Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013 http://psyedu.rU/journal/2013/4/Aismontas_Ahter.phtml (дата обращения: 17.05.2018).
2. Василевская Е.В. Горизонтальное обучение в открытой среде на примере модели "Сетевая школа методиста" // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - №1, 2015. С. 73-82.
3. Двенадцать решений для нового образования Доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/proekty%20doc/ED_Print.pdf (дата обращения: 19.05.2018).
4. Дьяконов Б.П. Геймификация в асинхронном образовательном процессе. Краснодар: Историческая и социально - образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 1. с. 143-147.
5. Лукша П.О. Будущее образования: глобальная повестка Результаты работы по Форсайту образования 2030 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru_full.pdf (дата обращения 17.09.2016).
6. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Негативная креативность в образовании: особенности, угрозы и перспективы исследования // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. C. 67—76.
7. Мухаметзянов И. Ш. Предотвращение возможных негативных психолого педагогических последствий использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // КПЖ. 2012. №1 (91). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/predotwaschenie-vozmozhnyh-negativnyh-psihologo-pedagogicheskih-posledstviy-ispolzovaniya-informatsionno-kommunikatsionnyh (дата обращения: 05.05.2018) -С. 137-146.
8. Цибулько Г.Я., Пшеничный М.В. Смена образовательной парадигмы как ведущая тенденция инновационных изменений в системе образования // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 862-865. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/106/24958 (дата обращения: 13.05.2018).
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель кафедры иностранных языков Хажгалиева Гульнар Хабдолкакимовна
Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана (г. Уральск)
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Аннотация. Современные проблемы ценностного самоопределения студента в полилингвальном образовательном пространстве актуализируются в условиях вхождения университетов в международное образовательное пространство, активное межкультурного взаимодействия, развития академической мобильности и языковой подготовки. Поиск эффективных способов решения проблемы ценностного самоопределения способствовал проведению экспериментальной работы, результаты которой представлены в статье. Выявлены наиболее интересные практические аспекты ценностного самоопределения студента в полилингвальном образовательном пространстве. Сделаны выводы о подтверждении эффективности педагогических условий по результатам экспериментальной работы.
Ключевые слова: ценностное самоопределение, полилингвальное образовательное пространство, поликультурное общество.
Annotation. Modern problems of a student's self-determination in the multilingual educational space are actualized in the context of universities entering the international educational space, active intercultural interaction, development of academic mobility and language training. The search for effective ways to solve the problem of value self-determination contributed to the experimental work, the results of which are presented in the article. The most interesting practical aspects of the student's value self-determination in the multilingual educational space are revealed. The conclusions about the confirmation of the effectiveness of pedagogical conditions on the results of experimental work.
Keywords: value self-determination, multilingual educational space, polycultural society.
Введение. В глобальном мировом пространстве поликультур и полиязычия особо остро встает проблема адаптации современного человека к постоянно изменяющимся условиям, его интеграции в глобализирующийся мир, и одновременно, сохранение целостности, равновесия, национальной идентичности. В этом контексте множественности возможностей, проблематичности выбора целей и ценностей важное место занимает ценностное самоопределение личности, готовой к жизни и деятельности в многонациональной, поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других народов и культур.
Ценностный потенциал полилингвального образования актуализирует процесс восхождения к общецивилизационным, национальным, личностно-ориентированным ценностям, формирование готовности к ведению диалога культур с учетом специфики родного и иностранных языков как отражения системы культурных ценностей, культурно-обусловленного поведения на основе взаимоуважения, толерантности, взаимопонимания. Вместе С тем возникает вопрос о том каковы средства, формы, методы и педагогические условия ценностного самоопределения студента в полилингвальном образовательном пространстве.
Цель статьи: описать экспериментальную работ по ценностном самоопределению студента в полилингвальном образовательном пространстве.
Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день в научной литературе сложилась определенное понимание ценностного самоопределения. В работе К.А. Абульханова-Славской [1] рассматриваются методологические аспекты самоопределения, связанные с сознательным регулированием жизнедеятельности человека, с его пониманием смысла жизни, личной ответственностью, нравственным выбором. Психологические основы самоопределения личности, отражающие становление личности как субъекта жизни и деятельности, представлены в работах Л.И. Божович [2], Гинзбурга [4], А.В. Петровского [7]. В педагогических работах (Е.В. Бондаревская [3], А.В. Кирьякова [5], В.Д. Повзун [8]) самоопределение ассоциируется с процессом выбора жизненной позиции, с осуществлением поиска путей построения жизни
на осознанной основе, с определением ее смысла. С позиции аксиологического подхода самоопределение отражает процесс восхождения личности к ценностям и результат, выраженный в системно-личностном новообразовании, выражающийся в способности проектировать жизненную перспективу, совершать ответственный выбор целей и ценностей (Л.В. Мосиенко [6]). В трудах российских исследователей самоопределение связано с осознанием смысла жизни, личной ответственности, нравственным выбором, с самооценкой, самопознанием, познанием других людей, проблемами вхождения в сложный социальный мир, в профессиональную деятельность. Зарубежные ученые раскрывают понятие самоопределение понятие жизненного стиля, модель человеческого развития, удовлетворение потребностей в установлении связей, в стремлении к объединению с другими людьми, осознание самоидентичности, связывают его с самоактуализацией личности, с духовным ростом и развитием способностей, со стремлением к развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации возможностей.
В результате теоретического анализа и обобщения научных подходов к определению исследуемой дефиниции, было выявлено, что ценностное самоопределение студента в полилингвальном образовательном пространстве - это процесс и результат формирования устойчивого ценностного отношения к миру, полиязычию, другим народам, собственному Я, профессии, выраженного в осознании, переживании и присвоении общецивилизационных, национальных и личностно-ориентированных ценностей, обусловливающего успешность интеграции обучающегося в мировое сообщество и оптимальность достижения жизненных и профессиональных целей. Полилингвальное образовательное пространство в процессе ценностного самоопределения студента создает необходимые возможности, предопределяющие успешность практической реализации исследуемого процесса. Так, данное пространство способствует погружению студента в ценностный мир поликультурного общества, а также расширению его смыслопорождения и смыслообразования в процессе познания и принятия ценностей данного общества; обогащает студентов ценностями речевого взаимодействия, открывает пути к освоению языковой культуры (в том числе иностранной); предопределяет овладение студентами способами гуманных, равноправных и толерантных способов жизнедеятельности, а также их трансляцию в аспекте межкультурной коммуникации.
Основываясь на данных теоретических позициях была организована практика ценностного самоопределения студента в полилингвальном образовательном пространстве на базе НАО «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана» (г. Уральск). В эксперименте приняло участие 273 студента. Рассмотрим результаты экспериментальной работы по апробации процессной модели ценностного самоопределения студента в полилингвальном образовательном пространстве.
Первое. В аспекте структуры ценностного самоопределения (познавательный, эмотивно-коммуникативный, поведенческий компоненты) была проведена работа, соответствующая содержанию каждого компонента:
По познавательному компоненту ценностного самоопределения стденты акцент был сделан на расширении поля языковых, общекультурных, страноведческих, культуроведческих, региональных знаний; ориентацию на глубокое познание и овладение российской, мировой, национальными культурами; формирование умений видеть, понимать, интерпретировать явления культуры, модели речевого и неречевого поведения, умений критически осмысливать и встраивать культурно-языковые ориентиры в собственную картину мира.
Эмотивно-коммуникативный компонент предполагал рассматривать образовательный процесс вуза как целенаправленное формирование ценностного отношения к полиязыковой и поликультурной действительности, народам - ее представителям в образовательном процессе, а именно воспитание интереса и уважения, толерантного отношения к собственному народу и народам - носителям изучаемых языков, их культурам, формирование системы ценностей полилингвального образования, а именно, ценности общецивилизационного характера (жизнь, наука, знания, просвещение, культурное наследие); ценности национального характера (патриотизм, язык, история державы, культура страны, гражданское сознание); ценности личностно-ориентированного характера (человек, идеал, саморазвитие, самовыражение, самоопределение, интеркультурная коммуникация, полиязыковая личность).
Деятельность в рамках поведенческого компонента была направлена на развитие умения адаптироваться в поликультурном пространстве, культуры общения и поведения в поликультурном пространстве, культуры взаимодействия, сотрудничества в поликультурном пространстве, самостоятельности обучаемых в поисково-культуроведческой деятельности с использованием родного и иностранных языков, умения и навыки использования знаний языков и культур, ценностных установок в процессе межкультурной коммуникации (вербальной и невербальной) в повседневной, профессиональной деятельности.
Так, в рамках Универсальной программы «Я - Мир» были реализованы следующие направления деятельности: актуализированы значимые понятия через изучение конкретных тем «культура мира», «культура страны», «наследие», «достояние», «диалог культур», «культурное и языковое многообразие», «культурное и этническое самоопределение», «дискриминация», «агрессия», «культура мира», «культура страны», «наследие», «достояние», «диалог культур», «культурное и языковое многообразие», «культурное и этническое самоопределение», «дискриминация», «агрессия»; определена ценностная значимость изучаемой информации; сформирована готовность студента к полиязыковому, поликультурному общению, взаимодействию, знание правил и норм этикета и адекватное их применение в полилингвальном, поликультурном взаимодействии, проявление инициативы в полилингвальном, поликультурном взаимодействии, умение выбрать тематику взаимодействия, интерпретировать и использовать реалии взаимодействующих культур.
В Программе были проведены мероприятия (занятия, семинары, тренинги, коучинг-сессии, игры) по темам: «Достояние страны», «Национальная символика», «Национальный характер», «Национальные ценности», «Национальная культура», «Выдающиеся личности России» и др. Например, по теме «Особенности языка (языковая политика, роль национального языка и его контакты с другими языками)» содержание занятия было спроектировано следующим образом:
- на русском языке: текст «Роль языка в жизни общества и каждого человека»;
- на казахском языке: текст «Кептшдшк - заман талабы»;
- на французском языке: тексты «Europe et les langues», «L'identité par la langue», «A propos du français», видеоролик «Стирая языковые барьеры», фильм «Бобро поржаловать»;
- на английском языке: текст «English is the world language».
Методы, технологии, средства:
- на русском языке: составление словаря афоризмов «Язык - это...»;
- на казахском языке: написание статьи на тему «Роль национального языка в условиях полиязычия»;
- на французском языке: Составление словаря афоризмов «Язык - это. »;
- на английском языке: проведение круглого стола на тему: «English is a language of the world».
Универсальная программа «Я - Мир» выступила стержневым средством ценностного самоопределения
студента в полилингвальном образовательном пространстве вуза, блоки которой были включены в различные дисциплины и практики стдентов.
Второе. Реализация процессной модели ценностного самоопределения студента в полилингвальном образовательном пространстве проходила в четыре этапа и соответствовала методологии аксиололгического подхода.
На первом этапе обеспечивалась актуализация субъектного опыта обучаемых, а именно выяснялись их личностные смыслы, ориентирование на познание, обеспечивалась мотивация к изучению родного и иностранных языков, родной культуры и культуры стран изучаемых языков, организовывался поиск информации в рамках определенных тем. Задания носили познавательный характер и были направлены на поиск информации, выявление ключевой информации, концептуальных опор, формирование языковой и культурно-ориентированной догадки, овладение правилами речевого этикета (приветствие, прощание, обращение, благодарность, извинение, привлечение внимания).
На втором этапе происходила оценка значимости информации, выявление ценностных смыслов ее языковых и культуроведческих аспектов, расширение информационного поля обучаемых, структурирование и оценка информации с целью сопоставления сходств и различий, что позволяет создать представление о языковом и культурном многообразии, толерантном, гуманном отношении к другим народам, их языкам и культурам. Задания познавательно-оценочные были ориентированы на выявление общего и специфического в языках и взаимодействующих культурах, определение значимости изучаемых явлений, понятий, анализ событий, фактов, явлений, понятий, определение своего отношения к ним и отношения взаимодействующей стороны, развитие эмоционально-оценочной сферы обучаемого.
Третий этап характеризовался активизацией знаний, развитием умений и навыков выбора необходимой информации для полилингвального общения, поликультурного взаимодействия, созданием специальных ситуаций выбора в рамках полилингвальных и поликультурных тем. Задания коммуникативно-ориентированные имели целью овладение умениями межъязыкового, межкультурного взаимодействия (умение слушать и понимать собеседника, умение вести беседу, поддерживать ее, умение вступать в диалог).
На четвертом этапе - принятии - происходило развертывание субъектной позиции обучаемого, включение полученных знаний и опыта в повседневные и профессиональные ситуации полилингвального общения, «погружение» в языки и культуры разных стран в процессе интерактивной, рефлексивной, самостоятельной работы. В качестве заданий использовались полилингвальные проекты, игры, тренинги, интерактивные технологии, интегрированные занятия, способствующие развитию субъектности, внутренней мотивации, самостоятельности, креативности, умению работать в команде (организация ситуаций межкультурной коммуникации с обязательным привлечением нескольких языков (круглые столы, пресс-конференции, дискуссии, дебаты, мастерские ценностных ориентаций, философские кафе); выполнение коллективных проектов с использованием нескольких языков; организация интегрированных занятий на определенные темы с использованием нескольких языков; организация межкультурных тренингов). Средствами являлись: корпус текстов, специально отобранных в рамках ценностной тематики, иконографические документы, технические и аудио-визуальные средства.
В целом данная деятельность была направлена на контрастивный анализ фонетических, лексических и грамматических явлений в русском, казахском, французском, английском языках; контрастивному анализу культур.
Третье. Среди наиболее интересных мероприятий в рамках экспериментальной работы по ценностном самоопределению студента в полилингвальном образовательном пространстве были отмечены следующие: студенческая научно-практическая конференция «Полиязычие как фактор формирования высококвалифицированного специалиста новой формации», межуниверситетская полиязычная олимпиада, трехъязычный конкурс чтецов «ЖYреriмнщ TYбiне терец бойла...», традиционные Пушкинские чтения (на материале русского, казахского, английского, французского, итальянского и немецкого языков), фестивали национальных праздников «Праздники как национальная традиция», «Дружба народов», творческий марафон «Культура моей страны в стихах, песнях, художественных произведениях, юморе», организованы сюжетно-ролевых игры на темы «Национальное поведение: мимика и жесты», «Национальные традиции общения», «Национальные особенности правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения», литературные гостиные.
Для преподавателей были организованы курсы повышения квалификации, конференции, семинары на темы «Определение уровней владения иностранными языками в контексте общеевропейских компетенций», «Активные и интерактивные технологии обучения в вузе в условиях полиязычного образования», «Роль полиязычной личности в условиях изучения иностранного языка в вузе», семинар-тренинг «Инновационные подходы к обучению в условиях полиязычия», а также круглые столы на темы «Проблемы преподавания профильных дисциплин на английском языке в неязыковом вузе в рамках полиязычия», «Problems of professional English teaching at High school», «Проблемы преподавания профильных дисциплин на английском языке в неязыковом вузе в рамках полиязычия» с участием доктора Михаэля Готтхольд Рентшлера (Германия).
Ресурсы экспериментальной работы были собраны в научно-методическое обеспечение, которое обеспечило деятельность Центра развития полиязычного образования в университете.
Выводы. Результаты экспериментальной работы по ценностном самоопределению студента в полилингвальном образовательном пространстве вуза позволили подтвердить эффективность педагогических условий, способствующих реализации исследуемого процесса:
- происходит обогащение ценностными доминантами содержания культурной практики (социальными -равенство, уважение традиций, толерантность; профессиональными - интеллектуальная автономия, иерархия, свобода от стереотипов; личностными - самостоятельность, конформность, доброта, устремленность в будущее);
- реализуется речевое взаимодействие субъектов образования, основанное на позитивном восприятии культурного и языкового многообразия, обусловливающее присвоение студентом общецивилизационных, национальных и личностно-ориентированных ценностей;
- обеспечивается включение студента в ценностно-ориентационную деятельность, определяющую активизацию субъектной позиции обучающегося, формирование готовности жить в поликультурном обществе.
Литература:
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Психология развития: хрестоматия. - СпбГУ: Питер, 2001. - 512 с.
3. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика, 1995. - №4. - С. 29-36.
4. Гинзбург, М.Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 1996. - 60 с.
5. Кирьякова, А.В. Аксиология и инноватика университетского образования: монография / А.В. Кирьякова, Т.А. Ольховая. - М.: «Дом педагогики», 2010. - 200 с.
6. Мосиенко, Л.В. Ценностные основания самоопределения студентов в полилингвальном образовании / Л.В. Мосиенко, Г.Х. Хажгалиева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 2. -С. 39-45.
7. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
8. Повзун, В.Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета: монография / В.Д. Повзун. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 116 с.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, профессор Черноярова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)
ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПЛОВЦОВ-ПОБЕДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИЯХ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ В ПЕРИОД XXV-XXXI ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
Аннотация. В данной статье представлен анализ результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр. В ходе исследования определена средняя скорость, проанализированы темпы прироста скорости пловцов-победителей на дистанциях вольного стиля и выявлено количество золотых медалей, завоеванных пловцами различных стран на дистанциях вольного стиля в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).
Ключевые слова: спортивное плавание, Олимпийские игры, дистанции вольным стилем (мужчины и женщины).
Annotation. This article presents an analysis of the results of the winning swimmers specializing in freestyle distances during the XXV-XXXI Olympic games. The study determined the average speed, analyzed the rate of increase in the speed of swimmers-winners at freestyle distances and revealed the number of gold medals won by swimmers from different countries at freestyle distances during the XXV-XXXI Olympic games (men and women).
Keywords: sport swimming, Olympic games, freestyle distances (men and women).
Введение. Плавание является одним из массовых видов спорта. По количеству разыгрываемых медалей на Олимпийских играх плавание уступает лишь легкой атлетике.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [4] большое внимание уделено олимпийскому движению и развитию спорта высших достижений, увеличению количества спортивных школ и центров, обеспечению подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта.
В последние годы в спортивной, психологической, педагогической литературе вопросам выступления на Олимпийских играх сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта уделяется пристальное внимание.
В исследованиях И. Л. Ганчара [1], И. П. Нечунаева [2], О. А. Черноярова [5] и др. представлен анализ результатов выступления пловцов на Олимпийских играх.
С первых Олимпийских игр дистанции вольного стиля пользовались большой популярностью. В настоящее время кроль на груди является самым быстрым и эффективным способом плавания.
Техника плавания способа кроль на груди, как считают многие специалисты, не требует от пловцов больших энергетических затрат, как в баттерфляе (дельфине), и не предъявляет серьезных требований к координации движений, как в брассе.
Тем не менее стать чемпионом на дистанции вольного стиля - невероятно престижно, так как конкуренция среди пловцов, на всех дистанциях очень велика.
Популярность техники кроль на груди объясняется и тем, что этот способ используется в других водных видах спорта: водном поло, синхронном плавании, триатлоне и т.п.
Определенное значение имеет кроль на груди и в прикладном плавании. Он используется для преодоления водных преград, при спасении терпящих бедствие на воде людей и во многих других случаях, когда требуется высокая скорость плавания.
Анализ летописи результатов выступления сборной команды СССР и России по спортивному плаванию свидетельствует о том, что наши спортсмены имеют в своем арсенале как яркие страницы побед, так и горечь поражений.