Научная статья на тему 'ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / LINGUO-COMMUNICATIVE TRAINING / POLICE OFFICER / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / LINGUO-COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONALLY ORIENTED COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыскова Марина Ивановна

Цель исследования заключается в обосновании необходимости дальнейшего развития процесса лингвокоммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел в рамках дополнительного профессионального образования. В статье показано, что лингвокоммуникативная подготовка является важным компонентом профессионального обучения сотрудников полиции. Научная новизна исследования состоит в обосновании целесообразности разработки и реализации отдельного спецкурса, направленного на формирование лингвокоммуникативной компетенции сотрудников полиции. В результате исследования на основе теоретического анализа и обобщения практического опыта подтверждена значимость лингвокоммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел, способствующей развитию их человеческого и социального капитала, формированию готовности сотрудника полиции быть эффективным участником профессионально ориентированной межличностной и межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICE OFFICERS’ LINGUO-COMMUNICATIVE TRAINING IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION: EXPERIENCE AND PROSPECTS

The paper justifies the necessity to improve police officers’ linguo-communicative training in the system of additional professional education. The author shows that linguo-communicative training is an essential component of police officers’ professional training. Scientific originality of the study involves justifying the necessity for a special course aimed to form police officers’ linguo-communicative competence. The research findings are as follows: relying on theoretical analysis and practical experience, the author substantiates importance of police officers’ linguo-communicative training that promotes development of their personal and social potential and ensures their full-fledged participation in professionally oriented interpersonal and intercultural communication.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Е Л Ь С Т В О

фгратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 6. С. 850-856 | 2020. Volume 5. Issue 6. P. 850-856

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Лингвокоммуникативная подготовка сотрудников полиции в системе дополнительного профессионального образования: опыт и перспективы

Лыскова М. И.

Аннотация. Цель исследования заключается в обосновании необходимости дальнейшего развития процесса лингвокоммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел в рамках дополнительного профессионального образования. В статье показано, что лингвокоммуникативная подготовка является важным компонентом профессионального обучения сотрудников полиции. Научная новизна исследования состоит в обосновании целесообразности разработки и реализации отдельного спецкурса, направленного на формирование лингвокоммуникативной компетенции сотрудников полиции. В результате исследования на основе теоретического анализа и обобщения практического опыта подтверждена значимость лингвокоммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел, способствующей развитию их человеческого и социального капитала, формированию готовности сотрудника полиции быть эффективным участником профессионально ориентированной межличностной и межкультурной коммуникации.

EN

Police Officers' Linguo-Communicative Training in the System of Additional Professional Education: Experience and Prospects

Lyskova M. I.

Abstract. The paper justifies the necessity to improve police officers' linguo-communicative training in the system of additional professional education. The author shows that linguo-communicative training is an essential component of police officers' professional training. Scientific originality of the study involves justifying the necessity for a special course aimed to form police officers' linguo-communicative competence. The research findings are as follows: relying on theoretical analysis and practical experience, the author substantiates importance of police officers' linguo-communicative training that promotes development of their personal and social potential and ensures their full-fledged participation in professionally oriented interpersonal and intercultural communication.

Введение

Актуальность. В последние два десятилетия российская система образования - социальный институт общества, выполняющий важнейшие функции в любом государстве, - претерпевает глобальные изменения и трансформации на всех уровнях. Многочисленные вызовы - экономические, политические, социальные, информационные, инновационные, культурные, ценностные, технологические, административно-управленческие -определяют необходимость постоянной трансформации содержания и траектории развития системы образования. В свою очередь, вследствие социальных, глобализационных, экономических процессов, происходящих в мире и современном обществе, возрастают значимость и востребованность гибких навыков и метанавыков, способности к быстрой адаптации в стремительно меняющихся реалиях современного мира и общества. Одним из наиболее востребованных софт-навыков является эффективное взаимодействие с другими людьми.

Следует отметить, что значимость и актуальность лингвокоммуникативной подготовки в системе профессионального образования, наряду с объективной потребностью общества и рынка труда в профессионалах, обладающих высоким уровнем лингвокоммуникативной компетентности, подчеркивается многими исследователями. Мы разделяем точку зрения Е. И. Елизовой, согласно которой серьезное отношение к речевой

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200170

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

деятельности и сформированное эффективное языковое сознание (как результат целенаправленной лингво-коммуникативной подготовки, ориентированной на повышение уровня владения родным и иностранным языком в различных сферах их функционирования) предопределяют профессиональный успех [6, с. 61]. Речь, искусство владения словом сегодня оцениваются в качестве своеобразного капитала личности и ценного навыка, а речевая культура и коммуникативная грамотность рассматриваются как важнейшие элементы соответствия мировым образовательным стандартам [20, с. 391]. И все большую актуальность приобретает фундаментальный труд С. Г. Тер-Минасовой, в котором выдающийся лингвист доказала, что общение является столпом существования человека и общества и насколько важным является взаимодействие языка и культуры в процессе общения [19].

В настоящее время очевидно, что непрерывное профессиональное образование стало объективной необходимостью в любой сфере деятельности. Система дополнительного профессионального образования является составной частью и эффективным средством реализации идеи непрерывного профессионального образования.

Вышеперечисленное относится и к сотрудникам органов внутренних дел. Согласно имеющимся научным данным, в образовательных организациях системы МВД России формирование лингвокоммуникативной компетенции будущих и действующих сотрудников правоохранительных органов рассматривается как неотъемлемая часть их профессионального образования. Умения коммуникации с различными людьми, способность осуществлять эффективное межличностное и межкультурное общение и решать коммуникативные задачи, готовность к межличностному и межкультурному профессиональному взаимодействию приобретают все более важное значение для каждого сотрудника правоохранительных органов [14; 16]. Несомненно, что культура профессионального речевого общения способствует поддержанию положительного имиджа каждого сотрудника полиции и повышению престижа и авторитета службы органов внутренних дел в целом. И напротив, отсутствие или несформированность коммуникативных умений и навыков негативно влияет на эффективность выполнения оперативно-служебных задач [9, с. 112]. Вслед за И. Б. Лифанцевым мы полагаем, что исследование проблем, связанных с лингвокоммуникативной подготовкой сотрудников правоохранительных органов, является довольно своевременным и «требует своего дальнейшего решения педагогическими средствами» [15, с. 147]. Анализ имеющегося теоретического материала показал, что процессы, связанные с лингвистической и коммуникативной подготовкой современных сотрудников органов внутренних дел, заслуживают пристального внимания и изучения, что и определяет актуальность нашего исследования.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- определить особенности процесса лингвокоммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования МВД России;

- проанализировать и обобщить опыт преподавания дисциплин, направленных на формирование линг-вокоммуникативной компетенции сотрудников полиции;

- обосновать на основании теоретического анализа и обобщения практического опыта лингвокоммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел целесообразность разработки и реализации спецкурса лингвокоммуникативной направленности для сотрудников органов внутренних дел.

Для решения поставленных задач в статье применяются следующие методы исследования: изучение и анализ научных работ по теме исследования, а также обобщение авторского опыта лингвокоммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Теоретическую базу исследования составили научные труды, посвященные специфике лингвокоммуникативной подготовки сотрудников полиции (Ф. Ч. Коблов [9], Ю. Г. Кожина [10], Л. С. Кравчук, Т. В. Малкова, И. Н. Навроцкая, В. Д. Земляков [11-13], И. Б. Лифанцев, А. М. Махров [15; 16] и др.), вопросам формирования межкультурной коммуникативной компетенции и иноязычной коммуникативной компетенции, методике преподавания лингвистических дисциплин (Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез [4], И. А. Зимняя [7], Г. А. Китайгородская [8], Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева [17], С. Г. Тер-Минасова [19]).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в учебном процессе образовательных организаций системы МВД России, а также в качестве возможного направления для дальнейших исследований, посвященных совершенствованию вопросов лингвокоммуника-тивной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Особенности процесса лингвокоммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования МВД России

Лингвокоммуникативная подготовка сотрудников органов внутренних дел рассматривается нами как осуществляемый в процессе преподавания нескольких лингвистических дисциплин организованный, целенаправленный, управляемый педагогический процесс, направленный на формирование и развитие лингво-коммуникативной компетенции сотрудников полиции, необходимой для успешной и эффективной профессиональной деятельности в ситуациях межличностного и межкультурного профессионального общения. В качестве компонентов лингвокоммуникативной компетенции в данном контексте можно выделить следующие профессионально значимые компетенции в области русского и иностранных языков: общекультурную, языковую, речевую, коммуникативную, социокультурную, когнитивную, межкультурную и иноязычную коммуникативные компетенции, которые обеспечивают успешность речевой деятельности и образуют в целом лингвокоммуникативную компетенцию.

В течение нескольких лет мы являемся свидетелями того, что лингвокоммуникативная подготовка сотрудников полиции становится важным компонентом профессионального обучения в системе дополнительного профессионального образования сотрудников МВД России. Безусловно, этот процесс неразрывно связан с получением нового опыта слушателями и преподавателями.

Так, в 2014 году в программы профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава впервые были включены дисциплины «Иностранный язык» в объеме 40 часов и «Русский язык в деловой документации. Культура речи» в объеме 22 часов. Впоследствии дисциплина «Русский язык в деловой документации. Культура речи» была включена и в программы профессиональной подготовки лиц среднего и старшего начальствующего состава, при этом количество часов варьировалось. На наш взгляд, это стало очень важным этапом организации процесса лингвокоммуникативной подготовки сотрудников полиции в рамках дополнительного профессионального образования. Опыт преподавания показал, что данные дисциплины являются целесообразными и актуальными компонентами профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Еще одним беспрецедентным этапом организации процесса лингвокоммуникативной подготовки действующих сотрудников полиции в рамках дополнительного профессионального образования стала иноязычная подготовка сотрудников органов внутренних дел, задействованных в охране общественного порядка и обеспечении мер безопасности в период подготовки и проведения мероприятий международного уровня. Обучение осуществляется с 2012 года в рамках различных краткосрочных спецкурсов с языковой подготовкой (программ повышения квалификации).

Не менее значительным фактом стало вменение в обязанности некоторых должностных категорий сотрудников органов внутренних дел владения навыками русского жестового языка. В 2015 году перед образовательными организациями системы МВД России была поставлена задача обучения сотрудников органов внутренних дел основам русского жестового языка. С 2016 года в Российской Федерации осуществляется обучение сотрудников полиции основам русского жестового языка в рамках реализации основных программ профессионального обучения (повышения квалификации). А в 2019 году Департаментом государственной службы и кадров МВД России были разработаны и утверждены примерные основные программы профессионального обучения (профессиональной подготовки), согласно которым изучение основ русского жестового языка предусмотрено для всех категорий лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел. Соответственно, лингвокоммуникативная подготовка в области русского жестового языка становится важным элементом профессиональной подготовки сотрудников полиции. Мы считаем, что в условиях формирования инклюзивного общества востребованность способности сотрудников органов внутренних дел осуществлять коммуникацию с людьми с нарушениями функции слуха в процессе решения профессиональных задач очевидна.

Жестовый язык в своем роде является иностранным для слышащего человека и выполняет функцию, общую для всех языков, - быть средством общения людей. Это полноценная лингвистическая система, в полной мере удовлетворяющая коммуникативные потребности людей с нарушением функции слуха. Соответственно, изучение основ русского жестового языка является неотъемлемой частью лингвокоммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел. За сравнительно небольшой период времени изучения новой дисциплины сотрудниками полиции в России соответствующие программы доказали свою состоятельность, эффективность, востребованность и актуальность [5; 18].

Таким образом, в системе дополнительного профессионального образования МВД России лингвокомму-никативная подготовка сотрудников органов внутренних дел осуществляется при реализации основных программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) в процессе изучения таких дисциплин, как: «Русский язык в деловой документации. Культура речи», «Основы русского жестового языка», «Основы иноязычного профессионального общения» (факультативная дисциплина), в рамках реализации основной программы профессионального обучения - программы повышения квалификации сотрудников подразделений дежурных частей, участковых уполномоченных полиции, патрульно-постовой службы, по обеспечению безопасности дорожного движения, уголовного розыска, по вопросам миграции «Обучение навыкам русского жестового языка» по должности служащего «Полицейский», а также при реализации различных спецкурсов с языковой (иноязычной) подготовкой.

Опыт преподавания дисциплин, направленных на формирование лингвокоммуникативной компетенции сотрудников полиции

Изучение научных источников по теме исследования [1-3; 10; 17], а также практический опыт преподавания лингвистических дисциплин позволяют нам констатировать, что реализация образовательных целей в процессе изучения русского и иностранных языков благоприятствует росту общеобразовательного и культурного уровня обучающихся. Лингвистические дисциплины, несомненно, содействуют развитию культуры мышления и умственного труда, формированию культуры речевого общения, приобретению навыков грамотного использования необходимых стратегий речевого поведения. Формирование лингвокоммуникативной компетенции средствами иностранного и русского языков предполагает также достижение воспитательных целей. В процессе изучения языковых дисциплин развивается творческий потенциал слушателей, совершенствуются их морально-нравственные качества, формируется уважительное отношение к иным культурам. Воспитательное воздействие учебного материала направлено и на формирование готовности к взаимодействию с представителями другой культуры в рамках профессиональной деятельности сотрудника полиции и ситуативно-

обусловленного речевого общения, использованию иностранного языка как средства профессионального общения. Развивающие цели изучения вышеназванных дисциплин заключаются в преодолении психологических барьеров, связанных с межличностным и иноязычным общением, развитии эмоциональной культуры слушателей.

Обобщая и анализируя опыт, полученный в процессе проведения краткосрочных спецкурсов с языковой подготовкой, а также отзывы обучающихся, отраженные в многочисленных результатах анонимного анкетирования, традиционно проводимого по результатам обучения, можно констатировать, что для большинства слушателей подобные спецкурсы представляли большой интерес, а многих мотивировали к дальнейшему изучению иностранного языка. Полагаем, что немаловажную роль в этом играют именно новизна и непривычность содержания подобных образовательных программ для действующих сотрудников полиции, для большинства из которых любая программа повышения квалификации ассоциируется с привычными оперативно-служебными задачами. Несмотря на то, что достаточно часто уровень остаточных знаний по иностранному языку у слушателей, прибывающих на обучение, был не очень высоким, вышеназванные факторы, наряду с возможностью приобретения новых умений и навыков, способствовали успешному усвоению учебного материала, формированию положительного психологического климата на занятиях, созданию благоприятной атмосферы, связанной с изучением иноязычного материала и необычными для многих слушателей организацией и проведением практических занятий (предполагающих использование элементов интенсивной методики обучения иностранному языку). Кроме того, слушатели прекрасно осознавали цели изучения иностранного языка в рамках данных курсов и четко представляли себе конкретную сферу практического применения полученных знаний.

Немаловажным фактом, заслуживающим внимания и осознания, является то, что в течение последних нескольких лет образовательными организациями системы МВД России было разработано качественное, достойное, актуальное и востребованное учебно-методическое обеспечение по всем вышеуказанным дисциплинам. Фактически перед преподавателями была поставлена задача с нуля разработать не только концепцию преподавания данных дисциплин, но и полностью методически обеспечить образовательный процесс, определив их содержание и объем. И если несколько лет назад преподаватели языковых дисциплин столкнулись с серьезной проблемой полного отсутствия либо недостаточности учебно-методических материалов, необходимых для реализации новых дисциплин и образовательных программ, на сегодняшний день эта проблема практически решена. Более того, вся научная продукция прошла апробацию, результаты которой оказались достаточно успешными.

Мы считаем, что еще одним важным аспектом, характерным для всех этих учебных дисциплин, является специфика методики их преподавания. Процесс преподавания анализируемых дисциплин предполагает обучение речевой деятельности. В отличие от других учебных дисциплин, в данной ситуации язык (русский, иностранный, жестовый) одновременно является и целью, и средством обучения. Кроме того, для образовательных программ и дисциплин, реализуемых в системе дополнительного профессионального образования, характерны ограниченные временные рамки. Относительно языковой подготовки подобные условия всегда подразумевают необходимость использования элементов интенсивной методики в преподавании. И огромную роль в организации учебного процесса и обеспечении его высокого качества играют личность и профессионализм преподавателя.

В данном контексте считаем целесообразным обратить внимание на необходимость постоянного повышения квалификации преподавателей данных дисциплин. Векторы развития современной системы образования, приближение образовательной политики к единым общемировым стандартам диктуют необходимость непрерывного профессионального образования и развития самих преподавателей. Мы полагаем, что на текущем этапе развития нашего общества и системы МВД России специфика повышения профессионального мастерства преподавателей, задействованных в процессе лингвокоммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования, требует отдельного изучения и анализа. Преподаватель должен владеть интенсивной методикой обучения языковым дисциплинам, быть профессионально и психологически компетентным в организации учебного процесса в условиях краткосрочности обучения и необходимости ускоренного формирования необходимых навыков и умений у слушателей.

Ссылаясь на фундаментальные исследования И. А. Зимней, Г. А. Китайгородской, Е. И. Пассова и Н. Е. Кузо-влевой [7; 8; 17], а также особенности лингвокоммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел, мы можем говорить о том, что совокупность приемов, методов, форм работы, используемых в процессе преподавания вышеописанных дисциплин, предполагает постоянное коллективное и групповое взаимодействие обучающихся во время занятий, применение активных форм обучения. Для учебного процесса характерны многократное повторение материала в многообразных учебных ситуациях, насыщенность процесса обучения различными видами и формами учебной работы, плотность общения обучающихся и преподавателя, проработка наиболее типичных и распространенных ситуаций профессионально ориентированного общения (характерных как для устной, так и для письменной речи и жестовой речи), моделирование ситуаций профессионального общения, ролевая организация учебного процесса, концентрированность в организации и подаче учебного материала, постоянная активизация и интенсификация учебного процесса, многофункциональность упражнений.

Интенсификация личностно-ролевого общения, постоянное создание преподавателем условий для того, чтобы каждый слушатель выступал активным субъектом общения на протяжении всего курса, а также рефлексия слушателей (собственный анализ и оценка уровня сформированности необходимых компетенций) и совместное обсуждение результатов обучения в группе способствуют повышению эффективности учебного процесса и созданию комфортного эмоционально-психологического климата на занятиях в процессе изучения анализируемых дисциплин. Вышеописанные приемы, методы, формы обучения позволяют постоянно активизировать речемыслительную деятельность обучающихся и способствуют повышению их мотивации

к изучению данных дисциплин. На наш взгляд, рассматриваемые дисциплины обладают внушительным воспитательным и личностно-развивающим потенциалом и вносят важный вклад в гуманизацию образования в целом. Кроме того, в процессе преподавания данных дисциплин реализуется единство коммуникативного, практико-ориентированного и профессионально ориентированного подходов в обучении.

Целесообразность разработки и реализации спецкурса лингвокоммуникативной направленности для сотрудников органов внутренних дел

По мнению Л. С. Кравчук, исследующей проблемы формирования и развития межкультурной и иноязычной коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, профессионально ориентированное обучение иностранным языкам является «приоритетным направлением в обновлении образования», одним из инновационных направлений развития иноязычного образования в образовательных организациях системы МВД России [11, с. 55-56]. Л. С. Кравчук, И. Н. Навроцкая, В. Д. Земляков отмечают, что «в выполнении главной задачи образовательных организаций - подготовке компетентного, ответственного сотрудника полиции, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне международных стандартов, - важную роль играет формирование речевой культуры, развитие навыков грамотного использования иностранного языка в реальной жизни как средства профессионального общения» [13, с. 276]. Необходимость качественной организации иноязычного образования в контексте профессиональной подготовки сотрудников полиции очевидна, ведь владение иностранным языком позволяет сотруднику полиции осуществлять эффективное и успешное общение с зарубежными коллегами в профессиональной среде в рамках делового международного сотрудничества, с иностранными гражданами в ситуациях профессионального общения, получать и анализировать информацию, представленную в оригинальных источниках, повышает его профессиональную квалификацию и способствует профессиональной мобильности. Важно и то, что иноязычная подготовка является для слушателей различных категорий не только эффективным средством профессиональной коммуникации, но также и средством самообразования в процессе дальнейшей профессиональной деятельности [12, с. 142].

К сожалению, следует отметить, что в 2019 году количество часов, предусмотренных на изучение дисциплины «Иностранный язык» в основных программах профессионального обучения (профессиональной подготовки) было сокращено до 16 часов в рамках факультатива «Основы иноязычного профессионального общения». Тематический план изучения дисциплины включает в себя всего две темы, посвященные базовым ситуациям иноязычного общения и ситуациям иноязычного профессионального общения. В рамках изучения заявленных тем возможно уделить внимание таким микроситуациям, как обращение, приветствие, знакомство, контакты, представление, специальные звания сотрудников полиции, персональная (личная) информация, общение с гостями и участниками массовых мероприятий, журналистами, не связанное с правонарушениями; повторить наиболее распространенные формы речевого этикета; закрепить навыки заполнения анкеты. Кроме того, содержание программы предусматривает отработку навыков диалогической речи в определенных ситуациях профессионального общения. Но очевидно, что данного количества часов слишком мало для возможности формирования навыков и умений, необходимых для успешной реализации задач, связанных с профессиональным иноязычным общением.

Мы считаем, что на данном этапе развития системы дополнительного профессионального образования сотрудников МВД России вполне целесообразны разработка и реализация отдельного спецкурса (например, в формате основной программы профессионального обучения - программы повышения квалификации, либо дополнительной профессиональной программы повышения квалификации), посвященного именно формированию лингвокоммуникативной компетенции сотрудников полиции, в том числе и межкультурной коммуникативной компетенции.

Полагаем, что оптимальным нормативным сроком освоения программы можно обозначить 10 учебных дней. В таком случае трудоемкость программы в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком составит 72 академических часа по очной форме обучения (без учета самостоятельной работы при шестидневной учебной неделе).

Содержанием подобного курса может стать лингвокоммуникативная подготовка, в широком смысле направленная на повышение уровня владения как родным, так и иностранным языком, на развитие и совершенствование навыков и умений адекватно использовать речевые и языковые средства в соответствии с конкретными условиями и задачами общения. В качестве основных разделов данной программы целесообразно выделить следующие: «Иностранный язык» (либо «Иноязычная подготовка») и «Культура речи» (либо «Русский язык в деловой документации. Культура речи»). Важной частью структуры программы может стать раздел, посвященный морально-психологической и правовой подготовке слушателей. Обучение по данной программе подразумевает реализацию компетентностного, коммуникативного, практико-ориентированного подходов.

В раздел «Иностранный язык» целесообразно включить темы, отражающие наиболее типичные ситуации иноязычного профессионального общения: контакты с гражданами (представление, обращение, приветствие, знакомство, установление личности, выяснение обстоятельств); ориентирование в городе; действия сотрудников правоохранительных органов по охране общественного порядка; опрос потерпевшего (свидетеля); словесный портрет; помощь иностранному гостю, попавшему в затруднительное положение; обеспечение

безопасности дорожного движения сотрудниками полиции. Содержание данного раздела может быть вариативным, и его наполняемость может зависеть от конкретных должностных категорий обучающихся.

Содержание раздела «Культура речи» должно отражать основные аспекты речи: нормативный, коммуникативный и этический. Соответственно, в этот раздел целесообразно включить темы, связанные с основами культуры речи и речевой деятельности сотрудников органов внутренних дел, особенностями профессиональной речевой культуры сотрудников органов внутренних дел, стилевой системой и нормами современного русского языка, деловой письменной речью сотрудников полиции и языковым оформлением служебных документов, основными законами речевого взаимодействия и основами риторики.

Возможно также выделить отдельный раздел, посвященный морально-психологической и правовой подготовке, в рамках которого уместно рассмотреть темы, посвященные международным стандартам и российскому законодательству в области прав человека, национально-культурным традициям народов Российской Федерации, общей характеристике западных культур, деятельности сотрудника органов внутренних дел в поликультурном обществе в условиях мультилингвизма и глобализации, межкультурным различиям, разрешению конфликтов в ситуациях профессионального общения сотрудников органов внутренних дел.

Заключение

В результате проведенного исследования определены особенности процесса лингвокоммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования МВД России, показано, что лингвокоммуникативная подготовка является важным компонентом профессионального обучения сотрудников полиции, проанализирован и обобщен опыт преподавания дисциплин, направленных на формирование лингвокоммуникативной компетенции сотрудников полиции. На основании теоретического анализа и обобщения практического опыта автором обоснована необходимость дальнейшего развития процесса лингвокоммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел в рамках дополнительного профессионального образования, показана целесообразность разработки и реализации отдельного спецкурса, направленного на формирование лингвокоммуникативной компетенции сотрудников полиции.

В результате проведенного анализа, учитывая успешный опыт реализации вышеназванных программ и наличие соответствующего учебно-методического обеспечения, а также актуальность и востребованность лингвокоммуникативной подготовки сотрудников полиции, мы можем прийти к выводу, что в современных условиях и на данном этапе развития системы дополнительного профессионального образования сотрудников МВД России вполне целесообразны разработка и реализация образовательной программы, посвященной формированию лингвокоммуникативной компетенции сотрудников полиции.

Такая программа может способствовать успешному развитию человеческого и социального капитала сотрудников органов внутренних дел, их непрерывному языковому образованию, развитию языковой личности, сформированной родным языком, а также вторичной языковой личности сотрудников органов внутренних дел в процессе изучения иностранных языков. Важным аспектом реализации подобной программы могут стать формирование и совершенствование общекультурной, лингвистической, коммуникативной, языковой, культурологической компетенций сотрудников полиции, что, несомненно, внесет большой вклад в готовность и способность сотрудника полиции быть эффективным участником профессионально ориентированной межличностной и межкультурной коммуникации.

Кроме того, можно предположить, что разработка проблематики, связанной с лингвокоммуникативным компонентом профессионального обучения сотрудников полиции, является достаточно перспективным направлением для дальнейших исследований.

Список источников

1. Аквазба Е. О., Медведев П. С. Реализация воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин в процессе обучения студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. С. 89-91.

2. Арефьева С. А. Воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык и культура речи» // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 9-12.

3. Булавина М. А. К вопросу об инновационном потенциале дисциплины «Русский язык и культура речи» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2010. № 1. С. 77-82.

4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений. Изд-е 2-е, испр. М.: Академия, 2005. 336 с.

5. Гусев Ю. М., Домрачева Е. Ю. О роли русского жестового языка в служебной деятельности сотрудников полиции // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 3. С. 73-76.

6. Елизова Е. И. Лингвокоммуникативная подготовка студентов языковых факультетов вузов как ориентир современного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 8. С. 60-68.

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: МПСИ; МОДЭК, 2016. 448 с.

8. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2009. 277 с.

9. Коблов Ф. Ч. Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2011. Т. 17. № 4. С. 111-115.

10. Кожина Ю. Г. Использование воспитательного потенциала содержания учебной дисциплины гуманитарного цикла («Русский язык в деловой документации») в образовательных организациях МВД России // Реализация инновационной системы языковой подготовки в неязыковых вузах: проблемы и перспективы: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 18-19 мая 2016 г.). Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2016. С. 57-64.

11. Кравчук Л. С. Иноязычное образование в контексте профессиональной подготовки сотрудников полиции // Языковая компетентность: методические аспекты практико-ориентированного образования: сборник научных статей I Международной научно-методической конференции (г. Могилев, 22-26 апреля 2019 г.). Могилев: Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 2019. С. 55-60.

12. Кравчук Л. С., Малкова Т. В. Инновационные векторы развития лингвистического образования сотрудников органов внутренних дел // Вопросы педагогики. 2019. № 11. Ч. 1. С. 141-144.

13. Кравчук Л. С., Навроцкая И. Н., Земляков В. Д. О роли иностранного языка в формировании профессиональной компетенции сотрудников полиции // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6. Ч. 2. С. 275-278.

14. Лингвокоммуникативный аспект преподавания гуманитарных дисциплин для сотрудников ОВД: материалы конференции Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. М.: Эдиус, 2019. 98 с.

15. Лифанцев И. Б. Формирование лингвокоммуникативной компетенции сотрудника правоохранительных структур в рамках системы иноязычной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63. Ч. 4. С. 146-148.

16. Махров А. М., Лифанцев И. Б. Система иноязычной подготовки в образовательных организациях правоохранительных структур. Состояние и направления развития // Право и образование. 2019. № 5. С. 24-33.

17. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов-на-Дону - М.: Феникс; Глосса-Пресс, 2010. 640 с.

18. Рукавишникова О. И., Рукавишников В. С. Актуальность преподавания языка жестов в подготовке сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей системы МВД России к служебной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 65-67.

19. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие. М.: Слово^^о, 2000. 624 с.

20. Черкашина Т. Т. Лингвокоммуникативная подготовка управленческих кадров: компетентностно-прагмати-ческий подход // Вестник университета. 2013. № 15. С. 381-393.

Информация об авторах | Author information

RU

Лыскова Марина Ивановна1, к. филос. н.

1 Тюменский институт повышения квалификации

сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации

EN

Lyskova Marina Invanovna1, PhD

1 Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

1 mlyskova@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 01.11.2020; опубликовано (published): 30.12.2020.

Ключевые слова (keywords): лингвокоммуникативная подготовка; сотрудник полиции; дополнительное профессиональное образование; лингвокоммуникативная компетенция; профессионально ориентированная коммуникация; linguo-communicative training; police officer; additional professional education; linguo-communicative competence; professionally oriented communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.