Научная статья на тему 'Использование инновационных технологий в формировании лингвокоммуникативной культуры'

Использование инновационных технологий в формировании лингвокоммуникативной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / LINGUO-COMMUNICATIVE COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косырева Наталья Ивановна

Формирование лингвокоммуникативной культуры стала одной из наиболее необходимых задач в сфере образования: возникает потребность повышения уровня лингвистической и коммуникативной подготовки студентов, что развивает способности студентов слушать и услышать, понять и признать мысль другого, оценить и сопоставить культурные ценности иноязычной культуры. При помощи использования различных образовательных технологий, в том числе инновационных, можно в дальнейшем обеспечить возможность грамотного профессионального карьерного роста будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of innovative technologies in forming linguo-communicative culture

The formation of linguo-communicative competence has become one of the most essential tasks in the field of education: there is a need of increase of level of linguistic and communicative training of students that develops the ability of students to listen and to hear, understand and accept the idea of the other, to measure and compare cultural values of foreign language competence. Through the use of various educational technologies, including the innovation can further provide the possibility of a competent professional career growth of future specialists.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий в формировании лингвокоммуникативной культуры»

балла до 61,3 балла, при р<0,05. Общий средний бал у мужчин изменился с 89,5 балла до 118,8 балла (р<0,05). При этом все слушатели существенно улучшили результаты в исследуемых показателях.

Аналогичные изменения выявлены у женщин, проходивших курс обучения. В упражнении на скорость и ловкость результаты изменились с 38,7 балла до 45,8 баллов (р<0,05), в упражнении на силу с 47,1 балла до 54,4 балла (р<0,05). Общий средний балл увеличился с 85,9 балла до 100,2 балла (р<0,05). Все женщины, так же как и мужчины успешно преодолели порог баллов, необходимый для своей возрастной группы - 75 баллов для первой возрастной группы и 65 баллов для второй возрастной группы.

Полученные результаты, проводимые в рамках педагогического исследования, позволили сделать следующие выводы:

- к наиболее важным физическим качествам, необходимым для качественного несения службы сотрудником полиции относятся сила и ее разновидности, скоростная выносливость и координационные способности;

- в период первоначального профессионального обучения сотрудников полиции физические качества необходимо развивать на протяжении всего процесса обучения;

- высокий кумулятивный эффект в развитии физических качеств достигается выполнением упражнений по их развитию на каждом практическом занятии в следующей последовательности - упражнения на развитие быстроты, силовых способностей и выносливости;

- на этапах совершенствования боевых приемов борьбы рекомендуется чередование силовых упражнений (скоростно-силовых, собственно-силовых и т.д.), выполнения ударных действий и защит с выполнением боевых приемов борьбы.

Литература:

1. Витютнев, Е.Е. Прикладная физическая и двигательная подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции, на специализированном этапе профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук. / Е.Е. Витютнев. -Краснодар. - 2014, - 203 с.

2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - Москва: Академия, 2002.

3. Клименко Б.А. Анализ эффективности организации физической подготовки у сотрудников УМВД России по Белгородской области, направляемых в служебные командировки в Северо-Кавказский регион/ Клименко Б.А., Кулиничев А.Н., Гросс И.Л., Ленева Ю.Л. // Проблемы правоохранительной деятельности: международный научно-теоретический журнал. - Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2017. № 1. С. 108-114.

4. Коник А.А., Никулин И.Н. Повышение физической работоспособности студентов нефизкультурного вуза на основе оздоровительных занятий с отягощением: Монография. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2014. - 169 с.

5. Тарасенко, А.А., Муханов, Ю.В. Анализ физической подготовленности лиц, прибывших для первоначального обучения в Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина // Проблемы правоохранительной деятельности, 2017. -№ 2. - С. 89-95.

6. Приказ МВД России от 13 ноября 2012 г. №1025дсп «Об утверждении наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

7. Шлыков В.А. Методика силовой подготовки слушателей специальных учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Шлыков. - Москва,1995. - 220 с.

Педагогика

УДК: 378

аспирант 3 курса Косырева Наталья Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Формирование лингвокоммуникативной культуры стала одной из наиболее необходимых задач в сфере образования: возникает потребность повышения уровня лингвистической и коммуникативной подготовки студентов, что развивает способности студентов слушать и услышать, понять и признать мысль другого, оценить и сопоставить культурные ценности иноязычной культуры. При помощи использования различных образовательных технологий, в том числе инновационных, можно в дальнейшем обеспечить возможность грамотного профессионального карьерного роста будущего специалиста.

Ключевые слова. Лингвокоммуникативная компетенция, образовательные технологии, инновационные технологии.

Annotation. The formation of linguo-communicative competence has become one of the most essential tasks in the field of education: there is a need of increase of level of linguistic and communicative training of students that develops the ability of students to listen and to hear, understand and accept the idea of the other, to measure and compare cultural values of foreign language competence. Through the use of various educational technologies, including the innovation can further provide the possibility of a competent professional career growth of future specialists.

Keywords. Linguo-communicative competence, educational technologies, innovative technologies.

Введение. Для педагогического исследования проблема формирования лингвокоммуникативной культуры важна в том, что подготовка высококвалифицированных специалистов должна соответствовать международным стандартам, тем самым обеспечив их путь к профессиональному росту, мобильности и эффективному межличностному взаимодействию.

Формулирование цели статьи. Целью работы является определение в становлении будущего специалиста способ его жизнедеятельности и социального положения, субъективное содержание, продуктивность и качество его работы.

Знание иностранного языка развивает коммуникативные умения, умения взаимодействовать с людьми, облегчает овладение работой с компьютером. На первый план выдвигаются вопросы воспитания у студентов культуры общения, подготовки их к межкультурному взаимодействию. Одним из условий реализации данного процесса должен стать определенный уровень сформирования у будущего специалиста лингвокоммуникативной культуры. [1, с. 30]. Ее целенаправленное формирование в образовательном процессе вуза требует разработки образовательной технологии и немалых затрат на обеспечение положительной динамики усвоения знаний, умений и навыков.

Лингвокоммуникативная культура понимается как совокупность процессов, связанных с вербальной деятельностью, реализующая устремленность компетентной личности к саморазвитию. [2, с. 8]. В ней выражены психические процессы восприятия и памяти, мыслительные и волевые процессы.

Изложение основного материала статьи. Исследования проблем лингвокоммуникативной культуры в учебном процессе дают возможность выделить этапы педагогического общения, каждый из которых направлен на решение специфических задач и требует определенных знаний, коммуникативных навыков и умений: путь к возможности качественно и продуктивно говорить на другом языке в различных сферах деятельности в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка.

Одним из требований лингвокоммуникативной культуры в образовательном процессе является соблюдение и понимание языковой нормы. В зависимости от целей и задач общения, от особенностей функционирования и использования языковых средств возможно сознательное и мотивированное отступление от нормы. Речевая культура обеспечивает разумную связь нормы и целесообразности в речевом общении, даже несмотря на отклонения от речевой нормы. Целесообразность объективна как необходимость, как условие успешности педагогической деятельности, и субъективна, как выражение определенной позиции индивида, осознающего эту необходимость и реализующего ее с целью достижения действенности речи, как важнейшего коммуникативного качества речевого общения в педагогическом процессе. В основу формирования лингвокоммуникативной культуры на занятиях иностранным языком в образовательном процессе вуза положен ценностно-деятельностный подход, который ориентирует педагога на развитие самостоятельной творческой активности каждого студента; позволяет рассматривать личностно-значимые и жизненно важные потребности человека как ценность, а саморазвитие человека как ценность образования. В образовательном процессе при формировании лингвокоммуникативной культуры основное внимание уделяется активизации вербального общения студентов. Развивающая вербальная образовательная ситуация, которая лежит в основе лингвокоммуникативной культуры, гарантирует актуализацию и удовлетворение учебных и профессиональных потребностей, индивидуальных притязаний студента.

Проблема формирования лингвокоммуникативной культуры ставит задачи перед системой образования. Внимание исследователей относительно вопросов межкультурной, межнациональной коммуникации, развития речевого общения обусловлено нуждами профессиональной практики, а также вызвано недостаточным знанием языка, культуры, недостаточной толерантностью, воспитанием, проявляющихся в чувствах, оценках и поведении по отношению к представителям других национальностей. [3].

Формирование лингвокоммуникативной культуры студентов в образовательном процессе университета обеспечивается комплексом педагогических условий:

• содержание лингвистического образования в тесной интеграции с междисциплинарными знаниями;

• освоение способов ведения диалога культур в профессиональной коммуникации;

• постоянные практические занятия;

• коллективное взаимодействие, способствующее развитию профессионально-коммуникативных умений и актуализации ценностных отношений к изучению иностранного языка;

• проводится специальная подготовка преподавателей иностранных языков в использовании информационных и коммуникационных технологий.

Лингвокоммуникативная культура как базовое интегративное личностное образование отражает целостное, синтетическое восприятие мира, реализуя на уровне вербального поведения своеобразные и значимые для культуры категории, способствующие развитию языковой личности, ее самореализации в структуре разноплановых отношений, обогащению образовательного процесса, определению своей позиции в становлении профессиональной деятельности. [5]. В ходе актуализации лингвокоммуникативной культуры студенты овладевают различными способами интегрирования информации; ориентируются на предметном материале ранее изученных дисциплин, учатся высказывать собственное мнение и строить умозаключения, приводить доказательства; уверенно и корректно по отношению к окружающим выражать свои мысли. Выделяют следующие комплексы принципов конструирования лингвокоммуникативной культуры: аксиологические, ориентир которых базируется на ценностно-смысловом аспекте в культуре; научно-теоретические (системность, конструирование, непрерывность, интегративность); педагогические, характеризуют особенность деятельности; деятельностно-творческие (уровневое соотношение вербальных ситуаций, ориентация на саморазвитие, рефлексия); организационно-практические.

Эффективному формированию лингвокоммуникативной компетентности студента в образовательном процессе вуза также способствуют педагогические условия:

1. организация текстовой деятельности, обеспечивающая диалог культур на занятиях иностранного языка;

2. обогащение вербальной образовательной ситуации как проявления личностного потенциала студента;

3. создание атмосферы, приближенной к естественным коммуникативным условиям и обеспечивающей взаимодействие преподавателя и студента. Формирование иноязычной социолингвокультурной культуры развивает личностные качества у студентов: социолингвокультурную восприимчивость, тактичность, умение адаптироваться в различных ситуациях, демонстрировать уважение к собеседнику, убедительность и терпимость в споре.

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. В этих условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных

инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные образовательные технологии могут реализовываться только в инновационной школе.

Возникающие обучающие технологии для того, чтобы отвечать вызовам времени, должны обладать следующими чертами:

- деятельностный характер, предусматривающий организацию самостоятельной (либо с помощью преподавателя) деятельности обучающихся;

- групповой характер взаимодействия обучающихся, оптимальное сочетание с индивидуальной и парной работой;

- широкое использование ИКТ, организация работы с информацией, в информационно - образовательной среде;

- работа, направленная на осознание личностной значимости изучаемого материала, способов его получения и применения, ответственности за собственный процесс обучения;

- ориентация на индивидуализацию процесса обучения, обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

На современном этапе обучения иностранным языкам выделяют следующие технологии, способствующие формированию лингвокоммуникативной деятельности студентов: интерактивные технологии, технологии исследовательского проектирования, психотехнологии, компьютерные технологии, арт-технологии.

Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к перспективам и трудностям в профессиональной деятельности является одной из значимых в подготовке преподавателя и студента. Правомерная целям деятельности мотивация может обеспечить правильное осуществление этой деятельности, самораскрытие личности и обретение личностного смысла. Особое внимание при проведении практических занятий уделяется психологическим барьерам и стереотипам в профессиональной деятельности. Изучение особенностей лингвокоммуникативной культуры, специфики ее содержания позволяет выделить основной комплекс упражнений, дать собственную оценку речевой ситуации, предвосхищать то или иное действие, выбрав соответствующую форму изложения и языковые средства, адекватные цели общения. К решению данной проблемы относят использование проблемных ситуаций, которые ставят студентов перед противоречиями и необходимостью поиска их решения, позволяют более основательно развивать познавательные процессы языковой личности студента, способствовать становлению его субъектной позиции. Такие ситуации также способствуют поиску наиболее совершенных вербальных форм выражения - противоречий и решений, которые необходимо пояснить ясно и доказательно. К ситуациям, способствующих активизации у студентов к языковой потребности, можно отнести дискуссии по проблемам, имеющим различные варианты решения, вызывающие различные суждения, по поводу которых следует высказать свою точку зрения и суметь ее доказать, рассчитывая на воздействие на других студентов и преподавателя.

Сущность арт-технологий заключается в применении различных техник разных видов искусств в формировании лингвокоммуникативной культуры как средство творческой самореализации и способа личностного развития будущего специалиста. Одним из наиболее эффективных методов является использование импровизации, одним из преимуществ которой является приближении речевой деятельности к естественным нормам, а также способствует эффективной обработке языкового программного материала и обеспечивает практическую направленность обучения. Повышается эффективность учебного процесса за счет представления и усвоения большего количества информации в единицу времени, самоорганизации образовательной деятельности, изменяется позиция всех субъектов — повышается мера ответственности за образовательные результаты и процесс их достижения. Повышается доступность учебных материалов и другой информации, свобода выбора способов и условий освоения образовательных программ.

Ситуации-задачи предполагают уже самостоятельное распределение ролей слушателями. Данный вид ситуаций требует определенной подготовки. Важно проецировать ситуации, требующие выразительности вербальных форм, поиска эффективных средств, максимально воздействующих на чувства и переживания студентов. Они наполняют их вербальную деятельность яркими сравнениями и образами. Важнейшим критерием таких ситуаций являются самоанализ и оценка принятого решения, в которых даются как положительные суждения, так и критические оценки. Ситуации совместной деятельности студентов требуют общего поиска выразительных вербальных средств. Студенты корректируют свою работу и делятся друг с другом накопленными знаниями и умениями, обогащаются опытом коллективной вербальной деятельности. Кроме речевых ситуаций большое значение имеют вопросы (преподавателя к студенту, студента к преподавателю, так и между студентами), выступающие как проявление активной вербальной деятельности. При помощи вопросов преподаватель стимулирует вербальное и интеллектуальное развитие студента, что помогает решению поставленных задач. Невербальные средства, сопровождающих язык в процессе речи, играют немаловажную роль. В ходе профессиональной подготовки будущих специалистов нужно решению реальных коммуникативных задач. В этом случае процесс обучения студентов примет коммуникативно -ориентированный характер. В связи с этим в процессе формирования лингвокоммуникативной компетентности наиболее целесообразно предъявлять содержание языкового материала в задачной форме. Наиболее важно, чтобы произносимые и воспринимаемые фразы на иностранном языке были коммуникативно ценными: более или менее реалистичными с точки зрения условий реального общения. Основную роль также играет организация самостоятельной работы, в ходе которой студенты получают от преподавателя определенные задания, которые выполняются при непосредственном методическом руководстве преподавателя. Она способствует углублению и расширению знаний, формированию интересов к деятельности, развитию познавательных способностей. Помимо этого, происходит усвоение учебного материала на иностранном языке, его расширение и формирование умения работать с различными видами информации, используя информационные технологии. Применение смешанного обучения (Blended Learning) на сегодняшний день является продуманным способом, в ходе которого студент получает знания самостоятельно в режиме онлайн, также очно проводятся занятия с преподавателем: роль преподавателя заключается в передаче знаний и обучении студента учиться самостоятельно [41. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование

позволяет совмещать традиционные, современные и актуальные методики. Конечная цель формирования лингвокоммуникативной компетентности в рамках динамического обучения иностранного языка приводит студентов к самостоятельной выработке индивидуальной тактики обучения языку и возможности помочь и научить других.

Выводы. Овладение студентом университета лингвокоммуникативной культуры ведет к расширению спектра профессиональных задач, обеспечивает конкурентоспособность специалистов на рынке труда, придает уверенность профессиональным действиям, а также является необходимым условием успешной реализации личности в социуме и залогом успешной профессиональной деятельности в будущем. Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Литература:

1. Темкина, В.Л. Теория и практика формирования лингвокоммуникативной культуры студентов университета: монография / В.Л. Темкина. - Самара: Изд-во Сам. гос. пед. ун-та, 2003. - 184 с.

2. Тучкова, Е.Ю. Формирование лингвокоммуникативной культуры студентов средствами ситуаций общения: автореф.дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Тучкова. - Оренбург, 2011. - 24 с.

3. Фадеева, М. Ю. Социальная функция языка в формировании лингвокоммуникативной культуры / М. Ю. Фадеева // Педагогические основы филологического образования региона: сборник материалов Всероссийской конференции / отв. ред. Н. Е. Ерофеева. - Орск: Изд-во ОГТИ, 2009. - С. 103-111.

4. Blended Learning: Personalizing Education for Students. [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/learn/blendedlearning/home/welcome.

5. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. - Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

6. Corporate Learning Priorities Survey, 2011. цит по: Эл.ресурс: http://www.henley.reading.ac.uk/web/FILES/corporate/cl_Henley_Corporate_Learning_Priorities_Survey_2011.pdf. Доступ: 25.01.2014.

Педагогика

УДК 797.2

кандидат педагогических наук, доцент Котляров Алексей Дмитриевич

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ 8-10 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Рост достижений в спортивном плавании, возможность успешных выступлений в крупнейших соревнованиях в значительной мере определяется постоянным совершенствованием системы подготовки квалифицированных спортсменов и в первую очередь - спортивной тренировки. Специалисты выражают единодушное мнение, что современный уровень спортивных достижений в плавании требует постоянного совершенствования методик в подготовке пловцов. Развитие скоростных способностей является важной и неотъемлемой частью в подготовке детей, занимающихся спортивным плаванием. На основе изучения содержания федерального стандарта по виду спорта спортивное плавание, программ по плаванию, особенностей тренировочного процесса, возрастных особенностей детей были выявлены особенности развития скоростных способностей детей 8-10 летнего возраста. Материалы. В статье рассмотрены результаты экспериментальной работы по развитию скоростных способностей у мальчиков 8-10 летнего возраста, занимающихся спортивным плаванием. В проведенном исследовании применялась методика, направленная на развитие скоростных способностей, с различным соотношением средств - при плавании в полной координации и по элементам (при помощи движений руками или ногами). В тренировочном процессе экспериментальной группы, было предложено следующее соотношение использования элементов плавания для развития скоростных способностей. Плавание в полной координации составило 60%, с помощью ног и рук по 20% на каждый элемент. Контрольная группа выполняла тренировки для развития скоростных способностей в соотношении - 50% плавание в полной координации, 25% -плавание с помощью движений ног и 25% плавание с помощью движений руками. Данные изменения не противоречат Федеральному стандарту спортивной подготовки по плаванию по развитию скоростных способностей. Методы. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математического анализа и статистики. Результаты. В работе показаны изменения результатов в тестах, выполняемых мальчиками-пловцами, в условиях водной среды, в условиях «суши». Выявлены достоверные различия в тесте - плавании при помощи работы ногами (на отрезке 10 метров) в группе мальчиков 8-9 лет. В остальных тестах, в двух возрастных группах (8-9 и 9-10 лет) отмечалась лишь тенденция к улучшению. Заключение. Таким образом, проведенные исследования показывают, что в тренировочном процессе по развитию скоростных способностей у пловцов 8-10 лет скоростные качества развиваются успешно как при целостном двигательном акте (плавании в полной координации), так и при плавании по элементам (при помощи движений руками, при помощи движений руками). Комплексное использование всех средств позволяет разнообразить тренировочный процесс. Можно высказать предположение, большей степени на развитие скоростных способностей влияют возраст, индивидуальное развитие, особенности характера.

Ключевые слова: спортивное плавание, пловцы 8-10 лет, скоростные способности, тренировочный процесс.

Annotation. A height of achievements is in the sporting swimming, possibility of successful performances in the largest competitions to a great extent is determined by permanent perfection of the system of preparation of skilled sportsmen and first of all - sporting training. Specialists express unanimous opinion, that the modern level of sporting achievements in swimming requires permanent perfection of methodologies in preparation of swimmers. Developing speed flairs is important and inalienable part in preparation of children, engaging in the sporting swimming. On the basis of study of maintenance of federal standard by appearance sport sporting swimming, programs on swimming,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.