ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
ENSURING THE SAFETY OF THE INDIVIDUAL IN DANGEROUS SITUATIONS OF A MAN-MADE NATURE
Тукбулатова Ригина Рамильевна
студент
Оренбургский государственный педагогический университет
г. Оренбург, Россия Tubulata Regina Ramilevna student
Orenburg State Pedagogical University
Orenburg, Russia
Катунин Константин Иванович
студент
Оренбургский государственный педагогический университет
г. Оренбург, Россия Katunin Konstantin Ivanovich
student
Orenburg State Pedagogical University
Orenburg, Russia
Черезова Галина Сергеевна
студент
Оренбургский государственный педагогический университет
г. Оренбург, Россия Cherezova Galina Sergeevna
student
Orenburg State Pedagogical University
Orenburg, Russia
Аннотация. Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме обеспечения безопасности личности в условиях опасных ситуаций техногенного характера. Рассмотрены основные понятия, связанные с данной темой, изложен перечень основных мероприятий по обеспечению безопасности личности по девяти направлениям. Особое внимание уделено мониторингу и прогнозированию опасных ситуаций техноген-ного характера.
Abstract. The report is devoted to the current problem of ensuring personal safety in dangerous situations of man-made nature. The main concepts related to this topic are considered, and a list of the main measures to ensure personal security in nine areas is presented. Special attention is paid to monitoring and forecasting of dangerous situations of technogenic nature.
Ключевые слова: обеспечение безопасности личности, опасные ситуаций техногенного характера, снижение потерь и минимизации ущерба, мониторинг, прогнози-рование
Keywords: ensuring personal safety, dangerous situations of technogenic nature, reducing losses and minimizing damage, monitoring, forecasting
На протяжении тысячелетий одной из важнейших задач государства являлось сохранение жизни и укрепление здоровья населения, в том числе и при возникновении опасных ситуаций техногенного характера. Техногенная сфера стремительно видоизменяется в последнее время: развивается наука, внедряются новейшие технологии во все сферы жизни общества, появляются новые источники энергии и виды топлива. Все это, безусловно, усиливает нагрузку на техносферу и планету в целом, что, несомненно, подвергает риску каждого отдельного гражданина Российской Федерации (РФ). Согласно законодательной базе РФ, охрана окружающей природной среды, сохранение материальных ценностей, и в первую очередь обеспечение безопасности каждой отдельной личности - все это неполный список объектов обеспечения безопасности в случае возникновения опасных ситуаций техногенного характера [3, с.73].
На территории РФ после распада Союза Советских Социалистических Республик осталось огромное количество химически опасных объектов, атомных электростанций, объектов по добыче и переработке радиоактивных веществ, нефтедобывающих и газоперерабатывающих предприятий. Несомненно, все вышеперечисленные объекты необходимо своевременно обслуживать и обновлять в целях профилактики возможных аварий, приводящих к образованию зон радиоактивного, химического и бактериологического заражения, которые непосредственно поражают население, объекты инфраструктуры, окружающую природную среду и несут значительные материальные потери [6, с. 9].
Чтобы более точно раскрыть вопрос о процессе обеспечения безопасности личности в условиях опасных ситуаций техногенного характера необходимо рассмотреть основные понятия, связанные с данной темой.
Опасные ситуации техногенного характера это неблагоприятная обстановка на определенной территории (местности), сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери, нарушения экологического состояния территории, а также нарушение жизнедеятельности населения пострадавшей местности. Данное определение сформулировано нами на основании текста Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [5].
Безопасность личности в условиях опасных ситуаций техногенного характера это состояние защищенности личности, а также такое взаимоотношение с объектами внешней среды, при котором непредвиденные нарушения их состояния не приводят к потере жизни, здоровья или материальным потерям [1, с. 250].
В целях защиты населения, объектов сельского хозяйства, территории и окружающей природной среды при возникновении опасных ситуаций техногенного
характера, в РФ был принят ряд мер по защите населения, территории и экологии от возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в частности Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ. Именно данный законодательный акт определяет общие для РФ организационно-правовые нормы, распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, предприятий и организаций всех форм собственности и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [5].
Для того чтобы обеспечить безопасность каждой отдельной личности в условиях возникновения опасных ситуаций техногенного характера необходимо своевременно проводить мероприятия по предупреждению и профилактике подобных происшествий. Данная работа в плане снижения потерь и минимизации ущерба проводится по следующим направлениям:
- мониторинг и прогнозирование опасных ситуаций техногенного характера;
- модернизация и обновление устаревшего оборудования, а также повышение технологической безопасности производственных процессов;
- рациональное размещение опасных производств на территории РФ с учетом техногенной безопасности;
- подготовка и обучение персонала опасных производств, повышение уровня технологической и трудовой дисциплины;
- подготовка основных объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях возможной экстренной ситуации;
- лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
- осуществление государственного контроля и надзора по вопросам обеспечения техногенной безопасности;
- информирование местного населения о потенциально опасных объектах, на которых может произойти авария (катастрофа);
- разработка и обновление нормативно-правовой документации в рамках обеспечения безопасности населения от потенциальных угроз техногенного характера [2, с. 47].
Несомненно, для комплексного обеспечения безопасности населения от опасных ситуаций техногенного характера следует придерживаться вышеназванных мероприятий. Однако среди них следует особо выделить мониторинг и прогнозирование, поскольку целесообразнее предотвратить и обезвредить, нежели бороться с последствиями техногенной аварии [6].
Под мониторингом специалисты Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подразумевают систему непрерывного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими как в природной среде, так и в техносфере, с целью предотвращения возможных угроз техногенного характера для человека и экологии. Основная цель мониторинга - сбор и систематизация данных для точного и достоверного анализа опасных ситуаций техногенного характера на основе совместного взаимодействия различных органов исполнительной власти, а также иных подведомственных государству
структур и объединений. Именно информация, полученная в результате мониторинга, является основой для прогнозирования [3, с.206].
Прогнозирование - опережающее представление о вероятности возникновения и развития опасной ситуации, строящееся на основании мониторинга, анализа и систематизации причин ее возникновения. Основополагающей информацией в процессе прогнозирования являются сведения о закономерности развития той или иной ситуации, сравнение и сопоставление данных прошлого и настоящего.
В основе прогнозирования используются, как правило, эвристический и математический подходы. Суть эвристического подхода заключается в изучении и систематизации мнений экспертов и специалистов в области техносферной безопасности. В свою очередь математический подход использует уже обработанные данные об основных характеристиках исследуемого объекта. Математические методы активно реализуются для получения зависимости, связывающей временные рамки и основные характеристики исследуемого объекта [2, с. 49].
Мониторинг и прогнозирование в подавляющем большинстве случаев служат основой предупреждения и профилактики опасных ситуаций природного и техногенного характера. Ежедневно анализируются и прогнозируются основные характеристики опасных ситуаций техногенного характера: их место расположения, возможные масштабы развития аварии, время возникновения и другие не менее значимые характеристики. Непосредственно при возможном возникновении таких ситуаций прогнозируется возможное развитие событий, эффективность принятия тех или иных мер, формируется основной состав сил и средств, необходимых для ликвидации последствий аварии. Именно эти предполагаемые данные активно используются для предотвращения различных аварий и катастроф [1, с. 299].
По данным Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны (ВНИИПО) за 11 месяцев 2020 года произошло 180 техногенных чрезвычайных ситуаций (без учета техногенных пожаров в жилом секторе и на объектах экономики), что на 4,8 % выше показателей аналогичного периода 2019 года (173 чрезвычайные ситуации техногенного характера) и в 2,9 раза ниже среднемноголетних значений (355).
Из всех опасных ситуаций техногенного характера, произошедших за 2020 год, 130 отнесено к чрезвычайным ситуациям локального уровня, 61 к чрезвычайным ситуациям муниципального и межмуниципального уровня, 3 к чрезвычайным
л «
ситуациям регионального и межрегионального уровня и 1 чрезвычайная ситуация федерального уровня.
Количество погибших в результате техногенных чрезвычайных ситуаций (по данным, предоставленными ВНИИПО) составило 450 человек, что на 27,6% ниже, чем в 2019 году (622 человека), и на 40% ниже среднемноголетних значений (753 человек) 040.
Количество пострадавших в результате техногенных чрезвычайных ситуаций (по данным ВНИИПО) составило 2191 человек, что на 20,6% выше, чем в 2019 году (1816 человека) и на 25% выше среднемноголетних значений (1753 человек). Все вышеперечисленные данные обработаны и отображены на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика количества техногенных аварий и катастроф за различные периоды времени
Отметим, что интегральная оправдываемость долгосрочного, среднесрочных и декадных прогнозов чрезвычайных ситуаций техногенного характера в среднем составила 87%. Данный показатель показывает эффективность методов мониторинга и прогнозирования как методов обеспечения безопасности личности в условиях опасных ситуаций техногенного характера [4]
Таким образом, своевременное реагирование на прогнозы чрезвычайные ситуации не позволило значительной части происшествий развиться до уровня чрезвычайной ситуации. Поскольку мы живем в условиях постоянного роста количества опасных явлений и процессов, как правило, техногенного характера, то важную роль в рамках предупреждения и профилактики подобных явлений играет не только мониторинг и прогнозирование данных явлений, но и личная ответственность каждого гражданина РФ за собственную жизнь и здоровье.
Литература
1. Востоков В. Ю. Методика оценки рисков чрезвычайных ситуаций и нормативы приемлемого риска чрезвычайных ситуаций. Т. 4. Москва : ЭНАС, 2012. С. 230-311.
2. Горбунов С. В., Макиев Ю. Д., Малышев В.П. Анализ технологий прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Т. 1. Москва : Астрель, 2011. С.43—53.
3. Мастрюков Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техно-генной сфере. Прогнозирование последствий. Москва : Academia, 2012. 368 c.
4. Прогноз чрезвычайной обстановки на территории Российской Федерации на 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://rossvyaz.gov.ru/upload/gallery/196/
54696_9a42afb4ffa6d0ad9b5c38ccdfe31b1744d4a933.pdf (дата обращения 06.01.2021).
5. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс] : федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2020). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7352 (дата обращения 06.01.2021).
6. Чикенева И. В., Суздалева А. М. Аварийно-спасательные работы при чрезвычайных ситуациях техногенного характера : учебное пособие. Оренбург : Экспресс-печать, 2013. 184 с.
References
1. Vostokov V. Yu. Metodika otsenki riskov chrezvychaynykh situatsiy i normativy priemlemogo riska chrezvychaynykh situatsiy. T. 4. [Methods for assessing the risks of emergency situations and standards for the acceptable risk of emergency situations. T. 4.]. Moscow, ENAS Publ., 2012, pp. 230-311.
2. Gorbunov S. V., Makiev Yu. D., Malyshev V. P. Analiz tekhnologiy prognozirovaniya chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera. T. 1. [Analysis of technologies for forecasting natural and man-made emergencies. Vol. 1]. Moscow, Astrel Publ., 2011, pp. 43-53.
3. Mastryukov B. S. Bezopasnost' v chrezvychaynykh situatsiyakh v prirodno-tekhnogennoy sfere. Prognozirovanie posledstviy [Safety in emergency situations in the natural and man-made sphere. Predicting consequences]. Moscow, Academia Publ., 2012, 368 p.
4. Prognoz chrezvychaynoy obstanovki na territorii Rossiyskoy Federatsii na 2020 god [Forecast of an emergency situation on the territory of the Russian Federation for 2020]. Available at: https://rossvyaz.gov.ru/upload/gallery/196/54696_9a42afb4ffa6d0ad9b5c38 ccdfe31b1744d4a933.pdf (accessed 01.06.2021).
5. O zashchite naseleniya i territoriy ot chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i techno-gennogo kharaktera [Elektronnyy resurs] : federal'nyy zakon ot 21.12.1994 № 68-FZ (red. ot 23.06.2020) [Federal Law of 21.12.1994 No. 68-FZ (as amended on 23.06.2020) "On the protection of the population and territories from natural and man-made emergencies"]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7352 (accessed 01.06.2021).
6. Chikeneva I. V., Suzdaleva A. M. Avariyno-spasatel'nye raboty pri chrezvychaynykh situatsiyakh tekhnogennogo kharaktera [Rescue operations in technogenic emergencies]. Orenburg, Express-printing Publ., 2013, 184 p.