УДК 355/359
М.В. Мельников
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
КОМПЛЕКСНОЙ МАСКИРОВКИ
В настоящее время вопросы организации и проведения комплексной маскировки критически важных объектов в нормативно-правовых документах не достаточно отражены и имеется необходимость их переработки с учётом реализации противником «Концепции глобального удара».
Ключевые слова: комплексная маскировка, критически важный объект, нормативно-правовые акты, защищённость, устойчивость, организационные мероприятия.
M. Melnikov
PROBLEMS OF THE NORMATIVE-LEGAL SUPPORT OF ACTIVITIES OF COMPLEX
MASKING
Currently, the organization and carrying out of complex masking of critical interest in legal documents is practically not reflected and there is a need for their development, taking into account the implementation of the adversaries of the concept of global strike ".
Keywords: complex masking, critical object, regulations, security, sustainability, organizational arrangements.
«Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года», утверждённые Президентом России 3 сентября 2011 года, среди прочих мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, предполагают разработку и осуществление мероприятий по комплексной маскировке критически важных объектов (далее КВО), подлежащих в условиях военного времени защите от современных средств поражения [1].
Сложившиеся социально-экономические условия в Российской Федерации и качественные изменения в военном деле, проявившиеся в полной мере в ходе локальных войн последних лет, накладывают свой отпечаток на содержание и эффективность маскировки КВО. Это связано, в первую очередь, с комплексным применением средств разведки и высокоточного оружия (ВТО) и, следовательно, требует системного подхода. Задача разработки средств комплексной маскировки КВО для повышения их защищённости от воздействия глобальных ударов противника решается по определённому общему алгоритму, разработанному при создании средств снижения заметности в ходе работ по проблеме «Паритет» и сформулированному сотрудниками ЦСИ ГЗ МЧС России в проекте «Концепции комплексной маскировки и сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время» [2].
Авторы разработки Концепции считают, что для организации комплексной маскировки КВО с целью повышения их защищённости от воздействия мгновенных глобальных ударов противника необходимо:
изучить нормативно-технические, нормативно-правовые документы, регламентирующие содержание, порядок и ответственность за проведение мероприятий по защите КВО от поражения высокоточным оружием;
провести анализ средств разведки и систем наведения ВТО потенциальною противника, его боевых возможностей, алгоритмов наведения боеприпасов, устойчивости к естественным и искусственным помехам;
оценить уровнь риска потенциальных опасностей в результате воздействия ВТО по КВО; определить перечень наиболее опасных видов производств и объектов, воздействие по которым может привести к большим разрушениям, поражению населения, заражению окружающей природной среды сильнодействующими ядовитыми и другими активными веществами;
оценить положение, состояние и демаскирующие признаки защищаемых объектов в различных диапазонах длин волн;
оценить показатели и критерии эффективности средств поражения, планируемых для использования в ходе глобальных ударов противника.
Перечисленные данные необходимо иметь для наиболее важных (ключевых) объектов различных отраслей экономики на возможных операционных направлениях действия потенциального противника на всей территории страны. Выявление и детальный анализ каждого из видов исходных данных - это крайне сложный и трудоёмкий процесс или проблема, которая может быть решена только при выполнении ряда научных исследований и экспериментов по единому научному замыслу и плану.
В настоящее время вопросы организации и проведения комплексной маскировки критически важных объектов для повышения их защищённости от воздействия глобальных ударов противника в нормативно-правовых актах не достаточно отражены. В нормативно-правовых, ведомственных нормативных и научно-методических документах, действующих в настоящее время подробно раскрыты вопросы организации и проведения световой маскировки в целях гражданской обороны.
Требования Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28 - ФЗ «О гражданской обороне» [3] в части организации маскировки детализирует другой руководящий документ -Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» [4].
Статья 11 этого постановления излагает пакет мероприятий по организации световой и других видов маскировки в следующей редакции:
«11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются: разработка перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесённых в установленном порядке к категориям по гражданской обороне».
Таким образом, в данном постановлении сформулированы основные мероприятия, в части решения задач обеспечения световой и других видов маскировки.
В решении задачи маскировки объектов экономики и инфраструктуры в Российской Федерации действуют строительные нормы и правила по инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны и организации световой маскировки населённых пунктов и объектов народного хозяйства (СНиП 2.91.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»; «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», актуализированная редакция, Свод
правил XX.13330.2014; СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства») [5-7].
Анализ строительных норм и правил по инженерно-техническим мероприятиям маскировки объектов и световой маскировке (СНиП 2.91.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», а также СП XX.13330.2014 с изменениями от 2014 года и СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населённых пунктов и объектов народного хозяйства») показал, что в документах детально раскрывается частный вопрос организации световой маскировки городских, сельских поселений и объектов, а вопросы комплексной маскировки объектов затрагиваются общими предложениями (9 раздел СНиП 2.01.53- 84, СНиП 2.91.51-90 и раздел 11 СП XX.13330.2014).
В прямой постановке содержание инженерно-технических мероприятий по комплексной маскировке объектов в целях гражданской обороны в этих документах не раскрывается, но в документах изложен общий порядок разработки и финансирования затрат на инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, реализуемые в целях защиты населения и территорий.
По мнению авторов разработки концепции, виды и средства маскировки, применение которых регламентируется действующей законодательной и нормативной базой, были разработаны применительно к средствам поражения воздушного противника периода Второй мировой войны, поэтому степень их противодействия современным средствам ВТО, а тем более средствам поражения глобального удара близка к нулю [2].
Этот же недостаток присутствует в ряде методических разработок по организации и осуществлении комплексной маскировки, разработанных и принятых во многих главных управлениях МЧС России по субъекту Российской Федерации [8].
Методические рекомендации предназначены для организации мероприятий по гражданской обороне, связанных с обеспечением маскировки территорий, отнесённых в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения и могут использоваться для методического руководства и контроля выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями данных мероприятий.
Методические рекомендации, как правило, содержат:
историческую справку по организации маскировки;
порядок организации мероприятий по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки;
порядок осуществления световой маскировки;
порядок осуществления комплексной маскировки;
понятия о способах осуществления маскировки и маскировочных средствах.
В методических рекомендациях подробно излагаются порядок организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, выполняемые в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой маскировки, однако вопросы комплексной маскировки КВО с целью повышения их защищённости в условиях применения противников ВТО рассматриваются в общем виде и по сути своей методическими рекомендациями не являются.
Сотрудниками ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) разработаны методические рекомендации по разработке планов повышения защищённости критически важных объектов, территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [9]. К сожалению, вопросы комплексной маскировки в рекомендациях не нашли должного отражения.
Проведённый анализ состояния законодательной, нормативной и правовой базы показывает, что она содержит базовые положения, регламентирующие порядок выполнения мероприятий
гражданской обороны в области маскировки объектов экономики и территорий. Вместе с тем, она нуждается в разработке необходимого комплекта нормативно-методической документации по выполнению задач комплексной маскировки территорий и критически важных объектов. Для этого необходимо:
разработать и обосновать единые подходы к установлению приоритетов маскировки в зависимости от оборонной и экономической значимости и степени потенциальной опасности критически важных объектов;
разработать методические рекомендации по подготовке планов осуществления мероприятий по комплексной маскировке территорий, отнесённых к группам по ГО, и организаций, включённых в перечень объектов, подлежащих маскировке в военное время;
разработать нормативно-методические документы по определению перечня объектов, подлежащих маскировке в военное время, а также по организации и проведению мероприятий комплексной маскировки критически важных объектов в условиях применения высокоточного оружия.
В ходе подготовки предлагаемого комплекта документов необходимо также разработать:
типовые инженерно-технические решения, обеспечивающие эффективную маскировку КВО от высокоточных средств поражения противника, с учётом разнообразия перечня видов маскируемых объектов,
порядок паспортизации физических полей объектов для определения состава видов и средств маскировки;
содержания мероприятий по поддержанию готовности сил и средств комплексной маскировки КВО для повышения их защищённости от воздействия глобальных ударов противника.
Литература
1. Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года. Утверждена Президентом России 3 сентября 2011 года.
2. Малышев В.П. «Концепция комплексной маскировки и сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время».// «Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования».
3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28 - ФЗ «О гражданской обороне».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
5. СНиП 2.91.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны».
6. СП XX.13330.2014 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны».
7. СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства».
8. «Методические рекомендации по организации, планированию и проведению мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки населенных пунктов и объектов экономики»,-Красноярск, 2008.
9. «Методические рекомендации по разработке планов повышения защищенности критически важных объектов, территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». - М: МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011.
Рецензент: кандидат военных наук, доцент Тарабаев Ю.Н.