Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая грамотность / сотрудники органов внутренних дел / профессиональная подготовка / обучение русскому языку / языковые нормы. / language literacy / police officers / professional training / teaching the Russian language / language norms.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепова А. Е.

Развитие языковой грамотности в процессе обучения русскому языку в рамках профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел является одним из важнейших условий формирования профессиональной компетенции. К сожалению, небольшое количество часов, отведенных на изучение русского языка в Центре профессиональной подготовки, а также низкий уровень владения языковыми нормами у слушателей существенно усложняют процесс обучения. В связи с этим является целесообразным уделить особое внимание изучению проблемных аспектов развития языковой грамотности в процессе обучения молодых сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепова А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF LANGUAGE LITERACY OF POLICE OFFICERS DURING PROFESSIONAL TRAINING

The development of language literacy in the process of teaching Russian as part of the professional training of police officers is one of the most important conditions for the formation of professional competence. Unfortunately, the small number of hours allocated to learning Russian at the Vocational Training Center, as well as the low level of language proficiency among students, significantly complicates the learning process. In this regard, it is advisable to pay special attention to the study of problematic aspects of the development of language literacy in the training of police officers.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Научная статья

УДК 378.14

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Анастасия Евгеньевна Кутепова,

Центр профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области, г. Челябинск, Российская Федерация, akutepova2@mvd.ru

Аннотация. Развитие языковой грамотности в процессе обучения русскому языку в рамках профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел является одним из важнейших условий формирования профессиональной компетенции. К сожалению, небольшое количество часов, отведенных на изучение русского языка в Центре профессиональной подготовки, а также низкий уровень владения языковыми нормами у слушателей существенно усложняют процесс обучения. В связи с этим является целесообразным уделить особое внимание изучению проблемных аспектов развития языковой грамотности в процессе обучения молодых сотрудников.

Ключевые слова: языковая грамотность, сотрудники органов внутренних дел, профессиональная подготовка, обучение русскому языку, языковые нормы.

Для цитирования: Кутепова, А.Е. Проблемные аспекты развития языковой грамотности сотрудников органов внутренних дел в ходе профессионального обучения // Вестник экономики, управления и права. 2024. Т. 17. № 2. С. 91-96.

Original article

PROBLEMATIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF LANGUAGE LITERACY OF POLICE OFFICERS DURING PROFESSIONAL TRAINING

Anastasia E. Kutepova,

Professional training centre of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Chelyabinsk, Russian Federation, akutepova2@mvd.ru

Abstract. The development of language literacy in the process of teaching Russian as part of the professional training of police officers is one of the most important conditions for the formation of professional competence. Unfortunately, the small number of hours allocated to learning Russian at the Vocational Training Center, as well as the low level of language proficiency among students, significantly complicates the learning process. In this regard, it is advisable to pay special attention to the study of problematic aspects of the development of language literacy in the training of police officers.

Keywords: language literacy, police officers, professional training, teaching the Russian language, language norms.

For citation: Kutepova, A.E. Problematic aspects of the development of language literacy of police officers during professional training // Bulletin of Economics, Management and Law. 2024. Vol. 17. No. 2. P. 91-96 (In Russ.).

Введение

В процессе выполнения служебных обязанностей сотрудники органов внутренних дел регулярно используют средства русского литературного языка как при общении с гражданами, так и при составлении документов. При этом каждый сотрудник должен понимать, что от его уровня владения русским языком зависит общественное мнение о полиции в целом [2, с. 156]. Данный факт обусловливает высокие требования, предъявляемые к профессиональной подготовке, а именно к уровню языковой грамотности сотрудников органов внутренних дел.

Нормативность языка относится к сфере государственного регулирования. В феврале 2023 года были внесены поправки в Федеральный закон от 1 июня 2005 года № 53 «О государственном языке Российской Федерации». В новой редакции говорится, что «при использовании русского языка как государственного языка в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства, должны соблюдаться нормы современного русского литературного языка»1.

Инструкция по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации,

утвержденная Приказом МВД России от 20 июня 2012 г. № 615, предписывает сотрудникам полиции излагать текст документа с соблюдением правил русского языка и с учетом особенностей официально-делового стиля2.

В образовательные программы первоначальной профессиональной подготовки включена дисциплина «Основы организационного и документационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации. Русский язык в деловой документации. Культура речи». Изучению русского языка посвящены следующие темы:

- «Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»;

- «Лексические и грамматические особенности языка деловых документов»;

- «Орфографические и пунктуационные нормы русского языка».

Слушатели изучают языковые нормы, аспекты культуры речи, стилевую систему современного русского литературного языка, а также основные требования, предъявляемые к профессиональной речи сотрудников органов внутренних дел.

По окончании профессионального обучения полицейские должны уметь осуществлять деловое общение с соблюдением этикетных требований, применять знания норм современного русского литературно-

1 Федеральный закон от 28.02.2023 № 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_440549/ (дата обращения: 20.04.2024).

2 Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=539374#5wmveAUbtEwiQlTC (дата обращения: 20.04.2024)

го языка в устной и письменной речи, строить предложения с учетом лексических, морфологических и синтаксических особенностей официально-делового стиля, а также проявлять языковую грамотность при оформлении различных документов [1, с. 10].

Необходимость проведения исследования

Основной функцией профессионального обучения впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел является подготовка к решению профессиональных задач, предполагающих высокий уровень сформированности речевой культуры.

Под языковой грамотностью понимается способность носителя языка соблюдать в процессе как устной, так и письменной коммуникации нормы русского литературного языка. Компонентами языковой грамотности являются знания и навыки обучающихся в области акцентологии, орфоэпии, лексики, грамматики, орфографии и пунктуации [4, с. 92].

Следовательно, развитие языковой грамотности является неотъемлемой частью профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Однако в процессе обучения впервые поступивших на службу сотрудников возникает ряд проблем. На современном этапе развития общества наблюдается тенденция к снижению уровня национальной языковой культуры в целом, что находит свое отражение в нехватке базовых знаний о русском языке у слушателей Центра профессиональной подготовки, при этом формирование и развитие профессиональных ком-

муникативных навыков проходит в условиях краткосрочности обучения, что в дальнейшем вызывает сложности в адаптации к условиям службы [5, с. 15]. В связи с этим является целесообразным уделить особое внимание изучению проблемных аспектов развития языковой грамотности в процессе обучения молодых сотрудников.

Описание исследования

В 2024 году в Центре профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области в рамках дисциплины «Основы организационного и документационно-го обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации. Русский язык в деловой документации. Культура речи» слушателям предлагается 7 аудиторных занятий на изучение русского языка3, в то время как в 2023 году образовательная программа включала в себя отдельную дисциплину «Русский язык в деловой документации. Культура речи», рассчитанную на 12 практических занятий4. При этом уровень базовых знаний сотрудников в области языковых норм не повысился.

На первом занятии по изучению русского языка нами проводится входной диктант, включающий проверку орфографических норм в области деловой документации. Приведем данные за 2023 год:

1) лица рядового состава и младшего начальствующего состава, впервые принятые на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, - 20% слушателей не справились с заданием;

2) лица среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятые на службу в органы внутренних дел Российской Фе-

3 Основная программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (неюридическое) образование», по должности служащего «Полицейский». Челябинск: ЦПП ГУ МВД России по Челябинской области, 2024. 364 с.

4 Основная программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (неюридическое) образование», по должности служащего «Полицейский». Челябинск: ЦПП ГУ МВД России по Челябинской области, 2019. 672 с.

дерации и имеющие высшее или среднее профессиональное (неюридическое) образование, - 10% слушателей не справились с заданием.

Несмотря на то, что офицерские группы справились с поставленной задачей лучше, чем сержантский состав, высок процент сотрудников, не владеющих или владеющих в недостаточном объеме умениями и навыками, необходимыми для успешного профессионального общения.

Низкий уровень языковой грамотности приводит к грубейшим ошибкам при составлении деловой документации, а также делает устную речь сотрудников нелогичной и

невыразительной [3, с. 43]. При этом деятельность сотрудников органов внутренних дел относится к сфере повышенной речевой ответственности, и от неправильно выбранного слова может зависеть чья-то судьба.

Следует отметить, что на уровень языковой грамотности слушателей влияют следующие факторы:

- пробелы в базовом образовании;

- низкий уровень правовой культуры;

- личностные и психологические особенности (нежелание узнавать новое, боязнь выступления перед аудиторией и т.д.);

- отсутствие мотивации в изучении русского языка.

Соответственно, после сокращения сроков обучения вопросы развития языковой грамотности в ходе профессионального обучения приобретают особую важность.

В первую очередь, необходим практико-ориентированный подход к изучению дисциплины «Основы организационного и до-кументационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации. Русский язык в деловой документации. Культура речи». Многолетний опыт преподавания русского языка в Центре профессиональной подготовки позволяет обозначить несколько путей решения этой задачи:

- тщательный отбор языкового материала для изучения функционирования языковых норм в деловой документации;

- разбор наиболее распространенных случаев речевых ошибок в устной и письменной речи сотрудников органов внутренних дел;

- дифференцированный подход к различным категориям сотрудников;

- междисциплинарное взаимодействие для достижения единства образовательной программы.

Выводы

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что профессиона-

лизм сотрудника органов внутренних дел напрямую зависит от уровня его языковой грамотности. Выразительная и правильная речь отдельного сотрудника положительно влияет на имидж государственного органа в целом.

К сожалению, небольшое количество часов, отведенных на изучение русского языка в Центре профессиональной подготовки, а также низкий уровень владения языковыми нормами у слушателей существенно усложняют процесс обучения.

Мы полагаем, что эффективность преподавания дисциплины «Основы организационного и документационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации. Русский язык в деловой документации. Культура речи» обеспечивается практическим характером обучения, системностью подачи учебного материала с непрерывным мониторингом качества его усвоения, междисциплинарным взаимодействием, дифференцированным подходом к различным категориям сотрудников, а также профессионально-ориентированным отбором языкового материала, что способствует повышению мотивации обучающихся и повышению языковой грамотности сотрудников полиции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бобкова, Е.А. Русский язык и культура речи в рамках профессионального обучения полицейских: учебное пособие. Тюмень: ТИПК МВД России, 2017. 146 с.

2. Кутепова, А.Е. Практическая направленность обучения русскому языку сотрудников полиции (на примере Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области) // Гуманитарно-правовые аспекты развития Российского общества: сборник научных трудов Региональной научно-практической конференции курсантов, студентов и слушателей / Под ред. А.Д. Котенева, Н.Н. Крыжевской, О.В. Терещенко, Ю.В. -Жикривецкой. Ставрополь: СЕКВОЙЯ. 2023. 353 с.

3. Липина, Е.А. Проблемы письменной речи сотрудников полиции (нарушение лексических норм) // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. № 2(9). С. 42-45 .

4. Никонова, Ю.А. Пути повышения языковой грамотности сотрудников органов внутренних дел // Прикладная психология и педагогика.2022. Т. 7. № 3. С. 89-105.

5. Хруцкая, Н.В. О некоторых причинах снижения уровня языковой культуры русскоязычного социума // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2011. №2-2. С.179-183.

REFERENCES

1. Bobkova, E.A. Russian language and culture of speech in the framework of professional training of police officers: a textbook. Tyumen: TIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. 146 p.

2. Kutepova, A.E. Practical orientation of teaching the Russian language to police officers (on the example ofthe Vocational Training Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Chelyabinsk region) // Humanitarian and legal aspects of the development of Russian society: collection of scientific papers of the Regional scientific and practical conference of cadets, students and listeners / Edited by A.D. Kotenev, N.N. Kryzhevskaya, O.V. Tereshchenko, Yu.V Zhikrivetskaya. Stavropol: SEQUOIA. 2023.353 p.

3. Lipina, E.A. Problems of written speech of police officers (violation of lexical norms) // Law and order: history, theory, practice. 2016. No. 2(9). Р. 42-45.

4. Nikonova, Yu.A. Ways to improve the language literacy of employees of internal affairs bodies / / Applied psychology and pedagogy. 2022. Vol. 7. No. 3. Р. 89-105.

5. Khrutskaya, N.V. On some reasons for the decline in the level of linguistic culture of the Russian-speaking society // Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological sciences. 2011. No. 2-2. Р.179-183.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кутепова Анастасия Евгеньевна, преподаватель цикла Специальных дисциплин ЦПП ГУ МВД России по Челябинской области, майор полиции, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: akutepova2@mvd.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Anastasia E. Kutepova,Teacher of Special disciplines at Professional training centre of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Chelyabinsk region, major of police, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: akutepova2@mvd.ru

Дата поступления статьи / Received: 27.03.2024

Дата рецензирования статьи / Revised: 27.04.2024

Принята к публикации / Accepted: 15.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.