Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
DOI 10.47643/1815-1337_2021_11_149
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОМУ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ PROBLEMATIC ASPECTS OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION ON OPERATIONAL-SEARCH PREVENTION OF CRIMES DRUG CONTROL UNITS
INTERNAL AFFAIRS BODIES
ДУБОВИЦКАЯ Юлия Олеговна,
адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров, Академия управления МВД России. 125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: [email protected];
DUBOVITSKAYA Yulia Olegovna,
adjunct of the Faculty of Training of Scientific and scientific-pedagogical personnel, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 8, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., Moscow, 125171, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы межведомственного взаимодействия в процессе осуществления оперативно-розыскного предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. В последние годы на территории Российской Федерации сохраняется стабильно высокий уровень наркопреступности, что обуславливает необходимость совершенствования системы взаимодействия подразделений по контролю за оборотом наркотиков органов внутренних дел с иными подразделениями и организациями, находящимися вне системы МВД России, в целях эффективного и качественного оперативно-розыскного предупреждения преступлений в указанной сфере. В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является одним из приоритетных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности, что подтверждает актуальность выбранной темы и необходимость ее раскрытия в контексте межведомственного взаимодействия.
Abstract: The article discusses the issues of interdepartmental interaction in the process of operational and investigative prevention of crimes in the field of drug trafficking. In recent years, a consistently high level of drug crime has been maintained on the territory of the Russian Federation, which makes it necessary to improve the system of interaction of drug control units of the internal affairs bodies with other units and organizations located outside the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in order to effectively and efficiently prevent crimes in this area. In the Strategy of the State Anti-Drug Policy of the Russian Federation until 2030, the prevention of crimes related to drug trafficking is one of the priority areas of ensuring state and public security, which confirms the relevance of the chosen topic and the need for its disclosure in the context of interdepartmental interaction.
Ключевые слова: оперативно-розыскное предупреждение преступлений, незаконный оборот наркотиков, подразделения по контролю за оборотом наркотиков, органы внутренних дел, Российская Федерация, межведомственное взаимодействие, наркотизм.
Keywords: operational search prevention of crimes, drug trafficking, drug control units, internal affairs bodies, the Russian Federation, interdepartmental interaction, drug addiction.
Дата направления статьи в редакцию: 26.10.2021
Дата публикации: 30.11.2021
На сегодняшний день проблема распространения наркомании на территории Российской Федерации остаётся одной из актуальных, подрывающей социально-экономический и демографический потенциал государства, что требует объединения и координации усилий различных государственных органов.
Необходимо отметить, что, в настоящее время институт применения возможностей различных органов власти и иных институтов общества в области предупреждения незаконного оборота наркотиков [3], несмотря на его значимость, разработан недостаточно.
В последние годы как на территории нашего государства, так и за его пределами, распространение наркотизма является одним из значимых факторов, оказывающих крайне негативное влияние на физическое и моральное здоровье населения, демографическое положение и, как показывают исследования в данной области1, на политику, экономику, социальную стабильность, правопорядок и будущее молодежи.
Принимая во внимание гипотезу настоящего исследования, необходимо остановиться на раскрытии такого термина, как «взаимодействие».
В соответствии с лингвистическим толкованием, в широком смысле слова, под взаимодействием понимается «взаимная связь явлений», «взаимная поддержка», определяемая согласованностью действий, направленных на достижение определенной цели [4].
В связи с разделением функций субъектов, осуществляющих оперативно-розыскное предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, возникает необходимость в исследовании проблем межведомственного взаимодействия различных государственных структур и негосударственных учреждений в работе по данному направлению. На протяжении продолжительного периода в практической деятельности внедрялись и разрабатывались различные формы взаимодействия, совершенствовалось нормативное правовое регулирование, однако проблема взаимоотношений между службами и подразделениями как внутри системы МВД России, так и с иными государственными структурами и с различными негосударственными организациями, остается нерешенной.
1 Так, из 81 опрошенных руководителей органов внутренних дел, 93% указали на прямую взаимосвязь состояния правопорядка, политической и экономической стабильности от здоровья населения нашего государства. Причем 78% опрошенных выделили один из проблемных факторов, влияющих на дестабилизацию общественных отношений в Российской Федерации, как наркотизация населения.
Учитывая наличие значительного количества различных государственных органов и институтов гражданского общества, а также разносторонние возможности использования имеющихся в их распоряжении сил, средств и методов, считаем необходимым акцентировать внимание на специфике организации межведомственного взаимодействия в области оперативно-розыскного предупреждения преступлений с точки зрения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел (далее - ОВД).
Следует отметить, что среди задач, согласно положениям ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»1 законодатель выделяет предупреждение преступлений, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, возросшее влияние, связанных с наркотизмом негативных явлений в целом на обеспечение национальной безопасности России, обуславливает необходимость решения и такой самостоятельной задачи оперативно-розыскной деятельности, как добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу различным видам безопасности Российской Федерации.
Главной особенностью и необходимым условием успешного оперативно-розыскного предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в России на современном этапе считается замена отдельных мер реагирования на использование системного подхода, в реализации которого принимают участие как органы государственного, так и местного управления.
Изучение этого круга проблем позволило установить, что развитие происходящих процессов при осуществлении оперативно-розыскного предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, требует от организации межведомственного взаимодействия ОВД и органов государственной власти и управления действенных моделей его функционирования, в том числе и с научной степени разработанности.
С учетом постоянных изменений факторов внутренней и внешней среды, уровень межведомственного взаимодействия в правоохранительной системе, его полнота и имеющиеся возможности требуют постоянного осмысления и эффективного развития.
Необходимо отметить, что в теории оперативно-розыскной деятельности вопросам организации совместной деятельности оперативных подразделений ОВД с иными структурами, а также проблемам их взаимодействия всегда было уделено достаточно много внимания. (В.М. Атмажитов, Д.В. Гребельский, В.А. Ильичев, В.А. Лукашов, С.Д. Назаров, Н.П. Голяндин). При этом подходы и представления о взаимодействии в оперативно-розыскной сфере претерпевали различные изменения. Так, Ф.Ю. Бердичевский в 1 973 г. под взаимодействием предполагал организацию (хотя и носящую временный характер), образованную для достижения общей цели и имеющую свою структуру [2].
На наш взгляд, наиболее точно отражает сущность данного понятия позиция В.М. Атмажитова, который под взаимодействием понимает основанную на законе и подзаконных нормативных актах согласованную деятельность с применением наиболее целесообразного сочетания присущих взаимодействующим субъектам сил, средств и методов [1].
Взаимодействие правоохранительных структур, общественных организаций и иных субъектов в области оперативно-розыскного предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, предполагает, как уже неоднократно отмечалось, объединения совместных усилий. Таким образом, фактически происходит дополнение функций друг друга. Например, сотрудники подразделений по контролю за оборотом наркотиков ОВД при задержании лица с наркотическим средством, могут предположить о наличии у последнего наркозависимости. Однако, подтвердить факт заболевания, равно как и оказать медицинскую помощь (в частности, прохождение диагностики, иное соответствующее лечение) входит в компетенцию органов здравоохранения. В связи с чем, требуют дополнительной проработки вопросы взаимодействия компетентных государственных органов и учреждений, способных обеспечивать и социальную реабилитацию указанных лиц. Решение этой задачи требует участия более широкого круга субъектов государственной системы, в том числе и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, а также общественных и иных негосударственных организаций в сфере оперативно-розыскного предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Названные выше обстоятельства позволяют высказать мнение о том, что, сосредоточение и координация усилий общества и государства при оперативно-розыскном предупреждении преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков является необходимым условием защиты личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, в рамках реализации которых обеспечивается защита конституционных прав и свобод граждан, достойное качество и уровень жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, а также устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Вследствие этого, на первый план выходят проблемы межведомственного взаимодействия различных заинтересованных субъектов в исследуемой сфере. При этом важно, чтобы любая антинаркотическая деятельность опиралась не только на защиту прав и интересов самого наркозависимого лица, принимала во внимание особенности его заболевания, интересы общества и государства, равно как и обеспечивала реализацию принципа неотвратимости наказания за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, но и составляла единый комплекс конкретных согласованных действий различных заинтересованных субъектов. В связи с чем, отметим, что взаимодействие органов государственной власти, образовательных и медицинских организаций, общественных и религиозных объединений в рамках реализации совместной деятельности будет способствовать улучшению наркоситуации в стране и отдельных ее субъектах.
Одной из основных направлений межведомственного взаимодействия в сфере оперативно-розыскного предупреждения незаконного оборота наркотиков является антинаркотическая пропаганда. Так, в целях предупреждения немедицинского употребления наркотических средств
1 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 2015. № 27. Ст. 3964
или психотропных веществ сотрудниками отделов межведомственного взаимодействия и профилактики Управлений по контролю за оборотом наркотиков МВД России (далее - УНК) по субъектам организовано проведение профилактических антинаркотических и координационных мероприятий в образовательных, трудовых и иных коллективах (индивидуальная и общая наркопрофилактика). В частности, необходимо отметить, что проводятся различные мероприятия с привлечением большого числа участников, в том числе: школьников, студентов, представителей родительской общественности и специалистов; мероприятия координационного характера, в рамках которых проходят обучение сотрудники заинтересованных ведомств, организаций и волонтеров; профилактические беседы с осужденными, организована работа отряда специального назначения «Гром» УНК МВД России (посредством проведения, например, показательных выступлений по тематике).
Контроль в области оперативно-розыскного предупреждения незаконного оборота наркотиков - задача органов государственной власти, входящая в исключительную компетенцию Российской Федерации1. Нормативно закреплен перечень субъектов антинаркотической деятельности2: руководящая роль отведена МВД России3. К уполномоченным субъектам антинаркотической деятельности отнесены: Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.
При изучении вопроса, касающегося организационной структуры субъектов, осуществляющих координацию деятельности государственных органов по предупреждению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков с применением функционально-структурного метода установили, что в настоящее время образовалось два субъекта. С одной стороны, это Прокуратура, которая реализует функцию координации посредством координационных совещаний, а с другой - Государственный антинаркотический комитет, в чью компетенцию входит осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по реализации государственной антинаркотической политики.
При такой конкуренции в рамках реализации одной функции возникают проблемы, приводящие к снижению эффективности деятельности как указанных органов, так и всех субъектов оперативно-розыскного предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
Эффективность механизма межведомственного взаимодействия, зачастую зависит от скорости обмена значимой информацией. Принимая во внимание проводимый анализ и оценку наркоситуации в государстве, возникает необходимость незамедлительного включения всех заинтересованных субъектов к реализации выработанного решения, направленного на предупреждение преступлений. Инновационные методы передачи данных позволяют существенно сэкономить время при организации межведомственного взаимодействия, однако данная деятельность осуществляется в настоящее время не на должном уровне. В связи с чем, не всегда отмечается открытость и готовность вышеуказанных органов к обмену информацией, совместному проведению эффективных мероприятий и дальнейшему сотрудничеству по сопровождению материалов.
Таким образом, можно выделить основные признаки механизма межведомственного взаимодействия, в системе органов государственной власти и, в частности, МВД России и иных органов правоохранительной направленности:
- единство стратегических целей органов государственной власти и правоохранительных органов как части системы, определяют направленность функционирования и взаимодействия;
- межведомственное взаимодействие объективно обусловлено;
- комплексный характер и сложность преступности как негативного социального явления, требует комплексного решения - одновременное направление усилий органов государственной власти в различных сферах жизнедеятельности общества.
Организация системы уполномоченных субъектов, определение уровней и направлений их межведомственного взаимодействия и координации деятельности - является приоритетом развития системы государственного управления. В рамках структуры федеральных органов исполнительной власти4 функции ФСКН России переданы МВД России, что отражает адаптивные свойства всей системы государственного управления к современным условиях функционирования.
Взаимодействие ОВД с органами государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: между федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями; при процессах внутриорганизационно-го характера со структурными подразделениями; между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и структурами гражданского общества; между органами исполнительной власти и СМИ; в рамках межотраслевого взаимодействия органов исполнительной власти.
1 Ст. 71 п. «м» Конституции Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. - Москва: Юрист, 2012. - 48 с.
2 Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ п. 1 ст. 41. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17437/
3 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и психотропных веществ» от 03.07.2016 № 305-ФЗ. https://rg.ru/2016/07/12/narkotiki- dok.html
4 Указ Президента РФ от 21 .05.201 2 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». URL:http: //www.consultant.ru /document/cons doc LAW 129954/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/
На федеральном уровне субъектами антинаркотической деятельности являются:
- Президент Российской Федерации;
- Государственный антинаркотический комитет (далее - ГАК), функции которого также заключаются в организации деятельности по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организацию их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по реализации государственной антинаркотической политики;
- Правительственная комиссия по профилактике правонарушений, основная задача которой концентрация сил субъектов по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков1.
На уровне субъектов Российской Федерации действуют антинаркотические комиссии. Деятельность комиссий направлена на координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Другие федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие реализацию функций по предупреждению незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, а также меры профилактики немедицинского потребления наркотиков в пределах предоставленных им Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации полномочий:
- Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, осуществляющие в рамках своих полномочий руководство антинаркотической деятельностью на территории субъектов Российской Федерации;
- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию государственной антинаркотической политики в субъектах Российской Федерации;
- Органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
- Общественные объединения и религиозные организации вправе участвовать в профилактике немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики.
- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
Таким образом, сформирована общегосударственная система уполномоченных органов по противодействию незаконного оборота наркотиков.
Основными субъектами взаимодействия в правоохранительной сфере являются: судебная система Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правоохранительные органы.
Правоохранительные органы, обеспечивающие безопасность России - это те государственные органы, которые обязаны в рамках своей компетенции обеспечить законность и правопорядок, борьбу с преступностью. Эффективность этой борьбы во многом зависит от непосредственной их связи с государственными органами исполнительной власти РФ, с государственными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Органы Федеральной таможенной службы пресекают незаконный оборот наркотических средств через таможенную границу Российской Федерации2.
вать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры, в том числе по борьбе незаконным оборотом наркотиков.
Среди целей разведывательной деятельности Федеральной службы внешней разведки Российской Федерации обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности. В настоящее время одним из направлений укрепления безопасности является противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров5.
Вопросы предупреждения незаконного оборота наркотиков в сфере здравоохранения возложены на Министерство здравоохранения Российской Федерации6. Для рассматриваемой нами сферы взаимодействия имеет значение следующие субъекты:
Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Главным направлением обеспечения государственной и общественной безопасности является усиление роли государства. Основными мерами обеспечения общественной безопасности являются совершенствование правового регулирования предупреждения преступности в сфере распространения наркотиков, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка в указанной области,
http: //pravo.gov.r u /proxy/ips/?docbody=&nd=102120754
2 Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе» URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61861/
3 Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40^3.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6300/
4 Указ Президента РФ от 1 1 .08.2003 № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43763/
Федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 № 5-ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8842/ Постановление Правительства РФ от . . № http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_131573/
6 Постановление Правительства РФ от 1 9.06.201 2 № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации». URL:
Органы Федеральной службы безопасности осуществляют борьбу с преступностью. Она предполагает и противодействие незаконно
му обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров . Для органов безопасности предусмотрена обязанность разрабаты
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 2 1 6 «О правительственной комиссии по профилактике правонарушений» п. «б» ч. 2. URL
повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, расширение международного сотрудничества.
На МВД России возложена функция предупреждения и пресечения преступлений, административных правонарушений, а также выявления и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров1. Координация деятельности в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров возложена на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В настоящее время разработаны федеральные целевые программы2, в которых для нашего исследования имеет принципиальное значение - система индикаторов и показателей.
В структуре Центрального аппарата МВД России создано самостоятельное структурное подразделение3 - Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГУНК). В связи с руководящей ролью МВД России считаем необходимым рассмотреть деятельность нового главного управления более подробно.
ГУНК является специализированным подразделением центрального аппарата МВД России, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. Данное подразделение Центрального аппарата МВД России в установленном порядке осуществляет взаимодействие с территориальными подразделениями системы МВД России и обеспечивает эффективность их деятельности. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенствование нормативно-правового регулирования, обеспечение взаимодействия, организация предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших является прерогативой ГУНК. За ГУНК МВД России на современном этапе закреплена обязанность в разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, координация деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности, организационно-методическое обеспечение, оказание практической помощи территориальным органам МВД России. Функция организационного обеспечения деятельности Г К, участие в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности МВД России определили место ГУНК МВД России в системе правоохранительных органов как основного субъекта исполнения и реализации политики государства в сфере противодействия незаконного оборота наркотиков.
Согласованные межгосударственные профилактические и оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и ликвидации каналов международного наркотрафика также являются одним из ключевых направлений деятельности системы уполномоченных органов государственной власти.
Стоит отметить, что взаимодействие в сфере оперативно-розыскного предупреждения преступлений подразделениями по контролю за оборотом наркотиков ОВД должно осуществляться в следующих направлениях:
а) проведение мероприятий, способствующих осознанию обществом, особенно его несовершеннолетними представителями, последствий употребления наркотиков без назначения врача и связанных с этим негативных явлений. При этом важно именно наглядное информирование населения с использованием конкретных примеров о влиянии наркотиков на состояние преступности в целом, о деформациях отношений, вызываемых злоупотреблением наркотиками (семейных, экономических, нравственных и др.), о влиянии на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в домах, на рабочих местах, по месту учебы, проведения досуга;
б) недопущение и незамедлительное пресечение пропаганды либо незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений или их частей, содержащих такие средства или
в) активизация предупредительно-профилактической деятельности в среде несовершеннолетних со стороны правоохранительных органов, органов здравоохранения с подключением к этой работе местных органов самоуправления, представителей общественности, добровольцев из среды несовершеннолетних и молодежи;
д) расширение сети спортивных учреждений и иных социально-направленных организаций для проведения творческого досуга молодежи, в том числе оказывающих услуги на безвозмездной основе.
е) совершенствование информационно-аналитической направленности в процессе организации межведомственного взаимодействия в сфере профилактики незаконного оборота и потребления наркотиков.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время происходит формирование механизма межведомственного взаимодействия в сфере незаконного оборота наркотиков, отвечающего требованиям меняющейся политической, социально-экономической, и криминологической ситуации в стране. Реализация необходимых мер предупреждения незаконного оборота наркотиков на основе планирования, требует дополнительного установления целевых индикаторов и показателей, позволяющих выявить эффект именно системной деятельности
1 Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации». URL:http:// www.consultant.ru/law /hotdocs/48310.html
2 Постановление Правительства РФ от 15.04.201 4 № 299 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162168/
3 Приказ МВД России от 23.04.2016 № 209 «Об утверждении Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=666170#0
всех органов государственной власти. В целях обеспечения взаимодействия и координации совместной деятельности по оперативно-розыскному предупреждению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, считаем необходимым создание единого центра, позволяющего объединить существующие площадки в одну, с закреплением статуса федеральным законом. На сегодняшний день, существуют программы по регулированию механизмов реализации указанных в ней задач и приоритетных направлений, связанных с оперативно-розыскным предупреждением незаконного оборота наркотиков, которые требуют соответствующего обеспечения и подходов, которые на наш взгляд, могли бы найти отражение в специальном межведомственном нормативном акте.
Библиогра фия:
1. Атмажитов В.М. Взаимодействие аппаратов уголовного розыска с другими службами горрайорганов внутренних дел при раскрытии преступлений и пути его совершенствования: автореф. дис. канд. юрид. наук. - М.: Академия МВД СССР, 1981.
2. Б ердичевский Ф. Ю. Взаимодействие следствия и дознания как организационная система // Советское государство и право. - 1973. - № 12.
3. Большой юридический словарь: 6000 терминов / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. - М.: ИНФР А-М, 2015.
4. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека.
References (transliterated):
1. Atmazh ¡tov V.M . Vzai modeístv ¡e apparatov ugolovnogo rozyska s drugimi sluzhbami gorraíorg anov v nutrennih del pr¡ raskryti ¡ prestuplen ¡T i puti ego
sovershenstvovaniya: avtoref. dis. kand. yurid. nauk. - M.: Akademiya MVD SSSR, 1981.
2. Berd ¡ chev s k¡ T F.YU. Vz a ¡ modeístv ¡ e sledstviya i doznaniya kak organizacionnaya sistema // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1973. - № 12.
3. Bol'shoj yuridicheskij slovar': 6000 terminov / pod red. A. YA. Suhareva, V. D. Zor'kina, V. E. Krutskih. - M.: INFRA-M, 2015.
4. Slovar' russkogo yazyka: V 4-h t. / RAN, In-t lingvistich. issledovanij; Pod red. A.P. Evgen'evoj. - 4-e izd., ster. - M.: Rus. yaz.; Poligrafresursy, 1999; (el-
ektronnaya versiya): Fundamental'naya elektronnaya biblioteka.