Научная статья на тему 'Постановка задачи обоснования мероприятий комплексной маскировки на потенциально опасном объекте'

Постановка задачи обоснования мероприятий комплексной маскировки на потенциально опасном объекте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / КОМПЛЕКСНАЯ МАСКИРОВКА / ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСНОЙ МАСКИРОВКИ / ПОСТАНОВКА НАУЧНОЙ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ / CIVIL DEFENSE / COMPLEX CAMOUFLAGE / POTENTIALLY DANGEROUS OBJECTS / THE LIST OF MEASURES FOR COMPLEX CAMOUFLAGE / THE FORMULATION OF THE SCIENTIFIC TASK OF THE STUDY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухин Владимир Иванович, Мазаник Александр Иванович, Исаков Роман Сергеевич, Высочин Александр Александрович

В статье решается задача обоснования (выбора) комплекса маскировочных мероприятий, обеспечивающих снижение демаскирующих параметров потенциально опасного объекта. Выявлены факторы, которые необходимо учитывать при обосновании мероприятий комплексной маскировки. Определен перечень частных задач, которые необходимо решить при выборе рационального комплекса маскировочных мероприятий с учетом специфики конкретного потенциально опасного объекта. Предложена общая постановка научной задачи обоснования рационального комплекса маскировочных мероприятий, проводимых на потенциально опасном объекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мухин Владимир Иванович, Мазаник Александр Иванович, Исаков Роман Сергеевич, Высочин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATEMENT OF THE TASK OF JUSTIFYING COMPLEX MASKING AT A POTENTIALLY HAZARDOUS SITE

The article solves the problem of justifying (selecting) a set of camouflage measures that ensure the reduction of the unmasking parameters of a potentially dangerous object. Factors that must be taken into account when justifying complex masking events are identified. A list of particular tasks that must be solved when choosing a rational complex of camouflage measures, taking into account the specificity of a particular potentially dangerous object, is determined. A general formulation of the scientific task of justifying a rational complex of camouflage measures conducted at a potentially hazardous facility is proposed.

Текст научной работы на тему «Постановка задачи обоснования мероприятий комплексной маскировки на потенциально опасном объекте»

УДК 623.77:519.8

Мухин В.И., Мазаник А.И., Исаков Р.С., Высочин А.А.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОБОСНОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСНОЙ МАСКИРОВКИ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ОБЪЕКТЕ

В статье решается задача обоснования (выбора,) комплекса маскировочных мероприятий, обеспечивающих снижение демаскирующих параметров потенциально опасного объекта. Выявлены факторы, которые необходимо учитывать при обосновании мероприятий комплексной маскировки. Определен перечень частных задач, которые необходимо решить при выборе рационального комплекса маскировочных мероприятий с учетом специфики конкретного потенциально опасного объекта. Предложена общая постановка научной задачи обоснования рационального комплекса маскировочных мероприятий, проводимых на потенциально опасном, объекте.

Ключевые слова: гражданская оборона; комплексная маскировка; потенциально опасные объекты; перечень мероприятий комплексной маскировки; постановка научной задачи, исследования.

Mukhin V.I., Mazanik A.I., Isakov R.S., Vysochin A.A.

STATEMENT OF THE TASK OF JUSTIFYING COMPLEX MASKING AT A

POTENTIALLY HAZARDOUS SITE

The article solves the problem of justifying (selecting) a set of camouflage measures that ensure the reduction of the unmasking parameters of a potentially dangerous object. Factors that must be taken into account when justifying complex masking events are identified. A list of particular tasks that must be solved when choosing a rational complex of camouflage measures, taking into account the specificity of a particular potentially dangerous object, is determined. A general formulation of the scientific task of justifying a rational complex of camouflage measures conducted at a potentially hazardous facility is proposed.

Keywords: civil defense, complex camouflage, potentially dangerous objects, the list of measures for complex camouflage, the formulation of the scientific task of the study.

Маскировка является одним из видов защиты населенных пунктов и объектов организаций, реализуемых при выполнении мероприятий гражданской обороны (далее - ГО) заблаговременно, при переводе ГО с мирного на условия военного времени и в военное время [1]. Она организуется и осуществляется для скрытия действительного расположения, состава и размещения зданий, сооружений и технологического оборудования объектов экономики и инфраструктуры, объектов населённых пунктов от всех видов и средств ведения разведки и поражения противника [2].

Для обнаружения потенциальных целей поражения противником может использоваться радиолокационная, инфракрасная, лазерная техника, телевизионные и оптические приборы, работающие как самостоятельно, так и в ком-

плексе, синхронно. Обнаружение и распознавание тех или иных объектов производится путём выявления демаскирующих признаков, присущих этим объектам (геометрические характеристики, тепловое излучение, характер деятельности объекта, месторасположение и другое). Для обеспечения защиты наиболее важных (ключевых) объектов отраслей экономики и систем государственного управления от воздействия на них современных средств поражения, в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», пристальное внимание уделяется решению одной из основных задач в области гражданской обороны - проведению мероприятий по

световой маскировке и другим видам маскировки [3, 4, 5].

В соответствии с требованиями, изложенными в СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» [61 и СП 264.1325800.2016 «Световая маскировка населённых пунктов и объектов народного хозяйства. Актуализированная редакция СНиП 2.01.53-84» [7] - подготовка к ведению маскировочных мероприятий на объектах и территориях осуществляется заблаговременно (в мирное время).

К объектам и территориям могут применяться маскировочные мероприятия следующих видов [2]:

световая маскировка (осуществляется в приграничных населённых пунктах и на отдельно расположенных объектах экономики и инфраструктуры, если указанные населённые пункты и объекты рассматриваются органами военного управления как вероятные цели поражения) ;

световая и другие виды, маскировки (проводятся на территориях, отнесённых к группам по гражданской обороне и в населённых пунктах с расположенными на их территориях организациями, отнесёнными к категориям по гражданской обороне);

комплексная маскировка территорий, (проводится в зонах вероятного пролета средств доставки и средств поражения к целям);

комплексная маскировка объектов (проводится на территориях организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время; предусматривает весь комплекс маскировочных мероприятий, обеспечивающих снижение демаскирующих параметров объектов и прилегающих ориентирных указателей территорий).

Основные способы маскировки - скрытие, имитация и демонстративные действия [1].

Скрытие объектов и ориентиров вокруг них, которые могут быть использованы противником как вспомогательные точки прицеливания, заключается в устранении или ослаблении демаскирующих признаков, характерных для работающего оборудования и (или) технических средств (систем) в населённых пунктах и на объектах. Скрытие обеспечивается соблю-

дением маскировочной дисциплины, использованием маскирующих свойств местности, естественных условий и применением специальных приёмов, технологий и средств маскировки.

Имитация заключается в создании ложных объектов и ложной обстановки путём использования макетов сооружений, оборудования и техники на территории объекта и на расстоянии от объекта, обеспечивающих уход (увод) современных средств поражения на ложные объекты.

При осуществлении скрытия и имитации используются различные способы и средства: аэрозоли, пены, маски-экраны, тепловые и световые ложные цели, радио- и теплопоглощаю-щие покрытия, зеленые насаждения и др. Совместное их применение позволяет корректировать физические поля объектов, их уязвимых элементов, путём изменения контрастности излучений, снижением их интенсивности (временным прекращением), демонстрацией ложных излучений в сочетании с макетированием ложных элементов объектов, а также экранированием отдельных элементов объектов.

Демонстративные действия представляют собой преднамеренный показ деятельности персонала объектов, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб на оборудованных ложных объектах, направленный на имитацию их функционирования и создание условий для поражения ложных целей.

В настоящей статье решается задача обоснования (выбора) комплекса маскировочных мероприятий, обеспечивающих снижение демаскирующих параметров потенциально опасного объекта (далее - ПОО) и прилегающих ориентирных указателей территорий. При этом принято допущение, что рассматриваемый ПОО продолжит свою деятельность в период мобилизации и военное время, что предопределяет необходимость проведения его комплексной маскировки.

Основными факторами, которые необходимо учитывать при обосновании мероприятий комплексной маскировки ПОО, являются:

1. Возможности администрации ПОО по проведению мероприятий комплексной маскировки, основные из которых представлены ниже:

применение макетов ложных сооружений и других средств имитации физических парамет-

ров, характерных для конкретных маскируемых объектов;

снижение параметров физических полей объектов (ориентирных указателей на территории);

применение искусственных масок; маскировочное окрашивание; маскирующая обработка местности; придание сооружениям маскирующих и деформирующих форм;

создание систем охлаждения (в том числе, отвода или рассеивания тепла) энергетических установок до параметров окружающей среды;

снижение физических полей объекта (за счёт выноса основных источников излучения, вибрации и шума на значительное удаление, их заглубления и др.);

применение «активных» и «пассивных» средств маскировки объекта и др.

2. Характеристики системы управления средствами маскировки, основное предназначение которой заключается в противодействии воздушным и космическим средствам ведения разведки и целеуказания противника. Ряд таких систем управления обеспечивают решение следующих задач:

обнаружение пролёта средств доставки и поражения цели;

обнаружение радиолокационного или других видов облучения объекта;

определение параметров средств воздействия (скорости, высоты полёта и др.);

выдачу команд на применение (запуск, работу, привод электромеханических устройств) «активных» и «пассивных» средств маскировки и др.

3. Сценарии воздействия вероятного противника по типовым ПОО, включающие:

формы и способы применения сил и средств противника по конкретным ПОО;

тактико-технические характеристики

средств доставки боеприпасов, их типы и мощность;

виды технических устройств и приборов, используемых вероятным противником для обнаружения цели - радиолокационная, инфракрасная, лазерная техника, телевизионные и оптические приборы и т.д.

4. Основные характеристики ПОО, подлежащего комплексной маскировке, включающие:

геометрические характеристики ПОО и его основных критических элементов;

характер деятельности ПОО, его основные технико-производственные характеристики;

перечень и количество критических элементов на объекте и их пространственное расположение;

перечень демаскирующих признаков на ПОО и прилегающей территории и др.

5. Перечень маскировочных средств (имущества, техники, боеприпасов и изделий, используемых для маскировки объектов: средств оптической маскировки, радиолокационной маскировки, световой маскировки, тепловой маскировки, звуковой маскировки, гидроакустической маскировки, дымовых средств, пиротехнических составов, средств для маскировочного окрашивания).

6. Знания экспертов по эффективному применению объектовых и территориальных защитных комплексов, аэрозольных завес, ложных целей (лазерных, тепловых, радиолокационных), радиоэлектронных помех, зелёных насаждений, маскировочных сетей и других маскировочных средств и способов маскировки.

Для выбора рационального комплекса маскировочных мероприятий с учетом специфики конкретного ПОО необходимо решить следующие частные задачи:

оценить текущий уровень защиты ПОО за счет заблаговременно выполненных маскировочных мероприятий;

обосновать рациональный комплекс маскировочных мероприятий, которые целесообразно проводить при переводе ГО с мирного на условия военного времени и в военное время.

Для оценки текущего уровня защиты ПОО необходимо:

провести группировку маскировочных мероприятий, на основе которой сформировать направления маскировки ПОО;

оценить значимость направлений маскировки ПОО;

оценить уровень заблаговременного выполнения комплекса маскировочных мероприятий в каждом направлений маскировки и уровень защиты ПОО в целом.

Исходными данными для решения первой задачи являются:

перечень маскировочных мероприятий, ко-

торые могут быть выполнены для защиты ПОО;

знания экспертов о целесообразности объединения конкретных маскировочных мероприятий в рамках одного класса - направления маскировки ПОО.

Для решения второй задачи необходимы следующие исходные данные:

общее количество направлений маскировки ПОО, реализация которых позволит обеспечить заданный уровень защиты объектов;

сценарии воздействия вероятного противника по типовым ПОО;

знания экспертов о потенциальном вкладе каждого направления маскировки в уровень защиты ПОО.

Исходными данными для решения третьей задачи являются:

перечень направлений маскировки ПОО; перечень маскировочных средств, номенклатура штатных образцов техники, технических устройств и оборудования, предназначенных для выполнения маскировочных мероприятий, их тактико-технические характеристики;

характеристики ПОО, подлежащих защите от воздействия потенциального противника.

Исходными данными для обоснования рационального комплекса маскировочных мероприятий с учетом текущего уровня защиты ПОО являются:

перечень направлений маскировки ПОО; перечень маскировочных мероприятий, которые могут быть выполнены для защиты ПОО;

объем финансовых средств, выделяемых из бюджета на маскировочных мероприятий с целью обеспечения защиты ПОО;

требуемый объем финансовых средств для выполнения в полном объеме каждого маскировочного мероприятия.

С учетом изложенного общая постановка научной задачи обоснования рационального комплекса маскировочных мероприятий, проводимых на ПОО, может быть сформулирована следующим образом. Для заданных:

А1 = (1,2, ...,£,... ,Т) - перечня маскировочных мероприятий, которые могут быть выполнены с целью защиты ПОО, Ь = 1,Т;

Т - общего количества маскировочных мероприятий, которые могут быть выполнены с целью защиты ПОО;

Хк — основных производственно-эксплуатационных характеристик ПОО к-то типа;

Gm - количества штатных образцов техники, оборудования и перечня маскировочных средств, предназначенных для выполнения маскировочных мероприятий;

Gcn - списочного количества образцов техники, оборудования и маскировочных средств, имеющегося в наличии на ПОО;

Съ - количества некомплекта образцов техники, оборудования и маскировочных средств, имеющегося в наличии на ПОО;

Fm - тактико-технических характеристик образцов техники, оборудования и маскировочных средств, имеющихся в наличии на ПОО;

D - перечня документов и нормативных правовых актов, регламентирующих номенклатуру и объем маскировочных мероприятий, выполняемых с целью защиты ПОО;

S - объема финансовых средств, выделяемых на выполнение маскировочных мероприятий,

необходимо определить в каждом направлении маскировки ПОО наименование мероприятий выполнение которых обеспечит максимальный прирост защиты ПОО

Q(x*ri) = f «f«р,C™),xri(At, Аг))хгг ^ max

(1)

при следующих ограничениях п R

^ ^ ^ ^ SríXrí ^ S, (2)

г=1 г=1

где:

xri - наименование маскировочного мероприятия, входящего в состав г-го направления маскировки ПОО;

x*i наименование маскировочного мероприятия, входящего в рациональный комплекс, выполнение которого обеспечит максимальный прирост защиты ПОО;

Ai = (1,2,... ,г,... ,п) - перечень направлений маскировки ПОО, г = 1,п, где п - количество направлений маскировки, Ai = f (At)~,

Ari - перечень маскировочных мероприятий, которые входят в состав г-го направления маскировки ПОО, г = 1,R где R - количество мероприятий, входящих в г-ое направление маскировки, Ari = f (Ai,At)~,

RK

- значение вклада г-го маскировочного мероприятия г-го направления маскировки в уровень защиты ПОО;

arf = f (ari, Sri) - приведенная оценка значимости г-го маскировочного мероприятия г-го направления маскировки с учетом требуемых финансовых средств для его выполнения в полном объеме;

= f (агг, Wi) - оценка значимости г-го маскировочного мероприятия с учетом значимости г-го направления маскировки ПОО;

агг - оценка значимости г-го маскировочного мероприятия, входящего в г-ое направление маскировки ПОО;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Wi - оценка значимости г-ro направления маскировки ПОО;

Sri ~ требуемый объем финансовых средств для выполнения в полном объеме г-го маскировочного мероприятия;

С°от = /(Срек) - значение потенциального прироста уровня защиты ПОО;

CJeK = f(Ci ,Wi) - значение текущего уровня защиты ПОО;

Сг - значение уровня заблаговременного выполнения комплекса маскировочных мероприятий в каждом из направлений маскировки ПОО.

Сформулированная общая научная задача предполагает решение двух частных задач: определение текущего уровня защиты ПОО и обоснование рационального комплекса маскировочных мероприятий с учетом текущего уровня защиты ПОО.

Литература

1. Гражданская оборона / Под общ. ред. В.А. Пучкова; МЧС России. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.

2. Гражданская оборона / Под общ. ред. В.А. Пучкова; МЧС России. — М.: АГЗ МЧС России, 2017.

3. «Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года», утв. Президентом РФ 03.09.2011г. № Пр. - 2613.

4. Федеральный закон от 12.02.1998 г. №28 - ФЗ «О Гражданской обороне».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007г. №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

6. СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51.90».

7. СП 264.1325800.2016 «Световая маскировка населённых пунктов и объектов народного хозяйства. Актуализированная редакция СНиП 2.01.53-84».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.