ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
FEATURES OF CARRYING OUT RESCUE AND OTHER URGENT WORKS AT LIQUIDATION OF CONSEQUENCES OF EMERGENCY SITUATIONS OF TECHNOGENIC CHARACTER
Абрамова Яна Ивановна
студент
Оренбургский государственный педагогический университет
г. Оренбург, Россия Abramova Yana Ivanovna student
Orenburg State Pedagogical University
Orenburg, Russia
Пилюгина Мария Юрьевна
студент
Оренбургский государственный педагогический университет
г. Оренбург, Россия Pilyugina Maria Yuryevna student
Orenburg State Pedagogical University
Orenburg, Russia
Научный руководитель: Чикенева Ирина Валерьевна
кандидат биологических наук, доцент кафедра безопасности жизнедеятельности, физической культуры и методики преподавания безопасности жизнедеятельности Оренбургский государственный педагогический университет
г. Оренбург, Россия
Scientific advisor: Chikeneva Irina Valerievna
PhD., associate professor
department of life safety, physical educationand methods of teaching life safety
Orenburg State Pedagogical University
Orenburg, Russia
Аннотация. В статье затрагивается тема «Особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера». Происходит анализ развития высоких технологий, модернизации общества, появ-ления новых источников энергии, цифровизации экономики, анализ увеличения числа человеческих жертв, материального ущерба и ухудшения экологии. Изложены задачи комплекса АСДНР при ликвидации ЧСТХ, также освещаются силы и средства основных субъектов обеспечения АСДНР при ликвидации ЧСТХ. Уделяет-
ся внимание 3 этапам процесса ликвидации ЧСТХ.
Abstract. The report addressed the theme of "features of carrying out rescue and other urgent works at liquidation of consequences of emergency situations of technogenic character". There is an analysis of the development of high technologies, the modernization of society, the emergence of new energy sources, the digitalization of the economy, the analysis of the increase in the number of human victims, material damage and environmental degradation. The report described the challenges of complex ADNR in liquidation CSD also highlights the strength and resources of the major actors providing ADNR in liquidation CSTH. Attention is paid to 3 stages of the process of eliminating psth.
Ключевые слова: аварийно-спасательные и другие неотложные работы, чрезвычайные ситуации техногенного характера, ликвидация чрезвычайных ситуаций техногенного характера, чрезвычайные ситуации, субъекты обеспечения аварийно -спасательных работ.
Keywords: emergency and other urgent works, emergency situations of technogenic character, liquidation of emergency situations of technogenic character, emergency situations, subjects of providing emergency and rescue works.
Сегодня все мировое сообщество переживает эпоху бурного развития высоких технологий, модернизации общественного строя, появления новых источников энергии, цифровизации экономики. Российская Федерация также не является исключением. Однако вместе со всеми положительными моментами в области развития современной науки и технологий наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества человеческих жертв, значительному материальному ущербу и ухудшению состояния экологии. После «громких» глобальных катастроф XX века все подобные события ученые объединяют термином «чрезвычайные ситуации».
Чтобы дать более подробный анализ данной проблеме следует рассмотреть основные понятия, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) это обстановка на определенной территории (местности), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [1].
Чрезвычайная ситуация техногенного характера (ЧСТХ) это событие, ограниченное определенной территорией, произошедшее в связи с промышленной аварией или иным бедствием, несущее отрицательные последствия для жизнедеятельности человека, функционирования различных социальных институтов, которое привело к человеческим жертвам и вызвало большие материальные потери [6].
Ликвидация чрезвычайной ситуации это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов [5].
Таким образом, учитывая усложнение и непрерывное развитие техногенной сферы можно спрогнозировать с высокой долей вероятности возникновение масштабных чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Именно осознание данного факта обязывает государство поддерживать высокий уровень готовности основных сил и средств аварийно-спасательных формирований с помощью периодического проведения организационных, учебных и профилактических мероприятий. Исходя из всего вышеперечисленного, следует более подробно рассмотреть вопрос об особенностях проведения АСДНР при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Особо стоит отметить, что комплекс АСДНР при ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, направлен на выполнение следующих задач:
^ локализация зоны распространения ЧСТХ и прекращение (минимизация) действия характерных для данной ситуации опасных факторов;
^ прекращение (снижение до минимально допустимого) уровня воздействия опасных (вредных) факторов, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья пострадавшего населения и окружающей среды;
^ спасение жизней и сохранение здоровья пострадавшего населения; ^ первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; ^ приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения [6].
Рассматривая особенности проведения АСДНР при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, следует выделить ряд планируемых первоочередных мероприятий, к которым принято относить устройство проездов к месту аварии, восстановление поврежденных участков объектов жизнеобеспечения населения и сооружений, укрепление зданий и сооружений для обеспечения безопасности при проведении спасательных работ [3].
К основным субъектам обеспечения АСДНР в процессе ликвидации ЧСТХ относятся следующие силы и средства:
> органы исполнительной власти Российской Федерации на территории которых и возникла ЧСТХ;
> органы местного самоуправления и подведомственные им структуры и подразделения;
> федеральные органы исполнительной власти (привлекаются при нехватке вышеуказанных сил и средств). К данным силам и средствам относят войска гражданской обороны, подразделения Министерства обороны Российской Федерации, иные войска и воинские формирования, привлекаемые по мере необходимости [5].
Процесс ликвидации ЧСТХ реализуется, как правило, в три этапа. Рассмотрим более подробно каждый этап.
I этап. На данном этапе осуществляются экстренные меры по предотвращению человеческих жертв (эвакуация), минимизации воздействия поражающих (вредных) факторов, подготовка, развертывание и проведение АСДНР и аварийно-восстановительных работ. К данным мероприятиям традиционно относят оповещение населения об опасности, использование средств индивидуальной и коллективной защиты
населения, эвакуация из пораженных районов, оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.
Основными силами и средствами, направленными на ликвидацию ЧСТХ и проведение АСДНР, проводится оцепление района аварии, локализация и приостановка (изменение) технологического процесса производства, а также предупреждение и тушение возможных очагов возгорания. Стоит также отметить, что должное внимание уделяется предотвращению паники среди населения и информированию о ситуации в целом (в том числе ознакомление местного населения с основными требованиями и рекомендациями в период возникновения и ликвидации ЧСТХ).
II этап. На данном этапе реализуются мероприятия, направленные на проведение АСДНР и аварийно-восстановительных работ в районе возникновения ЧСТХ. Однако одновременно с вышеперечисленными мероприятиями продолжается эвакуация пострадавшего населения и минимизация воздействия поражающих факторов ЧСТХ. Все работы по восстановлению и ликвидации последствий аварии проводятся непрерывно с соблюдением техники безопасности и периодической сменой личного состава. По продолжительности проведения мероприятий это самый затратный этап, поскольку непосредственно осуществляется ликвидация самой чрезвычайной ситуации техногенного характера.
III этап. На этом этапе решаются уже второстепенные задачи, а также проводятся аварийно-восстановительные работы. Для обеспечения безопасности пострадавшего населения создаются условия, необходимые для сохранения жизни, здоровья и работоспособности людей во время временного либо вынужденного нахождения в зоне возникновения ЧСТХ и при эвакуации. В этих целях силами и средствами органов исполнительной власти Российской Федерации проводятся основные мероприятия: эвакуация населения в безопасные районы, обеспечение пострадавшего населения продовольствием и предметами первой необходимости, проведение профилактических работ с пострадавшими, минимизация рисков повторного возникновения аварии и другие не менее значимые мероприятия [6].
Для демонстрации целесообразности и эффективности проводимых мероприятий рассмотрим статистику состояния защиты населения и территории Российской Федерации от ЧС на период 2019-2020 гг.
Основными видами ЧС в 2019 году были техногенные, биолого-социальные и природные. По итогу 2019 года всего произошло 266 ЧС различного характера. На долю техногенных ЧС в 2019 году пришлось 75,94% от общего числа ЧС. При этом погибло 498 человек (93,61% от общего количества погибших). Пострадало 2532 человек (2,09% от общего количества пострадавших). Спасено 1979 человек (20,6% от общего количества спасенных). Общий материальный ущерб за 2019 год составил 20507,88 миллионов рублей, из которых на долю техногенных ЧС пришлось 4751,476 миллионов рублей (23,17 % от общего материального ущерба).
За аналогичный период 2020 года произошло столько же ЧС - 266. При этом на долю техногенных ЧС пришлось 78,3% от общего числа ЧС. При этом погибло 460 человек (89,9% от общего количества погибших). Пострадало 2731 человек (7,9% от общего количества пострадавших). Спасено 2479 человек (26,6% от общего колич-
ества спасенных). Общий материальный ущерб составил 31507,88 миллионов рублей, из которых на долю техногенных ЧС пришлось 9071,647 миллионов рублей (45,3% от общего материального ущерба) [2].
Для более детального анализа и дальнейшего сравнения распределение количества ЧС, произошедших на территории Российской Федерации за 2019-2020 гг. представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение количества ЧС, произошедших на территории Российской Федерации за 2019-2020 гг.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что защита населения и территории Российской Федерации от воздействия поражающих факторов ЧСТХ является общегосударственной задачей, обязательной для выполнения всеми государственными структурами.
Органы исполнительной власти Российской Федерации реализуют комплекс нормативных, организационных, инженерных, экономических и других мероприятий, направленных на предотвращение и локализацию чрезвычайных ситуаций техногенного характера, ликвидацию последствий стихийных бедствий и аварий техногенного характера, проведение АСДНР и аварийно восстановительных работ, а также подготовку населения и территорий к защите в случае их возникновении [4].
Таким образом, выделив особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, мы на примере статистики актуализировали, что проведение взаимосвязанных по цели, месту и времени АСДНР и аварийно-восстановительных работ, направленных на защиту населения и сохранение материальных ценностей, способствует безаварийной эксплуатации опасных производственных объектов и оперативному устранению возникающих чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Литература
1. Безопасность жизнедеятельности: основы безопасности, медицинских знаний, методики обучения /Л. А. Акимова, [и др.]. - Оренбург : Экспресс-печать, 2013. -180 с.
2. Методические рекомендации по подготовке материалов в Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году» [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/5050 (дата обращения 03.01.2021).
3. Петров С. В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них / С. В. Петров, В. А. Макашев. - Москва : ЭНАС, 2016. - 224 с.
4. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ (ред. от 23.06.2020) [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/7352 (дата обращения 03.01.2021).
5. Чикенева И. В. Аварийно-спасательные работы как минимизация экологических рисков: учебное пособие / авт.-сост. И. В. Чикенева, Е. Е. Лутовина; Мин-во образования и науки РФ. - Оренбург : Оренбургский государственный педагогический университет, 2016. -143 с.
6. Чикенева И. В. Аварийно-спасательные работы при чрезвычайных ситуациях техногенного характера : учебное пособие / И. В. Чикенева, А. М. Суздалева - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2013. - 184 с.
References
1. Akimova, L. A., Lutovina E. E., Matchin G. A., Konev V. V. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti: osnovy bezopasnosti, meditsinskikh znaniy, metodiki obucheniya [Life safety: fundamentals of safety, medical knowledge, teaching methods]. Orenburg, Express-press Publ., 2013, 180 p.
2. Metodicheskie rekomendatsii po podgotovke materialov v Gosudarstvennyy doklad «O sostoyanii zashchity naseleniya i territoriy Rossiyskoy Federatsii ot chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera v 2020 godu» [Methodological recommendations for the preparation of materials for the State Report "On the state of protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies in 2020"]. Available at: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/5050 (accessed 03.01.2021).
3. Petrov S. V., Makashev V. A. Opasnye situatsii tekhnogennogo kharaktera i zashchita ot nikh [Dangerous situations of technogenic character and protection from them]. Moscow, ENAS Publ., 2016, 224 p.
4. O zashchite naseleniya i territoriy ot chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera : federal'nyy zakon ot 21.12.1994 №68-FZ (red. ot 23.06.2020) [Federal law of 21.12.1994 №68-FZ (ed. from 23.06.2020) "On protection of population and territories from emergency situations of natural and technogenic character"]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7352 (accessed 03.01.2021).
5. Chikeneva I. V. (ed.). Avariyno-spasatel'nye raboty kak minimizatsiya ekologicheskikh riskov [Work as the minimization of environmental risks]. Orenburg, Orenburg State Pedagogical University Publ., 2016, 143 p.
6. Chikeneva I. V., Suzdaleva A. M. Avariyno-spasatel'nye raboty pri chrezvychaynykh situatsiyakh tekhnogennogo kharaktera [Emergency rescue operations in emergency situations of technogenic nature]. Orenburg, OGPU Publ., 2013, 184 p.