Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ / ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трохимчук Дмитрий Юрьевич, Копылов Сергей Александрович, Елисеев Дмитрий Васильевич

В статье выполнен анализ основных направлений совершенствования региональной системы положений гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации. В целях выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определены основные принципы гражданской обороны, ее организация и порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по обеспечению безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трохимчук Дмитрий Юрьевич, Копылов Сергей Александрович, Елисеев Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE REGIONAL SYSTEM OF CIVIL DEFENSE AND PROTECTION OF THE POPULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the main directions of improving the regional system of civil defense regulations and protection of the population of the Russian Federation. In order to implement civil defense measures and eliminate the consequences of emergency situations, the basic principles of developing civil defense plans, the organization and procedure for ensuring, methods and deadlines for implementing measures to ensure the security of the state are defined.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

IMPROVEMENT OF THE REGIONAL SYSTEM OF CIVIL DEFENSE AND PROTECTION OF THE POPULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Трохимчук Дмитрий Юрьевич

магистрант

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Trokhimchuk Dmitry Yuryevich undergraduate

Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Копылов Сергей Александрович

к.т.н., доцент

кафедра безопасности жизнедеятельности в техносфере и защиты человека

в чрезвычайных ситуациях Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Kopylov Sergey Alexandrovich Ph.D., associate professor

department of life safety in the technosphere and human protection in emergency situations

Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Елисеев Дмитрий Васильевич

к.т.н., доцент

кафедра безопасности жизнедеятельности в техносфере и защиты человека

в чрезвычайных ситуациях Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Yeliseyev Dmitry Vasilyevich Ph.D., associate professor

department of life safety in the technosphere and human protection in emergency situations

Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье выполнен анализ основных направлений совершенствования региональной системы положений гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации. В целях выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвида-ции последствий чрезвычайных ситуаций определены основные принципы гражданской обороны, ее организация и порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприя-тий по обеспечению безопасности государства.

Abstract. The article analyzes the main directions of improving the regional system of civil defense regulations and protection of the population of the Russian Federation. In order to implement civil defense measures and eliminate the consequences of emergency situations, the

basic principles of developing civil defense plans, the organization and procedure for ensuring, methods and deadlines for implementing measures to ensure the security of the state are defined.

Ключевые слова: гражданская оборона, защиты населения, ликвидации последствий, чрезвычайные ситуации.

Keywords: civil defense, protection of the population, elimination of consequences, emergency situations.

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» в России функционирует система гражданской обороны (далее -ГО), предназначенная для подготовки к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории России от военных опасностей [1].

Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

Подготовка к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется заблаговременно в мирное время, с учетом развития вооружения, военной техники, средств защиты и является одним из основных принципов в организации и ведение ГО.

При выполнении подготовительных мероприятий в мирное время, в дальнейшем при возникновении военных действий задачи защиты населения будут более прозрачные и реалистичные, особенно в первоначальный период.

Практическое осуществление основных принципов защиты рабочих, служащих и членов их семей на объекте экономики начинается с разработки плана ГО и защиты населения.

Суть планирования заключается в определении оптимального перечня мероприятий, уточнении последовательности их выполнения и установлении сроков решения конкретных задач исполнителями.

Заблаговременно разработанный план ГО и защиты населения является основой управления.

Планированию мероприятий по ГО предшествует ответственная работа руководителя объекта (предприятия, учреждения, организации) и его аппарата управления по сбору, обработке и анализу необходимой информации.

Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории России от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий определяет следующие задачи:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- борьба с пожарами, обеззараживание населения, техники и зданий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- защита населения от последствий стихийных бедствий, катастроф и приме-

нения противником современных средств поражения;

- повышение устойчивости работы объектов экономики в военное время;

- проведение спасательных и других неотложных работ и др.

В настоящее время деятельность по обеспечению безопасности и эффективной зашиты населения, объектов экономики и в целом национального достояния страны от ЧС природного, техногенного и военного характера, отнесена к числу важнейших в обеспечении государственной (национальной) безопасности Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС), основной целью которой является координация усилий органов государственного управления всех уровней для решения задач защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в мирное время[2].

Основная цель создания РСЧС - объединение усилий всех органов ветвей власти, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Таким образом, РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2].

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

- на федеральном уровне - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- на территориальном и местном уровнях - соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований;

- на объектовом уровне - структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС предусмотрено три режима функционирования РСЧС:

- режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения

ЧС на объектах, территориях или акваториях.;

- режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;

- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.

Характерной чертой ЧС является ее территориальная привязка. При этом большая часть комплекса работ по обеспечению безопасности населения реализуется непосредственно в местах расположения потенциально опасных зон и объектов под руководством органов управления соответствующих административно-территориальных формирований. Следовательно, осуществление мероприятий по предупреждению бедствий и преодолению их последствий возможно лишь на основе территориального подхода, реализуемого посредством регионального управления.

Региональные органы власти в наибольшей мере обладают информацией о местных условиях, приближены к зонам ЧС и располагают местными ресурсами, способны решать задачи эффективного реагирования всей региональной социально-экономической системы на негативное изменение ее параметров и институциональных условий в результате возникновения ЧС, а также могут сформировать и использовать имеющийся механизм предупреждения и преодоления последствий ЧС.

В настоящее время, региональный уровень включает районирование России по 6 регионам:

- Центральный (Москва).

- Северо-западный (Санкт-Петербург).

- Южный (Ростов-на-Дону).

- Приволжско-Уральский (Екатеринбург).

- Сибирский (Красноярск).

- Дальневосточный (Хабаровск).

В общей федеральной системе региональная подсистема предупреждения ЧС и преодоления их последствий является ведущей, что обусловлено локализацией ресурсов и капитала, потенциально опасных зон и объектов, интегрирующим положением между органами федерального и местного управления, а также наличием реальных административно-экономических рычагов для реализации задач всей системы.

При определении перспектив развития МЧС России необходимо учитывать принятые руководством страны системные решения, определяющие стратегию государственно-политического и социально-экономического развития России на период до

2030 года.

В настоящее время вопросы безопасности жизнедеятельности населения страны при решении системных вопросов гражданской обороны и защиты населения на уровне федеральных органов исполнительной власти должны формироваться с учетом совместной кооперации с субъектами Российской Федерации. Участие регионов - субъектов должно определяться приоритетом обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, безусловного сохранения жизни и здоровья людей при возникновении различных угроз и опасностей, то есть планы социально-экономического развития региона должны базироваться на приоритете безопасности человека.

у—. и и

С целью вывода на новый уровень оперативного взаимодействия и реагирования сил РСЧС требуется использование ресурсов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и других современных информационно-навигационных систем. Таким образом РСЧС должна перейти от принципа оперативного реагирования к принципу профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций и комплексного взаимодействия в каждой точке планеты страны, в том числе и страны.

Развитие системы мониторинга и прогнозирования, экспресс-методы выявления и диагностики опасностей и угроз на основе лаборатории инструментального контроля как важнейшего элемента мониторинга позволят оперативно сформировать систему мониторинга критически важных, потенциально опасных объектов инфраструктуры, в том числе исследование зданий и сооружений на устойчивость в опасных регионах.

Крайне важно обучить людей правилам безопасности и навыкам самопомощи, и это является одним из наиболее приоритетных направлений работы министерства. Важнейшая задача на всех уровнях, в том числе на региональном, где легче заметить накопившиеся проблемы и где проще принять меры для предотвращения катастроф.

Важное место при развитии системы являются вопросы оповещения и информирования населения. Новейшие технологий и методы информирования и оповещения, интеграции и организации взаимодействия структурных элементов позволят использовать различные виды современных коммуникаций - социальных сетей, блогосферы, смс-оповещения, основанного на технологии cellbroadcast.

Таким образом, исходя из указанных принципиальных особенностей в настоящее время возможно выделить следующие приоритетные задачи по совершенствованию Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС:

- внедрение новых подходов к профилактике, предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожаров, введение принципа управления рисками в целях минимизации потерь от катаклизмов;

- выполнение мероприятий Плана строительства и развития сил и средств МЧС России, создание в регионах аэромобильных группировок сил, оснащенных современными техническими средствами для экстренного реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары;

- развитие центров по обучению и повышению профессиональной готовности руководящего состава, спасателей и пожарных, с применением новейших техно-

логий;

- формирование социально-ориентированного облика ГО в целях эффективного решения широкого спектра задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности и защиты населения в мирное время.

Вывод:

В Российской Федерации продолжает сохраняться тенденция ежегодного роста числа ЧС, обусловленных опасными природными явлениями, стихийными бедствиями, авариями и техногенными катастрофами, рост которых по источникам из средств массовой информации составляет практически 6% в год. Стихийные и опасные природные явления наносят ежегодный колоссальный ущерб. При этом остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, что приносит вред окружающей природной сред. Поэтому проблема предупреждения и ликвидации ЧС остается весьма актуальной, современное понимание безопасности граждан значительно расширяется и включает надежное представление необходимых им условий для жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной защищенности.

В результате анализа установлено, что обеспечение безопасности в ЧС может быть осуществлено разными путями. Наиболее эффективный из них - снижение вероятности возникновения, уменьшение возможных масштабов и тяжести последствий аварий, природных и природно-техногенных катастроф путем воздействия на потенциальные источники опасности.

Основной акцент в деле совершенствования системы безопасности в сфере ЧС современной России делается на органы регионального уровня, причем характер мероприятий по совершенствованию данной системы безопасности ориентируется не просто на формальные улучшения и инвестирование большего, чем ранее объема средств, а на качественное улучшение регионального механизма предупреждения ЧС и преодоления их последствий, который предусматривает:

- развитие нормативной базы функционирования систем ГО и РСЧС;

- совершенствование организационной структуры сил ГО и РСЧС и их материально-технического оснащения;

- создание в субъектах РФ, муниципальных образованиях и в организациях аварийно-спасательных формирований, финансируемых за счет республиканского и местного бюджета, средств организаций;

- разработку новых программ и методов обучения для различных категорий населения, специалистов органов управления ГО и ЧС;

- развитие единой системы подготовки населения РФ в области гражданской обороны и защиты от ЧС.

Подводя итог, отметим, что необходимым условием для обеспечения устойчивого функционирования ГО и ЧС является ее системное развитие - совершенствование деятельности системы РСЧС и ГО на региональном уровне.

Литература

1. О гражданской обороне : федеральный закон от 12.02.1998 №28-ФЗ (ред. от 22.08.2004) [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/12007 (дата обращения 16.02.2021).

2. О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера : федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ (ред. от 30.12.2008) [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5295/(дата обращения 15.02.2021).

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 (ред. от 29.12.2020) [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571/(дата обращения 15.02.2021).

4. О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : Постановление Правительства РФ от 10.11.1996 №1340 (ред. от 19.12.2020) [Электронный источник]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/2107785/ (дата обращения 16.02.2021).

5. О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : Постановление Правительства РФ от 24.03.1994 №334 (ред. от 20.09.2017) [Электронный источник]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/9039659 (дата обращения 14.02.2021).

6. Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны : Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 №841 (ред. от 30.09.2019) [Электронный источник]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 901774785 (дата обращения 14.02.2021).

7. О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 №547 (ред. от 28.12.2019) [Электронный источник]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901873584 (дата обращения 15.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 №794 (ред. от 12.10.2020) [Электронный источник]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 901884206 (дата обращения 15.02.2021).

9. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 №304 (ред. от 20.12.2019) [Электронный источник]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902043525 (дата обращения 17.02.2021).

References

1. O grazhdanskoy oborone : federal'nyy zakon ot 12.02.1998 №28-FZ (red. ot 22.08.2004) [On Civil Defense : Federal Law No. 28-FZ of 12.02.1998 (as amended on 22.08.2004)]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/12007 (accessed 16.02.2021).

2. O zashchite naseleniya i territoriy ot ChS prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera : federal'nyy zakon ot 21.12.1994 №68-FZ (red. ot 30.12.2008) [On the protection of the population and territories from natural and man-made Emergencies : Federal Law No. 68-FZ of

21.12.1994 (as amended on 30.12.2008)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5295/ (accessed 15.02.2021).

3. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii : federal'nyy zakon ot 06.10.2003 №131-FZ (red. ot 29.12.2020) [On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003 (as amended on 29.12.2020)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (accessed 15.02.2021).

4. O poryadke sozdaniya i ispol'zovaniya rezervov material'nykh resursov dlya likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.11.1996 №1340 (red. ot 19.12.2020) [On the procedure for creating and using reserves of material resources for the elimination of natural and man-made emergencies: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1340 of 10.11.1996 (ed. of 19.12.2020)]. Available at: https://base.garant.ru/2107785/(accessed 16.02.2021).

5. O poryadke sbora i obmena v Rossiyskoy Federatsii informatsiey v oblasti zashchity naseleniya i territoriy ot chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.03.1994 №334 (red. ot 20.09.2017) [On the procedure for collecting and exchanging information in the Russian Federation in the field of protection of the population and territories from natural and man-made emergencies: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 334 of 24.03.1994 (ed. of 20.09.2017)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/9039659 (accessed 14.02.2021).

6. Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizatsii obucheniya naseleniya v oblasti grazhdanskoy oborony : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.11.2000 №841 (red. ot 30.09.2019) [About approval of the Regulations on the organization of training in the field of civil defense : Resolution of the RF Government dated 02.11.2000 No. 841 (edited on 30.09.2019)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901774785 (accessed 14.02.2021).

7. O podgotovke naseleniya v oblasti zashchity ot chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.09.2003 №547 (red. ot 28.12.2019) [On the training of the population in the field of protection from natural and man-made emergencies : Resolution of the Government of the Russian Federation of 04.09.2003 No. 547 (ed. of 28.12.2019)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901873584 (accessed 15.02.2021).

8. O edinoy gosudarstvennoy sisteme preduprezhdeniya i likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2003 №794 (red. ot 12.10.2020) [On the unified State system of prevention and elimination of emergency situations: Resolution of the Government of the Russian Federation of 30.12.2003 No. 794 (ed. of 12.10.2020)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901884206 (accessed 15.02.2021).

9. O klassifikatsii chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.05.2007 №304 (red. ot 20.12.2019) [On the classification of emergency situations of natural and man-made nature: Resolution of the Government of the Russian Federation of 21.05.2007 No. 304 (ed. of 20.12.2019)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902043525 (accessed 17.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.