УДК 614.8
ПОСТАНОВКА НАУЧНОЙ ЗАДАЧИ ПО ОБОСНОВАНИЮ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА
Э.А. Пархомчик
адъюнкт научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: parkhomchikeQmail.ru
А.И. Пономарёв
доктор военных наук ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: anatoliyipQmail.ru
Аннотация. Представлены результаты изучения условий выпадения замерзающих осадков и образования ледяного дождя по 20-летней выборке наземных наблюдений, оценены факторы, влияющие на работу органов управления различного уровня сил МЧС России при чрезвычайных ситуациях природного характера, сформулировано противоречие, определены цель и задачи исследования, осуществлена постановка научной задачи по обоснованию комплекса мероприятий по защите населения, территории, объектов экономики и социальной сферы в условиях образования ледяного дождя и определены основные направления её решения. Ключевые слова: чрезвычайные ситуации природного характера; изменения климата; изменчивость климата; ледяной дождь; людские ресурсы; предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций; планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; План основных мероприятий.
Цитирование: Пархомчик Э.А., Пономарёв А.И. Постановка научной задачи по обоснованию рационального плана основных мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях природного характера // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2018. № 3 (38). С. 48-55
В Глобальном аналитическом докладе о свидетельствуют [2-5], что соотношение коли-мерах по уменьшению опасности бедствий от- чества чрезвычайных ситуаций техногенного мечалось, что годовой экономический ущерб характера превышает количество чрезвычай-от чрезвычайных ситуаций различного харак- ных ситуаций природного характера пример-тера составляет 1,5-2 процента валового внут- но в 2,6 раза, а по параметрам материального реннего продукта, а ожидаемый ущерб только ущерба - чрезвычайные ситуации природного от антропогенного воздействия оценивается в характера превышают техногенные более, чем 314 млрд. долларов США [1]. в двенадцать раз (таблица 1).
Данные статистики за 2013 - 2015 годы
Таблица 1 - Статистика чрезвычайных ситуаций техногенного (без учёта пожаров) и природного характера в Российской Федерации
Годы Техногенные чрезвычайные ситуации (без учёта пожаров) Природнвш чрезвв!чайнв1е ситуации
Количество чрезвычайных ситуаций, ед М атериалвнвш ущерб, млн. руб. Среднестатистические даннвш одной чрезвычайной ситуации за один год, млн. руб. Количество чрезвв1чайнв1х ситуаций, ед М атериалвнвш ущерб, млн. руб. Среднестатистические даннвш одной чрезвычайной ситуации за один год, млн. руб.
2015 179 656,3 3,7 45 7 756,2 1/2,4
2014 186 16 321,5 8 44 6 763,1 153,7
2013 166 1 584,8 9,5 116 72 949,4 628,9
Итого за три года 531 18 562,6 35,0 205 87 468,7 426,7
По мнению климатологов установлено, что факт изменения климата Земли уже не вызывает сомнений [1|. В свою очередь эти изменения приводят к увеличению количества опасных гидрометеорологических явлений. Суммарный ежегодный экономический ущерб от возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, в т.ч. ледяного дождя, в России составляет 10-12 млрд. рублей в год [3,4].
Низкий уровень достоверности прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера приводит к тому, что за последние десять лет около 12% случаев гидрометеорологических опасных явлений возникает внезапно. Эти случаи приводят к увеличению материального ущерба но сравнению с заблаговременной подготовкой к данным ситуациям (рисунок 1).
500 450 400 350 300
250 206 193
150 175 160
436
467 469
455
387
285
361 310
385
412
I яи , 380
322
-258-
770
200 150
100 " 2Z zZ zl 2У ^ зт; 2Z ^ t ^ ^ * зТ 3А zZ 2У ¿ ш-шшШШи,шШшШШШШишШшш-
50 0
1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016
Ряд 1 ■ Ряд 2
Рисунок 1 Распределение гидрометеорологических опасных явлений но годам: общее количество (Ряд 1) и количество внезапных опасных явлений (Ряд 2).
В соответствии с обязательствами но рамочной конвенции ООН об изменении климата в представленном национальном сообщении Республики Беларусь указано, что «степень влияния гидрометеорологических условий на отдельные отрасли экономики имеют различную чувствительность (сельское хозяйство 42%, топливо-энергетический комплекс 19%, лесное хозяйство 12%;, строительство 12%;, коммунальное хозяйство 8%;, автомобильный и железнодорожный транспорт 7%)» [6].
Результаты исследования показывают [7], что возникновение ледяного дождя за период 2010 2016 г.г. происходило в десяти случаях в осенне-зимний и зимний периоды продолжительностью от суток до трех суток, а его ликвидация продолжалась от 5 до 20 дней и более. В указанный период были подвержены стихии от 300 до 1700 населенных пунктов. Количество пострадавшего населения составляло от 17 ООО чел (декабрь 2013, ноябрь 2016)
до 450 ООО чел (декабрь 2010) [7, 8].
Если сравнить последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по ущербу и материальным затратам на их ликвидацию, то можно сделать вывод, что последствия образования ледяного дождь ничем не уступают другим чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, а в некоторых случаях приводят к более серьезным последствиям. В соответствии с существующей классификацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера данные явления по наносимому ущербу и материальным затратам на их ликвидацию приравниваются к наносимому ущербу и материальным затратам к чрезвычайной ситуации федерального характера [1, 9].
В рамках оценки деятельности привлекаемых сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера выявлены следующие положения [7, 8, 11]:
1. Задачи по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера вследствие изменений климатических условий явились непредвиденными и новыми.
2. Несвоевременное реагирование органов управления различного уровня, отвечающих за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного характера, выявилось при постановке «несвойственных» задач для субъектов хозяйствования, не входящих в состав аварийных служб района и не учитывая их возможностей по выполнению задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций, но привлекаемых к данному процессу. Это положение может привести к увеличению материальных затрат и времени для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера.
3. Привлечение разноведомственных учреждений (организаций) к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера проводились без организации взаимодействия по задачам, времени, месту и выделяемым ресурсам. Это приводило к несвоевременным мерам оказания помощи населению и восстановлению объектов экономики и социальной сферы, а также всей инфраструктуры территории субъекта.
4. Исследование проблем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера в условиях образования ледяного дождя с целью снижения риска (исключения или смягчения их негативного проявления) потерь среди населения, ущерба и материальных затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в этих условиях проводились:
в области международного сотрудничества по вопросам изменения климата или его изменчивости (ежегодные Глобальные аналитические доклады различных государств о мерах по уменьшению опасности бедствий, выполнение обязательств по рамочной конвенции ООН об изменении климата, сценарные прогнозы Межправительственной группы экспертов по изменению климата) [1, 3-6];
в связи с изменением нормативных правовых актов в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера (Арктическая зона) [3, 4];
различными министерствами и ведомства-
ми с целью повышения эффективности управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера;
при решении научной задачи, например, по выявлению закономерностей для установления взаимосвязи между метеорологическими величинами и географическим положением, цикличностью, а также возможностью прогноза исследуемых явлений (специальность -25.00.30 - метеорология, климатология, агрометеорология) ;
применительно к определённому региону (области), например Пермская обл., Ненецкий автономный округ, Арктическая зона с увеличением частоты опасных природных явлений и другие;
при проведении исследований при изменении и изменчивости климата, прогнозирование типов осадков и разработка алгоритма их определения, представление данных о географическом распределении повторяемости переохлаждённых осадков и образовании ледяного дождя, разработка математической модели кристаллизации переохлаждённых капель водных растворов и другие.
Однако большинство проведённых исследований носят ведомственный характер. Исходя из указанных положений, выявленных в ходе исследования, противоречие предлагается сформулировать в следующем виде:
теоретические положения и практические рекомендации образуют хотя и необходимую, но вместе с тем недостаточную основу для решения задач в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера, позволяющих повысить эффективность планирования мероприятий по защите населения, территорий, объектов экономики и социальной сферы от чрезвычайных ситуаций природного характера с учётом обоснования их вклада и приоритетности.
Для разрешения указанного противоречия необходимо поставить цель работы в следующем виде — повысить эффективность выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера за счёт обоснования их вклада и приоритетности.
Для достижения поставленной цели работы сформулирована научная задача - разра-
ботка методики обоснования Плана основных мероприятий по защите населения территорий, объектов экономики и социальной сферы с учётом рационального распределения ресурсов при минимальных затратах времени по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера.
Вербальная постановка научной задачи -обосновать такой комплекс мероприятий по защите населения, территорий, объектов экономики и социальной сферы, который обеспечит минимальные затраты времени при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера за счёт рационального распределения ресурсов.
Формализованная постановка научной задачи представляется в следующем виде:
а) для заданных:
М = (т,\; т2; • • • т-к) комплекс т^х мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера (ледяной дождь), г = 1, К;
Уг - заданный (планируемый) объём т^то мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации;
^тр4 = {^тРлюД4 ,ДтРтр,Ятрфин.} - количественные параметры людских ресурсов, техники, финансовых средств, требуемых для выполнения объёма Уг мероприятия
РУ(рУц;ру^; • • • рУгк) - потенциальные возможности сил и средств , привлекаемых к для выполнения объёма Уг мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера.
б) необходимо обосновать рациональное распределение ресурсов Яг = {ЕЛюд; ,^трёх;, ^фищ }> привлекаемыедля выполнения объёма Уг мероприятия тг по ликвидации чрезвычайной ситуации природного характера (ледяной дождь), с минимальными временными затратами.
Т = ^ U(y(Rw<,Ri)) ^ min, (1)
m=I
где Т - общее время для выполнения объёма У мероприятий М\
ti - время выполнения объёма Vi мероприятия mi
в) при следующих ограничениях и допущениях:
1. Все ресурсы К разделены на три группы и должны удовлетворять системе ограничений (суммарное количество людских ресурсов, техники и материальных средств, привлекаемых для каждого мероприятия при ликвидации чрезвычайных ситуации не должны превышать их заданного количества):
( к ___
У (^трлюAi + Rmoß^i) — -йлюд г=1
к ___
У (. + ^тех¿) — Rtex (2)
i=1 1 к
У ( Дтрфин. + ^финi) — R-фив
г=1
2. Потребный объём выполнения каждого мероприятия потреб не должен превышать Узадан. заданный (планируемый) объём этого же мероприятия
^отреб ^ ^адан. (3)
3. Реальные возможности НУ привлекаемых сил и средств для выполнения объёма каждого мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций г - го вида должны соответствовать потенциальным возможностям РУ для их выполнения (4):
(4)
RV (rvn; rvi2; ••• rvi к) — — РУ(pvn;pvi2; ■ ■ ■ pviк)
Общая схема решения научной задачи по обоснованию рационального плана основных мероприятий по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного характера в общем виде представлена на рисунке 3.
Для достижения поставленной цели, решения научной задачи и задач исследования предлагается обобщить (разработать) механизм образования ледяного дождя с целью выявления временных и пространственных показателей, например, время прогноза, начало образования и завершения образования ледяного дождя, площадь «покрытия» территории, направление перемещения облачной системы, а также приведение в готовность сил и средств [7].
Вместе с тем, существуют особенности обоснования основных мероприятий но повышению эффективности выполнения мероприятий но .ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера. Они следующие:
первая обоснование рационального плана основных мероприятий но защите населения и территорий при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера первоначаль-
но осуществляется в мирное время;
вторая определение готовности сил и средств гражданской обороны но подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуаций природного характера;
Условные обозначения:
*План - План основных мероприятий по защите населения, территорий, объектов экономики и социальной сферы от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Рисунок 2 Общая схема решения научной задачи по обоснованию Плана основных мероприятий по защите населения территорий, объектов экономики и социальной сферы от
чрезвычайных ситуаций природного характера
третья выбор одного из базовых сценариев современных военных конфликтов с возможным применением обычных средств поражения по объектам экономики и социальной сферы;
четвертая уточнение методического аппарата по прогнозированию возможных потерь в силах и средствах МЧС России и другие.
Необходимо отметить, что при разработке комплексной методики обоснования Плана основных мероприятий по защите населения территорий, объектов экономики и социаль-
ной сферы от чрезвычайных ситуаций природншх) характера с учетом рационального распределения ресурсов и минимальных затратах времени по предупреждению и их ликвидации возникает необходимость учета следующих положений:
получение систематизированной информации о климатических изменениях, в т.ч. образовании ледяного дождя, и их характеристиках для своевременного реагирования органами управления для организации мероприятий по снижению риска (исключения или смягчения их негативного проявления), потерь среди
населения и материального ущерба на объектах экономики и социальной сферы;
заблаговременного планирования основных мероприятий по их предупреждению и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного характера в условиях изменчивости климата для защиты населения, объектов экономики и социальной сферы;
повышение эффективности деятельности органов управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера вызывает сложность между существующим научно-методическим аппаратом и требованиями к оперативности предоставления результатов обоснования комплекса мероприятий, обеспечивающего рациональное распределение ресурсов при минимальных временных затратах по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера [10,11,12].
Таким образом, разработка мер, обеспечивающих заблаговременное планирование и выполнение мероприятий по защите населения, территорий объектов экономики и социальной сферы при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера в условиях изменчивости климата является объективной реальностью.
Решение научной задачи по разработке комплексной методики обоснования основных мероприятий по защите населения территорий, объектов экономики и социальной сферы при минимальных временных затратах ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера на основе рационального распределения ресурсов позволит повысить эффективность планирования мероприятий и их выполнения органами управления различного уровня в исследуемой области.
Литература
1. Глобальный аналитический доклад о мерах по уменьшению опасности бедствий (GAR), 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // www.preventionweb.net/english/hyogo/gar/2015/en/gar-pdf/GAR15_ Pocket _ RU.pdf (дата обращения 12.10.2017).
2. Техногенные угрозы. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 132 с.
3. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году». - М.: МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. 350 с.
4. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году». - М.: МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 390 с.
5. Природные угрозы. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 128 с.
6. Шестое национальное сообщение Республики Беларусь (в соответствии с обязательствами по рамочной конвенции ООН об изменении климата). — Минск, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, РУП «Бел НИЦ «Экология», 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // unfccc.int/ffles/national_ reports/biennial^ reports^ and_ iar/submitted_ biennial^ reports/application/pdf/blr_ nc6_ resubmission.pdf (дата обращения 24.04.2018).
7. Пархомчик Э.А., Пономарёв А.И. Методический подход к построению модели чрезвычайной ситуации природного характера, связанной с образованием ледяного дождя / / Моделирование сложных процессов и систем. Приоритетные направления развития инфокоммуникационных технологий, систем связи и оповещения РСЧС и ГО: матер. XXVIII международной научно-практической конференции «Предотвращение. Спасение. Помощь». -АГЗ МЧС России, 2018. - С. 67-79.
8. Пономарёв А.П., Пархомчик Э.А. О необходимости разработки единого методического подхода при планировании основных мероприятий ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера в условиях неопределённости // матер, конф. «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: противодействие современным вызовам и угрозам». - УГЗ МЧС Республики Беларусь, 2017. — С. 261-264.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.mchs.gov.ru/document/3485862 (дата обращения 24.04.2018).
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 513-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70644060/ (дата обращения 24.04.2018).
11. Обзор климатических особенностей и опасных гидрометеорологических явлений на территории Республики Беларусь в 2016 году. Минск 2017. 69с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // belgidromet.by/uploads/files/2016.pdf (дата обращения 24.04.2018).
12. Распоряжение Президента Российской Федерации от 17.12.2009 № 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / / www.garant.ru/hotlaw/federal/216535/ (дата обращения 24.04.2018).
ESTABLISHMENT OF A SCIENTIFIC TASK TO SUBSTANTIATE A RATIONAL PLAN FOR BASIC MEASURES TO PROTECT THE POPULATION IN EMERGENCY SITUATIONS OF A NATURAL NATURE
Abstract. Presented are the results of studying the conditions of precipitation of freezing precipitation and the formation of ice rain for a 20-year sample of ground-based observations, factors influencing the work of the management bodies of various levels of EMERCOM of Russia in emergency situations of natural character are formulated, a goal and objectives of the study formulated, tasks to justify a set of measures to protect the population, territory, economic and social facilities in the conditions of the formation of icy rain and thinning out the main directions of its solution.
Key words: natural emergency; climate change; climate variability; icy rain; human resources; prevention and liquidation of emergency situations; planning of measures for the prevention and liquidation of emergency situations; Plan of main activities.
Citation: Parkhomchik E. A., Ponomarev A. I. Establishment of a scientific task to substantiate a rational plan for basic measures to protect the population in emergency situations of a natural nature // Scientific and educational problems of civil protection. 2018. No. 3 (38). pp. 48-55
1. Global'nyy analiticheskiy doklad o merakh po umen'sheniyu opasnosti bedstviy (GAR), 2015. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https: // www.preventionweb.net/english/hyogo/gar/2015/ru/gar-pdf/GAR15_ Pocket _ RU.pdf (data obrashcheniya 12.10.2017).
2. Tekhnogennyye ugrozy. M .: FGBU VNII GOCHS (FTS), 2016. 132 s.
3. Gosudarstvennyy doklad «0 sostoyanii zashchity naseleniya i territoriy Rossiyskoy Federatsii ot chrezvychaynykh situatsiy i tekhnogennogo kharaktera v 2014 godu». - M .: MCHS Rossii, FGBU VNII GOCHS (FTS), 2015. 350 s.
4. Gosudarstvennyy doklad «0 sostoyanii zashchity naseleniya i territoriy Rossiyskoy Federatsii ot chrezvychaynykh situatsiy i tekhnogennogo kharaktera v 2015 godu». - M .: MCHS Rossii, FGBU VNII GOCHS (FTS), 2016. 390 s.
5. Prirodnyye ugrozy. - M .: FGBU VNII GOCHS (FTS), 2016. 128 s.
6. Shestoye natsional'noye soobshcheniye Respubliki Belarus' (v sootvetstvii s obyazatel'stvami po ramochnoy konventsii OON ob izmenenii klimata). - Minsk, Ministerstvo prirodnykh resursov i okhrany okruzhayushchey sredy Respubliki Belarus', RUP «Bel NITS« Ekologiya », 2015. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https: // unccc.int/files/national_ reports / biennial^ reports^ and_ iar / submitted^ biennial^ reports / application / pdf / blr_ nc6_ resubmission.pdf (data obrashcheniya 24.04.2018).
Eduard PARKHOMCHIK
Anatoly PONOMAREV
doctor of military sciences leading researcher research center
Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk E-mail: [email protected]
adjunct scientific research center Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk E-mail: parkhomchike®mail.ru
References
7. Parkhomchik E.A., Ponomarev A.I. Metod modelirovaniya slozhnykh protsessov i sistem. Prioritetnyye napravleniya razvitiya infokommunikatsionnykh tekhnologiy, sistem svyazi i opoveshcheniya RSCHS i GO: mater. KHKHVIII mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskoy konferentsii «Predotvrashcheniye. Spaseniye. Pomoshch' ». -AGZ AICHS Rossii, 2018. - S. 67-79.
8. Ponomarev A.I., Parkhomchik E.A. O neobkhodimosti razrabotki yedinogo metodicheskogo podkhoda pri planirovanii osnovnykh meropriyatiy v usloviyakh neopredelennosti // mater. konf. «Preduprezhdeniye i likvidatsiya chrezvychaynykh situatsiy: protivodeystviye sovremennym vyzovam i ugrozam». - UGZ AICHS Respubliki Belarus', 2017. - S. 261-264.
9. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 21 maya 2007 g. № 304 «O klassifikatsii chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera». [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http: // www.mchs.gov.ru/document/3485862 (data obrashcheniya 24.04.2018).
10. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 03.04.2013 № 513-r «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii« Zashchita naseleniya i territoriy ot chrezvychaynykh situatsiy, obespecheniye pozharnoy bezopasnosti i bezopasnosti lyudey na vodnykh ob"yektakh »». [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70644060/ (data obrashcheniya 24.04.2018).
11. Obzor klimaticheskikh osobennostey i opasnykh gidrometeorologicheskikh yavleniy na territorii Respubliki Belarus' v 2016 godu. Minsk 2017. 69s. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http: // belgidromet.by/uploads/files/2016.pdf (data obrashcheniya 24.04.2018).
12. Rasporyazheniye Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 17.12.2009 № 861-rp «O Klimaticheskoy doktrine Rossiyskoy Federatsii». [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http: // www.garant.ru/hotlaw/federal/216535/ (data obrashcheniya 24.04.2018).