конфликтов допустимо ограничиться только проведением маскировочных мероприятий на самих объектах вероятного поражения;

для маскировки объектов и территорий требуется создание автоматизированных систем маскировки, сопряжённых с системами доведения сигналов о воздушной опасности; при создании таких систем требуется проведение научно-исследовательских работ с привлечением ряда научных организаций. Маскировка объектов и территорий только с применением средств маскировки (без систем управления ими) неэффективна и нецелесообразна;

оценка нормативного и правового обустройства задачи ГО в части состояния готовности сил и средств ГО показала, что нормативных требований к подготовке специализированных сил и накоплению средств маскировки нет.

В связи с тем, что формулировка задачи ГО - проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, морально устарела и не отвечает современным требованиям организации и проведения защитных мероприятий в военное время, предлагается в Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» [3] - в ст. 2 задачу ГО изложить в следующей редакции «проведение мероприятий по комплексной маскировке объектов и территорий».

Проведение мероприятий по комплексной маскировке объектов и территорий должна предусматривать четыре основных типа ведения маскировочных мероприятий:

световую маскировку объектов и населённых пунктов в приграничной зоне; световую и другие виды маскировки на территориях, отнесённых к категориям по ГО, и в населённых пунктах с расположенными на их территориях организациями, отнесёнными к группам по ГО;

комплексную маскировку территорий вероятного пролёта средств поражения к целям; комплексную маскировку объектов организаций.

В целях соответствия современного законодательства требованиям изложенной задачи ГО необходимо внесение изменений в следующие правовые, нормативные и методические документы, регламентирующие её выполнение:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» - в п. 11:

«Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением комплексной маскировки объектов и территорий, являются: определение перечня территорий и объектов, подлежащих маскировке;

разработка планов комплексной маскировки территорий и объектов организаций, являющихся вероятными зонами пролёта и целями для современных средств поражения;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению маскировки объектов и территорий;

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесённых в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, объектов, продолжающих работу в военное время, и ориентирных указателей на территориях риска возникновения ЧС природного и техногенного характера».

2. Приказ МЧС России от 9 августа 2010 г. № 381 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны» - в п. 4:

«Объекты надзора - федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесённые к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своём балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороной, технические средства оповещения населения, технические средства и системы управления комплексной маскировкой объектов и территорий)».

3. Приказ МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» - в п. 15.5:

«15. Органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: 15.5. По комплексной маскировке объектов и территорий: определение перечня объектов, подлежащих маскировке: световой;

световой и другим видам маскировки; комплексной маскировке территорий; комплексной маскировке объектов организаций;

разработка планов комплексной маскировки территорий и объектов организаций; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению систем управления, сил ГО и запасов материально-технических средств, необходимых для осуществления мероприятий по проведению комплексной маскировки объектов и территорий;

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий и объектов, подлежащих комплексной маскировке».

4. Приказ Минобороны России от 21 февраля 2012г. № 333 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Вооружённых Силах Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России от 3 апреля 2012 г. № 23698) - в п. 22 «д»:

«22. Основными мероприятиями гражданской обороны являются: д) в целях ведения задачи по комплексной маскировке объектов и территорий: определение перечня территорий и объектов, подлежащих комплексной маскировке; участие в разработке и согласовании планов комплексной маскировки территорий и объектов, являющихся вероятными зонами пролёта и целями для современных средств поражения;

разработка исходных требований к системам комплексной маскировки территорий и объектов, порядку и параметрам доведения сигналов о воздушной опасности;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению систем управления и доведения сигналов о воздушной опасности до систем комплексной маскировки территорий и объектов, запасов материальных средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению маскировки;

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков объектов, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и ориентирных указателей, на неприлегающих к ним территориях».

5. Приказ МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440 «Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в структурных подразделениях (работниках) организаций» - в п. 4:

«4. В соответствии с основными задачами структурные подразделения (работники) по гражданской обороне организаций:

организуют планирование и проведение мероприятий по маскировке объектов организаций...».

6. Приказ Минобороны России от 30 августа 2008 г. № 460 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской (местной) обороны в Вооружённых Силах Российской Федерации» - в п. 7, 12:

«7. Основными задачами гражданской (местной) обороны являются: проведение мероприятий по маскировке объектов.

12. Основными мероприятиями гражданской (местной) обороны, осуществляемыми в целях решения задачи по комплексной маскировке объектов и территорий:

определение перечня территорий и объектов, подлежащих комплексной маскировке; участие в разработке и согласовании планов комплексной маскировки территорий и объектов, являющихся вероятными зонами пролёта и целями для современных средств поражения;

разработка исходных требований к системам комплексной маскировки территорий и объектов, порядку и параметрам доведения сигналов о воздушной опасности;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению систем управления и доведения сигналов о воздушной опасности до систем комплексной маскировки территорий и объектов, запасов материальных средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению маскировки;

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков объектов, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и ориентирных указателей, на неприлегающих к ним территориях».

7. Приказ МЧС России от 10 июня 1996 г. № 383 «О совершенствовании экспертной деятельности в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций» - в прил. п. 3.

8. Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» - в п. 5:

«5. Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются...

обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам комплексной маскировки объектов и территорий, восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения».

9. Строительные нормы и правила СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населённых пунктов и объектов народного хозяйства» (утв. постановлением Госстроя СССР от 24 сентября 1984 г. № 167) - произвести полную переработку СНиП в СП «Порядок проектирования мероприятий по комплексной маскировке территорий и объектов», - установить требования СП обязательными к выполнению при разработке разделов ИТМ ГО градостроительной документации на объекты, отнесённые к категории по ГО.

10. Свод правил по проектированию и строительству СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства» (принят приказом МЧС России от 31 марта 1998 г. № 211) в п. 5.4:

«5.4. Проектные решения по ГО включают инженерно-технические мероприятия, предусмотренные СНиП 2.01.51 в зависимости от того, находятся ли территория проектируемого объекта, его здания и сооружения в пределах одной или нескольких зон, установленных указанным СНиП.

В раздел «ИТМ ГОЧС» в соответствии с требованиями пункта 5.3.1 для всех объектов строительства включаются:

решения по системам управления комплексной маскировкой и маскировочным мероприятиям в соответствии с требованиями СП «Порядок проектирования мероприятий по комплексной маскировке территорий и объектов», а также другим мероприятиям по маскировке объекта в соответствии с требованиями задания на проектирование».

11. Свод правил по проектированию и строительству СП-112-2001 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований» (принят приказом МЧС России от 22.10.2001 г. № 471) - в п. 5.5.4;

12. Строительные нормы и правила СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия ГО» - в п. 9:

«9. Комплексная маскировка предусматривает 4 основных типа маскировочных мероприятий объектов и территорий:

световая маскировка - осуществляется в приграничных населённых пунктах и на отдельно расположенных объектах экономики и инфраструктуры в тёмное время суток, если данная территория рассматривается органами военного управления как вероятный плацдарм нанесения ударов или вторжения на территорию Российской Федерации;

световая и другие виды маскировки - проводятся на территориях, отнесённых к группам по ГО, и в населённых пунктах с расположенными на их территориях организациями, отнесёнными к категориям по гражданской обороне; предусматривает маскировку объектов организаций и инфраструктуры населённых пунктов (если они отнесены к вероятным целям поражения в военное время) при проведении как определённых мероприятий по гражданской обороне, так и с целью обеспечения защиты объектов, продолжающих работу (функционирование) в военное время и являющихся вероятными целями поражения в военное время; основное предназначение -

противодействие их обнаружению, ведению целеуказания и выводу их из строя (срыву сроков проведения мероприятий гражданской обороны);

комплексная маскировка территорий - проводится в зонах вероятного пролёта средств доставки и средств поражения к целям (объектам вероятного поражения), основное предназначение - изменение (скрытие и создание ложных) ориентирных указателей территорий в целях снижения точности наведения или срыва скрытности наведения средств доставки и поражения на цели;

комплексная маскировка объектов организаций - проводится на территориях объектов организаций (если они отнесены к вероятным целям поражения в военное время) и (или) прилегающих к ним территориях и предусматривает весь комплекс маскировочных мероприятий, обеспечивающих снижение демаскирующих параметров объектов и прилегающих ориентирных указателей территории (в оптическом, радиолокационном, тепловом (ИК) спектрах, снижение параметров вибрационной и гравитационной «заметности», а также мероприятий по ввозу/вывозу людей, оборудования и материалов) ».

13. Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения (утв. Главгосэкспертизой России 15 января 1997 г.) - в п. 2.6.3.

14. Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения МДС 11-4.99 (утв. Главгосэкспертизой России 15 января 1997 г.) - в п. 2.9.3.

15. Методические рекомендации по составлению раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства предприятий, зданий и сооружений (на примере проектов строительства автозаправочных станций) МДС 11-16.2002 (утв. МЧС России 12 сентября 2001 г.) - в п. 5.2.

16. Методические рекомендации по определению номенклатуры и объёмов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (утверждены главным военным экспертом МЧС России П.В. Плат от 23.03.2012 № 43-2047-14).

Также необходимо разработать «Порядок разработки, согласования и утверждения планов комплексной маскировки территорий (объектов) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями».

Реализация такого «системного» подхода к корректировке нормативных и методических документов, регламентирующих вопросы ведения вышеуказанной задачи ГО, создаст необходимые правовые и методические основы к осуществлению мероприятий, обеспечивающих создание эффективных систем комплексной маскировки объектов и территорий Российской Федерации.

Литература

1. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537.

2. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.