О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОМПЛЕКСНОЙ МАСКИРОВКЕ ОБЪЕКТОВ И ТЕРРИТОРИЙ
Курличенко И.В., к.т.н., Близнюк М.С., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва
В настоящее время в Российской Федерации решение вопросов ведения одной из задач гражданской обороны - проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки в нормативном правовом плане не имеет системного характера, а представлено общими положениями и формулировками в постановлениях, приказах и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы маскировки, являются:
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» п. 11 [1];
Приказ МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» п. 15.5 [2];
Приказ МЧС России от 9 августа 2010 г. № 381 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны» п. 4 [3].
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 [1] была организована работа по созданию и корректировке положений по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. В данные положения были включены, в том числе первоочередные мероприятия по маскировке, однако анализ показал, что данные мероприятия не учитывают специфики федеральных органов исполнительной власти и практически скопированы из постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804.
В системе «Гарант» выявлены 15 нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утверждающих положения по
ведению гражданской обороны, в которых регламентированы вопросы по ведению маскировки.
Основными нормативно-техническими документами,
регламентирующими вопросы маскировки, являются:
Строительные нормы и правила СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства» (утв. постановлением Госстроя СССР от 24 сентября 1984 г. № 167) [4];
Строительные нормы и правила СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия ГО» [5];
Свод правил по проектированию и строительству СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства» (утвержден приказом МЧС РФ от 31 марта 1998 г. № 211) п. 5.4 [6].
Все вышеуказанные документы в целом не отвечают уровню развития современных средств вооруженной борьбы и не обеспечивают минимальных параметров защиты объектов, на которых должны быть реализованы мероприятия по маскировке.
Основными методическими документами, в которых в той или иной степени раскрываются вопросы проведения мероприятий по маскировке, являются:
Методические рекомендации по составлению раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства предприятий, зданий и сооружений (На примере проектов строительства автозаправочных станций) МДС 11-16.2002 (утв. МЧС России 12 сентября 2001 г.) п. 5.2;
Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения МДС 11-4.99 (утв. Главгосэкспертизой Российской Федерации 15 января 1997 г.) п. 2.9.3;
Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения (утв. Главгосэкспертизой Российской Федерации 15 января 1997 г.) п. 2.6.3.
В ряде субъектов Российской Федерации утверждены методические рекомендации по маскировке территорий и объектов, однако в целом это касается простейших средств маскировки, не обеспечивающих приемлемый уровень защиты объектов от средств высокоточного оружия противника.
Таким образом, анализ проблемы ведения мероприятий по маскировке на территории Российской Федерации показал:
решение данной задачи в нормативном правовом и методическом плане не обеспечено;
продолжается тенденция снижения возможностей военно-воздушных сил и противовоздушной обороны по прикрытию территорий и объектов, наращиваются возможности современных средств поражения противника;
наблюдается незаинтересованность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в выделении финансовых ресурсов на ведение маскировочных мероприятий;
не проводится сравнительный анализ эффективности осуществления комплексной маскировки и прикрытия объектов экономики и инфраструктуры системами объектовой противовоздушной обороны и авиацией;
отсутствуют системы комплексной оценки параметров маскировки территорий и объектов.
Для противодействия современным системам высокоточного оружия необходима разработка не менее технически совершенных автоматизированных систем маскировки объектов и территорий с интеграцией их с системой раннего предупреждения о ракетном нападении Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, считаем, что задача гражданской обороны - проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, должна оставаться одной из основных задач гражданской обороны, однако требует изменения формулировки.
Предлагается новая редакция данной задачи - проведение мероприятий по комплексной маскировке территорий и объектов, при этом ее основными мероприятиями будут являться:
световая маскировка - осуществляется во всех населенных пунктах, на отдельно расположенных объектах экономики и инфраструктуры в темное время суток;
световая и другие виды маскировки - должна проводиться на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне и в населенных пунктах, с расположенными на их территориях организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, предусматривает маскировку объектов организаций и инфраструктуры населенных пунктов при проведении как определенных мероприятий по гражданской обороне, так и с целью обеспечения защиты объектов, продолжающих работу (функционирование) в военное время, основное предназначение -противодействие их обнаружению, ведению целеуказания и выводу их из строя (срыву сроков проведения мероприятий гражданской обороны);
комплексная маскировка территорий - должна проводиться в зонах вероятного пролета средств доставки и средств поражения к целям (объектам вероятного поражения), основное предназначение - изменение (скрытие и создание ложных) ориентирных указателей территорий, в целях снижения точности наведения средств доставки и поражения на цели;
комплексная маскировка объектов организаций - должна проводиться на территории объекта организации и (или) прилегающей территории, и
предусматривает весь комплекс маскировочных мероприятий, обеспечивающих снижение демаскирующих параметров объектов и прилегающих ориентирных указателей территории (в оптическом, радиолокационном, тепловом (ИК) спектрах, снижение параметров вибрационной и гравитационной «заметности», а также мероприятий по ввозу/вывозу людей, оборудования и материалов).
Объектом организации, подлежащему проведению комплексной маскировки, будет являться объект, продолжающий функционировать в военное время и имеющий высокую вероятность воздействия по нему современными средствами поражения вероятного противника.
Территориями комплексной маскировки будут являться зоны вероятного пролета средств доставки и средств поражения к целям (объектам вероятного поражения), которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласовываются с органами военного управления Вооруженных сил Российской Федерации. На вышеуказанных территориях совместно с органами военного управления организуется взаимодействие по мероприятиям, составу оборудования и порядку его функционирования при проведении комплексной маскировки территории.
Планирование и ведение мероприятий должно осуществляться: световой маскировки - для населенных пунктов и отдельно расположенных объектов экономики и инфраструктуры, мероприятия предлагается разрабатывать и вести на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в составе комплексных планов маскировки соответствующих уровней;
световой и других видов маскировки - для территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, мероприятия предлагается разрабатывать и вести на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в составе комплексных планов маскировки соответствующих уровней;
комплексной маскировки территорий - для территорий являющихся вероятными для пролета средств доставки и поражения к целям, планирование и реализацию данных мероприятий предлагается реализовать в составе планов инженерного оборудования территорий на военное время, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с координацией усилий МЧС России с Министерством Обороны Российской Федерации, обеспечивающих своевременное срабатывание систем маскировки при угрозе нападения противника;
комплексной маскировки объектов организаций - на территории организации и прилегающей территории (по согласованию ее параметров с органами местного самоуправления) силами самих организаций и координацией усилий МЧС России совместно с Министерством Обороны Российской Федерации, по оповещению сил гражданской обороны организаций о нападении.
Список литературы
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» п. 11;
2. Приказ МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» п. 15.5;
3. Приказ МЧС России от 9 августа 2010 г. № 381 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны» п. 4;
4. Строительные нормы и правила СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства» (утв. постановлением Госстроя СССР от 24 сентября 1984 г. № 167);
5. Строительные нормы и правила СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия ГО»;
6. Свод правил по проектированию и строительству СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства» (принят приказом МЧС РФ от 31 марта 1998 г. № 211) п. 5.4.