Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПАСАТЕЛЬНЫЕ ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ / RESCUE MILITARY UNITS / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / CIVIL DEFENSE / РИСКИ / RISKS / СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / RESCUE CENTER

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Назаренко Елена Константиновна, Трофимов Алексей Владимирович

Проведено сопоставление объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ с возможностями группировки спасательных воинских формирований МЧС России. Определена доля времени, затраченного каждым спасательным центром МЧС России на выполнение задач мирного времени. Показано, что возможности существующей группировки спасательных центров МЧС России в целом позволяют осуществлять возложенные на них задачи мирного времени и необходимый объем аварийно-спасательных и других неотложных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Назаренко Елена Константиновна, Трофимов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Science-Based Approach to Assessment of Emergency Response Capabilities of Rescue Military Units of eMeRCOM of Russia

The scope of emergency rescue and other urgent activities were compared with the capabilities of rescue units of EMERCOM of Russia. The proportion of time spent by each rescue center of EMERCOM of Russia for peacetime tasks was determined. In general, the capabilities of the existing rescue centers of EMERCOM of Russia allow them to fulfill their peacetime tasks and the required scope of emergency rescue and other urgent activities.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

/44 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 2 (56) УДК 614.8

Оценка возможностей спасательных воинских формирований МЧС России по выполнению задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

Е.К. Назаренко, А.В. Трофимов Аннотация

Проведено сопоставление объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ с возможностями группировки спасательных воинских формирований МЧС России. Определена доля времени, затраченного каждым спасательным центром МЧС России на выполнение задач мирного времени. Показано, что возможности существующей группировки спасательных центров МЧС России в целом позволяют осуществлять возложенные на них задачи мирного времени и необходимый объем аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Ключевые слова: спасательные воинские формирования; гражданская оборона; риски; спасательный центр.

A Science-Based Approach to Assessment of Emergency Response Capabilities of Rescue Military Units of EMERCOM of Russia

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

E. Nazarenko, A. Trofimov

Abstract

The scope of emergency rescue and other urgent activities were compared with the capabilities of rescue units of EMERCOM of Russia. The proportion of time spent by each rescue center of EMERCOM of Russia for peacetime tasks was determined. In general, the capabilities of the existing rescue centers of EMERCOM of Russia allow them to fulfill their peacetime tasks and the required scope of emergency rescue and other urgent activities.

Key words: rescue military units; civil defense; risks; rescue center.

Статья поступила 27.04.2018.

Технологии гражданской безопасности, том 15, 2018, № 2 (56) /45

Особая роль в обеспечении национальной безопасности страны принадлежит спасательным воинским формированиям МЧС России (далее — СВФ МЧС России). Предназначение указанных формирований заключается в обеспечении защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — ЧС)1.

Обеспечение выполнения возложенных на группировку СВФ МЧС России задач и необходимый объем аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР) является важным условием эффективной деятельности СВФ МЧС России.

В «Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года» указана необходимость: «приведения в соответствие с задачами в области гражданской обороны, решаемыми в мирное время и при возникновении военных конфликтов, структуры, состава и численности органов управления гражданской обороной, сил и средств гражданской обороны, а также уровня готовности указанных сил и средств к использованию по предназначению»2.

Учитывая актуальность обозначенной темы, специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) были разработаны подходы к определению соответствия сил и средств СВФ МЧС России потребностям ликвидации последствий ЧС мирного времени в зонах ответственности спасательных центров СВФ МЧС России (далее — СЦ СВФ МЧС России) и проведения АСДНР.

Предметом исследования являются возможности сил и средств СВФ МЧС России.

Одной из основных задач исследования является оценка возможности СВФ МЧС России по выполнению задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций и необходимый объем АСДНР, учитывая ограничение численности личного состава этой группировки3.

Законодательные основы функционирования СВФ МЧС России заложены в Указе Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезв ычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».Этим указом установлено, что на базе расформированных войск гражданской обороны созданы СВФ МЧС России, определена их общая штатная численность, а также утверждено Положение об указанных формированиях.

Организационно-правовые основы СВФ МЧС России, вопросы систематизации нормативной правовой базы функционирования СВФ МЧС России были изложены в ряде публикаций [1, 2, 3].

По проблематике обоснования численности группировки МЧС России мирного времени, а также эффективности использования при ликвидации ЧС, были проведены исследования.Следует отметить ряд методических и аналитических работ, посвященных оптимизации состава, численности, технического оснащения сил ГО федерального, регионального и местного уровней, в частности СВФ МЧС России, в которых исследовались отдельные структурные элементы предмета исследований [4-6].

В «Методических рекомендациях по распределению состава и численности сил МЧС России...» [7] рассмотрен метод сопоставления прогнозных объемов АСДНР с возможностями соответствующих спасательных формирований МЧС России, АСФ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Тем не менее, в этих работах постановочные вопросы исследуемой тематики не получили системного раскрытия, а анализ нормативных правовых актов в обозначенной области показал, что документов, содержащих нормативные требования к предмету исследований в рамках задач по предназначению в мирное время, не выявлено.

Возможности группировки СЦ СВФ МЧС России — это объем выполняемых работ в единицу времени, а также степень обеспеченности личным составом и техникой.

При проведении оценки возможностей СЦ СВФ МЧС России при ликвидации ЧС учитывались следующие факторы:

численность СЦ СВФ МЧС России на соответствующей территории;

укомплектованность СЦ СВФ МЧС России личным составом;

укомплектованность СЦ СВФ МЧС России техникой;

риски возникновения ЧС природного и техногенного характера на территориях федеральных округов Российской Федерации.

Анализ вышеуказанных факторов позволил оценить ориентировочные возможности СЦ СВФ МЧС России по выполнению основных задач в ходе проведения АСДНР при ликвидации ЧС за 10 часов работы. К этим задачам в ходе проведения АСДНР относятся:

оказание первой помощи (число пострадавших), тыс. чел.;

эвакуация в лечебные учреждения (число пострадавших), тыс. чел.;

вывод (вывоз) из зон опасности, тыс. чел.; протяженность маршрутов ведения разведки, км; разборка завалов, тыс. куб. м; расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах, км;

1 Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

2 Пп е), п.7 Указа Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г № 696 .

3 Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2016 года № 386 «О некоторых вопросах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

количество приготавливаемых обезвреживающих рецептур для ликвидации аварий на потенциально опасных объектах(ПОО), тыс. т;

ликвидация аварий на коммунальных электросетях (КЭС), количество отключений;

локализация и тушение пожаров, количество очагов км фронта огня;

локализация очагов радиационного, химического и биологического (РХБ)заражения, кв. м; санитарная обработка людей, тыс. чел.; дегазация, дезактивация и дезинсекция техники, ед.; протяженность покрытий дорог (дегазация, дезактивация и дезинсекция), км;

количество населения, подлежащего жизнеобеспечению, тыс. чел.

В рамках исследований был проведен анализ рисков ЧС мирного времени в зонах ответственности СЦ СВФ МЧС России, результаты которого составляют основу для прогноза объемов АСДНР. Это необходимо для дальнейшего определения возможностей группировки сил СЦ СВФ МЧС России.Были исследованы риски возникновения ЧС природного характера (смерчей, тайфунов, бурь, оползней, селей; лесных, степных и торфяных пожаров), а также риски возникновения крупномасштабных ЧС радиационного, химического, пожаровзрывоопасного и биолого-социального характера. Указанные риски влияют на формирование группировки подразделений СВФ МЧС России на соответствующих территориях.

На основании статистических данных4 по фактически произошедшим ЧС по федеральным округам Российской Федерации в период с 2011 по 2015 годы и научно-методического аппарата получены показатели коллективного и индивидуального риска для жизни и здоровья; приведенный показатель коллективного риска ЧС природного и техногенного характера, которые составляют основу для прогноза объемов АСДНР в зонах ответственности подразделений СЦ СВФ МЧС России (табл. 1, 2, 3).

Прогноз числа ЧС по показателям опасности их возникновения на территории Российской Федерации рассчитывался на срок 1 год на период с 2017 по 2040 годы.

На основании данных за период с 2011 по 2015 гг., был рассчитан прогноз опасностей возникновения ЧС на территории Российской Федерации в периодах 4 года, 9 лет, 14 лет, 19 лет, 24 года, что позволило определить частоту событий. При этом учитывались следующие показатели опасности: частота возникновения событий за период; вероятность возникновения событий за период.

На основе методического аппарата произведен расчет прогноза возможных объемов АСДНР при ликвидации последствий различных ЧС природного и техногенного характера (табл. 2), на основе их ориентировочных возможностей, предварительно задав время на их выполнение.

На основе прогноза возможных объемов АСДНР с учетом рисков ЧС произведено сопоставление этих объемов с возможностями группировки СЦ СВФ МЧС России. Оно проводилось по показателю годового расходного времени возможного применения группировки сил СВФ МЧС России в ЧС (смен/сутки), т.е. были определены временные сроки выполнения задач.

При расчетах возможностей всех 10-ти спасательных центров (в тыс. чел., и годового расхода времени возможного применения в ЧС) было принято за 100% — 1 год или 365 рабочих суток реагирования на ЧС.

Для примера, в табл. 3 отображены расчетные показатели возможностей Невского СЦ СВФ МЧС России (в тыс. чел.) и его годовой расход времени возможного применения в ЧС (в смен/сутки) по видам АСДНР на территории Северо-Западного ФО.

Этот показатель равен 107 смен/сутки, что составляет 32% годового расходного времени возможного применения группировки сил.

Таблица 1

Фактически произошедшие ЧС за период с 2011-2015 годы по федеральным округам Российской Федерации

и приведенный показатель коллективного риска

Субъект Российской Численность Общее количество Техно- Биолого- Природ- Приведенный показа-

Федерации (ФО — населения ЧС за 1.01. 2011- генные социаль- ные ЧС тель коллективного

федеральный округ) на 01.01. 2016, чел. 31.12. 2015 ЧС ные ЧС риска ЧС природного и техногенного характера

Центральный ФО 241 178 40 23 0,00054185

Северо-Западный ФО 111 79 8 24 0,00013179

Южный ФО 287 139 68 80 0,02151440

Северо-Кавказский ФО 130 102 9 19 0,00139364

Приволжский ФО 351 171 58 122 0,00700112

Уральский ФО 90 85 - 5 0,00293578

Сибирский ФО 266 129 18 119 0,02412020

Дальневосточный ФО 105 79 8 18 0,04465039

ИТОГО 1581 962 209 410 0,10228917

4 М-лы государственных докладов «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» за 2011-2016 гг. М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Распределение объема задач АСДНР при ликвидации последствий различных видов ЧС природного и техногенного характера

№ Наименование основных показателей ведения АСДНР Клиника измерения Природные ЧС Техногенные ЧС

п/п и мероприятий ГО показателей

смерч, тай- оползни сели лавины БС ЧС на ЧС на ЧС на ЧС на ЧС на

фун, буря, явления ХОО ПожОО ВПОО РОО ГТС

цунами

ЧС-1 ЧС-2 ЧС-3 ЧС-4 ЧС-5 ЧС-6 ЧС-7 ЧС-8 ЧС-9 ЧС-10

1 Численность пострадавших, нуждающихся в оказании первой помощи тыс. чел. 0,05 0,05 0,05 0,05 41,3 0,1 0,6 0,6 0,2 0,1

2 Численность пострадавших, нуждающихся в эвакуации в лечебные учреждения тыс. чел. 0,05 0,05 0,05 0,05 41,3 0,1 0,6 0,6 0,2 0,1

3 Численность населения, подлежащего выводу (вывозу) из зон опасности тыс. чел. 1 1 1 0,15 375 21 10,6 10,6 115 1,2

4 Протяженность маршрутов ведения разведки км 50 5 5 36 3,4 323 5 5 41000 1

5 Разборка завалов, в том числе: тыс. куб. м 0,1 1 0,8 0,6 0 0 6,5 6,5 4600 2000

5.1 Общий объем завалов, подлежащих разборке механизированным способом тыс. куб. м 0,1 1 0,7 0,5 0 0 6 6 4140 1800

5.2 Объем завалов, подлежащих разборке для извлечения пострадавших и погибших тыс. куб. м 0,01 0,1 0,1 0,06 0 0 0,7 0,7 460 200

6 Расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах км 50 5 5 36 0 0 5 5 2 3

7 Количество приготавливаемых обезвреживающих рецептур для ликвидации аварий на ПОО тыс. т 0 0 0 0 0 0,3 0 0 0 0

8 Ликвидация аварий на КЭС количество отключений 8 8 7 7 0 8 7 8 7 8

9 Локализация и тушение пожаров кол-во очагов 0 0 0 0 0 0 2 5 0 0

10 км фронта огня 0 0 0 0 0 0 2 1 0 0

11 Локализация очагов РХБ заражения кв. м 0 0 0 0 0 2826 0 0 0

12 Санитарная обработка людей тыс. чел. 0 0 0 0 0 21 11 11 115 1,2

13 Дегазация, дезактивация и дезинсекция техники ед. 0 0 0 0 0 500 0 0 328000 0

14 Протяженность покрытий дорог км 0 0 0 0 5199 357 0 0 41000 157

15 Количество населения, подлежащего жизнеобеспечению тыс. чел. 1 1 1 0,2 375 21 11 11 115 1,2

Вывод: Невский СЦ СВФ МЧС России обеспечивает решение задач по предназначению в указанный период времени.

На основании количества фактических ЧС за период с 2011 по 2015 и расчетных показателей возможностей СЦ СВФ МЧС России (в тыс. чел.) (по задаче для СВФ № 15, табл. 3) были получены показатели задейство-ванности — годовой расход времени возможного применения в ЧС (в смен/сутки), в том числе для решения задач жизнеобеспечения пострадавшего населения [8] для размещения в пунктах [12] временного размещения (далее — ПВР) [13].

Полученные данные позволили обосновать: применение [14] на территории Федеральных Округов Российской Федерации [15] подразделений СВФ МЧС России из расчета 365 смен/сутки реагирования на возможные ЧС [16] и годового расходного времени возможного применения группировки сил [17];

рациональные технологии развертывания ПВР[9]; факторы [20] ЧС [18], влияющие на выбор составов оборудования ПВР [19], с применением эмпириче-ско-теоретических методов исследований—анализа и синтеза [10];

выбор рациональных [21] схем размещения ПВР [22] на 250, 375, 500 человек [23]с применением эмпирических методов [24] познания — сравнения и эксперимента [11].

Аналогичные таблицы разработаны по всем 10 СЦ СВФ МЧС России [25].

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Костров А.В., Назаренко Е. К. К вопросу о систематизации нормативной правовой базы функционирования СВФ МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2017. № 4.

2. Назаренко Е. К. К вопросу о нормативном правовом регулировании деятельности спасательных воинских формирований МЧС России // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2017. № 3.

3. Костров А. В., Назаренко Е. К. Систематизация и толкование нормативной правовой базы деятельности СВФ МЧС России в мирное время // Технологии техносферной безопасности. 2017. № 6.

4. Кондратьев-Фирсов В.М., Турко С. И., Шевченко А. В. Порядок определения необходимой группировки сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях возможного военного конфликта // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. № 1. С. 60-65.

5. Черных Ж. В. Анализ организационно-штатной структуры спасательных центров МЧС России, как основной тактической единицы спасательных воинских формирований МЧС России, и их задача на мирное и военное время // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2013. № 2. С. 87-92.

6. Черных Ж. В. Определение рациональной организационно-штатной структуры спасательного центра МЧС России матрично-ба-лансовым методом // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2013. № 4. С. 88-93.

7. Методические рекомендации по распределению состава и численности сил МЧС России, сил гражданской обороны субъекта Российской Федерации и муниципального образования для решения задач в области гражданской обороны в мирное и военное время, утв. МЧС России от 2.10.2013 г. № 2-4-87-32-14.

8. Дурнев Р.А., Трофимов А. В., Насобин А.А. Методический аппарат обоснования рациональной технологии развертывания временных городков для размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 4.С. 26-34.

9. Трофимов А. В. Методический аппарат обоснования рациональной технологии развертывания временных городков для размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и сти-

На основании данных этих таблиц был сделан следующий вывод о выполнении возложенных задач по предназначению [26], годовом расходе времени возможного применения группировки сил СЦ СВФ МЧС России: в целом возможности 10-ти СЦ СВФ обеспечивают выполнение возложенных задач по предназначению в мирное время [27].

Вывод

На основе прогноза рисков различных видов ЧС проведено сопоставление возможных объемов АСДНР с возможностями группировки спасательных воинских формирований МЧС России, в результате чего определена задействованность каждого спасательного центра МЧС России при выполнении задач по предназначению применительно к мирному времени. Возможности существующей группировки спасательных центров МЧС России, в том числе их состав и численность, в целом позволяют осуществлять возложенные на них задачи мирного времени и необходимый объем АСДНР.

Впервые произведены расчеты, позволяющие определить в количественном выражении (смен/ сутки) по каждому СЦ долю времени, которое может быть затрачено каждым из спасательных центров СВФ МЧС на выполнение основных видов АСДНР при различных ЧС в рамках задач мирного времени.

хийных бедствий // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 4 (30). С. 40-50.

10. Трофимов А. В., Немцова И. В., Правдюков Г. Ю. Разработка рациональных технологий развертывания пунктов временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, по результатам опытной эксплуатации ПВР в 179 СЦ МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2012. Т. 9. № 3 (33). С. 80-87.

11. Трофимов А. В. Анализ развертывания Сибирским РЦ МЧС России пунктов временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации в г. Кызыле Республики Тыва в марте-апреле 2012 года // Технологии гражданской безопасности.

2013. Т. 10. № 2 (36). С. 74-81.

12. Трофимов А. В. Обоснование выбора рациональной технологии развертывания пунктов временного размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий // Технологии гражданской безопасности. 2014. Т. 11. № 1 (39). С. 92-96.

13. Трофимов А. В. Методический аппарат для обоснования рациональных составов оборудования, схем размещения, технологий развертывания и технико-экономических оценок пунктов временного размещения пострадавшего населения // Технологии гражданской безопасности. 2016. Т. 13. № 1 (47). С. 50-54.

14. Трофимов А. В. Обоснование выбора рациональной технологии развертывания пунктов временного размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий // М-лы Всероссийской научной конференции «Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе», 31.01.2014. Изд-во МФЮА, 2014.С. 241-247.

15. Трофимов А. В. Технологии развертывания пунктов временного размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий // М-лы XIX Международной научно-практической конференции «Опыт ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в России и за рубежом» / Тезисы докладов. 2014 г. ВВЦ. СПб.: Изд-во СПб. ун-та ГПС МЧС России,

2014. С. 210-212.

16. Трофимов А. В., Кочетов О. С. Палаточный городок для размещения пострадавших в чрезвычайной ситуации // М-лы Международной научно-практической конференции «Эволюция научной мысли», г. Уфа, 25.03.2015. Научный центр «AETERNA», 2015. С. 32-36.

17. Трофимов А. В., Кочетов О. С. Палаточный городок для размещения пострадавших в чрезвычайной ситуации в зимний пери-

Расчетные показатели возможностей Невского СЦ СВФ МЧС России (в тыс. чел.) и его задействованность — годовой расход времени возможного применения в ЧС

(в смен/сутки) по видам АСДНР на территории Северо-Западного ФО

№ Наименование основных показателей веде- Единица п/п ния АСДНР измерения

и мероприятий ГО показате-

лей

Природные ЧС

смерч, оползни сели лавины БС тайфун, явле-

буря, ния

цунами

Техногенные ЧС

ЧС на ЧС на ЧС на ЧС на ЧС на ХОО ПожОО ВПОО РОО ГТС

Итого Возмож- Задейство-

ности ванность

СВФ СВФ в ЧС,

1-го СЦ смен/ сутки

1 Численность пострадавших, нуждающихся в оказании первой помощи тыс. чел. 0,01 0,01 0,01 0,01 4,1 0,03 0,3 0,1 - 0,01 4,6 0,4 12

2 Численность пострадавших, нуждающихся в эвакуации в лечебные учреждения тыс. чел. 0,03 0,03 0,01 0,01 10,3 0,1 0,8 0,3 - 0,03 12 0,4 29

3 Численность населения, подлежащего выводу (вывозу) из зон опасности тыс. чел. 0,4 0,4 0,2 0,03 75 13 11 4,2 - 0,2 104 0,6 185

4 Протяженность маршрутов ведения разведки км 40 4 2 14 1,4 387 10 4 - 0,4 463 240 2

5 Разборка завалов, в том числе: тыс. куб. м 0,06 0,6 0,2 0,2 0 0 9,8 4 - 600 615 7 88

5.1 Общий объем завалов, подлежащих разборке механизированным способом тыс. куб. м 0,04 0,4 0,2 0,1 0 0 6 2,3 - 360 369 6,3 -

5.2 Объем завалов, подлежащих разборке для извлечения пострадавших и погибших тыс. куб. м 0,01 0,06 0,02 0,01 0 0 0,7 0,3 - 40 41 0,7 -

6 Расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах км 50 5 2,5 18 0 0 13 5 - 1,5 95 7 14

7 Количество приготавливаемых обезвреживающих рецептур для ликвидации аварий на ПОО тыс. т 0 0 0 0 0 0,3 0 0 - 0 0,3 0,7 0,5

8 Ликвидация аварий на КЭС кол-во отключений 6,4 6,4 2,8 2,8 0 9,6 14 6,4 - 3,2 52 6 9

9 Локализация и тушение пожаров кол-во очагов 0 0 0 0 0 0 1,5 1,5 - 0 3 - -

10 км фронта огня 0 0 0 0 0 0 1,5 0,3 - 0 2 16 0,1

11 Локализация очагов РХБ заражения кв. м 0 0 0 0 0 4239 0 0 - 0 4239 71592 0,1

12 Санитарная обработка людей тыс. чел. 0 0 0 0 0 22 19 7,4 - 0,4 49 320 0,2

13 Дегазация, дезактивация и дезинсекция (далее - ДЦД) техники ед. 0 0 0 0 0 525 0 0 - 0 525 76 7

14 Протяженность ДДД покрытий дорог км 0 0 0 0 1820 375 0 0 - 595 2250 2 1071

15 Количество населения, подлежащего жизнеобеспечению тыс. чел. 0,4 0,4 0,2 0,03 75 13 11 4 - 0,2 104 0,6 185

Средний арифметический показатель задействования СЦ

107

чо

од времени // М-лы Международной научно-практической конференции «Современная наука: теоретический и практический взгляд», г. Уфа, 28.03.2015. Международный центр инновационных исследований «ОМЕГА САЙНС». 2015. С. 29-31.

18. Трофимов А. В., Кочетов О. С. Системы жизнеобеспечения в палаточном городке для размещения пострадавших в чрезвычайной ситуации // Символ науки. Уфа: Международный центр инновационных исследований «ОМЕГА САЙНС», 2015. Т. 1. № 3. С. 69-72.

19. Трофимов А. В. Палаточный городок // М-лы Международной научно-практической конференции «Современное общество, образование и наука». Ч 11. 31.03.2015 г. / Минобрнауки России. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 137-139.

20. Трофимов А. В. Факторы чрезвычайных ситуаций, определяющие состав оборудования и технологии развертывания пунктов временного размещения пострадавшего населения (ПВР) // М-лы Международной научно-практической конференции «Наука XXI века: теория, практика и перспективы», г. Уфа, 8.04.2015 г. Международный центр инновационных исследований «ОМЕГА САЙНС», 2015. С. 48-51.

21. Трофимов А. В. Система воздушного отопления для палаточных городков временного проживания людей в экстремальных условиях // М-лы Международной научно-практической конференции «Научные преобразования в эпоху глобализации», г. Екатеринбург, 18.12.2015 г. Международный центр инновационных исследований «ОМЕГА САЙНС», 215. 98-100.

22. Трофимов А. В., Кочетов О. С. Палаточный городок с системой воздушного отопления // М-лы II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития радиотехнических и инфокоммуникационных систем»

Сведения об авторах

Назаренко Елена Константиновна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), с. н. с. научно-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

е-таИ: 14_otdel@mail.ru

SPIN-код — 6428-3125.

Трофимов Алексей Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), с. н. с. научно-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

е-таИ: avt-75pocht@yandex.ru

SPIN-код — 1464-2779.

«РАДИОИНФОКОМ-2015». Ч. 2. Секц. 8. г. Москва. 14.04.2015 г. МГТУ МИРЭА Минобрнауки России, 2015. С. 276-280.

23. Трофимов А. В. Факторы ЧС и переменные, определяющие состав оборудования и технологии развертывания пунктов временного размещения пострадавшего населения // Инновационная наука Уфа: Научно-издательский центр «AETERNA», 2015. Т. 2. № 6 (6). С. 87-90.

24. Трофимов А. В. Методы обоснования состава оборудования и технологии развертывания пунктов временного размещения пострадавшего населения // Символ науки. Уфа: Международный центр инновационных исследований «ОМЕГА САЙНС», 2015. № 6. С. 55-57.

25. Трофимов А. В. Факторы чрезвычайных ситуаций, определяющие состав оборудования и технологии развертывания пунктов временного размещения пострадавшего населения (ПВР) // М-лы XX Международной научно-практической конференции «Глобальные и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий» / Тезисы доклада. Москва.19-21.05.2015 г. СПб.: Изд-во СПб. ун-та ГПС МЧС России, 2015. С. 190-192.

26. Трофимов А. В. Палаточный городок с системой воздушного отопления // М-лы XX Международной научно-практической конференции «Глобальные и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий» / Тезисы доклада. Москва.19-21.05.2015 г.СПб.: Изд-во СПб. ун-та ГПС МЧС России, 2015. С. 277-279.

27. Трофимов А. В. Методический аппарат обоснования рационального состава оборудования, схемы размещения, технологии развертывания и оптимизации пунктов временного размещения пострадавшего населения // Инновационная наука. Уфа: Международный центр инновационных исследований «ОМЕГА САЙНС», 2015. Т. 1. № 7. С. 63-64.

Information about authors

Nazarenko, Elena K.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of the Research Center.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. E-mail: 14_otdel@mail.ru SPIN-code — 6428-3125.

Trofimov, Alexey V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of the Research Center.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: avt-75pocht@yandex.ru SPIN-code — 1464-2779.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Фалеев М.И. и др. Раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях. Монография Акимов В.А. и др. Наша общая Победа Гнатюк Ю.М. Полвека в гражданской обороне. Записки ветерана, рассказ о людях и делах гражданской обороны http://elibrary. ru/item.asp?id=23355898 http://elibrary.ru/item.asp?id=23520990 http://elibrary. ru/item.asp?id=23887079

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том I (А-И) http://elibrary.ru/item.asp?id=23586113

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том II (К-О) http://elibrary. ru/item.asp?id=23623287

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том III (П-С) http://elibrary. ru/item.asp?id=23623286

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том IV (Т-Я) http://elibrary. ru/item.asp?id=23623279

Тодосейчук С.П. и др. Методические указания по проектированию, возведению и эксплуатации пунктов временного размещения населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций http://elibrary. ru/item.asp?id=18203564

Дурнев Р.А. и др. Оценка трудоемкости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области безопасности жизнедеятельности: проблемы, идеи, подходы. Монография http://elibrary. ru/item.asp?id=18203584

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.