УДК 629.7.07
Применение аэромобильных группировок при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2018
В.В. Овчинников, С.П. Чумак, С.М. Стефанская
Аннотация
Рассмотрено применение аэромобильных группировок при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью повышения эффективности их применения.
Ключевые слова: аэромобильная группировка; крупномасштабная чрезвычайная ситуация; повышение эффективности; поисково-спасательные работы; поисково-спасательные формирования.
Involvement of Airmobile Forces in Response to Major Natural and Man-Made Emergencies
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2018
V. Ovchinnikov, S. Chumak, S. Stefanskaya
Abstract
The article deals with the use of airmobile forces in the response to major natural and man-made emergency situations.
Key words: airmobile forces; major emergency; increasing efficiency; search and rescue operations; search and rescue units.
Статья поступила в редакцию в декабре 2017 года.
Исходными данными для написания статьи являлись приказ «Об утверждении Положения об аэромобильных группировках МЧС России» от 20.10.2-017 № 448, результаты НИОКР, проведенных ранее ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) по вопросам создания и совершенствования сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (далее — РСЧС), а также Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса», Указ Президента РФ от 01.01.2018 № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года», Указ Президента РФ от 11.01.2018 № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года»,»Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г. № Пр-83).
Аэромобильная группировка (далее — АМГ) представляет собой нештатное формирование, включающее в себя силы и средства подразделений МЧС России, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и входящих в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона, и предназначены для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах крупномасштабных пожаров, аварий, катастроф и иных ЧС, произошедших на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также за ее пределами.
Аэромобильные группировки МЧС России начали создаваться в 2014 году [1, 2]. АМГ привлекаются в целях: тушения пожаров, проведения АСДНР при ликвидации ЧС природного и техногенного характера, в том числе с использованием авиации и авиационных технологий; прикрытия критически важных и потенциально опасных объектов, а также проведения первоочередных мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.
В состав АМГ для организации и контроля проведения АСДНР включаются должностные лица ГУ МЧС России.
В обязательном порядке для каждой АМГ соответствующим руководителем разрабатывается План применения сил и средств АМГ, который должен содержать следующие разделы:
состав сил и средств, включаемых в АМГ;
эшелонирование и порядок оповещения АМГ в режиме готовности;
порядок убытия и доставки сил и средств АМГ в зону ЧС с использованием различных видов транспорта;
задачи АМГ при тушении пожаров и проведении АСДНР при ликвидации ЧС;
порядок организации управления и взаимодействия; иная необходимая информация. Для обеспечения готовности АМГ к тушению пожаров и проведению АСДНР в каждом из подразделений МЧС России, входящим в состав АМГ, предусматриваются:
транспортные средства для доставки сил и средств АМГ к местам базирования воздушных судов (аэропортам) — автобусы, автомобили пожарные контейнерного типа и т.д.;
резерв горюче-смазочного материалов; специальная защитная одежда, обувь и экипировка личного состава для тушения пожаров и проведения АСДНР в различных природно-климатических условиях;
аварийно-спасательный инструмент, пожарно-спа-сательное оборудование и вооружение;
имущество, необходимое для развертывания полевого лагеря в зоне ЧС (полевые кухни, палатки, средства обогрева, спальные мешки и т.д.); медицинское имущество;
другое имущество и средства жизнеобеспечения личного состава в полевых условиях.
Оперативность действий АМГ при этом определяется наличием аэродромов и вертолетных площадок, расположенных вблизи дислокации аэромобильных подразделений [2].
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и ФГБУ ВНИИПО МЧС России в соответствии с поручением первого заместителя Министра МЧС России В. В. Степанова от 08.11.2017 № 2-4-46-4416-18 был выполнен анализ применения штатной аварийно-спасательной техники подразделениями в составе АМГ МЧС России за 2014-2017 гг., который выявил, что на территориях субъектов Российской Федерации пожарно-спасатель-ная техника привлекалась в составе АМГ для тушения пожаров и проведения АСДНР в период 2014-2017 гг., как показано на рис. в диаграмме, а именно: в 2014 г.-61 выезд на ЧС в 27 субъектах РФ, в 2015 г.-138 выездов на ЧС в 37 субъектах РФ, в 2016 г. — 175 выездов на ЧС в 46 субъектах РФ, в 2017 г.— 173 выезда на ЧС в 51 субъекте РФ.
Привлечение АМГ для тушения пожаров и проведения АСДНР за пределами Российской Федерации осуществляется в составе российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования, а также по решению Правительства Российской Федерации [3, 4].
Планирование, подготовка и организация применения аэромобильных группировок при проведении спасательных операций за рубежом зависят не только от масштабов катастрофы, но и от возможностей пострадавшей страны самостоятельно проводить мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, наличия ресурсов
ГО, аварийных резервов, поисково-спасательных служб, центров управления в ЧС, военных ресурсов, уровня развития спасательного дела и. т. п.
Очевидно, что страны, имеющие налаженную и устойчиво функционирующую систему гражданской защиты и оперативного реагирования в ЧС и располагающие к тому же достаточными запасами воды, продовольствия, материально-технических средств, включая средства связи, медицинские средства и средства жизнеобеспечения, могут, как правило, самостоятельно эффективно организовывать и проводить поисково-спасательные работы и операции. К указанным странам относятся такие страны как Китай, Япония, Бразилия, Южная Корея, США, Канада, страны Евросоюза и некоторые другие. В этом случае участие ПСФ Российской Федерации, как впрочем и других стран, осуществляется исходя из чувства солидарности с народом страны, пострадавшей от стихийного бедствия или техногенной катастрофы [4].
Таким образом, может быть обеспечен гибкий подход, учитывающий уровень развития в районе бедствия государственных институтов и служб, осуществляющих реагирование в ЧС и оказание помощи пострадавшему населению.
В целях обеспечения оперативной переброски подразделений, входящих в состав АМГ, целесообразно иметь не менее 3-х самолетов в постоянной 3-х часовой готовности к вылету в район бедствия [1, 4]:
а) при планируемом перелете на расстоянии свыше 3000 км:
ИЛ-76ТД — для доставки спасателей и аварийно-спасательного оборудования;
ИЛ-76ТД — для доставки аэромобильного госпиталя;
Ан-148-100ЕМ — для доставки специалистов-психологов, представителей информационных подразделений МЧС России, а также должностных лиц, ответственных за организацию чрезвычайного гуманитарного реагирования и взаимодействия с международными организациями;
б) при перелете на расстояние от 1000 до 3000 км:
ИЛ-76ТД — для доставки спасателей и аварийно-спасательного оборудования;
ИЛ-76ТД — для доставки аэромобильного госпиталя;
RRJ-95LR-100 или Ан-74П для доставки психологов Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России, представителей информационных подразделений МЧС России, а также должностных лиц, ответственных за организацию чрезвычайного гуманитарного реагирования и взаимодействия с международными организациями;
в) при перелете на расстояние от 400 до 1000 км:
ИЛ-76ТД или Ан-74П — для доставки спасателей
и аварийно-спасательного оборудования;
ИЛ-76ТД — для доставки аэромобильного госпиталя;
Ан-74П или Ан-148-100ЕМ — для доставки специалистов-психологов, представителей информационных подразделений МЧС России, а также должностных лиц, ответственных за организацию чрезвычайного гуманитарного реагирования и взаимодействия с международными организациями;
г) при перелете на расстояние до 400 км, вертолеты:
МИ-8МТВ1 — для доставки спасателей и аварийно-спасательного оборудования;
МИ-8МТВ1 — для доставки специалистов-психологов, представителей информационных подразделений
МЧС России, а также должностных лиц, ответственных за организацию чрезвычайного гуманитарного реагирования и взаимодействия с международными организациями.
Аварийно-спасательные работы, спасательные гуманитарные операции, проводимые в субъектах Российской Федерации, характеризуются мобилизацией имеющихся в распоряжении органов исполнительной власти людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов, отличаются продолжительностью, высоким напряжением и интенсивностью работ по оказанию помощи пострадавшему населению.
Анализ опыта применения аэромобильных группировок в зарубежных странах при ликвидации крупномасштабных ЧС позволил установить следующее.
Применительно к Российской Федерации целесообразно принять во внимание опыт применения аэромобильных подразделений Франции, Германии, Великобритании и Швейцарии. В частности, представляет интерес использование аэродромной сети опорных пунктов базирования авиационной техники, распределенной по всей территории страны. При этом организация функционирования аэродромной сети, организация применения авиационной техники и управление действиями аэромобильных спасательных подразделений осуществляется из единого командно-логистического центра [3, 5].
В Российской Федерации при выборе пунктов базирования авиационной техники, определении мест дислокации аэромобильных подразделений необходимо учитывать неравномерность распределения по территории населенных пунктов, объектов инфраструктуры, а также принимать во внимание риски возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий.
Достаточно широкое использование авиационных средств для доставки спасателей и аварийно-спасательного оборудования в районы ЧС имеет место в основном в странах Евросоюза, США, Канаде, Японии, Индии, Бразилии, Аргентине, Австралии, то есть в государствах, обладающих необходимым парком авиационной техники, прежде всего — вертолетов. Применение вертолетов для решения поисково-спасательных задач ощутимо в разы превосходит использование самолетов, что обусловлено относительно небольшими расстояниями, на которые необходимо производить переброску спасателей со снаряжением в странах Евросоюза, а также наличием разветвленной сети аэродромов и площадок базирования легких вертолетов — в США, Канаде, отчасти — в Перу, Бразилии и Аргентине [5].
В европейских странах, в частности в Великобритании, Германии и Швейцарии, при необходимости задействуются авиационные средства вооруженных сил, Береговой охраны, жандармерии, полиции и других силовых структур.
Кроме того, в некоторых странах, например в Великобритании, имеет место передача на аутсорсинг частным компаниям поисково-спасательных операций на море и на суше, что может быть обусловлено экономической целесообразностью и представляется
эффективным в тех случаях, когда рассматривается относительно небольшая территория с низким риском возникновения ЧС.
Как показал анализ, в МЧС России накоплен значительный опыт применения аэромобильных подразделений при ликвидации крупномасштабных ЧС, в том числе за рубежом. При этом необходимо отметить, что в состав аэромобильных подразделений (группировок) как правило включаются поисково-спасательные и медицинские подразделения, специалисты-психологи, представители информационных подразделений МЧС России, а также должностные лица, ответственные за организацию чрезвычайного гуманитарного реагирования и взаимодействия с международными организациями.
В зависимости от специфики обстановки, сложившейся в зоне ЧС, в район бедствия могут направляться только поисково-спасательные или только медицинские подразделения.
Поисково-спасательные подразделения комплектуются личным составом ФГКУ «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России», Сибирский Региональный ПСО — организаций, сертифицированных к участию в международных спасательных операциях по стандартам международной консультативной группы по вопросам поиска и спасения ИНСАРАГ, а также личным составом федерального казенного государственного учреждения «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» и других организаций, имеющих богатый международный опыт реагирования на ЧС.
Медицинский персонал набирается из числа специалистов ФГКУ «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России», ФГБУ Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» и федеральное медико-биологическое агентство Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В особых случаях для участия в ликвидации крупномасштабных ЧС могут направляться мобильные госпитали вышеуказанных организаций.
Для организации эффективного применения АМГ при крупномасштабных ЧС необходимо располагать совершенной нормативно-методической базой, регламентирующей вопросы подготовки и организации АМГ, а также их тылового и информационного обеспечения.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о необходимости разработки следующих документов [1, 4]:
Руководство для органов управления МЧС России по организации применения АМГ при ликвидации ЧС в Российской Федерации и за рубежом;
Наставление (для СВФ и ПСФ МЧС России) по организации проведения поисково-спасательных работ и жизнеобеспечения пострадавших при спасательных и гуманитарных операциях за рубежом.
Регламент действий персонала оперативных дежурных смен и руководящего состава территориальных органов МЧС России по приведению в готовность АМГ при крупномасштабных чрезвычайных операциях за рубежом.
Положение об организации взаимодействия органов управления и сил МЧС России, ответственных за обеспечение готовности и организацию применения АМГ при крупномасштабных ЧС в Российской Федерации, включая Крым, Арктику, Дальний Восток, и для зарубежья.
Режимы труда и отдыха спасателей при проведении международных спасательных операций.
Требования по безопасности при проведении поисково-спасательных работ и операций в ходе ликвидации крупномасштабных ЧС за рубежом.
Для обеспечения высокого уровня обученности (подготовленности) руководящего состава, ответственного за приведение в готовность и организацию применения АМГ за рубежом, а также проверки обученности (подготовленности) спасателей к проведению поисково-спасательных работ и мероприятий, связанных с жизнеобеспечением пострадавшего населения при ликвидации последствий разрушительных землетрясений, необходимо предусмотреть занятия по повышению квалификации (переподготовке) указанных специалистов (должностных лиц) с использованием тренажерно-испытательного комплекса для отработки технологий предупреждения и ликвидации ЧС, связанных с сейсмическими событиями. Данный комплекс представляет собой современную обучающую программу, позволяющую отрабатывать алгоритм действий спасателей в зоне бедствий, связанных с обрушением конструкций зданий и сооружений, с возможностью введения новых вводных с использований карт, фото и видеоматериалов. В настоящее время проводятся подготовительные мероприятия по адаптации к рекомендациям Международной поисково-спасательной группы ИНСАРАГ [5]. Кроме того, для практического использования может быть рекомендовано специальное программное обеспечение.
Литература
1. Отчет о НИР «Разработка научно обоснованных предложений по повышению эффективности применения аэромобильных группировок при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях с учетом международного опыта» (п. 5.1-1/Б1 Плана НИОКР МЧС России на 2016 год).
2. Доклад Министра Российской Федерации В. А. Пучкова
«О долгосрочных перспективах развития системы МЧС России». М.: МЧС России, 2013. 18 с.
3. Руководящие принципы и методология проведения международных поисково-спасательных операций. Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), отдел поддержки полевой координации (FCSS), (секретариат международной консультативной группы по вопросам поиска и спасения (ИНСАРАГ), 2008. 187 с. http://www.insarag.org/images/stories/ INSARAG_Guidelines_Mar2008_RUS_FINAL.pdf.
4. Отчет о НИР «Анализ поисково-спасательных работ и операций, проведенных поисково-спасательными формированиями МЧС России на территории Российской Федерации и за рубежом» (п. 3.2-4/Б Плана научно-технической деятельности МЧС России на 2011-2013 гг.). М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013.
5. United Nations Office for the Coordination of Humanitarian Affairs (OCHA). INSARAG Guidelines, 2015.
Сведения об авторах
Овчинников Валентин Васильевич: д. т. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 6751-9380.
Чумак Сергей Петрович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС
(ФЦ), в. н. с. научно-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
e-mail: 7 centr_09 @ mail.ru
SPIN-код — 5245-0845.
Стефанская Светлана Михайловна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: 7 centr_09 @ mail.ru
Information about authors
Ovchinnikov Valentin V.: Dr. Sci. Tech, Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 6751-9380.
Chumak Sergey P.: Ph.D., Assoc. Prof., All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: 7 centr_09 @ mail.ru SPIN-scientific — 5245-0845.
Stefanskaya Svetlana Mihailovna: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: 7 centr_09 @ mail.ru
Разработки ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) /21
Настольная книга руководителя гражданской
обороны. Изд. 4-е, актуализ. и дополн. / Под ред. В.А. Пучкова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 324 с.
В актуализированном и дополненном издании «Настольной книги руководителя гражданской обороны» помещены основные законодательные и иные нормативные правовые акты, международные документы, а также ведомственные приказы по вопросам организации и ведения гражданской обороны.
Книга предназначена для руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также специалистов в области гражданской обороны.
https://elibrary.ru/item.asp?id=29352006
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Пучков В.А. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и научного симпозиума «Развитие технологий, форм и методов выполнения мероприятий гражданской обороны в регионах страны», г. Ногинск, 6 июня 2017 г. https://elibrary.ru/item.asp?id=29891993
Артамонов В.С. и др. Историческая пожарно-спасательная энциклопедия Гражданской обороне 85 лет: Фотоальбом https://elibrary.ru/item.asp?id=32288725 https://elibrary.ru/item.asp?id=30505592
Сломянский В.П. и др. Комментарий к Федеральному закону от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» https://elibrary.ru/item.asp?id=30601349
В.Ю. Глебов и др. Научно-практический комментарий к федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Издание 2-е, переработанное и дополненное https://elibrary.ru/item.asp?id=30601450
Р.А. Фархатдинов. Проблемы реализации этноязыковой политики в России https://elibrary. ru/item.asp?id=32067052
Н.Н. Посохов и др. Экологические последствия чрезвычайных ситуаций: актуальные проблемы и пути их решения. XXII Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 7 июня 2017 г. Ногинск, Россия. Материалы конференции https://elibrary.ru/item.asp?id=30642616
Акимов В.А. и др. Чернобыль. Памяти страницы (к 30-летию аварии на ЧАЭС) http://elibrary.ru/item.asp?id=25889315
Батырев В.В. и др. Основы индивидуальной защиты человека от опасных химических и радиоактивных веществ. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=25637877
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА РУКОВОДИТЕЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ