Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ'

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллозода Неъматулло Рахматулло

Статья посвящена международному сотрудничеству Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, как основе взаимодействия в целях совершенствования межгосударственного сотрудничества в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел. Также говорится об определённых этапах в становлении и развитии взаимодействия в сфере оперативно-розыскной деятельности МВД Республики Таджикистан и МВД Российской Федерации. Приводятся нормативно-правовые акты, которые отражают правовую основу взаимодействия органов внутренних дел двух государств, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдуллозода Неъматулло Рахматулло

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF INTERNATIONAL COOPERATION BETWEEN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIGHT AGAINST DRUG TRAFFICKING

The article is devoted to the international cooperation of the Republic of Tajikistan and the Russian Federation in the field of combating drug trafficking, as the basis for interaction in order to improve interstate cooperation in the operational-search activities of the internal affairs bodies. It also speaks about certain stages in the formation and development of interaction in the field of operational-search activities of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The article provides normative legal acts that reflect the legal basis for the interaction of the internal affairs bodies of the two states related to drug trafficking.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2020_11 _149

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Абдуллозода Неъматулло Рахматулло,

адъюнкт Академии управления МВД России, полковник милиции. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Статья посвящена международному сотрудничеству Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, как основе взаимодействия в целях совершенствования межгосударственного сотрудничества в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел. Также говорится об определённых этапах в становлении и развитии взаимодействия в сфере оперативно-розыскной деятельности МВД Республики Таджикистан и МВД Российской Федерации. Приводятся нормативно-правовые акты, которые отражают правовую основу взаимодействия органов внутренних дел двух государств, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Abstract: The article is devoted to the international cooperation of the Republic of Tajikistan and the Russian Federation in the field of combating drug trafficking, as the basis for interaction in order to improve interstate cooperation in the operational-search activities of the internal affairs bodies. It also speaks about certain stages in the formation and development of interaction in the field of operational-search activities of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The article provides normative legal acts that reflect the legal basis for the interaction of the internal affairs bodies of the two states related to drug trafficking.

Ключевые слова: Международное сотрудничество, взаимодействие, незаконный оборот наркотиков, контролируемая поставка, оперативно-розыскные мероприятия, национальная стратегия, борьба с преступность, национальные законодательства и международные договоры.

Keywords: International cooperation, interaction, drug trafficking, controlled delivery, operational-search activities, national strategy, the fight against crime, national legislation and international treaties.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ является одной из опаснейших проблем мировой общественности, которая подобно чуме подрывает основные устои цивилизации - здоровье и жизнь миллионов людей, а также угрожает безопасности государств и всего мира [1,с.7].

Проблемы борьбы с наркоманией и наркобизнесом, особенно обострившиеся в последние годы, многогранны и связаны с множеством факторов.

Таджикистан не является страной, производящей наркотики. В силу своего геополитического расположения и большой протяженности Государственной границы с Афганистаном стал одним из транзитных государств на пути афганского наркотика.

Такое географическое положение страны, вовлечённой в процессы международного наркотрафика, создает наркотическую угрозу не только для Таджикистана, других стран-транзитёров, но и является предпосылкой для создания благоприятной почвы в деятельности транснациональных организованных преступных сообществ. Однако должного взаимодействия оперативно-розыскных и специальных служб стран Центрально-Азиатского региона с Российской Федерацией в вопросах пресечения контрабанды наркотиков оставляют желать лучшего.

Борьба с наркотизмом является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Таджикистан. В этом направлении принят комплекс мер, направленный на усиление контроля над наркотиками. Одним из важных политических шагов стало присоединение Таджикистана в 1995-1996 г. г. ко всем антинаркотиковым Конвенциям Организации Объединенных Наций и выполнение всех положенн-ных данных конвенций.

Также Указом Президента Республики Таджикистан от 13 февраля 2013 г. № 1409 утверждена Национальная стратегия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013-2020 г.г. [2,с.123-127]. Некоторыми целями настоящей Национальной стратегии является совершенствование системы мер, направленной на организацию БНОН и совершенствование нормативно-правовой базы по контролю за оборотом наркотиков. Для реализации данных целей намечен ряд мероприятий, одним из которых является расширение международного сотрудничества в области контроля за оборотом наркотиков, и были приняты меры для ее реализации, которые охватывают такие меры, как проведение межгосударственных комплексных оперативно-профилактических операций (далее -КОПО) по выявлению и пресечению незаконных каналов перевозки наркотиков, в том числе в результате проведения оперативно-розыскного мероприятия (далее - ОРМ) «контролируемая поставка», осуществление мероприятий по борьбе с наркопреступлениями, имеющими коррупционный характер, создание эффективной системы, предотвращающей легализацию незаконных финансовых средств от реализации наркотиков.

Республика Таджикистан и Российская Федерация являются странами-участниками Содружества Независимых Государств (далее СНГ) с 1991 года, странами-членами Организации Договора о коллективной безопасности (далее ОДКБ) с 1992 года, а также Межпарламентских Ассамблей СНГ и ОДКБ, Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ (далее КСОПН) с момента их организации. К ведению КСОПН относятся вопросы гармонизации и унификации, национальных антинаркотических законодательств государств-членов ОДКБ. Участие Российской Федерации и Респуб-

лики Таджикистан в этих международных организациях, несомненно, усилили нормотворческую деятельность двух государств не только в экономической, политической, военной, правоохранительной деятельности, но и в такой специфической деятельности, как оперативно-розыскная. В связи с возросшими масштабами незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в государствах - участниках СНГ на уровне глав государств было принято решение о решении этой проблемы на международном уровне путём создания модельного законодательства.

В России и Таджикистане появление модельного законодательства также связано с формированием в 1992 г. Межпарламентской Ассамблеи СНГ, когда потребовалось сохранить общие правовые связи государств - участников СНГ.

В целях сохранения связей и координации законодательств в области ОРД 6 декабря 1997 года в городе Санкт-Петербурге решением Межпарламентской ассамблеи СНГ за № 10-12 был принят Модельный закон этих государств «Об оперативно-розыскной деятельности» [3] .

Необходимо отметить в связи с ростом преступности и его организованной формы в Республике Таджикистан 23 мая 1998 года за № 651 был принят второй по счету Закон Республики Таджикистан «Об оперативно-разыскной деятельности» (далее Закон ОРД). За основу данного закона были взяты положения Модельного закона «Об оперативно-розыскной деятельности» государств - участников СНГ от 6 декабря 1997 года. Также в последующем 25 марта 2011 год за № 687 был принят с учетом изменений и привидения в соответствие с другими нормативно-правовыми актами третий Закон ОРД в Республике Таджикистан.

Республика Таджикистан с момента приобретения независимости заключил ряд соглашений и договоров с Российской Федерацией в сфере борьбе с незаконным оборотом наркотиков (далее БНОН), которое даёт почву к сотрудничеству в данном направлении.

Необходимо отметить, что одним из важных событий в области взаимодействия между органами внутренних дел двух государств, это принятие решения 19 января 1996 года Советом глав государств Содружества Независимых Государств о создании Совет министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств (далее -СМВД), целью которой является взаимодействие и координация действий в борьбе с преступностью.

С момента создания СМВД было проведено более 30 встреч и совместных коллегий, где были приняты соответствующие решения по противодействию организованной преступности и, в том числе по БНОН.

К межведомственным нормативно-правовым актам можно отнести соглашения и другие нормативно-правовые ак-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 11(191)

ты, которые были подписаны руководством МВД Республики Таджикистан и Российской Федерации.

К ним можно отнести, к примеру:

- Соглашение о сотрудничестве между Министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 21 октября 1992 года (г. Киев) [4,с.24-27];

- Меморандум о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел Республики Таджикистан в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, а также незаконным оборотом наркотиков от 13 ноября 2002 года (город Душанбе.)[5];

-Решение об организации работы Региональной оперативной группы в Центрально-Азиатском регионе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств -участников Содружества Независимых Государств от 5 сентября 2014 года (город Чолпон-Ата.) [6,с.146].

-Решение СМВД государств-участников Содружества Независимых Государств о Едином порядке организации и проведения международной контролируемой поставки по запросам органов внутренних дел/полиции государств - участников Содружества Независимых Государств от 31 мая 2019 (город Ташкент) [7] и другие.

Все перечисленные нормативно-правовые акты обеспечивают единую систему оперативно-розыскных отношений и решают вопросы оперативно-розыскной деятельности.

Наряду с перечисленными нормативно правовыми актами хотели бы остановиться на Решении о Едином порядке организации и проведении международной контролируемой поставки (далее МКП) по запросам органов внутренних дел/полиции государств -участников Содружества Независимых Государств.

Важность принятия Единого порядка проведения международной контролируемой поставки обусловлена высоким уровнем скрытности деятельности организованных наркосиндикатов, использующих предварительные разведывательные меры, тщательного маскирования подготовительных мер и преступных намерений. Данный документ устанавливает алгоритм взаимодействия компетентных органов стран Содружества в пресечении преступления и в выявлении лиц, занимающихся наркобизнесом, выявлении межрегиональных и международных преступных связей, каналов и маршрутов перемещения контролируемых объектов, а также сбор информации для проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления преступных наркогрупировок.

Правовая основа проведения метода контролируемой поставки также отражена в ряде международных соглашений по противодействию незаконному обороту наркотических средств,

Криминалистика;

судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

психотропных веществ и их прекурсоров, которые были ратифицированы Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, к примеру: ст. 1-3 Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.)[8,с133-157], п. «Ь> ст.2 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) [9], ст. 8 Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (25 ноября 1998 года) [10, с.326-328], ст. 11 Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (30 ноября 2000 г.) [11] и др.

Важная роль в совершенствовании взаимодействия противодействию наркопреступности отводится заседаниям Объединенной коллегии министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан, на которых рассматриваются взаимодействия по противодействию преступности и, в том числе БНОН. Рассматривая решения данных заседаний, остановимся на решении заседания Объединенной коллегии министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан, прошедшей в городе Москве 8 октября 2019 года [12], где был обсужден ряд вопросов в области противодействия преступности, один из которых был посвящён мерам по улучшению взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Библиография:

Федерации и Республики Таджикистан, по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков опийной группы, по итогам которой было принято решения обеспечить на регулярной основе взаимный обмен информации о лицах, представляющих оперативный интерес, в том числе о лидерах и членах организованных преступных групп, причастных к незаконному обороту наркотиков, для аналитического исследования с использованием возможностей пра-граммно-технического комплекса «Розыск-Магистраль».

В заключении отметим, что взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков является одним из приоритетных направлений сотрудничества данных государств в контексте обеспечения защиты их национальных интересов, в частности, безопасности граждан, социально-экономических основ государства и здоровья человечества от угрозы которую представляют организованная преступность и незаконный оборот наркотиков.

Также анализ нормативно-правовых актов, признанный Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в целях совершенствования межгосударственного взаимодействия в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, свидетельствует о том, что оно активно развивается.

1. Рахимзода Р.Х. Наркофронт. Научный и информационно-аналитический журнал, № 1. Душанбе - 2017, стр.7.

2. Национальная стратегия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республики Таджикистан на 2013-2020 г. г. Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 13 февраля 2013 г. № 1409. Наркофронт. Научный и информационно-аналитический журнал, № 1. Душанбе - 2017, стр.123-127.

3. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ о модельном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 6 декабря 1997 г. № 10-12. Электронный ресурс. режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901914312 (10.09.2020)

4. Соглашение о сотрудничестве между Министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 21 октября 1992 года. Сотрудничество министерств внутренних дел государств - участников СНГ: сборник актуальных документов СМВД Т. II. Ч. I (1992-2007 гг.). - М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. С. 24-27.

5. Меморандум о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел Республики Таджикистан в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, а также незаконным оборотом наркотиков от 13 ноября 2002 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://e-cis.info/cooperation/2836/82234/ (10.09.2020)

6. Решение об организации работы Региональной оперативной группы в Центрально-Азиатском регионе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств от 5 сентября 2014 года . Сотрудничество министерств внутренних дел государств - участников СНГ: сборник актуальных документов СМВД Т. II. Ч. II (2008-2018 гг.). - М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. С. 146.

7. Решение СМВД государств-участников Содружества Независимых Государств о Едином порядке организации и проведения международной контролируемой поставки по запросам органов внутренних дел/полиции государств -участников Содружества Независимых Государств от 31 мая 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://e-cis.info/cooperation/2836/82234/ (10.09.2020)

8. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 19 декабря 1988 г.// Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. - М., 1994. - С. 133-157.

9. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 15 ноября 2000 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/2561303/ дата обращения 12.09.2020

10. Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью от 25.11.1998 г. Сотрудничество Министерств внутренних дел государств-участников СНГ. Сборник документов БКБОП СНГ. - М.200. С. 326-328.

1 1. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров 30 ноября 2000 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/901823934 дата обращения 12.09.2020

12. Приказ МВД России, МВД РТ N 687/682 от 15 августа 2003 г. «Об объявлении решения Объединенной коллегии министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан от 8 октября 2019 г. N 1 коб Р-Т/2 «О совершенствовании взаимодействия министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан при предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков опийной группы»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.