Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОМОБИЛЬНЫХ ГРУППИРОВОК ПРИ ЛИКВИДАЦИИ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА'

ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОМОБИЛЬНЫХ ГРУППИРОВОК ПРИ ЛИКВИДАЦИИ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЭРОМОБИЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА / AIRMOBILE FORCES / КРУПНОМАСШТАБНАЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / INCREASING EFFICIENCY / ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / SEARCH AND RESCUE OPERATIONS / ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / SEARCH AND RESCUE UNITS / MAJOR EMERGENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Валентин Васильевич, Чумак Сергей Петрович, Стефанская Светлана Михайловна

Рассмотрено применение аэромобильных группировок при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью повышения эффективности их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Овчинников Валентин Васильевич, Чумак Сергей Петрович, Стефанская Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Involvement of Airmobile Forces in Response to Major Natural and Man-Made Emergencies

The article deals with the use of airmobile forces in the response to major natural and man-made emergency situations.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОМОБИЛЬНЫХ ГРУППИРОВОК ПРИ ЛИКВИДАЦИИ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

УДК 629.7.07

Применение аэромобильных группировок при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

В.В. Овчинников, С.П. Чумак, С.М. Стефанская

Аннотация

Рассмотрено применение аэромобильных группировок при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью повышения эффективности их применения.

Ключевые слова: аэромобильная группировка; крупномасштабная чрезвычайная ситуация; повышение эффективности; поисково-спасательные работы; поисково-спасательные формирования.

Involvement of Airmobile Forces in Response to Major Natural and Man-Made Emergencies

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2018

V. Ovchinnikov, S. Chumak, S. Stefanskaya

Abstract

The article deals with the use of airmobile forces in the response to major natural and man-made emergency situations.

Key words: airmobile forces; major emergency; increasing efficiency; search and rescue operations; search and rescue units.

Статья поступила в редакцию в декабре 2017 года.

Исходными данными для написания статьи являлись приказ «Об утверждении Положения об аэромобильных группировках МЧС России» от 20.10.2-017 № 448, результаты НИОКР, проведенных ранее ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) по вопросам создания и совершенствования сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (далее — РСЧС), а также Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса», Указ Президента РФ от 01.01.2018 № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года», Указ Президента РФ от 11.01.2018 № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года»,»Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г. № Пр-83).

Аэромобильная группировка (далее — АМГ) представляет собой нештатное формирование, включающее в себя силы и средства подразделений МЧС России, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и входящих в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона, и предназначены для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах крупномасштабных пожаров, аварий, катастроф и иных ЧС, произошедших на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также за ее пределами.

Аэромобильные группировки МЧС России начали создаваться в 2014 году [1, 2]. АМГ привлекаются в целях: тушения пожаров, проведения АСДНР при ликвидации ЧС природного и техногенного характера, в том числе с использованием авиации и авиационных технологий; прикрытия критически важных и потенциально опасных объектов, а также проведения первоочередных мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

В состав АМГ для организации и контроля проведения АСДНР включаются должностные лица ГУ МЧС России.

В обязательном порядке для каждой АМГ соответствующим руководителем разрабатывается План применения сил и средств АМГ, который должен содержать следующие разделы:

состав сил и средств, включаемых в АМГ;

эшелонирование и порядок оповещения АМГ в режиме готовности;

порядок убытия и доставки сил и средств АМГ в зону ЧС с использованием различных видов транспорта;

задачи АМГ при тушении пожаров и проведении АСДНР при ликвидации ЧС;

порядок организации управления и взаимодействия; иная необходимая информация. Для обеспечения готовности АМГ к тушению пожаров и проведению АСДНР в каждом из подразделений МЧС России, входящим в состав АМГ, предусматриваются:

транспортные средства для доставки сил и средств АМГ к местам базирования воздушных судов (аэропортам) — автобусы, автомобили пожарные контейнерного типа и т.д.;

резерв горюче-смазочного материалов; специальная защитная одежда, обувь и экипировка личного состава для тушения пожаров и проведения АСДНР в различных природно-климатических условиях;

аварийно-спасательный инструмент, пожарно-спа-сательное оборудование и вооружение;

имущество, необходимое для развертывания полевого лагеря в зоне ЧС (полевые кухни, палатки, средства обогрева, спальные мешки и т.д.); медицинское имущество;

другое имущество и средства жизнеобеспечения личного состава в полевых условиях.

Оперативность действий АМГ при этом определяется наличием аэродромов и вертолетных площадок, расположенных вблизи дислокации аэромобильных подразделений [2].

ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и ФГБУ ВНИИПО МЧС России в соответствии с поручением первого заместителя Министра МЧС России В. В. Степанова от 08.11.2017 № 2-4-46-4416-18 был выполнен анализ применения штатной аварийно-спасательной техники подразделениями в составе АМГ МЧС России за 2014-2017 гг., который выявил, что на территориях субъектов Российской Федерации пожарно-спасатель-ная техника привлекалась в составе АМГ для тушения пожаров и проведения АСДНР в период 2014-2017 гг., как показано на рис. в диаграмме, а именно: в 2014 г.-61 выезд на ЧС в 27 субъектах РФ, в 2015 г.-138 выездов на ЧС в 37 субъектах РФ, в 2016 г. — 175 выездов на ЧС в 46 субъектах РФ, в 2017 г.— 173 выезда на ЧС в 51 субъекте РФ.

Привлечение АМГ для тушения пожаров и проведения АСДНР за пределами Российской Федерации осуществляется в составе российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования, а также по решению Правительства Российской Федерации [3, 4].

Планирование, подготовка и организация применения аэромобильных группировок при проведении спасательных операций за рубежом зависят не только от масштабов катастрофы, но и от возможностей пострадавшей страны самостоятельно проводить мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, наличия ресурсов

ГО, аварийных резервов, поисково-спасательных служб, центров управления в ЧС, военных ресурсов, уровня развития спасательного дела и. т. п.

Очевидно, что страны, имеющие налаженную и устойчиво функционирующую систему гражданской защиты и оперативного реагирования в ЧС и располагающие к тому же достаточными запасами воды, продовольствия, материально-технических средств, включая средства связи, медицинские средства и средства жизнеобеспечения, могут, как правило, самостоятельно эффективно организовывать и проводить поисково-спасательные работы и операции. К указанным странам относятся такие страны как Китай, Япония, Бразилия, Южная Корея, США, Канада, страны Евросоюза и некоторые другие. В этом случае участие ПСФ Российской Федерации, как впрочем и других стран, осуществляется исходя из чувства солидарности с народом страны, пострадавшей от стихийного бедствия или техногенной катастрофы [4].

Таким образом, может быть обеспечен гибкий подход, учитывающий уровень развития в районе бедствия государственных институтов и служб, осуществляющих реагирование в ЧС и оказание помощи пострадавшему населению.

В целях обеспечения оперативной переброски подразделений, входящих в состав АМГ, целесообразно иметь не менее 3-х самолетов в постоянной 3-х часовой готовности к вылету в район бедствия [1, 4]:

а) при планируемом перелете на расстоянии свыше 3000 км:

ИЛ-76ТД — для доставки спасателей и аварийно-спасательного оборудования;

ИЛ-76ТД — для доставки аэромобильного госпиталя;

Ан-148-100ЕМ — для доставки специалистов-психологов, представителей информационных подразделений МЧС России, а также должностных лиц, ответственных за организацию чрезвычайного гуманитарного реагирования и взаимодействия с международными организациями;

б) при перелете на расстояние от 1000 до 3000 км:

ИЛ-76ТД — для доставки спасателей и аварийно-спасательного оборудования;

ИЛ-76ТД — для доставки аэромобильного госпиталя;

RRJ-95LR-100 или Ан-74П для доставки психологов Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России, представителей информационных подразделений МЧС России, а также должностных лиц, ответственных за организацию чрезвычайного гуманитарного реагирования и взаимодействия с международными организациями;

в) при перелете на расстояние от 400 до 1000 км:

ИЛ-76ТД или Ан-74П — для доставки спасателей

и аварийно-спасательного оборудования;

ИЛ-76ТД — для доставки аэромобильного госпиталя;

Ан-74П или Ан-148-100ЕМ — для доставки специалистов-психологов, представителей информационных подразделений МЧС России, а также должностных лиц, ответственных за организацию чрезвычайного гуманитарного реагирования и взаимодействия с международными организациями;

г) при перелете на расстояние до 400 км, вертолеты:

МИ-8МТВ1 — для доставки спасателей и аварийно-спасательного оборудования;

МИ-8МТВ1 — для доставки специалистов-психологов, представителей информационных подразделений

МЧС России, а также должностных лиц, ответственных за организацию чрезвычайного гуманитарного реагирования и взаимодействия с международными организациями.

Аварийно-спасательные работы, спасательные гуманитарные операции, проводимые в субъектах Российской Федерации, характеризуются мобилизацией имеющихся в распоряжении органов исполнительной власти людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов, отличаются продолжительностью, высоким напряжением и интенсивностью работ по оказанию помощи пострадавшему населению.

Анализ опыта применения аэромобильных группировок в зарубежных странах при ликвидации крупномасштабных ЧС позволил установить следующее.

Применительно к Российской Федерации целесообразно принять во внимание опыт применения аэромобильных подразделений Франции, Германии, Великобритании и Швейцарии. В частности, представляет интерес использование аэродромной сети опорных пунктов базирования авиационной техники, распределенной по всей территории страны. При этом организация функционирования аэродромной сети, организация применения авиационной техники и управление действиями аэромобильных спасательных подразделений осуществляется из единого командно-логистического центра [3, 5].

В Российской Федерации при выборе пунктов базирования авиационной техники, определении мест дислокации аэромобильных подразделений необходимо учитывать неравномерность распределения по территории населенных пунктов, объектов инфраструктуры, а также принимать во внимание риски возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий.

Достаточно широкое использование авиационных средств для доставки спасателей и аварийно-спасательного оборудования в районы ЧС имеет место в основном в странах Евросоюза, США, Канаде, Японии, Индии, Бразилии, Аргентине, Австралии, то есть в государствах, обладающих необходимым парком авиационной техники, прежде всего — вертолетов. Применение вертолетов для решения поисково-спасательных задач ощутимо в разы превосходит использование самолетов, что обусловлено относительно небольшими расстояниями, на которые необходимо производить переброску спасателей со снаряжением в странах Евросоюза, а также наличием разветвленной сети аэродромов и площадок базирования легких вертолетов — в США, Канаде, отчасти — в Перу, Бразилии и Аргентине [5].

В европейских странах, в частности в Великобритании, Германии и Швейцарии, при необходимости задействуются авиационные средства вооруженных сил, Береговой охраны, жандармерии, полиции и других силовых структур.

Кроме того, в некоторых странах, например в Великобритании, имеет место передача на аутсорсинг частным компаниям поисково-спасательных операций на море и на суше, что может быть обусловлено экономической целесообразностью и представляется

эффективным в тех случаях, когда рассматривается относительно небольшая территория с низким риском возникновения ЧС.

Как показал анализ, в МЧС России накоплен значительный опыт применения аэромобильных подразделений при ликвидации крупномасштабных ЧС, в том числе за рубежом. При этом необходимо отметить, что в состав аэромобильных подразделений (группировок) как правило включаются поисково-спасательные и медицинские подразделения, специалисты-психологи, представители информационных подразделений МЧС России, а также должностные лица, ответственные за организацию чрезвычайного гуманитарного реагирования и взаимодействия с международными организациями.

В зависимости от специфики обстановки, сложившейся в зоне ЧС, в район бедствия могут направляться только поисково-спасательные или только медицинские подразделения.

Поисково-спасательные подразделения комплектуются личным составом ФГКУ «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России», Сибирский Региональный ПСО — организаций, сертифицированных к участию в международных спасательных операциях по стандартам международной консультативной группы по вопросам поиска и спасения ИНСАРАГ, а также личным составом федерального казенного государственного учреждения «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» и других организаций, имеющих богатый международный опыт реагирования на ЧС.

Медицинский персонал набирается из числа специалистов ФГКУ «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России», ФГБУ Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» и федеральное медико-биологическое агентство Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В особых случаях для участия в ликвидации крупномасштабных ЧС могут направляться мобильные госпитали вышеуказанных организаций.

Для организации эффективного применения АМГ при крупномасштабных ЧС необходимо располагать совершенной нормативно-методической базой, регламентирующей вопросы подготовки и организации АМГ, а также их тылового и информационного обеспечения.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о необходимости разработки следующих документов [1, 4]:

Руководство для органов управления МЧС России по организации применения АМГ при ликвидации ЧС в Российской Федерации и за рубежом;

Наставление (для СВФ и ПСФ МЧС России) по организации проведения поисково-спасательных работ и жизнеобеспечения пострадавших при спасательных и гуманитарных операциях за рубежом.

Регламент действий персонала оперативных дежурных смен и руководящего состава территориальных органов МЧС России по приведению в готовность АМГ при крупномасштабных чрезвычайных операциях за рубежом.

Положение об организации взаимодействия органов управления и сил МЧС России, ответственных за обеспечение готовности и организацию применения АМГ при крупномасштабных ЧС в Российской Федерации, включая Крым, Арктику, Дальний Восток, и для зарубежья.

Режимы труда и отдыха спасателей при проведении международных спасательных операций.

Требования по безопасности при проведении поисково-спасательных работ и операций в ходе ликвидации крупномасштабных ЧС за рубежом.

Для обеспечения высокого уровня обученности (подготовленности) руководящего состава, ответственного за приведение в готовность и организацию применения АМГ за рубежом, а также проверки обученности (подготовленности) спасателей к проведению поисково-спасательных работ и мероприятий, связанных с жизнеобеспечением пострадавшего населения при ликвидации последствий разрушительных землетрясений, необходимо предусмотреть занятия по повышению квалификации (переподготовке) указанных специалистов (должностных лиц) с использованием тренажерно-испытательного комплекса для отработки технологий предупреждения и ликвидации ЧС, связанных с сейсмическими событиями. Данный комплекс представляет собой современную обучающую программу, позволяющую отрабатывать алгоритм действий спасателей в зоне бедствий, связанных с обрушением конструкций зданий и сооружений, с возможностью введения новых вводных с использований карт, фото и видеоматериалов. В настоящее время проводятся подготовительные мероприятия по адаптации к рекомендациям Международной поисково-спасательной группы ИНСАРАГ [5]. Кроме того, для практического использования может быть рекомендовано специальное программное обеспечение.

Литература

1. Отчет о НИР «Разработка научно обоснованных предложений по повышению эффективности применения аэромобильных группировок при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях с учетом международного опыта» (п. 5.1-1/Б1 Плана НИОКР МЧС России на 2016 год).

2. Доклад Министра Российской Федерации В. А. Пучкова

«О долгосрочных перспективах развития системы МЧС России». М.: МЧС России, 2013. 18 с.

3. Руководящие принципы и методология проведения международных поисково-спасательных операций. Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), отдел поддержки полевой координации (FCSS), (секретариат международной консультативной группы по вопросам поиска и спасения (ИНСАРАГ), 2008. 187 с. http://www.insarag.org/images/stories/ INSARAG_Guidelines_Mar2008_RUS_FINAL.pdf.

4. Отчет о НИР «Анализ поисково-спасательных работ и операций, проведенных поисково-спасательными формированиями МЧС России на территории Российской Федерации и за рубежом» (п. 3.2-4/Б Плана научно-технической деятельности МЧС России на 2011-2013 гг.). М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013.

5. United Nations Office for the Coordination of Humanitarian Affairs (OCHA). INSARAG Guidelines, 2015.

Сведения об авторах

Овчинников Валентин Васильевич: д. т. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: avo6911@rambler.ru SPIN-код — 6751-9380.

Чумак Сергей Петрович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), в. н. с. научно-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

e-mail: 7 centr_09 @ mail.ru

SPIN-код — 5245-0845.

Стефанская Светлана Михайловна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: 7 centr_09 @ mail.ru

Information about authors

Ovchinnikov Valentin V.: Dr. Sci. Tech, Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: avo69l1@rambler.ru SPIN-scientific — 6751-9380.

Chumak Sergey P.: Ph.D., Assoc. Prof., All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: 7 centr_09 @ mail.ru SPIN-scientific — 5245-0845.

Stefanskaya Svetlana Mihailovna: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: 7 centr_09 @ mail.ru

Разработки ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) /21

Настольная книга руководителя гражданской

обороны. Изд. 4-е, актуализ. и дополн. / Под ред. В.А. Пучкова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 324 с.

В актуализированном и дополненном издании «Настольной книги руководителя гражданской обороны» помещены основные законодательные и иные нормативные правовые акты, международные документы, а также ведомственные приказы по вопросам организации и ведения гражданской обороны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Книга предназначена для руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также специалистов в области гражданской обороны.

https://elibrary.ru/item.asp?id=29352006

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Пучков В.А. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и научного симпозиума «Развитие технологий, форм и методов выполнения мероприятий гражданской обороны в регионах страны», г. Ногинск, 6 июня 2017 г. https://elibrary.ru/item.asp?id=29891993

Артамонов В.С. и др. Историческая пожарно-спасательная энциклопедия Гражданской обороне 85 лет: Фотоальбом https://elibrary.ru/item.asp?id=32288725 https://elibrary.ru/item.asp?id=30505592

Сломянский В.П. и др. Комментарий к Федеральному закону от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» https://elibrary.ru/item.asp?id=30601349

В.Ю. Глебов и др. Научно-практический комментарий к федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Издание 2-е, переработанное и дополненное https://elibrary.ru/item.asp?id=30601450

Р.А. Фархатдинов. Проблемы реализации этноязыковой политики в России https://elibrary. ru/item.asp?id=32067052

Н.Н. Посохов и др. Экологические последствия чрезвычайных ситуаций: актуальные проблемы и пути их решения. XXII Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 7 июня 2017 г. Ногинск, Россия. Материалы конференции https://elibrary.ru/item.asp?id=30642616

Акимов В.А. и др. Чернобыль. Памяти страницы (к 30-летию аварии на ЧАЭС) http://elibrary.ru/item.asp?id=25889315

Батырев В.В. и др. Основы индивидуальной защиты человека от опасных химических и радиоактивных веществ. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=25637877

НАСТОЛЬНАЯ КНИГА РУКОВОДИТЕЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.